какую роль играют в поэме повторы
Лексический повтор
Лексический повтор — это фигура речи, стилистический прием повторения ключевого слова в одном предложении или в смежных предложениях.
Узнаем, что такое лексический повтор в литературе. Приведем примеры. Узнаем, с какой целью авторы используют лексический повтор в своих произведениях.
Что такое повтор?
Повтор — это широкое понятие, которое включает разнообразные повторы в тексте произведения.
Чтобы найти отклик у читателя, создать образную картину мира, авторы прибегают к повтору. Прием повтора очень востребован в арсенале художественных средств писателя.
Весь сад в дожде! Весь дождь в саду!
Погибнут дождь и сад друг в друге,
Оставив мне решать судьбу
Зимы, явившейся на юге.
С помощью повтора звуков, элементов слова, отдельных слов, синтаксических конструкций достигается выразительность, эмоциональность художественного текста.
Виды повтора
Этот стилистический прием осуществляется на разных уровнях текста и слова как единицы речи. В литературе различают несколько видов повтора:
Если в поэтической строке повторяются одни и те же гласные звуки, то в нем используются ассонанс. Повторение согласных звуков — это аллитерация.
Наиболее часто используются повторы лексических средств языка:
Все эти стилистические приемы объединяются одним термином — «лексический повтор».
1. Анафора, или единоначалие, состоит в повторе начальных частей слова, морфем, отдельных слов и групп слов. Вот как использует анафору поэт А. Фет в стихотворении «Первый ландыш»:
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей,
Какая незабвенная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Как ие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен подарок
Воспламеняющей весны.
Анафора может быть лексической, то есть выражается в повторе одного и того же слова в начале строки:
Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно —
Живешь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.
2. Эпифора возникает там, где автор повторяет конечные слова или выражения на границе смежных строк, предложений
3. Сочетанием анафоры и эпифоры является симплока. Симплока — это сложный стилистический прием, который выражается в одновременном использовании анафоры и эпифоры в пределах одного и того же отрезка текста. При симплоке повторяются начальные и конечные слова в соседних фразах или смежных стихотворных строках:
В мире горы есть и долины есть,
В мире хоры есть и низины есть,
В мире море есть и лавины есть,
В мире боги есть и богини есть.
4. Анадиплосис (греч. «удвоение») — это стилистическая фигура, заключающаяся в повторе заключительной части стихотворного текста в начале следующего. Анадиплосис образует смысловую цепочку, связанных и последовательно развертывающих друг друга частей текста. Такой прием позволяет показать внешнее течение событий, их замедленность и причинно-следственную обусловленность.
Придет оно, большое, как глоток, —
Глоток воды во время зноя летнего.
Разные виды повтора широко используются художниками слова для придания тексту экспрессивной выразительности.
Лексический повтор как средство выразительности
Повтор слов в художественном тексте употребляется с разной целью:
1. для обозначения большого количества предметов
2. для усиления признака, степени качества или действия
Туда ведет длинная, длинная дорога…
3. для указания на длительность действия
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе
Автор прибегают к лексическому повтору, если хочет выделить важное с его точки зрения слово для более точного выражения мысли или для придания ей большей выразительности и экспрессивной окраски.
Сельский букет стоял на круглом столе. Лет десять назад такой букет не поставили бы на стол (Ю. Тынянов).
Благодаря повторению слова фиксируется внимание читателя именно на нём. Этот прием способствует усилению его смысловой и эмоциональной роли в тексте.
С помощью лексического повтора повествование становится эмоционально напряженным.
На батарее
Нету снарядов уже.
Надо быстрее
На вираже!
Парус! Порвали парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!
Поэт подчеркивает значимое для смысла строки слово, заставляет читателя заострить внимание на его смысловом наполнении, создает ритм, особую пульсацию строки.
Итак, в тексте лексический повтор выступает как средство
Следует отличать лексический повтор как стилистическую фигуру от речевых ошибок в виде тавтологии и плеоназма. Тавтология выступает как необоснованное употребление близких по смыслу слов (совместное сотрудничество). Плеоназм состоит в ошибочном дублировании смысла слов в словосочетании (подпрыгнуть вверх).
Примеры
Владимир Соловьёв (1853 — 1900)
Ясно сегодня на сердце, на свете!
Песням природы в согласном привете
Внемлю я чуткой душой.
Внемлю раздумью и шепоту бора,
Речи безмолвной небесного взора,
Плеску реки голубой.
Вячеслав Иванов (1866-1949)
Белый праздник — рождается предвечное Слово,
белый праздник идет, и снова —
вместо елочной, восковой свечи,
бродят белых прожекторов лучи,
мерцают сизые стальные мечи
вместо елочной, восковой свечи.
Зинаида Гиппиус (1869 — 1945)
Красные зори,
Красный восход,
Красные речи у Красных ворот
И красный на площади Красной народ.
Николай Осеев ( 1889 — 1963)
Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни.
Велимир Хлебников ( 1885 — 1922).
Видеоурок
Какую роль играют в поэме повторы
1.1.2. Какую роль в изображении Акакия Акакиевича играют отрицательные частицы?
1.2.2. Какую роль в этом стихотворении играют повторы?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приёмную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьёт его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нём слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзённый, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых весёлых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своём, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утончённой, образованной светскости, и, Боже! Даже в том человеке, которого свет признаёт благородным и честным..
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
1.1.1. Тип героя, к которому принадлежит Акакий Акакиевич Башмачкин, назван в русской критике «маленьким человеком» Какие черты этого типа героя проявляются в приведённом отрывке?
1.2.1. Поэт Александр Блок писал, что стихотворение похоже на покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Они просвечивают через покрывало, как звёзды. За счёт этих слов и живёт стихотворение. Такие слова иногда называют ключевыми, часто именно они становятся «ключами» к стихотворению. Какие ключевые слова Вы бы выделили в этом стихотворении и почему?
1.1.1. Тема «маленького человека» звучит в русской литературе со времен Пушкина и Гоголя. Пушкинский станционный смотритель Самсон Вырин не может противостоять гусару Минскому в борьбе за свою дочь. По-настоящему жалок гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин, всю жизнь копивший на шинель, не спобоный даже прошение свое генералу высказать, настолько сильно боится он «сильного мира сего. «Маленький человек» Гоголя преувеличенно глуп, труслив и назойлив, сам «накручивает» себя, чувство раболепия в нем настолько сильно, что несовместимо с самой жизнью.
1.2.1. Можно выделить ряд ключевых слов стихотворения: буря, вихри, ветхая лачужка, добрая подружка, будет веселей. Сначала буря, она бушует во всей вселенной, охватывает все небо: буря, вихри — все в круговерте; затем мы видим лачужку — а потом мы как бы попадаем внутрь: здесь тепло, уют, люди, их чувства, их настроение, их отношения. Настроение лирического героя дано на фоне разыгравшейся снежной бури. Затем опять буря. Но заключительные строки, слова лирического героя говорят, что он не смиряется, а противостоит жизненным невзгодам. Эти строки можно понять так: пусть буря, пусть невзгоды, но в жизни есть и тепло дома, уют, близкие люди, дружба, любовь. Для А.С.Пушкина семья, дом, любовь, дружба были главными ценностями.
1.1.2. Отрицательные частицы играют определенную роль в создании образа героя. Частицы словно подчеркивают отрешенность Акакия Акакиевича от нормальной человеческой жизни с ее радостями и заботами. Герой живет как-то неопределенно: у него нет ни прошлого, ни будущего, он никак не реагирует на происходящие события: «Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме». Какой-то «живой мертвец» перед нами.
1.2.2. Повтор усиливает эмоционально-образную выразительность художественной речи. Повторяющиеся слова и строки несут основную смысловую нагрузку: поэт подчеркивает гнетущее впечатление от разбушевавшейся бури («Буря мглою небо кроет» звучит в первой и последней строфах), присутствие няни сглаживает одиночество поэта («Выпьем, добрая подружка» повторяется трижды в стихотворении).
Какую роль играют повторы в русских народных песнях?
Какую роль играют повторы в русских народных песнях.
2. С помощью повтора привлекается внимание к основным моментам песни.
То есть повтор придаёт песне эмоцию, выразительность.
Русские народные песни?
Русские народные песни.
Какую роль играют в литературе исторические песни?
Какую роль играют в литературе исторические песни?
Какую роль в тексте песни играют постоянные эпитеты?
Какую роль в тексте песни играют постоянные эпитеты.
Kакую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых стро к?
Kакую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых стро к?
Разновидности русской народной песни?
Разновидности русской народной песни.
1) Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни, частушки у разных народов?
1) Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни, частушки у разных народов?
2) Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и цельных строк?
Почему в лирических песнях есть повторы какую роль они играют?
Почему в лирических песнях есть повторы какую роль они играют.
Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых строк?
Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых строк.
Информацию можно вть из старых книг или в интернете ^ ^.
В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» происходит целый ряд событий которые мы не можем увидеть(почувствовать)в реальной жизни. Люди в то время действительно верили в нечистую силу, что нам наглядно изобразил сам автор, люди были тесно связаны с н..
Мое раннее утро бывает веселым. Потому что я начинаю его с оптимизмом. Я иду умываться. Далее делаю зарядку, это конечно тоже поднимает настроение для целого дня и увеличивает энергию и силы. Потом я иду кушать. На завтрак я ем легкую, не жирную..
Что было бы, если б Жулька не умерла? Может быть, тогда, Барбос не был так опечален в сарае, смотря на её издохшее тело. Может быть, они играли бы, как в старые времена, вечером.
Те що вони обидва добрі люблять пригоди та дружелюбні люблять допомагати людям.
В любви и церкви ) Л Ю Б О В Ь И Ц Е Р К О В Ь.
Зачем Гомер использует в своей поэме Одиссея повторы в тексте?
Задание по литературе для 6 класса 9. Обратите внимание на некоторые повторы, которые встречаются в тексте поэмы, например: «С трепетом сердца мы ждали явленья божественной Эос: Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос». Найдите другие примеры повторов и постарайтесь объяснить их роль.
Привычные эпитеты помогают слушателям не только идентифицировать героя, но и лучше его представить.
Телемаха часто сопровождает эпитет «рассудительный», внимательный читатель не может с этим не согласиться.
Пенелопу Гомер постоянно называет «разумная». Вероятно, он считает, что она должна быть примером настоящей любящей жены.
В тексте поэму Гомера «Одиссея» мы довольно легко находим повторы, то есть повторение одного и того же слова в двух соседних, идущих подряд строчках. Как в примере приведенном в вопросе это может быть имя Бога или богини, здесь Эос. Но может быть некий эпитет, например в следующих строках дважды повторяется слово Верных-верные:
Здесь автор использует этот повтор, чтобы усиль впечатление, подчеркнуть верность товарищей Одиссея, это вариант утверждения, подчеркивающего определенное качество, на которое автор старается специально обратить наше внимание.
дважды повторяется слово «Весел». Автор подчеркивает способ передвижения корабля, обращает на него внимание читателя.
Также автор использует повторы для описания повторяющихся действий, которые происходят раз за разом:
Вот примеры таких повторов из текста «Одиссеи»:
Пересказ сказки Платонова «Неизвестный цветок» от имени цветка.
Когда я родился мне было очень трудно. Оказалось что мое семя приютилось в тяжелой глине, рядом с камнями и еды для меня почти не было. Мне приходилось ловить ветер, который приносил вкусные частицы земли и собирать по утрам росу, чтобы напиться. Для этого я вырастил большие листья, но в сухую погоду мне не помогали и они. Приходилось сохнуть и тогда я засыпал, чтобы не расстраиваться.
Однажды я расцвел и тогда на мой аромат пришла девочка Даша. Она спросила меня, почему я такой непохожий на другие цветы, а я ответил что это случилось из-за того, что мне было очень трудно. Тогда Даша поцеловала меня и сказала, что придет еще.
И действительно, на следующий день она привела с собой других ребят и они долго удивлялись глядя на меня, а потом что-то мерили и подсчитывали. Еще через день они принесли много черной земли и засыпали пустырь. Теперь у меня было вдоволь и еды и питья. В конце лета Даша пришла проститься со мной и обещала приехать на следующий год. Она не знала, что осенью я умру, чтобы дать жизнь новым цветам.
Прежде всего, следует отметить, что Андрей Платонов очень по доброму и с любовью описывает неизвестный цветок в своей сказке. Да, он заставляет цветок расти из глины и камней, страдать от голода и жажды, но только для того, чтобы позволить потом ему расцвести так, как не цвел еще ни один цветок. Автор очень гордится своим цветком и конечно любит его.
Девочка Даша также вызывает у автора симпатию, что видно уже по описанию ее грусти от разлуки с мамой. Автор описывает, как девочка пожалела цветок и даже поцеловала. Также обратим внимание на прощание Даши с цветком и то, что на следующее лето она первым делом бросилась на пустырь. Автор точно также любит Дашу, как и неизвестный цветок.
В своем стихотворении «Сороковые» поэт Давид Самойлов рассказывает о том, как война перечеркнула молодость и мечтания целого поколения молодых людей. они хотели простого человеческого счастья, простой спокойной жизни, хотели создавать семьи, влюбляться, растить детей, но случилась война и все переменилось.
Для целого поколения молодых людей случилась огромная трагедия.
И если в самом стихотворении нам кажется, что поэт говорит только о себе, он постоянно использует местоимения первого лица, то заключительные строки дают нам понять, что речь в стихотворении о всех сверстниках поэта, всем молодом поколении, о таких же как и он юношах и девушках.
В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин использует примем, который называется противопоставлением, когда он описывает сперва молодую и красивую учительницу французского, а сразу следом описывает внешний вид мальчика, причем его же словами.
Этот прием использован автором для того, чтобы показать не столько разницу в социальном положении учительницы и ученика, сколько для того, чтобы показать как оценивает себя сам мальчик. Он описывает учительницу аккуратной и молодой, красивой, а себя одиноким и диковатым. Видно, что мальчик восхищается учительницей, в какой-то мере боится ее, и что он стыдится своего внешнего вида. А этот стыд толкает его быть как можно более независимым.
Описание учителя и мальчика носит не столько внешний характер, сколько играет роль психологического портрета.
Стихотворение «Сороковые» Давида Самойлова оставляет после прочтения странное чувство и странное настроение. Прежде всего автор пишет о грустном, о войне, о пропавшей молодости, о тяжелом времени, когда ломались судьбы совсем молодых пареньков и девчат. Но при этом стихотворение это совсем не грустное.
Вслушайтесь в эти строчки. В них очень много рокочущих звуков: роковые, рельсы, замурзанной, погорельцы. У меня эти стоки рождают ощущение злой веселости, с которой люди встречали напасти в те годы. Да, им было тяжело, но они верили в победу, они не сдавались. И может быть потому, такой любовью и ностальгией дышать последние строчки стихотворения. Автор откровенно скучает по тому времени, по своей молодости.
Почему в лирических песнях есть повторы какую роль они играют?
Почему в лирических песнях есть повторы какую роль они играют.
Какую роль играют в литературе исторические песни?
Какую роль играют в литературе исторические песни?
Какую роль в тексте песни играют постоянные эпитеты?
Какую роль в тексте песни играют постоянные эпитеты.
Какую роль играет в мотивировке измены Земфиры лирическое отступление о луне?
Какую роль играет в мотивировке измены Земфиры лирическое отступление о луне?
Какую роль играют повторы в русских народных песнях?
Какую роль играют повторы в русских народных песнях.
Kакую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых стро к?
Kакую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых стро к?
1) Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни, частушки у разных народов?
1) Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни, частушки у разных народов?
2) Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и цельных строк?
Какую роль в композиции худ?
Какую роль в композиции худ.
Произведения играет интерьер и лирические отступления.
(Нужен развёрнутый ответ).
Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых строк?
Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых строк.
Информацию можно вть из старых книг или в интернете ^ ^.
В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» происходит целый ряд событий которые мы не можем увидеть(почувствовать)в реальной жизни. Люди в то время действительно верили в нечистую силу, что нам наглядно изобразил сам автор, люди были тесно связаны с н..
Мое раннее утро бывает веселым. Потому что я начинаю его с оптимизмом. Я иду умываться. Далее делаю зарядку, это конечно тоже поднимает настроение для целого дня и увеличивает энергию и силы. Потом я иду кушать. На завтрак я ем легкую, не жирную..
Что было бы, если б Жулька не умерла? Может быть, тогда, Барбос не был так опечален в сарае, смотря на её издохшее тело. Может быть, они играли бы, как в старые времена, вечером.
Те що вони обидва добрі люблять пригоди та дружелюбні люблять допомагати людям.
В любви и церкви ) Л Ю Б О В Ь И Ц Е Р К О В Ь.