целевые средства это что такое
Использование целевого финансирования организации
Большинство компаний финансируют свои проекты самостоятельно. Однако в некоторых случаях средства поступают из иных источников. Они подлежат особому порядку учета.
Что представляет собой целевое финансирование?
целевое финансирование (ЦФ) – это получение денежных средств от государства на определенные цели. Главная особенность этого мероприятия заключается в том, что полученные деньги нужно использовать строго по заявленному назначению. Обязательно составление строгой отчетности. Также требуется оформить и утвердить смету. Финансирование направляется на следующие проекты:
Обычно государство направляет деньги на общественные проекты. Средства выделяются на конкретную цель.
Формы государственной помощи
Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:
Вопрос: Как отражается в учете некоммерческой организации (НКО) продажа объекта основных средств (ОС), который был приобретен за счет средств целевого финансирования и использовался для ведения уставной деятельности?
Продажная цена объекта ОС составляет 600 000 руб., в том числе НДС 100 000 руб. Первоначальная стоимость объекта ОС составляет 650 000 руб. На дату продажи по объекту ОС начислен износ в сумме 160 000 руб.
Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.
Посмотреть ответ
ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества.
Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:
В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:
ВАЖНО! За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит. Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели. Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.
ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании.
Бухгалтерский учет
Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.
Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:
Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:
Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.
Примеры
Производственная структура получила от государства на безвозмездной основе средства на приобретение оборудования. В бухучете отражаются следующие проводки:
Рассмотрим другой пример с НКО. Некоммерческое образование получило средства на организацию благотворительного мероприятия. При этом будут использованы следующие проводки:
Последняя проводка используется только после того, как оплачены текущие расходы. По каждой проводке нужно отразить точную сумму операции, а также первичные документы.
Составление отчета о целевом применении средств
Отчет о целевом применении отображает данные об остатке денег ЦФ на начало и завершение отчетного периода, поступлении средств и их применении. Сведения нужно фиксировать за принятый на предприятии отчетный период, а также за период предыдущего периода.
Отчет составляется НКО. Его нужно оформлять и коммерческим предприятиям в том случае, если средства поступили в отчетном периоде.
Налогообложение
При налогообложении прибыли средства ЦФ не будут учтены. Данное правило указано в пункте 1 статьи 251 НК РФ. Касается это только тех поступлений, которые прописаны в статье 251 НК РФ. Вопрос с субсидиями не столь однозначен. В законе указано, что все будет зависеть от цели выдачи субсидий. Подробнее нюансы налогообложения средств изложены в письме Минфина РФ от 30.05. 2011 г. №03-07-11/151. В частности, субсидии не указываются в составе доходов только в том случае, если они выданы на реализацию государственного задания.
Бюджетный учет: какие доходы можно отнести к целевым средствам и поступлениям и как это оформить
Бюджетным учреждениям часто приходится сталкиваться с проблемой отнесения доходов к целевым средствам и поступлениям. Вопросы возникают как в связи с бухгалтерским, так и в связи с налоговым учетом этих доходов. В настоящей статье эксперт «Бухгалтерии Онлайн» по бюджетному учету Наталья Коротоношкина расскажет о том, что относится к целевым средствам и поступлениям, и как организовать их учет.
Вводная информация
Действующее законодательство не содержит четких определений понятий «целевые средства» и «целевые поступления». Тем не менее, статьей 251 Налогового кодекса установлены закрытые перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям. При этом необходимо помнить, что специалисты Минфина руководствуются правовой позицией, согласно которой в статье 251 НК РФ содержится исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (например, письма Минфина России от 16.08.11 № 03-03-05/88, от 01.06.11 № 03-03-06/4/62). Поэтому любая попытка расширенного толкования перечней средств целевого финансирования и целевых поступлений может привести к спору с налоговым органом.
Виды целевых средств и поступлений
Целевое финансирование. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, которое определено источником целевого финансирования (организацией либо физическим лицом), а также законодательством РФ.
К основным видам целевого финансирования бюджетных учреждений можно отнести следующие виды доходов:
Целевое финансирование в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) может поступать казенным учреждениям.
Бюджетным и автономным учреждениям на основании пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса из бюджетов разных уровней могут предоставляться субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также субсидии на иные цели.
Целевые поступления. Под целевыми поступлениями, не учитываемыми при налогообложении прибыли, понимаются использованные по назначению поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно любо на основании решений уполномоченных органов, либо от других организаций и (или) физических лиц.
Особого внимания заслуживает такой вид целевых поступлений как пожертвования. Согласно пункту 1 статьи 582 Гражданского кодекса, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, учреждениям (лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и образовательным, связанным с социальной защитой, культурой и т.д.), фондам, музеям, общественным, религиозным и иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса.
Налоговый учет целевых средств и поступлений
При налогообложении прибыли не учитываются средства целевого финансирования (пп. 14. п. 1 ст. 251 НК РФ), а также целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). Подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям содержатся в статье 251 НК РФ.
Помимо названных видов поступлений бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться из бюджетов субсидии двух видов: на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием; субсидии на иные цели.
Субсидии первого вида не учитываются в доходах, поскольку в их отношении может быть применен подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Отметим, что такая позиция поддерживается Минфином России в письме от 29.11.10 № 03-07-11/458. А вот говоря в том же письме о субсидиях на иные цели, специалисты финансового ведомства отмечают, что порядок их учета при налогообложении прибыли зависит от правовой квалификации целей, на которые были выделены субсидии.
Правило, которое позволяет отнести бюджетные субсидии к средствам целевого финансирования, приведено в письме Минфина России от 30.05.11 № 03-07-11/151. Оно звучит так: деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой производится за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с государственным заданием. Только в этом случае субсидии, выделенные таким учреждениям на иные цели, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в доходах на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Налоговый учет пожертвований
Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного на ведение уставной деятельности. А в пункте 2 статьи 251 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), среди которых названы и пожертвования.
Кроме пожертвований в виде имущества (в том числе денежных средств), пожертвования могут быть в форме безвозмездного выполнения работ, но при условии, что результаты указанных работ использованы в соответствии с их целевым назначением. Согласно статье 5 Федерального закона от 11.09.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительные пожертвования могут быть выражены в форме бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями – юридическими лицами в интересах благополучателя. На наш взгляд, это означает, что безвозмездное выполнение работ можно расценивать как пожертвование.
Здесь необходимо отметить, что безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (п. 2 ст. 423 ГК РФ). Следовательно, в договоре должно обязательно быть указано, что речь идет о пожертвовании, иначе он будет считаться возмездным.
Критерии отнесения целевых средств и поступлений к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли
Подведем итог приведенным выше рассуждениям. Итак, основными условиями для отнесения целевых средств и поступлений к доходам, которые не учитываются при налогообложении прибыли, являются:
Бухгалтерский учет целевых поступлений
Большая часть средств (имущества, права), поступающих в государственные (муниципальные) учреждения, в целях налогового учета может быть квалифицирована в качестве целевых поступлений (целевого финансирования).
Необходимость раздельного учета целевых средств и поступлений для целей налогового учета предусмотрена подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, пункта 2 статьи 251 НК РФ. О такой необходимости Минфин напоминал в письме Минфина России от 05.03.12 № 03-03-06/4/18. При отсутствии раздельного учета целевых средств и поступлений данная хозяйственная операция подлежит налогообложению с даты получения доходов.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утверждена приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н, далее — Инструкция № 157н) предусматривает определенный инструментарий для организации раздельного учета доходов и расходов в разрезе отдельных видов целевых средств. Согласно пункту 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджетная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т. д.).
Отражение пожертвований в бухгалтерском учете.
Рассмотрим учет целевых поступлений в бухгалтерском учете на примере пожертвований.
Строительная организация в рамках благотворительной деятельности бесплатно отремонтировала детскую площадку в дошкольном учреждении.
Стоимость работ по ремонту детской площадки, выполненных организацией в рамках благотворительной деятельности, следует отразить по дебету счета 2 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества» и кредиту счета 2 401 10 180 «Прочие доходы» с использованием счета 2 205 81 000 «Расчеты с плательщиками по прочим доходам».
1. Отражен ремонт детской площадки, оказанный безвозмездно:
Дт 2 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кт 2 401 10 180 «Прочие доходы»
Дт 2 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кт 2 302 25 730 «Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
Основанием для отражения данной операции служат такие первичные документы, как Акт о приемке выполненных работ и Справка о стоимости выполненных работ и затрат.
