Что включают в себя образовательные задачи на уроках технологии

Постановка целей и задач на уроках технологии

При подготовке к занятиям, вне зависимости от их организационной формы, учителю необходимо уметь четко определять цели и задачи, как всего раздела учебной программы, так и отдельного занятия.

Под целью в учебном процессе подразумевают конкретную учебно-воспитательную задачу, требующую решения совместно с учащимися.

Чтобы четко определить цель, нужно уметь представить себе конечный результат, уяснить, какими знаниями, умениями и навыками должны обогатиться ученики после урока, какие качества личности при этом формируются.

Задача это часть цели, ее составная, ее слагаемое. Это конкретные шаги для достижения поставленной цели.

Учителю на каждом уроке приходится решать, как правило, несколько учебно-воспитательных задач. В связи с этим он обязан уметь определять частные задачи данного занятия и на их основе формулировать главные цели урока.

При формировании задач пользуются следующей классификацией:

Обучающие задачи – направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирование предметных умений и навыков.

Развивающие задачи – направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка.

Воспитательные задачи – направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.

Общие требования к постановке задач:

· задачи ставятся исходя из целей и назначения всего процесса образования

· задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного

· задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности

· задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение

· формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной

· в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).

· задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать)

Формулировки обучающих задачмогут быть самыми разнообразными:

Примеры обучающих действий педагога: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы; научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.

Приведем примеры формулировок воспитательных задач.

Воспитывать доброжелательность, вежливость, доброту, общительность, патриотизм, активную жизненную позицию, оптимизм, чувство долга, предприимчивость.

Формироватьаккуратность, бережливость, трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, умение аргументировать свою позицию, самокритичность, лидерские качества, умение сопереживать, ответственность, рассудительность, терпимость, интерес к культуре и истории России, понимание личного и общественного значения труда, умение ставить цели и реализовывать их.

Способствовать:формированию потребности в достижении цели, самовоспитанию, формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, формированию профессионально важных качеств личности, оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников

Понятно, что предлагаемые формулировки ни в коей мере не охватывают весь круг воспитательных задач

Формулировки развивающих задач:

Развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес

· развивать творческие способности

· развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворенности при неудачах

· развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений

· развивать эстетические чувства

· развивать интерес к познавательной деятельности

· развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе

· развивать познавательные и профессиональные интересы

· развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы

развивать у школьников умение:

· делать обобщение, выводы,

· применять имеющиеся знания на практике и т.п.;

В свою очередь целитоже можно разделит на обучающие, воспитательные, развивающие.

Если цель — образовательная (профессиональная), она должна расширять представления о производственных процессах, современных технологиях, технике сегодняшнего дня, имеющим отношение к изучаемым разделам программы.

Если цель — воспитательная (общекультурная), она разумно может воздействовать на мировоззрение школьника, целенаправленно формируя экологические, экономические и другие представления и убеждения будущего члена общества.

Если цель — развивающая (личностная), она должна ориентироваться на практическую направленность трудовой подготовки, это качество в решающей степени определяет ее педагогическую ценность.

После окончания урока, как правило, учитель проводит самоанализ.

Анализ и самоанализ урока

Качество и эффективность урока во многом зависит от умения учителя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогического творчества является анализ и самоанализ урока.

Анализ – от греч. Analysis – разложение, расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы.

Самоанализ – оценка индивидом своих собственных поступков и переживаний.

Анализ собственной работы (самоанализ) — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов, и, прежде всего от привычки учителя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели или могут привести. Самоанализ полезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начала следующего, т.е. тогда, когда подготовлен в своей основе конспект урока.

Без самоанализа невозможно:

· построить целостную систему обучения;

· повысить мастерство, развить творческие способности;

· обобщить передовой педагогический опыт;

· сократить затраты времени на техническую работу;

· обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока. Среди множества этих подходов можно рекомендовать как наиболее оптимальный для самоанализа и самооценки урока подход, описанный Т.А. Ильиной. Она выделяет десять параметров, по которым учитель может провести самоанализ и самооценку урока. Воспроизведем эту схему с некоторыми ее незначительными сокращениями и модификациями.

1. Общая структура урока: К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

2. Реализация основной дидактической цели урока.

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

4. Воспитание в процессе урока.

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

6. Выбор методов обучения.

7. Работа учителя на уроке.

8. Работа учащихся на уроке.

9. Гигиенические условия урока.

10. Некоторые специальные задачи.

Перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каждого урока, не является исчерпывающим, также как не является он исчерпывающим и при анализе уроков учителей-мастеров, своих коллег. Конечно, целенаправленное изучение собственного опыта или опыта других учителей может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, что является главным для учителя на данный момент его работы. Важно только, чтобы молодой учитель анализировал свой урок сразу же после его проведения, под влиянием свежих впечатлений, вынесенных с урока. Такой самоанализ есть уже начало подготовки учителя к новому уроку. Это особенно важно при разработке своего курса, который основывается прежде всего на критическом проникновении молодого учителя в суть собственных действий.

Источник

Конспект урока технологии в начальной школе

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока технологии в начальной школе

Тип урока: Урок открытия новых знаний

«Открытка к 8 марта Тюльпан »

Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через освоение изготовление изделия в технике оригами.

Образовательные : Р асширить знания детей о весенних цветах Тюльпан. Продолжить знакомство с искусством оригами.

2) Закреплять ранее изученные и осваиваемые умения : организация рабочего места, выполнения работы по плану;

3) Совершенствовать навыки выполнения технологических операций: разметки на глаз, работа по шаблону, резания по бумаге, сгибания и складывания, склеивания.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, памяти, устной речи; мелкой моторики, пространственного воображения и фантазии.

Воспитательные : 1) способствовать воспитанию гордости за свою Родину, бережного отношения к природе, интересам к культуре и традициям своего народа.

2) способствовать воспитанию общей культуры труда, соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены; технологической культуры : грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе; художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия.

Иметь представление как делать цветок «тюльпан» в технике оригами.

Учить выполнять базовую форму двойной треугольник,

-Уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы и соблюдать технологическую последовательность изготовления изделия «Тюльпан».

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, которые можно оценивать как хорошие или плохие. Принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий. Слушать и понимать речь других.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

математика, изобразительное искусство, русский язык, окружающий мир

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *