холодные бани в царском селе что это

3. Архитектурный ансамбль Агатовых комнат, Холодных бань и Камеронова галерея

Царское cело – парадная резиденция великой императрицы, «русский Версаль». Екатерина II задумала тогда поразить пышностью своего царского двора западноевропейских властителей. Расходы на строительство в 1779 году достигли рекордной суммы – около 100 000 рублей в год, и в этих работах было задействовано более 4 000 человек. Начав со сравнительно скромных монументов в парке и небольших перестроек во дворце, императрица все более расширяла сферу своего «архитектурного влияния». Она была нетерпеливой заказчицей и ожидала немедленного воплощения своих многочисленных затей в жизнь. Так Камерон наконец получил уникальную возможность развернуть свои дарования и продемонстрировать понимание классического подхода на практике.

Это неожиданное сочетание яркого капризного барокко Елизаветинского дворца и величественной строгости античного павильона удалось Камерону в Царскосельском саду благодаря творческой решительности и тонкому вкусу. Перед зодчим стояла очень непростая задача: включиться в невероятный по силе ансамбль, созданный гением стиля – Растрелли. Только неординарная творческая индивидуальность позволила Камерону создать независимое и законченное архитектурное творение. Он ставит основной корпус терм отдельно от корпуса Растрелли и флигеля Фельтена, на массивный нижний этаж из грубого «необработанного» камня, словно предлагая основу легким дворцовым постройкам. Этот прием, который будит нашу фантазию, предлагая представить, что фундаментом сооружения служит более раннее, «древнее» здание, оставляет Камерону возможность быть совершенно свободным в композиции своих строений.

Камеронова галерея, или Термы Камерона, – так еще принято называть обширный архитектурный комплекс, окруженный садами, – Холодные бани, Агатовые комнаты, Висячий сад, пандус и галерею (Пушкин называл их «чертогами, несущимися к облакам»), – эти удивительные и непривычные глазу постройки охватывали обширную территорию парка, а галерея являлась не только местом для прогулок, но и своего рода трибуной во время парадных фейерверков и празднеств.

холодные бани в царском селе что это. 0 133fdf 14fc9f54 L. холодные бани в царском селе что это фото. холодные бани в царском селе что это-0 133fdf 14fc9f54 L. картинка холодные бани в царском селе что это. картинка 0 133fdf 14fc9f54 L. Царское cело – парадная резиденция великой императрицы, «русский Версаль». Екатерина II задумала тогда поразить пышностью своего царского двора западноевропейских властителей. Расходы на строительство в 1779 году достигли рекордной суммы – около 100 000 рублей в год, и в этих работах было задействовано более 4 000 человек. Начав со сравнительно скромных монументов в парке и небольших перестроек во дворце, императрица все более расширяла сферу своего «архитектурного влияния». Она была нетерпеливой заказчицей и ожидала немедленного воплощения своих многочисленных затей в жизнь. Так Камерон наконец получил уникальную возможность развернуть свои дарования и продемонстрировать понимание классического подхода на практике.

Для того чтобы вписать этот своеобразный павильон в общий ансамбль, Камерон сокращает масштабы. Он создает римские термы в миниатюре. «Грандиозные формы римского зодчества прошли через призму гостиных и будуаров эпохи Людовика XVI» – так характеризует манеру Камерона искусствовед С.С. Бронштейн в книге «Архитектура города Пушкина». И пусть колоннада галереи отличается стройностью декора и обилием скульптуры. Как бы ни была прекрасна наружная архитектура стен, более всего поражали современников внутренние интерьеры. Державин назвал этот комплекс «термом, Олимпу равным», где самоцветы горели, как «тучи звезд».

Помещения Агатовых комнат были названы так из-за примененного в их украшении агата. Декор стен ограничивался мягкой игрой мрамора и соотношением тонов агата, порфира и других самоцветов Урала. Сюжеты барельефов, вазы, орнамент, материалы (золоченая бронза, натуральная яшма) исполнены изяществом античности. Мерный ритм ниш, высоких дверей-окон и широкий шаг коринфских колонн… В произведениях Камерона нет фальшивых окон, неиспользованных пространств, стен и перекрытий, упирающихся в оконные проемы. Камерон решает интерьеры с точки зрения функционального назначения помещений, и выбор материалов продиктован древним знанием, как сохранить в покоях приятную свежесть. Здесь хорошо в летний жаркий день после длинной прогулки по парку и всегда солнечно днем. Часть помещений была изумительно расписана. Однако судить об этом теперь мы можем больше по рисункам – росписи утеряны, впрочем, как и двери, камины, которые составляли значительную художественную часть убранства и являлись акцентами декоративных моментов. И все же интерьерные работы мастера в Агатовых комнатах сохранились гораздо лучше, чем в Павловском и Царскосельском дворцах.

На верхнем этаже располагалась мраморная гостиная. По сторонам этого главного зала были устроены небольшие кабинеты для бесед и отдыха и, согласно древнеримской традиции, – библиотека. Сохранившиеся в Эрмитаже рисунки вариантов интерьера этого зала показывают, что первоначальное убранство его было гораздо более сложным, а несколько небольших гостиных – Розовая и Зеленая, а также библиотека не только не сохранили до наших дней убранство, но даже поменяли цвет.

На этом же этаже располагались и два кабинета – Яшмовый, небольшой, насыщенный архитектурными деталями, и Агатовый, облицованный темно-красным агатом. Эта комната была уникальна своим богато декорированным сводом, хотя пространства всех залов были перекрыты высокими сводами и все богатство художественной отделки было сосредоточено в них. Сложный свод представлял собой полет резных многогранников, бесконечное переплетение золоченых фигур, иногда украшенный плафоном. Ощущение парадности и торжественности насыщало все пространство. К Агатовому кабинету примыкала лестница, которая вела на первый этаж ванн – в Холодные бани.

В этих помещениях Камерон воссоздал залы частных терм, наподобие тех, какими владел Сенека или Петроний. Согласно характерной особенности классической планировки комплекс ванн Холодные бани был расположен под углом в 45 градусов к сетке меридианов. То есть не фасады зданий, а их углы были сориентированы на север, юг, запад и восток – таким образом, не оставалось ни одного зала, который в течение дня не освещало бы солнце. В Холодных банях, которые правильнее было бы называть термами, на первом этаже, согласно традиции, располагался «аподитерий» – помещение для раздевания, за ним шел просторный зал для плаванья в прохладной воде – «фригидарий», далее следовали «тепидприй», где были расположены камин, диваны, и «лабрум» – теплая ванна. Горячая баня – «кальдарий» – была разделена на комнату отдыха и непосредственно на парильни, тут находилась и комната для массажа. Все обслуживающие помещения по канону самого Витрувия были отделены от комнат для купаний глухой стеной. За ней располагались резервуары для горячей и холодной воды, помещения для истопников и прислуги. Обратный путь подчинялся римскому закону постепенного перехода в помещение с более низкой температурой. Из горячей бани (отнюдь не римского образца: в «кальдарии» на решетчатом своде печи было сложено 250 раскаленных пушечных ядер, которые поливали водой и таким образом получали горячий пар) через комнату с теплой ванной можно было снова пройти к бассейну или прохладной ванне.

И снова – ничего не осталось, только наброски, чертежи, эскизы… Известно, что воды «фригидария» были украшены росписью и скульптурными композициями, а все сюжеты декора были посвящены мифологии: Кентавр Несс перевозил на себе через реку Деяниру, жену Геракла; пастух Акид, любивший Галатею, умирал – и кровь его превращалась в ручей… Бассейн стоял под ротондой на тонких фаянсовых колонках. Богатые барельефы и драпировка. Отсюда шла дверь в сводчатое помещение, которое занимало роскошное античное ложе. Медальоны этой комнаты посвящены любовным мифам: об Амуре и Психее, Афродите и Адонисе, богине луны Селене и ее Эндимионе. Невозможно описать словами эти восхитительные картинки, но можно попробовать выразить былую красоту этих интерьеров языком официальной описи. Краткий каталог музея Екатерининского дворца от 1918 года, составленный председателем комиссии царскосельских дворцов-музеев Г.К. Лукомским, гласит: «Холодные ванны – лепные плафоны, прекрасный камин, бронза, мрамор, отличные колонки. Вся обработка – 250 000 рублей».

Фасад здания со стороны Верхнего сада богато украшен колоннами, расставленными в необычном ритме. И все заявленные здесь архитектурные элементы: карниз, медальоны, ниши – будут еще раз использованы Камероном по отдельности для декорирования прочих, более сдержанных фасадов. Камеронова галерея замыкает перспективу со стороны озера и со стороны пруда. Она стоит, словно отделяя часть дворца и парка от елизаветинского ансамбля и до неузнаваемости меняя пейзаж. «Греко-римская рапсодия» действительно зазвучала в Царскосельском парке.

Камерон создает галерею, удивительную по спокойствию форм, аллею для философов. Екатерина II пишет барону Гримму: «Эта колоннада тем особенно приятна, что у нее в холод есть всегда одна сторона, где он менее чувствителен. Середина моей колоннады стеклянная, внизу и возле цветочный сад, низ колоннады занят приближенными мне дамами, которые там как нимфы между цветов, на колоннаде стоят бюсты великих людей древности – Гомера, Демосфена, Платона и других…» С этой колоннады открывается и широкий вид на городок Софию и Большое озеро, а за ним – парк и бесконечное небо. В письме Вольтеру Екатерина пишет, что отсюда она может видеть «на 100 верст вокруг». Отсюда было удобно не только любоваться водными боями и забавами, полетом шутих, но и наблюдать в телескопы звезды и планеты.

Желанием предоставить редчайшую по жизнерадостности панораму объясняется такая необычная расстановка колонн. Стоило поставить их по общепринятому архитектурному ордеру – и был бы потерян весь эффект замысла, здание приобрело бы чопорный облик, а чудесный вид спрятался за колонны. Эта вольность в обращении с канонами архаики еще раз подчеркивает, что творчество Камерона отличало живое отношение к классике, он не занимался сухим комбинированием основных архитектурных форм.

И логическим следствием, своеобразным выводом можно считать двухпролетную лестницу павильона. «Дерзостным откровением», «вызовом рутине» называет В.Н. Талепоровский эту архитектурную композицию Камерона со стороны торцевого фасада со спуском к озеру. Наперекор всем правилам трафаретной композиции Камерон ставит к прямоугольному зданию два полукруглых верхних марша лестницы и заканчивает ее широким величественным спуском, украшенным бронзовыми статуями Геркулеса и Геры.

Позднейшая, на первый взгляд сугубо утилитарная пристройка – пандус, созданная по просьбе стареющей Екатерины II для удобства прогулок по саду, несет свой глубокий художественный смысл. Архитектор пользуется этой новой для него возможностью подчеркнуть основную композиционную мысль – обращение к Вечности. От терм, подобных римским, с площадки Висячего сада дорога спускается по мостовым аркам параллельно опорным колоннам все ниже и ниже, и с каждым шагом колонны все глубже и глубже врастают в землю. Замковые маски на арках пандуса сработаны в нарочито архаичной манере, они изображают античных богов и героев – Гектора, Фавна, Меркурия, Нептуна, Наяду… Пандус представлял собой дорогу богов, которые словно спускались с Олимпа на землю и вновь возвращались в небо. И в качестве единственного элемента «современного мира» архитектор вводит в проект изящную кованую решетку поручня лестницы.

Источник

Агатовые комнаты

Отделке парадных помещений второго этажа Холодной бани Ч. Камерон придавал особое значение: интерьеры Агатовых комнат декорированы мрамором, росписями, золоченой бронзой, наборными паркетами, цветной уральской и алтайской яшмой, которую российские мастера XVIII века обрабатывали с исключительным мастерством.

Месторождения твердых цветных камней были открыты на Урале уже в XVI веке, однако в то время еще не знали способов их обработки. Большой интерес к использованию «цветных каменьев» в отделке дворцовых интерьеров проявлял император Петр I, заложивший основу для развития камнерезного дела в России. По его указу в 1725 году в пригороде Санкт-Петербурга — Петергофе — открылась первая в России гранильная фабрика, где начали изготавливать изделия из цветных камней и обучать мастеров камнерезного искусства.

В середине XVIII века среди российской аристократии распространилось увлечение минералогией. В 1765 году по указу императрицы Екатерины II на Урал отправилась экспедиция во главе с Я. Данненбергом, открывшая новые месторождения яшмы, агатов, сердоликов и других минералов. К началу 1780-х годов на русских гранильных фабриках была разработана технология получения изделий из твердых самоцветов, и давняя мечта об украшении дворцовых залов природным цветным камнем стала осуществимой.

Камерон построил Холодную баню в 1780-1781 годах и в 1782-м приступил к отделке.

Весной 1783 года он получил распоряжение Екатерины II изменить замысел отделки двух кабинетов во втором этаже Холодной бани и подготовить проект их яшмового убранства. В соответствии с новым проектом стены кабинетов были обрублены на девять сантиметров и покрыты известняковыми плитами, облицованными яшмой в технике «русской мозаики». Особую трудность представляли заключительные работы — шлифовка и полировка цветного камня, призванные выявить яркость красок и сочность тонов. Полировщикам требовалось довести до стеклянного блеска около двухсот квадратных метров стен, наличников и карнизов. Эта работа была вручную осуществлена русскими мастерами.

Поскольку широко использованная в отделке уразовская яшма называлась «мясным агатом», название «Агатовые комнаты» со временем закрепилось за всем павильоном, хотя нижний этаж и продолжал называться Холодной баней.

В годы Великой Отечественной войны и оккупации искусственный мрамор и яшмовая облицовка на стенах и дверных полотнах Агатовых комнат сильно пострадали. Значительная часть позолоченных бронзовых орнаментов, украшавших стены и двери всех помещений, часть бронзовых ветвей-светильников и бронзовые медальоны с пьедесталов в Большом зале, бронзовые рашеттовские барельефы со стен Яшмового кабинета были утрачены. Бесследно исчезли многие мраморные скульптуры и шесть яшмовых ваз. Однако, несмотря на большие потери, отделка Агатовых комнат в основном сохранилась с XVIII века и является образцом уникальной, не имеющей аналогов в истории мирового искусства художественной традиции.

Реставрационные работы в Агатовых комнатах были завершены в сентябре 2013 года.

Источник

Холодная баня с Агатовыми комнатами (музей)

Часы работы

Этот павильон открыт для посещения в летний сезон с 10.00 до 18.00.

Касса при этом павильоне работает до 17.00.

С 10.00 до 12.00 по музею проводятся экскурсии, которые были предварительно заказаны.

С 13.00 до 14.30 проводятся интерактивные детские программы (заказывать предварительно).

Телефон для заказа экскурсий – 465 – 21 – 96.

Телефон для заказа интерактивных программ – 415 – 76 – 15.

Выходной день – четверг.

Стоимость билетов

Билет, который дает возможность посетить павильоны под названием Верхняя и Нижняя ванны, Турецкая баня и Дежурные конюшни для взрослого посетителя стоит 300 рублей;

Детский билет на посещение этих объектов стоит 150 рублей;

Льготный билет (студенты, пенсионеры, курсанты, военнослужащие и т.п.) стоит 150 рублей.

холодные бани в царском селе что это. 1. холодные бани в царском селе что это фото. холодные бани в царском селе что это-1. картинка холодные бани в царском селе что это. картинка 1. Царское cело – парадная резиденция великой императрицы, «русский Версаль». Екатерина II задумала тогда поразить пышностью своего царского двора западноевропейских властителей. Расходы на строительство в 1779 году достигли рекордной суммы – около 100 000 рублей в год, и в этих работах было задействовано более 4 000 человек. Начав со сравнительно скромных монументов в парке и небольших перестроек во дворце, императрица все более расширяла сферу своего «архитектурного влияния». Она была нетерпеливой заказчицей и ожидала немедленного воплощения своих многочисленных затей в жизнь. Так Камерон наконец получил уникальную возможность развернуть свои дарования и продемонстрировать понимание классического подхода на практике.Между Зубовским корпусом Екатерининского дворца и Камероновой галереей расположен павильон под названием «Холодная баня». Это парковое сооружение появилось в Екатерининском парке в 1780-е годы, и было сооружено по проекту архитектора Камерона. Это двухэтажный павильон, на нижнем этаже которого изначально находилось несколько бассейнов для купания. Верхний этаж полностью предназначался для отдыха после купания в бассейнах.

Интерьер

холодные бани в царском селе что это. 3. холодные бани в царском селе что это фото. холодные бани в царском селе что это-3. картинка холодные бани в царском селе что это. картинка 3. Царское cело – парадная резиденция великой императрицы, «русский Версаль». Екатерина II задумала тогда поразить пышностью своего царского двора западноевропейских властителей. Расходы на строительство в 1779 году достигли рекордной суммы – около 100 000 рублей в год, и в этих работах было задействовано более 4 000 человек. Начав со сравнительно скромных монументов в парке и небольших перестроек во дворце, императрица все более расширяла сферу своего «архитектурного влияния». Она была нетерпеливой заказчицей и ожидала немедленного воплощения своих многочисленных затей в жизнь. Так Камерон наконец получил уникальную возможность развернуть свои дарования и продемонстрировать понимание классического подхода на практике.Вход в знаменитые Агатовые комнаты, в которых Императрица Екатерина любила не только отдыхать, но и заниматься государственными делами, находится на втором этаже «Холодных бань». Стены, окрашенные в желтые светлые тона, выгодно оттеняют кирпично-красные медальоны и ниши в стенах. В этих нишах находятся декоративные бюсты и статуи, изготовленные из бронзы.

Агатовые комнаты – это три помещения, в которые можно попасть через дубовые двери. Слева от посетителей находится передняя, или Кабинетец, как ласково называла эту комнату Императрица Екатерина. Средняя дубовая дверь – это вход в большой зал. А дверь, которая находится справа ведет в библиотеку и на лестничную площадку, из которой можно спустится на первый этаж к бассейнам.

Камерон уделил особое внимание отделке стен Агатовых комнат. Стены комнат выложены уральским мрамором, щедро украшены яшмой.

Отделка стен Агатовых комнат

холодные бани в царском селе что это. 2. холодные бани в царском селе что это фото. холодные бани в царском селе что это-2. картинка холодные бани в царском селе что это. картинка 2. Царское cело – парадная резиденция великой императрицы, «русский Версаль». Екатерина II задумала тогда поразить пышностью своего царского двора западноевропейских властителей. Расходы на строительство в 1779 году достигли рекордной суммы – около 100 000 рублей в год, и в этих работах было задействовано более 4 000 человек. Начав со сравнительно скромных монументов в парке и небольших перестроек во дворце, императрица все более расширяла сферу своего «архитектурного влияния». Она была нетерпеливой заказчицей и ожидала немедленного воплощения своих многочисленных затей в жизнь. Так Камерон наконец получил уникальную возможность развернуть свои дарования и продемонстрировать понимание классического подхода на практике.Стены Агатовых комнат щедро отделаны самоцветами, яшмой, мрамором, бронзой и другими драгоценными материалами. Орнаменты на стенах изготовлены преимущественно из позолоченной бронзы. Своды комнат щедро украшены лепниной и живописными орнаментами. Напольные покрытия изготовили из экзотических пород деревьев. Кроме яшмы на стенах этих комнат использовался офиокальцит. Это минерал, который относят к мраморам, но на самом деле он более мягкий, с характерным для этого минерала приятным зеленым цветом.

Проекты облицовки комнат второго этажа были подготовлены зодчим весной 1783 года и были представлены Императрице Екатерине на рассмотрение. После некоторых изменений, внесенных в предложенный проект самой императрицей, была выполнена отделка стен яшмой двух кабинетов.

Современность

холодные бани в царском селе что это. 4. холодные бани в царском селе что это фото. холодные бани в царском селе что это-4. картинка холодные бани в царском селе что это. картинка 4. Царское cело – парадная резиденция великой императрицы, «русский Версаль». Екатерина II задумала тогда поразить пышностью своего царского двора западноевропейских властителей. Расходы на строительство в 1779 году достигли рекордной суммы – около 100 000 рублей в год, и в этих работах было задействовано более 4 000 человек. Начав со сравнительно скромных монументов в парке и небольших перестроек во дворце, императрица все более расширяла сферу своего «архитектурного влияния». Она была нетерпеливой заказчицей и ожидала немедленного воплощения своих многочисленных затей в жизнь. Так Камерон наконец получил уникальную возможность развернуть свои дарования и продемонстрировать понимание классического подхода на практике.К сожалению, немецкие оккупанты не пожалели богатую облицовку Агатовых комнат в Холодных банях. Яшма и мрамор, облицовка позолоченной бронзой, бронзовые скульптуры, которые украшали ниши второго этажа этого павильона, были или уничтожены, или вывезены. Бесследно исчезли и яшмовые вазы, бронзовые барельефы и другие декоративные элементы украшения комнат. Но, несмотря на это, большая часть аутентичной отделки стен сохранились до наших дней. Последняя реставрация Агатовых комнат длилась три года и началась в 2010 году. За это время реставраторы выполнили по-настоящему грандиозный объем работ. В 2013 году полностью восстановленные комнаты второго этажа Холодных бань были открыты для посетителей.

Изначально, после завершения последней реставрации, Агатовые комнаты использовались как музейные помещения для проведения временных выставок. На сегодняшний день Холодные бани – это музей, который работает только в летний сезон. По утрам в этом музее проводят организованные экскурсии. Но если бронирования группами на экскурсию нет, то залы этого павильона доступны и для простых посетителей по билетам. Несколько часов в день в комнатах Холодных ванн проводятся интерактивные программы для детей. Чтобы стать участником программы следует предварительно зарегистрироваться. Для обычных посетителей Агатовые комнаты доступны с 14.30 до 18.00.

холодные бани в царском селе что это. vmm. холодные бани в царском селе что это фото. холодные бани в царском селе что это-vmm. картинка холодные бани в царском селе что это. картинка vmm. Царское cело – парадная резиденция великой императрицы, «русский Версаль». Екатерина II задумала тогда поразить пышностью своего царского двора западноевропейских властителей. Расходы на строительство в 1779 году достигли рекордной суммы – около 100 000 рублей в год, и в этих работах было задействовано более 4 000 человек. Начав со сравнительно скромных монументов в парке и небольших перестроек во дворце, императрица все более расширяла сферу своего «архитектурного влияния». Она была нетерпеливой заказчицей и ожидала немедленного воплощения своих многочисленных затей в жизнь. Так Камерон наконец получил уникальную возможность развернуть свои дарования и продемонстрировать понимание классического подхода на практике. холодные бани в царском селе что это. paykeeper. холодные бани в царском селе что это фото. холодные бани в царском селе что это-paykeeper. картинка холодные бани в царском селе что это. картинка paykeeper. Царское cело – парадная резиденция великой императрицы, «русский Версаль». Екатерина II задумала тогда поразить пышностью своего царского двора западноевропейских властителей. Расходы на строительство в 1779 году достигли рекордной суммы – около 100 000 рублей в год, и в этих работах было задействовано более 4 000 человек. Начав со сравнительно скромных монументов в парке и небольших перестроек во дворце, императрица все более расширяла сферу своего «архитектурного влияния». Она была нетерпеливой заказчицей и ожидала немедленного воплощения своих многочисленных затей в жизнь. Так Камерон наконец получил уникальную возможность развернуть свои дарования и продемонстрировать понимание классического подхода на практике. холодные бани в царском селе что это. 88 31 paw7. холодные бани в царском селе что это фото. холодные бани в царском селе что это-88 31 paw7. картинка холодные бани в царском селе что это. картинка 88 31 paw7. Царское cело – парадная резиденция великой императрицы, «русский Версаль». Екатерина II задумала тогда поразить пышностью своего царского двора западноевропейских властителей. Расходы на строительство в 1779 году достигли рекордной суммы – около 100 000 рублей в год, и в этих работах было задействовано более 4 000 человек. Начав со сравнительно скромных монументов в парке и небольших перестроек во дворце, императрица все более расширяла сферу своего «архитектурного влияния». Она была нетерпеливой заказчицей и ожидала немедленного воплощения своих многочисленных затей в жизнь. Так Камерон наконец получил уникальную возможность развернуть свои дарования и продемонстрировать понимание классического подхода на практике.

Полное копирование материалов сайта запрещено. Частичное копирование (не более 30%) разрешено с указанием активной ссылки на страницу материала.

Источник

Холодная баня

Творческая деятельность Ч. Камерона связывается со строительством дворцово-парковых ансамблей Павловска и Царского Села. Скромную задачу — построить в Царском Селе дворцовую баню с купальней и ванной комнатой — Камерон решил с исключительным размахом, создав целостный и законченный архитектурный комплекс — так называемые термы Камерона. В него входят здание Холодной бани Агатовый павильон, галерея-колоннада и Висячий сад с пандусом-спуском в парк. Проект Холодной бани архитектор исполнил в 1779 году. 1780 годом датируется окончание модели здания и начало его строительства. Первый этаж Холодной бани трактован как массивный цоколь верхнего этажа. Он облицован крупными блоками пудостского известняка. Оконные проемы высоко подняты над землей, что вызвано назначением внутренних помещений. Стены второго этажа гладко оштукатурены и украшены статуями и скульптурными медальонами мифологического содержания. Ниши со статуями ритмично чередуются с окнами-дверьми, ведущими на небольшие, слегка выступающие «французские» балконы.

Со стороны Висячего садика второй этаж Холодной бани воспринимается как одноэтажный парковый павильон. Центральная часть его фасада представляет собой открытую овальную ротонду из греко-ионических колонн, увенчанную куполом. Ризалиты обработаны полуциркульными нишами-экседрами и декорированы парными колоннами. Павильон получил название Агатового, так как в отделке его интерьеров использована разновидность яшм, известная под названием «мясной агат».

Разрабатывая проект Холодной бани, Камерон хотел создать подобие римских терм. В первом этаже здания он предусмотрел помещения с бассейном для плавания (фригидарий), с теплой ванной (тепидарий), горячую баню с парильней и комнатой отдыха (кальдарий), комнату массажа, а также служебные помещения для нагрева воды и для прислуги (вход в них сделан из-под аркады Висячего садика).

Апартаменты Агатового павильона Камерон предназначил для отдыха. Богатство их декоративного оформления сочетается с продуманностью и своеобразием каждого отдельного помещения. Стены Большого зала облицованы мрамором. Восемь каннелированных коринфских колонн серовато-розового мрамора поддерживают крестовые своды, украшенные лепкой и живописными вставкам. Мраморные камины, статуи, держащие бронзовые светильники, барельефы, инкрустированные двери и наборные паркеты придают залу исключительную нарядность. По сторонам зала расположены Яшмовый и Агатовый кабинеты, стены и двери которых облицованы уральскими яшмами и агатом и орнаментированы накладами золоченой бронзы. Наряду с применением русских самоцветов Камерон широко использовал в декоративном оформлении интерьеров Холодной бани и Агатового павильона обычные декоративные средства, в особенности скульптуру и лепку.

Большая часть скульптурного оформления Холодной бани принадлежит Ж. Д. Рашетту: им выполнены двенадцать статуй из пудостского известняка, постава в нишах фасада, медальоны на главном фасаде Агатового павильона, многофигное панно для фригидария, изображающие «Кентавра Несса и Деяниру», «Пана и Сирингу», «Алкида и Галатею», «Нептуна и Амфитриту», медальоны в комнате отдыха. Барельефы на садовом фасаде павильона и детали плафона Агатового кабинета исполнил скульптор К. Гофферт. В отделке помещений участвовали лучшие мастера-декораторы, работавшие в Петербурге в 1780-х годах, в их числе «резного и золотарного дела мастер» Ж.Б. Шарлемань, мастер работ из агата и яшмы В. Давыдов, лепщик «дворовый человек» О. Мельников, столярного дела мастер X. Meйер и другие.
В годы войны фашисты устроили в первом этаже Холодной бани конюшни, в большом зале Агатового павильона — клуб.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Рубрики

Фотоальбом

холодные бани в царском селе что это. 5058318 cube 6058322. холодные бани в царском селе что это фото. холодные бани в царском селе что это-5058318 cube 6058322. картинка холодные бани в царском селе что это. картинка 5058318 cube 6058322. Царское cело – парадная резиденция великой императрицы, «русский Версаль». Екатерина II задумала тогда поразить пышностью своего царского двора западноевропейских властителей. Расходы на строительство в 1779 году достигли рекордной суммы – около 100 000 рублей в год, и в этих работах было задействовано более 4 000 человек. Начав со сравнительно скромных монументов в парке и небольших перестроек во дворце, императрица все более расширяла сферу своего «архитектурного влияния». Она была нетерпеливой заказчицей и ожидала немедленного воплощения своих многочисленных затей в жизнь. Так Камерон наконец получил уникальную возможность развернуть свои дарования и продемонстрировать понимание классического подхода на практике.холодные бани в царском селе что это. 5058319 cube image 3. холодные бани в царском селе что это фото. холодные бани в царском селе что это-5058319 cube image 3. картинка холодные бани в царском селе что это. картинка 5058319 cube image 3. Царское cело – парадная резиденция великой императрицы, «русский Версаль». Екатерина II задумала тогда поразить пышностью своего царского двора западноевропейских властителей. Расходы на строительство в 1779 году достигли рекордной суммы – около 100 000 рублей в год, и в этих работах было задействовано более 4 000 человек. Начав со сравнительно скромных монументов в парке и небольших перестроек во дворце, императрица все более расширяла сферу своего «архитектурного влияния». Она была нетерпеливой заказчицей и ожидала немедленного воплощения своих многочисленных затей в жизнь. Так Камерон наконец получил уникальную возможность развернуть свои дарования и продемонстрировать понимание классического подхода на практике.холодные бани в царском селе что это. 5058320 cube j01 5. холодные бани в царском селе что это фото. холодные бани в царском селе что это-5058320 cube j01 5. картинка холодные бани в царском селе что это. картинка 5058320 cube j01 5. Царское cело – парадная резиденция великой императрицы, «русский Версаль». Екатерина II задумала тогда поразить пышностью своего царского двора западноевропейских властителей. Расходы на строительство в 1779 году достигли рекордной суммы – около 100 000 рублей в год, и в этих работах было задействовано более 4 000 человек. Начав со сравнительно скромных монументов в парке и небольших перестроек во дворце, императрица все более расширяла сферу своего «архитектурного влияния». Она была нетерпеливой заказчицей и ожидала немедленного воплощения своих многочисленных затей в жизнь. Так Камерон наконец получил уникальную возможность развернуть свои дарования и продемонстрировать понимание классического подхода на практике.холодные бани в царском селе что это. 5058321 cube image 5. холодные бани в царском селе что это фото. холодные бани в царском селе что это-5058321 cube image 5. картинка холодные бани в царском селе что это. картинка 5058321 cube image 5. Царское cело – парадная резиденция великой императрицы, «русский Версаль». Екатерина II задумала тогда поразить пышностью своего царского двора западноевропейских властителей. Расходы на строительство в 1779 году достигли рекордной суммы – около 100 000 рублей в год, и в этих работах было задействовано более 4 000 человек. Начав со сравнительно скромных монументов в парке и небольших перестроек во дворце, императрица все более расширяла сферу своего «архитектурного влияния». Она была нетерпеливой заказчицей и ожидала немедленного воплощения своих многочисленных затей в жизнь. Так Камерон наконец получил уникальную возможность развернуть свои дарования и продемонстрировать понимание классического подхода на практике.

Всегда под рукой

Конвертер видеоссылок

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

ХОЛОДНАЯ БАНЯ. Екатерининский дворец.

Один из павильонов ансамбля, возведенного Ч. Камероном в непосредственной близости от Екатерининского дворца называют Термы Камерона или «Холодная баня».

холодные бани в царском селе что это. 0bfa74f52e49c02ce790e25d06fcfcc4. холодные бани в царском селе что это фото. холодные бани в царском селе что это-0bfa74f52e49c02ce790e25d06fcfcc4. картинка холодные бани в царском селе что это. картинка 0bfa74f52e49c02ce790e25d06fcfcc4. Царское cело – парадная резиденция великой императрицы, «русский Версаль». Екатерина II задумала тогда поразить пышностью своего царского двора западноевропейских властителей. Расходы на строительство в 1779 году достигли рекордной суммы – около 100 000 рублей в год, и в этих работах было задействовано более 4 000 человек. Начав со сравнительно скромных монументов в парке и небольших перестроек во дворце, императрица все более расширяла сферу своего «архитектурного влияния». Она была нетерпеливой заказчицей и ожидала немедленного воплощения своих многочисленных затей в жизнь. Так Камерон наконец получил уникальную возможность развернуть свои дарования и продемонстрировать понимание классического подхода на практике.

Обо всем ансамбле, хронологии строительства и внешнем оформлении павильона читайте здесь.

Холодная баня — редкий в истории русской архитектуры образец здания, в самом плане которого нашла отражение идея следования античным образцам. Разрабатывая проект Холодной бани, Ч. Камерон, по-видимому, исходил из плана терм Константина, уничтоженных в начале XVII века и известных по обмерам А. Палладио.

Понятие «холодные бани» и должно было заменить термин «термы», которым (в отличие от обычной бани) в античном Риме можно обозначить особые культурные и архитектурные комплексы.

В термах римлян были комнаты для массажа, различные вестибюли, бани с сухим и влажным паром, галереи для прогулок, помещения для картин и скульптур. Для отопления и нагрева воздуха использовались сводчатые печи, от которых горячий воздух по каналам поступал к полым стенам. В число помещений этих терм входили

В Царском Селе подобные термы создавались в виде небольшого комплекса для купания, отдыха и прогулок только самой императрицы Екатерины II и, возможно, ее ближайшего окружения. Почетное задание на архитектурное проектирование такого античного сооружения и было поручено Чарльзу Камерону, которого, несомненно, вдохновляла возможность создания здесь подобных сооружений в классическом стиле. То, что в царскосельской Холодной бане архитектор попытался воспроизвести планировку римских терм, подтверждают и документы.

Здание Холодных бань и Агатовых комнат требует постепенного осмотра, как и весь ансамбль Терм в целом. Оно двухэтажное, прямоугольное в плане, сориентировано по сторонам света, точнее — углы здания обращены на север, юг, запад и восток, как это делалось в римских термах. В Риме это нужно было для того, чтобы в помещениях не было слишком жарко, а здесь, на севере России,— для лучшего освещения.

В первом этаже расположены собственно бани, во втором — помещения для отдыха, в ходе строительства получившие название Агатовых комнат. Особенно наряден главный фасад— со стороны Висячего сада. Отсюда здание воспринимается небольшим одноэтажным парковым павильоном.

Комнаты в нижнем этаже, характерные для бань в римских термах, повторяли их в миниатюре. Здесь находятся как помещения для всех видов омовений, так и другие, требуемые банным ритуалом. По мере прохода в бани здесь были расположены следующие помещения:

Все комнаты Холодных бань имели сводчатые потолки, были хорошо освещены. В каждой комнате поставили «машину для растворения окна». Темными были только помещения, отделенные от бань стеной,— гипокауст, где нагревалась вода. Сюда через вход под Висячим садом входила прислуга.

Была тщательно продумана система подвода и стока воды: чистая вода (видимо, из своего источника или от Таицкого водовода) сначала накапливалась в специальном колодце и насосами по свинцовым трубам (или вручную ведрами) подавалась наверх в гипокауст, где она затем в трех сосудах нагревалась до определенной температуры и подавалась в бассейн. Сток воды производился по трубе большого диаметра самотеком по склону холма в канал. О ее устройстве упоминается в его отчете о ходе работ в 1786 году: «. водопровод с колодцем, ящиком и насосами окончан, осталось только изготовленные уже свинцовые трубы положить на места».

Вода накапливалась в специальном колодце и насосами подавалась наверх по свинцовым трубам, проложенным под Висячим садом, она поступала в гипокауст, подогревалась в трех сосудах до определенной температуры и подавалась в бассейны. Для стока и отвода воды изготовили трубу большого диаметра и проложили ее под Цветочным садиком, по склону холма вода по трубе шла самотеком в сторону канала. Все сделали удивительно просто, экономично и удобно.

Важно отметить, что Камерон старался максимально учесть технические и эстетические особенности римских терм, предлагая изысканную внутреннюю отделку и убранство Холодных бань и Агатовых комнат, а также надежное инженерное обеспечение комплекса, насколько это позволяла смета затрат. Вместе с тем не следует упускать из виду, что в работах над термами в Царском Селе могли в определенной мере помочь и привлеченные знатоки своего дела, Илья Неелов и Иосиф (Джузеппе) Минчаки, которые параллельно построили Баболовский дворец.

По первоначальному замыслу помещения бани должны были иметь роскошную отделку. В Государственном Эрмитаже хранятся чертежи Камерона — разные варианты отделки бань. В первом варианте он предложил облицевать все стены мрамором, мраморными сделать бассейны и лестницу. В купальном зале предполагался беломраморный пол и бассейн с бронзовыми орнаментами и над ним — балдахин на золоченных фаянсовых колонках; здесь и в других помещениях были задумана роспись фигурами и орнаментами стен и потолка, отделка из искусственного мрамора с резьбой и позолотой, наборной двери из “цветных дерев” с использование перламутра.

Но Камерону трижды приказывали переделывать проекты и сметы, резко сокращал расходы, в результате их уменьшили почти в десять раз. Огромные творческие усилия архитектора, вложенные в проект, были напрасными. В поисках выхода из создавшегося затруднительного положения Камерон в 1785 году обратился к Екатерине II с вопросами, каким должно быть убранство Холодных бань. Архитектор спрашивал: «Из чего угодно сделать колонны под балдахин?» Екатерина ответила: «Не нужно вовсе ни балдахин, ни колонны, ни стен не убирать».

В связи с этим следует заметить, что на любимое сооружение, каким являлись Холодные бани, Екатерина II израсходовала огромную по тому времени сумму — 463 560 рублей. Желание сократить расходы на художественную отделку помещений первого этажа вовсе не означало отсутствия денег в казне: деньги нужны были императрице на другие цели. Известно, с какой щедростью она ежегодно раздавала Потемкину, Орловым и многим другим приближенным сотни тысяч, рублей «на известные им употребления». Распоряжение императрицы о сокращении расходов на отделку Холодных бань вынудило Камерона трижды пересмотреть смету и внести изменения в проект, исключив всю художественную отделку, оставив лишь два мраморных камина. Отпала дорогая облицовка стен. Наборные цветные паркеты и двери заменили простыми дубовыми. Двери выкрасили белой масляной краской. Стоимость работ по отделке первого этажа снизилась с 22 270 до 2 520 рублей. Из мрамора сделали только два камина — во фригидарий и тепидарии, ванну изготовили оловянную, двери вместо наборных, из ценных пород дерева, сделали дубовые. Стены только в некоторых комнатах облицевали искусственным мрамором.

Сокращение сметы создавало трудности и для мастеров-исполнителей, вынужденных приспосабливаться к неожиданным переменам. Интерьеры отделывали русские и иностранные мастера декоративного искусства. Лепные и штукатурные работы во многих помещениях вел Осип Мельников, скульптурный декор выполнял лепного дела подмастерье Василий Макаров. В обработке мраморных фрагментов декора участвовал Иван Семенов.

С ним же работали еще два государственных крестьянина — «вольные камнетесы» Осип Маландин и Алексей Кочетов. В 1784 году они подписали контракт, обязавшись выполнить работы по их специальности на строительстве Исаакиевской церкви в Петербурге. Вскоре мастера узнали, что в Царском Селе имеется такая же работа, но на более выгодных условиях. И они отправились туда, Однако для осуществления задуманного имелось препятствие. При выезде из Петербурга без документов они могли быть задержаны на заставе, как беглецы. Маландин и Кочетов поступили хитро. Обратившись к администрации строительства, они попросили отпуск для свиданиями с семьями, проживающими в деревне. Получив разрешение, мастера отправились в Царское Село и поступили на строительство Холодных бань.

Давно уже кончилось время отпуска, а камнетесы и не думали возвращаться в Петербург. В Конторе Исаакиевской церкви каким-то образом узнали об истинном причине невозвращения отпускников. В Царское Село послали гонца с грозным письмом, в котором, в частности, говорилось: «Осип Маландин и Алексей Кочетов, польстясь получить большую плату, вступили в работу к подрядчику Давыдову. » Контора требовала, отобрав у них паспорта, под конвоем, препроводить их в Петербург, к месту прежней работы для наказания, чтобы «дурной» поступок не был соблазнительным для других. Царскосельская контора ответила: «Да, таковые действительно работали на строительстве Холодной бани, но давно уже уволены и неизвестно где находятся» хотя мастера еще длительное время продолжали здесь трудиться.

Убранство яшмовых кабинетов производилось по руководством каменного дела мастера Ивана Балакшина. Подрядчиком был Василий Давыдов. Так как Давыдов брал подряды на мраморные и каменные работы, можно предположить, что он имел квалификацию мастера по камню.

Для паркетов были использованы готовые полы, выполненные столярного дела мастером X. Мейером по проектам Ю. Фельтена для дома А. Ланского, строившегося тогда на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге и из-за смерти Ланского оказавшиеся невостребованными.

За стеной этих комнат находятся эффектно спланированные сводчатые служебные помещения которые освещались через огромные окна, выходящие под своды Висячего сада. Стены здесь оштукатурены, полы выложены из путиловской плиты.

За входом в Термы Камерона из-под сводов Висячего сада начинается коридор, по сторонам которого в XVIII веке располагались служебные помещения: комнаты для прислуги, кладовые для хранения масел и различных банных принадлежностей. Здесь же размещались печи и котлы для нагревания воды

Сегодня мы входим в комнаты первого этажа через хозяйственные помещения, за которыми располагается не предусмотренная в римских термах, но традиционная для России горячая баня (русская баня, русская парная) — небольшое помещение, ранее имевшее деревянный потолок, простой дощатый пол и обшитые деревом стены. Назначение парной предопределило ее скупое функциональное решение.

Ч. Камерон не имел представления об устройстве русской бани и для ее создания обратился за помощью в Контору строений. Работа была поручена архитектору И. В. Неелову, который представил заказчикам смету в октябре 1785 года. Согласно его проекту в середине XIX в. в южном углу комнаты поставили печь, на решетчатом своде которой было сложено 250 пушечных ядер; их поливали водой для образования горячего пара. От нее по всему зданию подавался подогретый воздух по каналам расположенных в стенах. Система подачи воды в баню состояла из водопровода, колодца, ящика с насосами свинцовых труб. Вода накапливалась в колодце, насосами подавалась наверх по трубам, проложенным под Висячим садом поступала в помещение с котлами и подогревалась с трех сосудах до определенной температуры, а затем подавалась в цистерны и бассейн. В углу напротив находился полок из липовых досок, скамейки и баки для воды. Подогретая вода поступала из комнаты, расположенной за стеной.

Путь следования по Термам Камерона подчинялся сложившемуся в древнеримской практике закону постепенного снижения температуры от помещения к помещению — от русской парной к Купальной комнате.

Баня сохранялась до 1941 года. В годы Великой Отечественной войны она была уничтожена. На остальной половине первого этажа Холодных бань, расположенной за юго-западной стеной, находились комнаты вспомогательного характера: для прислуги, кладовые для хранения масел и различных банных принадлежностей.

Угловой кабинет — квадратное в плане помещение с полуциркульной нишей — использовался для массажных процедур. Квадратная комната служила предбанником, т. к. в следующем помещении находилась Русская баня. По своему размеру, форме и архитектурному оформлению Угловой кабинет повторяет Отдыхательную комнату, с той лишь разницей, что здесь нет камина. Украшением небольшого кабинета стали четыре мраморные колонны с коринфскими капителями и лепные медальоны на мифологические сюжеты на парусах сводов.

Рядом с “фригидарием” расположен “тепидарий” (“теплая баня”) или Ванная комната с ванной для теплой воды (не сохранилась), которая сообщалась с “отдыхательной” и комнатой для массажа.

В просторном сводчатом помещении, расположенном рядом и освещаемом большим полуциркульным окном, — Ванной комнате — прежде находилась ванна для купания в теплой воде. Две двери вдоль ее северо-восточной стены соединяли Ванную комнату с Угловым кабинетом и Купальным залом. Наряду с действующими у противоположной стены комнаты были устроены две ложные двери. Стены Ванной были оштукатурены и окрашены; единственным украшением их стали профилированные рамки, членящие плоскости стен на филенки, и лепные декоративные вазы высокого рельефа, размещенные над дверями.

В XIX веке в Ванной комнате был установлен камин светло-серого мрамора.

холодные бани в царском селе что это. f7136fcc366f14ea5abe66f02576ea55. холодные бани в царском селе что это фото. холодные бани в царском селе что это-f7136fcc366f14ea5abe66f02576ea55. картинка холодные бани в царском селе что это. картинка f7136fcc366f14ea5abe66f02576ea55. Царское cело – парадная резиденция великой императрицы, «русский Версаль». Екатерина II задумала тогда поразить пышностью своего царского двора западноевропейских властителей. Расходы на строительство в 1779 году достигли рекордной суммы – около 100 000 рублей в год, и в этих работах было задействовано более 4 000 человек. Начав со сравнительно скромных монументов в парке и небольших перестроек во дворце, императрица все более расширяла сферу своего «архитектурного влияния». Она была нетерпеливой заказчицей и ожидала немедленного воплощения своих многочисленных затей в жизнь. Так Камерон наконец получил уникальную возможность развернуть свои дарования и продемонстрировать понимание классического подхода на практике.

Неосуществленный проект Ч. Камерона

Самое просторное и светлое помещение первого этажа — Купальный зал с двумя полуциркульными окнами и четырьмя дверями — перекрыт двойным крестовым сводом. Это простое по архитектурному решению, светлое помещение с круглым бассейном в центре.

Согласно первому проекту Камерона Купальный зал или “фригидария” с бассейном должен был выглядеть особенно нарядно и поражать золотом лепных украшений на перекрытиях, а также богатой отделкой стен из искусственного мрамора, расписанных орнаментами. Предполагалось установить над бассейном роскошный балдахин на фаянсовых колоннах с золочеными бронзовыми орлами. в Купальном зале пол предполагалось настелить белым мрамором, потолок расписать орнаментами и «кофрами» (иллюзорными сводами), карниз покрыть резьбой и живописью, а облицованные искусственным мрамором стены — «фигурами». Обе угловые комнаты должны были иметь «пребогатый цветной — штучный паркет», роспись с фигурами и орнаментами на стенах, мраморные колонны и камины, вызолоченные карнизы и фризы из стюка, двери наборного дерева с перламутром.

Представив проект отделки, Камерон сразу же приступил к его осуществлению. Однако этот проект императрица отклонила; Камерону удалось отстоять лишь часть своего первоначального замысла и декорировать зал рельефными композициями на сюжеты мифов, связанных с водной стихией. Стены и своды перекрытий оштукатурили, пол Купольного зала выложили дубовым паркетом и в дополнение к сдержанному рельефному декору стен установили окрашенные в белый цвет двери.

Украшением зала служили мраморный камин и скульптура в виде больших полукруглых барельефов и сплошь опоясывающих стены по периметру маленьких круглых и прямоугольных композиций. Они были исполнены Ж. Д. Рашеттом при участии мастера Маклоуда, выполнявшего часть отливок по формам Ж.-Д. Рашетта. Скульптурный фриз, составленный из 12 прямоугольных панно, чередующихся с круглыми медальонами, включает сюжеты «Туалет Венеры», «Галатея и Нептун», «Купающиеся наяды», «Триумф Амфитриты», а также аллегории рек и озер, изображение купальщиц и музы Эвтерпы. Под сводами расположены крупные барельефные панно с многофигурными композициями: на юго-восточной стене — «Акид и Галатея», на юго-западной — «Пан и Сиринга» и «Кентавр Несс и Деянира». На 18 круглых барельефах: Амфитрита в окружении нереид, тритонов, дельфинов и амуров, а также музу Эвтерпу.

холодные бани в царском селе что это. 953ceba26c3f4d95b7d8bd5c5d4a186c. холодные бани в царском селе что это фото. холодные бани в царском селе что это-953ceba26c3f4d95b7d8bd5c5d4a186c. картинка холодные бани в царском селе что это. картинка 953ceba26c3f4d95b7d8bd5c5d4a186c. Царское cело – парадная резиденция великой императрицы, «русский Версаль». Екатерина II задумала тогда поразить пышностью своего царского двора западноевропейских властителей. Расходы на строительство в 1779 году достигли рекордной суммы – около 100 000 рублей в год, и в этих работах было задействовано более 4 000 человек. Начав со сравнительно скромных монументов в парке и небольших перестроек во дворце, императрица все более расширяла сферу своего «архитектурного влияния». Она была нетерпеливой заказчицей и ожидала немедленного воплощения своих многочисленных затей в жизнь. Так Камерон наконец получил уникальную возможность развернуть свои дарования и продемонстрировать понимание классического подхода на практике.

В начале 1860-х годов встал вопрос «об устройстве ванны под Агатовыми комнатами в Старом дворце». Подряд на работу достался Францу Сан-Галли, и составленная им 30 июня 1862 года смета на установку ванны в нижнем этаже Агатовых комнат была представлена Царскосельскому дворцовому правлению.

Заводчик сумел показать быстроту и высокое качество выполпенния доставшегося ему заказа. Объем предстоящих работ был достаточно обширный. Прежде всего нужно было подготовить нижний этаж под установку дубовой ванны. Были сняты паркетные полы, вырыто под ванну соответствующее углубление, в стенах пробили отверстия для прокладки труб. Была сломана старая печь и сложена новая «шведская» с мраморной нижней частью и медными дверцами. В двух окнах были поставлены новые рамы с матовыми стеклами в нижней их части. После установки дубовой ванны «с золотниками и кранами, дубовою лестницей, баллюстрадой и поручнем» вновь настелили паркетный пол, оштукатурили и покрасили стены в местах их пробивки для проводки труб.

холодные бани в царском селе что это. 1b065578dbfe739fb8e964ad143633c0. холодные бани в царском селе что это фото. холодные бани в царском селе что это-1b065578dbfe739fb8e964ad143633c0. картинка холодные бани в царском селе что это. картинка 1b065578dbfe739fb8e964ad143633c0. Царское cело – парадная резиденция великой императрицы, «русский Версаль». Екатерина II задумала тогда поразить пышностью своего царского двора западноевропейских властителей. Расходы на строительство в 1779 году достигли рекордной суммы – около 100 000 рублей в год, и в этих работах было задействовано более 4 000 человек. Начав со сравнительно скромных монументов в парке и небольших перестроек во дворце, императрица все более расширяла сферу своего «архитектурного влияния». Она была нетерпеливой заказчицей и ожидала немедленного воплощения своих многочисленных затей в жизнь. Так Камерон наконец получил уникальную возможность развернуть свои дарования и продемонстрировать понимание классического подхода на практике.

Ванна заполнилась водой из специального бака, обложенного свинцом, вмещающего 600 ведер воды и снабженного «очистительным аппаратом» для очистки воды. Вокруг была сооружена деревянная стенка, обитая войлоком и по нему оштукатуренная Для нагрева воды был изготовлен медный котел откуда вода по свинцовым трубам подавалась в ванну. Кстати, все трубы для ваодоснабжения были сделаны из свинца. Помимо ванны был еще устроен душ. Водя из ванны отводилась в специальный колодец, вырытый для этой цели.

Через сорок лет, когда возник вопрос о капитальном ремонте нижнего этажа Агатных комнат, вновь обратились к заводу Сан-Галли. Он был привлечен для работы «по возобновлению водопроводных устройств Агатовых комнат в прежнем виде». В декабре 1902 года заводом было сделано «заявление на работу», составлена смета на сумму 2519 руб. 58 коп., а также был выполнен соответствуюющий чертеж.

Но на этот раз произошла непонятная история. Контроль Императорского двор обратил внимание, что в «указанном заявлении» сделана приписка об отказе завода «от ответственности за удовлетворительное действие системы водопроводных систем». Данная приписка Царскосельским дворцовым правлением «была оставлена без разъяснения». Контролю было непонятно, чем был вызвана «означенная оговорка Сан-Галли, если, «судя по чертежам. существующая система водопроводов, в особенности после ее исправления может действовать удовлетворительно, и в прежнее время ею несомненно пользовались». Действительно непонятно, почему Ф. Сан-Галли, который никогда не боялся брать ответственность за свою работу, в данном случае отказался от гарантий качества. Возможно, он не верил в действие предлагаемой водопроводной системы.

Из-за отказа Сан-Галли взять на себя ответственность за нормальную работу водопроводной системы, Контроль посчитал, что «при действительном исполнении работ», необходимо обратиться к другим «солидным» фирмам, а в целях уменьшения стоимости работ устроить между ними торги, чтобы здоровая конкуренция определила достойного.

В годы Великой Отечественной войны в Купальном зале была устроена конюшня; бассейн был разломан, многие двери уничтожены, от полов остались лишь обломки. В 1949 и 1990 годах в зале прошли реставрационные работы.

Небольшое помещение с одним полуциркульным окном и огромной нишей с полуциркульным завершением располагалось рядом с Купальной комнатой и служило местом отдыха после различных процедур. По своему размеру, форме и архитектурному оформлению Отдыхательная комната повторяла отделку Углового кабинета и почти целиком была занята «античным ложем».

Отдыхательная комната не получила той художественной отделки, которую вначале предлагал Ч. Камерон:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *