Конспект урока казаков во сне ты горько плакал

Урок литературы по теме «Гуманизм рассказа Ю.П. Казакова «Тихое утро» с использованием технологии РКМЧП. 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

Цель урока: формирование у подростков понятия гуманизма на примере конкретного литературного произведения.

Оборудование и материалы: Выставка книг Ю.П.Казакова, учебник Литература 7 класс, ч.2 (автор-составитель В.Я.Коровина), презентация к уроку (Приложение 1), музыкальная запись (Мусоргский, “Рассвет на Москве-реке”, Приложение 2), доска для записей, экран, проектор, устройство для проигрывания музыки.

Предварительная подготовка: столы в классе необходимо расставить для работы учащихся в группах (4–5 групп).

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, –
Любовь и радость бытия.
И. Бунин.

1. Стихотворение И. Никитина читает ученик. 2 мин.

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, – воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко, далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут.
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.

2. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые гости.

Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века. Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Юрия Павловича Казакова “Тихое утро”, который вы прочитали дома.

3. Давайте в начале урока познакомимся с писателем.

КАЗАКОВ Юрий Павлович родился 8 июля 1927 года в Москве в семье рабочего. Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе, окончил музыкальное училище им. Гнесиных в 1951 и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. В “Автобиографии” он писал: “В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие”.

Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь.

Поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.Казакова. Рассказ стал его излюбленным жанром.

В 1950–60-е увидели свет книги: “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др.

Особое отношение было у него к русскому Северу. Уже ранние рассказы говорили о любви к этому краю. В 1961 выходит книга очерков “Северный дневник”, которая с годами пополнялась все новыми историями путешествий писателя на рыболовецких сейнерах, героями которых были моряки и рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли. В 1969 выходит в свет сборник рассказов “Осень в дубовых лесах”, в 1977 – “Во сне ты горько плакал”.

29 ноября 1982 года в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался в Москве.

Посмертно была издана книга “Две ночи” (“Разлучение душ”), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные.

Карточки с набором утверждений (приёмы: “продвинутая” лекция и верные – неверные утверждения).

№п/пУтверждение+/-
1Юрий Петрович Казаков родился в Москве
2Юрий Павлович Казаков родился в Москве
3Казаков играл на виолончели и контрабасе
4Казаков не имел музыкального слуха
5Ю.П.Казаков учился в литературном институте им. М.Горького
6Ю.П.Казаков написал книги “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др.
7Ю.П.Казаков написал книги: “Хорошее отношение к лошадям”, “Юшка”, “В прекрасном и яростном мире”, “Кукла”
8Любимый жанр Юрия Казакова – роман
9Любимый жанр Юрия Казакова – рассказ
10Юрий Казаков очень любил русский Север
11После смерти Юрия Казакова продолжали печатать его книги
12После смерти Юрия Казакова его книги больше не печатали

Зачитываются правильные ответы. 1мин.

Автор многих рассказов, Казаков предстаёт перед читателем как поэт родной природы, как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства.

Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе “Тихое утро” (1954), о котором мы и поведём речь на сегодняшнем уроке.

Откройте, пожалуйста, уже знакомый вам текст произведения и настройтесь на его анализ, цель которого – уяснение гуманистической проблематики рассказа и извлечение из него нравственных уроков.

Давайте дадим толкование слова ГУМАНИЗМ. 5 мин

(Составление кластера, например: см. Приложение 3 )

5. Прочтем толкование слова “гуманизм” в толковом словаре Ожегова: 2 мин.

Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

Там же: человечный – достойный человека, отзывчивый.

У Даля: гуманный – человеческий, человечный, лЮдский, свойственный человеку истинно просвещенному, человеколюбивый, милостивый, милосердый.

Гуманность – человечность, людскость, благодушие, человеколюбие, милосердие, любовь к ближнему.

6. Вы располагаетесь группами. 5 мин.

Каждая из групп должна сейчас подготовить по 3 “тонких” и 3 “толстых” вопроса по рассказу “Тихое утро”, исходя из гуманистической направленности нашего анализа.

Примеры тонких вопросов:

Примеры толстых вопросов:

7. Физкультминутка: “рыбалка” 2 мин.

8. Группы по очереди задают друг другу сначала тонкие, а затем толстые вопросы, и по мере озвучания вопроса отвечают на них. 10 мин

10. Итак, какие выводы мы можем сделать, проанализировав рассказ “Тихое утро”?

В своём рассказе “Тихое утро” Ю. П. Казаков затрагивает проблемы совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др., т.е. вечные гуманистические проблемы.

Давайте подведем итог нашего урока, создав синквейны по следующим темам:

Звучит музыка Мусоргского 5 мин.

Представители каждой группы читают синквейны. 3 мин.

11. Вопросы рефлексии: (вариант окончания урока) 4 мин.

Домашнее задание. 1 мин.

Напишите письмо от Яшки к Володе или от Володи Яшке спустя полгода после описанных в рассказе событий.

“Узелок на память” Якова Хелемского.

Никогда не допускай уступок,
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно поступок,
Зорко управляющий судьбой.

Целеустремлен и беспокоен
Каждый продолжающийся день.
Разные слова, единый корень –
Поступь. Наступление. Ступень.

Принимая всякое решенье,
С вечным риском сочетая труд,
Помни: настоящее движенье
Люди поступательным зовут.

Источник

Проза Ю. Казакова. Проблемы, герои, поэтика рассказа.

Юрий Казаков принадлежит к числу писателей, с творчеством которых связано развитие советской лирической прозы 60-70-х годов. Его произведениям свойственно освещение многих сторон советской действительности, особое внимание художника было сосредоточено на раскрытии актуальной темы «человек и природа». Он немало способствовал развитию и художественному обогащению жанра рассказа в современной советской прозе. проза лирический казаков

Писатель в своем творчестве широко опирался на традиции писателей-классиков и прежде всего на Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, И. Тургенева. Его творческий опыт служит наглядным свидетельством глубоких связей советской литературы с русской классической литературой.

Лирическая проза Юрия Казакова угадываема с первых строк пластичностью описаний, точных и в то же время неожиданных деталей, тонкостью и глубиной психологических наблюдений.

Рассмотрим особенности поэтики произведения на примере рассказа Ю.П. Казакова «Свечка».

По мнению некоторых исследователей, произведения Ю. Казакова более всего тяготеют к орнаментальной прозе, для поэтики которой характерно соединение поэзии и прозы. В этом смысле она сближается с лирической прозой. В практике литературоведческого анализа творчество Ю. Казакова часто соотносят с творчеством И. Бунина. Двух писателей сближает не только пристрастие к жанру рассказа, но и целый ряд лейтмотивов, составляющих художественный мир прозаиков.

Герой и рассказчик в произведениях Ю. Казакова

Литературный дебют Ю. Казакова совпал с полосой глубоких перемен, придавших литературе новое общественное и эстетическое качество, закрепившееся за ней навсегда и определяющее одно из главных ее свойств.

Творческое наследие прозаика можно рассматривать и оценивать с разных позиций. С одной стороны, его рассказы заключают в себе открытую полемику автора с устоявшейся в то время традицией идеализации действительности, упрощенного изображения человеческих отношений. Это явление было характерно для прозы многих писателей 60-70-х. С другой стороны, проза Ю. Казакова вполне укладывается в рамки отечественной литературы и в некотором смысле является ее продолжением.

Писатель нового направления наиболее отчетливо выразил приверженность к художественным традициям русской классики, стремление полнее использовать национальное достояние отечественной литературы. По признанию большинства исследователей творчества писателя, Ю. Казаков возродил традиции русской лирической прозы во всем ее жанрово-стилевом многообразии и богатстве. Влияние русской классики проявляется в благородной красоте и живописности русского языка, точности стилистического приема, развитом чувстве меры, особенно важном для автора-рассказчика.

Объектом художественного изображения Ю. Казакова становится современная действительность с ее извечными проблемами смысла жизни, взаимоотношения людей, нравственно-этические, философские, социальные вопросы. Писатель стремится уловить и показать «духовный космос» состояния современного общества. Выбор жанра также предопределил авторские пристрастия.

Анализируя прозу Ю. Казакова, критик Л. Аннинский, в частности, отмечает: «Есть ощущение загадочной простоты: простоты слова, мысли, пейзажа, детали. Ощущение смелости, но не подчеркнутой, а отрешенной: именно в этой вот простоте хода».

Форма рассказа указывает на присутствие оратора-рассказчика, который одновременно является участником художественного события. Автор-рассказчик и лирический герой выступают в дуэте, и все события рассказа связаны с ними и через их мировосприятие воспроизведены.

Рассказ предваряет своеобразное лирическое вступление «Был один из тех летних теплых дней», отсылающее к тургеневскому нарративу-поэтическому описанию пейзажа. Автор-рассказчик ведет долгий разговор с маленьким собеседником-сыном, рассказывая ему разные истории. Но для него важны не столько эти истории, сколько впечатления, которые производят на маленького сына эти рассказы-беседы. И сам ребенок становится объектом раздумий и переживаний героя.

Сентиментальные, трогательные переживания сменяются грустным воспоминанием о трагической гибели товарища, свидания с отцом. От воспоминаний об отце герой-рассказчик возвращается к рассказу о прогулке с сыном в лес.

Умилительно-нежное чувство отца к сыну, вызванное улыбкой ребенка, также становится объектом его рассказа-размышления. «Ты улыбнулся загадочно. Господи, чего бы я не отдал, чтобы только узнать, чему ты улыбаешься столь неопределенно наедине с собой или слушая меня! Уж не знаешь ли ты нечто такое, что гораздо важнее всех моих знаний и всего моего опыта?». И вновь приходят воспоминания, но уже о недавних событиях, связанных с рождением сына.

Своеобразие композиции рассказа «Во сне ты горько плакал» состоит в том, что сюжетные линии, или нарративные ситуации его разрознены, разноплановы и менее связаны между собой. Трогательно-лирическая интонация и напряженный ритм повествования передают всю гамму внутренних переживаний и настроений героя-рассказчика, переливы и переходы от умилительно-восторженного состояния до надрывного плача.

Герой-рассказчик как бы пропускает через себя мысли, настроения и чувства сына, пытается понять, постичь внутреннюю драму детской души. И чем глубже погружается отец в мир детских переживаний сына, тем сильнее тоска и горечь предстоящего расставания с дорогим человечком. Отсюда и грустные, сентиментальные интонации.

В том же тематическом ключе написан лирический рассказ «Свечечка», где главным героем-рассказчиком выступает вновь автор. Сюжетную основу рассказа составляет разговор отца с сыном. Два голоса составляют единый речевой поток. Но доминирует голос отца.

В «я» он выражает собственное мнение, точку зрения на события и лица. Интонация, ритм повествования меняются, варьируются, отражая внутренние переживания и настроения героя-рассказчика. При этом возможны переходы от спокойно-созерцательного до напряженно-драматического.

Герой-рассказчик как бы сосредоточен на себе, своих чувствах и ощущениях. Состояние внутреннего волнения и растерянности выражается в его действиях. Он больше созерцает, изучает, оценивает ситуации, поведение, предметы быта, размышляет. От размышлений переходит к описанию картины природы. Жажда открытий движет рассказчиком.

