Конспект урока астафьев сон о белых горах

Краткое содержание Сон о белых горах Астафьева

На зиму Аким нанялся работать охотником-промысловиком на реке Эндэ. Когда он пришел к месту зимовья, то обнаружил внутри охотничьего домика девушку Элю из Москвы. Выяснилось, что она хотела присоединиться к экспедиции отца. Сопровождал ее местный ловелас Гога. Он был очень несерьезным человеком. Поэтому ушел на рыбалку, чтобы привлечь Царь-рыбу блесной, которая была сделана из медали. Гоге удалось уговорить ветерана–алкоголика променять награду на портвейн. Гога сумел поймать Царь-рыбу, но огромная рыбина тянула мужчину за собой, поэтому оступившись он стукнулся затылком о край камня и умер.

Акиму пришлось выхаживать девушку. А Эля, подобно многим городским жительницам, не представляет самостоятельной жизни вне цивилизации. Она капризничает, но помогает Акиму. Они провели вместе несколько месяцев в ожидании первого вертолёта. Молодые люди осознают, что хоть и временно, но их жизни зависят друг от друга. Неожиданно всю еду уничтожила пробравшаяся в жилище росомаха. Мужчина понял, что зима будет холодной и это усложнит их существование, поскольку животные покидают эти места, а рыбы опускаются на дно.

Он переживал за здоровье Эли, поскольку она могла не пережить зиму и тогда Аким отправился за помощью к людям. Молодые люди отправились в сторону рыбацкого посёлка. Однако никого там не оказалось. Акиму пришлось успокаивать расстроенную Элю и он развел сигнальный костёр. В это время мимо пролетал самолет и пилоты обратили внимание на то, что происходит в пустующем поселке. Так Аким и Эля выбрались из глухой тайги. Девушку на неделю отправили в поликлинику, а немного приболевший Аким вылечился «таежным способом».

Акиму и Эле не хочется расставаться друг с другом. Однако девушка живет в совершенно другой реальности. Она должна вернуться в Красноярск, где живет ее мать. После этого она должна вновь уехать в Москву и продолжить обучение в институте. Аким же привык жить в тайге, Он отдал Эле обручальное кольцо когда–то принадлежавшее Гоги и немного денег. Эля развернула сверток уже находясь внутри самолета.

Этот рассказ учит тому, что внутренние достоинства человека не зависят от его социального положения, образования или звания. Аким осторожно и бережно относился к девушке, в нем была человечность, которой не было в Гоге. Но и Эля вернувшись в Москву стала по другому относиться к жизни. Она никогда не сможет забыть доброту Акима, который собирал ягоды для больной и ослабевшей девушки.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Астафьев. Все произведения

Сон о белых горах. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Главным героем произведения является американский военный Билли Пилигрим, скромный, застенчивый мужчина. Он участвовал во Второй Мировой войне, воюя в Европе, где попал в немецкий плен

Главным героем поэмы, является корсар Конрад. Он очень мужественный и храбрый, всем свои внешним видом, даёт понять противнику, что с ним лучше не связываться. Он живет в Средиземноморье.

Главный герой – сибиряк Николай Паратов. Но жил Коля в Москве, потому что там он женился после армии на Валентине. Познакомился он с ней заочно. Сослуживец показал всем фотографию свой сестры

История рассказывает о неком мистере Уоллсе, давнем приятеле самого рассказчика. Будучи еще маленьким мальчиком, мистер Уоллес, гуляя по улице увидел зелёную дверь. У её подножия лежали зелёные листья

Источник

Урок-проект по произведению В.П.Астафьева «Царь-рыба»

Урок-проект ( 11 класс)

«Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?»(В.П.Астафьев)

Почему человек «портит подаренный ему Богом мир и свою душу»?

Создать условия для создания и осмысления блока учебной информации и способов её получения средствами проектной технологии (информационной компетенции).

Ввести в художественный мир В.П.Астафьева, показать значение его творчества в современных реалиях.

Способствовать воспитанию нравственных принципов на примере произведения В.П.Астафьева «Царь-рыба».

Создать условия для самостоятельной работы по отбору и анализу материала по теме.

Самостоятельная работа (домашнее задание опережающего характера)

Проблема нравственного браконьерства, убивающего живое в человеке.

Авторская позиция в произведении.

Образ Акима как воплощение нравственного отношения к природе.

Выставка произведений автора по данной теме.

Иллюстрации к произведению «Царь-рыба» ( созданные учащимися).

«Все мы в одном доме живём, да не все хозяева. Почему такое положение? А путают. С одной стороны вроде учат: природа – дом родной. А что с другой стороны имеем? А имеем покорение природы».

Б.Васильев «Не стреляйте белых лебедей»

Установите связь эпиграфов и проблем, поднимаемых в произведении В.П.Астафьева.

Только ли об отношении человека к природе говорит В.Астафьев в своём произведении?

( Нет! Автор мучительно пытается найти ответ на вопрос: почему человек «портит подаренный ему Богом мир и свою душу»?)

Мы с вами, ребята, попытаемся найти причины нравственного падения человека и в то же время умения сохранить в себе трогательное, бережное отношение к природе.

В.П.Астафьев : « У одного смысл жизни построить город, а у другого – отгрохать загородные хоромы. У одного делиться с ближними всем, что имеет, а у другого – написать злобную анонимку ».

Браконьеры по неведенью, по душевной неразвитости, социальной ущербности и просто безнаказанности.

ДАМКА КОМАНДОР ИГНАТЬИЧ ГРОХОТАЛО ГЕРЦЕВ …

Судьба ставит их перед необходимостью сделать выбор: погубить свою душу – погубить «подаренный Богом мир» или сохранить свою душу и подарить миру надежду на возрождение?

Попробуем ответить на проблемный вопрос через самостоятельные исследования.

Исследование «Проблема нравственного браконьерства, убивающего живое в человеке. (4 группы – образы Командора, Грохотало, Игнатьича, Гоги Герцева)

Командор (самостоятельное исследование) гл. «У Золотой Карги»

Портрет героя: «Весь из мускулов и костей, резко, по отдельности везде проступающих, брови в два пальца шириной чёрно прилеплены на крутые бугры лба, срослись над переносицей. Из-под бровей, с постоянным напряжением и вызовом сверкали глаза…

Он не говорил, он выкрикивал слова и при этом сёк собеседника молнией взгляда…»

Жизнь командор воспринимает как игру, ведёт борьбу с природой.

Нравственная нищета, бесчеловечность Командора проявляется не только по отношению к природе, но и к человеку.

«Несётся Командор по речному простору, с ветерком несётся, душа поёт, удалью полнится, тело, слитое с мотором, спружинено, энергией наполнено, кровь кипит от напряжения…»

И как будто в отместку браконьеру за утрату человеческого в душе, за то, что герой забывает о том, чем наделяет Бог каждого человека при рождении, Командор лишается своей дочери Таи.

«Застыл среди горницы Командор, глядя на дочку, лежавшую на чистом покрывале в измятой, рваной и грязной форме – вся она какая-то скомканная, будто белогрудка – береговушка, из рогатки подшибленная».

Игнатьич ( самостоятельное исследование) гл. «Царь-рыба»

Родной брат Командора Игнатьич «растоптал» когда-то душу Глаши Куклиной. Значит, уже в молодости Игнатьич оказался с нравственной «гнильцой», нравственным изъяном, но не задумывался об этом даже тогда, когда хищнически уничтожал природу.

«Само собой, ловил Игнатьич рыбу лучше всех и больше всех».

«С двух первых самоловов Игнатьич снял штук семьдесят стерлядей, заторопился к третьему, лучше и уловистей всех стоящему…

Он не снимал стерлядь с крючков, а стерляди, стерляди. Бурлила, изогнувшись в калач, почти на каждой уде стерлядка – и вся живая».

Почему Игнатьич только тогда вспоминает о душе, когда вместе с «царь-рыбой» оказывается на крючке?

«Да что же это я? – поразился рыбак. – Ни бога, ни чёрта не боюся, одну тёмну силу почитаю…»

«Надо ждать, жда-ать! Ну, а дождёшься, так что? Делить осетра?»

«Какой его облик вылупается? Лучше Дамки, недобитого бандеровца Грохотало иль младшего братца? Все хапуги схожи нутром и мордой

Есть ли у героя шансы «излечить свою душу», изменится ли отношение Игнатьича к природе?

Рыбак Грохотало (сутяга и делец, скряга и бандеровец). Гл. «Рыбак» (самостоятельное исследование)

Самым предриимчивым и жадным из браконьеров был Грохотало ( история бандеровца).

Он никогда никого и ничего не признавал, сам себя считал существом выдающимся, обо всём имел своё стойкое суждение.

«Кроме сала, Грохотало признавал свои гроши, а потому был рвачом и, как ему, уроженцу ровенских земель, ни жутко было пускаться на большую воду, он всё же обучился ловить рыбу, которую не ел, продавая всё до хвостика…»

Держался всегда в стороне от «опчества», работал на свиноферме.

Грохотало можно сравнить с героями классической русской и зарубежной литературы, Скупым рыцарем А.С.Пушкина, помещиком Плюшкиным Н.В.Гоголя, ростовщиком Гобсеком О.де Бальзака.

Итог их жизни более чем прогнозируем: они продавали свою душу за деньги, богатство, но оставались ни с чем.

Можно ли предположить, что рыбак Грохотало после конфискации рыбинспектором осетра на 60 кг будет способен на милосердие?

«Грохотало поднял на посёлок налитый горем и ненавистью взгляд…»

Гога Герцев – интеллектуальный выразитель пёстрой толпы браконьеров. Гл. «Сон о белых горах» (самостоятельное исследование)

«Злой на язык, твёрдый на руку, хваткий в работе, студент был не по возрасту спесив и самостоятелен».

«Герцева уважали, сказать точнее, терпели, но не любили. Впрочем, в любви и разных там расслабляющих человека чувствах он и не нуждался»,

«В нём выражается презрение ко всем и забота о себе самом».

«Сам себе бог», иссосанный гольянами, изгрызенный соболюшками, мышами, крысами, валялся, поверженный смертью…»

Гога Герцев молод, образован, квалифицированный специалист, поэтому страшно, что такой человек жил только ради собственной выгоды, только ради обогащения.

Так почему же человек « портит подаренный ему Богом мир и свою душу?»

А какова авторская позиция? Находит ли В.П.Астафьев ответ на такой важный вопрос?

«Мана! Я поискал глазами рыжий гребешок Манского быка. Нету! Смахнули! Красавица река ощетинена торосами сплавного леса».

«Прощай, Мана! И прости нас! Мы истязали не только природу, но и себя, и не всегда без нужды…»

«Переменилась моя родная Сибирь, и всё переменилось».

«Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?

Автор не случайно вводит в повествование образ Акима. (самостоятельное исследование)

Именно Аким олицетворяет собой нравственное отношение к природе.

Аким живёт в гармонии с природой. Он воспринимает природу не как средство наживы, а как часть себя самого, и берёт от неё столько, сколько ему нужно для жизни. Скромный и застенчивый, он не может жить без людей.

Конечно, автор за нравственное отношение к природе. Всё зависит от того, какой выбор сделает человек.

В.П.Астафьев «Царь-рыба» : «Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою, и от него зависит лишь в какой-то степени управлять ею, а не плыть, куда понесёт».

Домашнее задание. Творческий проект – статья «А какой выход видите вы, чтобы сохранить «подаренный человеку Богом мир и свою душу»?»

Источник

Литература для всех

Сайт Чарушиной Ирины Григорьевны

В.П. Астафьев «Сон о белых горах». Герои

Виктор Петрович Астафьев «Царь-рыба»

Рассказ «Сон о белых горах». Утверждение общечеловеческих моральных ценностей

Действие в рассказе происходит в тайге, тайны и загадки которой пытаются разгадать многие люди. Вот только интерес к таежным богатствам бывает разный. В рассказе мы знакомимся с двумя героями, которые резко противопоставлены по своему отношению к миру и людям. Это таежный человек Аким и эгоистичный, возомнивший себя хозяином природы геолог Гога Герцев.

Аким не слишком образован, мало знаком с цивилизацией, с городской жизнью, зато превосходно знает родную сибирскую тайгу, живет в тесном единении и гармонии с природой. В глухих таежных дебрях он чувствует себя как дома. Аким, по мысли писателя, является носителем подлинных морально-нравственных ценностей и в этом своем качестве противостоит многим персонажам-горожанам, рассматривающим природу только как средство удовлетворения сиюминутных материальных потребностей и не гнушающимся никакими средствами в достижении своих целей. Антиподом Акиму в главе «Сон в белых горах» является Гога Герцев. Он не вредил тайге, уважал законы, но пренебрегал тем, что именуется душой. Гога — образованный человек, умеет делать многое, но он погубил в себе хорошие задатки. Он индивидуалист, много хочет взять от жизни, но ничего не хочет отдавать. Он внутренне пуст, циничен. Авторская ирония и сарказм сопровождают Герцева всюду — и в столкновении с Акимом из-за медали Киряги-деревяги, переклепанной Герцевым на блесну, и в сценах с библиотекаршей Людочкой, которой он от скуки душу растоптал, и в истории с Элей, и даже там, где рассказано, как Герцев погиб и каким стал после смерти. Астафьев показывает закономерность такого страшного конца Гоги, обличает индивидуализм, бездушие.

Гога потащил в тайгу вместе с собой влюбленную в него девушку Элю. Как подчеркивает автор, Гога — опытный и умелый таежник, ни в чем не уступающий Акиму. Тем не менее он легкомысленно увлек вместе с собой в опасное путешествие по таежной реке девушку, к жизни в суровых условиях тайги абсолютно не приспособленную. В результате складывается трагическая ситуация. Тяжело заболевшая Эля остается в охотничьей избушке, отправившийся на поиски пропитания Гога гибнет в результате несчастного случая. От верной смерти девушку спасает нашедший ее Аким. Он ухаживает за больной, как за маленьким ребенком. В главе «Сон в белых горах» примечателен образ Гоги Герцева, антипода Акима. Герцев не вредил тайге, уважал законы, но пренебрегал тем, что именуется душой. Гога — образованный человек, умеет делать многое, но он погубил в себе хорошие задатки. Он индивидуалист, много хочет взять от жизни, но ничего не хочет отдавать. Он внутренне пуст, циничен. Авторская ирония и сарказм сопровождают Герцева всюду — и в столкновении с Акимом из-за медали Киряги-деревяги, переклепанной Герцевым на блесну, и в сценах с библиотекаршей Людочкой, которой он от скуки душу растоптал, и в истории с Элей, и даже там, где рассказано, как Герцев погиб и каким стал после смерти. Астафьев показывает закономерность такого страшного конца Гоги, обличает эгоцентризм, индивидуализм, бездушие.

Гибель Герцева глубоко символична. Гога мечтал поймать легендарную Царь-рыбу, а для блесны использовал медаль инвалида войны пьяницы Кирягина и хвастался: «Лучше фабричной!» Аким после этого в сердцах сказал Герцеву: «Ну ты и падаль. Кирьку старухи зовут Божьим человеком. Да он Божий и есть. Бог тебя и накажет…»

В ответ Герцев произносит фразу, поражающую своим эгоизмом и кощунством: «Плевать мне на старух, на калеку этого грязного! Я сам себе Бог! А тебя я накажу — за оскорбление».

Но наказать Акима Герцев собирается в тайге, а не сейчас, он не привык к честному и открытому поединку. Аким же способен ударить человека только в честной, открытой драке. Он органически не способен обидеть другого человека, Главный герой «Царь-рыбы» следует своеобразному нравственному закону тайги, где выжить может человек, открытый с другими, честный и не пытающийся подмять под себя природу. Гога — «сам себе Бог», на поверку оказывается дьяволом, Кащеем (не случайно писатель подчеркивает, что Герцев, как сказочный злодей, «загремел об пол костями»). Он плюет на других людей и этим гордится, он готов уничтожить всякого, кто встает на его пути, уничтожить не в переносном даже, а в прямом смысле. Ведь, по сути, Гога замышляет убийство Акима, предлагая дуэль на заведомо невыгодных для того и выгодных для себя условиях. И закономерной выглядит его гибель, хотя и происшедшая в результате нелепой случайности. Это как бы Божья кара за самонадеянное приравнивание себя к Богу.

Когда Аким находит труп своего врага, он не чувствует радости. Он жалеет Герцева, который, торопясь добыть для больной спутницы рыбу, совершил роковую ошибку и захлебнулся в ледяной воде, и хоронит Гогу по-христиански.

Моральный спор между Гогой Герцевым и Акимом — это не просто спор двух слишком разных людей, он отражает столкновение бездушно-потребительского и гуманного, милосердного отношения к природе, ко всему живущему на земле». Чувствительность и доброта делают человека слабым, считает Гога Герцев. Он искажает духовные и социальные связи людей, уничтожает свою душу. Симпатии автора, несомненно, на стороне таких людей, как Аким, Именно за Акимом остается победа в споре с Герцевым, именно ему, а не Гоге, удается добыть Царь-рыбу. Удача становится наградой за то, что он сохраняет верность общечеловеческим, христианским моральным ценностям, готов, не задумываясь, помочь ближнему и пожалеть даже врага.

О произведении

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Он рос в окружении величавой красоты природы, и потому экологические проблемы были ему изначально близки.

“Царь-рыба” (1976 год, журнал “Наш современник”) является повествованием в рассказах. Произведение посвящено взаимодействию Человека с Природой. Глава “Царь-рыба”, давшая название произведению, звучит символически. Единоборство человека с царь-рыбой имеет печальный исход.

Идея повествования Астафьева состоит в том, что человек должен жить в мире с природой, не разрушать гармонии природы, не грабить ее. Повествование объединено образом автора. Симпатии автора отданы многим персонажам: Акиму, Николаю Петровичу, Киряге-деревяге, Парамон Парамонычу, Семену и Черемисину, артели рыбаков и другим. Аким совершает подвиг, спасая в тайге женщину. Каждодневно подвергают свою жизнь опасности рыбинспектор Семен и его сын Черемисин: “На фронте так не измаялся, как с вами!” Николай Петрович, брат писателя, стал кормильцем большой семьи с малых лет. Он отличный рыбак, охотник, радушен, всем норовит помочь. Добрая душа у Парамона Парамоновича. Он принял отеческое участие в судьбе Акима.

Человек, наделенный разумом, должен быть, по мнению Астафьева, ответственным за продолжение жизни на земле. Но об этой ответственности забывают браконьеры, герои рассказов «Дамка», «У золотой карги», «Рыбак Грохотало», «Царь-рыба».

Человек губит природу, но гибнет и сам. Для Виктора Астафьева законы природы и законы нравственности тесно и неразрывно связаны. Чужаком и лихим завоевателем пришел в лес Гога Герцев и погиб, и чуть было не погубил еще одну жизнь. Но страшнее всего постепенно поддаются развращающему влиянию философии потребительства, начинают варварски эксплуатировать природу, не понимая, что уничтожают дом в котором живут.

«Царь-рыба» написана в открытой, свободной, раскованной манере. Прямой, честный, безбоязненный разговор о проблемах актуальных и значимых: об утверждении и совершенствовании разумных связей современного человека и природы, о мере и целях нашей активности в «покорении» природы. Это проблема не только экологическая, но и нравственная. Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. Сознание серьезности этой проблемы необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредить природу и себя огнем бездушия и глухоты. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.

Источник

Человек и природа. В.П. Астафьев «Царь-рыба». 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11

Цель урока: ознакомление с автором, Человеком и Гражданином и его произведением “Царь – рыба” .

На доске: Виктор Петрович Астафьев (1924–2001). Писатель. Личность. Человек. Гражданин. Проживший жизнь с веком наравне.

Высказывания – эпиграфы, подобранные учащимися к произведению (задание дано заранее)

“. Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране. ”
К.Г.Паустовский

“Природа для меня огонь, вода, ветер, камни, растения, животные – все это части разбитого единого существа. А человек и природа – это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство”.
М.Пришвин

“. Воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к утке, замерзающей в полынье городского водоема. А когда станешь строителем, геологом. умей думать не только о ведомстве науки и техники, но и о “кладовой солнца”, в которой все подчинено извечному природному закону. Уважай его. Тогда и он тебя уважит!”
М.Пришвин

Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев

I. Краткие сведения о творческом пути В.Астафьева (сообщение учащегося).

II. Вступительное слово учителя.

Писатель и время. Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить свое время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и о себе.

Сегодня мы будем вести разговор о произведении Виктора Петровича Астафьева “Царь – рыба”, за которое он был удостоен Государственной премии СССР за 1978 год.

В центре повествования в рассказах “Царь – рыба” (жанр произведения) показаны взаимоотношения человека с природой. Отношение к природе у писателя – показатель духовности.

В.П.Астафьев как никто другой понимал, что природа не безгранична, что в отношениях с ней человек переступил нравственный рубеж. Именно в этом боль писателя в книге “Царь – рыба”. Людей, варварски истребляющих природу, проявляющих в этом истреблении, в корысти свое духовное сиротство, Астафьев называет браконьерами.

К уроку учащимся заранее были даны вопросы и задания.

III. Аналитическая беседа по повествованию в рассказах.

– В каких произведениях показаны взаимоотношения человека и природы?

(И.С.Тургенев “Отцы и дети”, В.Распутин “Прощание с Матерой”, Ч.Айтматов “И дольше века длится день”, “Плаха”, Б.Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”, А.Ким “Отец – лес”, В.Белов “Привычное дело”, “Бобришный угор”, поэзия Н.Рубцова и другие.)

– Как все – таки обстоит дело: природа – храм или мастерская? Обратимся к фактам нашей действительности, доказывающим, как мы далеко ушли по дороге от храма к мастерской, (индивидуальные задания: учащиеся приводят примеры из газет и журналов об экологических бедствиях, можно использовать и местный материал.)

Человек вмешивается в природный цикл, меняет рельеф местности, создает искусственные моря. Природа все больше и больше превращается в мастерскую, уничтожается с такой быстротой что мы говорим об экологической катастрофе, грозящей всему человечеству.

Путь окончательного и бесповоротного подчинения природы воле и разуму человека – это путь потерь не только природных богатств.

Теряется человеческое в человеке – вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.Астафьева “Царь – рыба”.

IV. Анализ отдельных глав с опорой на текст.

(Здесь и далее цитаты по книге В.Астафьева Повести. [Текст]; М.: Художественная литература, 1984г.)

1. Работа с текстом главы “Поминки” [Текст, стр. 525].

– Сравните, как показан человек и как природа в ситуации прямого столкновения.

(Медведь смотрит на Акима, и человек видит “глубоко скрытый, но сосредоточенный отсвет звериного ума”. “У медведя и лапы точь-в-точь человечьи, только у передней лапы прихватного пальца нету”, [стр. 544].)

– Как ведут себя люди после трагедии?

(Приезжий молодой следователь медведем почему-то не интересовался, а все искал состав преступления. Начальник отряда говорит штампованными фразами речь над гробом Петруни. Началась гулянка. Лишь на мгновенье прикоснулись люди и ощутили что-то вечное, незыблемое, страшное в своей силе и величии. Но не-надолго хватило “молчаливой строгости и скорби” Тут же засуетились они в своих мелочных заботах.)

– Обратите внимание на последнюю фразу главы “Все поглотила тайга”

(Это итог описанным событиям. Последнее слово осталось за природой с ее вечными великими законами.)

2. Работа с текстом главы “Дамка” [Текст, стр. 382]

– Найдите описание поселка Чуш. Что вы можете сказать об устройстве этого поселка и его жителях?

(Это символ бестолковости человека перед целесообразностью природы. Поселок захламлен и безлес. Вокруг него гниющие речки со зловонной жижей, в которую жители сбрасывают всякий хлам. В центре селения разворочена танцплощадка. Парк оккупировали козы, куры. Помещение магазина, подрытое свиньями похоже на могильный холм. Под стать и население: девица, умеющая “культурно пить”, “принюхивающиеся таежные парни”.) Комментарий учителя.

Так живет человек в соседстве с великой, потрясающей природой. Мелок, низок его способ жизни, отношение и к себе, и друг к другу.

– По всему повествованию разбросаны приметы подобного быта. Найдите их в главе “Дамка”

(На аэровокзале “модные сиденья порезаны бритвочкой”; при посадке в самолет “чалдоны – молодцы” оттолкнули в сторону женщин и детей; на лестнице выломаны ступеньки с расчетливым коварством – через одну, перил нет; герой остается без места, так как пилоты прихватили знакомую девицу.)

Зачитывается текст от слов “Я простоял всю дорогу. до интеллигентов до хрена, а местов не хватает. ” [стр. 385]

– Почему автор выбрал именно такой безличный способ обличения?

(Осуждается не кто-то конкретный. Осуждается само отношение к жизни – безразлично – потребительское. Подобное мы наблюдаем сплошь и рядом. Люди равнодушны друг к другу. Природа веками учила человека оставлять в избушке соль, спички, запасы для того неизвестного путника. Но утрачиваются эти ценности. Выламываются ступеньки, чтобы идущий по ним испытал неудобства, переносящий мытарства фронтовик ни у кого не вызывает внутренней потребности помочь ему. Не врождена, не привита такая потребность.)

Неудивительно, что в такой среде браконьерство – страшная болезнь нашего времени. Истоки ее – в бездуховности, жажде наживы.)

– В “повествованиях” рисуется целая галерея таких браконьеров, вспомните, кто из них носит клички?

(Это и Командор, и Грохотало, и Дамка, и Гога Герцев и многие другие.)

– Что объединяет Дамку, Грохотало, Командора, Утробина?

– Чтение внутреннего монолога Утробина от слов “И из-за нее, из-за этой гады забылся в человеке человек. до. Его не достанешь.” [гл. “Царь-рыба”, стр.457–458].

– Существует ли связь между такими событиями, как гибель Тайки и гибель Утробина?

“Прощенья, пощады ждешь? От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода!” Комментарий учителя.

Будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от следования нравственному опыту народа.

– Все браконьеры наказаны. Возмездие не минует ни одного из них. За что наказан Гога Герцев?

(Не случайна, а закономерна гибель человека, сделавшего главным в жизни потребительство. Практичный Гога живет за счет людей. Он жертва своего индивидуализма, мировоззрения, чуждого и природе, и людям.)

– Можно ли считать Акима положительным героем?

(Это противоречивый герой. Аким – это природа, труд, семья, женщина. Живший и воспитывавшийся в невероятно тяжелых условиях, он помнит из детства только самое лучшее: мать, артель. Он соскабливает выцарапанное на избушке туристами похабное слово. Есть в характере Акима и человеческие слабости, но он очень добр.)

– Что умеет Гога Герцев?

(Ответ дан в тексте: “В его молодые годы. до. он и не нуждался”. С детства у Герцева не связано ни одного светлого воспоминания, хотя он рос в благополучной семье. Он никого не любил.) [гл. “Сон в белых горах”, стр.583]

– Как относятся артельщики к старикам и детям?

(Всякий народ перебывал в Боганиде. до. утраченной жизни”.[гл. “Уха на Бо– ганиде”, стр. 495-496] Трудовая среда и доброжелательная семейная атмосфера воспитывают у Акима необходимые качества: трудолюбие, чувство ответственности, уважение к старшим, потребность творить добро.) 3. Обращение к тексту главы “Капля”, [стр. 359]

– Какова авторская позиция в этой главе?

(Разлитая во всей книге авторская философская мысль о гармонии человека и природы открыто заявлена в главе “Капля”.) Комментарий учителя.

Виктор Астафьев заканчивает свое произведение словами:

“Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.
Всему свой час и время всякому делу под небесами:
Время родиться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насаженное;
Время убивать и время исцелять;
Время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время стенать и время плясать;
Время разбрасывать камни и время собирать камни;
Время обнимать и время избегать объятий;
Время искать и время терять;
Время хранить и время тратить;
Время рвать и время сшивать;
Время молчать и время говорить;
Время любить и время ненавидеть;
Время войне и время миру.

Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа”.

– Как вы понимаете эти слова В.Астафьева?

– Обращаемся к эпиграфу. Уместны ли эпиграфы в разговоре о произведении “Царь-рыба”?

Финал повести – призыв, обращение к совести каждого из нас. Человек виновен, человек портит подаренный ему мир. В основе повести – глубокое чувство грехопадения.

VI. Домашнее задание.

– В тетради закончите предложение: “В его книгах. ”
– Написать эссэ “А так ли важно для нас чтение таких произведений, как “Царь– рыба” В.Астафьева?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *