цирк монти пайтона что это

«Монти Пайтон»: путеводитель по главной комедийной труппе вселенной

50 лет назад в эфир BBC впервые вышло великое британское комедийное шоу «Летающий цирк Монти Пайтона». «Афиша Daily» вспоминает материал о гигантском наследии, которое оставили участники «Монти Пайтона», — от первых опытов на телевидении до посмертных автобиографий.

Допайтоновские работы

«Монти Пайтон» — это, наверное, последний в 20 веке пример исключительно классовой культуры. За исключением американца Терри Гиллиама, все члены «Пайтона» — выпускники двух самых престижных британских вузов, Оксфорда и Кембриджа. Джон Клиз, Грэм Чапман и Эрик Айдл начинали в главной комедийной кузнице кадров, кембриджском студенческом театре Footlights — просто посмотрите на список его выпускников. До 1969 года, когда вышли первые серии «Летающего цирка Монти Пайтона», все пятеро успели в разных комбинациях написать и сыграть в восьми разных комедийных телепрограммах, в том числе в шоу Дэвида Фроста (автора знаменитого интервью с Ричардом Никсоном, во время которого тот признал свою вину за «Уотергейт») «The Frost Report». Стиль «Монти Пайтон», настолько уникальный, что эпитет Pythonesque упоминается в Оксфордском словаре английского языка, хорошо узнается, например, в выпусках передачи «Не крутите ручку настройки» («Do Not Adjust Your Set»), которая шла на канале ITV, конкуренте BBC, с 1967 по 1969 год: в них появляются Эрик Айдл, Терри Джонс и Майкл Пейлин.

В это же время друзья по Кембриджу и соавторы Джон Клиз и Грэм Чапман уже выпустили фильм-сборник комедийных скетчей «Как раздражать людей». Несколько из них в слегка видоизмененном виде войдут в золотой фонд «Монти Пайтон».

«Летающий цирк Монти Пайтона»

То, что имеют в виду, когда говорят «Монти Пайтон» — это «Летающий цирк Монти Пайтона», 45 серий по 25–30 минут каждая, выходившие на BBC с 1969 по 1973 год. Сейчас это безусловная комедийная классика, а в начале 70-х «Летающий цирк» производил настоящую революцию в жанре. Безжалостному осмеянию подвергалась не только «тетушка Биб», как британцы называют свою главную вещательную корпорацию (в четвертом сезоне, например, зрителю под видом рекламы собственной продукции BBC предлагают книгу «Золотой век воздухоплавания», приуроченную к выходу одноименной серии телепередач, — в обмен на деньги или пять месяцев тюрьмы), но и сама механика телевизионной комедии. Обильное использование «четвертой стены» (например, посреди скетча в кадр врывается полковник в исполнении Грэма Чапмана и требует «прекратить эти глупости»), отказ от привычной телекомедийной структуры, где каждый скетч должен заканчиваться панчлайном, то есть главной шуткой (монти-пайтоновские скетчи скатываются в полный абсурд или перетекают в следующий, минуя панчлайн), психоделические анимационные вставки Терри Гиллиама — все это будет многократно скопировано комиками будущего. Даже заставки редко удерживались на привычном месте. В конце 60-х на телевидении стали все чаще практиковать так называемый холодный зачин (cold open), когда передача начиналась сразу с сюжетной части, минуя заставку, которая была вмонтирована чуть позже. У «Монти Пайтон» «холодный зачин» может растянуться на полсерии, как в десятой серии второго сезона, а завершающие титры — пойти сразу после заставки, окончательно сбивая с толку зрителя.

Мемы «Монти Пайтон»

Какое‑то подобие порядка в дичь и анархию серий «Летающего цирка» вносили регулярно возникающие темы и персонажи — назовем их условно мемами.

Полковник — усатый вояка (Грэм Чапман), который врывается в сцену и требует «прекратить эти глупости» (например, в конце знаменитого скетча про мертвого попугая).

Мертвый попугай — см. ниже.

«А теперь нечто совершенно иное» — теледиктор (Джон Клиз), сидящий за партой и произносящий одну-единственную фразу, которой прерывается один сюжет и начинается переход к другому или к заставке. Так же называется первый полнометражный фильм «Монти Пайтон» («And Now for Something Completely Different», 1974).

Испанская инквизиция — ее никто не ожидает.

Ступня Амура — фрагмент аллегорического полотна флорентийского художника Аньоло Бронзино «Триумф Венеры» (1576): исполинская ступня, которая появляется в анимационной заставке, придавливая логотип труппы с характерным звуком выпускаемых газов. Неофициально считается символом «Монти Пайтон» и появляется на обложках DVD, книг, дисков, плакатов и прочего визуального оформления. Венок в виде этой ступни послали на похороны Грэма Чапмана оставшиеся в живых члены труппы.

Лучшие скетчи «Летающего цирка Монти Пайтона»

По опросу, проведенному в 2005 году, 15-й лучший комедийный скетч в истории Британии (всего на первых 50 позициях пять скетчей «Монти Пайтон»). Собственно, название все объясняет: Джон Клиз в униформе типичного лондонского клерка, в шляпе-котелке, с портфелем и зонтиком покупает в ларьке номер «Таймс» и идет работать в соответствующее министерство, по дороге выделывая ногами самые замысловатые кренделя. К сожалению, повторить эту акробатическую сатиру на британскую бюрократию вживую уже не выйдет — Клизу не позволят возраст и искусственные суставы.

Пожалуй, самый знаменитый скетч «Монти Пайтон», который для британской, да и мировой массовой культуры, имеет такое же значение, как цитаты из комедий Гайдая для родившихся в СССР. Сюжет про рассерженного покупателя и продавца, придумывающего массу отговорок вместо того, чтобы обменять бракованный товар, появлялся еще в раннем, допайтоновском шоу Джона Клиза и Грэма Чапмана «Как раздражать людей». Тогда в роли товара выступал автомобиль, при переработке скетча для «Монти Пайтон» сначала решили заменить его на тостер, но Чапман потребовал сделать скетч «безумнее», и вместо неодушевленного предмета появился «норвежский голубой» попугай.

Лесоруб-трансвестит, один из самых известных музыкальных номеров «Монти Пайтон», неоднократно исполнявшийся на концертах. Существует версия на немецком, снятая специально для германского телевидения.

Ницше получает желтую карточку за утверждение, что судья, Конфуций, лишен свободы воли. Гегель оспаривает гол, забитый Сократом, заявляя, что реальность априори является лишь дополнением к ненатуралистической этике, а Маркс заявляет, что был офсайд. Когда современники обвиняли «Монти Пайтон» в излишнем интеллектуализме их комедий, они имели в виду именно этот скетч.


Полнометражный «Пайтон»

Когда стало ясно, что формат скетчей себя исчерпал, а Джон Клиз к четвертому сезону фактически покинул труппу, «Монти Пайтон» переключились на полный метр. Формально первым фильмом «Монти Пайтон» считается «А теперь нечто совершенно иное» («And Now for Something Completely Different», 1971), но это не более чем сборник скетчей из первых двух сезонов, выпущенный для американского рынка.

Так что первым «настоящим» фильмом принято считать «Монти Пайтон и священный Грааль» («Monty Python and the Holy Grail», 1974). Съемки неоднократно были на грани срыва — из‑за последствий алкоголизма Чапмана и творческих разногласий между двумя Терри — Джонсом и Гиллиамом, которые никак не могли решить, кто из них главный на съемочной площадке. Тем не менее фильм вышел, заслуженно занял свое почетное место во всех списках лучших комедий мира и был немедленно растащен на цитаты, которые до сих пор появляются в фильмах, книгах, видеоиграх, сериалах и т. д.

Следующий важный полнометражный проект, тоже едва доживший до реализации, — «Монти Пайтон: Житие Брайана». Спонсоры фильма, компания EMI Films, практически в момент начала съемок отказалась от участия, узнав, о чем будет фильм (о парне, родившемся в Вифлееме, которого все перепутали с Христом). На помощь пришел Джордж Харрисон, выделив на съемку три миллиона личных средств (в фильме даже есть его камео). Фильм успешно вышел и породил нешуточный скандал. Особенно впечатлял, конечно, финал.

Сразу после выхода «Житие Брайана» было запрещено к показу в нескольких десятках местных советов Великобритании (некоторые из этих запретов были сняты лишь совсем недавно), Ирландии, Норвегии, против самих «Монти Пайтон» была развязана довольно агрессивная кампания, как бы сейчас сказали, по защите чувств верующих. Эта история была беллетризована в недавнем фильме «Святой летающий цирк» («Holy Flying Circus», 2011), где самих «пайтонов» играют другие люди — например, Майкла Пейлина исполняет Чарлз Эдвардс, известный зрителям «Аббатства Даунтон» по роли Майкла Грегсона.

А «Житие Брайана» — это не столько религиозная, сколько политическая сатира, и одна из лучших сцен — «Вы все личности!» — была практически дословно (но неизвестно, насколько намеренно) воспроизведена Джулианом Ассанжем и его поклонниками на открытии лондонского лагеря движения Occupy.

Последний полнометражный фильм «Смысл жизни по Монти Пайтону» вернулся к формату «сборник скетчей на общую тему». Это, пожалуй, самый мрачный и «телесный» материал «Монти Пайтон» с массой весьма брутальных сцен и песенных номеров с названиями вроде «Всякая сперма священна» («Every Sperm is Sacred»). Фильм получил специальный Гран-при жюри в Каннах.

Влияние на поп-культуру

Самый очевидный вклад «Монти Пайтон» в мировую поп-культуру — это, конечно, термин «спам» (к вящему неудовольствию компании Hernel Foods, которая до сих пор выпускает под маркой SPAM консервированное мясо). Судьба, однако, посмеялась и над самими «Монти Пайтон». Символ интеллигентского протеста против системы, кумиры молодежи бурных 60-х, в чьих скетчах депутат или полицейский — всегда законченный идиот, были окончательно освоены истеблишментом в 1990 году на съезде Консервативной партии, когда ее председательница к восторгу зала воспроизвела их самый знаменитый скетч (высмеивая новый логотип Либерально-демократической партии — попугая).

А в 2013 году в тест на британское гражданство вошел вопрос о «Монти Пайтон».

После «Пайтона»

Самая удачная карьера на телевидении сложилась у Джона Клиза. Его персонаж Бэзил Фолти, владелец отеля «Фолти-Тауэрс», где происходит действие одноименного комедийного сериала («Fawlty Towers»), известен ничуть не хуже пайтоновских персонажей Клиза, а сам сериал во всех британских рейтингах занимает первые строки.

Бывшие члены «Монти Пайтон» и вместе, и по отдельности появлялись в нескольких полнометражных фильмах. В 1988 году Пейлин и Клиз сыграли в комедийном детективе «Рыбка по имени Ванда» («A Fish Called Wanda»), за что каждый получил по высшей британской кинонаграде — BAFTA. Лучший момент — Клиз читает Джейми Ли Кертис «Молитву» Лермонтова.

Эрик Айдл буквально воплотил тезис «Monty Python— это The Beatles в мире комедии», в 1978 году сняв пародийную биографию «Битлз» — «Все, что вам нужно, — это деньги» («All You Need Is Cash»), для чего не поленился основать настоящую рок-группу The Rutles, которая выпустила несколько альбомов с пародиями на Beatles. Эпизодическую роль в фильме играет друг Айдла Джордж Харрисон.

Кроме того, Айдл поставил мюзикл «Спамалот» по мотивам второго полнометражного фильма «Монти Пайтон и священный Грааль». Остальные бывшие члены труппы отказались принять участие в постановке, но появились на премьере. Мюзикл получил 14 наград «Тони» и собрал больше 175 миллионов долларов в прокате в 24 городах мира.

Разумеется, самую впечатляющую кинокарьеру сделал Терри Гиллиам. Через два года после последнего фильма «Монти Пайтон» он снял трагикомическую антиутопию «Бразилия» (1985), затем еще одну антиутопию, уже менее паясническую, — «12 обезьян» (1995), ну и, конечно, «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998), с треском провалившийся в прокате, но ставший культовым. Известно, что Джоан Ролинг — большой фанат режиссерского таланта Гиллиама и хотела, чтобы первый фильм поттерианы, «Гарри Поттер и философский камень», снимал именно он. По настоянию Warner его все-таки снял Крис Коламбус, зато в предпоследней серии, снятой Дэвидом Йейтсом, сцены в Министерстве магии — явный оммаж гиллиамовской «Бразилии».

Майкл Пейлин ездит по миру, снимает документальные передачи и пишет книги о путешествиях (как и Терри Джонс, который после «Монти Пайтон» на экране практически не появлялся). Все началось с сериала, в рамках которого Пейлин путешествовал на поездах по Великобритании, но самым успешным стал «Вокруг света за 80 дней» для BBC (1989), где Пейлин пытается максимально дотошно повторить маршрут Филеаса Фогга и Паспарту. После этого Пейлин путешествовал по Гималаям, Бразилии, Восточной Европе, пересекал Сахару, повторял путешествия Хемингуэя, подробно исследовал Тихий океан и пересекал землю от Северного полюса к Южному. С 2009 по 2012 год он даже побыл президентом Королевского географического общества.

В 2012 году вышла анимированная экранизация полувыдуманной автобиографии Грэма Чапмана «Автобиография лжеца» («A Liar’s Autobiography»). Во время вступительных титров звучит голос самого Чапмана, записанный на одном из его выступлений (в русской озвучке этого, разумеется, не слышно).

Это архивный материал, который был впервые опубликован на «Афише Воздух» 27 ноября 2013 года.

Источник

«Монти Пайтон»: 50 лет битлам английского юмора

цирк монти пайтона что это. 109061507 mpmain. цирк монти пайтона что это фото. цирк монти пайтона что это-109061507 mpmain. картинка цирк монти пайтона что это. картинка 109061507 mpmain. «Монти Пайтон» — это, наверное, последний в 20 веке пример исключительно классовой культуры. За исключением американца Терри Гиллиама, все члены «Пайтона» — выпускники двух самых престижных британских вузов, Оксфорда и Кембриджа. Джон Клиз, Грэм Чапман и Эрик Айдл начинали в главной комедийной кузнице кадров, кембриджском студенческом театре Footlights — просто посмотрите на список его выпускников. До 1969 года, когда вышли первые серии «Летающего цирка Монти Пайтона», все пятеро успели в разных комбинациях написать и сыграть в восьми разных комедийных телепрограммах, в том числе в шоу Дэвида Фроста (автора знаменитого интервью с Ричардом Никсоном, во время которого тот признал свою вину за «Уотергейт») «The Frost Report». Стиль «Монти Пайтон», настолько уникальный, что эпитет Pythonesque упоминается в Оксфордском словаре английского языка, хорошо узнается, например, в выпусках передачи «Не крутите ручку настройки» («Do Not Adjust Your Set»), которая шла на канале ITV, конкуренте BBC, с 1967 по 1969 год: в них появляются Эрик Айдл, Терри Джонс и Майкл Пейлин.

Автор фото, Michael Ochs Archives

Тяжело дыша, из воды на берег выбирается одетый в лохмотья, заросший длинной, густой и неопрятной бородой человек. В изнеможении он валится на прибрежный песок, с трудом поднимает голову и еле слышно хрипит: «Это…»

Так ровно 50 лет назад, 5 октября 1969 года начался в эфире телевидения Би-би-си новый цикл юмористических комедийных шоу. «Летающий цирк» был неизменным главным хитом английского телевидения в течение пяти лет, вплоть до декабря 1974 года.

Одновременно «питоны» начали снимать художественные фильмы, которых до распада группы в 1983 году набралось четыре штуки. Они, собственно, и составляют основу всемирной популярности группы.

Были театральные спектакли, был специальный мюзикл, была и собственная пародийная рок-группа.

Автор фото, Stephen Lovekin

«Монти Пайтон» на кинофестивале «Трайбека» в Нью-Йорке. Слева направо: Майкл Пейлин, Джон Клиз, Эрик Айдл, Терри Джонс, Терри Гиллиам. 24 апреля 2015 года

Было, наконец, историческое воссоединение, которое миллионами поклонников по всему миру ожидалось и приветствовалось как второе пришествие Христа. Ну, или, на худой конец как воссоединение «Битлз»

Предыстория

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

В пору расцвета рок-культуры, когда чуть ли не впервые в истории на первый план вышло творчество не индивидуальное, а коллективное, когда в центре внимания были группы, пусть и в другом виде искусства, «Монти Пайтон», в полном соответствии с духом времени, заявили себя именно как группа.

Строго говоря, в создании своей группы «питоны» черпали вдохновение не столько в рок-культуре, сколько в творчестве своих замечательных предшественников по английским комедийным шоу.

Где-то в середине 1960-х во время тура по США кембриджского театра Cambridge Circus (он уже тогда носил в своем названии слово «цирк») Клиз познакомился в Нью-Йорке с молодым американским фотографом, художником и мультипликатором Терри Гиллиамом. Долго уговаривать его не пришлось, и Гиллиам переехал в Британию.

Однако до окончательного оформления великой шестерки в группу прошло еще несколько лет, в течение которых еще не получившие своего названия «Питоны» оттачивали свои острые комедийно-сатирические зубки в различных телешоу.

Оттачивали по двое, по трое, неизбежно пересекаясь друг с другом, формируя становящиеся все более тесными творческие и человеческие связи. Наконец, 11 мая 1969 года все шестеро собрались в индийском ресторане «Кашмир» в лондонском Хемпстеде, где и решили вместе работать над предложенным им Би-би-си новым циклом телешоу.

Долго думали над названием программы, перебирая словосочетания одно другого нелепее и абсурднее: «Момент возвышения жабы», «Лошадь, ложка и таз» и еще несколько, переводу не поддающихся. В конце концов, по настоянию Би-би-си остановились на более пристойном «Летающем цирке».

Герои и характеры

Четыре сезона «Летающего цирка» вместили в себя 45 эпизодов. Каждый из шестерых «питонов» исполнял бесчисленное множество комедийных ролей, но вместе с тем у каждого были свои коронные функции. Многие продолжили свою телекарьеру и после распада «Монти Пайтон».

Однако Мун скоропостижно скончался в 1978 году. «Желтая борода» вышла в свет в 1983-м, Чепмен сыграл в фильме главную роль, и картина осталась чуть ли не единственным его крупным достижением после «питонов».

Клип «Монти Пайтон» к песне «Министерств о глупой походки» :

Из всех «питонов» Клиз добился, пожалуй, наибольшего телевизионного успеха и популярности за пределами группы. Написанные и поставленные им вместе с женой Конни Бут два сезона сериала «Башни Фолти» (еще во времена «Монти Пайтон» в 1975 и 1979 годах) и сегодня, свыше сорока лет спустя, уморительно, до коликов смешны и вполне заслуженно были признаны лучшим британским сериалом всех времен.

Терри Гиллиам был введен в группу исключительно в роли мультипликатора, и именно ему «питоны» обязаны уникальным визуальным стилем сюрреалистических коллажей своих шоу.

Поначалу он и не претендовал на появление на экране. Тем более, что ему как американцу непросто было освоить утрированные классовые и региональные акценты британского английского, которыми столь виртуозно владели его коллеги. Не желая обижать товарища, другие «питоны» постепенно стали вводить его в кадр, как правило, в мелких ролях, которые никто другой не хотел играть.

Увенчалась актерская карьера Гиллиама в рамках «Монти Пайтона» ролью пажа-горбуна в фильме «Монти Пайтон и Священный Грааль».

С распадом группы закончилась и телевизионная карьера Гиллиама. Зато он, несомненно, оказался самым успешным из всех «Питонов» кинематографистом.

Ну и, конечно же, именно он написал и исполнил ставшую музыкальным гимном «питонов» жизнеутверждающую песенку «Always Look on the Bright Side of Life».

После распада «Монти Пайтон» Айдл работал главным образом в музыке и озвучивал анимационные фильмы.

Он же запомнился в роли Голого Органиста в начале каждого эпизода третьего сезона. Но в целом Джонс не рвался на экран, предпочитая роль закулисного руководителя. Не случайно именно он был главным постановщиком монтипайтоновских фильмов и своей кинокарьерой после распада группы может посоперничать с самим Гиллиамом.

Автор фото, Evening Standard

Терри Джонс в роли матери Брайана Мэнди в фильме «Жизнь Брайана»

Кроме неизбежного для «питонов» юмора и пародийности Джонс известен и как серьезный исследователь, автор книг, документальных фильмов и телепередач по истории средневековой Англии.

Майкл Пейлин, несмотря на свою вполне ординарную внешность (а, может быть, и благодаря ей) не без основания считается самым многогранным и разносторонним из всех «питонов». Нередко он играл роль «правильного парня» на фоне эксцентрично-абсурдного Клиза.

Однако больше других Пейлин оказался предан телевидению. Причем, не смущаясь сменой амплуа и не боясь утраты репутации всеобщего комического любимца, он вот уже почти тридцать лет занимается телевизионными путешествиями, объехав за это время весь мир, и каждый свой телевизионный фильм превращает еще и в книгу.

Говорить мы здесь будем именно о них, ибо разговор о кино, к которому «питоны» причастны уже вне группы, вести можно бесконечно: тут и обширная фильмография Терри Гиллиама (начиная со снятого еще в 1977 году моего любимого и самого монтипайтоновского дебюта «Бармаглот»), и несколько замечательных фильмов Терри Джонса, и блистательное актерское партнерство Клиза-Пейлина в «Рыбке по имени Ванда», и многое другое.

Первая из «питоновских» лент «А теперь нечто совершенно иное» появилась еще в 1971 году и представляет собой всего лишь сборник лучших скетчей из первых двух сезонов «Летающего цирка».

Самой что ни на есть фирменной монтипайтоновской продукцией, фильмами в наибольшей степени воплотившими дух группы и заложившими основу ее всемирной популярности, считаются три картины: «Монти и Священный Грааль» (1975), «Жизнь Брайана» (1979) и «Смысл жизни» (1983).

Не говоря уже о том, что скетчи были уж слишком английскими, укорененными в классовых, сословных реалиях британского общества, зачастую ускользающих от понимания иностранцев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *