Кто спас царевну от сна ответ

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

вторник, 12 октября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к сказке В. Жуковского «Спящая царевна» для 5 класса

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей. «, «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги.

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

Источник

“Спящая царевна” В. А. Жуковский — тест с ответами

Литературные произведения приходится читать не только в школе но и в университете. Преподаватели используют различные методики, для проверки усвоенных знаний. Одним самых популярных способов проверки знаний является тестирование. Изучите материал на этой странице и он подготовит вас к тесту. Внимаете в тесте правильные ответы выделены символом [+].

Кто сообщил царице о том, что у неё родится дочь:

[-] в) добрый волшебник

Двенадцатую чародейку царь не позвал на пир потому, что:

[+] б) потому что она была хромоногая, старая, злая

[-] в) так захотела царица

За то, что её не позвали на пир, злая старуха:

[-] б) превратила царевну в жабу

В начале сказки к царевне подполз(а) :

От чего была должна умереть царевна, по словам ведьмы:

Как одиннадцатая чародейка смягчает пророчество злой колдуньи:

[-] а) дала выпить царевне живой воды

[-] в) подарила царевне волшебное кольцо

Царь отвести беду от любимой дочери таким образом:

[-] а) запретил царевне выходить из дворца

[+] в) издал указ, запрещающий прясть

Старушка-пряха была:

[-] б) переодетой царицей

Как сбылось предсказание колдуньи:

[+] в) заснул весь дворец

Что использует автор, изображая лес, окружавший замок царевны, называя его «дикий, неприступный, страшный, тёмный … бор»:

«Спящая царевна» напоминает эту сказку Пушкина:

[+] а) о мёртвой царевне и семи богатырях

[-] б) о золотом петушке

[-] в) о попе и его работнике Балде

Силу сна разрушил(и) :

[-] а) гром и молния во время грозы

[+] б) поцелуй царевича

[-] в) царевну разбудил царь

Что сделал царский сын:

[+] а) поцеловал царевну

Сколько лет пробыли во сне люди:

Царь с царицей спали:

[+] а) на ступенях лестницы

[-] в) на траве перед дворцом

Как звали царя:

По словам ведьмы, беда должна была случиться на этом году:

В честь чего был пир:

[-] а) победы царя над врагом

[+] б) Дня Рождения дочери

[-] в) прибытия заморских гостей

В каком году было написано произведение:

Сколько чародеек позвали на пир:

С помощью какого эпитета охарактеризован царь в произведении:

[-] Отчего ж так оплошал

Что случилось, когда гости собрались на пир:

[-] а) не пришла царица

Кто едет спасать царевну от мёртвого сна:

Прежде чем войти во дворец, спаситель:

[+] б) молитву прочитал

Автор описывает спящую царевну: «Молод цвет её ланит…». Что такое ланиты:

Царевну от сна пробудило:

[-] а) прикосновение к кольцу

В каком варианте представлено сравнение:

[-] а) Дни проходят; дочь растет;

[+] Расцвела, как майский цвет…

[-] б) У царя двенадцать блюд

[-] Было в царских кладовых…

[-] в) В неприступный, страшный бор

[-] Ни старик, ни молодой

[-] За царевной ни ногой.

В каком варианте представлены постоянные эпитеты:

[-] а) На неё находит сон;

[-] Вместе с ней объемлет он

[-] Весь ОГРОМНЫЙ царский дом…

[-] б) Лес ДУШИСТ, ПРОХЛАДЕН, ТИХ,

[-] И ничто НЕ СТРАШНО в нём.

[-] в) Даже облака небес

[-] На ДРЕМУЧИЙ, ТЁМНЫЙ лес

Год первой публикации сказки:

Источник

«Спящая царевна» краткое содержание сказки Жуковского – читать пересказ онлайн

Кто спас царевну от сна ответ. 2f5ffb87b546739c6d1b4ae3f4ab40f7. Кто спас царевну от сна ответ фото. Кто спас царевну от сна ответ-2f5ffb87b546739c6d1b4ae3f4ab40f7. картинка Кто спас царевну от сна ответ. картинка 2f5ffb87b546739c6d1b4ae3f4ab40f7. О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

Сказка «Спящая царевна» Жуковского была написана в 1831 году. В основу сюжета произведения легли две народные сказки: французская «Красавица, спящая в лесу» в обработке Шарля Перро и немецкая «Царевна-шиповник» в обработке братьев Гримм.

Для лучше подготовки к уроку литературы в 5 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Спящая царевна» на нашем сайте. Пересказ пригодится и при работе над читательским дневником.

Главные герои

Царь Матвей – добродушный, веселый, беззаботный и легкомысленный государь.

Царица – супруга царя Матвея, добрая и любящая женщина.

Царевна – юная красавица, любопытная и неосторожная.

Царевич – настойчивый, решительный юноша, освободивший царевну от страшного заклятья.

Другие персонажи

Одиннадцать чародеек – добрые волшебницы, наделившие царевну самыми лучшими качествами.

Старая чародейка – злая, привередливая старуха, ведьма, которая из мести заколдовала царевну.

Краткое содержание

Царь Матвей жил со своей царицей в полном согласии и любви. И лишь одно печалило супругов – не было у них детей, о которых они давно мечтали. Однажды царица сидела у ручья, и горько плакала над своей судьбой. Ее плач услышал рак, который утешил ее и пообещал, что вскоре она родит красавицу-дочь. Как оказалось, рак, «конечно, был пророк; Что сказал – сбылося в срок: Дочь царица родила».

Девочка родилась такой хорошенькой, что невозможно было описать словами. На радостях царь Матвей устроил богатый пир, куда пригласил всех знатных особ своего царства. Кроме того, на торжество были приглашены одиннадцать чародеек, но «двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал». Разумный царь Матвей поступил так не специально. У него было всего двенадцать драгоценных блюд. Когда же стали готовиться к пиру, выяснилось, что одно блюдо было кем-то украдено. Царю пришлось выбрать одну чародейку, которой нужно было отказать в приглашении, и ее оказалась старая злая ведьма.

Опечаленный царь Матвей отдал приказ – запретить во всем царстве-государстве сеять лен и прясть пряжу, а все веретена уничтожить. Годы пролетели очень быстро, и, когда царевне минуло пятнадцать лет, она решила осмотреть дворец. Девушка взобралась по винтовой лестнице в высокую башню, и у видела там старушку, которая пряла пряжу. Женщина «молча подала В руки ей веретено; Та взяла, и вмиг оно Укололо руку ей». В тот же миг царевна погрузилась в глубокий сон, а вместе с ней и все обитатели дворца: царь с царицей, их верные слуги, стражники, и даже лошади, собаки и мухи. Спустя время «покрыл окрестность бор; Из терновника забор Дикий бор тот окружил; Он навек загородил К дому царскому пути».

Местные жители стали избегать дремучий, темный лес. Туда не забегали звери и не залетали птицы, а даже ветер не гнал в ту сторону легкие облака. Очень быстро все позабыли о дворце, но в народе сохранилось предание о спящей царевне, которую способен разбудить лишь поцелуй любящего юноши. За все триста лет было много смельчаков, желавших разбудить прекрасную царевну. Они «Даже бились об заклад И ходили – но назад Не пришел никто».

Как-то раз в тех краях охотился царский сын. Он узнал о старинном предании и решил непременно отыскать красавицу-царевну. Едва царевич подошел к зарослях возле замка, как те сами расступились перед ним. Оказавшись во дворце, он увидел принцессу, которая была так прекрасна, что царевич никак не мог на нее наглядеться. Он «души не удержал И ее поцеловал».

Царевна проснулась, а вслед за ней пробудился от долго сна и весь дворец – «словно дня Не прошло с тех пор, как в сон Весь тот край был погружен». Родители были очень рады видеть свою дочь живой и невредимой. Они дали согласие царевичу, и вскоре в замке играла шумная пышная свадьба прекрасной царевны и царевича.

Заключение

Рассказ Жуковского о прекрасной спящей царевне учит не терять надежду и всегда верить в лучшее. Но вместе с тем не стоит забывать о том, что за все свои поступки нужно держать ответ.

После ознакомления с кратким пересказом «Спящая царевна» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Источник

Тест с ответами: “Спящая царевна” В.А.Жуковский

1. Кто сообщил царице о том, что у неё родится дочь:
а) рак +
б) ведьма
в) добрый волшебник

2. Двенадцатую чародейку царь не позвал на пир потому, что:
а) он испугался её
б) потому что она была хромоногая, старая, злая +
в) так захотела царица

4. В начале сказки к царевне подполз(а):
а) рак +
б) ужик
в) змея

5. От чего была должна умереть царевна, по словам ведьмы:
а) от стрелы
б) от яда
в) от веретена +

8. Старушка-пряха была:
а) злой колдуньей +
б) переодетой царицей
в) служанкой

9. Как сбылось предсказание колдуньи:
а) царевна заснула
б) царевна умерла
в) заснул весь дворец +

10. Что использует автор, изображая лес, окружавший замок царевны, называя его «дикий, неприступный, страшный, тёмный … бор»:
а) сравнение
б) эпитет +
в) гиперболу

11. «Спящая царевна» напоминает эту сказку Пушкина:
а) о мёртвой царевне и семи богатырях +
б) о золотом петушке
в) о попе и его работнике Балде

12. Силу сна разрушил(и):
а) гром и молния во время грозы
б) поцелуй царевича +
в) царевну разбудил царь

14. Сколько лет пробыли во сне люди:
а) 33
б) 133
в) 300 +

15. Царь с царицей спали:
а) на ступенях лестницы +
б) в кровати
в) на траве перед дворцом

16. Как звали царя:
а) Елисей
б) Матвей +
в) Тимофей

17. По словам ведьмы, беда должна была случиться на этом году:
а) на 18-ом
б) на 25-ом
в) на 16-ом +

18. В честь чего был пир:
а) победы царя над врагом
б) Дня Рождения дочери +
в) прибытия заморских гостей

19. В каком году было написано произведение:
а) 1841
б) 1836
в) 1831 +

20. Сколько чародеек позвали на пир:
а) 12
б) 11 +
в) 15

21. С помощью какого эпитета охарактеризован царь в произведении:
Отчего ж так оплошал
Наш … царь …? :
а) разумный +
б) честный
в) справедливый

22. Что случилось, когда гости собрались на пир:
а) не пришла царица
б) украли блюдо +
в) ром загремел

23. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна:
а) князь
б) царевич Матвей
в) сын царский +

24. Прежде чем войти во дворец, спаситель:
а) взял живую воду
б) молитву прочитал +
в) перекрестился

25. Автор описывает спящую царевну: «Молод цвет её ланит…». Что такое ланиты:
а) губы
б) волосы
в) щёки +

26. Царевну от сна пробудило:
а) прикосновение к кольцу
б) поцелуй +
в) живая вода

27. В каком варианте представлено сравнение:
а) Дни проходят; дочь растет;
Расцвела, как майский цвет… +
б) У царя двенадцать блюд
Драгоценных, золотых
Было в царских кладовых…
в) В неприступный, страшный бор
Ни старик, ни молодой
За царевной ни ногой.

28. В каком варианте представлены постоянные эпитеты:
а) На неё находит сон;
Вместе с ней объемлет он
Весь ОГРОМНЫЙ царский дом…
б) Лес ДУШИСТ, ПРОХЛАДЕН, ТИХ,
И ничто НЕ СТРАШНО в нём.
в) Даже облака небес
На ДРЕМУЧИЙ, ТЁМНЫЙ лес
Не навеет ветерок. +

29. Год первой публикации сказки:
а) 1832 +
б) 1831
в) 1842

30. Чем завершилась сказка:
а) смертью колдуньи
б) пиром +
в) всеобщим пробуждением

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророче­ство рака, заколдованный сон, пробуждение?

В сказке Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна» особое впечатление на меня произвело описание людей, заснувших внезапно во дворе царского дома. Это описание подробное, доброе и веселое.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку на­родной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказ­ки? Что отличает её от них?

Главное отличие сказки Жуковского от народной – она написана стихами. В ней есть книжные выражения, которые не встречаются в народной речи: например, «Блещут розы по кустам», «Зданье – чудо стари­ны», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; / Вместе с ней объемлет он / Весь огромный царский дом. », «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках / Ножки – чудо красотой», «Распалительным огнем / Жарко рдею­щих ланит / И дыханьем уст облит, / Он души не удержал. »

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она ото­мстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробу­дил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили на бал, потому что пропало одно из золотых блюд, предназначенных для волшебниц. Оно исчезло по неизвестной причине. Царь Матвей решил проблему, не задумываясь о последствиях, нет блюда, значит не нужно приглашать одну из волшебниц, тем более именно одна из них была старой, хромой и злой.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

За время существования сказки «Спящая царевна» она вдохновила многих художников на создание к ней иллюстраций. Это Владимир Кутлинский, Борис Дехтерев, Николай Устинов, Владислав Ерко. Но, наверное, самая интересная картина к этой сказке написана известным русским художником Виктором Васнецовым. Можно очень долго рассматривать это полотно, потому что живописец изобразил не только спящую царевну, но и множество спящих людей: у каждого свое выражение лица, позы, детали одежу и быта.

Фонохрестоматия ((« Слушаем актёрское чтение »))

1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь про­слушали литературную сказку, написанную поэтом. Отличает­ся ли манера сказывания народной сказки от художественно­го чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Манера сказывания народной сказки значительно отличает­ся от художественного чтения литературной сказки. Народные сказки – это произведения устного творчества, в них много присказок, повторов, но нет деталей быта и описаний природы, людей. Литературная же сказка создавалась автором, в ней другие приемы и много изобразительно-выразительных средств. Читается она как художественное поэтическое произведение.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, ис­пользуя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка говорит вкрадчиво, но ворчливо и зло, добрая же волшебница говорит обычным голосом, открыто.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к расска­зу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация актера вновь приобретает бодрые и оптимистические от­тенки, ведь до этого он описывал «сонное царство», а теперь пе­ред нами – живой царевич, нужно показать его дея­тельность, стремительность. Появилась надежда на пробуждение царевны, счастливое завершение событий.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Выли ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет, в них больше действия, так как их рассказывали устно. Те­перь же, когда сказку можно записать и ничего не забудется, поя­вилась возможность сочинять такие длинные описания.

Размышляем о прочитанном

Особенности баллад В. А. Жуковского

1. Кто главные герои баллады?

Главными героями баллады являются царь, его дочь и молодой паж. Героями баллады можно считать окружение царя, морскую пучину и населяющих ее чудовищ.

Кубок – большой сосуд в виде чаши, бокала. В балладе Жуковского кубок – это тот предмет, за которым в морскую пучину ныряет паж. Кубок обычно символизирует по­беду. В него наливают вино и пьют за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях победителям дарят кубки. Баллада называется «Кубок», потому что ради победы над морем и над собственной слабостью нырял паж за этим предме­том первый раз, но, когда он нырнул, не помолившись, ради почета и богатства, он не смог победить.

2. Как проявляются благородство, рыцарство и жестокость геро­ев баллады?

Царь проявляет жестокость, когда объявляет о сво­ем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.

Благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет ца­ревна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз.

3. Какие поступки героев вы приветствуете, какие только оправ­дываете, какие осуждаете?

Просьба царевны пощадить молодо­го пажа говорит о том, что сердце девушки полно сострадания к юноше и, может, стыда за бездушное поведение отца. Желание пажа отличиться, проявить смелость, получить кубок и руку царевны можно оправдать его молодостью и пыл­кими чувствами. Жестокость царя, его произвол, желание повелевать жизнями людей, конечно, достойны только осуждения.

4. Как автор относится к героям – кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?

Отношение автора к царю мы понимаем через отношение рыцарей и латников к его просьбе: они «недвижно стоят» и отвечают молчаньем на вызов царя. Жуков­ский, как и рыцари, осужда­ет поступок царя и жалеет отважного юношу.

Автор восхищается смелым поступком пажа: «. вдруг паж молодой Смиренно и дерзко вперед. » Поэт передает свое от­ношение с помощью слов зрителей, которые называют пажа «Красавец отважный», просят у него прощения и жалеют его. Ав­тор говорит, что юноша «И борется, спорит с волной. ». Чело­век, который не сдается, всегда вызывает уважение. Жуковский пишет: «В нем жизнью небесной душа зажжена; От­важность сверкнула в очах. » Мы понимаем, что паж влюблен в царевну и прыгает в море ради нее.

Зрители ликуют: «Спас душу живую красавец отважный». Юноша во время рассказа говорит о себе: «Один, меж чудовищ, с любящей душой. » Поэт дважды подчеркивает, что для него важна именно душа человека.

Автор жалеет царевну и сочувствует ей. Он пишет, что она «с волненьем в груди, краснея», просит царя пощадить пажа. Она, может быть, с любовью относится к юноше, и Жуковский горюет вместе с ней, когда она «с трепетом в бездну. глядит».

Учимся читать выразительно

2. Как вы прочитаете балладу «Кубок» вслух? Какие интонации будут повторяться особенно часто (грустные, тревожные, тор­жественные, печальные)?

При чтении баллады вслух необходимы грозные и призывные интонации, когда будет говорить царь. Интонации ужаса – при описании моря, гру­сти, когда юноша нырнул и исчез в пучине, веселья, ко­гда паж вынырнул. Интонация страха, соединенного с надеждой, нужна, чтобы передать ужас юноши перед морскими глубинами. Заканчивается чтение тихо, с длинными паузами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *