когда врачи не хотят чтобы их понял больной и говорят на латыни срабатывает какой барьер
БАРЬЕРЫ НЕПОНИМАНИЯ
Эта методика может быть использована психологом при проведении групповых занятий с подростками.
Предлагаемые упражнения и информация помогут учащимся приблизиться к пониманию некоторых важных особенностей общения между людьми.
Задание
«РАССМОТРИ КАРТИНУ»
Ведущий предлагает пяти—шести участникам выйти за дверь. Остальные делятся на две группы: первая группа (5—6 человек) будет рассматривать картину, вторая группа (5—6 человек) будет наблюдать за игрой.
Тем, кто остался, показывается любая картина. Их задача — максимально запомнить детали картины, чтобы потом описать ее одному из вышедших людей.
Затем картину прячут.
Те, кто рассматривал картину, описывают ее первому вошедшему человеку, затем тот — второму и т.д.
Последний вошедший рассказывает о картине всем.
Затем у наблюдателей спрашивают, что различного они заметили в описании картины разными людьми. Выясняется, почему это произошло.
В конце игры предъявляется картина. Все сравнивают свое описание с ее реальным содержанием.
Задание
«ПЕРЕДАЧА ИНСТРУКЦИИ»
Выбираются два эксперта и капитан команды, остальные выходят за дверь.
Инструкция для капитана
Я сейчас расскажу тебе, как должен будет действовать последний вошедший человек. Ты же эту инструкцию передашь тому участнику, который войдет в комнату первым. Он передаст ее второму вошедшему и т.д.
Итак, всех участников надо расставить по вторым буквам их полных имен (фамилий). Если вторые буквы одинаковы, то по третьим и т.д. (например, Алина — Дмитрий — Анна).
Задача экспертов — отмечать, как передается инструкция и какие допускаются ошибки.
Возможные ошибки: расставляют имена, а не людей; допускаются ошибки в самой расстановке; теряется информация из инструкции.
В конце игры следует сделать вывод об искажении информации (даже при передаче инструкции «слово в слово» кто-то понял, например, что имена расставляются по первым буквам).
БАЙКА О СОЛНЕЧНОМ ЗАТМЕНИИ
Капитан отдает распоряжение адъютанту:
«Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут понаблюдать это явление, а я дам необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, оставьте людей в казарме».
Адъютант — дежурному сержанту:
«По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые разъяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, но тогда явление состоится в казарме».
Дежурный сержант — дежурному капралу:
«Завтра в 5 часов капитан произведет солнечное затмение на плацу. Капитан даст необходимые пояснения насчет этого редкого явления в казарме, если будет дождливо, а это бывает не каждый день».
Дежурный капрал — солдатам:
«Завтра, в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день».
Примерные вопросы для обсуждения
Далее ведущий обсуждает с подростками, почему так часто случается, что люди не понимают друг друга.
Почему возникают барьеры непонимания?
Всегда ли люди хотят понять собеседника?
Нередко участники разговора хотят достичь взаимопонимания, но и в этом случае не всегда понимают друг друга. Почему так происходит?
Информация для учащихся
Во многих ситуациях человек сталкивается с тем, что его слова, желания и побуждения неверно воспринимаются собеседником. Иногда даже складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды и защитные сооружения на пути общения.
Проходя через эти барьеры, наши слова частично застревают в них, частично изменяются до неузнаваемости, частично теряются совсем. Между тем (хотя и редко) бывают такие ситуации, когда путь для общения открыт и достигается полное взаимопонимание.
От чего же зависит появление барьеров, почему они возникают и что, собственно, они защищают?
В сущности, каждому человеку есть что защищать от воздействия. Коммуникация — это влияние, следовательно, в случае успешной коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире у того человека, кому она адресована.
Эти изменения могут требовать решительной перестройки всего внутреннего мира человека, подорвать его веру в себя, вынудить к несвойственным ему действиям. Естественно, что каждый готов твердо и решительно защищаться от такой чреватой последствиями информации.
Одно из объяснений причин возникновения барьеров непонимания было предложено психологом
Б.Ф. Поршневым. Изучая истоки человеческого общения, он пришел к выводу, что речь изначально была способом внушения (или суггестии), которое основывалось на безоговорочном доверии. Именно защита от внушения, а значит, и от доверия, является главной причиной возникновения барьеров на пути коммуникации.
Давайте с вами сейчас поговорим о трех видах защиты: избегании, авторитете и непонимании.
Избегание источников воздействия, уклонение от контакта с партнером, при котором сообщение становится невозможным, — наиболее кардинальный способ защиты.
Со стороны это очень заметно — человек невнимателен, пропускает слова мимо ушей, не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог для прекращения разговора.
Человек нередко стремится уклониться от определенных ситуаций, таких, в которых может возникнуть опасность «вредного» воздействия. Например, если зритель в кино закрывает глаза «на страшных местах», он делает попытку избежать эмоционально тяжелой информации.
Преодоление этого вида защиты включает в себя управление вниманием партнера, аудитории, собственным вниманием.
Авторитет. Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым («яйца курицу не учат»). Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются, они зависят от того, кто говорит.
Известно, что чем меньше слушающий думает, что его хотят убедить в чем-либо, тем больше он доверяет говорящему.
Так, в одном из классических экспериментов одно и то же высказывание о вреде разных видов сигарет приписывалось разным людям — владельцу табачной фабрики, специалисту по рекламе и ученому. Наибольшим доверием пользовался ученый, так как он казался наименее заинтересованным.
Основным механизмом воздействия на собеседника является создание у него чувства общности — чувства «мы». Поэтому тот, кто хочет убедить, должен в первую очередь демонстрировать общность интересов и целей со слушателями, показывать, что он «свой». Таким образом, следует учитывать, насколько слушающий соотносит говорящего с собой, насколько считает его своим, представителем своей общности. Это является наиболее важным условием преодоления любого барьера.
Следует отметить, что довольно часто для эффективности общения бывает полезным признать и даже подчеркнуть авторитетность собеседника. Упоминание о значимости и ценности для вас его мнения разобьет много преград на пути взаимопонимания.
Непонимание. Довольно часто какая-то потенциально опасная для человека информация может исходить от людей, которым мы в целом доверяем. Тогда защитой будет непонимание самого сообщения.
Можно выделить следующие уровни непонимания: семантический, стилистический и фонетический.
Семантический барьер является следствием несовпадения словарного запаса разных людей, то есть люди вкладывают разный смысл в одни и те же термины и понятия. В силу того что каждый человек имеет неповторимый индивидуальный опыт, он имеет и неповторимый тезаурус. Конечно, в любом случае каждое слово, каждое сообщение будет иметь для воспринимающего чуть-чуть другой, чуть-чуть новый смысл, отличный от того, который вкладывает в свои слова говорящий. Однако важно, чтобы это «чуть-чуть» не превращалось в «совсем».
Классический пример такого непонимания описан в байке о солнечном затмении, которую вы только что услышали.
Мы постоянно недооцениваем разницу словарных запасов. Следует говорить либо максимально просто, либо заранее договариваться о значении ключевых терминов. Именно так происходит в общении с детьми — единственной категории партнеров, о которой мы точно знаем, что они все понимают не так, как мы.
Стилистический барьер. Стиль — это отношение формы сообщения к его содержанию.
Стилистический уровень непонимания можно проиллюстрировать таким примером. Представьте, что мнение ученого о «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина изложено следующим образом: «Показ Пушкиным поимки Золотой рыбки, обещавшей при условии ее отпуска в море значительный откуп, не использованный вначале стариком, имеет важное значение. Не менее важна и реакция старухи на объяснение ее старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и принудивших его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте».
Автор данного высказывания определенным образом структурировал содержание сказки, причем сделал это так, что его почти невозможно уловить (хотя оно нам известно).
Следовательно, для преодоления стилистического барьера нам необходимо уметь правильно структурировать передаваемую информацию.
Для этого, например, можно заключить сообщения в «рамку». Рамку в общении создают начало и конец разговора. Они лучше всего запоминаются, поэтому самую суть сообщения лучше всего располагать именно в этой «рамке».
Фонетический уровень непонимания проявляется тогда, когда с нами говорят на непонятном языке, когда говорят быстро, невнятно, с акцентом, когда используют незнакомые или несоответствующие контексту жесты, когда жестикуляция слишком быстрая. Иногда фонетический барьер используется сознательно. Например, когда врачи не хотят, чтобы больной понял их, они говорят на латыни.
Вряд ли кого-нибудь удивит совет: для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко, избегать скороговорки и т.д.
Кроме того, для преодоления фонетического барьера необычайно важна обратная связь. В конкретном общении оптимальную скорость речи или дикцию можно установить по ходу дела, опираясь на реакцию слушателя. Но, конечно, важно просто не забывать о существовании этого барьера. Практически у каждого человека хватит опыта и знаний, чтобы его преодолеть.
Систему барьеров можно представить себе как автоматизированную охрану — при срабатывании сигнализации автоматически перекрываются все подступы к человеку. Во многих случаях сигнализация срабатывает вовремя. Однако возможны и другие варианты — ложная тревога и, как следствие, отключение сигнализации.
Во многих ситуациях барьеры непонимания могут сослужить человеку плохую службу, если ничего угрожающего или опасного в воздействии нет, а ложное срабатывание сигнализации приводит к тому, что нужная и актуальная информация не воспринимается. Например, использование «плохих» аргументов дискредитирует в общем очень важную мысль.
Система защиты работает в автоматическом режиме, она как бы встроена в человека, является частью его и обычно им не осознается.
Противоположной ситуацией является «отключение» защиты. Например, любящие люди понимают друг друга с полуслова или вообще без слов.
Огромной эффективностью воздействия одного человека на другого обладает гипноз. Гипноз возможен только при условии полного доверия гипнотизируемого, даже можно сказать — при условии его веры в гипнотизера. Естественно, все внешние барьеры в такой ситуации не работают и влияние гипнотизера невероятно велико.
Далее ведущий может предложить участникам привести собственные примеры непонимания в общении из-за тех или иных барьеров.
Ведущий также может предложить разыграть наиболее интересные ситуации, обсудить, какие барьеры мешали общению и как участники игры пытались их преодолеть.
Ирина АРТЮХОВА,
кандидат педагогических наук,
ГосНИИ семьи и воспитания РАО,
г. Москва
ЛИТЕРАТУРА
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.
Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.
Лабиринты психологии. Под ред. С.В. Трушковой. М.: Издат. отдел УНЦ ДО МГУ, 1996.
Текст книги «Основы общей психологии: учебное пособие»
Автор книги: Лариса Баданина
Психология
Текущая страница: 27 (всего у книги 29 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]
Невербальные средства коммуникации изучаются просодикой и экстралингвистикой, проксемикой, такесикой, кинеси кой (рис. 2).
Рис. 2. Средства общения
Оптико-кинестетическая система знаков – это использование общей моторики различных частей тела для выражения эмоций. Она включает в себя движения рук (жестикуляцию), движения головы и мышц лица (мимика) и использование различных поз и движений тела (пантомимику), что придает общению дополнительные нюансы, которые нередко имеют различный смысл в различных обществах. В настоящее время сформировалась специальная область знаний – кинесика, исследующая этот вид общения.
Например, наша осанка оказывает серьезное влияние на ход диалога. Примите следующую позу и понаблюдайте, как вы себя при этом чувствуете, какое у вас в этот момент настроение.
Сидя: руки скрестить перед грудью; заложить ногу за ногу; сесть на краю стула; полностью откинуться на спинку стула; руки спрятать в карманы.
Стоя: опустить глаза вниз, склонив голову, плечи опущены; выпрямиться, смотреть перед собой, грудь вперед.
Понаблюдайте за собой во время беседы, когда вы входите в помещение, у телефона и т. д. Принимаете ли вы при этом определенную позу? Ваша осанка может послужить вам отправной точкой к тому, чтобы определить, как вы себя чувствуете – напряженно, боязливо, легкомысленно и т. д. Если вы расслаблены, то вы, вероятно, откинетесь на спинку стула назад или склонитесь набок. Скорее всего, вы примете какое-либо асимметричное положение. Если вы сильно напряжены, тело ваше выпрямлено, спина прямая. При умеренном напряжении ваш корпус слегка наклонен вперед или набок.
Проверьте влияние осанки на других, поинтересуйтесь у ваших друзей, как они видят вас. Понаблюдайте за осанкой других и за ее влиянием на вас.
Очень важно следить за жестикуляцией. Часто руки говорят на своем собственном языке. Руками можно подчеркнуть слова, но руки могут и открыть то, о чем мы хотели бы умолчать. Многие совершенно не осознают, как они обращаются со своими руками. Лишь когда нам укажут на это: «Не размахивай руками!», «Ты постоянно теребишь свои волосы», – мы начинаем понимать, что руки могут нам мешать донести мысль до собеседника. Чтобы выглядеть более убедительно, нужно сознательно пользоваться руками.
Если есть возможность, попросите записать разговор на видео. Если нет, то вы будете время от времени в течение беседы следить за своими руками. Наблюдайте за руками в различных ситуациях: в беседе на нейтральную тему, в беседе, которая вас волнует или раздражает, огорчает или пугает. Умеете ли вы подчеркивать значение высказывания руками или очень редко пользуетесь жестами?
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков – важное дополнение к вербальной коммуникации. Паралингвистические знаки охватывают собой систему вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстра лингвистические знаки – паузы, покашливание, плач, смех, вариации речевого темпа и т. п.
То, что мы произносим, может звучать неуверенно, властно, недовольно, нервно, радостно или нежно. Например, «Я тебе помогу». Смысл предложения можно менять голосом: можно показать деловую поддержку: «Я охотно бы тебе помогла»; сочувствие: «Бедный мальчик»; угроза: «Я помогу тебе, но если ты больше так не будешь делать»; неохота: «Если это так уж нужно, я помогу тебе»; власть: «Я лучше разбираюсь в этом и помогу тебе»; самодовольство: «Никто кроме меня не сможет помочь тебе».
В процессе общения огромное значение нередко имеют пространственные и временные характеристики коммуникативного процесса. Так, например, размещение боком к партнеру по общению не способствует возникновению контакта, символизируя невнимание или желание поскорее закончить разговор. Экспериментально доказаны преимущества некоторых пространственных форм и временных характеристик в организации общения.
Своевременный приход на встречу с партнером косвенно выражает уважение и вежливость, даже обоснованное опоздание выглядит как проявление неуважения.
Нормами пространственной и временной организации общения занимается проксемика, которую иногда называют пространственной психологией.
Наша территория в узком смысле этого слова – это пространство вокруг нас, которое мы защищаем, расстояние до другого лица, которое нам необходимо. При этом различают как врожденное чувство территории, так и зависимое от культуры поведения. Сразу бросается в глаза, что мы не всех одинаково близко подпускаем к себе. Для одного лица нам нужно большее расстояние, чем для другого. Эта личная дистанция зависит от отношения к другим людям, от нашего чувства собственного достоинства, от доверия к другим людям и нашего общественного положения.
Человек чувствует себя некомфортно, оказавшись тесно прижатым к кому-то в переполненном лифте, автобусе или в ситуации, когда кто-либо «нависает над вами». Ощущение безопасности зависит от того, находимся ли мы «в своем помещении, на своей территории» или в каком-нибудь другом малознакомом месте.
Представьте, что у вас конфликт с коллегой. Вы планируете поговорить, чтобы выяснить окончательно все разногласия. Разговор пройдет совершенно по-разному, в зависимости от того, на чьей территории он состоится: если он состоится на вашей территории, вы будете чувствовать себя более уверенно и спокойно, можно сказать, что вам и «стены будут помогать».
Для нашего благополучия очень важно, чтобы другие знали и признавали наши границы. Расстояние между людьми свидетельствует не о нашей симпатии к кому-либо и не об отношениях друг к другу, а об общественных нормах поведения и статусе человека.
Английский психолог Майкл Аргайл, специалист по невербальным отношениям, пишет, что у женщин и мужчин различные представления о принятых границах. Женщины предпочитают более близкое расстояние, чем мужчины. Мужчины ближе подходят к женщинам, чем к мужчинам. В свое личное окружение женщины подпускают женщин ближе, чем мужчин. Но если мужчины пытаются нарушить границы, женщины часто реагируют агрессивно.
Ученые считают, что, сознательно определяя расстояние между собеседниками, можно повлиять на характер встречи. Власть, например, выражается сознательным вторжением в личное пространство другого лица. Для создания приятной атмосферы общения, нужно учитывать интимные границы собеседника. Наш собеседник не должен чувствовать ни нашего притеснения, ни нашего отчуждения.
Приметами того, что вы вторглись в интимную сферу другого, могут быть: собеседник сидит нога на ногу, ерзает на стуле; сидит, скрестив руки на груди; отводит взгляд, отклоняется на спинку стула или отодвигает стул.
В деловом общении желательно держать дистанцию, дать собеседнику возможность самому определить ее. Особенно это относится к зависящим от нас людям. В общении с вышестоящими лицами они имеют право определять дистанцию и тем самым влиять на характер беседы.
Прикосновение – это первоначальная форма общения. Оно может выражать интимную склонность и нежность, а также и власть. Наблюдения показали, что люди, которые хотят в чем-либо убедить других, часто дотрагиваются до них. Но это еще не свидетельствует о том, что своим прикосновением вы быстрее сможете убедить партнера. Современный человек чувствует себя неприятно, если до него дотрагиваются, и неловко, если к нему быстро и часто «прикладывают руку». Есть люди, которые стремятся к постоянным прикосновениям, в то время как отдельные личности допускают их лишь в особых ситуациях, при сексе например. Прикосновения зависят от ситуаций, условий и настроений. Часто они служат выражением нашего отношения к другому лицу. Люди, которые не очень высокого мнения о себе, не уверены в чем-либо, более сдержанны в прикосновениях к другим. Люди, которые достаточно высокого мнения о себе или чувствуют свою власть, часто прикасаются к другим широким жестом. Если мы напряжены или раздражены, то мы не допускаем прикосновений и реагируем на них грубым, сдерживающим жестом.
Понаблюдайте специально, какую роль играют прикосновения в вашей жизни. Являются ли для вас прикосновения средством добиться признания? Бывает ли вам неприятно от прикосновений в рабочей обстановке? Создается ли у вас впечатление, что ваш личный авторитет страдает от этого или она (он) использует прикосновения, чтобы подчеркнуть свою власть?
Специфические наборы пространственных и временных констант в ситуациях общения получили название «хронотопов». Так, например, выделены хронотопы «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты: например, неоправданную откровенность по отношению к первому встречному.
Необходимым сопровождением вербального общения выступает визуальное взаимодействие или «контакт глаз». Контакт глаз – атрибут прежде всего интимного общения. Достаточно вспомнить идиомы: «масленый взгляд» или «ест глазами». Были даже попытки разработать формулу интимности, исходя из различий в дистанции общения, в разной мере позволяющей использовать контакт глаз. В этом смысле представляет интерес визуальное общение ребенка. Едва появившись на свет, младенец способен фиксировать внимание, прежде всего на человеческом лице. Как и все невербальные средства, «контакт глаз» имеет значение дополнения к вербальной коммуникации.
Если мы уверены в себе и чувствуем свое превосходство, то мы открыто смотрим партнеру в лицо. Наш взгляд скользит спокойно, и мы относительно долго можем рассматривать его, не избегая его взгляда. Если мы поднимаем брови и широко открываем при этом глаза, то тем самым мы запрашиваем информацию и стимулируем нашего партнера дать нам дальнейшие разъяснения. Если человек размышляет, например, стараясь объяснить трудную задачу, его взгляд непроизвольно направляется наискось вверх. В поисках определенного образа, представления или чувства человек углубляется в себя и показывает это своим взглядом: он смотрит вниз, в сторону. Эти взгляды свидетельствуют о том, что нашему партнеру нужно дать время для размышлений. Если кто-нибудь стыдится, то взгляд его опущен. Обмен взглядами нельзя интерпретировать однозначно. Например, широко открытые глаза могут выражать удивление, восхищение, а также и ужас, любопытство или тоску.
Анализ невербальной коммуникации показывает, что она может не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, но и помогает выявить намерения участников общения.
Невербальные сигналы человеком не осознаются или почти не осознаются, поэтому часто оказываются более правдивыми источниками информации о собеседнике или аудитории. Людям хватает энергии для того, чтобы контролировать, что говорить, но уже недостаточно сил и умений, чтобы контролировать, как говорить. Например, когда подчиненный избегает зрительного контакта с руководителем и старательно делает вид, что полностью поглощен делом, он, сам того не желая, может сообщить своему шефу о своих недоработках или просчетах. Человек чувствителен к таким неуловимым моментам, как продолжительность зрительного контакта, дистанции, сохраняемой во время разговора, энергичности рукопожатия, присутствия или отсутствия улыбки и т. д.
Частота и выразительность невербальных сигналов зависит от возраста человека (у детей, например, они читаются легче), пола, национальности (сравните жестикуляцию северных и южных народов), типа темперамента, социального статуса, уровня профессионализма (чем выше статус и профессионализм человека, тем сдержаннее его мимика и жестикуляция, скупее телодвижения).
Чтобы не ошибиться в трактовке невербальных сигналов, можно руководствоваться некоторыми правилами:
1. Судить следует не по отдельным жестам (они, как и некоторые слова, могут иметь несколько значений), а по их совокупности.
2. Жесты нельзя трактовать в отрыве от контекста их проявления. Один и тот же жест (к примеру, скрещенные руки на груди) на переговорах может означать нежелание участвовать в обсуждении проблемы, возможно, недоверие, а человек, стоящий со скрещенными руками зимой на автобусной остановке, просто замерз.
3. Следует учитывать национальные и региональные особенности невербальной коммуникации. Один и тот же жест у разных народов может иметь совершенно разные значения. Например, болгары свое согласие выражают «отрицательным», с нашей точки зрения, покачиванием головы.
4. Трактуя жесты, старайтесь не приписывать свой опыт или эмоциональное состояние собеседнику.
5. Помните о «маске», которую в той или иной степени носит тот или иной человек. Иногда с ее помощью человек пытается скрыть свое истинное лицо, маскирует недостатки или негативные качества. Так, высокомерный взгляд и презрительная улыбка на деле могут скрывать неуверенность или даже боязнь человека. Важно отличать «маску» от истинного лица.
6. Важно учитывать факторы, способные искажать смысл невербальных сигналов. Например, у близоруких зрачки всегда расширены, а у дальнозорких – сужены. Больные полиартритом предпочитают избегать рукопожатий, опасаясь боли в суставах.
Вместе с вербальной системой коммуникации невербальное общение обеспечивает полноту информации, открывает не только явный, но и скрытый смысл сообщений.
Во многих ситуациях человек сталкивается с тем, что его слова, желания, побуждения как-то неправильно воспринимаются собеседником, «не доходят» до него. Иногда даже складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды. Преграды, возникающие на пути прохождения информации, называют барьерами общения.
Капитан отдает распоряжение адъютанту: «Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут понаблюдать это явление, а я дам необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, оставьте людей в казарме».
Адъютант – дежурному сержанту: «По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые разъяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, но тогда явление состоится в казарме».
Дежурный сержант – дежурному капралу: «Завтра в 5 часов капитан произведет солнечное затмение на плацу. Капитан даст необходимые пояснения насчет этого редкого явления в казарме, если будет дождливо, а это бывает не каждый день».
Дежурный капрал – солдатам: «Завтра, в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день».
Проходя через барьеры общения, наши слова частично застревают в них, частично изменяются до неузнаваемости, частично теряются совсем. От чего же зависит появление барьеров, почему они возникают и что, собственно, они защищают?
Каждому человеку есть что защищать от воздействия собеседника. Коммуникация – это влияние, следовательно, в случае успешной коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире у того человека, кому она адресована. Эти изменения могут требовать решительной перестройки всего внутреннего мира человека, подорвать его веру в себя, вынудить к несвойственным ему действиям. Естественно, что каждый готов твердо и решительно защищаться от такой чреватой последствиями информации.
Одно из объяснений причин возникновения барьеров непонимания было предложено психологом Б.Ф. Поршневым. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, самым мощным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека. Он писал: «Хотя всякий говорящий внушает, однако далеко не всякое словесное внушение приемлемо, так как в подавляющем большинстве появляется ответная контр суггестия, противовнушение, которое содержит в себе способы защиты от неумолимого действия речи».
Именно контрсуггестия и является главной причиной возникновения тех барьеров, которые появляются на пути коммуникации. Б.Ф. Поршнев выделил три вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание.
При избегании происходит уклонение от источника воздействия, избегание контакта с партнерами по общению. Со стороны эта защита очень хорошо прослеживается – человек невнимателен, не слушает, «пропускает мимо ушей», не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, используется любой предлог для прекращения разговора. Избегание может проявляться и в уклонении от определенных ситуаций. Если вы закрываете глаза «на страшных местах» при просмотре кинокартины, то вы избегаете эмоционально тяжелой информации. Когда вы забываете об обещании, не приходите на запланированную встречу, то это тоже избегание.
Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым («яйца курицу не учат»). Таким образом, доверие и недоверие зависят от того, кто говорит. Известно, что чем меньше слушающий думает, что его хотят убедить в чем-либо, тем больше он доверяет говорящему.
В классическом эксперименте одно и то же высказывание о вреде разных видов сигарет приписывалось разным людям – владельцу табачной фабрики, специалисту по рекламе и ученому. Наибольшим доверием пользовался ученый, так как он казался наименее заинтересованным.
Порой для эффективности общения бывает полезным признать и даже подчеркнуть авторитетность собеседника. Упоминание о значимости и ценности для вас его мнения разобьет много преград на пути взаимопонимания.
Довольно часто какая-то потенциально опасная для человека информация может исходить от людей, которым мы в целом доверяем. Тогда защитой будет непонимание самого сообщения. Выделяют следующие барьеры непонимания: фонетический, семантический, моральный, мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный, эстетический.
Фонетический уровень непонимания проявляется тогда, когда с нами говорят на непонятном языке, когда говорят быстро, невнятно, с акцентом, когда используют незнакомые или не соответствующие контексту жесты, когда жестикуляция слишком быстрая. Иногда фонетический барьер используется сознательно. Например, когда врачи не хотят, чтобы больной понял их, они говорят на латыни. Вряд ли кого-нибудь удивит совет: для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко, избегать скороговорки и т. д. Кроме того, для преодоления фонетического барьера необычайно важна обратная связь. В конкретном общении скорость речи можно установить по ходу дела, опираясь на реакцию слушателя.
Семантический (смысловой) барьер является следствием несовпадения словарного запаса разных людей. Люди вкладывают разный смысл в одни и те же термины и понятия. Поскольку каждый человек имеет неповторимый индивидуальный опыт, он имеет и неповторимый тезаурус. Мы постоянно недооцениваем разницу словарных запасов. Следует говорить либо максимально просто, либо заранее договариваться о значении ключевых терминов. Семантические барьеры часто возникают из-за увлечения профессиональными терминами, известными узкому кругу лиц.
«Субдуральная гематома образовалась у жертвы в результате интенсивного контакта с предметом, несущим ударную динамическую нагрузку, т. е. с генератором итеративного неупругого столкновения с резким падением скорости, предположительно железным цилиндром небольшого размера». Эта выдержка из медицинского заключения может быть «расшифрована» следующим образом: «Его ударили молотком по голове».
Моральный барьер может возникать между людьми из-за различий в усвоенных социальных нормах и ограничениях.
Мотивационный барьер характерен для ситуации, когда цели (потребности) взаимодействующих людей не совпадают. Этот барьер прекрасно отражен в пословице «Сытый голодного не разумеет».
Интеллектуальный барьер возникает из-за различия в уровне интеллекта, в глубине предвидения, понимания ситуации и потребности.
Эмоциональный барьер — различия в эмоциональных состояниях, отсутствие эмпатии, что порождает непонимание между людьми.
Эстетический барьер возникает оттого, что у каждого есть определенные требования к форме, внешнему виду объектов, ритуальности поведения, этикету.
Систему барьеров можно представить как автоматизированную охранную систему – при срабатывании сигнализации перекрываются все доступы к человеку. Во многих случаях барьеры в общении полезны, однако часто они не дают доступа нужной и актуальной информации. Например, использование некорректных аргументов дискредитирует очень важную мысль, а правильные предложения, исходящие от неприятного человека, никогда не выслушиваются; человек, не обладающий авторитетом, но знающий как решить какой-то насущный вопрос, может положить всю жизнь на то, чтобы объяснить это другим, но его никто не услышит и т. д. и т. п. Противоположной ситуацией является «отключение» защиты. Например, любящие люди понимают друг друга с полуслова или вообще без слов. Огромной эффективностью воздействия одного человека на другого обладает гипноз. Гипноз возможен только при условии полного доверия гипнотизируемого, даже можно сказать – при условии его веры в гипнотизера. Естественно, все внешние барьеры в такой ситуации не работают и влияние гипнотизера невероятно велико.
Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слова не наталкивались на стену непонимания, чтобы их слушали и слышали. Для некоторых людей умение «донести» свое влияние, точку зрения, свои знания до партнера – необходимая часть их профессии.