2. Отражены расчеты по ремонту:
Дт 2 302 25 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества.
Кт 2 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».
Как организовать бухгалтерский и налоговый учет целевых средств и поступлений?
Однако для организации достоверного учета целевых средств как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учета инструментов, предусмотренных Инструкцией № 157н, недостаточно. Поэтому в учетной политике государственного (муниципального) учреждения должны быть предусмотрены инструменты для организации обособленного учета операций, осуществляемых с имуществом (в том числе с денежными средствами), поступление которого ранее было квалифицировано в качестве целевого в целях налогового и (или) бухгалтерского учета. К таким инструментам относятся:
Отчетность об использовании целевых средств и поступлений
Организации, получившие целевое финансирование, целевые поступления и другие средства, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 251 НК РФ, должны представить в ИФНС «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» — лист 07 Декларации по налогу на прибыль.
Коды видов поступлений для заполнения листа 07 Декларации приведены в приложении № 3 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 22.03.12 № ММВ-7-3/174@). Кроме того, для доходов в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, установлен код вида поступлений 130.
В данный отчет не включаются средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям (п. 15.1 Порядка заполнения листа 07 Декларации по налогу на прибыль).
Целевое финансирование
К целевому финансированию относятся средства, которые предприятие получает от государства в виде государственной помощи, от других организаций или физических лиц, предназначенные для финансирования мероприятий целевого назначения.
Главная отличительная черта таких средств заключается в том, что получаемые средства должны быть использованы строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными сметами.
Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс
В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Приведем некоторые из них:
бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;
гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;
инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;
средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.
Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:
1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;
3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:
финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);
на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);
как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;
на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.
Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.
Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.
Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).
К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.
Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения
Для учета средств целевого финансирования предназначен пассивный счет 86 «Целевое финансирование».
Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.
Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).
Таким образом, кредитовое сальдо счета счет 86 «Целевое финансирование» отражает неиспользованные средства целевого назначения.
Кредитовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» отражает целевые поступления.
Дебетовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» показывает использование средств на запланированные мероприятия.
Приведем основные операции по формированию и использованию средств целевого назначения:
Использование средств на приобретение основных средств и нематериальных активов
Использование средств на приобретение материальных ценностей
Использование средств на заработную плату персонала, выплачиваемую за счет средств целевого финансирования
Использование средств на оплату счетов поставщиков
Возврат не использованных по назначению средств
Образование финансирования за счет
средств, полученных от других предприятий, государственных органов
Образование финансирования за счет суммы начисленного
Рекомендуется к данному счету открыть два субсчета:
86.1 – Получение средств из бюджета.
86.2 – Получение средств из других источников.
Аналитический учет целевого финансирования должен содержать информацию о том, кем предоставлено финансирование, каковы его цели, а также об условиях предоставления.
Также в аналитическом учете должна накапливаться информация о величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или неамортизированных активов.
Отчет о целевом использовании средств
Этот отчет отражает информацию об остатке полученных средств целевого финансирования на начало и на конец отчетного года, о поступлении средств и их расходовании.
Указанная информация показывается за отчетный период и за период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.
Составляют отчет о целевом использовании средств некоммерческие организации. Заметим, что указанный отчет, должны заполнять и коммерческие организации, но только при условии, что ими получены в отчетном году целевые средства.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Учет целевого финансирования в «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации»
Целевое финансирование: понятие, виды и особенности учета
Что такое целевое финансирование
Определение понятия «средства целевого финансирования» приводится в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Здесь под такими средствами понимается получаемое организациями имущество и деньги, используемые строго по назначению и в целях, определяемых либо самим субъектом, выступающим источником такого финансирования, либо федеральным законодательством. Конкретный порядок предоставления и расходования средств целевого финансирования зависит от их вида и назначения и устанавливается на основании законодательства и подзаконных актов. У таких средств, несмотря на их разнообразие, можно выделить ряд общих черт.
Как правило, средства целевого финансирования предоставляются получателям на безвозмездной и безвозвратной основе. В то же самое время за расходованием таких средств по целевому назначению устанавливается довольно жесткий контроль со стороны источника финансирования, и получатель обязан отчитаться по итогам расходования этих средств, а также об их остатке. Получатель финансирования несет ответственность за нецелевое расходование средств, и в случае нарушения порядка их получения и расходования обязан вернуть ранее полученную сумму в соответствующий бюджет или организацию.
Под целевым финансированием в рамках данной статьи понимаются деньги и иное имущество, предоставляемые на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).
Источниками целевого финансирования могут являться бюджеты различных уровней, организации и физлица. Средства целефого финансирования предоставляются на безвозмездной основе и могут использоваться НКО строго на установленные в соответствующем НПА (соглашении) цели. При этом налогоплательщики − получатели целевого финансирования обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных/понесенных в рамках целевых поступлений.
Виды целевого финансирования и целевых поступлений
Законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня разновидностей средств целевого финансирования. На практике подобных выплат встречается множество, и провести четкую и однозначную классификацию не представляется возможным. Однако применительно к налогу на прибыль НК РФ все же определяет несколько разновидностей данных выплат, не учитываемых при определении налогооблагаемой базы.
В указанных целях к средствам целевого финансирования относится следующее имущество (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся (п. 2 ст. 251 НК РФ):
Налоговый учет целевого финансирования
Имущество, полученное компаниями в рамках целевого финансирования, не учитывается в качестве доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет всех доходов, полученных в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
То же самое касается и целевых поступлений на обеспечение содержания НКО некоммерческих и ведения ими уставной деятельности.
В целях получения освобождения от налогообложения налогом на прибыль ранее полученных средств целевого финансирования/поступлений получатель представляет в ИФНС «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования». Данный отчет представляется в рамках сдачи налоговой декларации по налогу на прибыль (лист 7), утв. приказом ФНС от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.
При этом следует учитывать, что вышеуказанные правила применяются к целевому финансированию и целевым поступлениям только в том случае, если соответствующие выплаты (средства) прямо поименованы в ст. 251 НК РФ. Перечень выплат и поступлений, освобождаемых от налогообложения, является исчерпывающим. Если какая-либо выплата хотя и обладает всеми признаками целевого финансирования или поступления, но не указана в ст. 251 НК РФ, она будет признаваться внереализационным доходом организации. Внереализационным доходом такие выплаты будут считаться также и в случаях их нецелевого расходования (письмо Минфина от 31.12.2020 № 03-03-05/116899).
Методика учета целевого финансирования в «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации»
Отражение поступления целевого финансирования в «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации»
В программе поступившее целевое финансирование учитывается на счете 86.01 «Целевое финансирование и поступления» в разрезе Оснований финансирования: Справочники − Основания финансирования.
У оснований финансирования есть несколько видов. Вид финансирования используется при заполнении Отчета о целевом использовании средств.
Поступление целевого финансирования отражается документами Поступление на расчетный счет, Поступление наличных с видом операции Целевое финансирование. В документе указывается плательщик-донор и соответствующее основание финансирования.
Отражение расхода целевых средств в «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации»
Для отражение расхода целевых средств в «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации» используется счет 86.02 «Расходы по основной деятельности некоммерческой организации».
Счет 86.02 разбит на субсчета:
86.02.1 − расходы по основной деятельности некоммерческой организации на оплату труда. На этом субсчете отражаются расходы, связанные с оплатой труда, включая страховые взносы;
86.02.2 − иные расходы по основной деятельности некоммерческой организации.
На этом субсчете отражаются все остальные расходы целевых средств.
Учет расходов ведется в разрезе направлений деятельности организации: Справочники − Направления деятельности. У направлений деятельности задается тип − Целевые мероприятия и Содержание организации.
Целевые мероприятия − основная деятельность организации, ради которой организация создавалась. У целевых мероприятий так же задается вид мероприятий. Вид мероприятий учитывается при заполнении Отчета об использовании целевых средств.
Содержание организации − это деятельность, не связанная напрямую с какими-либо целевыми мероприятиями. К ней можно отнести, например, аренду помещения, оплату труда сотрудникам, занятым сразу на нескольких проектах.
В течение месяца расходы сначала аккумулируются на счетах учета затрат в разрезе направлений деятельности и статей затрат. Используемые счета учета затрат задаются в учетной политике организации: Главное − Учетная политика. Счет, выбранный основным, будет по умолчанию подставляться в документы затрат.
Расходы на содержание организации рекомендуем учитывать на счете 26 «Общехозяйственные расходы», расходы на осуществление целевых мероприятий − на счете 20.03 «Основная деятельность».
Поступление услуг сторонних организаций, оплачиваемых за счет целевых средств
Поступление услуг, связанных с уставной деятельностью некоммерческой организации, отражается документом Поступление товаров: Акт, УПД с указанием соответствующей аналитики затрат по услугам: Покупки− Поступления (акты, накладные).
Обратите внимание: для покупки услуг за счет целевых средств следует указать вид контрагента Поставщик.
Оплату поставщику следует отражать документами Выдача наличных, Списание с расчетного счета.
В случае, если услуга оказывается донором в качестве пожертвования, то в документе Поступление товаров: Акт, УПД следует указать вид контрагента Донор и указать соответствующее основание финансирования.
Покупка товаров для осуществления основной деятельности за счет целевых средств
Поступление товаров для проведения целевых мероприятий отражается документом Поступление товаров: Накладная, УПД.
Обратите внимание: для покупки товаров за счет целевых средств следует указать вид контрагента Поставщик.
Оплату поставщику следует отражать документами Выдача наличных, Списание с расчетного счета.
Если донор производит пожертвования в натуральной форме, то в документе Поступление товаров: Накладная, УПД следует указать вид контрагента Донор и указать соответствующее основание финансирования.
Отразить использование полученных товаров в расходах по целевому финансированию можно документом Расход материалов и указать соответствующую аналитику затрат: Склад− Расход материалов.
Распределение расходов по основной деятельности между источниками финансирования
При закрытии месяца расходы, отраженные на счетах затрат, списываются на субсчета счета 86.02:
Далее регламентная операция Закрытие счет 86 Целевое финансирование распределяет расходы на счете 86.02 между источниками финансирования на счете 86.01.
При необходимости это распределение можно скорректировать. Для этого в программе предусмотрен специальный инструмент − шахматка расходов.
В шахматке расходы по каждому направлению деятельности распределяются по основаниям финансирования. При этом расходы на оплату труда распределяются отдельно от остальных. Это полезно в том случае, если донор в договоре пожертвования ограничивает сумму расходов на оплату труда.
Также обратите внимание, что шахматка учитывает ограничение использования целевых средств (серые ячейки): по этому основанию финансирования тратить средства можно только на определенное направление деятельности. Настроить такое ограничение использования можно в карточке основания финансирования.
После закрытия месяца в программе можно сформировать отчеты донорам. Для этого используются отчеты: Отчет об использовании целевых средств и Расходы по направлениям деятельности.
В отчете об использовании целевых средств расходы на оплату труда также выводятся отдельно от остальных расходов.
Расходы по направлению деятельности расшифровываются до первичных документов.
Покупка основных средств за счет целевого финансирования
Поступление основных средств, приобретенных за счет средств целевого финансирования, отражается документом Поступление основных средств: ОС и НМА − Поступление основных средств.
Оплату поставщику следует отражать документами Выдача наличных, Списание с расчетного счета, аналогично другим документам поступления.
Если основное средство получено как пожертвование, необходимо выбрать вид контрагента − Донор и указать соответствующее основание финансирования, аналогично другим документам поступления. Для основного средства необходимо заполнить счет учета, а также счет начисления износа/амортизации и срок службы.
Обратите внимание: согласно ФСБУ 6/2020, некоммерческие организации начиная с 2022 года обязаны начислять амортизацию. Рекомендуем для амортизации выбирать счет 02.01.
Также следует указать направление деятельности, в котором основное средство будет использоваться.
При проведении документа программа отразит покупку основного средства, а также сформирует проводку по увеличению добавочного капитала за счет целевых средств.
Для учета расходов на поступившие основные средства используется счет 86.11.
Распределить расходы на приобретение ОС между различными источниками финансирования можно также с помощью шахматки расходов. Внеоборотные активы в ней выводятся отдельной строкой.
Заполнение отчета о целевом использовании средств
Раздел «Поступило средств» (строки 6210-6250) заполняется в соответствии с указанными видами оснований финансирования.
Раздел «Использовано средств» (строки 6310-6350) заполняется в соответствии с указанными типами направлений деятельности и видами целевых мероприятий.