хула что это танец
Хула – танец Гавайских островов
Древнейший танец Хула считается визитной карточкой коренных жителей Гавайских островов. Переводится название танца, как «разжигание внутреннего огня». В первых упоминаниях исполнителями танца были только мужчины. Сейчас к танцу Хула допущены и женщины.
Стили танца Хула
В танце Хула есть большое число подстилей, но самыми известными считаются «Древняя Хула» (kahiko) и «Новый стиль» (auana). Древняя разновидность Хулы отличается серьезностью исполнения танца. Они носят более религиозный подтекст.
Вариантов исполнения этого танца масса: начиная от священных ритуалов заканчивая танцами для крупных праздников. «Новый стиль» танца Хула во время исполнения сопровождается песнями.
Но самое главное отличие от древней Хулы в музыкальном сопровождении. В «Новом стиле» используется много европейских инструментов: гитара, контрабас, хотя и применяется традиционное «укулеле».
Обучение гавайскому танцу
Обучиться гавайскому искусству можно в специальных школах, которые носят название hālau. Обучение проходит в самых строгих условиях.
Дисциплина считается одним из условий достижения танцевального мастерства исполнителем. Выпускной экзамен танцоры Хулы сдавали перед алтарем древней богини Лака. По преданию, совершая малейшую ошибку во время танца Хула исполнитель навлекал на себя горе.
В наше время танец Хула радует туристов и коренных жителей Гавайских островов беззаботным весельем и позитивным настроением, которое танцоры дарят во время своих выступлений.
История гавайского танца хула
Гавайский танец хула во всем мире ассоциируется с гавайской культурой и по сути стал синонимом самих островов.
Как утверждают островные легенды, первыми танцорами хула были боги, которые затем научили этому искусству своих последователей.
Первоначально танец хула был разработан как часть религиозных традиций островов Тихого океана, и в некоторых отношениях он исторически связан с азиатскими танцами.
Изначально традиционная форма хула называлась «Хула кахико» и она использовалась, чтобы развлечь правителей.
В этом танце было множество движений, которые несли вполне определенный смысл: начиная от поклонения различным элементам природы, и до восхваление плодородия вождя племени. Различные шаги хула танца имеют разные значения, хотя большинство из них были утеряны в течение веков.
Гавайцы очень серьезно относятся к процессу хула, потому что если танцоры допускают ошибки во время церемониальных выступлений, то ожидаемый положительный эффект от танца сводится на нет. Мало того, танец, который был исполнен несовершенно, также считается предзнаменованием невезения.
Костюмы для хула
Сейчас танцовщицы хула одевают для танца кокосовые бюстгальтеры, венки и юбки из травы. Это стало следствием ханжества первых западных путешественников, которые были шокированы настоящими гавайскими костюмами. На самом деле, женщины танцевали топлесс, потому что женская грудь не считалась чем-то постыдным.
Также танцовщицы хула носили юбки pā’ū, которые являлись повседневной одеждой, а не юбки из травы. Иногда они наматывали на бедра несколько метров цветной материи под названием тапа. Единственное, что осталось общим в одежде по сравнению с прошлыми костюмами, это ожерелья, браслеты и цветочные венки. Танцоры (хула обычно исполнялась, как мужчинами, так и женщинами) носили набедренные повязки и венки из цветов, как и женщины.
Интересно, что венки и тапа, которые использовались для танца, считались проникнутыми аурой святости. Поэтому их не носили после танца, а приносили в жертву богине Лака.
Религиозное недовольство
В 1820 году, когда американские протестантские миссионеры увидели танец, они обнаружили, что костюмы и движения танцоров вызвали в них сексуальные чувства, несмотря на предполагаемую священную и невинную природу танца. Поэтому они настояли на том, чтобы хула была запрещена.
В то время как публично танец был запрещен в течение некоторого времени, он оставался неотъемлемой частью культуры. Король Давид Калакауа и принцесса Рут Киликолани сыграли очень важную роль в возрождении традиционного для Гавайев искусства и фактически сохранили хулу.
Источник
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
История гавайского танца Хула
Гавайская Хула — единственный и сильно отличающийся от других полинезийский танец. Легенды утверждают, что первыми танцорами Хула были боги и богини, для которых танец Хула был священным ритуалом.
Hula в переводе означает «разжигание внутреннего огня». Другим переводом Хула может быть как «невхождение» на неправильную дорогу. Гавайцы говорят: «Танцуй Хула — и мудрость не покинет тебя!»
Хула — это способ познания, передачи древних знаний о мироустройстве, жизненных ценностях, о взаимодействии с собой, людьми и всем, что нас окружает. Это всегда история, рассказ, выражение чувств и передача особого состояния любви к своей земле, природе, людям, всему живому. В каждом движении — огромный смысл, мудрость предков, глубинная суть жизни.
Сколько слов — столько и движений рук, работает всё тело. Ноги танцора имеют мощный контакт с землёй, который увеличивает жизненную силу и устойчивость, согнутые колени — распределяют вес тела, свободные и плавные движения бёдер позволяют энергии свободно и гармонично плыть по телу, что способствует эмоциональному равновесию. Особый ритм, музыка и песни оказывают гармонизирующее воздействие. Хула может быть формой работы с энергией, духовной практикой, молитвой.
Хула — полиритмичный танец. Его исполнение приводит к восстановлению координации между верхней и нижней, а так же правой и левой частями тела, что уравновешивает полушария головного мозга и восстанавливает полную координацию движений. Hula может танцевать каждый независимо от пола и возраста.
Для гавайцев естественно то, что люди в пожилом возрасте танцуют хула. Их тела бодры, гибки и полны радости жизни, жизненной силы, мудрости и энергии. Чем старше танцор, тем более он ценен, так как Хула — язык сердца, а сердце всегда остаётся молодым.
Существует много стилей Hula. Их разделяют на два главных направления:
Люди, которым предназначено хранить и передавать древние знания из поколения в поколение, на Гавайях называются Kahuna. Kahuna — «шаман», «мудрец», «хранитель знаний» или Kumu — «исток», «источник». Этому люди посвящают всю свою жизнь. Знания передавались и передаются только через Источник, так как в нём чистота, а значит — сила и истина.
Ученики Кахунов и Куму — Pahula, чей жизненный путь является служением людям, с благословения своих Учителей, сохраняя должное уважение к традициям, передают эти знания, для того, чтобы люди смогли пробудиться, найти потенциал в себе. Это огромная ответственность!
Хула — способ трансформации, исцеления души через тело. Гавайцы говорят, что глубина Хула ещё не раскрыта миру. Но сейчас наступает время, когда меняется энергия планеты. Знания, Любовь, переданные через этот танец, очень нужны нашей Земле.
Пришло время для всех людей собраться вместе в едином танце жизни.
Гавайский хула – танец экспрессивных богов
Давным-давно жила-была Лака. По роду деятельности она была богиней и жила на Гавайях – что еще нужно женщине для счастья? Все складывалось так великолепно, что Лака даже танец придумала, назвала его хула, и стала танцевать по поводу и без…Нет, не так. В далекие времена жил на земле добрый гавайский молодец по имени Хииака. И была у него сестра Пеле – женщина несколько неуравновешенная, но во многом это объяснялось тем, что она была богиней вулканов. Как-то раз Пеле совсем разнервничалась, и Хииака, перепробовавший уже все средства, дабы успокоить свою сестру, придумал танец, наивно полагая, что он поможет там, где валиум помочь не смог. Или так: богиня вулканов Пеле может быть и была склонна к резким перепадам настроения, но она и в подметки не годилась своей сестре – богине океанов Намакаокахаи. Вот где был воистину океан страстей и в прямом, и в переносном смысле. Так что, Пеле сама была жертвой неуравновешенной сестры, и это она, а не ее брат, придумала танец хула…
Да, похоже, что древние легенды расходятся в вопросе о том, как появился гавайский танец хула. Но это не столь важно, ведь в остальном все просто: надели пау с леями, повязали мало, вооружились ипу, паху, илиили и пуили, рассчитались на олапа и хоопаа, и вперед!
Хула – с давних времен и до наших дней
Когда-то давно гавайский танец хула был посвящен богам и исполнялся исключительно в их честь. Женщины надевали на себя юбки пау, а все то, что не закрывалось пау, пряталось под гирляндой-бусами из цветов, называемых леи. На ноги надевались браслеты из китовой кости или собачьих зубов. Мужчины, танцующие хула, вместо юбок использовали мало – специальные повязки. Мужчины и женщины поднимались на помост перед алтарем богине Пеле или богине Лака, и начинали танцевать. Существует версия, что когда-то хула был дозволен исключительно мужчинам, но, со временем, этот танец стали танцевать и женщины. А вот песни меле, сопровождающие танец, могут исполнять только представители сильного пола.
Жертвенные букеты состояли из маиле, которое символизировало связь между богами и танцем и землей, лехуа (соединение мужского и женского начал), пили (знания, приходящие во время танца) и илиахи (это сандаловое дерево, которое возлагалось на алтарь для вдохновения танцоров своим запахом).
Исполнители хула делились на две группы: олапа – танцоры, совершающие активные движения танца, и хоопаа – исполнители, сидящие на земле, поющие и играющие на музыкальных инструментах.
Хула сопровождался игрой на традиционных гавайских инструментах – ипу и ипу-хеке (барабаны из тыквы), паху и пуниу (барабаны с мембранами из рыбьей кожи), илиили (маракасы из вулканического камня) и др. Сегодня с музыкой немного проще – для хула используют гитары, электрогитары и укулеле, что на поверку является обычной гавайской гитарой.
Но вернемся в те времена, когда хула танцевался под ипу-хеке и илиили. Гавайцы безмятежно танцевали свои танцы ровно до того момента, пока в 1820 году до них не добрались американские миссионеры-протестанты. Танцовщицы в одних юбках не растопили суровые сердца гостей, которые, в свою очередь, по-хозяйски постановили, что танец языческий и запретили его. Гавайцы – народ миролюбивый и неконфликтный, в отличие от своих богинь, а потому, сопротивляться не стали и завязали с танцами. Так бы и канул хула в Лету, но в 1874 году к власти на Гавайях пришел король Дэвид Калакауа, которого сохранение культурных традиций его страны заботило больше, чем американских миссионеров. Именно благодаря этому монарху танец хула был возрожден, а затем, годы спустя, благодаря принцессе Рут Кеэликолани, возник современный вариант хула – куи. Последнее переводится с гавайского языка как «сочетание старого и нового».
Прошлый, 20-й век, был ключевым для гавайского народного танца. Наплыв туристов превратил хула в коммерческий продукт, что, должно быть, сказалось на качестве, но зато, наряду с другой гавайской экзотикой, помогло превратить Гавайи в модный курорт.
Сегодня существует две разновидности хула. Кахико – так называют древнюю форму танца. Под древней формой имеется в виду та, которая существовала на Гавайях до прихода ханжей-миссионеров. Ауано – современный хула, тот, что формировался в 19-20 веках. Если кахико был совершенно первобытным и не имеющим аналогов танцем, то ауано почерпнул кое-что из европейских культур. Например, как уже упоминалось выше, современный хула сопровождается игрой не только на национальных гавайских инструментах, но и гитарах и контрабасе.
Кахико имел множество разновидностей, однако, большинство из них были посвящены либо вождям, либо богам. Каждое движение в хула – это слово, часть повествования. Любой жест ладонью – логически выверенная нить рассказа. Танцор хула рассказывает зрителям о жизни всего живого на земле – при помощи пластики и танцевальной пантомимы человек может перевоплотиться в ветер, огонь, птицу, животное, растение. Он может рассказать о красоте природы Гавайских островов, а может поведать историю любви молодых людей, рождения детей и жизни человека в целом. Вот так танец может рассказать все о Гавайях. Правда, чтобы понять этот рассказ, нужно быть гавайцем…
В хула ауана для нас все более понятно – сказывается влияние европейской культуры на танец. Более привычные для нашего уха мотивы, понятные движения. Один минус – под влиянием христианских миссионеров танцовщицы теперь не ограничивают свой наряд одной короткой юбочкой, облачаясь в закрытые платья и длинные сарафаны. Но это больше заботит мужскую часть публики. Женщины же в большинстве своем следят за плавными, но ритмичными движениями танцовщиц и мечтают тоже овладеть искусством танца хула. Сегодня эта мечта легко может превратиться в реальность – школы хула есть не только на Гавайях, но и по всему миру, и требования в них не такие строгие, как в былые времена. Да, когда-то давно ученикам школы танца хула приходилось не сладко – они должны были полностью подчиняться строгому учителю куму и четко следовать ряду правил, часть которых попахивает безумием – например, не стричь волосы и ногти на протяжении всей учебы (а длилась эта учеба, бывало, годами).
Сегодня же – добро пожаловать! В современных школах хулу вам не запретят стричься хоть наголо, не заставят продавать душу гавайским богам и приносить им в жертву ягненка (правда, последние две вещи и раньше не заставляли делать). Тем более, что хула – танец не только красивый, но и для здоровья полезный.
Официально термина «хулатерапия» не существует. Но это просто досадное недоразумение. О терапевтическом воздействии хула расскажет вам не только любой гаваец, но и целый ряд специалистов, изучающих полезные свойства хула и танцев в целом. Так вот, эти ребята уверяют, что хула дарит танцору заряд энергии, но при этом, этот танец несет и расслабляющее действие. Главный акцент идет на бедра – плавные, волнообразные движения расслабляют тело, дарят мышцам и костной системе настоящий «активный отдых».
Хорошо подойдет хула для женщин, у которых нечетко выделена талия – опять-таки, за счет танцевальной «гимнастики» для бедер, разрабатывается область талии и проявляются женственные изгибы. Занятия хула пойдут на пользу и тем, у кого есть проблемы с чувством ритма, например, детям. Этот танец помогает восстановить полную координацию движений, а это означает, что строго нормированные занятия с контролем тренера помогут людям, восстанавливающимся после травм и тем, кто по какой-либо другой причине испытывает трудности с координацией.
На Гавайях очень многие пожилые люди танцуют хула. Хула же, в благодарность, дарит им гибкость до глубокой старости, здоровье и крепость суставов, жизненную энергию.
Хула с человеческим лицом
Гавайский танец во многом обязан Георгу Наопе – великому куму. Георг начал учиться хула с трех лет – он по несколько часов в день учил песнопения меле. История эта получает дополнительную мелодраматичность благодаря тому нюансу, что в те времена хула был еще запрещен, а потому занятия проводились подпольно. Вот так Георг нелегально учился хулу 12 лет. Учения не прошли зря – Наопе вырос и стал первым куму, который открыто обучал искусству кахико. С учетом того, что хула тогда был мягко говоря, не очень популярным, Наопе был вынужден подрабатывать по вечерам танцуя в кабаках, чтобы сводить концы с концами.
Именно Наопе был первым организатором фестиваля хула «Мэри Монарх», который проводится с 1961-го года и по наши дни. Сегодня этот фестиваль как никогда популярен и тысячи туристов со всего света приезжают посмотреть на него. Кстати, свое название «Мэри Монарх» фестиваль получил в честь короля Дэвида Калакауа, который, как мы помним, еще в конце 19 века не дал зачахнуть национальному танцу.
Богиней танца хула (да простят меня Пеле и Лака) называют великую Иолану Луахине. Считается, что никто до нее так не танцевал хулу, и не родился тот танцор, который бы был на ее уровне. Она была виртуозна и гениальна в танце. Она выступала каждый раз на открытии «Мэри Монарх» и, говорят, что посмотреть на ее танец слетались птицы с вулканов. В 1976 году богиня доказала, что она все-таки человек, скончавшись от рака.
Хула что это танец
Видео танца Хула!
Бесплатный видео-урок
Читайте в январе!
День Леи на Гавайях!
Популярные статьи:
Из серии «Гавайские музыканты»
Keali’i Reichel
Israel «IZ»- самый известный гавайский музыкант
Уроки Хула он-лайн в скайпе!
Хула Интенсив в Москве 2019
Советы от Гавайских учителей:
Где Ваш взгляд?! (Куму Кеа)
Про колени.. ( от Куму Кеа)
Мы В Контакте
Мы в Facebook
Слушайте Гавайское радио
В чем полезность танца Хула?
Только на первый взгляд движения гавайского танца могут показаться простыми или однотипны ми.
Все что есть в Хула уходит корнями в далекое прошлое, можное сказать что каждое физическое движение имеет под собой духовную основу.
Обучая свое тело плавным широким движениям танца Хула мы обучаем и свое сознание, меняем стреотипы восприятия и поведения, расширяем картину Мира, восстанавливаем связь движения тела и выражения эмоций.
Хула воздействует на все уровни сразу — на физический, эмоциональный, энергетический и духовный.
На физическом уровне
Первое что может найти человек, придя на занятие Хула — это присутствие в Моменте.
Б лагодаря тому что многие движения в Хула являются не логичными, раскоординированными, руки и ноги могут двигаются одновременно но с разной скоростью … левое полушарие не справляется с таким количеством фокусов внимания и отсутствием симметрии и логики — происходит гармонизация работы правого и левого полушарий. подробнее
На уровне эмоций
Человек не может прочувствовать какую-то эмоцию, пока он не сможет выразить ее жестом, взглядом, тональностью голоса или с помощью какого-то телесного движения. Причина в том, что чувство — это восприятие определенного движения или импульса. Танец Хула наполнен красотой, радостностью и любовью. подробнее
Энергетический уровень
Гавайцы верят, что энергия идет за вниманием. И х песни посвящены красоте и любви, смысл песен и значение движений танца раскрывает и учит замечать в жизни хорошее, в каждом событии видеть его лучшее значение. Через резонанс мы наполняемся этими вибрациями красоты и радости, привносим их в свою повседневную жизнь и из этого состояния творим свое будущее.
Когда-то, когда у гавайцев не было письменности, через танец и песнопения. подробнее
Духовный уровень
«Духовные практики помогают нам переживать священное, самое нужное и необходимое для нашей жизни. Высшая цель духовных практик – пробуждение, познание нашего подлинного «Я» и наших взаимоотношений с божественным… Это репетиция душевных качеств, которые со временем становятся спонтанным и естественным образом жизни», (Роджер Уолш).
Когда мы спрашиваем: «Следую ли я пути с сердцем?», – мы обнаруживаем, что никто не в состоянии с точностью определить за нас, каким должен быть наш путь. подробнее
Школа Гавайского Танца Хула
Перепечатка материалов возможна при обязательной ссылке на источник
Традиционные гавайские танцы
Традиционный танец на Гавайях — это хула, и он погружен в древние традиции с увлекательной и замысловатой историей, которая становится более интригующей, учитывая элемент повествования разных танцев. Танец Хула — любимая и заветная культурная традиция на Гавайских островах. В пределах многих видов хула есть два наиболее известных: Хула Кахико и Хула 驶 Ауана.
Хула Кахико
Слово kahiko (kah-hee-ko) означает древнее и примитивное, а Хула Кахико известна как древняя хула, имеющая корни, датированные задолго до того, как стала известна западная культура. Эти танцы сопровождаются песнопениями, называемыми oli (oh-lee), которые сочетаются с движениями, чтобы рассказывать истории о разных островах и их красоте, подвиги королевской семьи, людей этих островов, крупных событий и путешественников. Именно так сохранялась и отмечалась история, придавая ей большую глубину и значение для жителей Гавайских островов, и значение по-прежнему актуально и сегодня.
Эти видео демонстрируют разницу между wahine (wah-he-nay, смысл женщин) и танцами kane (ka-nay, mean men), и включают в себя выступления фестиваля Merrie Monarch, соревнования по хиле, проводимого в Хило, Гавайи, который празднует гавайскую традиции в песне и танце.
Типы Хулы Кахико
Стоит отметить, что тип танца диктует, что такое хула, но стиль хулы фактически приписывается h 膩 lau (ha-lau, что означает школа), создавая ряд интерпретаций по тем же предметам и предоставление невероятного разнообразия среди презентаций.
Хула Али’и
Хула Алии (ах-ли-э) создается для или в честь начальника или монарха. Этот танец можно сделать в многочисленных формах, с или без реквизита. Основной элемент — это пение, в котором рассказывается история о предмете.
Хула ‘Ильили
Hula ‘Ili’ili (ee-lee ee-lee) — это танец, выполненный с изнашиваемой водой гладкой галькой. У каждого танцора есть свое личное «Илили», так как они должны правильно вставлять два камня в каждую руку и иметь звук при щелчке вместе, что приятно уху.
Хула Холохолона
Хула Пеле
Пеле (пэ-лех) — гавайская богиня огня, молнии, ветра и вулканов. Эти танцы часто так же сильны в энергии и интенсивности, как и сама богиня, и говорят о ее путешествиях и отношениях.
Хотя это всего лишь несколько типов Кахико Хула, есть много h 膩 lau, которые создают и исполняют эти танцы, чтобы продолжить эту гордость и богатую гавайскую традицию.
Хула 驶 Ауана
Современная хула называется Хула 驶 Ауана (о-ва-а-а) и была создана в ответ на западные влияния, которые пришли на острова.驶 Ауана означает бродить или бегать, что согласуется с отклонением этого конкретного типа хулы, поскольку оно отходит от священных элементов, присущих Хуле Кахико. Он охватывает чувства тех, кто не является родным, становится менее формальным и более интерактивным с аудиторией. В то время как Хула 驶 Ауана также рассказывает истории через движение и песню, она носит современный характер и то, что большинство людей думает в общем смысле о танцах хула. Hula 驶 Auana исполняется с использованием множества музыкальных инструментов, включая гитару гаучуле и стальную гитару.
Эти примеры показывают разнообразие и современный спин Хула «Ауана» по сравнению с древними танцами выше.
Hula Hapa Haole
Hula Hapa (hah-pah) Haole (how-lee) буквально означает «часть иностранного» и говорит о вестернизации хулы и использует английские слова в текстах вместо гавайского языка. В приведенном ниже примере используется новое исполнение старой песни под названием Hapa Haole Hula Gal и использует некоторые старые кадры, которые хорошо иллюстрируют ссылку.
Hula 驶 Auana — это то, о чем большинство людей думает, ссылаясь на танцы хула. Это происходит из-за спектаклей, поставленных для фильмов и телевидения, которые часто предпочитают использовать английский язык и более дружелюбную, более доступную атмосферу. Совсем недавно это менялось, поскольку растущий интерес к Хуле Кахико и его происхождение узнают люди за пределами Гавайских островов. В то время как население всего мира будет иметь более широкое знакомство с танцами, различными костюмами и прекрасной музыкой, в которой представлены как родные, так и более привычные инструменты Хулы 驶 Ауана, она все еще четко определяется элементом рассказывания историй, в прямой реакции на внешние воздействия, которые диктуют культурные изменения.
Гавайская культура и традиция танца
Хотя Хула Кахико и Хула 驶 Ауана включают в себя широкий спектр танцев и интерпретаций, существуют другие типы хула, которые подпадают под разные определения. Среди тех, кто активно учится и участвует в культуре хула, ясно понимается, что хула требует специальных исследований, практики и непрерывного образования для сохранения культуры.
Одной из выдающихся организаций по продвижению культуры является Фестиваль монархов Мерри. Относящаяся к 1963 году, когда она была основана Торговой палатой Гавайев, некоммерческая группа продолжает увеличивать интерес к культуре Гавайских островов через свой ежегодный недельный фестиваль и соревнование хула, объединяя людей на Гавайях и со всего мира мир хочет узнать больше об истории островов.
Выживание родной культуры
Хула имеет прекрасную историю и уникальную историю, которая продолжает придать атмосферу мистики островам и его людям.Будь танцует Хула Кахико или Хула «Ауана», хула будет процветать с продолжающимся и растущим интересом, сохраняя святую и любимую традицию Гавайских островов.