цос контракт что такое
Социальный контракт в 2021 для малоимущих семей: как заключить, на что потратить? Новые изменения
В этом году семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, в том числе малоимущие, могут оформить социальный контракт с органами соцзащиты. Таким образом можно получить реальные деньги, но потратить их придется строго на определенные договором цели.
Что такое социальный контракт
Социальный контракт – это договор, который заключается между органом социальной защиты населения и малоимущей семьей или одиноким гражданином. То есть теми, у которых доход по независящим от них причинам ниже прожиточного минимума, установленного в регионе.
По этому соглашению государство будет оказывать помощь, а граждане должны будут выполнять программу заранее обговоренных мероприятий по выходу из бедности.
Деньги, полученные от государства, можно потратить на профессиональное переобучение, открытие своего дела или ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ). В случае крайней нужды средства можно получить даже на покупку товаров первой необходимости.
Главная цель социального контракта заключается в том, чтобы малоимущие граждане, исполняя договор, смогли выйти на самообеспечение, то есть начали зарабатывать самостоятельно. Причем столько, чтобы хватало на жизнь.
Социальный контракт предоставляется на основании Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 №296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
Что изменилось в 2021 году
Предполагается, что выплаты из бюджета в рамках соцконтрактов смогут получить около миллиона семей.
Расширен и перечень направлений, на которые можно потратить средства. В частности, с 2021 года малоимущие семьи смогут использовать средства социального контракта на развитие личного подсобного хозяйства (ЛПХ).
Кто может заключить социальный контракт
Право на заключение социального контракта имеют граждане РФ, относящиеся к категории малоимущих. Это могут быть семьи или одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе.
Как считается среднедушевой доход
При расчете среднедушевого дохода орган социальной защиты учитывает суммарный доход за три месяца, предшествующие подаче заявления на соцконтракт.
Формула расчета среднедушевого дохода (СД) в итоге выглядит следующим образом:
СД = все доходы членов семьи за 3 месяца / 3 / Кол-во членов семьи
При этом в расчет принимаются все деньги (пенсии, алименты, пособия и т. д.), которые были получены за указанный период всеми членами семьи, то есть всеми, кто прописан по одному месту жительства.
Если эта сумма СД меньше величины установленного в регионе прожиточного минимума, то семья может подать документы для оформления социального контракта.
Кто может заключить соцконтракт
В первую очередь, надо подать заявление. Сделать это можно в районном управлении соцзащиты, в МФЦ или даже на портале Госуслуги.
Потребуется также предоставить целый пакет документов:
В зависимости от того, как планируется тратить соцконтракт, могут понадобиться иные документы. Их перечень придется уточнить в местных органах соцзащиты.
На что можно потратить средства социального контракта
В 2021 году малоимущие семьи (граждане) могут заключить социальный контракт по следующим направлениям:
Соцконтракт оформляется на определенный срок (от 3 до 12 месяцев). А затем получатель должен будет строго выполнять предложенную программу социальной адаптации и отчитываться о том, как именно тратятся полученные от государства деньги.
Сколько раз можно заключать социальный контракт
Договор заключается на определенный срок от 3 месяцев до года. Затем его можно продлевать. Количество пролонгаций может отличаться в зависимости от региона.
Например, в Хабаровском крае соцконтракт заключается один раз в год, затем соглашение можно продлевать не более 3-х раз за 3 года. А в следующий раз договор можно заключить только через 3 года со дня заключения последнего контракта.
В Волгоградской области органы соцзащиты в течение 12 месяцев после окончания соцконтракта мониторят его исполнение, а затем готовы рассмотреть вопрос о повторном обращении. Если, конечно, средства были потрачены эффективно.
Заключение
В 2021-2022 годах государство намерено активно развивать заключение социальных контрактов, как один из главных инструментов по борьбе с бедностью.
Полученные по договору должны использоваться исключительно по целевому назначению. Например, пройти переобучение, трудоустроиться, развивать собственное дело… В крайнем случае, можно потратить их на насущные нужды. Но о расходах придется отчитаться.
Результатом исполнения должен стать выход получателя из категории малоимущих.
Выплаты 250 тысяч по соцконтракту для малоимущих семей в 2021-2022: условия получения, как оформить и на что можно потратить деньги?
Она напомнила, что речь идет о сумме в 250 тыс. руб.
Что такое социальный контракт для малоимущих семей, какова суть программы социальных контрактов, как получить деньги по социальному контракту малоимущей семье в 2022 году, какие условия получения, как оформить, на что можно потратить, читайте в нашей статье.
Социальный контракт – это безвозмездная целевая субсидия. Если полученные в рамках социального контракта деньги были потрачены на оплату образовательных курсов, поиск работы, покупку оборудования, и др. то возвращать субсидию не нужно, так как она выделяется как форма поддержки гражданина, а не как займ. При этом максимальная сумма составляет до 250 тыс. руб.
Что такое социальный контракт для малоимущих семей в 2022 году и как его получить?
Социальный контракт — это соглашение, которое заключается между малоимущей семьей (или одиноко живущим гражданином) и центром социальной защиты населения. По условиям такого договора государство предоставляет гражданину денежную или натуральную помощь на безвозмездной основе, а он берет на себя обязательство улучшить свое материальное положение в долгосрочной перспективе благодаря этой мере поддержки.
Договор заключается с гражданами и семьями, чей доход ниже прожиточного минимума (ПМ). Чтобы получить помощь от государства, нужно обратиться в местное отделение социальной защиты. Размер единовременных выплат, пакет необходимых документов, а также особенности оформления соглашения в 2022 году зависят от региона.
Главная цель социального контракта — помочь гражданам выйти из сложной жизненной ситуации и получить постоянный заработок для своего обеспечения. В частности, деньги, полученные от государства, можно потратить на профессиональное переобучение, открытие своего дела или на ведение личного подсобного хозяйства.
В общей сложности почти 60 млрд рублей из федерального бюджета выделят регионам в 2021 и 2022 году на предоставление гражданам адресной помощи в рамках социальных контрактов, сообщили в Минтруде. В ведомстве напомнили, что, начиная с 2022 года, механизм соцконтракта будет реализован по всей стране и воспользоваться этой мерой господдержки смогут все россияне, доход которых ниже регионального прожиточного минимума.
По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, эта мера соцподдержки поможет 400 тыс. семей улучшить свое материальное положение, а 300 тыс. граждан открыть свое дело и зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.
Кому положен социальный контракт
Получить помощь от государства вправе только граждане РФ. В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 178 от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи»заключить социальный контракт могут:
В некоторых субъектах РФ перечень категорий получателей господдержки может быть шире. Например, в ряде регионов заключать социальные контракты могут семьи, в которых есть инвалиды I или II группы.
Главное условие для заключения социального контракта — обратившийся за государственной помощью должен иметь статус малоимущего. Малоимущей семьей считается та, где средний доход на одного человека меньше прожиточного минимума в регионе.
При расчете среднедушевого дохода орган социальной защиты учитывает суммарный доход за три месяца, предшествующие обращению. Все деньги (включая пенсии, алименты, пособия и т. д.), которые были получены за указанный период, делятся на 3, а затем полученную сумму делят на количество членов семьи. В результате получается среднедушевой доход на каждого. Если эта сумма меньше величины ПМ, то семья может подать документы для оформления социального контракта.
Важно! При расчете учитываются доходы только тех граждан, которые имеют одинаковое место прописки. Если кто-то из членов семьи прописан в другом месте, то он не будет учтен при расчете среднего дохода.
Как получить помощь по соцконтракту
Чтобы заключить социальный контракт с государством, нужно обратиться соцзащиту по месту жительства вместе с необходимыми документами. В каждом субъекте их перечень будет разным.
Скорее всего понадобятся:
Заявитель должен подробно рассказать социальным работникам о финансовых проблемах, а также заполнить анкету о материально-бытовом положении. Кроме того, может быть создана специальная комиссия, которая проверит жилищные условия и составит акт обследования.
Сотрудники соцзащиты тщательно проверят предоставленные заявителем сведения. Ведомство может делать запросы в налоговую, Пенсионный фонд, Росреестр и другие учреждения.
В течение 25 рабочих дней после подачи документов орган соцзащиты принимает решение, заключать социальный контракт или нет. Если материальное положение действительно тяжелое, работники госоргана разработают для заявителя специальную программу адаптации с указанием вида и размера материальной помощи, а также требованиями, которые необходимо выполнить.
Чтобы помочь гражданам выполнить условия соцпрограммы, могут быть привлечены другие государственные учреждения: биржа труда, органы исполнительной власти и местного самоуправления. При этом семья, которая заключила социальный контракт с соцзащитой, не теряет право на получение иных мер господдержки.
На что можно потратить социальный контракт
В рамках социального контракта помощь может быть предоставлена:
Деньги могут быть использованы на:
Перечень направлений в каждом регионе может быть разным.
Например, в Мордовии можно получить деньги на погашение долга за услуги ЖКХ (не более 30 тысяч рублей, если у гражданина есть несовершеннолетние дети — 50 тысяч).
Новые условия социального контракта с 2022 года
М. Мишустин подписал новое Постановление, касающееся условий социального контракта между гражданами и соцзащитой.
Премьер скорректировал сразу несколько пунктов в программе соцконтракта:
Теперь семьи или гражданин, участвующие в программе, могут потратить полученные денежные средства на обеспечение детей: покупку одежды, обуви и школьных товаров. Денежные средства по контракту можно потратить на обеспечение детей
2. Отмена стажировки
Стали более лояльными условия для тех, кто использует соцконтракт для переобучения: после курса обучения и перед трудоустройством на работу, стало необязательным прохождение стажировки.
3. Поддержка бизнеса
Денежные средства, выделенные по соцконтракту, можно потратить на открытие своего дела. При соблюдении условий программы, гражданин, решивший начать свой бизнес, имеет право получить от соцзащиты до 250 тыс. руб. на эти цели, в зависимости от региона. Выделенные деньги теперь можно потратить и на покупку расходных материалов, а так же частичное погашение аренды. Денежные средства можно направить на открытие ИП.
Срок действия социального контракта
Социальный контракт заключается на срок от 3 до 12 месяцев. При наличии веских оснований он может быть продлен по решению соцзащиты. В течение всего срока действия договора сотрудники соцзащиты тщательно следят за выполнением гражданами и членами их семей условий программы социальной адаптации и оценивают эффективность предложенных мер.
Участники социального контракта обязаны ежемесячно отчитываться о расходовании средств, выделенных им в рамках программы, то есть предоставлять чеки и иные платежные документы сотрудникам соцзащиты. Деньги должны быть использованы только для преодоления трудной жизненной ситуации, то есть оплачивать ежедневные расходы за счет такой помощи нельзя.
Соцзащита может в одностороннем порядке расторгнуть договор, если граждане используют средства не по назначению.
Наиболее распространенные причины для расторжения контракта:
Социальный контракт на развитие личного подсобного хозяйства
Одно из самых популярных направлений для заключения социального контракта — единовременная выплата для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Этот вид помощи особенно востребован в сельской местности.
Например, в Башкирии за 6 лет действия программы социального контракта 98% граждан-участников заключили соцконтракт именно на развитие ЛПХ.
Минтруд решил выделить развитие подсобного хозяйства в отдельный вид соцконтракта. Это значит, что с 2021 года для оказания материальной помощи по этому направлению регионы будут получать федеральные субсидии по отдельной статье. Это поможет увеличить объемы поддержки и количество участников программы.
В рамках соцконтракта людям помогают приобрести домашний скот, птицу, пчел, саженцы, кормовою базу, удобрения и т. д. Кроме того, средства могут быть выделены для покупки сельскохозяйственного инвентаря и техники для обработки приусадебных участков.
Единовременная выплата для ведения личного подсобного хозяйства выдается при соблюдении следующих условий:
Размер единовременной помощи зависит от фактической потребности семьи в деньгах, при этом сумма выплаты не может быть больше 100 тысяч рублей. Такая государственная помощь может быть предоставлена не чаще одного раза в три года.
Обязательное условие — регистрация в качестве самозанятого.
Каждый регион может развивать свои направления, адаптированные под потребности местного населения.
Например, в 2020 году в Липецкой области первые пять соцконтрактов были заключены с гражданами, которые займутся разведением клубники для известного в регионе производителя фруктовых йогуртов.
В Тыве была запущена программа, по условиям которой люди получают земельный надел и 200 голов овец, а через год передают их в пользование другим нуждающимся, оставляя себе приплод. Благодаря этой программе 416 семей больше не находятся за чертой бедности.
Социальный контракт — финансовая помощь малоимущим в 2020
В 2020 году малоимущие граждане и семьи могут получить выплаты от 20 до 250 тысяч рублей в рамках такой формы поддержки малоимущих, как «Социальный контракт».
Источник фото: uszn032.ru
С чего всё началось
Понятие социальный контракт введено в государственной программе РФ «Социальная поддержка граждан». Данная программа утверждена Правительством РФ ещё в 2014 году. В виде эксперимента система соцконтракта существовала с 2010 года.Все эти годы лишь нарабатывалась практика предоставления помощи нуждающимся в рамках социального контракта. Каждый регион действовал по своему. И далеко не в каждом работала программа. Согласно репортажу НТВ, в 2019 году около трети регионов оказывали поддержку малоимущим по соцконтракту, наиболее удачно программа работала в 2019 году в Томской, Вологодской, Калужской, Нижегородской областях.
Скриншот репортажа НТВ о социальном контракте
С учетом лучших практик во второй половине 2019 года были разработаны единые рекомендации для всех регионов. Также, согласно Посланию Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ (2019 год) с 2020 года будут софинансироваться расходы регионов на реализацию технологии социального контракта. Первыми софинансирование получат 15-20 регионов.
В каких регионах действует программа
В начале 2020 года стало известно, что софинансирование в размере 7 млрд рублей получил 21 регион РФ. В рамках борьбы с бедностью в 21 регионе (республики Алтай, Мордовия, Татарстан, Коми, Башкортостан, Марий Эл, Тыва, Удмуртская, Чувашская, Кабардино-Балкарская республики, Вологодская, Саратовская, Нижегородская, Томская, Ивановская, Курганская, Белгородская, Липецкая области, Алтайский, Пермский и Приморский края) реализуются пилотные проекты, основные цели которых – проведение всестороннего анализа причин бедности и разработка универсальных механизмов, направленных на снижение бедности. Указанные средства распределены в соответствии с постановлением Правительства России от 30 ноября 2019 года № 1559.Помимо названных регионов программа соцконтракта действует и в других субъектах, в тех, где она инвестируется из средств регионального бюджета. Так, в Челябинской области в этом году планируют выделить 80 млн 1000 семей, а в будущем получить финансирование государства.Возможно, программа действует и в вашем регионе. Уточняйте на сайте соцзащиты населения или Министерства труда региона. А также по телефонам этих госструктур.
На что потратить
«Социальный контракт – это специальный договор, который заключается между органами соцзащиты и малоимущей семьёй (или малоимущим гражданином). Благодаря соцконтракту можно:
Такое пояснение дано на сайте Правительства РФ. В последнем пункте подразумеваются деньги на покупку лекарств, товаров первой необходимости, обуви и одежды, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, а также на лечение, школьные товары и услуги дошкольного и школьного образования. В отдельных регионах средства предоставляемые по соцконтракту можно использовать на погашение задолженности по ЖКХ. Уточняйте, на что предоставляют пособие в вашем регионе в рамках соцконтракта.
Нововведения в 2020
Суть социального контракта
В каждом регионе действуют свои правила получения выплат по соцконтракту. Но для всех работают и единые правила.
Как и кому помог социальный контракт
Министерство труда и соцзащиты населения РФ предоставляет такие статистические данные:» В 2013 году в регионах было заключено 37,8 тысячи социальных контрактов«»В 2014 г. социальные контракты заключили 46,5 тыс. семей«;»За 2018 год государственную социальную помощь на основе социального контракта получили 308,8 тыс. человек. Всего было заключено 104,6 тыс. социальных контрактов. В 2018 году среднедушевой доход в семьях, имеющих детей, по окончании социального контракта увеличился в 1,4 раза«. «Только в 2018 году более 100 тыс. социальных контрактов было заключено в Российской Федерации с охватом более 300 тыс. человек. – проинформировал он. – Если сравнивать с 2013 годом – началом реализации программы, это количество выросло в более чем три раза», — пояснил замглавы Минтруда России А. Вовченко.Алексей Вовченко обозначил, что в приоритетном порядке помощь на основании социального контракта оказывается малообеспеченным семьям с детьми. «Мы констатируем, что 60 % заключенных соцконтрактов – это семьи с детьми до 16 лет. Такая задача и ставилась: именно эта категория семей, к сожалению, составляет большинство неимущего населения». «Говоря о средней эффективности выхода из бедности по итогам реализации соцконтракта – это 35 % по итогам 2018 года«. Результат в 35 % – «это большая цифра – с учетом разницы стоимости соцконтракта, это те малообеспеченные граждане, которые вышли на самостоятельные источники дохода, улучшили свое материальное положение и преодолели бедность в долгосрочной перспективе». Забудем о статистике и заявлениях официальных лиц, посмотрим на что и в каких регионах использовались денежные средства.»В 2020 году в Липецкой области первые пять соцконтрактов были заключены с гражданами, которые займутся разведением клубники для известного в регионе производителя фруктовых йогуртов. В Тыве была запущена программа, по условиям которой люди получают земельный надел и 200 голов овец, а через год передают их в пользование другим нуждающимся, оставляя себе приплод. Благодаря этой программе 416 семей больше не находятся за чертой бедности.» — пишет сайт detskie-posobiya.molodaja-semja.ru.
Как получить помощь
Каждый нуждающийся может определить, на что ему нужна денежная помощь и обратиться в местную соцзащиту: проконсультироваться и подать заявление. Будущим ИП ещё нужно разработать план расходов-доходов от предпринимательской деятельности.Понадобятся и документы (паспорт, свидетельство о браке, о рождении детей и другие, в зависимости от ситуации).»Обратиться за помощью к государству имеют право семьи или одинокие люди, чей доход ниже прожиточного минимума (устанавливается в регионе). Чтобы его рассчитать, общий доход семьи надо разделить на количество членов семьи» — пояснял ещё в 2015 году замминистра А. Вовченко.Если хотите узнать, какие именно условия действуют в вашем регионе ищите соответствующий нормативно-правовой документ. Например, в Челябинской области сейчас действует такой закон — Закона Челябинской области от 02 июля 2020 г. № 187-ЗО «О государственной социальной помощи в Челябинской области», предусматривающий социальную помощь на основании социального контракта до 80000 рублей.
Что такое социальный контракт для малоимущих
Как получить 250 000 ₽ на свой бизнес
Региональные власти с подачи федерального центра не только помогают нуждающимся льготами и пособиями, но и готовы дать возможность зарабатывать.
Малоимущие россияне могут получить субсидию в 250 000 Р на запуск своего бизнеса — это называется социальный контракт. В статье я расскажу, кто и как может получить эти деньги.
Курс о больших делах
Что такое социальный контракт
Чем социальный контракт отличается от пособий. Социальный контракт — это договор между местным органом соцзащиты и человеком, у которого низкий доход. Регион обязуется оказать нуждающемуся определенную помощь — деньгами или товарами, а тот должен трудоустроиться, пройти обучение или начать свое дело. Контракт отличается от классических пособий для малоимущих тем, что в итоге у человека должен появиться стабильный источник дохода.
Понятие «социальный контракт» появилось в 2013 году. Но власти стали активно продвигать эту программу поддержки в 2020 году, после обращения Владимира Путина к Федеральному Собранию. Соцконтракт должен был стать одним из способов помощи тем, кто потерял доход из-за пандемии.
В разных регионах есть свои нюансы и требования к тем, кто хочет заключить договор, но принцип везде одинаковый: государство помогает человеку выйти на регулярный доход.
максимально можно получить по соцконтракту
Срок действия контракта. Напомним: контракт — это договор между государством и гражданином и, как у любого договора, у него есть срок. Последний зависит от вида соцконтракта. Например, в рамках соцконтракта по поиску работы человек должен трудоустроиться максимум в течение девяти месяцев. Если же речь об открытии своего дела, то договор заключают не более чем на 12 месяцев.
Виды социального контракта
Существует пять видов социального контракта.
По поиску работы. По сути, человек получает двойное пособие по безработице: от центра занятости и по соцконтракту. Но при этом он обязуется найти работу в течение определенного срока. Все зависит от того, как скоро безработный заключит новый трудовой договор. Если человек просто стоит на учете, без контракта, то обязательства трудоустроиться у него нет.
На улучшение материального положения. В апреле 2021 года в программу внесли изменения. Деньги, полученные по соцконтракту, теперь разрешено тратить на покупку одежды, обуви и школьных товаров для детей. Действуют ли эти нововведения на практике в вашем регионе, лучше уточнить в местной соцзащите.
Кому положен социальный контракт
Заключить социальный контракт может только гражданин России. Необходимо иметь постоянную регистрацию в том регионе, в котором человек обращается в органы соцзащиты. Если у человека временная регистрация, а сам он прописан в другом регионе, то надо взять справку по месту прописки, что там соцконтракт не заключали. Также есть еще несколько важных условий.
Главный критерий — надо быть нуждающимся. Такой статус может получить как одинокий малоимущий человек, так и семья.
Кроме этого, учитывают и имущество, которое есть в собственности. Например, если доход не дотягивает до прожиточного минимума, но семья владеет двумя автомобилями, то ее могут не признать нуждающейся.
Для многодетных семей. Такой вариант тоже возможен, если соблюдать главное условие — быть малоимущим. Все равно будут учитывать совокупный доход семьи, суммируя все детские пособия и выплаты.
Для самозанятых. Можно уже быть самозанятым, можно зарегистрироваться после получения субсидии, но должен быть низкий доход за три предыдущих месяца.
Для ИП. Человек уже может быть ИП, а может встать на учет после получения субсидии, но его доход за три месяца должен быть меньше среднедушевого прожиточного минимума в регионе.
Для безработных. Здесь можно выбрать один из пяти видов соцконтрактов и заключить тот, что вам подходит.
Суть в том, что заключить соцконтракт могут абсолютно все, условие здесь одно: вы должны в этом нуждаться. Именно это и подтверждают ваши доходы ниже прожиточного минимума в вашем регионе.
Кому могут отказать в социальном контракте
Самая частая причина отказа — человек на самом деле не нуждающийся: доход на каждого члена семьи выше прожиточного минимума либо у заявителя есть дорогое жилье, автомобиль или земельный участок.
Еще одно важное условие — бизнес, который человек открыл на выделенные государством деньги, должен просуществовать минимум год.
Куда жаловаться в случае отказа. Вышестоящая инстанция для программы соцконтракта — региональное министерство социальной защиты. Можно написать обращение на официальном сайте ведомства или прийти на личный прием. Например, в Санкт-Петербурге есть Адмиралтейский отдел социальной защиты, для него вышестоящим органом будет Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.
Как получить социальный контракт
Какие документы нужны. В каждом регионе свои требования к документам, которые надо приложить к заявлению. Например, в Калмыкии нужно просто заполнить анкету, которую дадут в соцзащите. В Астраханской области требуют документы об обязательных расходах семьи: ЖКУ, налогах и так далее.
В Московской области не требуют бизнес-план, свидетельства для детей младше 14 лет и копии паспортов подростков младше 18 лет. Так что перечень необходимых документов стоит уточнить в местном органе соцзащиты по месту регистрации. Если не знаете, куда обращаться, информацию можно найти на справочных сайтах или на портале администрации своего города, как например, в Санкт-Петербурге.
Вот примерный перечень документов, которые требуют чаще всего:
Образец заявления в соцзащиту Челябинского городского округаPDF, 692 КБ
Сколько дней рассматривается заявление на социальный контракт. Обычно заявление рассматривают 10 дней, если не нужно запрашивать информацию от других ведомств, например из налоговой. А если такая необходимость есть, например для ИП, то в течение 30 дней.
Как написать бизнес-план
Бизнес-план — это документ с расчетами, которые доказывают, что свое дело поможет действительно выйти на стабильный доход и что для запуска нужны те самые 250 000 Р от государства. Хотя, естественно, никто не мешает попросить и меньшую сумму. Все должно быть расписано подробно, я рекомендую включить в бизнес-план несколько обязательных разделов.
Титульный лист. Достаточно написать вид деятельности, ФИО, номер телефона, адрес электронной почты, можно вставить красивую картинку с фотостока по теме будущего бизнеса. Это просто обложка, но она должна быть красивой.
Содержание. Просто перечислите все разделы бизнес-плана.
Введение. Здесь рекомендую дать общую характеристику будущего бизнеса. Например, если вы будете делать массаж, то напишите, что люди сейчас много работают, поэтому им нужно расслабиться и отдохнуть. Массаж отлично удовлетворит эту потребность. Массажный салон не требует больших вложений: всего лишь аренда и расходные материалы.
Можно написать, что у вас есть нужные навыки и образование, вам не хватает только оборудования и мебели. На отдельные виды массажа нужна лицензия, например на лечебный. Если вы планируете делать расслабляющий массаж для укрепления здоровья или моделирования фигуры, то такой массаж относится к спа-услугам и лицензия не нужна.
Резюме проекта. Это своеобразная анкета о вас с основной информацией о проекте. Надо указать личные данные: фамилию, имя и отчество, адрес регистрации, а также вид бизнеса и адрес, по которому расположится бизнес. Последний можно написать в свободной форме: «Планирую арендовать офис по адресу…». Здесь же нужно указать срок реализации проекта — обычно пишут месяц, следующий за тем, в котором человек подает документы, и эту же дату в следующем году, так как соцконтракт действует год.
В резюме можно указать общую сумму, которая потребуется на запуск бизнеса, а также возможные риски и пути решения этих проблем. Например, если человек хочет начать делать массаж, то одним из рисков может быть высокий уровень конкуренции. Выход — сделать цены чуть ниже, чем у конкурентов, ввести систему скидок для постоянных клиентов и так далее.
Анализ рынка и конкурентов. В этом разделе надо проанализировать, много ли предпринимателей занимается аналогичным бизнесом в вашем городе или районе. Проще всего оформить таблицу, расписать плюсы и минусы конкурентов, а также за счет чего новый бизнес будет выделяться на их фоне. Например, если другие предприниматели не ведут соцсети, можно написать, что у вас будет своя страничка.
Можно воспользоваться бесплатным сервисом на сайте Корпорации МСП, который помогает начинающим предпринимателям выбрать вид будущего бизнеса.
Маркетинговый план. В этом разделе необходимо расписать стратегию продвижения. Например, можно написать, что бизнес будет продвигаться в соцсетях. Рекомендую сразу завести странички и приложить ссылки.
Тут же стоит рассказать о будущих рекламных активностях. Например, мастер по массажу может делать скидки для постоянных клиентов, проводить конкурсы среди подписчиков.
Обучение. Государство заинтересовано в том, чтобы бизнес не прогорел. Поэтому лучше заниматься той сферой, в которой уже есть опыт и образование.
Если планируете делать медицинский массаж, то учтите, что нужны документы об образовании. Надо приложить копии и написать, чему удалось научиться. Также для медицинского массажа понадобится лицензия на осуществление медицинской деятельности, поскольку массаж есть в номенклатуре медуслуг.
Смета. Это список расходов, которые покроет субсидия. Обычно смету оформляют как приложение к бизнес-плану в виде таблицы.
В смете нужно рассмотреть три варианта покупок: «эконом», «стандарт» и «премиум». «Стандарт» — это те товары, которые вы хотите приобрести. «Эконом» — аналоги дешевле, а «максимум» — товары подороже. Так вы покажете, что из всего ценового диапазона вы выбираете оптимальный.
Бывает, что в бизнес-плане указан один товар, но после того как перечислили деньги, его уже нет в наличии или он подорожал. Это не страшно, можно купить другой, но надо согласовать все с соцзащитой. Как правило, там без проблем идут на уступки.
После составления сметы можно приступать к финансовому плану. В нем необходимо прописать все основные показатели будущего бизнеса: выручку, расходы, налоги, прибыль.
Никто не может знать, сколько человек заработает на своем деле, поэтому сотрудники соцзащиты не требуют точных цифр, пишите все примерно. Единственное правило здесь — лучше написать меньше и заработать больше, чем завысить, например, выручку и остаться в минусе.
Как написать финансовый план
Финансовый план — пожалуй, самая сложная часть бизнес-плана. Но она и самая важная. Здесь надо показать движение денег: выручку, расходы, налог, чистую прибыль и рентабельность. Лучше все просчитать на три года вперед. Бизнес должен развиваться, поэтому важно показать, что с каждым годом обороты и прибыль будут расти.
Отдельно надо указать, какие налоги будет платить будущий предприниматель. Если человек регистрируется как самозанятый, то будет платить 4% от выручки при работе с физлицами и 6% при работе с юрлицами и ИП. Но для финансового плана можно остановиться и на 4% от выручки. Если регистрируется как ИП — нужно выбрать режим налогообложения.
УСН «Доходы» — 6% от выручки.
УСН «Доходы минус расходы» — 15% от прибыли.
Патент — его можно применять, если предприниматель занимается розничной торговлей, сельхозработами, разработкой компьютерных программ. На патенте также могут работать парикмахеры, няни, ветеринары и разработчики. Полный список видов деятельности и формула расчета стоимости патента есть на сайте ФНС.
Если человек только открывает свое дело и не имеет сотрудников, обычно выгоднее регистрироваться самозанятость.
Куда подавать документы
В некоторых регионах необходимо подавать заявку электронно через платформу «Мой бизнес», ее региональные онлайн-сервисы, например «Мой бизнес» в Нижегородской области, или через сайт госуслуг. А в некоторых — лично, но в МФЦ. Дальше я буду рассказывать о самом частом случае — когда заявителю надо прийти с документами в соцзащиту.
Заявление и бизнес-план рассматривает специальная комиссия. Там могут задать несколько вопросов. Например, могут спросить, почему нужна именно эта модель ноутбука, обязательно ли арендовать помещение, как будущий предприниматель планирует искать клиентов и так далее.
У работников соцзащиты могут появиться вопросы по каким-то позициям, заявленным в смете, могут попросить что-то исключить или заменить. Например, по моему опыту, часто не согласовывают покупку айфонов, айпадов и макбуков. Они дорогие и всегда можно найти аналоги дешевле. Еще в моей практике был случай, когда девушка занималась пошивом одежды и хотела купить фотоаппарат, чтобы делать контент для соцсетей. Покупку также не одобрили. Посчитали, что для основной деятельности фотоаппарат не нужен.
После собеседования обычно сразу говорят, приняты заявление и бизнес-план или нет. Решение о том, готов ли регион заключить социальный контракт, вынесут в течение месяца — этот срок нужен, чтобы проверить все документы.
Основание для отказа может быть только одно: человек соврал о своих доходах и на самом деле не малоимущий. Комиссия обращает внимание и на образ жизни заявителя. Например, если человек снимает жилье, то могут предположить, что у него есть лишние деньги и он не такой уж и нуждающийся. Как показывает мой опыт, даже качество бизнес-плана не так важно: если с ним что-то не так, попросят переделать.
Отказ обязательно должны выдать в письменной форме. Уведомление об отказе направляет орган соцзащиты в письменной форме заявителю по месту жительства или по месту пребывания не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя для подписания социального контракта.
п. 16 Постановления правительства Нижегородской области «О социальной поддержке малоимущих»PDF, 283 КБ
Если документы в порядке, то заявителя пригласят в соцзащиту, чтобы подписать контракт. После этого можно ждать деньги. Их перечисляют только на карту «Мир», как и все социальные выплаты с 1 октября. Если у вас такой нет, придется завести. Эти 250 000 Р от государства не облагаются налогом на доход, как и большинство социальных выплат и пособий.
На что можно потратить субсидию
Деньги по соцконтракту предназначены на покупку оборудования, инвентаря, инструментов, которые можно использовать многократно. Например, если человек занимается наращиванием ресниц, то приобрести можно кушетку, стол, стул, лампу. Сами ресницы и клей — это уже расходные материалы.
В качестве основного средства можно приобрести даже автомобиль, если он нужен для предпринимательской деятельности и получится обосновать эту необходимость. Например, если суть бизнеса — курьерские услуги.
На что можно тратить деньги, лучше уточнить в отделе соцзащиты, так как ситуация в разных регионах различается. Например, я сталкивалась с тем, что в одном субъекте разрешали включать в бизнес-план расходы на рекламу и расходные материалы, а в других — нет.
Если говорить об основных средствах, то лучше приобретать новые товары, так как понадобятся документы, подтверждающие факт оплаты. Их надо обязательно принести в соцзащиту, отчитываясь о расходах.
Еще я советую делать фотографии купленных товаров и прикреплять их к копиям чеков. Все это вместе будет хорошим подтверждением, что деньги потрачены по назначению.
Чеки и фото надо предоставлять сразу после того, как нужный товар куплен. Строгой формы отчета нет. В каждом регионе свои условия: где-то достаточно отправить чеки на электронную почту, где-то потребуют прийти лично. Например, в Нижегородской области ввели специальную форму отчетности за расход субсидии.
Как работает соцконтракт в реальности
Но я не растерялся: быстро переписал бизнес-план под оказание рекламных услуг для артистов и музыкантов. Рекламой я занимался раньше, проходил курсы, от которых у меня остались сертификаты и дипломы. Их я и приложил к заявлению.
Вторая попытка оказалась удачной: бизнес-план приняли. С момента повторной подачи заявления до зачисления денег на счет прошло четыре месяца. На субсидию я купил всю необходимую технику: фотоаппарат, видеокамеру и другое оборудование, которое нужно для создания фото- и видеоконтента для артистов.
От себя скажу, что социальный контракт на развитие своего дела — вещь реально стоящая. Деньги дают хоть и не очень большие, но они все равно нужны.
Отчитываться нетрудно. Когда я купил все товары по смете, работники соцзащиты пришли ко мне, проверили все ли на месте, сфотографировали оборудование. Сейчас я отчитываюсь только по доходам: ежемесячно делаю скрины приложения «Мой налог» и отправляю их на почту в соцзащиту.
Что будет, если гражданин не выполнит условия соцконтракта
Государство может расторгнуть социальный контракт и потребовать вернуть деньги. В течение года действия соцконтракта работники органов соцзащиты могут приехать с проверкой. Надо будет показать, что бизнес действительно работает, а все, что куплено, используют по назначению.
Социальный контракт заключается на год. Поэтому надо быть готовым, что в течение этого периода может приехать комиссия с проверкой — в офис или домой, если бизнес ведется на дому. Перед проверкой обычно звонят и предупреждают. Все купленное должно использоваться только для работы. Работники соцзащиты смотрят, действительно ли человек оказывает заявленные услуги и на самом ли деле он купил те товары, которые заявил в смете и за которые отчитался.
Кроме этого, в течение года каждый месяц придется отчитываться о ежемесячных доходах. Например, самозанятые должны зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и каждый месяц отправлять в соцзащиту данные о своих доходах. Можно просто прислать скриншоты из приложения по электронной почте.
Индивидуального предпринимателя попросят завести кассовую книгу. Форму можно скачать в интернете. Здесь нужно показать, сколько ИП пришло денег и сколько было израсходовано. Каждый месяц в соцзащиту придется либо идти лично с кассовой книгой, либо отправлять сканы по почте.
Нужно ли возвращать деньги государству. Если после получения субсидии и запуска бизнеса доход человека не превысил прожиточный минимум, соцконтракт могут разорвать, а деньги попросят вернуть. Таких прецедентов я не знаю, но в теории это выглядит так: с человеком свяжутся работники соцзащиты, он подпишет заявление о невыполнении условий договора и переведет деньги обратно на счет.
Сколько раз можно заключать социальный контракт
Заключить соцконтракт получится только один раз. Это долговременная поддержка государства — ожидается, что приобретенные основные средства будут служить человеку несколько лет, чтобы его доход был стабилен. Для государства в приоритете те, кто никогда не получал субсидий.
Как расторгнуть социальный контракт
Причины расторжения социального контракта. Все зависит от того, по чьей инициативе расторгается социальный контракт. Например, если выяснилось, что деньги использованы не по назначению, сумму субсидии нужно будет вернуть.
Так, государство может расторгнуть контракт, если в течение года после заключения соцконтракта малоимущий гражданин или его семья:
Сам гражданин также вправе расторгнуть договор в любой момент, при этом сумму субсидии придется вернуть. Деньги нужно перечислить в региональный и федеральный бюджет, так как деньги выделяют из обоих.