Кто спасает светлану от мертвеца заставляя ее пробудиться от сна
Урок литературы в 9 классе по балладе В.А.Жуковского «Светлана»
В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»
Обучение анализу лирического стихотворения.
Цель урока : углубить представления о балладе, расширить читательский интерес учащихся
Познакомить учащихся с некоторыми биографическими данными В.А.Жуковского
Познакомиться поближе с балладой В.А.Жуковского «Светлана»
Выявить характерные признаки жанра на примере изучаемой баллады
Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
Провести словарную работу над терминами баллада, композиция, романтизм
Способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей у учащихся
Методические приемы : перевёрнутый класс.
Организационный момент урока
— Сегодня урок мне хотелось бы начать с вопроса. Кому посвящены слова А.С. Пушкина: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль»? (В.А.Жуковскому)
— Оправдалось ли предположение А.С.Пушкина? (Да, и в 21 веке произведения Жуковского вызывают у читателей интерес)
Сообщение темы урока
Сегодня на уроке будут проверены ваши знания, полученные самостоятельно по теме: В.А.Жуковский. Жизнь и судьба. Баллада «Светлана»
2. Повторение изученного. Подготовка к восприятию нового.
Проверка индивидуальных домашних заданий
Рассказ о жизни и судьбе В. А.Жуковского (Чаукеров Д.)
— Вспомните, основоположником какого направления в литературе был В.А.Жуковский? (романтизм)
Рассказ об истории создания баллады (Мизамбеков А) «Баллада «Светлана» посвящена племяннице В.А.Жуковского Александре Андреевне Воейковой, урожденной Протасовой, и преподнесена автором в качестве свадебного подарка)
3. Сообщение темы и целей урока.
— Дома вы самостоятельно знакомились с текстом баллады В.А. Жуковского «Светлана» и просмотрели видеоурок. И сегодня на уроке вы должны поделиться знаниями, полученными в результате самостоятельной работы.
Тест по тексту баллады и просмотренному дома видеоуроку. (проходят онлайн желающие по очереди на оценку)
Я вас просила, чтобы вы, просматривая видеоурок, обратили внимание на определение жанра баллады. Назовите её характерные признаки. ( Стихотворное произведение, основанное на каком-либо предании, имеющее фантастический сюжет и неожиданную концовку )
Задание первой группе – расставить по порядку события, происходящие в балладе. (работают самостоятельно за ноутбуком)
— На каком предании основана баллада?
(на немецких народных легендах о мертвом женихе, забирающем к себе тоскующую невесту)
Задание второй группе – Определить, что в балладе является экспозицией? Завязкой? Развитием действия? Кульминацией? Развязкой? (работают с учителем)
Экспозиция — действие происходит в избе в крещенский вечерок. Здесь собрались девушки и гадают на своего суженого.
Завязка – Светлана грустит, она рассказывает подружкам о своей печали, оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха.
Развитие действия – жених везет ее венчаться. Они едет по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, где она опять видит гроб…
Кульминация – мертвец в гробу – ее жених.
Развязка – Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым.
Задание третьей группе
– Найти в тексте подтверждение, что в «Светлане» присутствует фантастический сюжет и неожиданная концовка. ( В ночь перед Крещеньем девушки погружены в гаданья. Светлана грустит из-за длительной разлуки с женихом, в полночь гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет узнать. Как скоро он к ней вернется. В состоянии полудремы ей кажется, что жених приезжает и увозит ее с собой. Затем они идут по заснеженной степи, у церкви героиня замечает, что там идет отпевание. Затем они приезжают в уединенную хижину, в которой она видит гроб, из которого поднимается мертвец – ее жених. Неожиданно «белый голубочек» защищает Светлану от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и как бы отменяются в своей действительности пробуждением героини. В яви жених здоров и невредим, баллада оканчивается счастливо.)
Задание четвёртой группе. Ответить на вопросы по ходу урока.
Сколько баллад создал В.А.Жуковский?
Сколько лет создавалась «Светлана»?
Какая баллада была взята за основу?
Кому посвятил Василий Андреевич своё произведение?
Почему во время гаданий Светлана «молчалива и грустна»?
В кого превращается её жених в балладе?
Кто является Спасителем Светланы?
Как заканчивается баллада?
— Найдите народные начала в произведении Жуковского. Чем занимались в зимнее время девушки на Руси?
— Какой обряд именно русского народа, присутствует в тексте баллады (обряд гадания)
Индивидуальные задания: рассказ о гаданиях, существующих на Руси.
— В чем состоит непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил? Кто спасает Светлану от мертвеца, заставляя её пробудиться от сна? (Непредвиденное вмешательство «белого голубка» спасает девушку от мертвеца. Стоит голубке обнять ее крылами, как она просыпается и возвращается к исходной реальности.)
— А какие еще птицы встречаются в балладе? (Петух и ворон)
— Что обозначают эти символы? (Петух – некий часовой, заступник, ворон – предсказывает плохое, страшное)
( белый – печаль, чистота; чёрный – злые силы; алый – надежда, любовь)
5. Подведение итогов
— Можно ли утверждать, что Светлана – образец национального характера русской девушки? Почему?
— В.Г.Белинский, отмечая роль поэта в истории литературы, сказал: «Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии . .»
Согласны ли вы с этим утверждением? (Творчество Жуковского сблизило европейский романтизм с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию жанра баллады на русской почве)
7. Выставление оценок, подведение итогов.
Чем заканчивается баллада и в чем смысл. Анализ баллады «Светлана» (В
Жанр и направление
Трудно представить эпоху романтизма без жанра баллады, где повествование излагается напевным слогом, а с героем зачастую происходят сверхъестественные события.
Романтизм в балладе «Светлана» представлен довольно широко. Характерной чертой этой эпохи является интерес к фольклору. Стремясь сделать историю наиболее русской, Жуковский не лишает её и одного из основных мотивов немецкого народного творчества — умыкания невесты мертвецом. Таким образом, фантастическое в балладе «Светлана» принадлежит двум культурам: от русской произведение получило тему крещенского гадания, а от немецкой – восставшего из гроба жениха.
Баллада богата символикой русского фольклора. Например, ворон – вестник смерти, избушка, дающая отсылку к Бабе-Яге, чьё жилище находится на границе мира живых и мёртвых. Голубь в балладе символизирует Святого Духа, который подобно Ангелу спасает Светлану от мрака ада. Пенье же петуха развеивает чары ночного мрака, возвещая о рассвете — всё возвращается на круги своя.
Другим типичным для романтизма приёмом является мотивация сном. Видение ставит героиню перед выбором: искренне верить, что Бог поможет её жениху вернуться, или же поддаться сомнениям и разувериться в силе Создателя.
О чем?
Суть баллады «Светлана» заключается в нижеследующем: в крещенский вечер девушки традиционно собираются погадать на суженого. Но героиню не веселит эта затея: она волнуется о своём возлюбленном, который на войне. Ей хочется узнать, вернётся ли жених, и девушка садится за гадание. Она видит возлюбленного, церковь, но далее всё это оборачивается страшной картиной: избой, где стоит гроб с любимым.
Сюжет «Светланы» заканчивается прозаично: на утро девушка пробуждается ото сна в смятении, она напугана злым предзнаменованием, но всё заканчивается хорошо: жених возвращается невредим. Вот, о чем это произведение.
Основные персонажи баллады
В произведении несколько главных героев:
Юная девушка, ожидающая жениха, — основное действующее лицо. Читая произведение Жуковского «Светлана» в кратком содержании, учащиеся могут заметить, как изменялся её настрой. В первой части она предстаёт встревоженной и опечаленной, ведь ей неизвестно, какая судьба постигла жениха.
О девушках не говорится прямо, что они беспечны и беззаботны, но это нетрудно понять по тому, как они себя ведут. Девичьи забавы хоть и привлекают молодую героиню, однако она терпеливо молится и не позволяет себе проявлять любопытство. Однако в крещенский вечер простые человеческие слабости одерживают верх над светлыми помыслами, и Светлана принимает решение погадать. Ей интересно узнать, что её ждёт и какого суженого уготовила ей судьба.
Хотя главной героине свойственны слабости, автор наделил её образ положительными чертами. Если сравнить её с Ленорой — героиней другого произведения, которое Жуковский взял за основу, можно заметить ключевую разницу в поведении. Когда Светлана узнаёт, что жених умер, она не гневается на Спасителя, не ропщет и не впадает в отчаянье, а молится. Если читать балладу в очень кратком содержании, можно этого не заметить, а ведь обращение девушки к Богу очень важно для понимания замысла автора.
Главные герои и их характеристика
Повествование выводит на первый план одну лишь главную героиню. Остальные образы в балладе «Светлана» находятся в дымке от не рассеявшегося сна, их характерные черты разглядеть сложно, ведь основные герои в данном случае сравнимы с декорациями в пьесе, то есть самостоятельной роли не играют.
В самом начале произведения Светлана предстаёт читателю печальной и встревоженной: ей не известна судьба любимого. Девушка не может быть такой же беспечной, как подружки, в её сердце нет места девичьим забавам. Уже год она находит в себе силы праведно надеяться и молиться, что всё будет хорошо, но в крещенский вечер любопытство берет верх над праведностью – героиня гадает.
Характеристика Светланы Жуковского представлена положительной, не идеальной, но образцовой. В ее поведении есть деталь, которая в корне отличает ее от девушек в других вариантов перевода самого автора и от оригинальной Леноры. Узнав о смерти возлюбленного, невеста не ропщет на Бога, а молится Спасителю. Душевное состояние Светланы в момент страшного видения скорее можно охарактеризовать как испуг, но не отчаяние. Главная героиня готова смириться и с «горькой судьбиной», но только не обвинять Бога в том, что он её не услышал.
За свою стойкость Светлана получает награду – жених возвращается к ней: «Та ж любовь в его очах». Небольшое количество строк о женихе даёт основание предполагать, что это человек слова, верный и честный. Он достоин такой искренне любящей и доброй невесты.
Сочинение на тему » в чем смысл финала баллады «Светлана»? В.А. Жуковского
Сочинение на тему » в чем смысл финала баллады «Светлана»? В.А. Жуковского
Жуковский закончил балладу «Светлана» в 1812 году, в период войны. Все произведение пропитано русским духом: черты характера самой героини, гадания на Святки, метелица, сани с бегущими лошадьми под звон колокольчиков. Подружки гадают, полные радостных надежд и желаний, а Светлана грустит. На душе ее неспокойно – от любимого человека уже целый год нет известий. Мрачные мысли одолевают ее в момент гаданья. Страшный сон, где Светлана видит своего жениха мертвецом, может быть вызван ее унылым настроением. Слабая, практически незаметная грань между сном девушки и реальностью создает большое напряжение, мистический ужас в сюжете. Вся история предполагает драматический финал, но неожиданное пробуждение Светланы и внезапное возвращение возлюбленного вносят резкий непредвиденный оборот в произведение. Основной смысл, который вкладывает Жуковский в развязку баллады, выражен в следующих строках: «Лучшей друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье». Страшные сны зачастую беспочвенны, вера в провиденье возвращает нас к счастливой действительности, развеивая наши опасения, сомнения. Баллада говорит о том, что тревожащие нас фантазии, предположения, страшные сновидения – это всего лишь сон. Реальность может быть совсем другой. Если спутать сон с реальностью, как это происходит в произведении, то можно пребывать в достаточно тяжелых состояниях души, натерпеться страхов. Светлана всем своим поведением демонстрирует смирение, покорность воле Божьей. В дом стучит с молитвою. Заходит и сразу, обращаясь к Богу, молится перед иконой, проявляя непоколебимость веры. Чудесный голубок, спасающий Светлану в момент встречи с женихом-мертвецом, указывает на то, что девушку защищает Святой Дух, вера в которого способна сохранить от любых напастей и бед. В конце произведения Жуковский восклицает: «О! не знай сих страшных снов ты, моя Светлана…», тем самым выражая уверенность в том, что человек рождается для радости и счастливой жизни.
Похожие сочинения:
Темы произведения
Главная мысль
Как известно, у Жуковского есть три варианта перевода баллады Бюргера «Ленора», но почему именно «Светлана» обрела такую популярность ещё при жизни писателя и остаётся актуальным произведением по сей день?
Быть может, секрет успеха книги – это ее идея и способ её выражения. В мире, где существует добро и зло, свет и тьма, знание и неведение человеку приходится нелегко: он поддаётся волнению, сомнению. Но путь к обретению уверенности и внутренней гармонии есть — это вера.
Очевидно, вариант, который имеет счастливый конец, был более привлекателен для публики. Но именно такой финал и позволил Жуковскому убедительнее донести свою авторскую позицию, ведь смысл баллады «Светлана» в том, чтобы человек всегда стремился к просветлению. Судьба главной героини ярко иллюстрирует, какие блага приносит спасительная сила искренней веры.
И ночь сменяет свет дневной
Действие жутких романтических баллад обычно происходит под покровом ночи — самого тёмного и загадочного времени суток, покрывающего мраком различные тайны. Жуковский заканчивает действие дневным светом, звоном колокольчика и криком петуха. Тьму и страхи сменяет возвращение любимого и долгожданная свадьба, страшный сон остаётся позади. И здесь сам автор подсказывает нам, в чём смысл баллады: «Светлана» — это торжество света над тьмой, победа любви над смертью и веры над искушением.
Проблемы
В.А. Жуковского как образованного человека, учителя императора Александра Второго, волновала проблема того, что русские практически никогда не были православными до конца. Человек идёт в церковь, но чурается чёрной кошки, а когда возвращается домой, забыв что-то, смотрится в зеркало. Наряду с христианской Пасхой отмечается и языческая масленица, что происходит и по сей день. Таким образом, на первый план в балладе «Светлана» выходит религиозная проблематика.
Жуковский поднимает в произведении проблему суеверного невежества, актуальную для русских с самого момента принятия христианства. В своей балладе он обратил внимание, что, отмечая праздник Крещения Господня, верующие девушки предаются греховному гаданию. Автор осуждает это, но в то же время не наказывает жестоко свою любимую героиню. Жуковский лишь по-отечески журит её: «Что же твой, Светлана, сон…?»
Баллада «Светлана»: краткое содержание
Действие разворачивается крещенским вечером, когда по народным поверьям с помощью гаданий можно заглянуть в будущее, узнать судьбу. Автор описывает виды гаданий: девушки кидают за ворота «башмачок», кормят зерном курицу, поют гадальные песни и ворожат суженого, глядя ночью при свечах в зеркало. Светлана грустна, потому что давно нет вестей от её любимого, она мечтает, чтобы он скорее вернулся.
Мучаясь в ожидании, она решает заглянуть в зеркало. Внезапно появляется её жених, радостно сообщая, что небеса укротились, ропот услышан. Он зовёт её венчаться. Увлекая за собой, сажает Светлану в сани, и они отправляются сквозь снежную равнину к странному храму, где вместо ожидаемого венчания идёт отпевание умершего.
Путешествие обрывается, когда сани останавливаются возле небольшой хижины. Внезапно пропадает жених и лошади.
Оставшись одна ночью в незнакомом месте, Светлана, перекрестившись, входит в дом, где стоит гроб. Жуткий покойник, в котором Светлана узнаёт своего возлюбленного, встаёт и протягивает к ней свои мёртвые руки. На помощь приходит белый голубок, чудесным образом защищая героиню от ужасного мертвеца.
Светлана просыпается у себя дома. Всё происходящее оказывается всего лишь дурным сном. В тот же час возвращается долгожданный жених, здоровый и счастливый.
Такова баллада «Светлана». Краткое содержание заканчивается сыгранной героями свадьбой.
Историзмы в «Светлане» Жуковского
Баллада «Светлана» написана Жуковским в 1812 году. Несмотря на это она, в целом, читается и воспринимается легко и сегодня, но всё же содержит устаревшие слова. Важно учитывать и то, что Жуковский писал своё произведение в период, когда русский литературный язык ещё формировался, поэтому книга содержит и краткие формы прилагательных (венчальну, тесовы) и неполногласные варианты некоторых слов (плат, златое), что придаёт лирическому произведению торжественность и некую архаичность.
Лексика баллады богата устаревшими словами: историзмами и архаизмами.
Историзмы – это слова, покинувшие лексикон вместе с именуемым предметом. Здесь они представлены в основном лексикой, относящейся к церкви:
многи леты – имеется в виду «Многая лета» — песнопение, исполнявшееся хором, как правило, а капелла, по случаю торжественного праздника.
Песенки подблюдны — обрядовые песни, исполнявшиеся во время гадания, когда девушка бросала в блюдце личный предмет (кольцо, серёжку) в сопровождении специальной песни.
Налое – род столика для чтения, также используется в качестве подставки для икон.
Запона – белая ткань, часть одежды священника.
Архаизмы – устаревшие слова, заменённые более современными:
Почему баллада светлана имеет счастливый финал. Своеобразие жанра баллады в творчестве В.А
Жуковский начал свое поэтическое поприще
балладами. Этот род поэзии им начат, создан
и утвержден на Руси.
Имя Василия Андреевича Жуковского, друга и учителя А С. Пушкина, вошло в русскую литературу как автора целого ряда баллад. Он воскрешал в балладах образы феодального Средневековья и полные наивной веры народные предания. Впервые определение баллады как жанра дал В.Г. Белинский. Он так определил его своеобразие: «В балладе поэт берет какое-нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде, но в ней главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя. » Большинство баллад Жуковского — переводные. Сам поэт так писал о специфике таланта поэта-переводчика: «Переводчик: в прозе есть раб, в поэзии — соперник».
Первой балладой Жуковского была «Людмила» (1808), являющаяся вольным переводом баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». Используя сюжет немецкого поэта, Жуковский придал иной национальный колорит, перенеся действие в Московскую Русь XVI — XVII веков, дал героине русское имя Людмила, ввел песенные обороты и фольклорные особенности, присущие русскому народу.
Следующая баллада «Светлана», написанная в 1812 году, также на сюжет бюргеровой «Леноры». Но в «Светлане» уже усилен национальный колорит, который создается деталями быта и картинами русской природы. Поэтому «Светлана» была воспринята читателями как подлинно народное, русское произведение. Она была построена на широкой и устойчивой народной основе: здесь и гадания, приметы, обрядовые песни, и народные предания о злых мертвецах, и мотивы русских народных сказок.
Сюжет баллады «Светлана» напоминает во многом сюжет «Людмилы». Грустная Светлана гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Она грустит о своем женихе, о котором давно нет известий:
Год промчался — вести нет:
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит.
Светлана смотрит в зеркало и слышит голос любимого, который зовет ее за собой венчаться в церкви. По дороге в церковь она видит в темноте черный гроб в открытых вратах. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него истает мертвец и тянет к ней руки. Но Светлану спасает чудесный голубок, закрывающий ее от страшного призрака:
Чему учит?
Баллада учит непреклонности и преданности, а главное – почитанию Божьего закона. Сон и пробуждение здесь нельзя понимать только однозначно: это не только физическое состояние человека: сон — заблуждение, которое напрасно волнует душу. Пробуждение – прозрение, понимание истиной веры. По мнению автора, внутреннее спокойствие и гармонию можно обрести, соблюдая заповеди Господни и твёрдо веря в могущество Создателя. Отвлекаясь от христианского контекста, скажем, что человек, согласно морали Жуковского, должен быть твёрд в своих убеждениях, а сомнения, постоянные метания и отчаяние могут привести его к беде и даже гибели. Надежда, стойкость и любовь приводят к счастью, что ярко иллюстрирует пример героев баллады «Светлана».
Что спасает Светлану?
Что спасает героиню баллады Светлана?
В мертвеце Светлана с ужасом узнает своего жениха. Мертвец движется к девушке, но её спасает белый голубок. … Основная героиня баллады — это крестьянка Светлана, которой крещенской ночью приснился удивительный сон.
Кто спасает Светлану от мертвеца и как?
Кто спасает Светлану от мертвеца, заставляя её пробудиться от сна? (Непредвиденное вмешательство «белого голубка» спасает девушку от мертвеца. Стоит голубке обнять ее крылами, как она просыпается и возвращается к исходной реальности.)
Какие черты характера Светланы?
Среди основных черт характера главной героини можно выделить следующие:
Что увидела Светлана в избе?
Внезапно начинается метель. Жених пропадает, а Светлана зашла в избу, в которой стоял гроб. Кульминация баллады: мертвый в гробу ожил. … И тут Светлана увидела, что мертвец – это ее милый.
В чем сюжет баллады Светлана?
Сюжет баллады «Светлана» напоминает во многом сюжет «Людмилы». Грустная Светлана гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Она грустит о своем женихе, о котором давно нет известий: … Светлана смотрит в зеркало и слышит голос любимого, который зовет ее за собой венчаться в церкви.
Кто избавляет Светлану от жениха мертвеца?
Кому жалуется Светлана на свою горькую участь? (подружкам). — В кульминационный момент сюжета автор создаёт ситуацию спасения героини волшебным помощником. Кто избавляет Светлану от жениха мертвеца? (белоснежный голубок).
Как птица защитила Светлану от мертвеца?
Правильный ответ: белый голубь. 17. Как птица защитила Светлану от мертвеца? Правильный ответ: села ему на грудь.
На каком предании основана Баллада Светлана?
В основе сюжета — баллада Готфрида Бюргера «Ленора».
Какие черты характера Светланы создают её романтический образ?
Этот образ – попытка Жуковского создать идеальный русский характер, нарисовать «русскую душу». Отличительные черты этого характера – чистота, кротость, покорность судьбе, верность, нежность и светлая грусть.
Как Жуковский описывает Светлану?
(226 слов) Светлана – главная героиня одноименной баллады Жуковского. Это светлый образ, ведь в него вошли все традиционные качества русской девушки: доброта, кротость и преданность. Она мила, но застенчива, умна, но молчалива. В ней автор видит неиспорченный идеал, который помогает воспитать в себе вера в Бога.
Что сближает балладу Светлана со сказкой?
Поэт связал балладу со сказкой, и потому все образы в ней подчинились законам сказки. В частности, образ дороги типичен и для баллады, и для сказки. В «Светлане» он приобрёл сказочную функцию. В сказке герой тоже отправляется в путь и преодолевает множество препятствий.
Что означает мое имя Света?
Имя Светлана — славянского происхождения, от слова «светлая». Женский вариант имени Светлан. У Светочки с детства проявляется противоречивый, сложный характер.
Кого увидела Светлана в зеркале?
Потом там говорится как Светлана начала гадать:накрыла скатертью стол,поставила зеркала со всечёю,поставила два прибора на столе для неё и милого друга. Она села к зеркалу иначала смотреться и по гаданию её возлюбленый должен был прийти сесть в месте с ней за стол. Прождав столько-то времени она в зеркале увидела его.
Почему Баллада Светлана начинается с гаданий?
Автор начинает балладу «Светлана» с описания гаданий в «крещенский вечерок», сразу задавая мифический тон всему произведению. Дело в том, что на Руси испокон веков в Крещение девушки гадали. … Гаданиям верили, их боялись. Но все девушки без исключения хотели знать свое будущее, хотели знать, когда выйдут замуж.
Где в балладе Светлана завязка кульминация и развязка?
Завязка-Тоска Светланы и одна, перед зеркалом. Развитие действия-Явление жениха,поездка в санях,церковь и отпевание,хижина,гроб на столе,жених мертвец,белый голубок. Кульминация-Крик петуха,весь ужас был сном. Развязка-Звон колокольчика,приезд жениха.