Водитель кму что это
Бизнес на КМУ: стоит ли начинать?
КМУ – это аббревиатура от наименования «краново-манипуляторная установка». В профессиональной среде ее называют проще – “манипулятор”.
Манипулятор представляет собой подъемное устройство, оснащенное стреловым оборудованием (для подъема, перемещения, опускания грузов и обеспечения действия грузозахватного органа), грузозахватными элементами, специализированными системами управления, а также опорной рамой. Манипулятор используется на погрузочно-разгрузочных работах и может устанавливаться стационарно или на автомобильных шасси.
Машины с краново-манипуляторными установками многофункциональны. Во время погрузочно-разгрузочных работ они способны заменить как автокран, так и грузовик. Чаще всего с их помощью перевозят такие грузы, как строительное оборудование, трубы, сваи, паллеты, габаритные грузы.
Экономичность — главное преимущество крана-манипулятора. Он один выполняет большой объем разноплановых работ, и затраты на него гораздо меньше, чем на несколько машин специального назначения. Более того, управление манипулятором ложится на единственного водителя, поэтому не нужно переплачивать за рабочую силу другим сотрудникам.
Перспективы бизнеса на КМУ
Доход от услуг напрямую зависит от грузоподъемности машины и рабочей высоты. В связи с этим, прежде чем купить КМУ, рекомендуем тщательно разобраться с ее техническими характеристиками.
Выбирайте проверенных продавцов, которые готовы предоставить сертификаты соответствия промышленной безопасности РФ, а также разрешения Ростехнадзора на установку КМУ.
Имейте в виду, что заказов на аренду вашего КМУ в зимний период может быть меньше, чем в летний. Продумайте все риски, составьте бизнес-стратегию и бизнес-план, где уделите внимание рекламной кампании для привлечения потенциальных клиентов. Получить консультацию и приобрести качественный манипулятор по выгодной цене вы можете на одном из крупнейших российских заводов спецавтомобилей ПРОМАВТО.
Машинист крана-манипулятора: чем он занимается?
Для подъема и транспортировки грузов используется специальная техника. Примером такой машины является кран-манипулятор. Подобная установка включает в себя стреловое оборудование, грузозахватные элементы, систему управления, а также опорную раму. Управлять специализированной техникой имеет право лишь квалифицированный сотрудник – машинист крана-манипулятора.
Описание профессии
Машинист крана-манипулятора – рабочий, который умеет работать на данной технике, знает конструкционные и технические особенности вверенной ему машины, может определить причины неисправностей и устранить их. Степень сложности работ зависит от уровня квалификации рабочего.
Стать машинистом крана-манипулятора возможно только при наличии специального образования, а также действующих водительских прав категории С. Поэтому он должен знать и соблюдать не только правила дорожного движения, но и технику безопасности на производстве.
Кроме работ, которые относятся к непосредственному перемещению грузов (погрузочно-разгрузочные работы), в обязанности машиниста входит проверка механизмов крана, монтаж различных конструкций, техническое обслуживание всех остальных используемых машин и оборудования.
Для того, чтобы работать самостоятельно машинист должен доказать свою профессиональную пригодность. Он проходит медицинское обследование, инструктаж по технике безопасности, охране труда и основам оказания первой медицинской помощи. Позднее рабочий проходит повторные инструктажи по данным вопросам.
В случае, когда у машиниста был перерыв в работе по профилю кран-манипулятор более года, ему необходимо перед началом самостоятельной работы пройти стажировку у более опытного коллеги. Если же в процессе работы специалист был переведен на другой тип техники, он должен пройти обучение, чтобы знать принципы его управления и функционирования.
На машиниста крана-манипулятора во время работы оказывают вредное воздействие следующие факторы: повышенный уровень шума, повышенный уровень запыленности, перепады температур. Кроме того, опасность для машиниста представляют движущиеся механизмы и машины. По этой причине во время работы специалист должен использовать все выданные ему средства защиты.
Каждый раз до запуска техники рабочему необходимо проверить ее исправность и провести пробный запуск для проверки электрической аппаратуры, устройств безопасности, тормозной системы. Если при тестовом запуске были обнаружены неисправности, которые могут стать препятствием для безопасной работы, а их устранения находится за пределами компетенции, он должен доложить об этом инженерно-техническому работнику, несущему ответственность за содержание крана-манипулятора.
Поскольку работа на технике подобного рода сопряжена с опасностью, то всем задействованным рабочим необходимо иметь представление о том, какие действия предпринимать при аварии или несчастном случае. И машинист крана-манипулятора не является исключением. Когда возникает аварийная ситуация, рабочий должен немедленно прекратить работу, сообщить руководству, принять меры по ее устранению, а также оказать первую медицинскую помощь возможным пострадавшим.
Источник фото onlyyouqj/freepik
Где можно выучиться профессии машинист крана-манипулятора?
Работать по специальности машинист крана-манипулятора может только специалист с профильным образованием. Получить его возможно в среднем специальном образовательном учреждении.
Во время обучения будущие специалисты изучают общие сведения о функциональности оборудования, организации рабочего процесса, а также технические дисциплины. Например, слесарное дело, черчение, электротехника.
После завершения обучения машинист получает квалификационный разряд, а также водительское удостоверение с открытой категорией С. Необходимо отметить, что итоговую аттестацию машинистов принимает комиссия во главе с инспектором Росгостехнадзора.
Кроме того, машинист крана-манипулятора ежегодно проходит аттестацию на уровень своих знаний, а также повышает уровень своей квалификации на специальных курсах.
Разряды профессии машинист крана-манипулятора
У специальности есть четыре квалификационных разряда с 3 по 6. Каждый разряд определяет предельную грузоподъемность машины. При этом вне зависимости от уровня квалификации обеспечивает техническое обслуживание крана и проводит необходимые ремонтные работы.
Источник фото onlyyouqj/freepik
Личностные качества профессии машинист крана-манипулятора
При работе машинистом крана необходимо иметь следующие качества характера: ответственность, дисциплинированность, осторожность, аккуратность, внимательность, дотошность к деталям. Машинисту необходимо уметь концентрироваться на поставленной задаче и быть готовым к монотонной работе.
Кроме того, подобная специальность требует от рабочего и хорошей физической формы, поскольку имеет множество опасных и вредных для здоровья факторов. Все работы проводятся на открытом воздухе при различных погодных условиях, по этой причине рабочему также нужна выносливость и хороший иммунитет. Деятельность машиниста также предполагает наличие острого зрения и развитого глазомера.
Допуск к работе не смогут получить лица с хроническими заболеваниями сердца, органов дыхания, суставов и опорно-двигательного аппарата.
Уровень заработной платы профессии машинист крана-манипулятора
Представители данной профессии имеют высокий уровень дохода. Так, минимальная заработная плата машиниста крана-манипулятора составляет 50 000 рублей. А размер самого большого оклада может достигать 100 000 рублей в месяц.
Плюсы и минусы профессии машинист крана-манипулятора
востребованность на рынке труда;
высокий уровень заработной платы;
наличие фактически двух профессий – водитель и машинист.
К минусам профессии необходимо отнести:
Водитель-оператор для КМУ
Кран-манипулятор – это механизм по типу 2 в 1, каждый из которых выполняет свою отдельную функцию. Грузовой транспорт везет груз в место назначения, а далее в дело вступает манипуляторная установка, которая выгружает или загружает груз. Поэтому получается ситуация, когда нужны два совершенно разных специалиста.
Водитель – ответственный за сохранность груза при транспортировке
Заказчик должен получить свой груз в точно оговоренные сроки, в целости, за что отвечает водитель грузового автомобиля. Поле ответственности – это непосредственно транспорт и дорога. Также водитель должен вовремя подать транспортное средство к месту, которое укажет заказчик, согласовывать маршрут и соблюдать правила перевозки грузов, а также неукоснительно следовать ПДД.
Не на последнем месте, профессионализм водителя, который позволит уберечь груз при транспортировке. Оператор транспортного средства, должен тщательно следить за его техническим состоянием.
Если водить манипулятор без прицепа, обязательно понадобится водительское удостоверение с пометкой напротив категории «С». Если же есть прицеп, тогда уже нужна дополнительно категория «Е».
Оператор – ответственный за установку кран-манипулятора
Погрузочно-разгрузочные работы – это сфера ответственности оператора. Специалист отвечает за состояние установки и непосредственно сам процесс. Нужно пройти курс обучения и специальную аттестацию, для допуска к выполнению подобных работ.
Курс обучения содержит всю необходимую информацию для безопасной работы с разного рода подъемными механизмами:
Профессиональный оператор со стажем – это своего рода дирижер погрузочно-разгрузочных работ. Уровень подготовки оператора напрямую влияет на качество выполнения заказа.
Водитель и оператор КМУ в одном лице
Водитель находится в рабочем процессе только тогда, когда автомобиль с КМУ движется до места выполнения работ или обратно. Из этого следует, что при проведении разгрузочно-погрузочных работ, водитель не задействован никаким образом. С оператором манипулятора такая же ситуация, только наоборот. При работе одного из специалистов, другой всегда, по сути, простаивает, что является неэффективной тратой зарплатного фонда работодателя.
Каждый считает свои деньги, поэтому простои нужно ликвидировать. Хорошей мыслью будет закрепление обязанностей водителя и оператора за одним специалистом.
Многие компании так и поступают, нанимая уже обученных, многопрофильных специалистов или же подготавливают собственные кадры. Это довольно распространенная схема, когда опытный водитель проходит курс оператора манипуляторной установки. Помимо водительских прав, человек получает корочку крановщика, что позволяет свободно совмещать две специальности. Теперь простоев нет, а зарплата более солидная.
Качество выполненных работ остается на высоте, как и при работе двух специалистов. При прохождении аттестации, требования одинаково высокие для всех – тех, кто совмещает специальности и просто операторов манипулятора.
Что необходимо для получения прав на манипулятор
Самоходные краноманипуляторные установки на базе грузового автомобиля подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора. Оператор КМУ, помимо прав на управление мобильным манипулятором категории С, обязан пройти курсы по управлению грузоподъёмной техникой и получить разрешение на управление КМУ.
Постановка манипулятора на регистрационный учёт
Разрешение на эксплуатацию манипулятора как опасного производственного объекта даётся территориальным органом Гостехнадзора. Разрешение на использование краноманипуляторной техники не требуется на устройства грузоподъёмностью в пределах 1 т. В технической характеристике техустройства этот параметр равнозначен 4 т/м.
Регистрация крана-манипулятора в надзорной инстанции проводится на основании письменного заявления собственника и технического паспорта. Заявление содержит сведения:
Перерегистрация действующего крана-манипулятора проводится при передаче иному собственнику, реконструкции, переоформлении паспорта. Ответ на запрос о допуске к работе (отказе) даётся в течение календарной недели.
Разрешение на производство грузоподъёмных операций и вождение
Совмещение функций водителя и машиниста крана-манипулятора – распространённое явление. Чтобы управлять КМУ с прицепом, требуется водитель категории Е. При достаточной вместимости кузова, для вождения крана достаточно категории С.
Управление подъёмником стрелового типа разрешается персоналу, прошедшему аттестацию по специальностям крановщик, оператор КМУ.
Отсутствие в экзаменационной комиссии учебного заведения инспектора Госгортехнадзора влечёт необходимость дополнительного тестового испытания в надзорной инстанции для получения разрешения на работу.
Удостоверение содержит сведения о типах кранов-манипуляторов, на которые распространяется разрешение. Идентифицирует обладателя документа вклеенная фотокарточка.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ на руках исполнителя должен быть документ:
Выучиться на оператора крана-манипулятора
Обучение на машиниста манипулятора ведётся в специализированных центрах подготовки автокрановщиков по адаптированной программе. Официальный разрешительный документ на проведение операций по погрузке учащиеся получают по прохождении сокращённого 48-и часового курса обучения.
Управлять КМУ с уверенностью оператором-машинистом 4 квалификационного разряда позволит расширенный 3-недельный курс с отработкой практических навыков управления стрелой с земли.
Занятия по подготовке претендентов на получение удостоверения на вождение краноманипуляторной техники проводятся очно и дистанционно без личного присутствия. Удалённый курс предполагает получение профессиональными водителями лекций и пособий в электронном виде.
Полный курс с получением прав на управление грузовым автомобилем и удостоверением крановщика манипулятора проходят в группе с очным посещением теоретических и практических занятий на базе класса автокрановщиков.
Сокращение длительности происходит за счёт исключения аудиторной и практической подготовки по автокрановой технике с акцентом на специфику манипулятора. Автокрановщик-профессионал для перехода на родственную (более простую по управлению) машину обязан пройти переобучение на общих основаниях по краткосрочной программе и получить разрешение на действия по подъёму грузов.
Строгости надзорных структур
Проверка владения комплексом знаний машинистом-оператором проводится ежегодно, при переводе на манипулятор иного типа. С такой же периодичностью проводится частичное освидетельствование техсредства. Полное – раз в 3 года.
Производство работ по перемещению грузов без допуска к работе влечёт штраф в размере 20 тыс. р. для частного лица. Наказание организации ужесточается в 10–15 раз (до 200–300 тыс. р.).
Видео по теме: Управление манипулятором — инструкция
Какие требования к работе должны быть указаны в должностной инструкции машиниста крана-манипулятора
Должностная инструкция, предназначенная для водителя манипулятора, содержит описание конструкции крана, требования к машинистам и их обязанности во время работы. Также в ней уделено внимание обслуживанию техники. Данный документ утвержден Ростехнадзором и является руководящим.
Должностная инструкция, предназначенная для водителя манипулятора, содержит описание конструкции крана, требования к машинистам и их обязанности во время работы. Также в ней уделено внимание обслуживанию техники. Данный документ утвержден Ростехнадзором и является руководящим.
КМУ относят к механизмам повышенной опасности. Из этого следует, что управление ими должно осуществляться только квалифицированными, имеющими необходимый опыт людьми. Согласно правилам эксплуатации устройства, в некоторых случаях требуется назначение помощника оператора.
К управлению может быть допущен человек, прошедший курс обучения по программе подготовки машиниста и последующую аттестацию. Установлено требование к возрасту, согласно которому крановщиком не может быть лицо моложе 18 лет. Подготовка и аттестация проходят в профессиональных технических заведениях и на специализированных курсах для водителя. Любое учреждение, обучающее управлению машиной, должно иметь лицензию Госгортехнадзора. Данным органом должна быть утверждена и программа, по которой осуществляется обучение.
Оператор, прошедший аттестацию, получает удостоверение в присутствии представителя Госгортехнадзора и председателя аттестационной комиссии. В данном документе обязательно должен быть указан тип манипулятора, к управлению которым допущен обученный специалист. Удостоверение должно находиться у оператора во время выполнения им работ.
Если машинист переводится с одной модели КМУ на другую, он обязан пройти переобучения. В данном случае программа может быть сокращенной. Люди, прошедшие аттестацию, но не работавшие больше года, также обязаны пройти проверку знаний. При удовлетворительных оценках человек вновь допускается к управлению устройством.
Что должен знать крановщик
Оператор, прошедший аттестацию и имеющий специальное удостоверение, должен знать:
Прежде чем приступить к выполнению работ, оператор должен осмотреть механизм на наличие неисправностей. Типовая инструкция обязывает водителя:
Также перед началом работы водитель должен осмотреть съемные грузозахватные приспособления. Эксплуатировать машину можно только после того, как система проверена на холостом ходу. Следует отказаться от использования КМУ, если были обнаружены следующие неисправности:
До начала работы сотрудник обязан:
Обязанности во время эксплуатации техники
Оператор не должен отвлекаться при выполнении работ. Ведь малейшее неосторожное движение может привести к повреждению машины, окружающих ее предметов или травмированию людей. Отходить от крана, оставляя его без присмотра, также недопустимо.
Если возникла необходимость уйти с рабочего места, оператор должен сначала выключить двигатель и остановить машину. Лишь после этого можно покидать кран. Движение следует начинать только после определенного сигнала, подаваемого стропальщиком. Если же такой сигнал нарушает инструкции, то водитель может ему не следовать. При наличии людей в зоне досягаемости стрелы следует подать им звуковой сигнал, потому что эксплуатировать кран в такой ситуации нельзя.
Сигнал «стоп» может быть подан не только стропальщиком. К данному знаку оператор должен быть очень внимателен, это поможет избежать аварий и внештатных ситуаций.
Во время эксплуатации запрещается:
Аварийные ситуации, ответственность и окончание работ
При возникновении аварийных ситуаций машинист обязан действовать в соответствии с должностной инструкцией.
По окончании работ машинист крана не оставлять груз или магнит в состоянии виса. Оставлять кран нужно только в специально предназначенном для этого месте, установив стрелу манипулятора в безопасное положение. Типовая должностная инструкция описывает также обязанности оператора по обслуживанию КМУ:
За нарушение требований производственной инструкции, а также правил эксплуатации оператор несет ответственность, которая может быть и уголовной. Такое случается при возникновении чрезвычайных ситуаций во время эксплуатации манипулятора. Чтобы этого не случилось, нужно придерживаться всех предъявляемых к специалисту требований.