какую музыку слушать после инсульта

Постинсультный болевой синдром

В статье рассматриваются клинические проявления, особенности диагностики и лечения постинсультной боли. Структура постинсультного болевого синдрома гетерогенна и может включать в себя в разных комбинациях центральную постинсультную боль, спастическую боль

The article covers clinical manifestations, features of diagnostics and treatment of post-stroke pain. The structure of post-stroke pain syndrome is heterogeneous and can include, in different combinations, central post-stroke pain, spastic pain, humeral pain, tension headache and complex regionar pain syndrome. Complicated nature of post-stroke pain requires complex long-term therapy.

В 1906 г. J. J. Dejerine и G. Raussy [1] впервые дали развернутую клиническую характеристику болевому синдрому после перенесенного инсульта. Синдром Дежерина–Русси (центральный или таламический болевой синдром), представлял собой интенсивную непереносимую боль у пациентов с инфарктом таламуса, который включал: острые жгучие боли по гемитипу, снижение всех видов чувствительности, гиперпатию, гемипарез, легкую гемиатаксию, мышечную дистонию. Наряду с двигательными и сенсорными расстройствами такой пациент также испытывает выраженные когнитивные нарушения и депрессию [2]. При этом считается, что тяжесть испытываемой боли коррелирует с тяжестью когнитивных нарушений и депрессии [3]. Постинсультная боль может стать причиной суицидальных попыток. Развитие постинсультной боли отмечается у 12–55% пациентов. Обычно болевой синдром развивается в течение 3–6 месяцев после инсульта [4], однако нередки случаи появления боли и в течение первого месяца. Постинсультный болевой синдром с точки зрения патогенеза является гетерогенным, и в его структуре можно выделить центральную боль, постинсультную боль, боль, связанную со спастичностью, боль в плече, головные боли напряжения, комплексный регионарный болевой синдром.

Долгое время развитие центральной постинсультной боли связывали только с поражением таламуса. Однако внедрение в современную клиническую практику методов нейровизуализации позволило установить, что центральная постинсультная боль развивается как при поражении таламуса, так и вне таламических структур. Центральная постинсультная боль может возникнуть при поражении соматосенсорного анализатора на любом уровне — коры головного мозга, ядер таламуса, структур продолговатого и спинного мозга. По данным эпидемиологических исследований центральная постинсультная боль развивается у 1–12% пациентов. Ряд авторов считает, что ишемический инсульт чаще приводит к развитию центральной боли, чем геморрагический инсульт [5]. Центральная постинсультная боль относится к группе невропатических болевых синдромов и по определению экспертов Международной ассоциации по изучению боли (The International Association for the Study of Pain, IASP) является прямым следствием поражения или заболевания центральных отделов соматосенсорной системы [6].

Наиболее часто цитируемой гипотезой о природе центральной невропатической боли является концепция Хэда и Холмса о нарушении тормозного влияния лемнисковой соматосенсорной системы на восходящую палеоспиноталамическую систему [7]. Более поздние гипотезы о механизмах формирования центральной боли по существу являются детализацией концепции Хэда и Холмса о взаимодействии «специфических» латеральных и «неспецифических» медиальных структур мозга. Например, Л. А. Орбели (1935) [8] придавал важное значение в механизмах развития центральной боли нарушению баланса между лемнисковой и экстралемнисковой системами мозга. K. Winther (1972) [9] существенное место отводит нарушению афферентного взаимодействия между импульсными потоками эпикритической и протопатической боли. Электрофизиологические исследования, проведенные у пациентов с центральными болевыми синдромами, позволили высказать предположение, что гиперактивация нейронов медиального таламуса при повреждении латеральных таламических ядер происходит через ретикулярное таламическое ядро [10, 11]. Согласно гипотезе об ограничении термосенсорного входа [12], центральная боль возникает вследствие снижения холодового тормозного влияния на процессы обработки болевой информации. Предположение автора основывается на том, что при центральных болевых синдромах снижение температурной чувствительности происходит раньше, чем болевой, а в ряде случаев является единственным сенсорным дефицитом. В большинстве случаев пациенты с центральным болевым синдромом испытывают жгучие или леденящие боли в зоне снижения температурной чувствительности, при этом степень боли пропорциональна температурной гипестезии.

Повреждение центральных структур соматосенсорной системы приводит к нарушению механизмов контроля возбудимости ноцицептивных нейронов в центральной нервной системе и изменяет характер взаимодействия в системах, осуществляющих регуляцию болевой чувствительности. Вследствие нарушения тормозных и возбуждающих процессов развивается центральная сенситизация ноцицептивных нейронов с длительной самоподдерживающейся активностью. Повышение возбудимости и реактивности ноцицептивных нейронов при центральном болевой синдроме наблюдается в дорсальном роге спинного мозга, таламических ядрах и соматосенсорной коре большого мозга.

Центральная постинсультная боль может иметь ограниченную зону и локализоваться в какой-либо части тела или распространяться по гемитипу. У пациентов с поражением ствола мозга боль может быть ограничена половиной лица или локализоваться на противоположной стороне туловища или конечностей [2]. Распределение боли по гемитипу характерно для таламического поражения.

Представленность центральной постинсультной боли полностью или частично соответствует локализации чувствительных нарушений и соотносится с областью цереброваскулярного поражения [13]. Примерно 80% центральной постинсульной боли приходится на поражение париетальной коры [14]. Для центральной постинсультной боли характерно сочетание негативных и позитивных сенсорных феноменов в области локализации боли [15]. Расстройства температурной (холодовой) и болевой чувствительности отмечаются более чем у 90% пациентов, в то время как нарушение других видов чувствительности (тактильной, вибрационной) встречается реже [16]. Одновременно в болезненной зоне диагностируется аллодиния, гипералгезия, гиперпатия. У одного больного могут наблюдаться несколько типов болевых ощущений. Постоянная спонтанная боль описывается чаще как жгучая, покалывающая, холодящая и давящая, а периодическая боль носит разрывающий и стреляющий характер [4]. Интенсивность боли может варьировать в течение дня, под воздействием провоцирующих факторов. Основными факторами, приводящими к усилению болевого синдрома, могут быть холод, эмоциональный стресс, физическая нагрузка, усталость, изменение погоды. Тревожно-депрессивная симптоматика усугубляет течение болевого синдрома. Боль может снижаться при отдыхе, отвлечении внимания, исчезает во сне. Многим пациентам приносит облегчение тепло.

Многие пациенты после инсульта также испытывают «спастическую» боль [17]. Проспективное обсервационное исследование продемонстрировало тесную связь между развитием спастичности и боли. У 72% пациентов со спастичностью развивается боль, при этом только 1,5% больных без спастичности испытывают боль [18].

В настоящее время считается, что постинсультная спастичность является отражением сочетанного поражения пирамидных и экстрапирамидных структур головного мозга, приводящего к снижению тормозных влияний преимущественно на α-мотонейроны спинного мозга [19]. Развитие спастичности ухудшает двигательные функции, способствует развитию контрактуры и может сопровождаться болезненными мышечными спазмами [20]. Спастическая дистония и боль приводят к снижению функциональных возможностей больных и их реабилитации. Риск развития спастичности выше у пациентов с выраженным парезом, низкими баллами по шкалам Бартеля, постинсультной центральной болью и сенсорным дефицитом. Ведущую роль в лечении постинсультной спастичности имеет лечебная гимнастика, которая должна начинаться уже с первых дней развития инсульта и быть направлена на тренировку утраченных движений, самостоятельное стояние и ходьбу, а также профилактику прогрессирования спастичности и развития контрактур. В клинической практике для лечения постинсультной спастичности наиболее часто используются миорелаксанты (толперизон, тизанидин, баклофен), применение которых может улучшить двигательные функции, облегчить уход за обез­движенным пациентом, снять болезненные мышечные спазмы, усилить эффект лечебной физкультуры и предупредить развитие контрактур.

В настоящее время получены прямые доказательства того, что миорелаксирующий эффект толперизона связан не только с торможением активности потенциал-зависимых Na+-каналов, но и снижением выброса возбуждающих нейромедиаторов. В частности, на модели изолированного нерва [21] было установлено, что добавление толперизона в инкубируемую среду в дозе 100 µмоль/л снижает проницаемость ионов натрия на 50%. Сравнительное изучение влияния толперизона и лидокаина на семь типов потенциал-зависимых натриевых каналов показало, что толперизон, также как и лидокаин, оказывает блокирующее действие на активность натриевых каналов, однако степень блокирования у толперизона выражена в меньшей степени. Значительные различия между двумя препаратами в восстановлении активности натриевых каналов были продемонстрированы для трех типов натриевых каналов — Nav1.3, Nav1.5 и Nav1.7, не имеющих отношения к проведению болевой импульсации, в то время как продолжительность инактивации для каналов типа Nav1.8, имеющих отношение к ноцицептивной импульсации, у лидокаина и толперизона была схожей [22].

Исследования, проведенные на клетках ганглиев задних корешков, обнаружили, что толперизон угнетает потенциал-зависимую натриевую проводимость в концентрациях, в которых он ингибировал спинальные рефлексы. Более того, толперизон оказывал значительное воздействие на потенциал-зависимые кальциевые каналы. Эти данные позволили авторам утверждать, что толперизон реализует свое миорелаксирующее действие преимущественно путем ингибирования пресинаптического высвобождения нейромедиаторов из центральных терминалей афферентных волокон путем комбинированного влияния на потенциал-зависимые натриевые и кальциевые каналы [23].

Таким образом, толперизон, блокируя натриевые и кальциевые каналы в ноцицептивных афферентах, способен подавлять секрецию возбуждающих аминокислот из центральных терминалей первичных афферентных волокон, ослаблять частоту потенциалов действия мотонейронов и тем самым тормозить моно- и полисинаптические рефлекторные реакции в ответ на болевые стимулы. Такое действие толперизона обеспечивает эффективный контроль над спастичностью и мышечной болью.

Помимо действия на мышечный тонус, толперизон обладает способностью усиливать периферическое кровообращение. Данный эффект связан с блокадой альфа-адренорецепторов, локализованных в сосудистой стенке. Усиление кровообращения в мышце может быть дополнительным фактором, препятствующим сенситизации мышечных ноцицепторов при мышечной спастичности в условиях болевой импульсации.

Препарат селективно ослабляет патологический спазм мышц, не влияя в терапевтических дозах на нормальные сенсорные и двигательные функции центральной нервной системы (мышечный тонус, произвольные движения, координацию движений) и не вызывая седативного эффекта, мышечной слабости и атаксии. Толперизона гидрохлорид в отличие от других миорелаксантов вызывает мышечное расслабление без симптомов отмены, что было доказано в двойном слепом, плацебо-контролируемом исследовании, проведенном по критериям GCP [24].

В зависимости от доказанной эффективности и степени безопасности препараты были отнесены к той или иной линии терапии (табл.).

какую музыку слушать после инсульта. Lechacshij vrach 050 (4392). какую музыку слушать после инсульта фото. какую музыку слушать после инсульта-Lechacshij vrach 050 (4392). картинка какую музыку слушать после инсульта. картинка Lechacshij vrach 050 (4392). В статье рассматриваются клинические проявления, особенности диагностики и лечения постинсультной боли. Структура постинсультного болевого синдрома гетерогенна и может включать в себя в разных комбинациях центральную постинсультную боль, спастическую боль

Как видно из табл., к препаратам первой линии терапии невропатической боли были отнесены габапентин, прегабалин, дулоксетин, венлафаксин и ТАД.

Авторы рекомендаций отмечают, что выбор того или иного препарата в каждом конкретном случае определяется совокупностью различных факторов, включающих возможные риски нежелательных явлений, наличия коморбидных расстройств (депрессии и нарушений сна), особенности лекарственных взаимодействий, возможность передозировки или лекарственных злоупотреблений.

В качестве терапии первой линии у пациентов с центральной постинсультной болью рекомендуется применение ТАД, прегабалина, габапентина. Селективные ИОЗСН, ламотриджин, опиоиды и их комбинации могут также использоваться при недостаточном эффекте препаратов первой линии.

Важным аспектом при лечении центральной постинсультной боли является четкая постановка реальных целей терапии боли и формирование адекватных ожиданий у пациента и родственников. Учитывая торпидный характер течения центральной постинсультной боли, целью терапии будет не устранение боли, а снижение интенсивности болевого синдрома, расширение функциональных возможностей пациента, улучшение качества жизни. Соблюдение режима дозирования и титрации препаратов, основанного на индивидуальной чувствительности больного, позволит сохранить комплаентное отношение больного к проводимой терапии. Низкие показатели эффективности фармакотерапии невропатической боли по данным ряда исследований, как правило, обусловлены неоптимальным дозированием и преждевременным прекращением приема назначенных лекарственных средств [27, 28]. Использование препаратов с различными механизмами действия при проведении комплексной фармакотерапии может способствовать повышению эффективности лечения. Врач также должен обеспечить постоянное мониторирование терапевтических и побочных эффектов. При мониторинге необходимо оценивать не только интенсивность боли, но и качественные сенсорные характеристики боли (жгучий характер, прострелы, дизестезии, аллодиния, онемение), качество сна, выраженность тревоги и депрессии, функциональные возможности и социальную адаптацию. При неэффективности консервативной медикаментозной и немедикаментозной терапии необходимо направить пациента в альгологические центры для решения вопроса об инвазивных методах лечения.

Литература

М. Л. Кукушкин, доктор медицинских наук, профессор

ФГБНУ НИИОПП, Москва

Источник

Какую музыку слушать после инсульта

Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Казанского государственного медицинского университета

ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» МЗ РФ, Казань

Кафедра акушерства и гинекологии Ижевской государственной медицинской академии

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Казань, Россия

Эффективность музыкотерапии в реабилитации больных с инсультом

Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2017;117(5): 14-21

Якупов Э. З., Налбат А. В., Семенова М. В., Тлегенова К. А. Эффективность музыкотерапии в реабилитации больных с инсультом. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2017;117(5):14-21. https://doi.org/10.17116/jnevro20171175114-21

Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Казанского государственного медицинского университета

какую музыку слушать после инсульта. f812cc766a3e031ff3469cf5611d6048. какую музыку слушать после инсульта фото. какую музыку слушать после инсульта-f812cc766a3e031ff3469cf5611d6048. картинка какую музыку слушать после инсульта. картинка f812cc766a3e031ff3469cf5611d6048. В статье рассматриваются клинические проявления, особенности диагностики и лечения постинсультной боли. Структура постинсультного болевого синдрома гетерогенна и может включать в себя в разных комбинациях центральную постинсультную боль, спастическую боль

Цель исследования. Оценка динамики восстановления двигательных, речевых и вегетативных функций у больных с ишемическим инсультом (ИИ) с использованием музыкальной терапии. Материал и методы. Обследовали 45 пациентов с ИИ в бассейне правой средней мозговой артерии. Пациенты были распределены на три группы по 15 человек — основную, сравнения и контрольную. С пациентами первой и второй групп на 3й, 5й, 7й и 9й дни реабилитационного периода отрабатывался специальный комплекс упражнений с музыкальным сопровождением и без такового соответственно. Третья группа, пациентам которой выполнялась стандартная базисная лечебная физкультура, являлась контрольной. Динамика состояния оценивалась по шкале NIHSS, индексу мобильности Ривермид, тесту двигательной активности руки ARAT и модифицированной шкале оценки функции речи на 2, 4, 6, 8 и 10-й дни заболевания. Начиная с 6-го дня заболевания проводилось исследование кардиореспираторной синхронизации. Результаты и заключение. Установлена статистически значимая эффективность музыкотерапии по всем исследуемым параметрам. Авторы считают, что в основе действия использованных программ могут лежать процессы нейропластичности.

Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Казанского государственного медицинского университета

ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» МЗ РФ, Казань

Кафедра акушерства и гинекологии Ижевской государственной медицинской академии

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Казань, Россия

В настоящее время отмечается рост числа цереброваскулярных заболеваний. По материалам Всемирной организации здравоохранения, частота новых случаев инсульта в течение года колеблется в разных странах от 1,27 до 7,4 на 1000 населения [1]. При этом 75% пациентов, перенесших инсульт, полностью утрачивают работоспособность [2].

В области нейробиологии в последние годы активно развивается концепция нейропластичности мозга [3, 4], которая применима к пониманию возможностей нейрореабилитации [5—8].

Механизмы компенсаторной нейропластичности после инсульта в классическом ее понимании соответствуют теоретическому положению о принципе компенсаторных реакций организма, сформулированному П.К. Анохиным в 1975 г. Оно включает в себя принципы: 1) сигнализации дефекта; 2) прогрессивной мобилизации механизмов компенсации; 3) непрерывного обратного афферентирования компенсаторных приспособлений; 4) санкционирующей афферентации; 5) относительной устойчивости компенсаторных приспособлений [9]. Например, парез или паралич нижней конечности вызывает нарушения равновесия и ходьбы, что влечет за собой изменение сигнализации от рецепторов вестибулярного аппарата, проприоцепторов мышц, рецепторов кожи конечностей и туловища, а также зрительных рецепторов (принцип сигнализации дефекта). В результате переработки этой информации в ЦНС функция определенных моторных центров и мышечных групп меняется таким образом, чтобы восстановить в той или иной степени равновесие и сохранить возможность передвижения, хотя и в измененном виде. По мере увеличения степени повреждения может нарастать сигнализация о дефекте. В таком случае в компенсаторные процессы вовлекаются новые области ЦНС и соответствующие им мышечные группы (принцип прогрессирующей мобилизации компенсаторных механизмов). В дальнейшем по мере эффективной компенсации или устранения самого поражения состав афферентного импульсного потока, который поступает в высшие отделы нервной системы, будет меняться, и соответственно будут выключаться определенные отделы этой функциональной системы, ранее участвовавшие в осуществлении компенсаторной деятельности, или включаться новые компоненты (принцип обратной афферентации этапов восстановления нарушенных функций). Сохранение после выздоровления достаточно стабильного анатомического дефекта будет давать о себе знать определенной комбинацией афферентаций, поступающих в высшие отделы нервной системы, которые на этой основе обеспечат образование стабильной комбинации временных связей и оптимальную компенсацию, т. е. минимальную хромоту при данном поражении (принцип санкционирующей афферентации) [10]. Однако согласно концепции гетеромодальных ассоциативных полей, активизация механизмов нейропластичности возможна и на более высоком уровне [11, 12].

Значительное влияние на эффективность реабилитационных мероприятий, основанных на принципе когнитивной стратегии, оказывают музыка и звук. В мире уже давно предпринимаются попытки изучения возможности применения методик музыкальной терапии, с помощью которых пациенты, перенесшие инсульт, смогли бы восстанавливать как высшие мозговые функции, так и двигательную активность [13].

Физиологический механизм восприятия музыкального звука несколько отличается от восприятия звука в целом. Считается, что в головном мозге человека нет специализированного «центра музыки», а в переработке музыкальной информации участвуют многочисленные области, рассредоточенные по всему мозгу: звуковысотный анализ осуществляется за счет работы верхней височной извилины правого полушария, за ритмический анализ отвечает верхняя височная извилина левого полушария, а функцию нижней лобной извилины можно определить как анализ отношений музыкальных звуков во временной последовательности. Существует и полушарная асимметрия в обеспечении музыкальной деятельности: правое полушарие отвечает за мелодические аспекты, анализ высоты тонов, длительность интервалов, интенсивность, тембр; левое — за восприятие ритма и «профессиональный» анализ музыки [14, 15]. При этом целостное воздействие музыки на организм обеспечивается интеграцией процессов, протекающих в обоих полушариях. Из проекционной коры, получающей сигналы от слухового анализатора, возбуждение поступает в ассоциативную кору, где звуки опознаются. Затем возбуждение переходит на энторинальную кору, находящуюся на внутренней поверхности височной доли. Там определяется значимость сигнала и его отношение к той или иной потребности организма. После возбуждающие импульсы перемещаются в мотивационные центры промежуточного мозга, откуда вновь возвращаются по системе диффузных проекций в кору. Таким образом, включается кольцевое движение возбуждения по различным отделам головного мозга, что может иметь ключевое значение для процессов нейропластичности в постинсультном периоде [16]. Кроме того, некоторые авторы полагают, что при прослушивании музыкальных произведений очаг положительной индукции способен конкурировать с очагом патологической доминанты, существенно ослабляя негативное влияние последнего на состояние организма [17].

Немаловажное значение в реализации ответных реакций и их модальности имеет также характер прослушиваемой музыки. Еще И.М. Догель и И.М. Сеченов в своей работе «Влияние музыки на человека и животных» (1888) [18] отмечали стимулирующее воздействие маршевой музыки на мышечную работоспособность, которая, в частности, «оживляюще действовала на уставших солдат». Именно благодаря трудам этих знаменитых физиологов, а в последующем также И.Р. Тарханова и В.М. Бехтерева стала развиваться область физиологии, связанная с изучением влияния различных жанров музыкальной терапии на органы и системы человеческого организма. Так, В.И. Петрушиным [19] все музыкальные произведения разделены на четыре группы в зависимости от сочетания темповых (медленный—быстрый) и ладовых (мажор—минор) характеристик: 1) медленные минорные — настроение задумчивое, печальное, грустное, унылое, скорбное, трагичное; 2) медленные мажорные — характер музыки созерцательный, спокойный, уравновешенный, 3) быстрые минорные — характер музыки напряженно-драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно-волевой; 4) быстрые мажорные — музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая [19]. Обобщая данные литературы [20—23], можно сказать, что для музыкальной терапии используются, в основном, медленные и быстрые мажорные композиции. Показано, что прослушивание мелодичной музыки негромкого звучания оказывает на пациента общее седативное воздействие: снижает мышечный тонус, увеличивает силу сердечных сокращений, замедляет пульс, способствует расширению сосудов и нормализации артериального давления, восстанавливает естественное физиологическое дыхание, вызывает глубокие положительные эмоции (чувство спокойствия, умиротворения). В свою очередь прослушивание негромкой энергичной музыки с четким ритмом и быстрым темпом дает тонизирующий эффект, сопровождающийся эмоциональным подъемом, увеличением тонуса мышц, умеренным учащением пульса, повышением артериального давления и температуры кожных покровов, ускорением ритма дыхания.

По данным зарубежной литературы [24], музыкальная терапия является ценным инструментом восстановления пациента после инсульта, особенно его двигательной активности, контроля мышечного тонуса, речи, коммуникации и познавательных функций. К сожалению, в нашей стране, несмотря на активное развитие разных направлений арт-терапии и растущий интерес врачей к данным техникам, метод музыкотерапии инсульта еще не получил достаточного распространения.

Цель настоящего исследования — оценка динамики восстановления двигательных, речевых и вегетативных функций на фоне музыкальной терапии у пациентов, перенесших ишемический инсульт (ИИ).

Материал и методы

Исследование проводилось на базе неврологического отделения Больницы скорой медицинской помощи № 2 в Казани.

Были отобраны 45 пациентов, 20 мужчин и 25 женщин в возрасте 73,2±5,4 года с ИИ в бассейне правой средней мозговой артерии. Все они получали стандартную терапию (препараты, улучшающие микроциркуляцию и гемореологические свойства, нейропротекторы, антиоксиданты, метаболические препараты, гипотензивные средства).

Пациенты с правополушарной локализацией очага были выбраны в качестве объекта исследования не случайно. Согласно данным литературы [25—27], указывающим на особую роль правого полушария в регуляции вегетативных функций, эти случаи могли представлять особый интерес в отношении организации и оценки эффективности запланированных реабилитационных мероприятий.

Из общей выборки было выделено три группы по 15 больных в каждой. С пациентами основной группы (1-й) и группы сравнения (2-й) на 3, 5, 7 и 9-й дни реабилитационного периода отрабатывался специальный комплекс упражнений, направленный на реабилитацию крупной и мелкой моторики, речевой функции, а также на улучшение кардиореспираторной синхронизации, с музыкальным сопровождением и без такового. В 3-й группе, которая была контрольной, проводилась только общая лечебная физкультура (ЛФК) без музыкального сопровождения.

Музыкотерапия для основной группы проводилась в отдельном тихом помещении площадью 20 м 2 и организовывалась в индивидуальной форме с элементами рецептивной, активной и интегративной техник. Каждый сеанс состоял из трех частей. Первая часть представляла собой регулятивную форму рецептивной техники и была направлена на снижение нервнопсихического напряжения, что достигалось прослушиванием пьесы К. Сен-Санса «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» (виолончель, фортепиано) в условиях приглушенного освещения. Во второй части сеанса использовали активную технику с пропеванием протяжных гласных и согласных звуков под композицию Ф. Шуберта «Третья песня Эллен», больше известную как «Ave Maria» (фортепиано, альт, скрипка, контрабас) в условиях дневного освещения. Третья часть сеанса проводилась с применением интегративной техники, подразумевающей выполнение комплекса реабилитационных упражнений под музыку «Праздничной увертюры» Д. Шостаковича (филармонический оркестр) в условиях дневного освещения. Громкость звучания музыки оставалась одинаковой на каждом этапе музыкально-терапевтического сеанса. Менялись лишь темповые характеристики музыки, что позволяло точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания мелодичных звуков и заканчивая бодрыми ритмами [28—30].

Программа восстановления мелкой моторики включала в себя ряд упражнений: собирание разложенных монет, переворачивание специальных бумажных карточек, прищепление прищепок, завинчивание болта в гайку, нанизывание бисера, застегивание пуговиц. Также пациент пробовал расправить свернутый вчетверо лист бумаги, используя только пораженную руку. Для восстановления крупной моторики проводилась ЛФК в положении сидя и стоя. Комплекс начинался с движений глазными яблоками сверху вниз, справа налево и по диагонали, смыканий и размыканий век. Следующим этапом являлась гимнастика для мышц шеи путем поворотов головы и ее вращения. После использовались такие упражнения, как подъем рук на вдохе и круговое опускание их на выдохе, повороты туловища, подъемы ног на носки, вращение кистью и голеностопом, по возможности выполнялись наклоны [31].

С целью восстановления кардиореспираторной синхронизации использовалась техника отбивания ритма. Данный метод является нашей оригинальной разработкой и впервые применяется в реабилитации больных, перенесших И.И. При составлении лечебной программы по отбиванию ритма мы руководствовались законом Н. Винера [32], сформулированным им в рамках «Математической теории управления систем», который гласит, что генераторы с близкими частотами, связанные в одну систему, обязательно синхронизируются между собой. Возможность воспринимать и воспроизводить ритмы разных частот является неотъемлемой характеристикой всего живого. В человеческом организме наибольшей способностью к усвоению ритма обладают нервная и мышечная системы. При этом между ритмом движения и ритмом функции внутренних органов существует определенная связь — они всегда соразмерны, т. е. представляют собой единый ритмический стереотип. Таким образом, используя искусственно задаваемый ритмический раздражитель на уровне двигательного аппарата, можно достигнуть повышения ритмических процессов в вегетативной сфере путем наименьших энергетических затрат [33]. Для достижения терапевтической цели составленная схема кардиореспираторной тренировки содержала четыре блока: 1) в течение 1 мин отбивание ритма здоровыми конечностями в положении сидя на стуле с частотой около 60 ударов в минуту и ритмичное дыхание на вдох—выдох с частотой около 30 в мин; 2) в течение 30 с отбивание ритма здоровыми конечностями в положении сидя на стуле с частотой около 2 ударов в секунду и ритмичное дыхание на вдох—вдох—выдох—выдох с частотой около 1 в 2 с; 3) в течение 1 мин отбивание ритма здоровыми конечностями в положении сидя на стуле с частотой около 60 ударов в минуту при комфортном для пациента дыхании; 4) спокойный отдых в положении сидя на стуле в течение 3—5 мин. Для пациентов основной группы первый и третий блоки выполнялись под музыку «Триумфального марша» из оперы Дж. Верди «Аида» (симфонический оркестр), второй блок — под музыку «Марша деревянных солдатиков» П. Чайковского (фортепиано, ксилофон, кастаньеты, бубен, румба, барабан).

Отслеживание динамики состояния пациентов осуществлялось посредством тестирования по шкале NIHSS [34], индексу мобильности Ривермид [35], тесту двигательной активности руки (ARAT) [36], модифицированной шкале оценки функции речи (табл. 1) [37—39] на 2, 4, 6, 8 и 10-й дни заболевания. Кроме того, в те же сроки, начиная с 6-го дня заболевания, всем пациентам при помощи прибора ВНС-Спектр и программного обеспечения Поли-Спектр (ООО «Нейрософт», Иваново) проводили исследование кардиореспираторной синхронизации (КРС) посредством спектрального анализа вариабельности ритма сердца (ВРС) и геометрического анализа вариабельности длительности дыхательных циклов (ВДДЦ) с вычислением коэффициента КРС.

какую музыку слушать после инсульта. nv 2017 05 03 tab1. какую музыку слушать после инсульта фото. какую музыку слушать после инсульта-nv 2017 05 03 tab1. картинка какую музыку слушать после инсульта. картинка nv 2017 05 03 tab1. В статье рассматриваются клинические проявления, особенности диагностики и лечения постинсультной боли. Структура постинсультного болевого синдрома гетерогенна и может включать в себя в разных комбинациях центральную постинсультную боль, спастическую больТаблица 1. Модифицированная шкала оценки функции речи

Статистическая обработка полученных данных проводилась с применением программных продуктов Microsoft Office Excel 2007 и Statistica 6.1. Результаты представлены в виде среднего значения и одного стандартного отклонения — М (s). Достоверность различий в наблюдениях на 2й, 4й, 6й, 8й и 10й дни исследования внутри одной группы оценивали по критерию Вилкоксона, а между независимыми группами по критерию Манна-Уитни. Различия считали достоверными при уровне значимости р какую музыку слушать после инсульта. nv 2017 05 03 tab2. какую музыку слушать после инсульта фото. какую музыку слушать после инсульта-nv 2017 05 03 tab2. картинка какую музыку слушать после инсульта. картинка nv 2017 05 03 tab2. В статье рассматриваются клинические проявления, особенности диагностики и лечения постинсультной боли. Структура постинсультного болевого синдрома гетерогенна и может включать в себя в разных комбинациях центральную постинсультную боль, спастическую больТаблица 2. Динамика неврологического дефицита по шкале NIHSS, баллы Примечание. * – p

Учитывая, что шкала NIHSS относится к комплексным оценочным инструментам, мы предполагали ее недостаточную информативность для сравнительного анализа эффективности реабилитационных мероприятий в отношении отдельных групп неврологических симптомов. В связи с этим дополнительно была проведена оценка динамики неврологического дефицита избирательно для крупной моторики (шкала Ривермид), мелкой моторики (тест ARAT) и речи (шкала ОФР).

Шкала Ривермид показала улучшение крупномоторной двигательной активности во всех исследуемых группах уже на 4-й день реабилитации, а к 10-му дню почти все пациенты (87%) общей выборки могли, как минимум, без посторонней помощи преодолеть лестничный пролет (рис. 1). Тем не менее у пациентов основной группы с проведением ЛФК на фоне музыкального сопровождения темпы и результат восстановления крупной моторики значительно отличались в лучшую сторону от таковых в группах сравнения и контроля (p какую музыку слушать после инсульта. nv 2017 05 03 ris1. какую музыку слушать после инсульта фото. какую музыку слушать после инсульта-nv 2017 05 03 ris1. картинка какую музыку слушать после инсульта. картинка nv 2017 05 03 ris1. В статье рассматриваются клинические проявления, особенности диагностики и лечения постинсультной боли. Структура постинсультного болевого синдрома гетерогенна и может включать в себя в разных комбинациях центральную постинсультную боль, спастическую больРис. 1. Темпы восстановления крупной моторики у пациентов с ИИ. Примечание: * – p

Двигательная активность паретичной руки согласно тесту ARAT достоверно увеличивалась (p какую музыку слушать после инсульта. nv 2017 05 03 ris2. какую музыку слушать после инсульта фото. какую музыку слушать после инсульта-nv 2017 05 03 ris2. картинка какую музыку слушать после инсульта. картинка nv 2017 05 03 ris2. В статье рассматриваются клинические проявления, особенности диагностики и лечения постинсультной боли. Структура постинсультного болевого синдрома гетерогенна и может включать в себя в разных комбинациях центральную постинсультную боль, спастическую больРис. 2. Темпы восстановления мелкой моторики у пациентов с ИИ. Примечание: * – p

Речь (рис. 3) становилась заметно более разборчивой у всех пациентов уже на 4-й день заболевания (p какую музыку слушать после инсульта. nv 2017 05 03 ris3. какую музыку слушать после инсульта фото. какую музыку слушать после инсульта-nv 2017 05 03 ris3. картинка какую музыку слушать после инсульта. картинка nv 2017 05 03 ris3. В статье рассматриваются клинические проявления, особенности диагностики и лечения постинсультной боли. Структура постинсультного болевого синдрома гетерогенна и может включать в себя в разных комбинациях центральную постинсультную боль, спастическую больРис. 3. Темпы восстановления речи у пациентов с ИИ. Примечание: * – p

Таким образом, проведенный анализ показал, что дифференцированный подход при изучении динамики неврологического дефицита у пациентов с ИИ позволяет точнее определить степень восстановления различных функций на фоне проведения реабилитационных мероприятий.

Наиболее приближенными к результатам комплексной оценки по шкале NIHSS оказались данные по тесту ARAT и шкале ОФР — статистически значимые отличия по темпам восстановления мелкой и артикуляционной моторики в основной группе прослеживались лишь с 6-го дня применения реабилитационного комплекса, включавшего музыкотерапию. Авторы полагают, что данный факт можно объяснить следующим обстоятельством: комплекс упражнений, направленный на восстановление тонких движений и речи, несмотря на его необходимость, является наиболее трудным и энергозатратным для пациента с ИИ. У пациентов, занимавшихся под музыку, позитивная психологическая нагрузка не только дополняла, но со временем и стимулировала физический потенциал, обеспечивая субъективно более легкое выполнение как относительно простых, так и более сложных упражнений на протяжении всего срока реабилитации. Пациенты группы сравнения также достаточно хорошо переносили первые занятия, но в последующие дни, напротив, начинали постепенно истощаться при упражнениях с мелкими предметами и в процессе фонационно-артикуляционных тренировок. Следовательно, отсутствие достоверных различий по результатам теста ARAT и шкалы ОФР на 4-й день заболевания и появление их только на 6-й день реабилитации характеризовали, в данном случае, особенности протекания адаптационных реакций, а разнонаправленный их характер в основной группе и группе сравнения свидетельствовал о значительном адаптивном эффекте музыкотерапии.

ЛФК для восстановления крупной моторики, согласно дизайну исследования, проводилась в 3 группах и одинаково хорошо переносилась абсолютно всеми пациентами. При этом в основной группе по шкале Ривермид отмечалось более раннее появление положительной динамики (восстановление крупной моторики), начиная с 4-го дня заболевания, что, на наш взгляд, еще раз подчеркивает стимулирующую функцию музыкальной терапии в отношении даже той функциональной активности, которая не требует от пациента большого напряжения и адаптации.

Представляют интерес также результаты экспериментальной части нашей работы, связанной с оценкой КРС у обследуемых лиц. В первые дни после возникновения ИИ сердечный ритм, как правило, обладает характеристиками нестационарного процесса, что не позволяет проводить спектральный анализ ВРС и геометрический анализ ВДДЦ [40, 41]. В связи с этим состояние КРС у наших пациентов исследовалось только с 6-го дня реабилитации. Первоначальный уровень коэффициента КРС у всех испытуемых укладывался в диапазон значений, соответствующих умеренной степени кардиореспираторной десинхронизации (рис. 4). Тем не менее четко прослеживалась межгрупповая разница данного показателя (p какую музыку слушать после инсульта. nv 2017 05 03 ris4. какую музыку слушать после инсульта фото. какую музыку слушать после инсульта-nv 2017 05 03 ris4. картинка какую музыку слушать после инсульта. картинка nv 2017 05 03 ris4. В статье рассматриваются клинические проявления, особенности диагностики и лечения постинсультной боли. Структура постинсультного болевого синдрома гетерогенна и может включать в себя в разных комбинациях центральную постинсультную боль, спастическую больРис. 4. Состояние кардиореспираторной синхронизации у пациентов с ИИ. * – p

Полученные в настоящей работе данные позволяют сделать вывод о том, что музыкотерапия положительно влияет на состояние пациентов с И.И. Использование изложенных комплексных программ с использованием музыкотерапии при восстановлении пациентов после ИИ оправдано, имеет статистически доказанную эффективность и может быть рекомендовано как метод активной реабилитации пациентов, перенесших И.И. Кроме того, наряду с общепризнанными оценочными инструментами, используемыми при исследовании динамики состояния пациентов с ИИ (шкала NIHSS, индекс мобильности Ривермид и др.), для более широкого применения в клинической практике может быть рекомендован анализ КРС в структуре исследования ВРС и ВДДЦ как метод определения функционального состояния вегетативной нервной системы у пациентов с ИИ.

Есть основания считать, что в основе терапевтического действия использованных программ могут лежать процессы нейропластичности.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *