хула что это за грех
Хула на Духа Святого. Пояснения святых отцов
В слове Божием упоминается о хуле на Духа Святого, которая не простится человекам ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32).
Святые отцы и учителя Церкви отнесли к этому смертному греху, подлежащему вечному осуждению и наказанию:
– грех безбожия и неверия,
– грех отвержения очевидной истины, ересь,
– грех разделения Пресвятой Троицы через отделение Святаго Духа от сущности Христовой и объявление Его тварью, а не Богом,
– грех приписывания каких-либо дарований христианина, полученных за ревностную богоугодную жизнь от Духа Святаго, действию сил бесовских,
– грех объявления воздействий Божественного Духа на подвижника, который смог достичь чистой созерцательной молитвы, прелестью бесовской или результатом опьянения,
– грех приписывания диаволу видимых всем дел и чудес Духа Божия.
– сознательное совершение греха в надежде на будущее покаяние; безмерная, лукавая надежда на благость Божию, коснение в осознанном грехе, отложение покаяния до смерти.
Святые отцы единогласно учат, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние.
Святитель Афанасий Великий:
«…которые хулят Духа Святаго, то есть Божество Христово, и говорят, что о веельзевуле, князе бесовстем, изгонит бесы (Лк 11, 15), тем не отпустится ни в сей век, ни в будущий (Мф 12, 32). Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи.
…хула на Духа есть неверие, и нет другого случая к получению прощения, как только соделаться верным; и грех безбожия и неверия не отпустится ни здесь, ни в будущем веке».
Преподобный Ефрем Сирин пишет, что еретики хулят Святого Духа:
«Какой грех непростителен? Грех против Духа Святаго. Это грех всякого еретика, потому что еретики хулили и хулят Духа Святаго. Им не будет прощения ни в сем веке, ни в будущем, по слову Господню, потому что воспротивились Самому Богу, от Которого избавление; и кто им поможет?»
Святитель Василий Великий относит к греху хулы на Духа Святого и клевету на христианина из зависти к полученным им дарам Духа:
«Те, которые видят в ком-либо плод Святаго Духа, везде сохраняющий равную степень богочестия, и не Святому Духу его приписывают, но присвояют противнику, – те произносят хулу на Самого Святаго Духа».
Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа Святаго.
Святитель Димитрий Ростовский:
«Есть следующие шесть грехов, называемые грехами против Духа Святого: излишнее упование на милость Божию; отчаяние в своем спасении; противление утвержденной истине и отвержение православной христианской веры; зависть к ближним, получающим от Бога духовные блага; пребывание в грехах и коснение в злобе; нерадение о покаянии до конца этой жизни.
…Чем побеждаются эти грехи? Добродетелями и соблюдением заповедей Божиих, сокрушением сердца, покаянием, исповедью и епитимией.
Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние».
Святитель Феофан Затворник, ссылаясь на Православное исповедание (часть III, воп. 18-42) пишет в Начертании христианского нравоучения, что к грехам против Святого Духа принадлежат: безмерное упование на благость Божию, отчаяние, противление ясной истине, зависть к духовным совершенствам других, застарение в злобе, отложение покаяния до смерти.
От таких грехов предостерегает преп. Исаак Сирин, как от лукавства перед Богом:
Так же пишет и св. Игнатий (Брянчанинов):
Архим. Рафаил (Карелин) пишет:
«Это не кощунственные поступки, не богохульные слова против Духа Святого, а то внутреннее, устойчивое состояние грешника, когда он становится уже неспособным к покаянию, а именно:
1) Духовная гордость. …Человек считает, что он может спастись без Бога, без помощи благодати, без Таинств и молитв Церкви,- одними силами человеческой природы и своими личными достоинствами.
3) Ложная надежда на всепрощение Божие. Человек считает, что Бог как безграничная Любовь должен простить людям все грехи и пороки независимо от их воли, по одной Своей милости, то есть без покаяния грешников и исправления их жизни.
4) … ненависть к истине и поэтому ожесточенное сопротивление ей.
Причина невозможности прощения грехов находится в самих грешниках, а не в воле Божией, именно, лежит в нераскаянности грешников. Как может быть прощен грех благодатью Святого Духа, когда на эту благодать изрыгается хула? Но должно верить, что и в этих грехах грешники, если они принесут искреннее покаяние, и оплачут свои грехи, они будут прощены. Св. Иоанн Златоуст говорит о хуле на Святого Духа: «Ибо и сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, кто изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено».
И Отцы Седьмого Вселенского Собора говорят о возможности прощения грехов смертных:
«Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают. В таковых нет Господа Иисуса, если не смирятся и не отрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступать к Богу и с сокрушенным сердцем просить оставления греха сего и прощения, а не тщеславиться деянием неправедным. Ибо близ Господь сокрушенным сердцем (Пс. 33)».
Что такое “хула на Духа Святого”? Будет ли хулой сказать в наше время, что в Иисусе сатана?
ВОПРОС: Здравствуйте! Пишу вам, так как искал проповеди или любое мнение баптистов на тему хулы на Духа Святого, но, к сожалению, не нашёл. У меня стали ниоткуда лезть в голову навязчивые ругательные слова. Мне надоело с этим бороться, и я решил сесть и изучить этот вопрос. Изучая Евангелия я понял это так: хула на Святого Духа – это назвать действия Духа Святого, сделанные через Иисуса, действиями сатаны. Я вспомнил, что однажды мне пришла мысль, и я сказал «в Иисусе сатана». И теперь у меня нет нормального сна, я стал переживать, что я совершил непростительный грех. Будет ли хулой сказать в наше время, что в Иисусе сатана? Заранее благодарю за ответ. Андрей.
Слово «хула» в Библии – буквально означает “злоречие, поношение, злословие”. Грех хулы на Духа Святого – это, как Вы правильно заметили, когда человек называет действия Святого Духа сатанинскими.
Важно прояснить следующее:
Это не просто сомнения в божественном происхождении этих действий, а именно злословие, то есть, когда человек называет это злым делом и происходящим из злого источника. Сомневаться мы можем в чем угодно и это естественно для человека. Например, в Библии ясно сказано, что мы должны испытывать духов, от Бога ли они. То есть сомневаться – это нормально. Но для того, чтобы сделать окончательный вывод, нужно исследовать, изучать и испытывать.
Но даже при исследовании мы не застрахованы от ошибки. Бог видит наше искреннее сердце и если где-то мы ошибаемся в своих суждениях, Он снисходит к нам и в своё время наставит нас. Например, история обращения Савла, будущего апостола Павла, показывает, что он считал фактически Иисуса обманщиком и гнал Его последователей, но потом понял своё заблуждение и покаялся. Это не хула.
Что за грех такой «хула»? Кто может согрешить таким грехом?
Во-первых, такое может случиться только с христианином. Неверующий или ищущий человек не может так сказать, а если скажет, то о таких молитва Иисуса «Прости им Отче, ибо не знают, что творят!»
Во-вторых, такой грех может совершить только опытный христианин, знающий и переживший на себе силу Духа Святого. О них сказано:
Евр. 6:4-6 “Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему”.
В-третьих, такой грех нельзя совершить случайно, неосознанно. Фарисеи и книжники знали Писание и видели все доказательства, что Иисус – Мессия Божий, но из-за зависти и гордости воспротивились Ему. Только когда человек осознанно называет белое черным, а Духа Святого духом бесовским – это хула.
В-четвертых, если человек переживает, что возможно похулил Святого Духа и ему теперь нет прощения, то можно точно сказать, что он не согрешил этим грехом. Сожаление и печаль, которую он испытывает – это действие Святого Духа. Если в нём действует Дух Святой и даёт ему сожаление и покаяние, то возможно он и совершил какой-то грех, но точно не похулил Его. Почему? С нами сейчас непосредственно работает Дух Святой, как ипостась Троицы. Он обличает, наставляет и направляет нас к Богу. Когда мы испытываем желание идти к Богу, каяться, молиться – это всё результат работы Духа Святого. Когда мы отвергаем Его, хулим Его, то мы обрываем единственную ниточку, связывающую нас с Богом-Отцом и со Христом. Если же в нас есть проявления Его работы, значит и греха хулы нет.
И ещё. Как я понял, Андрей, из Вашего письма, что Вас посещают навязчивые мысли. Как правило, это не является результатом мыслительной деятельности самого человека. Это сила, действующая извне и угнетающая и подавляющая человека, заставляя сделать что-то неугодное Богу, чтобы отвратить его от пути спасения. Ваша борьба на уровне разума с внешней силой. Как правило, любой человек вполне способен справляться с внешними искушениями и приходящими мыслями, используя свою волю. Никакая сила не вправе внедряться внутрь нас и порабощать нас до тех пор, пока мы сами не откроем ей дверь. Если эта сила держит и владеет Вами, и Вы не в силах справляться с ней, то возможно, Вы когда-то дали ей место внутри Вас. Возможно, это определенная степень демонической зависимости и Вам нужно искать освобождения. Свободный человек свободен делать только то, что он выбирает и что он хочет.
Помните также, что навязав вам хульные мысли, эта же сила и будет потом Вас обвинять и внушать вам, что Вы теперь навсегда потеряны для Бога! Не верьте! Это ложь сатаны!
Я не знаю, являетесь ли Вы членом какой-либо церкви, но в любом случае советую Вам найти служителя, с кем Вы могли бы обсудить лично этот вопрос и получить помощь.
Святоотеческое раскрытие учения о грехе хулы на Духа Святаго
Из книги иеромонаха Арсения (Писарева) «Грех непрощаемый», изданной Сретенским монастырем в 2007 г. в серии «Кафедра».
Святитель Афанасий Великий
(293–373)
Архиепископ Александрийский, великий отец и учитель Церкви, особо прославился борьбой с арианством и твердой, непоколебимой верой. Он был признанным вождем борьбы за никейское Православие, за определения Первого Вселенского Собора и оставил множество богословских работ экзегетического, апологетического и аскетического характера.
Святой Афанасий Великий вместе с отцами Поместного Собора определил, что разделение Пресвятой Троицы, отделение Духа от сущности Христовой и объявление Его «тварью», то есть творением, является смертным грехом. Тот, кто исповедует учение, содержащее хулу на Духа Святаго, может быть принят в церковное общение лишь после публичного отвержения ложного учения.
Святитель Василий Великий
(330–379)
Архиепископ Кесарии Каппадокийской, Василий Великий — вселенский отец и учитель Церкви, борец с арианством, за что не раз подвергался гонениям. Им составлена литургия, дошедшая до наших дней. Он автор множества замечательных богословских трудов.
Как видно из приведенных цитат, святитель Василий относит к греху хулы на Духа Святаго и клевету на христианина из зависти к полученным им дарам Духа. Хула состоит в том, что человека, показывающего ревность в богоугодной жизни, вдруг, по одному лишь подозрению в гневливости и высокомерии, начинают считать тщеславным, возводят на него ложные обвинения. А если он за свою подвижническую жизнь [6] получил как награду от Святаго Духа какое-либо дарование, то объявляют это дарование действием бесовской силы. В этот страшный грех хулы могут впасть даже добрые христиане, пытающиеся поспешно делать о ком-либо заключения и выводы.
Святитель Иоанн Златоуст
(344–407)
Великий отец и учитель Церкви, архиепископ Константинопольский, святитель Иоанн Златоуст оставил после себя большое количество бесед и произведений экзегетического характера на многие книги Священного Писания. Он прославился своей борьбой за высокую нравственность всех христиан, и, в первую очередь, духовенства. Главным орудием этой борьбы были его проповеди, тоже дошедшие до нас. Святитель сократил чин литургии Василия Великого, и эта сокращенная литургия известна нам под именем литургии Иоанна Златоустого.
Обратим внимание на мысль святителя Иоанна Златоуста о том, что отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа Святаго, а также на дифференциацию наказаний, которые понесут виновные в этом грехе.
Преподобный Исидор Пелусиот
(… ок. 436)
Святой Исидор был насельником и пресвитером монастыря близ города Пелусии на реке Нил. Под влиянием своего учителя Иоанна Златоустаго он написал (по разным оценкам) от двух до десяти тысяч писем и поучений. Догматист, экзегет и философ, аскет и молитвенник, Исидор Пелусиот везде в своих поучениях во главу угла всегда ставил Священное Писание. Преподобный Исидор пользовался особым уважением многих епископов и императоров, которые приходили к нему в келью за благословением.
Святой подчеркивал, что хула на Духа Святаго через объявление Его нечистым духом — веельзевулом — это хула на саму Сущность Божию, так как Бог есть чистейший Дух, а также указывал главную причину непростительности этого греха: видимые всем дела, которые творит Святой Дух.
Преподобный Симеон Новый Богослов
(949–1022)
Выдающийся византийский богослов и поэт родился в знатной семье и рос при императорском дворе, но в двадцатилетнем возрасте, оставив мир, ушел в Студийский монастырь. Через одиннадцать лет он уже стал игуменом монастыря Святого Маманта в Константинополе. С 1005 года преподобный Симеон находился в ссылке в Малой Азии. В многочисленных богословских трудах ярко отразился его личный опыт умного делания — непрестанной Иисусовой молитвы.
В своем Слове 64 преподобный писал:
«О богохульстве. Кто говорит, что в нынешние времена невозможно получить Духа Святаго, и кто хулит действия Святаго Духа, говоря, что такия действия от диавола, тот вводит новую ересь в Церковь Божию.
Итак, вслед за Василием Великим преподобный Симеон относит к греху непростительной хулы приписывание благодатных даров Духа в подвижниках [14] действию бесов. Хулой является обвинение в бесовской прелести тех, кто сподобился в умной непрестанной молитве, после очищения от страстей, воздействия Божественного Духа.
Блаженный Феофилакт Болгарский
(… ок. 1107)
Архиепископ Охридский, блаженный Феофилакт не относится к числу святых, память которых празднуется общецерковно, но с древних времен пользовался славой отца и учителя Церкви.
Болгарский архиепископ из греков, Феофилакт начинал свое служение диаконом главного храма Византийской империи — Софии Константинопольской. Основной его обязанностью там было объяснять Священное Писание и писать поучительные слова от имени Вселенского Патриарха. Он оставил нам многочисленные богословские творения, большая часть которых — толкования Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
Толковое Евангелие блаженного Феофилакта — «Благовестник» — уже почти тысячу лет имеет самую широкую известность и авторитет во всем православном мире. В своей работе над «Благовестником» он опирался на труды святых отцов, прежде всего Иоанна Златоустого.
Давая толкования евангельским текстам, блаженный Феофилакт, конечно же, уделял внимание и фрагментам, связанным с учением о хуле на Духа Святаго. Ниже мы приводим его рассуждения.
К Евангелию от Матфея:
«Всякий другой грех имеет хотя малое извинение, например блуд, воровство, ибо мы ссылаемся обыкновенно на человеческую немощь и потому заслуживаем некоторое извинение. Но когда кто видит совершаемые Духом Святым чудеса и приписывает их демонам, тут-то какое может тот иметь извинение? Очевидно, он знает, что они происходят от Святаго Духа, но злонамеренно хулит их — как же он может быть прощен? Таким образом, когда иудеи видели, что Господь ел и пил, что Он общался с мытарями и блудницами и делал все прочее, свойственное Ему как Сыну Человеческому, и потом порицали Его как ядцу и винопийцу, то в этом они достойны извинения и в сем не потребуется от них покаяния, поелику они соблазнились, как им казалось, не без причины. Но когда видели, что Он творит и чудеса, и, однако, клеветали и хулили Святого Духа, называя это бесовским делом, как им отпустится этот грех, если не покаются? Итак, знай, что кто хулит Сына Человеческого, видя Его живущим по-человечески, и называет Его другом блудников, чревоугодником и винопийцею за то, что Христос так поступал, то такой человек, если и не покается, не даст в том ответа, он получит прощение, потому что под покровом плоти не предполагал в Нем Бога. Но кто хулит Святого Духа, то есть духовные дела Христовы, и называет их бесовскими, тот, если не покается, не будет прощен, поелику не имел никакой благовидной причины к хуле, как, например, тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников и мытарей. Это не отпустится ему ни здесь, ни там — но он будет наказан и здесь и там.
К Евангелию от Марка:
«То, что Господь говорит здесь, означает следующее: что люди, согрешающие во всем прочем, еще могут извиняться чем-нибудь и получить прощение по Божию снисхождению к слабости человеческой. Например, кои называли Господа ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, те получат прощение в этом. Но когда видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святого, то есть чудотворения, происходящие от Святого Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотию Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены как люди соблазнившиеся, а когда видели Его творящим дела Божии и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными?» [16]
К Евангелию от Луки:
«И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет. Это значит, что кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого Сына Человеческого, ядущего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а посему грех не вменяется ему. Ибо, естественно, он мог подумать: что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Посему того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком.
Блаженный Феофилакт Болгарский обращает главное внимание на то, что грех богохульства наказывается как в этой жизни, так и будущей, и без покаяния никогда не будет прощен.
Подводя итоги рассмотрения основных толкований святых отцов и учителей Церкви евангельского учения о хуле на Духа Святаго, можно сказать, что к этому смертному греху, подлежащему вечному осуждению и наказанию, они отнесли:
Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние.
«Грех непрощаемый. О грехе хулы на Духа Святого»
М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007.
[1] Афанасий Великий, свт. Творения: В 4 т. — Свято-Троицкая лавра, 1902–1903. Репринт: М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. 4. С. 441–443.
[2] Там же. Т. 3. С. 84, 86.
[3] Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов). — Т. 2. Киев: Типография Г. Т. Корчак-Новицкаго, 1892. С. 408.
[4] Василий Великий, свт. Духовные наставления. — М.: Изд-во Сретенского монастыря; Новая книга; Ковчег, 1998. С. 302–303.
[5] Василий Великий, свт. Творения: В 7 ч. — Троице-Сергиева лавра, 1900–1902. Ч. 5. Троице-Сергиева лавра, 1901. С. 295.
[6] Имеется в виду только подвижничество, признанное другими известными Церкви аскетами и молитвенниками.
[7] Василий Великий, свт. Творения: В 7 ч. Ч. 4. С. 331.
[8] Сокровищница духовной мудрости: Выписки из творений святых отцов, расположенные в соответствии с годовым кругом евангельских чтений / Сост. М. Нейгум, прот. — Свято-Троицкая Сергиевая лавра, 2001. С. 258, 202.
[9] Настольная книга священнослужителя: В 8 т. — М.: Изд. отдел Московского Патриархата, 1994. Т. 7. С. 659.
[10] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений: В 12 т. — СПб., Репринт: М.: Изд-во Свт. Иоанна Златоустого, 2000. Т. 7. Кн 1. С. 440–441.
[11] Сокровищница духовной мудрости. С. 202.
[12] Настольная книга священнослужителя. Т. 7. С. 659
[13] Симеон Новый Богослов, прп. Творения: В 4 т. — Афонский русский Пантелеимонов монастырь, 1890. Репринт: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. 2. С. 125–127.
[14] Речь идет о несомненных подвижниках благочестия, известных Церкви, а не о всех вообще лицах, именуемых таковыми.
[15] Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея // Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник: В 3 кн. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. Кн. 1. С. 116–117.
[17] Феофилакт Болгарский, блж.. Толкование на Евангелие от Луки // Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник: В 3 кн. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. С. 492–493.
[18] Речь идет о несомненных подвижниках благочестия, известных Церкви, а не о всех вообще лицах, именуемых таковыми.
[19] Полный Православный богословский энциклопедический словарь: В 2 т. Т. 2. — СПб.: Изд-во П.П. Сойкина, б. г. С. 1825–1826.
[20] Настольная книга священнослужителя. Т. 7. С. 659.
Сейчас, в дни, когда Церковь празднует сошествие Святого Духа на апостолов, будет уместно вспомнить о грозных словах Христа: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» (Мф.12:31-32) Что это за страшная угроза такая, и почему Третье Лицо Троицы вдруг предстает перед нами более обидчивым, чем Отец или Сын?
Поначалу фраза, вырванная из контекста, может показаться странной и даже излишне жестокой. Ну правда, Бог Любви, который сказал: «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис.1:18), — и вдруг говорит о грехе, которому нет прощения.
Еще большего тумана добавляют некоторые поверхностные пособия образца «В помощь кающемуся». Так, в одном из них содержание упомянутого греха «хулы на Духа Святого» расшифровывается следующим образом.
«Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие. Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину».
Безусловно, к сути указанного греха относится лишь последний, третий тезис. А вот понять, что есть «чрезмерное упование на милосердие Божье», право, несколько затруднительно. Скажем, благоразумный разбойник, попросивший на Кресте: «Помяни мя, Господи во Царствии Твоем!». — и немедленно получивший просимое, он что, тоже «Духа хулил»? Ведь до этого в его преступной жизни не было ни искры покаяния — и Церковь, желая подчеркнуть в рекомендуемых молитвах кающимся их крайнее смирение, сравнивает их как раз с данным разбойником. «Но яко разбойник молю Тя…».
Пожалуй, если что и может возникнуть в душе неискушенного верующего от мыслей о «губительности чрезмерного упования на милость Божью», — так это как раз упомянутое во втором тезисе «отчаяние». Которое способно довести человека если не до самоубийства, то до полного отказа от надежды на спасение. Дескать, поживу, наслаждаясь жизнью, пока можно — а там все равно ничего хорошего не будет.
Между тем, в грех хулы на Духа Святого сам Христос вкладывал вполне определенный смысл. Непосредственно в контексте евангельской истории — это очернение фарисеями творимых Им чудес. Которые объявлялись мнимыми «праведниками» выполняемыми «по воле князя бесовского», и так далее. В отличие от мнения простых современников Спасителя, мысливших гораздо более практично и правильно: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего».
Многие «продвинутые» христиане с умилением читают цитированные строки — но в упор не могут применить их к современности. Так, они с не меньшим умилением читают статьи и брошюры, где любое целительство объявляется богопротивной, антицерковной и сатанинской деятельностью. Спору нет, некоторые методы лечения — даже принятые в официальной медицине — и вправду явно берут свое начало в черной магии — как, например, терапия стволовыми клетками, взятыми у трупов убитых во время абортов детей. Или пересадка органов, вырезанных у похищенных для этого взрослых. Гипноз, как порабощение свободной человеческой воли, также вызывает сомнения.
Однако объявлять без предварительного разбирательства любого целителя «сатанистом» на основании лишь того, что тот не взял благословения у местного архиерея и не ведет монашеского образа жизни — это, право, сильно напоминает подход ветхозаветных фарисеев. На что большинство людей, не исключая и многих верующих, могут ответить чисто евангельскими словами: «Я не знаю, грешник ли Он — знаю лишь, что я раньше был слеп, а теперь вижу…» (Ин. 9:25).
Впрочем, и безотносительно к трактованию чудесных исцелений в нашей жизни, увы, хватает примеров указанной «хулы». Проявляется она каждый раз, когда мы, иногда из-за злости, иногда — по неведению, пытаемся объяснить нечто хорошее (а значит, происходящее под воздействием благодатных энергий Святого Духа) чем-то приземленно-плохим.
В качестве квинтэссенции подобного подхода можно привести строки из шуточной песни Тристана из музыкального фильма 70-х годов «Собака на сене».
Если вы на женщин слишком падки,
В прелестях ищите недостатки.
Станет сразу все намного проще:
Девушка стройна, мы скажем: мощи!
Умницу мы наречем уродкой,
Добрую объявим сумасбродкой.
Ласковая — стало быть, липучка,
Держит себя строго, значит злючка.
Назовем кокетливую шлюхой,
Скажем про веселую — под мухой.
Пухленькая: скоро лопнет с жиру.
Щедрую перекрестим в транжиру.
Ну, а бережлива? Окрестим в сквалыгу!
Если маленькая? Ростом с фигу!
Если рослая? Тогда верзила!
Через день, глядишь,
Через день, глядишь,
Через день, глядишь,
Впрочем, примеры откровенной лжи и клеветы в применении к лучшим проявлениям человеческих чувств и действий вышеуказанным не исчерпываются. Разве редко можно услышать: «Ага, подает милостыню, ходит в храм — значит, хочет показаться святошей»? «Она с ним встречается не потому, что любит, а хочет его квартиру захватить» (а любовь юноши объясняют исключительно «желанием секса»)? «Он идет в политику (медицину, образование, etc) только ради того, чтобы набить карман, а не ради помощи согражданам», и так далее? Увы, гораздо чаще, чем хотелось бы.
Но почему же грех хулы на Духа назван Господом «непростительным»? Тут все дело в «механизме» нашего спасения. Бог готов сотворить любое чудо, включая безграничную милость к любому, даже самому страшному грешнику, но для его успешного действия необходимо свободное согласие самого человека. К примеру, попадет описанный в Евангелии фарисей в рай — а там ему Христос скажет: «Приди в радость Отца Моего». И что с большой вероятностью ответит указанный «праведник», в земной жизни считавший Спасителя «прислужником бесов»? Разве что «отойди от меня, Сатана»! Как окажешь помощь тому, кто по неверию своему (или — по ложной вере) от этой помощи упорно отказывается, почитая истинную любовь за проявление ненависти?
Вот и получается, что хула на Святого Духа, его спасающую Благодать является самим тяжким грехом, не поддающимся исцелению даже Богом — потому что грешником отвергается сама возможность исцеления в принципе. Впрочем, как замечают Святые Отцы, если человек покается даже в такой хуле — Господь примет его покаяние. Что особенно актуально для нас, чересчур часто осуждающих ближних, клевещущих на лучшие движения их души. К счастью, «нет греха, способного победить милосердие Божье», главное — вовремя осознать всю его мерзость, попросив у Бога прощения.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.