хула что это означает слово

Словари

То, что порочит кого-либо или что-либо; резкое осуждение.

ХУЛА́, хулы, жен. (книжн.). То, что порочит кого-что-нибудь, осуждение, порицание. «Смутяся дерзостью безумцев и хулами, к Зевесу весь Олимп с мольбою приступил.» Крылов. «О ком слагаете вы сказки балагурные, и песни непристойные, и всякую хулу?» Некрасов. Изрыгать хулу.

Соседи устали слушать, как каждый вечер молодожены изливали хулу друг на друга.

Резкое осуждение, порочащие речи, брань.

Если кто-либо, заметишь, захочет побранить в «Новом времени» актеров, участвовавших в моей пьесе, попроси воздержаться от хулы. Чехов, Письмо Ал. П. Чехову, 24 ноября 1887.

Весь день, вплоть до вечера, кипятился Ежов, изрыгая хулу на людей, ненавистных ему. М. Горький, Фома Гордеев.

 сущ. уничижительный отзыв, злоречие; обвинение, осуждение (Матф. 12, 31, 32; сн. 1 Тим. 1, 19, 20).      (Марк. 7, 22).

(книжн. резкое осуждение, брань)

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

Н. А. Некрасов, «Блажен незлобивый поэт…»

хула́, хулы́, ху́л, хуле́, хула́м, хулу́, хуло́й, хуло́ю, хула́ми, хула́х

сущ., кол-во синонимов: 28

дерзновенная (Сологуб); презренная (Полежаев); черная (Рославлев)

хулитель. хулить. хулительный (# речи).

хаять. охаять. захаять.

очернительство. чернить. очернить.

поношение. поносить. устар: поносный. поносительный.

пасквиль. пасквилянт. пасквильный.

бросить камень в кого.

забросать [закидать] камнями [грязью].

бросать [кидать. забрасывать] грязью в кого.

обливать [поливать. сов/несов] грязью [помоями].

выливать помои на кого.

втоптать [затоптать. сов/несов] в грязь.

смешивать с грязью.

хули́ть, укр. хула́, хули́ти, др.-русск. хула, ст.-слав. хоула βλασφημία (Остром., Клоц., Супр.), хоулити βλασφημεῖν, κατηγορεῖν, ὑβρίζειν, болг. ху́ла «хула», ху́ля «хулю», сербохорв. ху̏ла, ху̏лити, ху̑ли̑м, др.-чеш. chúlost «стыд», chúlostivý «стыдливый, малодушный, слабый», слвц. сhúlit᾽ sа «свертываться калачиком», chúlostivý «чувствительный, робкий».

— Резкое осуждение, порочащие слова.

1. Обруч, который вращают на теле, руках, ногах и т.п.

2. Вращение такого обруча как элемент спортивно-циркового мастерства.

ху́ла-ху́п, ху́ла-ху́пы, ху́ла-ху́па, ху́ла-ху́пов, ху́ла-ху́пу, ху́ла-ху́пам, ху́ла-ху́пом, ху́ла-ху́пами, ху́ла-ху́пе, ху́ла-ху́пах

сущ., кол-во синонимов: 2

обруч, хулахуп, верчение

После восшествия в 1251 на великоханский престол хана Мункэ был отправлен на завоевание западных областей, фактически его назначение способствовало ограничению в западном регионе владений и власти потомков Джагатая, второго сына Чингисхана, владевшего наследственным улусом в Туркестане и части Средней Азии.

Хулагу выступил из Монголии в 1253, но только в начале 1256 перешел Амударью. Это было связано с множеством административных действий, необходимых для подготовки мощного западного похода, направленного, прежде всего, против исмаилитов (см. ИСМАИЛИТЫ) и владений багдадского халифа. Разгромив исмаилитов в 1256, захватив их горные крепости, в начале 1258 Хулагу разгромил армию арабского халифа и легко занял Багдад. Последний халиф Абассидов, Мустасим, был схвачен, зашит в кожаный мешок и растоптан копытами монгольской конницы. Такие казни, исключающие открытое пролитие крови, применялись монголами ко всем правителям и знатным лицам. Установив свою власть в пределах бывшего арабского халифата, Хулагу направил войска в Сирию. Ему удалось взять Халеб (см. ХАЛЕБ), но известие о смерти великого хана вынудило Хулагу вернуться в свои иранские владения, которые он начал активно укреплять. Оставленные им в Сирии войска были разгромлены и уничтожены. Хулагу удалось создать огромное независимое государство на западе монгольского улуса. Он принимает титул ильхана, что в дословном переводе можно понимать как племенной хан, или, как предлагает Бартольд (см. БАРТОЛЬД Василий Владимирович), «подчиненный хан», имея в виду существование эфемерной и лишь первоначально признававшейся зависимости между государством Хулагу и Великой монгольской ордой. Со временем политика Хулагу становится все более самостоятельной. Владея землями от Малой Азии, Средиземного моря до Амударьи и от юга Кавказа до Индийского океана, Хулагу стремится расширить их за счет владений наследников Джучи (см. ДЖУЧИ УЛУС). В 1262 на Кавказе он терпит поражение от хана Золотой Орды Берке (см. БЕРКЕ). В период правления Хулагу начала возрождаться городская и административная жизнь на всей территории его владений. Столичный центр, ставка Хулагу, размещается в окрестностях оз. Урмия, где создаются городские постройки, а в дальнейшем строится мавзолей самого Хулагу и его преемника Абаки. Хан Хулагу, умер в 1265 г., а его наследник продолжал активную военную внешнюю политику, утверждающую государство ильханов как одну из мощных политических сил на Ближнем Востоке во второй половине 13 в. Визирем у потомков Хулагу служил Рашид-ад-Дин (см. РАШИД АД-ДИН), создавший крупнейшую летопись правления монгольских династий, отражающую политическую жизнь азиатского мира вплоть до первого десятилетия 14 в.

— Внук Чингисхана, основатель династии ильханов.

Источник

Значение слова «хула»

хула что это означает слово. android bar znachenije. хула что это означает слово фото. хула что это означает слово-android bar znachenije. картинка хула что это означает слово. картинка android bar znachenije. То, что порочит кого-либо или что-либо; резкое осуждение.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Хула́ — резкое осуждение, порочащие слова.

Ху́ла — гавайский народный танец.

«Ху́ла» — немой черно-белый фильм 1927 года.

Ху́ла — озеро в Израиле.

Ху́ла — долина в Израиле.

Ху́ла (араб. الحولة‎) — небольшой город в сирийской мухафазе Хомс, известный по произошедшей 25-26 мая 2012 года бойне в Хуле.

Ху́ла (араб. حولا‎) — деревня в ливанской провинции Набатия.

ХУЛА’, ы́, ж. (книжн.). То, что порочит кого-что-н., осуждение, порицание. Смутяся дерзостью безумцев и хулами, к Зевесу весь Олимп с мольбою приступил. Крылов. О ком слагаете вы сказки балагурные, и песни непристойные, и всякую хулу? Некрасов. Изрыгать хулу.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

хула́ I

1. устар. книжн. резкое осуждение, порочащие слова ◆ Возводить хулу на кого-либо.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

хула́ II

1. этногр. гавайский танец, сопровождаемый песнопением меле

1. мужское и женское имя ◆ Моего друга зовут Хула. ◆ Мою подругу зовут Хула.

Делаем Карту слов лучше вместе

хула что это означает слово. USSR bot. хула что это означает слово фото. хула что это означает слово-USSR bot. картинка хула что это означает слово. картинка USSR bot. То, что порочит кого-либо или что-либо; резкое осуждение.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: разведочный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «Хула&raquo

Синонимы к слову «хула&raquo

Синонимы к слову «Хула&raquo

Предложения со словом «хула&raquo

Цитаты из русской классики со словом «хула»

Сочетаемость слова «хула&raquo

Понятия, связанные со словом «хула»

Афоризмы русских писателей со словом «хула&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «хула&raquo

Голубоватым пламенем горит остов давным-давно потерпевшего крушение корабля, и в отсветах женщины танцуют хулу, и раздаются варварские любовные клики певцов, поющих под звон укулеле и грохот тамтамов.

Лунными ночами, укрывшись в кустарнике, мы исподтишка подглядывали, как молчаливые мужчины незаконно травили рыбу в лагуне размолотыми плодами уму (utu), и также тайно из-под пальм наблюдали за танцем хулу (hulu) – его пикантные движения таинственным образом волновали даже невинных мальчишек.

Мало того, что там сидят какие-то люди, которые что-то делают – как минимум, систематически распространяют хулу на неприкосновенного лидера, так туда ещё постоянно приходя другие люди, что особенно невыносимо.

Источник

Хула что это означает слово

Смотреть что такое «хула» в других словарях:

хула — (1) 1. Позор, бесчестье: Уже снесеся хула на хвалу; уже тресну нужда на волю; уже връжеса дивь на землю. 25. Да аште сице сами о себѣ и о другыихъ печемыся, а не на человѣчьскую славу и на стыдѣние, нъ ону муку и хулу (ονειδος) помышляюште, и… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

Хула — Хула: В Викисловаре есть статья «хула» Хула резкое осуждение, порочащие слова. Хула гавайский народный танец … Википедия

хула — хула, хулы, хулы, хул, хуле, хулам, хулу, хулы, хулой, хулою, хулами, хуле, хулах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

хула — изрыгать хулу.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. хула брань, сквернословие, срамословие, осуждение, ругательства, чертыханье, порицание, лай, хаянье, ругань, руготня,… … Словарь синонимов

ХУЛА — ХУЛА, хулы, жен. (книжн.). То, что порочит кого что нибудь, осуждение, порицание. «Смутяся дерзостью безумцев и хулами, к Зевесу весь Олимп с мольбою приступил.» Крылов. «О ком слагаете вы сказки балагурные, и песни непристойные, и всякую хулу?»… … Толковый словарь Ушакова

ХУЛА — ХУЛА, ы, жен. (устар. и книжн.). Резкое осуждение, порочащие слова. Изрыгать хулу на кого н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

хула́ — хула, ы; мн. хулы, ам … Русское словесное ударение

Хула — ж. разг. То, что порочит кого либо или что либо; резкое осуждение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Между переговоромъ и хулою великое различіе,
понеже переговоръ разделенія въ разуме не знаетъ;
а хула всегда злобствуетъ и клевещетъ на него
С. С. Волчков (переводчик). Граціанъ. Придворной челов;къ (1742)

1) Существующая этимология

Этимология (автор не указан, сокращен. М. Фасмер?)

Происходит от праслав., от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. хула, ст.-слав. хоула (греч. vlasfima богохульство), хоулити (vlasfimein, katigorein, yvrizein), укр. хула, хулити, болг. хула «хула», хуля «хулю», сербохорв. хула, хулити, хулим, др.-чешск. chlost «стыд», chlostivy «стыдливый, малодушный, слабый», словацк. сhulit sа «свертываться калачиком», chulostivy «чувствительный, робкий». Вероятно, связано чередованием гласных с хилый, хинить «хулить». Сближение с «хвала» опирается на белор. хула «порицание».

б) Этимологический словарь Макса Фасмера

Недостоверно сравнение с гот. bisauljan «осквернять», bisaulnan «оскверняться», вопреки Маценауэру (LF 7, 224; 8, 4), Бецценбергеру (ВВ 22, 479), Эндзелину (СБЭ 71), Педерсену (IF 5, 63 и сл.). Ввиду разницы в знач. невероятно заимствование слав. *хuliti из гот. holon «обманывать», д.-в.-н. huolian – то же, вопреки Мейе (Et. 252; см. Бернекер, там же; Кипарский 34 и сл.). Сближение с хвала (Ильинский, ИОРЯС 20, 4, 179 и сл.; 23, I, 106 и сл.) опирается на блр. хула «порицание» (Карский, Белорусы 2, I, 106). Кипарский (там же) ставит вопрос о возможности объединения обеих групп слов под общим знач. «говорить» и сравнивает это слово с др.-исл. skvala «громко говорить, кричать», hvellr «звонкий», греч. «щенок», что тоже остается недостоверным, точно так же, как и попытки объяснить *хulа, *хuliti как экспрессивное преобразование *kudla, связанного с кудить (см.); см. Махек, Studiе 99; «Slavia», I, 213 и сл.

в) Исторический словарь; http://slovariki.org/istoriceskij-slovar/53323

Евр. хилуль, каала. Хула или поношение имени Бога наказывалось смертью (Лев. 24:10 и дал.). За «хулу» приговорили к смерти Иисуса Христа и Стефана Хула на Духа Святого состояла в том, что чудеса Иисуса, сотворенные «перстом Божиим» и силою Святого Духа, приписывали силе и действию сатаны (Мат. 12:31 и дал-; Map. 3:28 и дач.; Лук. 12:10 и дал.).

2) Применение термина в русском языке

Национальный корпус русского языка
Терминология «хула, хуление» применялась в переводах Библии, богослужебной литературе и в светских переводах и актах с момента возникновения письменного русского языка.

* Изборник (1076 г.): «таковы мысли нъ гли (глаголи) диавол;: хоула тв на главе твои диаволе.

* Библия. Ефесянам: «31 Всяка горесть, и гневъ, и ярость, и кличь, и хула да возмется у васъ, со всякою ѕлобою».

* Я. П. Козельский. Философические предложения, сочиненные надворным советником и правительствующего сената секретарем Яковом Козельским в Санкт-Петербурге 1768 года (1768): «хула, слава и стыд, то такой недостаток называется подлость. … Хула есть рассказывание несовершенств».

* Д. И. Фонвизин. К П. И. Панину (1763-1774): «Впрочем, хула невежд, которыми свет столько изобилует, не может оскорблять истинных достоинств, равно как и похвала от невежд цены оным не прибавляет».

3) Обобщение и вывод

Терминология «хула» употреблялась в ранней древнерусской литературе в переводах Библии и богослужебной литературе. Данный факт совершенно не значит, что термин имеет «праславянское» происхождение, а наоборот, указывает на возникновение иудеохристианского культурного (точнее идеологического) пространства основанного на образах и терминологии Библии.

«Праславяне» и славяне (родоплеменные объединения) не оставили нам своего языка, нет логико-исторического и лексического основания (лексикона), на которое можно было бы опереться в исследованиях. Археология показывает примитивность славянского общества, ремесло на раннем уровне развития, религия примитивна, торговые отношения не развиты и т.д., а если нет ремесла и объединяющей религии, то откуда взяться философии.
А вот иврит на берегах Волги, Днепра и Дона был, первый письменный документ, вышедший из Киева (Киевское письмо) – написан на иврите и найден в хранилище синагоги в Египте. Его датируют примерно 950 годом (время кн. Ольги), содержание – просьба-поручительство киевской еврейской общины о безвозмездной ссуде еврею задолжавшему кредиторам (власти?).

См. Википедия, Киевское письмо
https://ru.wikipedia.org/wiki/

Целесообразно рассмотреть термин «хула» и его производные в связи с библейскими образами и терминологией иврита, тем более что исследователи не используют сакральный иврит для объяснения «национальной» терминологии. Еврейский Бог есть – языка Бога нет, искусственный разрыв общего культурного пространства, связанный с политическими и экономическими интересами-амбициями территориальных элит средневековья.

4) Терминология иврита и библейский образ

* ХУЛА, ХУЛИТЬ = корень иврита Х.Л.Л.: быть осквернённым, быть нечистым, быть в общем употреблении; осквернять; прич. осквернённый; позволять осквернять; нарушать (обещание, клятву) и т.д.

См. стронг 2490, Х.Л.Л., ХАЛАЛ

* ХУЛА = ивр. ХУЛАЛ был осквернён (форма от Х.Л.Л.).

* Производные формы термина

Ивр. ХИЛЕЛ осквернять, нарушать. Ивр. ХИЛУЛ осквернение, профанация, бесчестие, поругание; святотатство.

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, О.Н. Штенберг, Вильно, 1878 г.: http://greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_144.htm

б) Библейский образ

* Исаия 23:9: «Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить (Х.Л.Л., ХАЛЕЛ) надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли».

* Иеремия 16:18: «И воздам им прежде всего за неправду их и за сугубый грех их, потому что осквернили (Х.Л.Л., землю Мою, трупами гнусных своих и мерзостями своими наполнили наследие Мое».

* Иезекииль 36:23: «И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили (Х.Л.Л.) его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их».

Таким образом, произведя элементарную логическую операцию сравнения терминологии и образов, мы установили тождество русского слова-понятия ХУЛА с библейскими образами и термином Х.Л.Л. (ХУЛАЛ).

Очевидно, что технически всё это можно было проделать и в XIX веке, литературы и интеллектуалов в европейском обществе было предостаточно. Однако, историческую терминологию и топонимику «увели» в санскрит, в индоевропеистику и в «праязыки», там она находится до сих пор. Результат – нулевой, по-прежнему «национальное слово» невозможно объяснить «национальным языком», философия слова отсутствует, вместо неё пытаются играть на национальном тщеславии, выдумывая фантастические языческие образы.
Библия, за века церковного воспитания и обучения поколений заложена в наше сознание и естественно в язык, обыденную речь, мы «автоматически» оцениваем поступки, деяния свои и чужие, используя библейские образы.

Вероятно, надо осознать, что организованное и процветающее общество строится на общепринятой разумной идеологии (религии), а не на принципах капитализма (грабь всех и всё, блага и достаток только своим).

Источник

Остерегайтесь хулы, воистину, хула хуже прелюбодеяния

хула что это означает слово. spletni grehovno001. хула что это означает слово фото. хула что это означает слово-spletni grehovno001. картинка хула что это означает слово. картинка spletni grehovno001. То, что порочит кого-либо или что-либо; резкое осуждение.

Лекция № 11.

Темя сегодняшнего урока – сплетни и хула. Что такое хула? Хула – это когда человек го-ворит за спиной другого о тех его недостатках или о каких-то его дефектах, проступках, о которых, если бы он был рядом, ему было бы очень неприятно слышать.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

الغيبة ذكرك أخاك بما يكره

«Хула – это говорить о твоём брате то, что ему неприятно».

То есть, говорить о твоём брате в его отсутствие то, что ему неприятно. Это могут быть его какие-то физические недостатки, проступки, дурные наклонности его характера. То есть всё то, что ему было бы неприятно услышать. Рассказывать о человеке, говорить о его недостатках в его отсутствие – это и есть хула.

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что хула это вспоминать твоего брата тем, что ему неприятно в его отсутствие, у него спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), а что, если то, о чём я говорю о нём за спиною, действительно присутствует в нём?» На это Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Если в нём действительно присутствует то, о чём ты говоришь, то это и есть хула, а если те недостатки, то, о чём ты говоришь за его спиною, нет в нём или он не причастен к ним, то это клевета».

Клевета по своей тяжести намного тяжелее и хуже перед Всевышним Аллахом, чем хула.

Что касается сплетен. Сплетни – это распространение ложной информации с целью раздора, чтобы поссорить двух людей, внести смуту между двумя родами и т.д.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إن أبغضكم إلى الله عز وجل المشاؤون بالنميمة المفرقون بين الإخوان

«Воистину, более всего Всевышний Аллах гневается на тех среди вас, которые распространяют сплетни, тем самым ссоря между собой братьев».

Естественно, сплетни тоже по своей тяжести являются худшим грехом, чем хула. В чём заключается опасность хулы и сплетен? Это и так тяжкий грех. Но для человека, который стал на путь познания Всевышнего Аллаха, который поставил перед собой цель дойди до познания Творца, до уровня высоких состояний, где ощущается присутствие Всевышнего Аллаха, ему тем более нужно избавиться от таких качеств. Для духовного путника, в котором присутствуют эти качества, в этом чертоге дверь закрыта. Он не сможет подойти к территории высоких состояний, состояний ощущения божественного присутствия.

Хула, сплетни, клевета – это духовная нечисть. У человека, на одежде которого есть нечистоты, молитва не будет принята, она будет считаться недействительной. То есть чистота тела и одежды – это условия полноценности намаза. Так же, как невозможно совершать намаз в грязной одежде, на которой есть нечистоты, никогда невозможно и переступить порог Божественного присутствия, порог, где человек будет ощущать высокие состояния, если он будет страдать такими качествами, как хула, сплетни и клевета.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

Смысл: «Обрёл великое счастье тот, кого Всевышний Аллах очистил».

Невозможно достичь никого блага и успеха духовного пути тому путнику, если в нём будут эти качества.

Чем чреваты хула и сплетни? Хула и сплетни – очень большой барьер и завеса на пути к познанию Всевышнего Аллаха. Поэтому люди, познавшие Всевышнего Аллаха, очень сильно предостерегали своих учеников от таких пороков, как сплетни и хула. Если человек, в особенности тот, кто стал на путь совершенства, очищения своего эго и познания Всевышнего Аллаха, позволяет себе кого-то хулить или сплетничать (не дай Аллах), то он очень скоро подвергнет себя гневу Всевышнего Аллаха, станет ненавистен перед Всевышним, он сделает тщётными все свои поступки.

Представьте себе такую ситуацию для примера. Когда человек совершает какой-то про-ступок или грех и, особенно, если он, как правило, себе не позволяет грехов, старается их избегать и не совершать, и в какой-то момент по предопределению Всевышнего Аллаха он совершил проступок, то нельзя торопиться хулить и осуждать его. Почему? Потому что, когда человек совершает поклонение, духовно развивается, он в некоторой степени начинает полагать, что он праведный, что он теперь достиг определённой степени, у него возникает некое чувство гордыни, превосходство перед другими. А это состояние не приемлемо для познания Всевышнего Аллаха, это состояние не похвально. И тогда, чтобы этого человека как бы осадить, немного сломить его и привести в состояния скромности, Всевышний Аллах делает так, чтобы он допустил какой-то грех. И тогда грех, который он совершил, начинает его преследовать, он ощущает тяжёлую горечь, осадок, и такого человека осуждать, упрекать за этот грех недопустимо. Почему? Потому что Всевышний Аллах таким образом этого человека лечит в какой-то степени.

Никогда нельзя торопиться осуждать людей, обсуждать и порицать их и т.д. Возможно это некий трамплин, совершение греха – это вроде того, что человек споткнулся, чтобы встать и потом продолжить свой путь вверх.

Ибн Атаиллах (кудиса сирруху) говорил:

معصية أورثت ذلاً وانكساراً خير من طاعة أورثت عزاً واستكباراً

«То ослушание Аллаха, за которым последовало унижение человека и состояние сломленности, это состояние намного лучше, чем когда человек совершает какое-то поклонение и за этим поклонением следует ощущение гордости, чувство бахвальства, себялюбие».

До нас дошло от Посланника (мир ему и благословение) и от наших праведных предков, духовных наставников очень много высказываний по поводу хулы и сплетен. И эти высказывания должны послужить нам очень сильным предостережением от того, чтобы вовлечься в этот порок.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

بحسب امرئ من الشر أن يحقر أخاه المسلم، كل المسلم على المسلم حرام: دمه وماله وعرضه

«Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина неприкосновенными являются жизнь, кровь, имущество и честь другого мусульманина!»

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إياكم والغيبة ، فإن الغيبة أشد من الزنا

«Остерегайтесь хулы, воистину, хула хуже прелюбодеяния».

Обратите внимание, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит, что хула ху-же прелюбодеяния. Воистину, человек, который совершает прелюбодеяние, вскоре может раскаяться перед Всевышним Аллахом и Аллах примет его раскаяние. Что касается хулителя, то Аллах его не простит до тех пор, пока не простит его тот, кто стал объектом его хулы.

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

لا يدخل الجنة نمام

«Никогда не войдет в Рай сплетник».

Также Посланник Аллах (мир ему и благословение) отмечал: «Не сообщить ли мне вам о наихудших рабах Аллаха?» Сподвижники сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение) сказал:

المشاؤون بالنميمة المفرقون بين المفرّقونَ بين الأحبّة المبتغونَ للبراء المَعايِبِ

«Это те, кто распространяют сплетни, тем самым вводя в смуту и ссоря людей, и те, кто старается обвинить в чём-то совершенно невиновных людей».

Пророк (мир ему и благословение) сказал по поводу хулы и сплетен:

من ألقى جلباب الحياء فلا غيبة له

«Говорить правду о бессовестном человеке не является злословием».

То есть, из того, что мы уже рассказали о хуле, может возникнуть вопрос: а где та граница, где можно говорить о человеке, о его постыдных делах, и когда нельзя об этом говорить? Одним из серьёзных критериев является такой факт, когда человек, после совершения постыдных дел, стыдится о том, чтобы об этом узнали люди. Если человек стыдится своих грехов, старается скрыть от людей то, что он творит, он как бы накидывает на себя накидку стыда, то хулить этого человека недопустимо.

Один из праведников сказал:

مثل الذين يغتابون الناس كمن نصب منجنيقا يرمي به حسناته شرقا وغربا

«Люди, которые постоянно заняты хулой, подобны тем, которые установили катапульту, на чашу которой ставят свои благие дела и разбрасывают их на запад и на восток».

Это значит, что человек, который позволяет себе хулить другого, тем самым он отдает последнему хорошие поступки, которые сам совершал. Вот чем опасна хула. Мы лишаемся тех благих поступков, эти поступки уходят на счёт того человека, который стал объектом вашей хулы.

У ас-Саврий спросили о хадисе Пророка (мир ему и благословение) и о его значении:

إِنَّ اللَّهَ يُبْغِضُ أَهْلَ الْبَيْتِ اللَّحْمِيِّينَ

«Всевышний Аллах гневается на обитателей дома, которые являются любителями мяса». Имеется в виду та семья, которая позволяет себе хулить других людей, и тем самым поедая их плоть.

В Коране есть аят, где говорится, что хула сродни поеданию плоти мертвого человека. Как вам будет неприятно есть плоть умершего человека, так же хула является недопустимым грехом.

Хасану аль-Басри сообщили, что некто из людей похулил его. Тогда Хасан аль-Басри тут же взял и наполнил поднос финиками и попросил этого человека передать ему этот поднос в качестве благодарности за то, что он отдал ему свои благие деяния.

Когда у Ибн Мубарака спросили о хуле, он сказал: «Если бы я позволил себе хулить кого-то, то это были бы мои родители, ибо они больше, чем кто-либо другой, заслуживают того, чтобы я им отдавал свои благодеяния».

Ибн Атаиллах (кудиса сирруху) сказал: «Если вы хотите испытать ум человека, понять, насколько он умный, то обратите внимание на то, как он относится к случаю, когда, например, если ему рассказывают о ком-либо, и его внимание привлекают его недостатки, и он начинает на этих недостатках останавливаться, начинает смаковать недостатки этого человека. В таком случае знайте, что это человек, внутренний мир которого разрушен».

Нельзя допускать, чтобы ваше внимание привлекали недостатки людей. Объектом нашего внимания должны быть наши недостатки, пороки и проступки.

И Ибн Атаиллх добавил: «Воистину, верующий старается сохранить честь своего брата-мусульманина».

Если человеку рассказывают о ком-то, о его недостатках, то он должен тут же пресечь разговор и защищать честь того человека, о котором идёт речь. Один из арабских поэтов сказал:

جراحات السنان لها إلتئام و لا يلتام ما جرح اللسان

«Раны, нанесённые зубами, быстро рубцуются,

Однако не заживут те раны, нанесенные языком».

Подытоживая эту часть урока, хочу обратить ваше внимание на следующее. Вы просто представьте, насколько высока исламская мораль, нравственность, и насколько серьёзным грехом является обсуждение каких-то недостатков других людей. Представьте себе общество, которое лишено этого порока.

На самом деле, очень многие люди, и религиозные, и нерелигиозные, страдают этой болезнью. Потому что эго человека приятно говорить о недостатках другого, тем самым считая, что ты выше них, лучше них, что ты не допускаешь тех проступков, которые допускают они.

Дай Аллах, чтобы объектом нашего внимания были наши недостатки, проступки и грехи, которые мы совершаем. Это наша работа и то, над чем нужно работать. И поверьте, в душе найдутся такие недостатки и пороки, которые, если задумываться о них, у нас не будет времени задумываться о недостатках других людей. Дай Аллах, чтобы мы проделали на этом пути большую работу и достигли того состояния, которым доволен Всевышний Аллах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *