хула что это в исламе

Войдите в ОК

Khula’: определения и как выполняется

Вопрос #14569 : Срок Идда для женщины, разведенной посредством khula’ и ее возвращение к мужу
Если жена просит у мужа о разводе khula и он соглашается, как долго ей необходимо ждать? И могут ли они обратно сойтись?
Ответ
Вся хвала Аллаху.
«Если женщина была разведена разводом khula’ беременна, то ее идда (срок ожидания) длится пока она не родит, согласно единогласному мнению ученых» Al-Mughni, 11/227.
Но если она не беременна, то ученые разногласят относительно ее идда (срока ожидания). Большинство ученых сказали, что ей следует ждать три месячных цикла, по причине общего смысла аята (перевод смысла):
«Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций» (2:228)
Но правильным мнением является то, что достаточно женщине разведенной посредством khula’ ждать один менструальный цикл, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал жене Сабита ибн Кайса, когда она развелась с ним посредством khula’, чтобы она соблюдала идда в течении одного менструального цикла. (Тирмизи 1185, оценен как сахих шейхом Албании в Сахих аль Тирмизи, 946).
Этот хадис относится именно к khula’, в то время как аят говорит об обычном разводе. Но если она будет соблюдать идда в течении трех месяцев, то это будет более совершенным и она будет на безопасной стороне, и избежит таким образом разногласий ученых, так как некоторые ученые говорили, что она должна ждать три менструальных цикла, основываясь на процитированном аяте.
Fataawa al-Talaaq by Shaykh Ibn Baaz, 1/286.
И нет проблем, если они возобновят свой брачный контракт. Смотрите вопрос 10140.

Развод с выкупом (Хуль’)

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

После такого расторжения брака (хуль’) муж уже не имеет на жену никаких прав, в отличие от того, когда он дает ей обычный развод.

Хуль’ не входит в число обычных разводов, и если муж дал своей жене до этого уже 2 полноценных развода, после чего возвращал ее, а затем они расторгли брак через хуль’, то впоследствии он может еще на ней жениться с выполнением условий обычного никаха, и у него при этом есть право только на один единственный, последний 3-й развод.

Также разница в том, что при обычном разводе муж может вернуть ее в течении срока ее идды (три периода месячных) и ее согласие при этом не требуется. Тогда как чтобы вернуть ту, которой дали хуль’, необходимо ее согласие и новый никах со всеми его условиями.

Также различие хуль’ и таляк в том, что таляк дается в период ее чистоты не имея при этом близости с ней в этот период чистоты, тогда как хуль’ можно сделать и во время месячных, и после совокупления в период ее чистоты.

Так же при обычном разводе она остается его женой пока не закончится ее срок идды, который она выжидает у него дома, обязана слушаться его, может не прикрываться перед ним, оставаться наедине и так далее, все то, что она могла делать будучи его женой, кроме самого полового акта. Однако это только в том случае, когда это такой развод, при котором муж еще может вернуть её, то есть это либо первый, либо второй развод. Если же развод третий, то муж не обязан уже ее содержать, а срок идды она выжидает у себя дома. Суть этого выжидания в том, чтобы убедиться что она не беременна.

Хуль’ похож на третий развод. То есть муж не может ее вернуть во время срока ее идды. Так же он не обязан ее содержать, не может уединяться с ней.

Также разница между третим разводом (байнуна кубра) и хуль’ (байнуна сугъра) в сроке идды. При третьем разводе это три периода месячных, так как это общее положение при разводе, а при хуль’ достаточно одного периода, во-первых потому что это не развод, а во-вторых есть хадис подтверждающий это. Смысл этого выжидания не в том, что муж ее может вернуть в течении этого срока, а в том, чтобы выяснилось беременна она или нет, и если она очистится от месячных, то может выходить замуж.

Если же женщина беременна, то ее идда (и при обычном разводе, и при хуль’, и при смерти мужа) заканчивается с рождением ребенка, независимо от того родила она через несколько дней или же несколько лет и муж обязан обеспечивать ее пропитанием, пока она не родит, а когда родит, должен обеспечивать ребенка всем необходимым.

Это основные отличия, которые мне известны.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Допустимые причины для развода-хула

Вопрос: Допустимо ли для жены просить развода-хула, даже если муж не согласиться на это? Не могли бы вы назвать несколько причин (из-за которых можно просить развод-хула)?

Ответ: Хвала Аллаху

Я задал этот вопрос шейху Абдулле ибн Абдурахману ибн Джибрину и он ответил следующее:

— Если женщине не нравится, как муж обращается с ней, например, он слишком строг, вспыльчив, легко впадает в ярость, часто злиться, критикует или порицает ее за малейшую ошибку или недостаток, то она имеет право просить развод-хула (развод по инициативе женщины).

— Если ей не нравится его внешность из-за какого-то физического дефекта или уродства, то она имеет право просить развод-хула.

— Если муж лишает жену ее прав, т.е. не тратит деньги на ее содержание, одежду и другие необходимые нужды, хотя имеет на это возможность, то она имеет право просить развод-хула.

— Если муж не выполняет супружеские обязанности, потому что страдает импотенцией, или жена не привлекает его, или он предпочитает кого-то другого, или он несправедливо делит время между женами, то она имеет право просить развод-хула.

Источник

Хула хуже, чем прелюбодеяние

хула что это в исламе. 2973 1. хула что это в исламе фото. хула что это в исламе-2973 1. картинка хула что это в исламе. картинка 2973 1. Khula’: определения и как выполняется

1.Сущность хулы и сплетен

Знай, да одарит Аллах тебя Своей помощью, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хула (гиба) – это упоминание тобой человека словом, которое ему не нравится». Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), а если то, что я говорю, действительно есть в человеке?», он ответил: «Если то, что ты говоришь, присуще ему, то ты совершил хулу, а если оное отсутствует в нём, то ты возвёл на человека клевету». (Клевета, наговор или поклёп (бухтан) – это великий грех, который по своей тяжести хуже, чем хула (гиба)).

Что же касается сплетен (намима), то это распространение информации между людьми, вызывающей смуту и раздор. Пречистый шариат строго запретил сплетни, ибо Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Наиболее ненавистные из вас Всемогущему и Великому Аллаху те, кто распространяют сплетни, тем самым вносят раздор и смуту (фитна) среди людей».

2. Опасность хулы и сплетен

Поистине, хула и сплетни – порицаемые качества. Это духовная скверна, при наличии которой человеку невозможно приблизиться к Всевышнему Аллаху, подобно тому как невозможно приблизиться к Нему при наличии физической нечистоты в совершении поклонения. И чтобы обрести спасение и довольство Аллаха, мюриду, вступившему на путь познания Господа, крайне необходимо избавиться от порицаемых качеств.

Об этом Всевышний Аллах сказал: (смысл)

«Обрёл великое счастье тот, кого Всевышний Аллах очистил».

Поистине, хула и сплетни – это одно из самых опасных препятствий, которое не даёт мюриду достичь довольство Всевышнего Аллаха. Учёные-богословы обращают особое внимание на то, что хула, замечание недостатков людей и унижение их достоинства вызовет гнев Создателя на мюрида, делая все деяния раба тщетными.

Именно поэтому наставники тариката (муршиды) предостерегают от распространения слухов о проступках своих братьев. Ведь, возможно, что совершённый мюридом осуждаемый проступок был предопределён Всевышним Аллахом для того, чтобы заполнить брешь в религии этого раба, возникшую из-за самодовольства или высокомерия. И, быть может, благодаря искреннему покаянию в содеянном мюрид достигнет совершенства.

Это подтверждают и слова Ибн Атаиллаха (да будет свята его душа):

«Ослушание, которое привело к смиренности и состоянию надломленности нафса, лучше, чем поклонение, вызывающее у человека чувства горделивости и высокомерия».

3.Высказывания о хуле и сплетнях

От приближённых рабов Аллаха до нас дошли ценные высказывания, предостерегающие и разъясняющие мюриду весь вред, опасность и мерзость хулы. Вот некоторые из этих высказываний, дабы беспечный опомнился, а невежественный знал:

1. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Из всего вреда человеку достаточно будет уже того, что он презирает и унижает своего брата по вере. Потому как мусульманин является неприкосновенным: его кровь, имущество и честь!».

2. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Остерегайтесь хулы, воистину, она хуже прелюбодеяния (зина). Ведь человек, совершивший прелюбодеяние, вскоре может раскаяться перед Всевышним, и Аллах, Пречист Он и Велик, может принять его раскаяние. А что касается сплетника, то Аллах не простит его до тех пор, пока не простит тот, кого он порицал».

3. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Сплетник не войдёт в Рай».

4. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Не сообщить ли мне вам о наихудших рабах Аллаха?». Сподвижники ответили: «Да, о Посланник Аллаха». Тогда он сказал: «Это люди, распространяющие сплетни, сеющие раздор между любящими друг друга и обвиняющие невиновных».

5. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Говорить правду о бессовестном человеке (открыто предающемся большим грехам) не является злословием».

6. Он также говорил: «Сказать правду о нечестивце (явно совершающем тяжкие грехи) не является хулой».

7. Один из праведников отмечал: «Тот, кто возводит хулу на людей, подобен тому, кто установил катапульту и разбрасывает посредством неё свои благие дела на запад и восток».

8. У Суфьяна ас-Саври (да будет доволен им Аллах) спросили о смысле хадиса Пророка (мир ему и благословение): «Всевышний Аллах гневается на обитателей дома, которые являются любителями мяса». Он разъяснил эти слова следующим образом: «Это те, кто позволяют себе возводить хулу на других людей, тем самым поедая их плоть».

9. Хасану аль-Басри (да будет свята его душа) сообщили: «Некто из людей плохо отзывался о тебе». Тогда праведник отправил хулителю поднос со сладостями, передав следующие слова: «Мне стало известно, что ты подарил мне свои хорошие деяния, поэтому я решил отблагодарить тебя тем, чем смог».

10. Когда при Ибн Мубараке (да будет свята его душа) упомянули о хуле, то он сказал: «Если бы я позволил себе хулить кого-то, то это были бы мои родители, ибо они больше всех заслуживают того, чтобы я им отдавал свои благодеяния».

11. Имам Ибн Атаиллах (да будет свята его душа) сказал: «Если ты хочешь испытать разум человека, то обрати внимание на то, как он поведёт себя при упоминании кого-либо. Так, если обнаружишь, что его привлекают недостатки, о которых он говорит примерно так: «Да оставь его, он сделал то-то и то-то плохое», то знай, что у такого человека отсутствуют знания и внутренний мир его погублен. Потому как верующий должен стараться сохранять честь своего брата по вере.

12. Один из арабских поэтов сказал:

«Быстро заживают раны от ножа,

А порез от слова – рана навсегда».

4.Как поступить если совершил хулу

Знайте, тому, кто совершил хулу необходимо прочесть суры «аль-Фатиха», «аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас» и отдать своё вознаграждение за прочитанное тому, кого он порицал. К одному из праведников во сне пришёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение) с подобным наставлением.

Праведник рассказывал: «Поистине, в Судный день человек встанет перед Всевышним Аллахом с грехом за хулу и вознаграждением за чтение этих сур и мы надеемся, что это вознаграждение и станет неким возмещением за содеянное».

Мудрому человеку не следует расстраиваться из-за возведённой на него хулы. Ведь тому, кто стал объектом хулы, Аллах прощает половину его грехов.

Мюриду не подобает дружить с теми, кто хвалит свои деяния и при этом порицает суфиев. Воистину, нафс и внутренний мир таких людей погублены, так об этом говорили праведные люди.

Да и вообще, ставшему свидетелем возведения хулы в адрес отсутствующего брата по вере, нельзя оставаться равнодушным. Напротив, необходимо поддержать и защитить порицаемого людьми человека, потому что в этом случае молчание – это тоже унижение брата-мусульманина. Ведь одной из основных обязанностей мусульманина является защита брата по вере от сплетен и хулы.

Яхъя бин Муаз ар-Рази (да будет свята его душа) сказал: «Пусть от тебя долей для мусульманина будет три особенности: если ты не можешь принести ему пользу, то хотя бы не навреди; если ты не можешь обрадовать его, то хотя бы не огорчай, и если ты не можешь похвалить его, то хотя бы не порицай».

Рассказывают, что однажды Ибрахим ибн Адхам (да будет свята его душа) пришёл по приглашению людей на угощение и там услышал, как некто из гостей сказал об одном из приглашённых такие слова: «Он тучный человек и поэтому идёт медленно». Услышав это, Ибрахим ибн Адхам (да будет свята его душа) тут же покинул этот дом и три дня ничего не ел. По истечении времени он сказал: «Я никогда не присутствую там, где кто-то позволяет себе хулить верующего».

В другой же раз Ибн Адхам (да будет свята его душа) сам пригласил людей к себе в гости. И когда все приступили к трапезе, то некоторые приглашённые начали кого-то хулить. Тогда Ибрахим ибн Адхам (да будет свята его душа) сказал: «Народы, которые жили до нас, сначала ели хлеб, а потом мясо. Что же касается вас, то вы сначала едите мясо (В Коране Всевышний Аллах уподобил занимающегося хулой поедающему плоть своего брата, указывая на мерзость этого греха. Это и подразумевает Ибрахим ибн Адхам – Ред.) и только потом хлеб». После чего он отказался принимать пищу вместе с ними.

Одной из добрых традиций всех праведников было отвечать за братьев по вере, если они становились объектом хулы. Стремящиеся к довольству Аллаха не допускали никаких упрёков в адрес братьев по вере до тех пор, пока находили хоть какое-нибудь оправдание их поступкам. К примеру, если кто-то говорил в адрес ученых-богословов или суфиев такие слова: «Какой же он горделивый человек! Никогда ни на одно торжество не принимает приглашения, даже на свадьбу!», праведники оправдывали это так: «Поистине, он отказывается от приглашения только потому, что намерен принизить свой нафс или же из-за стеснения».

Обладатели счастья когда видят человека, совершающего предосудительный поступок, то они выражают внешне несогласие с ним, тогда как сердцем они обращаются к Аллаху с мольбой о нём.

Несчастные люди, в таких случаях из-за злорадства своего осуждают оступившегося человека, стараясь при этом запятнать его честь. А верующий наставляет своего брата по вере в уединении и делает это так, чтобы другие не слышали, продолжая скрывать его недостатки от людей. И никак иначе.

Источник

Остерегайтесь хулы, воистину, хула хуже прелюбодеяния

хула что это в исламе. spletni grehovno001. хула что это в исламе фото. хула что это в исламе-spletni grehovno001. картинка хула что это в исламе. картинка spletni grehovno001. Khula’: определения и как выполняется

Лекция № 11.

Темя сегодняшнего урока – сплетни и хула. Что такое хула? Хула – это когда человек го-ворит за спиной другого о тех его недостатках или о каких-то его дефектах, проступках, о которых, если бы он был рядом, ему было бы очень неприятно слышать.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

الغيبة ذكرك أخاك بما يكره

«Хула – это говорить о твоём брате то, что ему неприятно».

То есть, говорить о твоём брате в его отсутствие то, что ему неприятно. Это могут быть его какие-то физические недостатки, проступки, дурные наклонности его характера. То есть всё то, что ему было бы неприятно услышать. Рассказывать о человеке, говорить о его недостатках в его отсутствие – это и есть хула.

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что хула это вспоминать твоего брата тем, что ему неприятно в его отсутствие, у него спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), а что, если то, о чём я говорю о нём за спиною, действительно присутствует в нём?» На это Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Если в нём действительно присутствует то, о чём ты говоришь, то это и есть хула, а если те недостатки, то, о чём ты говоришь за его спиною, нет в нём или он не причастен к ним, то это клевета».

Клевета по своей тяжести намного тяжелее и хуже перед Всевышним Аллахом, чем хула.

Что касается сплетен. Сплетни – это распространение ложной информации с целью раздора, чтобы поссорить двух людей, внести смуту между двумя родами и т.д.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إن أبغضكم إلى الله عز وجل المشاؤون بالنميمة المفرقون بين الإخوان

«Воистину, более всего Всевышний Аллах гневается на тех среди вас, которые распространяют сплетни, тем самым ссоря между собой братьев».

Естественно, сплетни тоже по своей тяжести являются худшим грехом, чем хула. В чём заключается опасность хулы и сплетен? Это и так тяжкий грех. Но для человека, который стал на путь познания Всевышнего Аллаха, который поставил перед собой цель дойди до познания Творца, до уровня высоких состояний, где ощущается присутствие Всевышнего Аллаха, ему тем более нужно избавиться от таких качеств. Для духовного путника, в котором присутствуют эти качества, в этом чертоге дверь закрыта. Он не сможет подойти к территории высоких состояний, состояний ощущения божественного присутствия.

Хула, сплетни, клевета – это духовная нечисть. У человека, на одежде которого есть нечистоты, молитва не будет принята, она будет считаться недействительной. То есть чистота тела и одежды – это условия полноценности намаза. Так же, как невозможно совершать намаз в грязной одежде, на которой есть нечистоты, никогда невозможно и переступить порог Божественного присутствия, порог, где человек будет ощущать высокие состояния, если он будет страдать такими качествами, как хула, сплетни и клевета.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

Смысл: «Обрёл великое счастье тот, кого Всевышний Аллах очистил».

Невозможно достичь никого блага и успеха духовного пути тому путнику, если в нём будут эти качества.

Чем чреваты хула и сплетни? Хула и сплетни – очень большой барьер и завеса на пути к познанию Всевышнего Аллаха. Поэтому люди, познавшие Всевышнего Аллаха, очень сильно предостерегали своих учеников от таких пороков, как сплетни и хула. Если человек, в особенности тот, кто стал на путь совершенства, очищения своего эго и познания Всевышнего Аллаха, позволяет себе кого-то хулить или сплетничать (не дай Аллах), то он очень скоро подвергнет себя гневу Всевышнего Аллаха, станет ненавистен перед Всевышним, он сделает тщётными все свои поступки.

Представьте себе такую ситуацию для примера. Когда человек совершает какой-то про-ступок или грех и, особенно, если он, как правило, себе не позволяет грехов, старается их избегать и не совершать, и в какой-то момент по предопределению Всевышнего Аллаха он совершил проступок, то нельзя торопиться хулить и осуждать его. Почему? Потому что, когда человек совершает поклонение, духовно развивается, он в некоторой степени начинает полагать, что он праведный, что он теперь достиг определённой степени, у него возникает некое чувство гордыни, превосходство перед другими. А это состояние не приемлемо для познания Всевышнего Аллаха, это состояние не похвально. И тогда, чтобы этого человека как бы осадить, немного сломить его и привести в состояния скромности, Всевышний Аллах делает так, чтобы он допустил какой-то грех. И тогда грех, который он совершил, начинает его преследовать, он ощущает тяжёлую горечь, осадок, и такого человека осуждать, упрекать за этот грех недопустимо. Почему? Потому что Всевышний Аллах таким образом этого человека лечит в какой-то степени.

Никогда нельзя торопиться осуждать людей, обсуждать и порицать их и т.д. Возможно это некий трамплин, совершение греха – это вроде того, что человек споткнулся, чтобы встать и потом продолжить свой путь вверх.

Ибн Атаиллах (кудиса сирруху) говорил:

معصية أورثت ذلاً وانكساراً خير من طاعة أورثت عزاً واستكباراً

«То ослушание Аллаха, за которым последовало унижение человека и состояние сломленности, это состояние намного лучше, чем когда человек совершает какое-то поклонение и за этим поклонением следует ощущение гордости, чувство бахвальства, себялюбие».

До нас дошло от Посланника (мир ему и благословение) и от наших праведных предков, духовных наставников очень много высказываний по поводу хулы и сплетен. И эти высказывания должны послужить нам очень сильным предостережением от того, чтобы вовлечься в этот порок.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

بحسب امرئ من الشر أن يحقر أخاه المسلم، كل المسلم على المسلم حرام: دمه وماله وعرضه

«Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина неприкосновенными являются жизнь, кровь, имущество и честь другого мусульманина!»

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إياكم والغيبة ، فإن الغيبة أشد من الزنا

«Остерегайтесь хулы, воистину, хула хуже прелюбодеяния».

Обратите внимание, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит, что хула ху-же прелюбодеяния. Воистину, человек, который совершает прелюбодеяние, вскоре может раскаяться перед Всевышним Аллахом и Аллах примет его раскаяние. Что касается хулителя, то Аллах его не простит до тех пор, пока не простит его тот, кто стал объектом его хулы.

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

لا يدخل الجنة نمام

«Никогда не войдет в Рай сплетник».

Также Посланник Аллах (мир ему и благословение) отмечал: «Не сообщить ли мне вам о наихудших рабах Аллаха?» Сподвижники сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение) сказал:

المشاؤون بالنميمة المفرقون بين المفرّقونَ بين الأحبّة المبتغونَ للبراء المَعايِبِ

«Это те, кто распространяют сплетни, тем самым вводя в смуту и ссоря людей, и те, кто старается обвинить в чём-то совершенно невиновных людей».

Пророк (мир ему и благословение) сказал по поводу хулы и сплетен:

من ألقى جلباب الحياء فلا غيبة له

«Говорить правду о бессовестном человеке не является злословием».

То есть, из того, что мы уже рассказали о хуле, может возникнуть вопрос: а где та граница, где можно говорить о человеке, о его постыдных делах, и когда нельзя об этом говорить? Одним из серьёзных критериев является такой факт, когда человек, после совершения постыдных дел, стыдится о том, чтобы об этом узнали люди. Если человек стыдится своих грехов, старается скрыть от людей то, что он творит, он как бы накидывает на себя накидку стыда, то хулить этого человека недопустимо.

Один из праведников сказал:

مثل الذين يغتابون الناس كمن نصب منجنيقا يرمي به حسناته شرقا وغربا

«Люди, которые постоянно заняты хулой, подобны тем, которые установили катапульту, на чашу которой ставят свои благие дела и разбрасывают их на запад и на восток».

Это значит, что человек, который позволяет себе хулить другого, тем самым он отдает последнему хорошие поступки, которые сам совершал. Вот чем опасна хула. Мы лишаемся тех благих поступков, эти поступки уходят на счёт того человека, который стал объектом вашей хулы.

У ас-Саврий спросили о хадисе Пророка (мир ему и благословение) и о его значении:

إِنَّ اللَّهَ يُبْغِضُ أَهْلَ الْبَيْتِ اللَّحْمِيِّينَ

«Всевышний Аллах гневается на обитателей дома, которые являются любителями мяса». Имеется в виду та семья, которая позволяет себе хулить других людей, и тем самым поедая их плоть.

В Коране есть аят, где говорится, что хула сродни поеданию плоти мертвого человека. Как вам будет неприятно есть плоть умершего человека, так же хула является недопустимым грехом.

Хасану аль-Басри сообщили, что некто из людей похулил его. Тогда Хасан аль-Басри тут же взял и наполнил поднос финиками и попросил этого человека передать ему этот поднос в качестве благодарности за то, что он отдал ему свои благие деяния.

Когда у Ибн Мубарака спросили о хуле, он сказал: «Если бы я позволил себе хулить кого-то, то это были бы мои родители, ибо они больше, чем кто-либо другой, заслуживают того, чтобы я им отдавал свои благодеяния».

Ибн Атаиллах (кудиса сирруху) сказал: «Если вы хотите испытать ум человека, понять, насколько он умный, то обратите внимание на то, как он относится к случаю, когда, например, если ему рассказывают о ком-либо, и его внимание привлекают его недостатки, и он начинает на этих недостатках останавливаться, начинает смаковать недостатки этого человека. В таком случае знайте, что это человек, внутренний мир которого разрушен».

Нельзя допускать, чтобы ваше внимание привлекали недостатки людей. Объектом нашего внимания должны быть наши недостатки, пороки и проступки.

И Ибн Атаиллх добавил: «Воистину, верующий старается сохранить честь своего брата-мусульманина».

Если человеку рассказывают о ком-то, о его недостатках, то он должен тут же пресечь разговор и защищать честь того человека, о котором идёт речь. Один из арабских поэтов сказал:

جراحات السنان لها إلتئام و لا يلتام ما جرح اللسان

«Раны, нанесённые зубами, быстро рубцуются,

Однако не заживут те раны, нанесенные языком».

Подытоживая эту часть урока, хочу обратить ваше внимание на следующее. Вы просто представьте, насколько высока исламская мораль, нравственность, и насколько серьёзным грехом является обсуждение каких-то недостатков других людей. Представьте себе общество, которое лишено этого порока.

На самом деле, очень многие люди, и религиозные, и нерелигиозные, страдают этой болезнью. Потому что эго человека приятно говорить о недостатках другого, тем самым считая, что ты выше них, лучше них, что ты не допускаешь тех проступков, которые допускают они.

Дай Аллах, чтобы объектом нашего внимания были наши недостатки, проступки и грехи, которые мы совершаем. Это наша работа и то, над чем нужно работать. И поверьте, в душе найдутся такие недостатки и пороки, которые, если задумываться о них, у нас не будет времени задумываться о недостатках других людей. Дай Аллах, чтобы мы проделали на этом пути большую работу и достигли того состояния, которым доволен Всевышний Аллах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *