Что воруют в каршеринге
Золотая жила: что воруют из автомобилей каршеринга
И почему пропажа ковриков может привести к аварии
В Москве задержали злоумышленника, который воровал подушки безопасности из автомобилей каршеринга. Также популярностью у воров пользуются катализаторы. Эксперты предупреждают: даже отсутствие оригинальных ковриков в машине может быть опасным для арендатора. Как операторы каршеринга борются с воровством, выясняли «Известия».
Подушки в опасности
Столичные правоохранительные органы задержали мужчину, который воровал подушки безопасности из каршеринговых автомобилей. Злоумышленник действовал по стандартной схеме: завел несколько подпольных аккаунтов, чтобы арендовать автомобили Volkswagen Polo. О дальнейшей судьбе подушек не сообщается, но, как правило, их продают через интернет.
К примеру, водительская подушка безопасности для Hyundai Solaris стоит 4 тыс. рублей, пассажирская — 6 тыс. рублей. На Kia Rio разброс цен больше: 4–13 тыс. рублей. Подушки для VW Polo обойдутся в 4–10 тыс. рублей.
Что крадут из каршеринга
Машины каршеринга то и дело лишаются «запасок», а также знаков аварийной остановки. Ранее из автомобилей постоянно исчезали провода от зарядки телефонов. В результате компании отказались от этого удобного аксессуара в автомобилях.
В 2018 году каршеринг BelcaCar привел любопытную статистику того, что было украдено из машин. Лидируют щетки для очистки автомобилей от снега — оператор недосчитался 2100 штук. Кроме того, исчезло 18 тыс. л омывающей жидкости. Из автомобилей вытащили 146 аккумуляторов, 97 ковриков, девять магнитол, семь рулей, 14 передних сидений и одно заднее.
Один автомобиль почти украли — угонщики доехали до границы с Абхазией, где их ждали оперативники.
«Машина как бы едет, но рычит»
Еще одна золотая жила для злоумышленников — катализаторы. В них содержатся драгметаллы — платина, палладий и родий, за которые можно выручить неплохую сумму.
Один из самых громких случаев произошел в Санкт-Петербурге, где местный житель брал в аренду автомобили каршеринга, пригонял в знакомый сервис и там снимал катализаторы. Ущерб оператора составил 1 686 000 рублей.
Факт срезанного катализатора при желании можно скрыть, поставив «обманку», тогда индикатор check engine на приборной панели гореть не будет. Впрочем, на каршеринговых машинах так делают не всегда. Именно такой Kia Rio с горящим «чеком» попался автомобильному журналисту Петру Баканову в начале октября.
«Я позвонил оператору и предупредил о случившемся. И мне честно, что называется, на голубом глазу, оператор признается, что у машины вырезан катализатор, — поделился с «Известиями» Баканов. — Если мне оператор говорит такое, то машину сознательно выпустили на линию».
Специалисты компании YouDrive — ей принадлежит автомобиль — уверили Баканова, что сотрудник парка, выпустивший машину на линию, получил штраф и выговор. Такие же меры, по их словам, были предприняты в отношение сотрудника клиентской поддержки, которая не предложила остановить аренду. Также в компании отчитались, что машина исправна.
Однако буквально через пару дней этот же Kia Rio арендовал другой автомобильный журналист, Игорь Сирин. У автомобиля снова горел check engine.
«Машина как бы едет, но рычит, металлический звон такой был. Я написал на фейсбуке пост, отправил претензию на горячую линию. Через неделю они мне ответили, что да, информация принята к сведению, извините», — рассказал Сирин.
В компании You Drive отказались комментировать корреспонденту «Известий» инцидент, сославшись на болезнь сотрудника. Дальнейшие попытки прояснить ситуацию успехом не увенчались и были встречены неодобрительно.
Попал в ДТП из-за ковриков
Даже отсутствие в машине такой казалось бы несущественной детали, как оригинальные коврики, может привести к аварийной ситуации.
«Я несколько лет назад арендовал Renault Logan опять же у компании YouDrive, где на водительском месте оказался установлен неродной коврик с внештатными креплениями, поломанными, кстати. На парковке у меня заела в нажатом положении педаль газа при коробке «автомат». Я задел две машины», — рассказал Петр Баканов. Он позвонил в компанию Renault, и там подтвердили, что не рекомендуют использование неродных ковриков для Logan именно из соображений безопасности.
Камеры не помогут
Разумеется, каршеринговые компании стараются бороться с воровством в своих машинах. Один из представителей рынка каршеринга рассказал, что любой автомобиль, сдающийся в поминутную аренду, проходит осмотр и обслуживание сильно чаще, чем личный автотранспорт. Поэтому изменение в конструкции заметят быстро. Кроме того, в машинах установлены и камеры, и телематическое оборудование, которое фиксирует любые отклонения систем или, например, уровни жидкостей.
«Мы используем общий скоринг и вторичные показатели, когда анализируется база клиентов и происходит последующая блокировка. Мы можем, например, считать вероятности. Если в базе данных видно, что человек курил в автомобиле, что-то воровал, то вероятность того, что он украдет, например, кресло, будет равняться определенному количеству процентов. Сейчас мы и занимаемся этим анализом», — поделилась с «Известиями» соосновательница каршерингового сервиса BelkaCar Екатерина Макарова.
«В редких случаях хищений в крупных размерах подключаются и правоохранительные органы, и служба информационной безопасности. Каршеринговые компании видят в режиме реального времени все передвижения автомобиля и его локацию. Поэтому поимка преступников — вопрос достаточно быстро решаемый. Прецеденты такие есть, с раскрытием преступных группировок и их уголовным наказанием впоследствии», — рассказал источник на рынке каршеринга.
Однако далеко не каждая кража заканчивается судом и большим материальным ущербом для компании. Обычно клиентов-воров штрафуют и отключают от сервиса.
Как каршеринговые компании защищаются от краж из автомобилей
Достаточно часто пользователи каршеринговых автомобилей жалуются на отсутствие в машинах щеток для чистки от снега или незамерзайки. Некоторые не могут досчитаться аккумуляторов, рулей и даже сидений. В итоге водители садятся в машины без необходимых для комфортной и безопасной езды аксессуаров. Для того чтобы избежать случаев кражи, операторам каршеринга посоветовали установить скрытые камеры. О том, как сейчас борются с воришками в автомобилях сервисов краткосрочной аренды, читайте в материале портала Москва 24.
Фото: Портал мэра и правительства Москвы
Анализируй данные
Сооснователь каршеринговой компании BelkaCar Екатерина Макарова в беседе с порталом Москва 24 рассказала, что для пресечения воровства специалисты используют анализ данных и последующую блокировку пользователей.
«Мы используем общий скоринг (программа, которая в реальном времени оценивает все возможные риски, используя имеющиеся данные о клиенте. – M24) и вторичные показатели, когда анализируется база клиентов и происходит последующая блокировка. Надо собирать данные и работать с данными. Мы можем, например, считать вероятности. Если в базе данных видно, что человек курил в автомобиле, что-то воровал, то вероятность того, что он украдет, например, кресло, будет равняться определенному количеству процентов. Сейчас мы и занимаемся этим анализом», – пояснила Макарова.
Фото: Портал мэра и правительства Москвы
Служба безопасности каршеринга
В пресс-службе «Делимобиль» и Anytime порталу Москва 24 рассказали, что всеми случаями краж из автомобилей занимается собственная служба безопасности.
«Что касается краж и недобросовестных клиентов, у всех крупных операторов есть службы безопасности, мы это все фиксируем. Все машины включают большое количество телематического оборудования, датчики, по которым все видно, сколько бензина в автомобиле, кто пытается открутить руль или снять сидение. Есть также «горячие кнопки» полиции, – пояснила собеседница. – Если в машину, которая не находится под арендой, старается проникнуть злоумышленник или пытается что-нибудь скрутить, то срабатывает сигнализация, туда направляется наряд полиции, и подъезжает служба безопасности».
По поводу установки камер в салонах автомобилей в компаниях заявили, что пока рассматривают это предложение. «У нас есть чисто техническое опасение, что необходимо будет хранить весомый видеоконтент с камер и как-то все это организовать. А второй момент – этический, готовы ли пользователи к скрытым камерам», – добавила представитель пресс-службы компаний.
Фото: Портал мэра и правительства Москвы
Камеры и бизнес-модель
Автомобили еще одного из крупнейших городских операторов «Яндекс.Драйв» устанавливают в салоне машин именно камеры для защиты водителей и имущества автомобиля.
«Для безопасности пользователей автомобили в Драйве оборудованы камерами и видеорегистраторами. Записи с них могут помочь в случае неприятностей на дороге или при разборе ДТП. Кроме того, камеры фиксируют нанесение ущерба автомобилям, что позволяет нам выявлять пользователей, которые нарушают правила сервиса», – говорится на сайте сервиса.
А вот генеральный директор сервиса YouDrive Борис Голиков рассказал порталу Москва 24, что мелкие кражи из автомобилей включены в бизнес-модель. «Кражи включены в бизнес-модель, от этого не застрахуешься», – посетовал он.
С 2017 года к основным маркам добавили некоторые модели премиальных автомобилей: Mercedes-Benz, BMW, Audi, Porshe, Genesis, Jaguar. Также на улицы выпустили первую партию электрокаров BMW i3. В конце прошлого года для пользователей добавили грузовые фургоны. Стоимость аренды составляет от трех до 24 рублей в зависимости от типа автомобиля. Также у многих есть почасовые и суточные тарифы.
Что еще могут своровать
В наше время не редкостью стала кража и последующая продажа аккаунтов пользователей каршеринга. В итоге за руль садятся несовершеннолетние, пьяные или просто водители без прав и гоняют по дорогам на большой скорости. А многотысячные штрафы приходят реальным людям, которые и не подозревали, что их имя и фамилия попали в базу злостных нарушителей.
Один из последних случаев произошел в Санкт-Петербурге. Тогда сотрудники ГИБДД остановили автомобиль каршеринга, которым управлял девятиклассник. Юный водитель рассказал полиции, что купил чужой профиль за 250 рублей. Если бы школьник попал в ДТП, ущерб пришлось бы возмещать реальному владельцу аккаунта.
Но борьба с недобросовестными водителями все-таки ведется. У некоторых операторов есть система верификации пользователей. Мобильное приложение при каждой поездке запрашивает селфи с определенным жестом руками в режиме онлайн. Защититься можно и самим пользователям: не доверять сторонним приложениям, не верить различным спамам, не ставить приложения из непроверенных источников. Эксперты также советуют не привязывать свою основную банковскую карту к приложению каршеринг-сервиса, а лучше завести еще один счет с суммой, которой будет хватать на одну-две поездки.
Как воруют в каршеринге
В Москве полиция поймала людей, воровавших из машин поминутной аренды подушки безопасности. Операторы каршерингов признаются, что из автомобилей несут все, что можно. Но особое внимания воры уделяют дорогостоящим катализаторам.
Вор под чужими аккаунтами
Крадун подушек безопасности из каршеринга использовал несколько купленных в даркнете левых аккаунтов по которым арнедовал машины модели Volkswagen Polo. Подушки легко можно сбыть в интернет. Например, водительская подушка безопасности для Hyundai Solaris стоит 4 тыс. рублей, пассажирская — 6 тыс. рублей. Kia Rio 4–13 тыс. рублей. Подушки для VW Polo обойдутся в 4–10 тыс. рублей.
Что несут из каршеринга
В 2018 году каршеринг BelcaCar привел любопытную статистику краж. Больше всего оператор недосчитался щеток для очистки автомобилей от снега – 2100 штук. Также исчезло 18 тыс. литров омывающей жидкости. Из машин вытащили 146 аккумуляторов, 97 ковриков, 14 передних сидений и одно заднее, девять магнитол, семь рулей.
Один автомобиль почти украли — угонщики доехали до границы с Абхазией, но их задержали оперативники МВД.
Золотой катализатор
Самое ценное для злоумышленников — катализаторы. В них содержатся драгметаллы — платина, палладий и родий, за которые можно выручить неплохую сумму. В Санкт-Петербурге где местный житель во время аренды каршеринга, пригонял машины в сервис друзей и там снимал катализаторы. Ущерб оператора составил 1 686 000 рублей.
Смертельно-опасные коврики
Даже отсутствие в машине оригинальных ковриков, может привести к аварийной ситуации. Например, неправильная форма коврика, может заблокировать педаль, что приведет к аварии. Подобные случаи описывали журналисты, когда педали газа мешал коврик, что привело к столкновению с другими машинами.
Каршеринговые компании стараются бороться с воровством в своих машинах. Любой автомобиль, сдающийся в поминутную аренду, проходит осмотр и обслуживание чаще, чем личный автотранспорт. Кроме того, в машинах установлены камеры, телематическое оборудование, которое фиксирует любые отклонения систем или уровни жидкостей.
Что не покажут камеры в машинах
В редких случаях при истематических хищениях в крупных размерах подключаются правоохранительные органы и служба информационной безопасности. Каршеринговые компании видят в режиме реального времени все передвижения автомобиля и его локацию. Поимка преступников – вопрос решаемый. Прецеденты с раскрытием преступных группировок и их уголовным наказанием есть, сообщил PRO Шеринг источник в одной из каршеринговых компаний. Однако чаще всего клиентов-воров штрафуют и отключают от сервиса.
Не имей сто рулей
Но самым исключительным случаем в прошлом году (да и, наверное, вообще за всю историю нашего каршеринга) стала нелегальная поездка компании арендаторов. в Абхазию. Дело в том, что на машинах московского каршеринга разрешается ездить только в пределах Подмосковья и части Калужской области (в некоторых компаниях). Каково же было удивление службы безопасности, когда GPS-сигнал одной из машин внезапно пропал в Московской области и через несколько часов вдруг появился под Ростовом-на-Дону. Представители каршеринга и полиция «засекли» беглецов, но все равно решили подождать, куда они в итоге поедут. Рванули, как выяснилось уже на границе, в Абхазию. Там их уже ждали правоохранители с собаками. Угонщики были задержаны.
По пути они умудрились не только тщательно содрать с легковушки фирменную оклейку каршеринга, но еще и для отвода глаз прилепили на заднее стекло модный у автомобилистов стикер «На Берлин!».
На территории Краснодарского края работает пять каршеринговых компаний, и нарушения в их работе аналогичны. Так, часто подростки пытаются зарегистрироваться по документам более старших родственников, а лишенные прав за вождение в нетрезвом виде покупают аккаунты. Причем в последних часто используются украденные документы и купленные в переходе сим-карты без указания имени владельца. Нередко, попав в ДТП, водитель попросту пытается скрыться.
В Санкт-Петербурге действуют восемь каршеринговых сервисов, и в сводки происшествий их машины попадают как минимум раз в неделю. Самым громким стало ДТП в декабре, когда пьяный мужчина за рулем арендованного автомобиля протаранил три машины. А летом прошлого года школьники украли аккаунты пользователей каршерингового сервиса и угнали два автомобиля. Подростков задержали во время ночной поездки по городу.
Как десятки тысяч россиян «разводят» операторов каршеринга.
Как и в любом виде деятельности, в бизнесе поминутной аренды автомобилей так же есть мошенники, стремящиеся если не покататься на халяву, то заработать деньжат. Изощренные схемы незаконного завладения транспортным средством и вымогательства денежных средств у компаний под благовидными предлогами, конечно же пресекаются каршеринговыми операторами. Но, как говориться, если есть спрос, то есть и предложения. На что идут россияне, пытаясь нажиться на услугах каршеринга, выяснил портал «АвтоВзгляд».
Желание пользоваться автомобилем и не платить штрафы; сесть за руль раньше сверстников без обучения в автошколе или подшофе; плохая репутация у операторов данного вида услуг — все это стало причиной того, что в интернете появилось полно продавцов фальшивых аккаунтов. И судя по тому, что творят на дорогах водилы арендных автомобилей, подобная услуга пользуется спросом.
ФАЛЬШИВКИ
По некоторым данным, доля фальшивых аккаунтов в приложениях каршеринга составляет 20%, а число зарегистрированных пользователей сервисов поминутной аренды автомобилей, по статистике Сбербанка, например, в декабре 2018 года во всей стране составляло 229 000 человек. Иначе говоря, 45 800 пользователей каршеринга — это в прямом смысле обманщики, терроризирующие не только операторов, но и рядовых граждан. С учетом того, что данный вид сервиса в России и, в частности, в Москве растет, как на дрожжах, пропорционально множатся и мошенники, желающий покататься с ветерком за чужой счет, и те, кто зарабатывает на этих самых любителях переступать закон. Схема мошенничества проста.
На украденные документы регистрируются аккаунты в каршеринговых сервисах. Причем документы давно никто не ворует Данные с вашими фотографиями, паспортами, «правами», кредитками, адресами, телефонами и прочими данными личного характера давно в продаже — базы данных различных организаций у нас крадут регулярно и, увы, успешно.
А дальше — дело техники: регистрируются аккаунты, создается сайт по продаже контрафакта, и вот уже водители-нелегалы раскатывают по городам и весям, не соблюдая правила, плюя на камеры фиксации и рядовых водителей. И цена приемлемая — 400—500 рублей за аккаунт (не исключено, что при общении с продавцом цена подрастет до двух-трех тысяч). Кстати, при продаже фальшивок, среди их плюсов некоторые продавцы не стесняются прямым текстом указывать: «Это — ваша анонимность! Можно спокойно нарушать под камеры и не платить штрафы! Можно избежать ответственности при ДТП, или любой другой порчи каршерингового автомобиля!». Ну как тут не соблазниться?
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что мгновенная карма работает и здесь. Чаще всего липовые аккаунты мошенникам продают такие же мошенники, которые без сожаления, как лохов, кидают всех желающих приобрести статус невидимки на дорогах. Других вычисляют сами операторы — в арендных автомобилях стоят системы телематики, иногда салоны оснащены видеокамерами — все это позволяет идентифицировать человека как по странному поведению за рулем, так и визуально. А дальше суды, штрафы, а то и тюремный срок.
ЖИЗНЬ ТАКАЯ…
Да и законопослушные граждане тоже те еще выдумщики, когда дело касается возмещения ущерба, нанесенного ими арендованному автомобилю. Случается что в течение поездки граждане поцарапают или ударят машину, но не сообщают об этом оператору, а молчком закрывают поездку. Затем, помявшись минут 10 у автомобиля, снова арендуют его, но уже сообщают, что, мол, оставил у магазина, а кто-то плохой своими авоськами расцарапал кузов до грунта.
ЛЮБИТЕЛИ ХАЛЯВЫ
Заправка каршеринговых автомобилей «за свои» возвращается клиентам как деньгами, так и бонусами и преференциями, достаточно предъявить чек. Но некоторые пользователи наивно полагают, что заправив машину на 1000 рублей, у кассы на бензоколонке можно взять чек с сумой заправки побольше. При этом важную информацию в чеке клиент, разумеется, всячески портит — порвался, испачкался, инопланетное вторжение, отгрызли мыши.
На начальном этапе такой вид мошенничества может и прокатывал. Но сейчас, благодаря различным датчикам, среди которых есть и датчик расхода и уровня топлива, каршеринговые автомобили можно считать одними из самых умных.
По крайней мере, они точно умней некоторых горе-аферистов, желающих заработать или попросту слить себе топливо. Оператору достаточно поднять статистику по конкретному автомобилю, и вас тут же объявят мошенником. То же самое и с воровством.
Ушлые любители халявы крадут с прокатных машин щетки стеклоочистителей, меняют свою старую резину на ту, что поновей, вынимают коврики, и даже снимают двери, совершенно не задумываясь о том, что своими действиями попадают под ст. 158 УК РФ — «Кража». А значит, оператор в своем намерении идти до конца, добьется заведения уголовного дела и расследования, которое, при наличии обилия камер. дойдет до своего логического завершение. Как говаривал Глеб Егорович Жеглов: «Вор должен сидеть в тюрьме!».
В назидание существующему и грядущему поколению пользователей сервиса каршеринга хочется сказать одно: не пытайтесь обмануть систему, она все равно вас переиграет. Технологии позволяют.