Рассказ написан в форме лирического монолога от первого лица. Своеобразие повествования заключается в том, что события прошлого изображены так, как, будто они происходят в настоящее время. И чувства, испытываемые героем-рассказчиком, переживаются им как бы заново. Внутреннее состояние рассказчика раскрывается в смене совершаемых им действий. «Я закуриваю, засовываю руки в карманы и с потоком провожающих иду к выходу на площадь. Я сжимаю папиросу в зубах и смотрю на серебристые фонарные столбы. И я опускаю глаза. ».

Действительно, его произведения характеризуются рядом импрессионистических черт, некоторые из которых он обозначил в своем рассуждении: «техника мазка», изобразительная «сгущенность», желание воссоздать действительность в ее первозданности, преобладание субъективного начала (передача впечатлений через воспринимающее сознание), суггестивность и др.

Казаков, как было уже сказано, в своем творчестве отдавал предпочтение рассказу как жанру достаточно свободному от всякого рода художественных условностей, в отличие от новеллы. По этой же причине литературовед А.В. Михайлов определяет невозможность качественного разграничения русского рассказа от средней и большой эпических форм: «Новелла в первую очередь противопоставлена рассказу как форме, открытой миру и не имеющей внутренней завершенности, как жанру, отличающемуся количественно от повести и романа, но также непосредственно воспроизводящему действительность в ее широте и полноте». Рассказ, по мнению А.В. Михайлова, противопоставлен новелле. Если новелла отличается наличием завершенного внешнего сюжета, событийностью, то рассказ не завершен, по своей сути, сюжет в традиционном понимании часто в нем отсутствует, содержание рассказа стремится в идеальном варианте как бы продолжить реальную действительность. Если новелла предельно лаконична, и даже в определенной степени схематична (в ней четко вырисовывается стройная композиция), то рассказ описателен, в нем все построено на ассоциативности, тонкой игре сознания, отсюда более глубокий психологизм, большая экспрессия, медитативность. Если автор новеллы стремится быть как можно объективнее в своем произведении, то автор рассказа, напротив, стремится представить происходящее, «пропуская» все через внутренний мир, эмоции повествователя, персонажей.

Таким образом, исследователь приходит к заключению, что рассказ представлен как снятие ограничений с новеллы и единственной объединяющей их характеристикой является краткость, количественный показатель. Поэтому новелла и рассказ все же имеют определенные общие характеристики.

Рассказы Юрия Павловича Казакова представляют собой важное явление, без которого невозможно понять развитие лирической прозы. Они связаны с традициями. Эти традиции в значительной мере идут от Бунина, Чехова, Тургенева, Л. Толстого. Из русской классики писатель перенял гармоничность и точность фразы. Также в своем творчестве писатель опирается и на опыт советской классики, испытывает влияние М. Горького, М. Пришвина.

Поэтический стиль Казакова, лейтмотивная структура его рассказов имеют свойства уникального индивидуального бытия писателя, которое носит экзистенциальный характер. Слияние поэтического и прозаического начал в творчестве Казакова основывается на антиномичности его творческого сознания и, одновременно, стремлении преодолеть противоречивое восприятие мира, обрести внутреннюю цельность, изначальную гармонию.

Художественное сознание Ю. Казакова включало поиск собственных эстетических средств, способных адекватно выразить сложное мировосприятие человека XX века. Преодолевая одностороннее восприятие реальности, приближаясь к обнаружению сущностей бытия, писатель вступал в орбиту экзистенциального сознания, что неизменно призывало к изменению природы его реализма. Органически обогащая его орнаментальными, импрессионистическими тенденциями, Казаков раскрывал новые возможности для реалистического способа освоения действительности. Все эти качества прозы Юрия Казакова позволяют утверждать, что рассказы писателя, созданные в лучших традициях русского рассказа XIX и XX веков, обладают гармонической цельностью и совершенством.

Если будет время: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200100704

Конспект урока казаков во сне ты горько плакал. image084. Конспект урока казаков во сне ты горько плакал фото. Конспект урока казаков во сне ты горько плакал-image084. картинка Конспект урока казаков во сне ты горько плакал. картинка image084. Разделы: Литература

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *