Что включает в себя промышленный дизайн
Промышленный дизайн
Промышленный дизайн (промдизайн, предметный дизайн, индустриальный дизайн) — отрасль дизайна, область художественно-технической деятельности, целью которой является определение формальных качеств промышленно производимых изделий, а именно, их структурных и функциональных особенностей и внешнего вида. [источник не указан 140 дней]
Содержание
История
Первые промышленные дизайнеры появились ещё в XVIII веке в Англии, что связано, прежде всего, с деятельностью Джозайи Веджвуда (Josiah Wedgwood) и развитием промышленного производства набивных тканей.
Определение «индустриальный дизайн» появилось в 1919 году благодаря архитектору из Германии Вальтеру Гропиусу, основавшему революционную школу индустриального дизайна «Баухаус» в Веймаре (Германия).
После второй мировой войны индустриальный дизайн получил серьёзное развитие в Скандинавии и Нидерландах. Примерно в это же время интерес к направлению высказали прагматичные американцы — с целью увеличения продаж. В 60-е годы XX века направление стало настолько популярно в США, что была организована Коллегия Индустриального дизайна. В 1969 году член этой коллегии Томас Малдонадо дал весьма ёмкое определение индустриальному дизайну: «Индустриальный дизайн — это творческая активность, имеющая цель улучшать внешние достоинства объектов, производимых в промышленности».
Этапы разработки
Обычно разработка промышленного дизайна включает в себя следующие этапы
Защита
Интеллектуальная собственность на объекты, разработанные в рамках промышленного дизайна, может быть защищена патентом на изобретение, полезную модель или промышленный образец.
Промышленный дизайн и его самые необычные представители
В последнее время производители перестали выпускать что-то действительно красивое, выбрав путь унификации, и боясь сделать что-то не то. Виной тому, зачастую, трусливые “недодизайнеры” или не менее трусливые руководители, которые боятся выделиться. Смартфоны стали одинаковыми, автомобили, хоть и отличаются, но не так существенно, а самолеты даже специалист не всегда сможет отличить друг от друга. Какая-то фантазия присутствует, пожалуй, только в одежде и мебели. Но и тут не все так гладко. Давайте вспомним, какой “дизайнерский рок-н-ролл” творили дизайнеры в прошлом.
Фантазия дизайнера может довести и до такого.
Что такое промышленный дизайн
В начале дам немного предыстории и предложу поговорить о том, что вообще такое “промышленный дизайн”.
Само определение этого термина дал член Коллегии Индустриального Дизайна Томас Малдонадо в 1969 году. На данный момент, это определение считается максимально полным описанием рассматриваемого понятия.
Промышленный дизайн — это творческая активность, имеющая цель улучшать внешние достоинства объектов, производимых в промышленности — сказал в свое время Томас Малдонадо.
Многие, вспоминая произведения дизайнеров шестидесятых-семидесятых годов прошлого века, считают именно их золотым веком промышленного или, как его еще называют, индустриального дизайна. Тогда производители еще пытались самовыражаться в своих творениях, а не просто делать товар, который понравится всем. Несмотря на такой подход, многие решения того времени до сих пор считаются золотым стандартом в своих направлениях и идеальным сочетанием красоты и удобства.
Тем не менее, в дизайне нет четких критериев — все субъективно. Каждый сам решает для себя, что красиво, а что тянет максимум на звание товара народного потребления. Давайте же вспомним те вещи, созданные человеком, которые хоть и не выдержали конкуренции на поле унификации, но навсегда запомнились ценителям.
Примеры промышленного дизайна
Самый необычный самолет
Одним из самых необычных самолетов в истории авиации стал Beechcraft Starship, первый полет которого состоялся в 1986 году. В его конструкции, кроме необычного дизайна, нашли свое отражение множество передовых технических решений, которые были бы актуальны до сегодняшнего дня. Проблема в том, что самолет больше не производится, а редкие образцы, которые были переданы заказчикам, считаются практически бесценными.
Главной особенностью самолета является отсутствие хвоста и толкающие турбовинтовые двигатели, расположенные на максимальном удалении от салона. Такое решение позволило сделать салон более комфортным и тихим.
В отсутствии хвоста, управление по курсу осуществляется за счет небольшого киля в нижней части самолета и развитых законцовок крыла. Тангаж (наклон или подъем носа) осуществляется за счет крыльев в носовой части.
Конструкция кажется сложной, но многие авиаторы, которым посчастливилось управлять этой техникой, отзываются о ней исключительно положительно, отмечая ее высокие летные характеристики.
Самолет не стал последней разработкой Beechcraft. Компания до сих пор существует, а модель не получила широкого распространения из-за высокой цены. Стоимость Beechcraft Starship составляла 3,9 миллиона долларов. За эти же деньги можно было купить несколько существенно более быстрых моделей с турбореактивным двигателем, а модели с аналогичной скоростью стоили на один миллион долларов дешевле. В 2003 году компания объявила о нерентабельности поддержки малого парка самолетов этой модели, предложила владельцам обменять их на другие модели и утилизировала те, что хранились у них “на складе”.
Самый странный поезд
Следующим образцом промышленного дизайна, который можно назвать уникальным, будет необычный поезд, которые так же не нашел широкого отклика в сердцах эксплуатирующих организаций.
Если посмотреть на Aerotrain со стороны, кажется, что ему не хватает крыльев, с которыми он просто улетел бы с этой скучной планеты. Собственно, так он и появился. Он был сделан General Motors Electro-Motive Division с применением авиационных материалов. Основной его задачей было возвращение былой популярности железнодорожному транспорту, утраченной на фоне появления доступных авиаперевозок и личного транспорта.
Появившись в середине пятидесятых годов прошлого века, он проработал всего около 10 лет. При этом, постоянно перебрасывался с маршрута на маршрут. Основными недостатками поезда была его жесткость, маленькая скорость и неудобство для пассажиров. Зато дизайн у него был очень крутой. Жаль, никто не взял его в разработку. Давайте обсудим в нашем Telegram-чате, хотели бы вы прокатиться на таком?
Самый красивый автомобиль
Благодаря тому, что я пишу статьи для одного из самых известных ресурсов в своей тематике и имею возможность публично высказать свое мнение, я могу сказать какой автомобиль на мой взгляд является самым красивым в истории. Думаю, многие со мной согласятся, что это легендарный Ford GT первого поколения. При всей своей брутальной угловатости, есть в нем что-то необычное и чарующее.
Вторая половина прошлого века была богата на необычные модели автомобилей, которые порадовали нас своим появлением. Сюда можно отнести Dodge Charger, Chevrolet Corvette, знаменитые модели Cadillac и даже легендарную Audi Quattro.
Dodge Charger 1969 года
Audi Quattro в ралли
Несмотря на достойнейших конкурентов, Ford GT40 стоит особняком. Он производился в 60-е годы прошлого века и специально создавался для побед в Ле-Мане, как противопоставление машинам Энцо Феррари.
Цифра 40 в названии была неслучайной. Она означала полную высоту автомобиля, составляющую 40 дюймов (102 см), предписанную правилами соревнования.
Ford GT40 (вид сзади)
Машина выглядела максимально необычно, сочетая в своем дизайне простоту линий со скрытой агрессивностью, позволяющей с первого взгляда признать в ней спортивный автомобиль.
Не так давно модель получила обновление, но это уже совсем другой автомобиль, в котором нет былого шарма. Новинка опять же похожа на другие современные автомобили. Жаль… Такую машину профукали.
Самый запоминающийся телефон
До того, как Стив Джобс показал со сцены первыйiPhone, и все производители начали его копировать, слепо приняв за эталон, на рынке мобильных телефонов творилось настоящее безумие. Хотелось подойти к тем, кто рисовал такие устройства, как Nokia 7600, Nokia 7610 и Nokia N-Gage, похлопать их по плечу и попросить отсыпать того, что они курили. Другие производители тоже иногда выпускали что-то необычное, но за Nokia им было не угнаться.
Фриковатая Nokia 7600
Из моделей на тот момент еще финского бренда я могу отметить даже не причудливые решения, которые были похожи то на пудреницу, то на шкатулку, то вообще непонятно на что, а конкретно модель 8110.
Только не надо путать с тем “бананом”, который не так давно показали одновременно с обновленным (слишком громкое слово) Nokia 3310. Оба устройства имели мало общего с оригиналами, поэтому и не сыскали широкой популярности.
Сейчас я говорю про тот телефон, с которым Нео бегал от Агентов в Матрице Вачовски, которые на тот момент еще были братьями. Дизайн устройства был необычным, но достаточно брутальным. На мой взгляд, это идеальное сочетание вычурности и строгости для того времени. За эту модель Nokia однозначное спасибо. Она могла противостоять рынку и предлагать свои альтернативы.
Самый непростой катер
В фильмах про богачей второй половины прошлого века не раз мелькали странные катера, которые были похожи на обычные, но за счет отделки лакированным деревом смотрелись очень непривычно.
Вариантов таких катеров было очень много, но наибольшее распространение они получили именно в Венеции. Так же их можно было встретить на Лазурном побережье Франции и в порту Монако, но там их было существенно меньше.
Красивый катер, который выглядит роскошно и скромно одновременно.
На мой взгляд, именно такое сочетание материалов и простой формы является хорошим сочетание функциональности обычного катера и роскоши, которую может себе позволить максимально богатый человек.
Такие катера до сих пор встречаются на узких каналах этого итальянского города, но старые образцы уже не смотрятся так хорошо, а новые практически не производятся. Жаль…
Кто лучший дизайнер?
Кто же лучше рисует дизайн предметов? Тот, кто делает это сейчас, или тот, кто приложил свой карандаш к описанным выше предметам и транспортным средствам? Однозначного ответа нет. С одной стороны, эволюция привела к усреднению всего, что нас окружает. С другой стороны, тогда мир был разнообразнее и интереснее. Хотя, возможно, это просто ностальгия и желание любить то, чего уже нет.
Внешний вид любого устройства или предмета — понятие максимально субъективное. Кому-то нравится одно, кому-то другое. Именно поэтому я не настаиваю на безапелляционности моего мнения. Возможно, вы со мной не согласитесь, но я собрал несколько самых красивых на мой взгляд вещей и решил поделиться этой подборкой.
Как вы считаете, когда дизайнеры работали более смело? Тогда или сейчас?
Промышленный дизайн. Современные подходы к заказу и разработке прототипа
Разрабатывая новый продукт задумываешься не только о том, какую функцию он будет нести, но и о том, как он будет выглядеть. Подобного рода задачи(внешний вид, функциональность в зависимости от биометрии человека, совместимость с другими устройствами) традиционно решают студии промдизайна.Заказчик обращается к ним, объясняет задачу и получает прототип изделия, который может значительно отличаться от изначальных представлений. А также такой прототип стоит серьёзных денег.
Условно разработку промышленного дизайна можно поделить на следующие этапы:
3)Создание прототипа согласно эскизу.
Промдизайн обычно дорогой и очень дорогой. Затраты на производство новых технологических продуктов почти всегда гораздо выше, чем изначально планировалось. И вот почему:
Разрабатывая свой продукт, технологический предприниматель постоянного тестирует его на разных целевых группах: инвесторах, первых клиентах, потребителях и регулирующих органах, демонстрируя презентации, инженерные сборки и первые прототипы.
Цель проста: ему нужно создать спрос на свой продукт, добиться заключения предварительных контрактов и запустить предпродажи до начала инвестиций в серийное производство. Параллельно с этим он продолжает поиск поставщиков материалов и комплектующих, способов снижения себестоимости и фактически «продает воздух», не имея на руках серийно выпущенного изделия.
Разрыв между необходимостью развивать спрос на продукт и уровнем готовности продукта — отличительная черта деятельности любого технологического предпринимателя.
Что он делает, чтобы сократить этот разрыв? Чаще всего, под давлением своей инженерной команды, он собирает свой продукт из любых доступных материалов: пучки проводов, фанера, картон, металл. Применяя все, что находится под рукой, создаются первые работающие прототипы. Этот путь оказывается сложным путем проб и ошибок, на котором предприниматель тратит свое время и деньги инвесторов, с непредсказуемым результатом и множеством дорогостоящих попыток оптимизировать принимаемые решения. Неудивительно, что так мало технологических стартапов в индустриях, где необходимо создание физического продукта, доживают до серийного производства.Суть ошибки, регулярно приводящей к преждевременной смерти стартапа, заключается в том, что компания сразу стремится к созданию физического продукта. При таком подходе физический продукт — это всегда долго и дорого, потому что на старте никогда нет продуктового технологического опыта.
Можно ли отсутствие этого опыта чем-нибудь выгодно компенсировать?
Можно, говорят промдизайнеры: отсутствие опыта нужно замещать визуальным оригиналом продукта, то есть, создать его графическую модель.
Какие бывают графические модели? Под визуальным оригиналом продукта обычно понимают:
В этом и есть реальная стоимость промдизайна.
Первый этап промдизайна — скетчинг, то есть поиск оптимальной формы и композиции исходя из профессионального технологического вкуса и предметной компетенции дизайнера. Базируясь на своём опыте и углубленной специализации, дизайнер через скетч помогает предпринимателю «сформулировать» будущий продукт. На основе разработанной идеи продукта, промышленный дизайнер готовит графическую или сборочную 3D модели.
Графическая модель — это 3D аналог скетча, на основе которого делаются рендеры для рекламных материалов, и который позволяет принять основные решения по визуальному облику будущей вещи.
Сборочная модель представляет продукт не только снаружи, но и изнутри: она позволяет скомпоновать в нем необходимые комплектующие с точностью, достаточной для изготовления первого демонстрационного образца. По сборочной модели можно в первом приближении оценить стоимость производства продукта.
Таким образом, разработав 3D графическую и/или сборочную модели, можно принимать основные решения по продукту, начать его продавать и при этом избавиться от необходимости сразу производить физический продукт, обгоняя, таким образом, конкурентов, экономя время и деньги и избавляя себя от множества ошибок.
До массового производства остается два шага: конструкторская и технологическая документация под присмотром промдизайнера, который задает рамки для инженерного проектирования и конструкторской деятельности на этом этапе. Конструкторская документация готовится в программах автоматизированного проектирования и включает в себя все необходимые для производства изделия чертежи и документы. Она впервые позволяет с высокой точностью оценить стоимость производства одного изделия по операционным затратам. С ней можно проводить конкурсы для определения подрядчика или поставщика компонентов и начать работать над снижением стоимости изделия.Именно конструкторская документация позволяет производителям перейти к следующему шагу — разработать технологическую документацию под конкретное уникальное производство. В процессе разработки технологической документации могут появляться решения, позволяющие снизить себестоимость или ускорить производство продукта. После этого цифровой оригинал нового продукта полностью готов, и предприниматель может приступать к производству, получить запланированный по внешнему виду и себестоимости результат, избежав к этому времени лишних затрат времени и средств инвесторов. И такой путь — не исключение, а стандарт работы технологического предпринимателя.
Блог Ижевска
Что представляет собой промышленный дизайн
Промышленный дизайн – это область в дизайнерском искусстве, где осуществляется художественное проектирования предметов, которые наполняют среду жизнедеятельности человека. Дизайнеры в рассматриваемой области занимаются определением облика бытовых предметов окружающих человека и делают такие предметы максимальными по функциональности. Удобство изделий в эксплуатации, а также их функциональность и презентабельный внешний вид делает такие предметы успешными на рынке. По этой причине промышленный дизайн на сегодняшний день пользуется большим спросом. В данной статье будет вкратце рассмотрено об этой сфере деятельности.
Промышленный дизайн http://crtr.ru/service/promyshlennyj-dizajn выделился из архитектуры как самостоятельное направление. Большинство людей, которые способствовали становлению промышленному дизайну, были известными в своё время архитекторами. Отличие архитектуры от промышленного дизайна заключается в том, что архитектура занимается решением пространственных задач, а промышленный дизайн занимается формированием окружающих предметов. Самой главной задачей рассматриваемого дизайна является определение особенностей продукции, техники, их экстерьера, функциональности и структуры. Отличительной особенностью такого дизайна от других видов заключается его ориентация на производство в промышленности.
Задача промышленного дизайнера заключается в художественном проектировании объектов, которые используются в массовом промышленном производстве. К таким категориям изделий относятся:
Приборы для быта как, например, кухонные принадлежности и электрооборудование;
Для промышленности станки и другая необходимая в данной области техника;
Инженерные сооружения и устройства;
Различные коммуникации и элементы интерьера.
Промышленный дизайн оформился, как направление только в двадцатом веке, хотя имеет глубокие исторические корни. Исследователи в данной области сходятся во мнениях о том, что промышленный дизайн стал зарождаться тогда когда для изготовления вещей стали использовать станки. И по этой причине изделия начали утрачивать свой индивидуальный характер, который присутствовал при ручной работе. И это причина вызвала формирование промышленного дизайна в то время.
От изобретения колеса до чипирования грибов: чем занимаются промышленные дизайнеры?
Ко Дню промышленного дизайна поговорили с Майей Прохоровой о дизайне настоящего, прошлого и будущего.
Colowgee для Skillbox
Майя Прохорова живёт и работает в Санкт-Петербурге. Обладатель ряда международных премий в области промышленного дизайна и многократный победитель конкурсов Red Dot Award, K-Design Awards, Design and Design International Awards, POPAI Design Awards.
Из интервью вы узнаете:
Знает всё о дизайне, фотографии и современном искусстве — пишет об этих явлениях уже 20 лет и не планирует останавливаться. Постоянный посетитель московских музеев и галерей. Любит водить автомобиль.
— Почему ты выбрала промышленный дизайн?
— Я художник в третьем поколении. Мои папа и дедушка ― художники, впоследствии они стали заниматься выставочным дизайном. Было много общения с папой, и здесь, я думаю, сыграло роль именно его воспитание: вместо кукол у меня были в основном машинки, техника, всякие конструкторы. Был металлический советский конструктор на болтиках ― я его очень любила. Очень важно, что тебя окружает в детстве.
— Но ты ведь серьёзно занималась ещё и музыкой?
— В пять лет я поступила в художественную и музыкальную школы. Затем хотела продолжить учиться в консерватории Гнесиных по специальности «Скрипка», но некоторые ограничения по здоровью ― а скрипка, поверьте, это серьёзная физическая нагрузка, ― и любовь к рисованию изменили планы. Поэтому после переезда в Петербург я поступила в академию Штиглица на факультет промышленного дизайна. После того как я побывала на европейских выставках и выиграла несколько конкурсов, поняла, что нужно пробовать реализовать свои концепции.
— Ты начала участвовать в конкурсах ещё студенткой, какой это дало опыт?
— Для меня это соперничество, конкурентность в очень профессиональной и классной среде. Каждый конкурс — мотивация, определённый этап личностного и профессионального роста. Всё это очень важно для начинающих в профессии.
— Насколько востребован сегодня промышленный дизайн в России?
— Мне кажется, в России промышленный дизайн пока в зачаточном состоянии. Российских заказчиков не так много, а у меня их совсем нет ― в основном Запад. Но потребность растёт ― больше компаний думают о своём производстве и персональном дизайне. Понятно, что именно производство отдаётся на аутсорс в Китае, но тенденция такова, что промышленный дизайн здесь скоро будет гораздо востребованнее, это чувствуется.
— А кто тогда твои заказчики?
— Я сотрудничаю с компаниями из Азии, Америки, иногда ― Европы.
— Что они обычно заказывают?
— Часто гаджеты ― сейчас мы получили Red Dot Product Design за зубную щётку. Это не просто щётка, а целая система со стерилизатором и дорожным набором, паста заправляется прямо в ручку. Кроме ухода за зубами ещё одна задача продукта ― уменьшить количество используемой пасты и выбрасываемого пластика.
— А как сделать зубную щётку, если ты не стоматолог, а дизайнер?
— Во-первых, дизайн междисциплинарен, здесь сходятся естественные, технические и гуманитарные знания. С каждым заказом погружаешься в новые для себя области, разбираешься в новых технологиях, поскольку на форму продукта влияет множество факторов.
Во-вторых, вместе с дизайнером над объектом работают инженеры и конструкторы, которые проверяют, насколько этот дизайн жизнеспособен: почему так нельзя, или почему так красиво, но нужно изменить. Следом создаётся прототип.
— Как в промышленном дизайне сосуществуют красота и функциональность?
— Я считаю, что красота первична, потому что мы должны захотеть приобрести продукт ― ту же зубную щётку. Но у нас же у каждого уже есть щётка, почему мы должны захотеть купить новую? Первое, на что мы смотрим, ― как она выглядит.
Также важный аспект ― инновационность. Продукт должен быть современным, соответствовать трендам в новых материалах, быть экологичным, учитывая и экологичность в производстве. Чтобы «подружить» всё это, и нужен промышленный дизайнер.
— Есть ли в России сообщество промышленных дизайнеров?
— Думаю, что есть. Но это не совсем ко мне вопрос, поскольку я не состою и не знаю. Я живу в Петербурге, в основном общаюсь с профессионалами не из России — мои коллеги из других стран.
— А насколько развито зарубежное комьюнити?
— Зарубежное сообщество развито, но разделено ― каждый топит за своё и считает, что прав.
В Америке сообщество своё. Там смотрят на опыт зарубежных коллег, но в целом все тусовки локальные. В Европе тоже. Я много бывала на зарубежных фестивалях дизайна ― все как-то держатся обособленно и у каждого своя тема.
— Да, это был павильон, выращенный из настоящих грибов. Это очень классно ― они коллаборируют, пытаются покопаться в земле и найти там ответ. Получаются интересные вещи. Хотя иногда и недоступные для понимания.
— У тебя, кстати, тоже много концептов. Бывало ли, что кто-то увидел концепт и решил его выпустить?
— Когда заказчики смотрят мои концепты, им что-то нравится, но для себя они хотят новое, что не появлялось в Сети и чего никто не видел. Заказчик вообще всё держит в тайне ― когда продукт выходит на рынок, он хочет эффекта «Вау!».
Мои концепты — это портфолио. Как-то пришёл заказ прямо из сингапурского музея Red Dot. Люди увидели на выставке в музее концепт акустической системы Phase 8
и пригласили меня в команду. Мы разработали новый продукт ― акустическую систему для общественных пространств.
— Ты стараешься использовать экологичные материалы. Легко ли отказаться от неэкологичных?
— Очень сложно. Я начала создавать собственный бренд, и мой первый продукт ― сумка I am a bag ― получила Red Dot Product Design в этом году. Это уже не концепт, я решила самостоятельно «пройти все круги ада» от идеи до выпуска продукта ― проверить на личном опыте, как всё работает.
Конечно, интересно быть в тренде, поэтому я тоже использую экологичные материалы. У нас это очень сложно, поэтому, хотя производство и в России, материал привозим из Германии. Гораздо проще работать с чем-то неэкологичным ― в России это более распространено.
— Экологичность ― модный тренд?
— Да, экологичность ― это однозначно тренд, мне он очень нравится. Я рада, что наступило новое время ― очень много людей обратили внимание на проблему, и я тоже хочу внести свой вклад. Задача этой сумки ― сделать фешен-аксессуар экологичным: заменить кожаный материал на бумажный, сумка из которого при этом будет прочной и красивой.
Ещё мне импонирует переработанный пластик, его я тоже планирую использовать в работе. Пластик ― очень удобный материал. И проблема не в том, что он неэкологичный, а в том, как его перерабатывать и вторично использовать. Если брать уже отработанный пластик, то это отличный выбор.
— В какую сторону сейчас движется промышленный дизайн?
— Интересный вопрос. Можно говорить о гибридности объектов, когда мы можем наделить что-то несколькими функциями. Например, мой концепт Relax-Backpack. Это гибрид подушки и рюкзака ― очень удобно в путешествии.
Ещё дизайн постепенно уходит от своего материального воплощения и переходит к интеграции с чем-то эфемерным. Нас окружает очень много продуктов, и когда ты покупаешь пятый электрический чайник, тебе в конце концов надоедает их менять. И возникает вопрос: насколько важен сам предмет, куда теперь двигаться?
Мы всегда говорили об эстетике, о форме, пытались сделать этот чайник ещё более красивым, более эргономичным, более удобным. На мой взгляд, сейчас это всё немного устаревшие понятия. Я бы сказала, наступило некое смутное время перехода на нечто новое, ещё не сформированное, может быть, несказанное. Время интеграции с чем-то нематериальным.
— Возможно, в будущем чайник будет выглядеть совершенно иначе, потому что мы будем жить в мире с иной гравитацией, или же будет придуман совершенно иной способ подогрева воды. Я очень люблю думать о далёком будущем, представлять то, что сегодня невозможно. Наверное, в моём детстве научной фантастики было слишком много (смеётся).
— А какое событие ты могла бы назвать революционным для промышленного дизайна?
— Создание колеса, например. Изобретение колеса ― ключ к техническому прогрессу, оно легло в основу множества ремёсел: гончарный круг, мельница, токарный станок. Это действительно прорыв!
Без этих изобретений современная культура и дизайн были бы невозможны.