Что включает в себя система управления

Система управления

Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Техническая структура управления — устройство или набор устройств для манипулирования поведением других устройств или систем.

Объектом управления может быть любая динамическая система или её модель. Состояние объекта характеризуется некоторыми количественными величинами, изменяющимися во времени, то есть переменными состояния. В естественных процессах в роли таких переменных может выступать температура, плотность определенного вещества в организме, курс ценных бумаг и т. д. Для технических объектов это механические перемещения (угловые или линейные) и их скорость, электрические переменные, температуры и т. д. Анализ и синтез систем управления проводится методами специального раздела математики — теории управления.

Структуры управления разделяют на два больших класса:

Содержание

Типы систем автоматического управления

Что включает в себя система управления. 540px %D0%A1%D0%90%D0%A3. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-540px %D0%A1%D0%90%D0%A3. картинка Что включает в себя система управления. картинка 540px %D0%A1%D0%90%D0%A3. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Что включает в себя система управления. magnify clip. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-magnify clip. картинка Что включает в себя система управления. картинка magnify clip. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Система автоматического управления, как правило, состоит из двух основных элементов — объекта управления и управляющего устройства.

По цели управления

Объект управления — изменение состояния объекта в соответствии с заданным законом управления. Такое изменение происходит в результате внешних факторов, например вследствие управляющих или возмущающих воздействий.

Системы автоматического регулирования

Системы экстремального регулирования

Способны поддерживать экстремальное значение некоторого критерия (например, минимальное или максимальное), характеризующего качество функционирования данного объекта. Критерием качества, который обычно называют целевой функцией, показателем экстремума или экстремальной характеристикой, может быть либо непосредственно измеряемая физическая величина (например, температура, ток, напряжение, влажность, давление), либо КПД, производительность и др.

Адаптивные системы автоматического управления

Служат для обеспечения желаемого качества процесса при широком диапазоне изменения характеристик объектов управления и возмущений.

По виду информации в управляющем устройстве

Замкнутые САУ

В замкнутых системах автоматического регулирования управляющее воздействие формируется в непосредственной зависимости от управляемой величины. Связь выхода системы с его входом называется обратной связью. Сигнал обратной связи вычитается из задающего воздействия. Такая обратная связь называется отрицательной.

Разомкнутые САУ

Сущность принципа разомкнутого управления заключается в жестко заданной программе управления. То есть управление осуществляется «вслепую», без контроля результата, основываясь лишь на заложенной в САУ модели управляемого объекта. Примеры таких систем : таймер, блок управления светофора, автоматическая система полива газона, автоматическая стиральная машина и т. п.

В свою очередь различают:

Характеристика САУ

В зависимости от описания переменных системы делятся на линейные и нелинейные. К линейным относятся системы, состоящие из элементов описания, которые задаются линейными алгебраическими или дифференциальными уравнениями.

Если все параметры уравнения движения системы не меняются во времени, то такая система называется стационарной. Если хотя бы один параметр уравнения движения системы меняется во времени, то система называется нестационарной или с переменными параметрами.

Системы, в которых определены внешние (задающие) воздействия и описываются непрерывными или дискретными функциями во времени относятся к классу детерминированных систем.

Системы, в которых имеет место случайные сигнальные или параметрические воздействия и описываются стохастическими дифференциальными или разностными уравнениями относятся к классу стохастических систем.

Если в системе есть хотя бы один элемент, описание которого задается уравнением частных производных, то система относится к классу систем с распределенными переменными.

Системы, в которых непрерывная динамика, порождаемая в каждый момент времени, перемежается с дискретными командами, посылаемыми извне, называются гибридными системами.

Примеры систем автоматического управления

В зависимости от природы управляемых объектов можно выделить биологические, экологические, экономические и технические системы управления. В качестве примеров технического управления можно привести:

Источник

Что включает в себя система управления

Что включает в себя система управления. placeholder. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-placeholder. картинка Что включает в себя система управления. картинка placeholder. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Система управления предприятием: базовые концепции

Последнее десятилетие XX века отметилось завершением формирования понятийного аппарата теории управления предприятием.

Специфика управленческой деятельности идеально сочетается с понятийным аппаратом теории систем. Благодаря этому управление предприятием давно уже рассматривается как единая совокупность громадного числа элементов и внутренних связей.

Задача сегодняшней публикации – рассмотреть понятие системы управления предприятием (СУП) на примере наиболее распространенных их разновидностей и стандартов – как отечественных, так и зарубежных.

Здесь же будут приведены наиболее распространенные дефиниции системы управления предприятием, а также даны рекомендации по выбору оптимальной СУП и ее совершенствованию.

Что такое система управления предприятием?

Анализ множественных систем управления предприятием позволяет выделить их индивидуализирующие черты.

Определений понятия «система управления предприятием» можно насчитать не один десяток. Мы предлагаем синтезированный вариант, акцентирующий внимание на обязательных признаках рассматриваемого института.

Система управления предприятием – это совокупность средств, методов и способов решения управленческих задач, возникающих в процессе функционирования предприятия.

Любая система управления предприятием отталкивается от организационной структуры предприятия, включая в себя управленческие и производственные подразделения, связанные между собой отношениями соподчиненности.

Что включает в себя система управления. sistema upravleniya 2. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-sistema upravleniya 2. картинка Что включает в себя система управления. картинка sistema upravleniya 2. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

От состава элементов СУП, их свойств и полномочий зависит устойчивость системы управления и ее способности «выживать» в жестких экономических условиях.

Внутри системы управления предприятием выделяют (1) управляющие подсистемы (субъекты СУП) и (2) управляемые подсистемы (объекты СУП).

СУБЪЕКТАМИ системы управления предприятием принято считать его учредителей и руководящий состав, включая директора предприятия.

В качестве ОБЪЕКТОВ системы управления предприятием могут выступать:

[1] люди (рабочий и обслуживающий персонал, а также менеджеры всех уровней по отношению к вышестоящим менеджерам) и

[2] технические системы или объекты (например, производственные линии, дистанционно управляемые станки и проч.).

Любой объект системы управления может быть представлен в качестве системы более низкого порядка со своими элементами и межэлементными отношениями.

Если в систему управления в качестве ее объектов «вкрапляются» люди, такие системы принято именовать системами менеджмента.

Развитие систем управления предприятием

Первые ЭВМ, возникшие на стыке сороковых-пятидесятых годов прошлого столетия, едва ли воспринимались представителями предпринимательской среды в качестве средства, пригодного для решения бизнес-задач.

Об информационных системах управления предприятием заговорили десятилетия спустя, после появления первых программных продуктов, ориентированных на учет и обработку аналитических данных и позволивших автоматизировать некоторые повторяющиеся операции.

Что включает в себя система управления. sistema upravleniya 3. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-sistema upravleniya 3. картинка Что включает в себя система управления. картинка sistema upravleniya 3. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Ни о каких сетях тогда никто и не помышлял. Достаточно было того, что машине можно было перепоручить решение некоторых рутинных задач.

С середины 1970-х гг. стали появляться приложения, допускавшие обмен данных между несколькими компьютерами, что и предопределило дальнейшие пути развития корпоративных систем управления предприятием.

Первоначально эффект от внедрения специализированных программных продуктов ощутили крупные компании. Уже через десяток лет рынок стали наполнять интегрированные системы управления, рассчитанные на средние и малые предприятия.

Принцип действия большинства систем управления предприятием был основан на строгих правилах обработки информации, позволявших вводить те или иные данные лишь раз в одном модуле программы. После этого те становились доступными для всех прочих частей приложения.

Ниже мы рассмотрим отдельные виды систем управления предприятием, представляющих собой целые поколения программных разработок: MRP, MRPII, ERP, CSRP…

Системы управления предприятием классов MRP и MRPII

К началу 1990-х гг. ряд (главным образом, американских) разработчиков ПО для крупных промышленных производств пришли к осознанию необходимости создания продукта, способного накапливать и эффективно обрабатывать данные обо всех ресурсах предприятия.

Но самое главное – система должна давать дельные рекомендации по повышению эффективности производства на всех его этапах.

Что включает в себя система управления. sistema upravleniya 4. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-sistema upravleniya 4. картинка Что включает в себя система управления. картинка sistema upravleniya 4. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Так появился первый стандарт систем управления предприятия, нацеленный на планирование материальных ресурсов предприятия и получивший малопонятное, на первый взгляд, обозначение MRP (от англ. Materials Resource Planning).

В процессе разработки новых систем управления акцент был сделан на тотальном снижении издержек, характерных для складских запасов всех типов.

Новые системы были способны вести сложные расчеты, отталкиваясь от планов предприятия по выпуску продукции, потребностей на сырье, анализа производственного цикла и учета временных затрат на каждом его этапе и для каждой технологической операции.

В результате руководители предприятия получали выверенные данные о потребностях в тех или иных ресурсах на конкретную дату, час и даже минуту производственного процесса.

Недостаток систем класса MRP кроется в их неспособности учитывать при расчетах стоимость людского труда и степень загрузки производственных мощностей, из-за чего полученные расчетные показатели нередко теряли связь с действительностью.

После внесения в системы MRP корректив, устранявших отмеченные недостатки, новые программные продукты стали обозначаться как MRPII (планирование производственных ресурсов – Manufacturing Resource Planning).

Системы управления предприятием класса ERP

Стандарт управления предприятием ERP (от англ. Enterprise Resource Planning, дословно — планирование ресурсов предприятия) сменил несколько отстававшие от велений времени стандарты MRP и MRPII.

Основное отличие новой концепции – концентрация управленческой информации в едином банке данных, к которому в процессе обработки информации обращаются все модули приложения.

Тем самым упрощается процесс передачи данных, поскольку нет необходимости пересылать ту или иную информацию от приложения к приложению.

Что включает в себя система управления. sistema upravleniya 5. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-sistema upravleniya 5. картинка Что включает в себя система управления. картинка sistema upravleniya 5. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Теоретически любой пользователь системы получает прямой доступ ко всей информации, которой располагает предприятие.

На практике права доступа ранжируются в зависимости от статуса пользователя (сотрудника или клиента).

Эффективность технологии ERP была доказана практикой.

Тысячи компаний смогли за счет внедрения ERP-систем кардинально перестроить свои отношения с клиентами за счет снижения сроков производства товаров, сокращения производственных расходов (в том числе за счет сокращения управленческих звеньев) и автоматизации процесса сбыта готовой продукции.

На данном этапе стандарт ERP является самым распространенным в мире, к которому стремятся все производители программного обеспечения для коммерческих структур.

Покровительствует стандарту действующая на общественных началах организация APICS (США), членами которой значатся разработчики коммерческого программного обеспечения, представители предпринимательских кругов, известные управленцы и ученые в сфере управления производством.

Основная масса отечественных систем управления предприятием далека не только от стандарта ERP, но не дотягивает и до более ранних концепций, рассмотренных выше.

Системы управления предприятием класса CSRP

Вершина эволюции систем управления предприятием представлена программными продуктами класса CSRP (от англ. Customer Synchronized Resource Planning – ориентированное на сотрудничество с клиентами планирование ресурсов), позволяющими наряду с прежними функциями отслеживать производственные контакты с клиентами, оформлять в режиме реального времени заказы, сопровождать доставку продукции до места назначения и проч.

Новые системы сделали следующий шаг навстречу клиентам: они позволяют наладить учет и эффективное использование данных с момента проектирования образцов продукции до послепродажного сопровождения товаров.

Что включает в себя система управления. sistema upravleniya 6. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-sistema upravleniya 6. картинка Что включает в себя система управления. картинка sistema upravleniya 6. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

При этом сторонний заказчик фактически становится элементом системы управления предприятием, напрямую влияя на содержание баз данных системы.

Именно покупатель или клиент в таких системах формируют заказ, а впоследствии контролируют его исполнение на всех производственных этапах.

Системы классов MRP или ERP таким функционалом похвастаться в принципе не могут.

Предприятию остается лишь следить за взлетами и падениями кривой спроса на продукцию и своевременно корректировать прайс-листы…

Рынок CSRP-систем находится еще в зачаточном состоянии с очень привлекательными перспективами и темпами роста (примерно 30-40 % ежегодно).

На российских просторах представлено порядка 10-12 зарубежных систем такого класса и втрое меньше отечественных продуктов, пока лишь претендующих на звание их достойных аналогов.

Автоматизированные системы управления предприятием

Термин «автоматизированные системы управления предприятием (АСУП)» чаще применяется для обозначения отечественных программных разработок.

История подобных систем ведет начало с середины 1960-х гг. Именно тогда группа советских ученых под руководством академика АН СССР Глушкова В.М. на базе Института кибернетики АН УССР приступила к разработке АСУ Львовского телезавода «Львов».

Что включает в себя система управления. sistema upravleniya 7. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-sistema upravleniya 7. картинка Что включает в себя система управления. картинка sistema upravleniya 7. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Новая система стала прорывным проектом, позволившим впервые отработать технологии создания технических средств управления объектами, доселе не поддававшимися математическому описанию.

Для практической реализации АСУП потребовалось создание нескольких десятков специальных внешних устройств (рабочих мест, терминалов), с помощью которых обеспечивался ввод/вывод оперативных данных, и уникального программного обеспечения для их хранения и обработки.

Созданная система являла собой самодостаточный вычислительный комплекс, не имевший на тот момент аналогов.

Усилия разработчиков АСУП Львовского телезавода и Института кибернетики были отмечены премией Ленинского комсомола ЦК ВЛКСМ (1967) и Госпремией Украинской ССР (1970).

АСУП «Львов» дала начало широкому спектру разработок комплексных и интегрированных систем управления предприятием, выполнявших те же функции, что и системы международных стандартов MRP и ERP.

Под влиянием обозначенных разработок сложилось современное понимание автоматизированных систем управления предприятием как специализированных комплексов средств и действий персонала предприятия в целях планирования и достижения значимых результатов хозяйственной деятельности.

Финансовые системы управления предприятием

Попытки автоматизировать учет финансовых потоков стали предприниматься на заре создания корпоративных систем управления предприятием.

Причина проста – процессы управления финансами легко могут быть формализованы с помощью понятийного аппарата логики и математики — в отличие от большинства других задач, стоящих перед хозяйствующим субъектом.

Финансовые системы управления предприятием (ФСУП) характеризуются наличием подсистем, позволяющих наладить учет данных по многим направлениям:

Что включает в себя система управления. sistema upravleniya 8. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-sistema upravleniya 8. картинка Что включает в себя система управления. картинка sistema upravleniya 8. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Каждая такая подсистема использует единый стандарт ввода/вывода данных и являет собой обособленную интегрированную систему управления на уровне самостоятельного структурного подразделения предприятия.

Все локальные подсистемы объединены в общую систему, благодаря чему имеется возможность «перетекания» данных из одной подсистемы в другую в установленных пределах.

Финансовые системы управления предприятием доступны любому субъекту хозяйствования, нуждающемуся в автоматизации учета денежных потоков.

Они универсальны, обладают множеством опциональных настроек, учитывающих, к примеру, региональные или законодательные особенности налогового учета, благодаря чему могут быть легко адаптированы под конкретные нужды хозяйствующих субъектов.

ФСУП отличаются простотой внедрения, не требующего чрезмерных технических познаний, и обычно реализуются в форме компактного лицензированного программного продукта, предназначенного для самостоятельной установки на персональном компьютере.

Для функционирования ФСУП достаточно средств стандартной «домашней» сети передачи данных (к примеру, Windows NT).

Большинство финансовых систем управления предприятием реализованы с помощью условно «маломощных» и уже порядком устаревших средств разработки баз данных наподобие dBase, FoxPro или Paradox, обычно не рассчитанных на работу с колоссальными объемами данных.

Тенденция последних лет – постепенный переход разработчиков ПО в данном сегменте на средства разработки промышленных баз данных уровня Oracle, SQL Server или SYBASE.

Производственные системы управления предприятием

Современные предприятия отличаются высоким уровнем автоматизации и роботизации производственных процессов.

Человеческий фактор на большинстве этапов производственного цикла сводится к нулю. Тем самым снижается уровень брака, а производство со стороны смотрится как безотказный часовой механизм.

По сути речь идет об «идеальном» производстве, действующем в режиме 24/7.

Чтобы добиться такого положения дел, потребуется планомерное внедрение производственных систем управления, куда более жестких, нежели финансово-управленческие.

Что включает в себя система управления. sistema upravleniya 9. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-sistema upravleniya 9. картинка Что включает в себя система управления. картинка sistema upravleniya 9. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Их первейшая задача – обеспечить безотказную и слаженную работу элементов, формирующих производственный механизм, включая собственно производство продукции, закупки и переработку сырья, управление сбытом и продажами, перенаправление финансовых потоков и многое другое.

Сложность и разносторонность программного обеспечения и размеры промышленных баз данных напрямую зависят от масштабов производства.

На данный момент основная масса систем управления реализует технологию «клиент-сервер», подразумевающую взаимодействие рабочих станций с удаленным сервером, благодаря чему достигается высокая интенсивность передачи данных.

Внедрение производственных систем управления предприятием характеризуется длительными сроками — от полугода до полутора-двух лет – и требует значительного напряжения сил разработчиков продукта и потребителей, а также внушительных материальных трат.

На текущий момент имеются эффективные программные решения для большинства типов производства и отраслей экономики: газо- и нефтедобычи, черной металлургии, машиностроения, электроники и проч.

В рамках производственных систем управления возможно выделение модулей, отвечающих за автоматизацию отдельных производственных процессов:

Подобные разработки делают АСУП более гибкими, приспособленными к решению специфическим производственных задач.

Какую систему управления предприятием выбрать?

Для отечественного потребителя нередко основным (и единственным) критерием выбора приемлемой системы управления предприятием становится цена, исчисляемая десятками и сотнями тысяч долларов.

Тем самым устанавливаются незримые барьеры для высококачественных программных продуктов мирового класса, созданных лидерами рынка – компаниями Oracle, SAP или Baan.

Другая беда – отсутствие достаточного числа квалифицированных специалистов, способных внедрить и обеспечить должное техническое сопровождение сложных корпоративных компьютерных систем.

Что включает в себя система управления. sistema upravleniya 10. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-sistema upravleniya 10. картинка Что включает в себя система управления. картинка sistema upravleniya 10. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Зачастую внедрение интегрированной системы управления предприятием влечет за собой «перекраивание» сложившихся управленческих связей между менеджментом и трудовым персоналом, а также между структурными подразделениями компании.

Руководящему составу предприятия жизненно необходимо не ошибиться в выборе системы, которая смогла бы предсказуемо окупиться в течение двух-трех лет за счет зримого повышения эффективности производственных и управленческих процессов.

Цена продукта при этом должна быть адекватной финансовым возможностям и денежным оборотам компании.

Для микропредприятий, а также малых или средних предприятий допустимо использование упрощенных автоматизированных систем управления, акцентированных на управлении производством.

Крупным предприятиям — в их числе – гигантским транснациональным корпорациям, финансово-промышленным группам, чьи обороты исчисляются десятками или сотнями миллионов долларов, — понадобятся на порядок более сложные системы, рассчитанные на подключение и взаимодействие десятков тысяч рабочих мест.

Такие системы способны вести учет буквально всего, с чем приходится иметь дело руководителям всех уровней в процессе реализации своих управленческих функций: имущества, клиентской базы, финансовых операций, локальных актов и проч.

Руководителю останется самая «мелочь» – на основе интегрированных данных принимать эффективные управленческие решения.

Совершенствование системы управления предприятием

На протяжении последних десятилетий сотни компаний упорно трудились над совершенствованием систем управления предприятием, их программной начинкой, стандартизацией модулей, их адаптацией к налоговым, юридическим и экономическим особенностям ведения бизнеса в разных политических режимах.

Придумать систему, способную полностью заменить руководителя, увы, пока не удалось и вряд ли в обозримом будущем удастся.

Что включает в себя система управления. sistema upravleniya 11. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-sistema upravleniya 11. картинка Что включает в себя система управления. картинка sistema upravleniya 11. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Результаты же отдельных разработок пусть и далеки от идеала, во многом впечатляют. Мероприятия по совершенствованию системы управления предприятием не останавливаются ни на секунду, и в скором времени стоит ожидать прорывных технологических решений.

Уже сегодня – еще на этапе проектирования предприятий – в смету расходов закладываются траты на приобретение и внедрение корпоративных систем управления производственными процессами.

Это не слепые вложения, а жизненно необходимые инвестиции, сродни вливаниям в модернизацию производства или инновации, от которых напрямую зависит способность субъекта хозяйствования эффективно выстраивать экономическую стратегию.

Ежегодно наблюдается взрывной рост информационного обеспечения систем управления предприятием, давно уже считающихся мощным конкурентным преимуществом в большинстве сегментов экономики.

Источник

Организация и управление

3. ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ

3.1. Система управления организацией

Система управления (СУ) организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование.

Процесс управления предусматривает согласованные действия, которые и обеспечивают в конечном счете осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления. Поэтому в любой организации выделяются управляющая и управляемая части. Схема взаимодействия между ними показана на рис. 3.1.

Что включает в себя система управления. org n man 1. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-org n man 1. картинка Что включает в себя система управления. картинка org n man 1. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

На этом уровне принимаются управленческие решения как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения поставленной цели. Управленческое решение принимается с целью преодоления возникшей проблемы, которая представляет собой не что иное, как реальное противоречие, требующее своего разрешения.

Файоль сформулировал характерные признаки процесса управления в начале ХХ века. С тех пор в деятельности организаций произошли значительные изменения. Усложнилась их структура, научно-техническая революция в области естественных наук привела к возникновению новых сложных технологий, стремительное внедрение средств вычислительной техники в различные области человеческой деятельности заметно повлияло на технологию принятия управленческих решений и на процедуру, которая носит название «контроль за исполнением решения». Изменилась технология управления финансами. В последнее время многие преобразования в этой сфере связаны с внедрением электронных систем расчетов и электронных заменителей денег.

3.2. Задачи управления современной деловой организацией

Особенностью деятельности деловой организации в наши дни является работа в условиях острой конкуренции не только внутри страны, но и на межгосударственном уровне. Ускоренное развитие средств коммуникации, электронных средств, обеспечивающих хранение и обработку информации, привело к возникновению новой информационной среды, в которой функционируют организации. Это, в свою очередь, вызвало изменение требований, предъявляемых к системам управления.

Безусловно, здесь приведен далеко не полный перечень задач, которые зачастую приходится решать руководителю организации, менеджеру и структурным подразделениям звена управления. В связи с этим в современной науке управления принято говорить об искусстве управления и сравнить его со сложной комбинационной игрой. Решение многих из указанных задач возможно только при условии использования в процессах управления самых современных средств обработки информации и коммуникационных связей.

Известно, что успехи и неудачи организации во многом зависят от кадрового состава и от поведения членов коллектива. Сплоченность или конфликтность коллектива, его стабильность, уровень квалификации, сознательность работников, их деловая активность и многие другие человеческие факторы определяют эффективность управления организацией. В связи с этим в процессах управления организацией, наряду с такими направлениями, как управление финансовой, информационной или административной службами организации, специально выделяется направление социально-психологического управления.

При решении проблемы стимулирования роста производительности используются принципы, сформулированные в рамках теории выбора руководителей, владеющих социально-психологическими методами управления, теории реализации целей, теории удовлетворения потребностей и теории справедливости.

Теория выбора руководителей, владеющих социально-психологическими методами управления, основана на двух принципах.

Первый учитывает, что определенная часть персонала не любит организовывать свой труд. Это люди, которые лишены какого бы то ни было честолюбия и инициативы. Они предпочитают, чтобы ими руководили, давали им вполне определенные и конкретные задания, чтобы о них заботились и чтобы их защищали. Таким людям нужны требовательные, властные, жесткие и решительные руководители, обладающие способностью организовать труд подчиненных и убедить их в необходимости работать «не покладая рук».

Второй принцип применим к людям, обладающим инициативой и большим творческим потенциалом, с сильно развитым чувством собственного достоинства. При соответствующем моральном и материальном поощрении они могут принести большую пользу и организации, и себе. Таким сотрудникам нужны демократичные руководители, обладающие гибкостью, деликатностью и тактом.

В любом коллективе есть, как правило, и те, и другие люди, поэтому руководитель должен быть высококвалифицированным и грамотным специалистом, знакомым с социально-психологическими методами управления и умеющим применять эти методы на практике.

Теория реализации целей основана на том, что в коллективе есть люди, которые могут хорошо работать только в том случае, если поставленные руководителем цели будут достигаться, т.е. если их ожидания будут реализовываться. Эти люди должны постоянно видеть результаты своего труда, в противном случае их деятельность парализуется. Теория реализации целей предлагает руководителю выбирать для таких людей быстро выполнимые задания и постоянно уведомлять их о пользе выполняемой ими работы.

Теория потребностей основана на стимулировании деятельности человека путем удовлетворения его потребностей и интересов. Заметим, что деньги не являются потребностью человека, это лишь средство для реализации этих потребностей.

Теория справедливости основана на субъективном ожидании каждым человеком поощрения за его работу. Если работник считает, что его коллега получил за ту же работу большее поощрение, чем он, то это, безусловно, будет отрицательно сказываться на его производительности. Теория справедливости требует от руководителя, чтобы он учитывал пристальное внимание подчиненных к его действиям по отношению к другим.

Что включает в себя система управления. org n man 2. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-org n man 2. картинка Что включает в себя система управления. картинка org n man 2. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Рис. 3.2. Ступени развития разногласий

Покажем с помощью графической интерпретации реакцию подчиненных на управляющее воздействие в случае возникновения разногласий (рис. 3.3).

Что включает в себя система управления. org n man 3. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-org n man 3. картинка Что включает в себя система управления. картинка org n man 3. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

На ступени невосприимчивости (вторая снизу ступень на рис. 3.3) исполнитель, из-за не понимания задания, или не согласия с руководителем не сразу приступает к работе. Возникает некоторая задержка во времени, которая хорошо видна на рисунке. Для выполнения задания исполнителю нужна дополнительная информация или какие-либо разъяснения. На этой ступени разногласий опытному руководителю легко достичь взаимопонимания с подчиненным, если тот в состоянии выполнить эту работу. Первоначальные расхождения мнений руководителя и подчиненного, возникающие на ступени невосприимчивости, носят, как правило, кратковременный характер и не накапливаются. Компетентный руководитель может достаточно просто преодолеть это разногласие и добиться выполнения задания в установленные сроки.

Поляризация (третья снизу ступень на рис. 3.3) характеризуется противоречивым подходом руководителя и исполнителя к средствам и методам решения задачи, что, однако, не мешает достижению конечной цели при наличии между ними взаимопонимания. Различный подход к отдельным сторонам реализации поставленной задачи (разная полярность первоначальных мнений) часто помогает найти верный путь и способствует более плодотворной и творческой работе. Разумная и обоснованная точка зрения подчиненного может даже «взять верх» над мнением руководителя в процессе совместного обсуждения задания. Таким образом находится оптимальное решение, и, как видно из рисунка, на этой ступени успешно и своевременно выполняется задание.

Если руководителю и подчиненному удастся выработать общую точку зрения, то столкновение может стать толчком к нахождению нового решения задачи. При этом разногласие перейдет на более низкую ступень и поставленная руководителем цель будет достигнута. В противном случае выполнение задания будет сорвано, что показано на рисунке пунктирной линией.

Антагонизм (верхняя ступень на рис. 3.3) характеризуется неадекватным подходом руководителя и подчиненного к общей цели и частным задачам, а также к средствам и методам их реализации. Графически это изображается в виде незатухающих колебаний. Антагонизм при умелом и опытном руководителе может быть преодолен. В некоторых случаях, когда удается достичь консенсуса, находятся конструктивные решения. Однако чаще антагонизм вызывает деструктивные, разрушительные явления (пунктирная линия на рисунке), при которых о выполнении задания не может идти речи. Работа в этом режиме, если такое произошло, возможна только в течение кратковременного периода.

Переход с одной ступени разногласий на другую осуществляется путем создания или предотвращения конфликтов, представляющих собой временное эмоциональное изменение настроения человека или группы людей в результате некоторых возмущающих воздействий. Конфликты бывают естественные и искусственные. Руководитель должен уметь управлять конфликтами, придерживаясь при этом некоторых правил (рис. 3.4).

На рис. 3.4. сформулированы некоторые взаимоисключающие правила поведения руководителя или менеджера, обеспечивающие предотвращение (верхняя часть рисунка) или создание (нижняя часть рисунка) конфликта в коллективе.

Нужно отметить, что немаловажное значение для правильной организации работы руководителя, а следовательно, и для предотвращения конфликтных ситуаций в коллективе, имеет «количественный показатель», отражающий число исполнителей, непосредственно подчиненных руководителю.

Что включает в себя система управления. org n man 4. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-org n man 4. картинка Что включает в себя система управления. картинка org n man 4. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Рис. 3.4. Причины создания конфликтов и правила их предотвращения

Арифметическое увеличение числа подчиненных ведет к геометрическому увеличению количества взаимосвязей, находящихся под контролем руководителя (с учетом перекрестных связей между подчиненными). Для расчета числа потенциальных взаимосвязей между руководителем и подчиненными можно воспользоваться зависимостью:

Используя эту формулу, подсчитаем количество потенциальных взаимосвязей при различном количестве подчиненных (от одного до 6):

n123456
С28184090204

Покажем это с помощью иллюстрации в случае одного, двух или трех подчиненных (рис. 3.5).

Из рисунка 3.5, а видно, что если у руководителя один подчиненный, то мы имеем всего лишь 2 линии взаимосвязи: когда руководитель обращается к подчиненному или, наоборот, когда подчиненный обращается к руководителю.

При наличии двух подчиненных (рис. 3.5, б) количество потенциальных взаимосвязей становится равным 8 (с учетом того, что руководитель может передать что-то второму подчиненному через первого и наоборот), а в случае трех подчиненных это число увеличивается до 18 и т.д.

Очевидно, что чем выше квалификация персонала, тем меньше число необходимых производственных контактов между сотрудниками, и тем больше непосредственных подчиненных у руководителя. Причем у руководителя низшего звена может быть больше подчиненных, чем у руководителя высшего звена управления.

Что включает в себя система управления. org n man 6. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-org n man 6. картинка Что включает в себя система управления. картинка org n man 6. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

В каждой организации имеются основополагающие документы, регламентирующие штатный управленческий процесс: уставы, законодательные и нормативные акты, трудовые соглашения, должностные инструкции и т.д. С помощью этих документов устанавливается определенный порядок и поддерживается трудовая и исполнительская дисциплина. Однако наряду с этим в организации постоянно происходят процессы, связанные с несанкционированным управлением или с самоуправлением.

Самоуправление присуще любой социальной системе, поскольку оно реализует потребность человека к свободомыслию, самовыражению и самоутверждению. В отличие от регламентного управления, иерархия подчинения в самоуправ-лении или отсутствует вообще, или выражена очень слабо. Процесс самоуправления служит элементом демократизации общего управления путем непосредственного участия исполнителей в разработке стратегии развития организации, а значит, в нахождении оптимальных решений при достижении поставленной цели.

Известны три принципа самоуправления.

Принцип сочетания управления и самоуправления основан на обязательном удовлетворении потребностей и интересов персонала в части обеспечения жизнедеятельности, безопасности и процветания организации. В соответствии с этим принципом в любой организации управление и самоуправление должны сочетаться на каждом уровне управления: от руководителя верхнего звена до исполнителя низшего звена.

Принцип вторичности основан на том, что самоуправление в организации не может быть первичным. Целиком и полностью самоуправляемая организация практически невозможна, поскольку любая организация должна следовать законодательным актам и принятым в обществе нормам, иначе она будет ликвидирована. Даже предприниматель без образования юридического лица имеет право на полное самоуправление только в рамках разрешенных сфер деятельности и налоговых регламентов.

Принцип мягкой регламентации. Процесс самоуправления не может быть жестко регламентирован законодательными актами и внутренними положениями организации. Самоуправление основано на объективизме активного персонала. В случае жесткой регламентации со стороны административно-управленческого персонала самоуправление вырождается в обычное управление с четким соблюдением субординации и с неизбежной потерей ряда активизирующих потребностей и интересов членов коллектива.

3.3. Структурирование управления организационными системами

Часть деловой организации, реализующая функции управления, состоит из многих взаимодействующих звеньев и представляет собой управляющую систему, обеспечивающую в рамках организации выполнение ряда специфических функций. Напомним, что термин организация предусматривает определение порядка взаимодействия отдельных элементов, входящих в состав организационной системы.

По мере общественного развития употребление данного термина и трактовка его смысла претерпели определенные изменения. Нас будет интересовать применение принципа иерархии к социальным системам, в том числе и к деловым организациям.

С иерархией властных полномочий тесно переплетается распределение ответственности и компетенции, связанных с деятельностью организации. Отношение подчинения или отсутствие такового удобно описывается с помощью графического отображения, которое строится по следующему принципу: если звено Б системы подчиняется звену А, то это обозначается стрелкой, направленной вниз, а если звенья Б и В связаны между собой определенной системой взаимодействия на одном уровне, то эта связь отображается горизонтальной линией (рис. 3.6).

Что включает в себя система управления. org n man 7. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-org n man 7. картинка Что включает в себя система управления. картинка org n man 7. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Рис. 3.6. Графическое отображение вертикальных и горизонтальных связей в системе

Очевидно, что в сложных структурах управления такое деление носит чисто условный характер. В рамках деловой организации иерархия предусматривает распределение полномочий властного или функционального характера не только по вертикали, но и по горизонтали.

Взаимодействие по горизонтали обусловлено, в частности, разделением функциональных обязанностей. Так например, плановый и коммерческий отделы, бухгалтерия и отдел кадров находятся на одном уровне в иерархической схеме распределения властных полномочий. По роду выполняемых функций они находятся в контакте друг с другом. В схеме функционального взаимодействия это будет отражено наличием горизонтальных связей между ними.

Со временем понятие «бюрократия» превратилось в нарицательный термин. Бюрократическая система утратила многие черты своей рациональности и превратилась в целый слой людей, связанных с управлением (чиновников).

В настоящее время это понятие определяет тип управления, при котором работники управленческого звена ставят свои личные или корпоративные интересы выше интересов организации и государства. Такое отношение к делу способствует развитию чиновничьего диктата как в экономической сфере, так и в социальной.

Современный тип иерархической структуры управления имеет много разновидностей. Приведем краткую характеристику основных организационных структур.

Линейная структура управления (Рис. 3.7) является наиболее приемлемой лишь для простых форм организаций. Отличительная черта: прямое воздействие на все элементы организации и сосредоточение в одних руках всех функций руководства. Схема хорошо работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя.

Что включает в себя система управления. org n man 8. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-org n man 8. картинка Что включает в себя система управления. картинка org n man 8. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Рис. 3.7. Линейная структура управления.

В небольших организациях с четким распределением функциональных обязанностей получили также распространение структуры в виде кольца, звезды и колеса (рис. 3.8, а, б, в).

Что включает в себя система управления. org n man 9. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-org n man 9. картинка Что включает в себя система управления. картинка org n man 9. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Что включает в себя система управления. org n man 10. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-org n man 10. картинка Что включает в себя система управления. картинка org n man 10. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Рис. 3.9. Линейно-функциональная структура управления

Линейно-штабная структура управления (Рис. 3.10.) представляет собой комбинированную структуру, сочетающую свойства линейных и линейно-функциональных структур. Она предусматривает создание специальных подразделений (штабов) в помощь линейным руководителям для решения тех или иных задач. Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Штабы не наделяются исполнительной властью. Руководитель сам принимает решение и доводит его до всех подразделений. Штабная схема наиболее целесообразна, если необходимо осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым позициям организации.

Что включает в себя система управления. org n man 11. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-org n man 11. картинка Что включает в себя система управления. картинка org n man 11. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Рис. 3.10. Линейно-штабная структура управления

Что включает в себя система управления. org n man 12. Что включает в себя система управления фото. Что включает в себя система управления-org n man 12. картинка Что включает в себя система управления. картинка org n man 12. Структура управления — систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Рис. 3.11. Матричная структура управления

Программно-целевая структура управления предусматривает создание специальных органов управления краткосрочными и долгосрочными программами. Она ориентирована на обеспечение всей полноты линейных полномочий в рамках реализуемых программ.

Продуктовая структура управления является одним из вариантов программно-целевой структуры. Она предусматривает возложение на руководителя, ответственного за программу выпуска конкретного продукта, всей ответственности за качество и сроки выполнения работ. Этот руководитель наделяется всеми правами распоряжения в части производственной, сбытовой и вспомогательной деятельности, связанной с изготовлением конкретного продукта или ассортимента продуктов.

Функционально-объектная структура управления предусматривает выделение в функциональных подразделениях наиболее квалифицированных специалистов, которые в дополнение к их функциональным обязанностям назначаются руководителями конкретных работ или объектов в данном подразделении. Внутри подразделения эти специалисты являются старшими при выполнении порученной работы не только в рамках постоянно закрепленных за ними функций, но и по всем другим вопросам.

Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды. Первыми перестройку структуры по этой модели начали крупнейшие организации, которые в рамках своих гигантских предприятий (корпораций) стали создавать производственные отделения, предоставив им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. При этом администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т.д. Поэтому этот тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля).

В результате расширения границ оперативно-хозяйствен-ной самостоятельности отделения могут рассматриваться как «центры прибыли», активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы.

В то же время дивизиональные структуры управления приводят к росту иерархичности, т.е. вертикали управления, связанной с необходимостью формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, групп и т.п., в которых управление строится по линейно-функциональному принципу. Дублирование функций управления на разных уровнях приводит к росту затрат на содержание управленческого аппарата.

В условиях рыночной экономики и острой конкурентной борьбы наиболее интенсивно развиваются структуры управления органического типа. Главным достоинством таких гибких структур является их способность быстро приспосабливаться к меняющимся внешним условиям и изменению целевых установок.

К гибким структурам можно отнести проектные и матричные структуры. Для них характерна самостоятельная работа отдельных подразделений, что дает возможность руководителям подразделений самим принимать решения и налаживать функциональные связи по горизонтали.

Наличие в любой иерархической системе указанных недостатков ведет к тому, что со временем в работе деловой организации накапливается влияние отрицательных тенденций. Часто их называют патологиями системы управления по аналогии с медицинским термином, характеризующим наличие болезненных отклонений в человеческом организме. Если не принять своевременных мер по коррекции действия системы управления организацией, то начинают возникать проблемные ситуации, которые, в конечном счете, могут привести к гибели всей организации.

Преобладание в деятельности лиц, принимающих решение, мотивов приобретения, их стремление к собственному обогащению в сочетании с возможностью выбирать те решения, которые приносят им личную выгоду, ведут к развитию взяточничества и коррупции. Этот вид патологии поражает организации независимо от их размера и вида деятельности. Он встречается в органах государственного управления и даже в организациях, занимающихся решением экономических проблем на межгосударственном уровне.

Стремление менеджера деловой организации к излишнему проявлению своей власти в экономическом и социальном плане приводит к возникновению конфликтных ситуаций, которые лишают людей возможности нормально работать, отвлекают их на решение проблем, не связанных с основной целью деятельности организации. Все это в конце концов ведет к снижению производительности труда.

Основная сложность борьбы с указанными недостатками заключается в том, что они носят объективный характер и присущи любой иерархической системе управления. Тем не менее за многие годы удалось выделить основные направления преодоления развития патологий организационных систем.

Очевидно, что эффективное воздействие органов государственной власти на деловые организации возможно только в том случае, если государственная система построена на принципах, препятствующих развитию негативных тенденций в системе управления самого государственного аппарата. Подобные государственные системы принято характеризовать как демократические.

Исполнительная власть в демократических системах построена на основе строгой иерархии, но контроль за ее деятельностью возлагается на демократические институты управления, которые используют коллективные принципы управления. В том числе: выборность руководителей и формирование аппарата управления на выборной основе (всеобщие выборы, тайное голосование, равноправие при выдвижении кандидатов и т.д.), равный доступ всех членов организации к информации, коллегиальный метод принятия решений.

В качестве примера использования в структурах управления деловых организаций приемов, характерных для общественных организаций, можно привести устав акционерного общества, где оговорены права общего собрания при решении некоторых ключевых вопросов управления организацией и предусмотрена выборность руководителя.

Характеризуя воздействие внешних организаций на деятельность системы управления организацией, следует также отметить, что в демократических государственных системах предусмотрена и законодательно закреплена возможность влияния общественных организаций, действующих на региональном, профессиональном, групповом или даже государственном уровне на деловые организации. Это, в частности,

региональные и профессионально ориентированные профсоюзные организации, общества защиты прав потребителей, общества защиты окружающей среды и защиты животных.

При устранении недостатков иерархических структур особое значение приобретает разработка методов выявления отклонений от нормы в работе деловых организаций уже на начальном этапе их развития (диагностика заболевания по аналогии с выявлением болезней человека) и реорганизация системы управления (лечение).

Способы борьбы с недостатками иерархических систем следует отнести к процедурам оперативной коррекции деятельности деловой организации. Этапы реализации этого метода будут рассмотрены в разделе 7.2.

Контрольные вопросы к теме

1. Какие подразделения входят в управляемую и управляющую части деловой организации?

2. Какое место занимает система управления в обеспечении жизнедеятельности организации?

3. Задачи системы управления.

4. Назовите известные Вам принципы, побуждающие персонал к производительному труду.

5. В чем суть теории подбора руководителей?

6. Каков смысл теории ожидания как социально-психоло-гического метода управления?

7. На чем основана теория потребностей?

8. Как может быть использована теория справедливости для стимулирования производственной деятельности людей?

9. О чем свидетельствует полная поддержка решений руководителя со стороны членов коллектива?

10. Назовите основные ступени разногласий.

11. Как можно управлять разногласиями?

12. Что способствует созданию конфликтов в организации?

13. Что нужно сделать для предотвращения конфликтов?

14. Чем ограничивается число работников, подчиненных одному руководителю?

15. В чем суть самоуправления?

16. Назовите основные принципы самоуправления.

17. Что такое иерархия?

18. Особенности жестких иерархических структур управления.

19. Достоинства и недостатки линейных структур управления.

20. Каковы особенности матричной структуры управления?

21. В чем преимущества органических структур управления?

22. Приведите примеры гибких структур управления.

23. Как распределяются властные полномочия среди администрации известного Вам предприятия?

24. Какие отклонения от нормальной работы деловой организации определяются недостатками иерархических структур управления?

© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *