Что включают в себя образовательные ресурсы
Что можно отнести к электронным образовательным ресурсам?
Любой электронный образовательный ресурс определяется его контентом, то есть предметным содержанием и структурой. Кроме того, ЭОР всегда содержит метаданные — то есть информацию, характеризующую контент и структуру ресурса, а также включающую все выходные данные и сведения о ресурсе.
По характеру и устройству контента, различают три основных группы ЭОР:
Текстографические — это текст или картинка, которые выводятся на дисплей электронного устройства и не предусматривают специального управления — например, поиска по тексту. Нужную страницу в любой момент можно вывести на экран или на печать.
Текстовые — отличаются от текстографических наличием системы навигации. Например, это учебники, в которых можно легко переходить с одной страницы на другую, искать информацию по ключевым фразам, дополнительная информация о тех или иных понятиях выводится на дисплей в виде гипертекста.
Визуальные и звуковые — ресурсы, включающие анимацию, видео и/или звук.
Часто несколько электронных образовательных ресурсов, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенные для использования в рамках изучения одного и того же предмета, образуют учебно-методический комплекс.
С точки зрения пользователя, структура электронного издания во многом схожа с печатным. В ней предусмотрено деление на компоненты: главы, параграфы, разделы. В роли страниц выступают экранные кадры, с тем отличием, что каждый кадр содержит логически завершенную единицу контента. Все кадры пронумерованы, как и страницы в книге. У каждого кадра, в зависимости от содержания и целей, есть свой продуманный сценарий — то есть порядок и последовательность действий, которые могут совершать пользователи при работе на данной странице электронного ресурса.
Какие бывают ЭОР?
электронных форм учебников,
учебно-методических и учебно-наглядных пособий,
Все эти электронные издания можно считать официальными только после присвоения им официального грифа. Этому предшествуют научное, техническое, художественное редактирование, строгая экспертиза и рецензирование — иными словами, официальные ЭОР в обязательном порядке проходят строгий контроль качества.
Однако есть и такие электронные образовательные ресурсы, которые не определяются государственным стандартом и не получают гриф — например, обучающие компьютерные программы и автоматизированные курсы. Они также могут быть использованы в образовательном процессе.
Как узнать, с каким изданием мы имеем дело?
Вся информация об электронном образовательном ресурсе содержится в выходных данных. Это текст, предназначенный для идентификации ресурса, библиографической обработки и статистического учета. Состав выходных данных формируется в зависимости от того, каково само электронное издание, как оно распространяется и сколько предполагает пользователей, но чаще всего в них обязательно указывается общий объем информации, комплектация издания, число и продолжительность видео и аудиофрагментов, а также базовые технические требования к устройству, на котором вы будете запускать ЭОР. Если речь идет о сетевом издании, то выходные данные будут также содержать информацию о требованиях к браузеру (тип браузера, версия), скорости подключения и дополнительных настройках.
Обычно выходные данные можно увидеть на титульных экранах цифрового издания — основном и/или дополнительном. Они выполняют роль «обложки» электронного ресурса и оформляются строго в соответствии с принятым государственным стандартом.
Software Journal:
Theory and Applications
Развитие информационных технологий способствовало появлению новой формы образования – электронного образования. Электронное образование требует новых средств обучения – электронного образовательного ресурса. Электронный образовательный ресурс включает данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его разработки и использования в процессе обучения. Основа электронного образовательного ресурса – электронные учебные издания. Создание и использование электронных учебных изданий требует аппаратных средств, специальных программно-технологических средств и специфической технологии производства.
The article was published in issue №2 by 2014 year
Электронные образовательные ресурсы. Виды, структуры, технологии
Развитие информационных технологий обусловило появление новой формы образования – электронное образование (e-learning), то есть обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы [1].
Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме (ГОСТ 52653-2006), для использования которого необходимы средства вычислительной техники (рис. 1). В общем случае образовательный ресурс включает в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.
Структурированное и предметное содержание, используемое в образовательном процессе, называют образовательным контентом. Метаданные образовательного контента – это информация об образовательном контенте, характеризующая его структуру и содержимое.
Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его разработки и использования в процессе обучения.
Структура, предметное содержание, методы и средства разработки и применения электронного образовательного ресурса определяются его функциональным назначением и спецификой применения в конкретных информационно-образовательных системах.
Виды образовательных ресурсов
В электронном обучении основой электронного образовательного ресурса является образовательный контент. Метаданные электронного образовательного ресурса содержат стандартизированную информацию, необходимую для поиска ресурса посредством технологической системы обучения.
Система электронных образовательных ресурсов, информационных образовательных сервисов, средств, технологий, созданных на программно-аппаратной платформе, которая обеспечивает использование электронных ресурсов и сервисов в образовательных целях, представляет собой информационную образовательную систему (другое часто используемое название – автоматизированная обучающая система).
Контент электронного образовательного ресурса, прошедший редакционно-издательскую обработку, имеющий выходные сведения и предназначенный для распространения в неизменном виде, является электронным изданием (ГОСТ 7.60-2003). Контент электронного образовательного ресурса может быть представлен в виде
– учебника – издания, содержащего систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующих учебной программе, и официально утвержденного для использования в образовательном процессе соответствующего уровня образования;
– учебного пособия – издания, дополняющего или заменяющего частично или полностью учебник и официально утвержденного для использования в образовательном процессе соответствующего уровня образования;
– учебно-методического пособия – издания, содержащего материалы по методике преподавания и изучения учебной дисциплины, ее раздела или части;
– учебного наглядного пособия – издания, содержащего, как правило, изобразительные материалы в помощь изучению и преподаванию;
– самоучителя – издания для самостоятельного изучения учебного материала без помощи руководителя;
– практикума – издания, содержащего практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
Кроме того, к электронному образовательному ресурсу следует отнести компьютерные обучающие программы и автоматизированные учебные курсы, официально не определенные ГОСТами. Компьютерная обучающая программа обычно представляет собой систематизированное изложение определенного учебного материала для изучения одного вопроса учебной программы, включающего текстовый, иллюстративный (в том числе мультимедийный) учебный материал, гиперссылки, контрольные вопросы. Компьютерные обучающие программы предназначаются как для самостоятельной работы обучающихся, так и для работы под руководством преподавателя. Компьютерные обучающие программы, кроме приобретения знаний, могут обеспечивать и получение некоторых умений и навыков. Компьютерные обучающие программы, направленные на изучение некоторого раздела учебной программы, объединяются в автоматизированные учебные курсы, которые по сути являются электронными учебно-методическими комплексами (рис. 2).
Электронная документация на промышленный продукт (технические описания, инструкции и руководства по эксплуатации и т.п.) не является образовательным ресурсом, хотя и может использоваться в образовательных целях.
Электронные издания разделяют на самостоятельные – созданные изначально в цифровой форме, и деривативные, если в их основе или в их составе используются печатные издания. Если же в электронном виде полностью воспроизводится печатное издание, то оно является электронной копией оригинального издания, но не электронным изданием.
Электронные издания могут отличаться условиями распространения. Так, локальные электронные издания распространяются на съемных машиночитаемых носителях или файлах, предназначенных для использования на специализированных устройствах (плеерах). Издания сетевого распространения размещаются на серверах, и доступ к ним обеспечивается через информационно-телекоммуникационные сети (Интернет или локальную сеть). Могут быть электронные издания и комплексного распространения.
По способу взаимодействия электронные издания могут быть детерминированными, порядок взаимодействия с которыми определен производителем (авторами) и не может изменяться пользователем, и интерактивными, взаимодействие с которыми устанавливает пользователь с помощью алгоритмов, определенных производителем (рис. 3).
Структура образовательного ресурса
Структурированная совокупность электронных образовательных ресурсов, содержащая взаимосвязанный образовательный контент и предназначенная для совместного применения в образовательном процессе, образует электронный учебно-методический комплекс (ГОСТ Р 53620-2009). Структура и образовательный контент электронного учебно-методического комплекса определяются спецификой уровней образования, требованиями образовательных программ и другими нормативными и методическими документами. Электронные учебно-методические комплексы могут создаваться для обеспечения изучения отдельных дисциплин, учебных модулей, комплексов дисциплин, а также для реализации образовательного процесса в целом.
Учебное издание, в том числе и электронное, для использования в образовательном процессе должно пройти научное, литературное, художественное и техническое редактирование, рецензирование и экспертизу для присвоения официального грифа, определяющего его вид и уровень использования.
Электронный образовательный контент, не прошедший редакционно-издательскую обработку, нельзя отнести к электронному изданию.
Кроме того, электронное издание должно иметь аппарат издания в соответствии с ГОСТ 7.60-2003 и ГОСТ Р 7.0.83-2012.
Выходные сведения издания содержат совокупность данных в текстовой форме, характеризующих издание и предназначенных для его однозначной идентификации, информирования потребителей, библиографической обработки и статистического учета изданий. Состав и расположение выходных сведений электронного издания зависят от вида электронного издания, технологии распространения, оформления, количества физических носителей.
Выходные сведения размещаются на основном и дополнительных титульных экранах, связанных между собой переходами. Наиболее существенные сведения размещаются на основном титульном экране, на дополнительных титульных экранах размещаются надвыпускные и выпускные данные. Титульный экран может включать заставку – статичное или динамичное отображение основной идеи произведения, оформленное изобразительными или звуковыми средствами, текстовой информацией с элементами графики. Таким образом, основной титульный экран выполняет роль титульного листа печатного издания, а дополнительные титульные экраны – роль оборотной стороны титульного листа печатного издания.
Выходные сведения электронного издания выполняются в текстовой форме, должны быть доступными независимо от способа использования издания и оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.83-2012.
Особенностью электронного издания является размещение в выходных данных на дополнительном титульном экране следующей информации: объем данных (Мб); продолжительность звуковых и видеофрагментов (мин.); комплектация издания (количество носителей, наличие сопроводительной документации и т.п.); тираж (для локальных электронных изданий на съемных носителях); требования к процессору (его тип, тактовая частота), к объему свободной памяти на жестком диске и оперативной памяти, к операционной системе, видеосистеме, акустической системе, дополнительному программному обеспечению и периферийному оборудованию. Минимальные системные требования сетевого издания, кроме этого, включают требования к браузеру (тип и версия), скорости подключения к информационно-телекоммуникационным сетям, к дополнительным надстройкам к браузеру (рис. 4).
Основной учебный материал электронного учебного издания, как и печатного, в зависимости от его назначения и структуры образовательной программы может иметь структурные единицы: части, разделы, главы, параграфы и подпараграфы. Основным элементом электронного учебного издания является экранная страница (кадр).
Кадр (экранная страница) – адресуемый компонент контента электронного издания, представляющий собой, как правило, логически завершенную информационную и/или контролирующую структурную единицу (рис. 5).
Каждый кадр структурно представляет собой список элементов и характеризуется некоторым набором свойств. Элементы составляют основу сценария кадра, определяют последовательность и порядок действий интерпретатора электронного издания при исполнении кадра, задают ресурсы, необходимые для выполнения сценария кадра. Свойства кадра определяют место и состояние кадра в сценарии занятия, задают очередность исполнения кадров интерпретатором. Для целей адресации все экранные страницы (кадры) нумеруются.
Элемент кадра – именованная единица экранной страницы, структурно входящая в состав кадра, задающая интерпретатору команду или набор команд, содержащая данные или ссылки на них и описывающая условия выполнения заданных команд. Элементы являются основой сценария кадра.
Объект – элемент кадра, существующий во времени по заданным правилам, которые определяют условия появления и удаления объекта, события, на наступление которых он реагирует, и действия, которые должны активизироваться при наступлении заданных событий. Объекты могут быть текстовыми, графическими, мультимедийными и т.п., используемыми автором для реализации целей обучения.
Оглавление электронного издания представляется в виде гиперссылок на основе используемых программных средств, позволяющих осуществлять навигацию по разделам издания.
Список литературы электронного издания может связываться с текстом гиперссылками. При наличии глоссария он также связывается с текстом гиперссылками.
Для локальных электронных изданий требуются этикетка на поверхности съемного электронного носителя, первичная и вторичная упаковка – упаковочные контейнеры, пакты и/или коробки, на которых размещаются надзаголовочные данные, имя автора, заглавие, выходные данные и знак охраны авторского права (ГОСТ 7.0.83-2012). Этикетка электронного издания по содержанию соответствует обложке печатного издания, упаковка – суперобложке.
Технологии создания и использования образовательного ресурса
Состав технологических процессов подготовки электронного издания для реализации его функциональности определяет различия редакционно-издательской обработки печатных и электронных изданий.
Результат комплекса технологических процессов подготовки электронных изданий и задействованных программно-технологических средств, обеспечивающих воспроизведение электронного издания с применением возможных функциональных свойств (гиперссылки, поиск, мультимедийные свойства и т.п.), определяет информационно-технологическую конструкцию электронного издания [2].
В общем случае простейшее электронное издание – учебник, учебное пособие, самоучитель – может быть создано с помощью обычных офисных программ: текстовых и графических редакторов, программ создания презентаций, специальных издательских систем и др. При этом могут быть реализованы гиперссылки, инсталляции мультимедийных фрагментов, созданных в других редакторах или заимствованных из каких-то источников. Воспроизведение подобного издания возможно стандартными офисными программами и предназначено прежде всего для индивидуального самостоятельного использования. Преподавателю же для проведения аудиторного занятия в этом случае требуется специальный методический аппарат, базирующийся, конечно, на основном электронном издании.
Создание и использование более сложных электронных изданий – практикумов, компьютерных обучающих программ, средств контроля знаний и умений – требуют специальных программ и алгоритмов. В общем случае необходимо иметь инструментальные средства создания контента и средства его воспроизведения (рис. 6).
Воспроизведение контента электронного издания осуществляется с помощью интерпретатора – программного средства, входящего в состав комплекса программно-технологических средств и обеспечивающего проведение учебных занятий методом интерпретации их сценария. Способность программной оболочки, с помощью которой воспроизводится издание, выполнять набор технологических функций, обеспечивающих представление пользователю всей имеющейся информации с максимальной эффективностью, определяет функциональность электронного издания.
Комплекс программ и алгоритмов, обеспечивающих обработку и воспроизведение сложных электронных изданий для многократного использования, образует программно-технологические средства электронного издания (рис. 7).
Инструментальные средства для создания нового и редактирования ранее созданного контента должны предоставлять разработчику следующие возможности:
– определение связей между структурными единицами и экранными страницами (кадрами), условий их исполнения и характеристик системы контроля знаний;
– наполнение структурных единиц учебной информацией, определение способов предъявления материала и диалога с пользователем;
– регламентация возможностей обучаемых по управлению исполнением учебного издания;
– редактирование структурных единиц и электронного издания в целом;
– обмен данными между разными структурными единицами;
– воспроизведение электронного издания и его структурных единиц с помощью программы-интерпретатора автономно обучаемым или в аудитории под руководством преподавателя.
Сложное электронное издание может создаваться хорошо подготовленным автором, владеющим соответствующими инструментальными средствами, или квалифицированным программистом. В последнем случае роль автора сводится к подбору и подготовке учебного материала и разработке сценария электронного учебного занятия.
Сценарий электронного учебного занятия – описание условий и порядка исполнения экранных страниц (кадров), их отдельных фрагментов и структурных единиц, а также алгоритмов контроля знаний обучаемых.
Сценарий кадра – описание, определяющее правила содержательного, логического и временного взаимодействия элементов кадра (объектов) в процессе его исполнения, а также возможности пользователя в процессе исполнения кадра.
Объект создается (порождается), когда интерпретатор выполняет элемент сценария кадра, который предписывает ему создать объект. Созданный объект начинает существовать по заданным для него правилам, может переходить из одного состояния в другое, реагировать на события и взаимодействовать с другими созданными объектами.
Событие – условие или набор условий. Считается, что событие произошло (наступило), если выполнены все условия, определенные для данного события. Для любого объекта могут быть указаны одно или несколько событий, на наступление которых он должен реагировать.
Алгоритм технологических процессов подготовки электронного издания для реализации его функциональности можно представить следующим образом.
1. Разработка сценария (развернутого план-проспекта, тематического плана) издания.
2. Разработка сценариев (макетов) экранных страниц, кадров при необходимости.
3. Создание текстовых, графических, мультимедийных и других объектов экранных страниц (кадров).
4. Создание экранных страниц.
5. Формирование глоссария, списка литературы, оглавления.
6. Установление логических связей (гиперссылок) между элементами экранных страниц, оглавлением, глоссарием, списком литературы.
7. Формирование аппарата электронного издания.
8. Окончательное формирование файла или группы файлов издания.
9. Разработка и изготовление этикетки, первичной и вторичной упаковок электронного издания локального использования.
10. Научное редактирование издания при необходимости.
11. Литературное редактирование издания.
12. Техническое и художественное редактирование.
13. Рецензирование, экспертиза и получение грифа издания.
14. Тиражирование локального электронного издания или размещение на сайте или на сервере локальной сети образовательной организации электронного издания сетевого доступа.
Естественно, разработка электронного издания, его редакционно-издательская обработка и воспроизведение требуют подготовленных авторов, персонала издательства и педагогов для его эффективного использования.
Литература
1. Башмачников А.И., Башмачников И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003. 616 с.
2. Хортон У., Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии. М.: ИД КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005. 640 с.
Что понимают под образовательными информационными ресурсами?
Одним из самых известных информационных ресурсов являются Википедия и Викисловарь.
Эти ресурсы в 2003 году были переданы некоммерческой благотворительной организации Wikimedia Foundation, целью которой является сбор и разработка бесплатного информационного образовательного контента и его эффективное глобальное распространение. Википедия входит в десятку самых посещаемых веб-сайтов по всему миру с 2007 года.
Общие сведения
Идея информационных образовательных ресурсов имеет множество рабочих определений. Этот термин был впервые введён в 2002 году на Форуме ЮНЕСКО по открытым учебным программам и обозначил учебные и исследовательские материалы на любом носителе, цифровом или ином, который находится в общественном достоянии или был выпущен по открытой лицензии.
Доступ к этим ресурсам, использование, адаптация и перераспределение другими лицами должен быть без ограничений. Открытое лицензирование строится в рамках существующих прав интеллектуальной собственности, определённых в соответствующих международных конвенциях.
То есть, это учебные и исследовательские ресурсы, которые находятся в общественном достоянии или были выпущены по лицензии на интеллектуальную собственность, разрешающей их бесплатное использование и повторное назначение другими лицами. Образовательные ресурсы включают:
Характер ресурса: Некоторые люди ограничивают определение ОИР образовательными электронными ресурсами, в то время как другие считают, что любой образовательный ресурс может быть включён в определение.
Источник ресурса: хотя некоторые из определений требуют создания ресурса с чётко определённой целью обучения, другие расширяют его, включая любой ресурс, который потенциально может быть использован для обучения
Уровень открытости: для большинства определений требуется, чтобы ресурс был размещён в общедоступном домене. Другие требуют использование только для образовательных целей или исключают коммерческое использование. Эти определения также имеют общие элементы, а именно:
Разнообразие пользователей, создателей и спонсоров информационных образовательных ресурсов, создаёт множество вариантов использования и требований.
Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам
Они включают в себя:
Компьютеры и связанные с ними электронные ресурсы стали играть центральную роль в образовании. Каковы бы ни были ваши чувства к тому, что некоторые назвали цифровой революцией, нужно признать — многие, возможно, большинство учащихся полностью погружены в неё.
Они привыкли использовать электронную почту как обычную форму общения. Но не только студенты, ценят электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Учителя также пользуются этими ресурсами, используя ряд полезных инструментов.
Нужно подчеркнуть слово «полезно», потому что электронные ресурсы дополняют, но редко заменяют более традиционные методы обучения. Электронные инструменты могут сделать учёбу более эффективной, лекции более убедительными, информативными и разнообразными, чтение заданий более обширными, интересными и доступными, дискуссии более свободными и сложными.
Только вы, однако, можете судить, продвигают ли эти методы ваши собственные цели обучения. Веб-источники и электронные носители информации предоставляют более широкий спектр вторичных и первичных источников (включая визуальные и аудиоматериалы). Теперь учащиеся могут получить доступ к материалам, которые когда-то были доступны только для экспертов.
Компьютер с презентационным программным обеспечением может предоставить единый инструмент для увеличения количества лекций с контурами, слайдами, статистическими диаграммами и таблицами, изображениями, музыкой и даже видеоклипами.
Необходимые инструменты
Многие люди имеют ограниченные навыки работы с компьютером, легко запуганы новыми и незнакомыми задачами и стараются избегать делать что-либо, что требует от них изучения чего-то, очень отличающегося оттого, к чему они привыкли. Если вы попадаете в последнюю группу, но хотите расширить свою способность использовать электронные инструменты, вам нужно найти помощь.
Имейте в виду, наконец, что технология, связанная с компьютерами и интернетом, меняется с захватывающей скоростью.
Хотя определённые навыки будут оставаться полезными для вас в течение длительных периодов времени, многое нужно будет учить снова и снова.
Быстрота изменений в этой области может быть пугающей и запугивающей. Но это также источник некоторых ценных нововведений, которые могут вам пригодиться.
Библиотека как информационный образовательный ресурс
На протяжении многих лет библиотеки поддерживали образовательные усилия, предоставляя учебные ресурсы, информационные и справочные услуги. Многие библиотеки имеют информационно-пропагандистские программы, предназначенные для удовлетворения потребностей конкретных групп людей с ограниченными квалификационными навыками.
Кроме того, ресурсные материалы библиотеки распространяются на тюрьмы, больницы, реабилитационные центры и дома для престарелых и инвалидов. Библиотеки были определены как один из ключевых элементов открытого доступа к информации, что имеет решающее значение для развития образования.
Возникновение библиотек
Тысячи рукописей были написаны мудрецами более ранних времён, но многие из них были уничтожены из-за отсутствия подходящих средств сохранения. С изобретением печатного станка стало легче сохранять знания в форме печатных документов.
Это привело к созданию большого количества книг. Необходимость сохранения и распространения информации привела к созданию всё большего числа библиотек. Таким образом, библиотеки приобрели большое значение в цивилизованном обществе для образования и исследований.
Библиотеки играют жизненно важную роль в развитии любого общества, усиливая дело образования и научных исследований. Они отвечают информационным потребностям миллионов людей.
Использование библиотечных электронных ресурсов
Развитие науки и техники за последние два столетия привело к информационному взрыву. Быстрые изменения произошли в огромных темпах. Чтобы удовлетворить растущие потребности пользователей, библиотечная система была значительно улучшена и модернизирована для решения новых задач. Услуги, предлагаемые библиотеками, также претерпели большие изменения.
С появлением новых технологий в области компьютеров и телекоммуникаций произошли революционные изменения в области библиотековедения и информатики. Форма традиционных библиотек, содержащих большое количество печатных документов, в настоящее время превращается в бумажные библиотеки меньшего размера, содержащие большое количество оцифрованных документов.
Средства, предлагаемые сетью, были взяты на вооружение библиотеками. Это привело к созданию виртуальных библиотек, т. е. библиотек без стен, через которые пользователь имеет доступ к информации в любое время и в любой точке мира, используя современные средства связи, такие как компьютеры и интернет-объекты.
Изменяется традиционный образ библиотеки как тихого места учёбы, в котором хранятся преимущественно печатные коллекции. Сдвиги в методах обучения, влияние компьютерных технологий и разнообразие студентов привели к тому, что библиотеки организовывали ресурсы и проектировали службы, которые отвечают новым требованиям обучения.
Библиотеки организуют коллекции информации и предоставляют доступ и услуги, которые включают изменения в преподавании, обучении и информационных технологиях.
Библиотека представляет собой набор источников, ресурсов и услуг, а также структуру, в которой она размещена. Термин «библиотека» приобрёл вторичный смысл: «сбор информации для общего пользования». Этот смысл используется в таких областях, как информатика, математика, статистика, электроника, биология.
Библиотеки рассматриваются как агентства, посредством которых источники информации накопленных знаний и опыта отбираются, приобретаются, организуются, сохраняются и распространяются среди тех, кто в них нуждается. Они являются важными инструментами обучения на любом уровне.
Люди во многих профессиях используют библиотечные ресурсы, чтобы повышать свой образовательный уровень. Студенты используют библиотеки для дополнения и расширения своих знаний, для изучения навыков поиска источников информации и для развития хороших навыков чтения и изучения.
Государственные чиновники используют библиотеки для изучения законодательства и вопросов государственной политики. Библиотека предоставляет информацию и услуги, которые необходимы для обучения и прогресса.
Библиотека — это инструмент самообразования, средство познания и фактической информации, центр интеллектуального отдыха и маяк просвещения, который обеспечивает накопленное сохранённое знание цивилизации.
В электронном смысле библиотека может быть больше, чем здание, в котором хранится коллекция книг и других материалов, поскольку интернет открыл лавину онлайновых и электронных ресурсов для доступа к документам по различным областям интересов.
Информационно-образовательные ресурсы — это что такое?
Мировая информационная сеть привела в нашу жизнь множество вещей, как хороших, так и не очень. В рамках статьи внимание будет уделено главным образом представителям первой когорты.
Итак, что собой представляют информационно-образовательные ресурсы? Это что такое? Какие их виды существуют? Где они используются? Какими бывают? Появились ли они только в эпоху Интернета или же существовали и до этого?
Общая информация
Вместе с тысячелетиями и веками меняется и общественное жизнеустройство. Один из самых важных аспектов – это образование. Оно объявлено одним из основных приоритетов для государства и общества. Выделяют начальное, среднее и высшее образование. Это классический подход. На практике же образовательный процесс постоянно усложняется и совершенствуется, получить знания становится всё проще.
Чтобы не выпасть из жизни и обеспечить себе достойный ее уровень, приходится все время учиться. И это не преувеличение – взять хотя бы информационный сектор, где после нескольких лет перерыва бывает очень проблематично вернуться в русло. Поэтому, чтобы трудиться и жить в третьем тысячелетии, следует иметь такие качества:
Теперь — краткое содержание термина. Сейчас информационно-образовательные ресурсы являются совокупностью технических, программных, методических и телекоммуникационных средств, это позволяют использовать новые технологии для образовательной деятельности. Они обеспечивают неограниченный доступ членам общества к источникам удаленной информации и способствуют обмену учебными, научными и другими данными.
О получении знаний
А сейчас давайте разберёмся, что относится к образовательным информационным ресурсам, благодаря которым мы может получать новую информацию. Более молодое поколение, вероятно, под этим словом понимает исключительно виртуальные средства получения данных.
Но это не совсем верно. Следует понимать, что информационно-образовательные ресурсы – это ряд различных средств, которые направлены на получение новых знаний. В их качестве могут выступать не только сайты на просторах Мировой сети, но и научные журналы, специализированная учебная литература и прочее. Если говорить обобщающе, то необходимо отметить, что существуют печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы.
Но не следует забывать и о процессе виртуализации, когда существующие в реальности вещи переносятся в сетевое пространство. Учитывая существующие тенденции, в рамках статьи упор будет сделан на электронные образовательные и информационные ресурсы.
Что же можно найти во Всемирной сети?
Организационная форма построения интернета существует таким образом, что стремительно растёт структурно и объемно именно образовательно-информационная составляющая.
На данный момент существуют как минимум десятки тысяч разных единиц, которые могут быть классифицированы как информационно-образовательные ресурсы. Это и сайты библиотек, и волонтерские обучающие собрания, и бесплатные курсы, и многое другое. Следует отметить и наличие сетевых ресурсов, которые сложно классифицировать как что-то одно.
К примеру, на довольно известном хранилище видеоматериалов «Ютуб» можно найти, как песни современных исполнителей поп-музыки, которые, как правило, не несут смысловой нагрузки, так и разъяснения различных тем профессиональными физиками и математиками. Поэтому вопрос, что понимают под образовательными информационными ресурсами, частично всё ещё считается открытым.
Да, есть сайты, которые могут быть без проблем классифицированы подобным образом. Те же электронные кабинеты и классы, которые сейчас широко внедряются, могут быть рассмотрены именно в такой роли. Но это со строгой точки зрения.
А что понимают под образовательными информационными ресурсами, если их нельзя точно классифицировать? Тот же «Ютуб» может нести пользу, хотя большинство рассматривают его исключительно как развлечение. Что ж, во многом положение дел зависит от того, как мы используем доступный нам инструментарий.
О классификации
Какие же электронные виды информационных образовательных ресурсов существуют и используются? Пожалуй, как наиболее комплексное решение, в первую очередь следует упомянуть портал.
По сути, он представляет собой сетевой телекоммуникационный узел, который обладает быстродействующим доступом, широким диапазоном содержимого, ссылок и услуг, а также развитым пользовательским интерфейсом.
Портал представляет доступ к большому количеству информационных услуг и ресурсов, которые ориентированы на значительную аудиторию. Он является структурированной средой, где существует ряд классификаторов и баз данных, которые наращиваются по модульному принципу.
В нём есть контент, различные сервисы, а также ссылки на другие важные ресурсы, существует единая система навигации по сайту и поиска нужной информации. При этом все части портала можно расширить для увеличения общего масштаба.
Сейчас порталы – это удобные для преподавателей и учащихся информационно-образовательные среды, которые позволяют удовлетворять большинство запросов и получать знания для научной теоретической и практической деятельности. Они формируются из целого ряда инструментов, каждый из которых может быть представлен отдельно в рамках Мировой сети.
Из чего состоят порталы?
На порталах можно встретить новостные ленты, рассылки, многоуровневые средства поиска и навигации, электронные библиотеки с учебниками и книгами, каталоги образовательных ресурсов, интересные материалы, занимающиеся учебно-воспитательными и организационно-методическими вопросами, интерактивные обучающие средства, которые затягивают пользователей в рамках проводимого обучения, виртуальные средства практической деятельности, журналы, справочные отделы, базы данных, архивы и много чего другого.
Как видите, порталы предлагают нам значительное видовое разнообразие. Например, журналы, электронные библиотеки и прочее могут существовать в качестве отдельных ресурсов.
В случае с порталами, их информационный успех лежит в области четкого понимания потребностей пользователей и соответствия им. Но это далеко не всё. Если говорить про информационные образовательные ресурсы интернета, то следует в отдельную категорию вынести ещё и сайты.
Они представляют собой определённую совокупность объединенных общим содержимым веб-страниц, которые размещены на определённом сервере под конкретным доменным именем и реализуют концепцию виртуального представительства.
Информация, размещенная на порталах и сайтах, предоставляет возможность работать в гипертекстовой среде. Это позволяет каждому самостоятельно, с учетом своих способностей, склонностей, мышления, мотивации и уровня знаний формировать процессы усвоения информации.
Так, с их помощью можно получать, передавать и обрабатывать графические и текстовые данные, участвовать в дискуссиях и конференциях.
Какими бывают ресурсы?
Электронные информационно-образовательные ресурсы могут быть официальными и неофициальными, вертикальными и горизонтальными. Они бывают предметные и отраслевые, очной и дистанционной форм обучения, федеральные, региональные, субъектные, учащихся, преподавателей, консультативные, исследовательские и прочие.
Учитывая большое количество различных сфер использования, этот список можно продолжать очень долго.
Мы же рассмотрим только пару из них. Федеральный информационно-образовательный ресурс представляет собой сайт, где имеются официальные нормативные материалы, касающиеся сферы образования и науки, воспитания и социальной защиты, аттестации, лицензирования, аккредитации, обеспечения учебными материалами, техническими средствами. Также здесь можно найти материалы, которые регламентируют учебную и управленческую деятельность.
В отдельную категорию следует выделить официальные порталы, где размещаются самые важные нормативные документы, которые информируют о ведомственных и правительственных решениях, связанные с дальнейшим развитием и модернизацией системы образования, а также о правовом регулировании в учебной, научно-технической и инновационной деятельности. На них можно найти и оперативную информацию про осуществляемую в государстве политику в сфере науки и образования.
Проектирование
Чтобы лучше разобраться в том, что собой представляет образовательный центр информационно-образовательных ресурсов, давайте рассмотрим процесс его создания. И начнём мы с проектирования.
Этот начальный шаг очень важен, ведь от правильности разработки внутренней структуры зависит комфортность использования ресурса, легкость ориентации в представленных материалах и оптимальности кода. Условно можно выделить три этапа работы – концептуальный, логический и физический. Что они собой представляют? Давайте рассмотрим это более подробно:
Разработка
Условно здесь можно выделить два подхода. Образовательные и информационные ресурсы общества могут создаваться вручную или же с использованием средств автоматизации под названием «конструкторы».
Первый способ довольно сложный и трудоемкий, ведь он предполагает написание всего с нуля. Хотя если всю работу выполняют высокопрофессиональные специалисты, то в конечном итоге будет получен качественный продукт, полностью соответствующий требованиям. Но это также дорого.
Можно воспользоваться и простым конструктором. Преимущество данного подхода заключается в скорости выполнения задачи и низких требованиях к уровню профессионализма у человека, который создаёт ресурс.
Но в таком случае часто код является неоптимизированным, что приводит к определённым негативным моментам, как-то медленная скорость работы и прочее.
Но если нет возможности привлечь высококвалифицированных специалистов, то единственный вариант – это работа с конструкторами. Несмотря на их несовершенство, они всё же позволяют создавать ресурсы относительно неплохого качества.
Конечно, если создаётся проект федерального значения, то подобный подход не является допустимым, тогда как для работы над сайтом для школы или районного представительства министерства образования это вполне целесообразно.
На службе у государства
Сейчас широко используются информационно-образовательные ресурсы в образовательном процессе, и планируется увеличение доли новых технологий в этом деле. Тестируются первые проекты, которые вводят новое обучение в школах и высших учебных заведениях. Возможно, что-то подобное когда-то мы увидим и для детских садиков. Но давайте поговорим о том, что уже есть.
Если принимать во внимание школы, то здесь следует отметить тенденцию к замене учебников на электронные книги. Кроме этого, обычные тетради постепенно замещаются электронными.
Также привычные нам всем доски меняются на сенсорные экраны, где человек может писать и стирать сколько угодно раз. Создаются электронные журналы, где выставляются оценки учащимся. В университетах ситуация развивается подобным образом, хотя есть и свои отличия. Так, в последние несколько лет наметилась виртуализация учебного процесса.
Использование информационно-образовательных ресурсов в данном случае представлено появлением электронных библиотек, где имеется значительно количество книг, журналов и прочей литературы. Но, пожалуй, наиболее важное в этом процессе – это то, что людей, студентов учат действовать самостоятельно.
Всё чаще наблюдается ситуация, когда им выдаются ссылки на определённые знания, как-то книги, которые они должны освоить самостоятельно, а с учителем разбирают только непонятные моменты. Кроме этого, следует упомянуть и о росте самоорганизации.
Кроме привычных профессиональных союзов, студенческих деканатов, танцев и обычных кружков самодеятельности возникают ещё и организационные структуры, работающие над практической реализацией чаяний, как-то инкубаторы идей и прочее.
Заключение
Но на этом тема не заканчивается. Хотелось бы рассказать ещё о большом количестве различных моментов. Можно вспомнить и об информационно-образовательных ресурсах, которые создаются на добровольных началах.
В таких случаях объединяется группа людей, которые дополнительно разъясняют изучаемые в школе темы. Не лишним будет упомянуть и политику многих передовых высших учебных заведений, когда они отправляют знания в люди.
Так, за последние несколько лет ряд крупнейших университетов опубликовали предметные курсы, по которым обучаются их слушатели. Поэтому, если есть желание, в свободном доступе можно найти всё необходимое, вопрос только в средствах подтверждения информации.
В целом следует отметить, что намечается стойкая тенденция увеличения присутствия информационно-образовательных ресурсов в нашей повседневной жизни. Вполне вероятно, что когда-то весь учебный процесс будет перенесён в виртуальное пространство, что теоретически создаст возможности для качественного улучшения результативности обучения.