Что включает в себя проработка маршрута перехода
ПРОРАБОТКА ПЕРЕХОДА.
ПОДБОР КАРТ, РУКОВОДСТВ И ПОСОБИЙ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ. Проработка перехода является важнейшей частью штурманской подготовки к рейсу. Ее выполняют заблаговременно в порту получения рейсового задания. Проработка перехода включает в себя подбор карт, руководств и пособий для плавания, их корректуру, изучение района плавания, в том числе навигационной, гидрометеорологической и минной обстановки, выбор пути и выполнение предварительной прокладки.
Подбор карт на переход делает капитан или штурман по разделу «Карты» откорректированного Каталога карт и книг. Со сборного листа выбирают сборный лист, охватывающий весь район плавания, включая порты отхода и прихода. Намечают карандашом маршрут перехода от порта отхода до порта прихода и выписывают номера карт, через рамки которых проходит маршрут. Со сборного листа генеральных карт подбирают генеральную карту перехода. Кроме навигационных карт, из Каталога выбирают номера вспомогательных справочных и специальных карт. Для захода судна в порты, на рейды и якорные места подбирают планы. По выписанным номерам отбирают карты из судовой коллекции.
Подбор необходимых на переход Руководств и пособий для плавания осуществляется по сборным листам этих изданий, помещенным в Каталоге карт и книг в разделе «Книги». Если каких-либо карт или пособий, нужных в данном рейсе, в судовой коллекции не имеется, их следует получить в БЭРНК (базовые электрорадионавигационные камеры) морского пароходства. Все подобранные на переход карты и пособия корректируют на день выхода в море с учетом последних выпусков ИМ ГУНиО МО (Извещение Мореплавателям Главное Управление навигации и океанографии мин.обороны), которые дополучают в БЭРНК или инспекции портового надзора вместе с прогнозом погоды. Отобранные навигационные карты укладывают в верхние ящики штурманского стола лицевой стороной вверх в том порядке, в каком ими будут пользоваться в рейсе. Первым сверху укладывают план порта отхода, затем генеральную карту на район перехода, путевые карты и, наконец, план порта прихода. Лоции и дополнения к ним, книги «Огни и знаки», РТСНО, наставления для плавания, таблицы и другие издания, которые могут понадобиться в рейсе, хранят на полке у штурманского стола.
ИЗУЧЕНИЕ РАЙОНА ПЛАВАНИЯ, ВЫБОР ПУТИ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОКЛАДКА. Изучение района плавания необходимо для выбора безопасного и выгодного пути судна. При этом нужно получить ясное представление об условиях плавания в районе перехода. Для этого по откорректированным картам и Руководствам выбирают сведения о таких навигационно-географических особенностях, как рельеф морского дна, характер изменения глубин, навигационные опасности и их ограждение, узкости, порты-убежища и т. д. По лоции, атласам и специальным картам изучают гидрометеорологический режим во время перехода: преобладающие ветры, вероятность туманов, возможность встречи со льдами, характер течений. При этом учитывают прогноз погоды по району плавания. Изучают также объявления об опасных от мин районах и фарватерах для плавания в них, о режимных районах, рекомендованных путях и системах разделения движения судов, публикуемые в выпуске № 1 ИМ. Устанавливают порядок и режим работы радиостанций, передающих гидрометеорологические сообщения, НАВАРЕА, ПРИП и НАВИП.
В результате тщательного изучения района плавания судоводитель получает необходимые данные для выбора наивыгоднейшего пути на переходе. Его намечают с учетом рекомендаций для плавания по оптимальным путям и прокладывают по генеральной карте. По проложенному маршруту выделяют зоны вероятного понижения видимости, штормов, появления льда и намечают меры по преодолению этих явлений. Рассчитывают протяженность плавания по линии пути и продолжительность рейса.
Следующим этапом проработки перехода является предварительная прокладка, выполняемая на путевых и частных картах и планах, на которых будет вестись в рейсе исполнительная прокладка. Курсы судна должны быть проложены из расчета обеспечения плавания не менее чем в течение двух суток. В дальнейшем предварительную прокладку продолжают на переходе. В процессе предварительной прокладки рекомендуется произвести подъем путевых и частных карт и планов. Подъем карты заключается в выделении на ней опасностей, проведении ограждающей изобаты, нанесении на карту границ секторов огней маяков, их дальности видимости с учетом своей высоты глаза и т. д. Магнитное склонение по всему пути судна приводят к году плавания и надписывают карандашом его значение у меридианов под верхней горизонтальной рамкой. При плавании вблизи берегов точки поворота на новые курсы следует выбирать по пеленгам ориентиров. Для районов с приливо-отливными явлениями рекомендуется заранее рассчитывать время наступления полной и малой вод, смены направлений течений, а также поправки глубин для портов и якорных стоянок. На каждом участке подбирают ориентиры, обеспечивающие наиболее надежное определение места судна.
Особое внимание уделяют выполнению предварительной прокладки для плавания в стесненных районах и на подходах к портам. В частности, при прокладке курсов учитывают требования местных правил, лоций, установленные системы разделения движения, принимают во внимание поправки на течение. Линии курсов прокладывают на безопасном расстоянии от препятствий, на них отмечают точки начала и конца поворотов; проводят линии поворотных пеленгов на выбранные ориентиры. Там, где линии курсов проходят близко от опасностей, на карты наносят ограждающие изолинии: дуги опасных расстояний и углов, линии опасных пеленгов. На линии курсов надписывают их истинные значения. Измеряют плавание по каждому курсу и по путевой скорости определяют время следования по ним. С материалами проработки перехода знакомится весь штурманский состав судна.
ПЛАВАНИЕ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ И В СТЕСНЁННЫХ УСЛОВИЯХ. Малая видимость может возникнуть из-за осадков, пурги, тумана и составлять от нескольких кабельтовых до 20-40 м. В тумане становятся невидимы огни маяков, знаков, судов и другие средства навигационного обеспечения. Повышается вероятность столкновения с другими судами. При плавании в мелководном районе возникает опасность посадки яхты на мель.
Кроме того, при плавании в условиях малой видимости включают ходовые огни, держат у рулевого наготове мощный фонарь, ракетницу с белой звездой и фальшфейеры, поднимают радиолокационный отражатель, готовят к отдаче якорь и дают туманные сигналы согласно ППСС. Одновременно выставляют вперёдсмотрящего для наблюдения и прослушивания туманных сигналов судов и средств ограждения. На яхте соблюдается тишина. Если капитан яхты не уверен в безопасности плавания, то необходимо, когда возможно, отдать якорь и отстояться до уточнения обстановки.
К стеснённым условиям относят участки плавания вблизи берегов, островов, навигационных опасностей. Это могут быть проливы, шхеры, каналы и другие узкости. При плавании в стеснённых районах пользуются картами крупных масштабов. Предварительно тщательно изучают район предстоящего плавания, навигационную обстановку в нем, систему ограждения (берегового и плавучего), подбирают ведущие и секущие поворотные створы и места возможных якорных стоянок. Следует помнить, что в узкостях повышается опасность столкновения, особенно на створах и фарватерах с активным движением судов и кораблей. При наличии двигателя такие участки проходят под мотором.
Надо помнить, что слепо полагаться на положение плавучих знаков нельзя, нужно подстраховывать их контрольными пеленгами, например, при каждом повороте. Для обеспечения безопасности плавания в узкостях нередко применяют метод ограничительных (опасных) изолиний. Чаще применяют ограничительный пеленг. Для этого от хорошо видимого ориентира проводят на карте линию пеленга, ограничивающую опасность (рис. 86). При проходе мимо этой опасности следят, чтобы пеленги на этот ориентир были больше (меньше) ограждающего пеленга.
На титульном листе журнала пишут название яхты, яхт-клуб, порт приписки и даты начала и окончания ведения журнала. Следующие несколько листов содержат бланки различных навигационных таблиц и графиков. Среди них: таблицы и график девиации, таблица определения скорости по базе или способом «голландского лага», поправки лага, таблица значений углов дрейфа.
С началом плавания на первой странице в верхней строке пишут название пункта отхода, дату и месяц. Затем время снятия с якоря и швартов, цель и маршрут плавания состав экипажа с указанием должностей, данные о ветре, волнении, видимости и поставленных парусах либо о включении двигателя и эволюциях яхты при выходе из гавани. Далее на той же правой странице должны идти записи о прохождении фарватеров и траверзов, вех, буев, знаков с указанием их названий, расстояний и борта прохождения знаков (правый, левый), а также следующие сведения:
Все записи на правой странице журнала привязывают ко времени, а если есть лаг, записи навигационных элементов содержат также отсчеты лага.
Левая страница журнала заполняется в соответствии с ее графами при каждом изменении курса и смене вахты. При плавании в узкостях в условиях, требующих непрерывного или частого изменения курса, в графе «Курс» пишут «пер» (переменный). При наличии лага его отсчет пишут в графе 3; если лага нет, пишут скорость в узлах.
Правая и левая страницы связаны между собой по времени, и если одна из них заполнена полностью, то на оставшемся свободном месте другой страницы проставляют «зэт» и следующие записи продолжают на новых страницах.
Во время вахты записи часто ведут в черновом блокноте, а затем к сдаче вахты переносят их в судовой журнал. По окончании каждого перехода капитан яхты (штурман) записывает на левой странице пройденное за время перехода расстояние по генеральному курсу и фактическое число ходовых часов (с учетом лавировки), среднюю скорость по генеральному курсу и по прокладке.
Все записи в судовом журнале делают аккуратно простым карандашом. Стирать ошибочные записи запрещается. Ошибки в записях зачеркивают тонкой линией, заключают в скобки, делают сноску «зачеркнуто», и ведущий журнал ставит свою подпись.
Что включает в себя проработка маршрута перехода
Подготовка к рейсу
Проработка маршрута перехода
Необходимость и значение проработки маршрута перехода.
Перед каждым рейсом судоводитель обязан тщательно проработать маршрут предстоящего перехода в навигационном отношении.
Тщательно, аккуратно и заблаговременно должна быть выполнена предварительная прокладка.
Проработка маршрута начинается с составления ориентировочного плана перехода. Затем тщательно изучается выход из порта, переход и вход в порт назначения, производится предварительная прокладка и предварительные навигационные расчеты.
От качества проработки маршрута коренным образом зависит навигационная безопасность предстоящего рейса и эффективность выполнения рейсового задания.
Рекомендуемый план проработки маршрута перехода.
1. Разработать ориентировочный план перехода.
2. Подобрать карты на переход (таблица 1).
3. Подобрать руководства и пособия (таблица 2).
4. Изучить и описать порт отхода и выход из него.
5. Составить схему выхода из порта на кальке.
6. Изучить и описать переход.
7. Изучить и описать подход к порту назначения.
8. Изучить и описать вход в порт назначения.
9. Составить схему входа в порт назначения на кальке.
10. Выполнить расчеты наивыгоднейшего маршрута.
11. Выполнить предварительную прокладку.
12. Рассчитать таблицу курсов (таблица 6).
13. Составить таблицу сведений о маяках и других ориентирах.
14. Рассчитать таблицу освещенности на переходе.
15. Построить суточные графики прилива для портов отхода и прихода на даты отхода и прихода.
16. Подобрать места укрытия (таблица 4).
17. Выбрать сведения о радиотехнических средствах навигационного оборудования.
Ориентировочный план перехода.
Ориентировочный план перехода необходим для формирования краткого, но ясного представления о предстоящем переходе. Выполняется на кальке с генеральной карты, включающей порт отхода и порт прихода. На ориентировочном плане прокладывают линии пути, сообразуясь с рекомендациями, приведенными в «Лоции» и пособии «Океанские пути мира». Определяется общее расстояние и продолжительность перехода.
На кальку переносится рамка, картографическая сетка, береговая черта, пункты отхода и прихода, линии пути.
При выполнении ориентировочного плана перехода надо учитывать навигационную и гидрометеорологическую обстановку и возможность захода в ближайшие по пути следования порты или бухты в случае изменения погоды или других непредвиденных обстоятельств. Необходимо также учитывать возможность определения места судна различными способами.
При прокладке линии пути надо руководствоваться указаниями «Лоции» на каком расстоянии от опасности должно проходить судно. Если этих указаний в «Лоции» нет, надо прокладывать линии пути с таким расчетом и на таком расстоянии от опасности, чтобы при максимальной вероятной ошибке в счислении, путь судна проходил чисто. Кроме того, линии пути должны прокладываться на таком расстоянии, чтобы можно было воспользоваться береговыми ориентирами для обсерваций.
Подбор морских карт, руководств и пособий на переход.
Подбор морских карт на переход производится по откорректированным «Каталогам карт и книг» ГУНиО МО РФ. Для этого служат сборные листы, помещаемые в начале каталога. Наметив на сборном листе предполагаемый маршрут простым карандашом, надо выписать номера карт, по которым он проходит. Если же переход не помещается на одном сборном листе, то необходимо воспользоваться несколькими сборными листами.
Для выхода из порта и плавания в узкостях подбираются планы и частные карты масштаба 1:50000 и крупнее, для прибрежного плавания – путевые карты масштаба от 1:100000 до 1:300000, для плавания в открытом море – генеральные карты масштаба от 1:300000 до 1:500000 и мельче.
Все карты заносятся в таблицу 1 в том порядке, в каком они будут использоваться в море.
Таблица 1. Список морских навигационных карт на переход.
Порядковый номер использования на переходе | Судовой номер | Адмиралтейский номер | Наименование карты | Масштаб |
1 2 3 и т.д. |
Все выбранные карты должны быть сложены в ящик штурманского стола в порядке следования – для удобства пользования ими.
Руководства и пособия для мореплавания выбираются по соответствующим сборным листам, помещенным в конце каталога. Все книги заносятся в таблицу 2.
Все выбранные книги должны быть сложены на полках штурманской рубки.
Выход судна в море с неоткорректированными морскими картами, руководствами и пособиями на район плавания запрещается.
Таблица 2. Список руководств и пособий на переход.
№ | Наименование | Год издания | Сведения, выбираемые из пособий | №№ страниц | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
Явления | Календарные даты | ||||||||||
Начало утренних навигационных сумерек | |||||||||||
Начало утренних гражданских сумерек | |||||||||||
Восход Солнца | |||||||||||
Азимут восхода Солнца | |||||||||||
Заход Солнца | |||||||||||
Азимут захода Солнца | |||||||||||
Конец вечерних гражданских сумерек | |||||||||||
Конец вечерних навигационных сумерек | |||||||||||
Восход Луны | |||||||||||
Азимут восхода Луны | |||||||||||
Заход Луны | |||||||||||
Азимут захода Луны | |||||||||||
Возраст Луны | |||||||||||
Фаза Луны |
Таблица 4. Сведения о местах укрытия.
Наименование мест укрытия | № карты | Ссылка на лоцию или другие пособия и №№ страниц | Данные о глубинах, грунте и защищенности от ветров |
Таблица 5. Сведения о радиомаяках.
№ по описанию | Название | Позывной сигнал | Рабочая частота | Дальность действия | Расписание работы |
Описание подхода и вход в порт назначения.
Изучение подхода производится по карте и «Лоции». Особое внимание надо обратить на приметные объекты, которые откроются первыми при подходе к берегу – для привязки.
Просмотреть все виды берегов, которые имеются в «Лоции». Рисунки приметных объектов и береговой черты выбрать и изучить.
По карте крупного масштаба или по плану и по «Лоции» прорабатывается вход в порт назначения.
Изучить по руководству «Огни и знаки» все маяки, огни и знаки в порядке следования до якорной стоянки.
На карте отметить створы.
Опасные в навигационном отношении участки заранее отметить на карте красным карандашом.
Нанести на карту ограждающие пеленги, расстояния, горизонтальные углы.
В «Лоции» изучить частные «Наставления для плавания при входе» или подробное описание самого входа (по каким створам, каким истинным курсом и т.п.).
Наметить пеленги и дистанции для начала каждого поворота.
Снять кальку плана порта и составить на ней схему входа.
Построить суточный график прилива для порта назначения на дату прихода.
Очень важным для судоводителя является вопрос о постановке судна на якорь. Если осадка и длина или другие навигационные причины не позволяют войти в гавань, необходимо заранее по навигационным пособиям собрать следующие сведения:
-есть ли бочки для стоянки на рейде или придется стать на якорь;
-каковы грунт и глубины на рекомендованном якорном месте;
-просторна ли якорная стоянка и закрыт ли рейд от ветров на время стоянки;
-каково волнение и имеется ли течение;
-места к которым могут приставать шлюпки с судов, стоящих на рейде;
-пеленг на пристань для ориентирования шлюпок на случай тумана.
Если же вход в гавань возможен, изучить все ее особенности, т.е вход, глубины у стенок, длину причальной линии, может ли судно подойти к причалу и к какому именно. Если вход сложный и присутствует течение, надо знать как вызвать портовые буксиры для постановки судна к причалу. Надо знать портовые правила, установленные в данном порту и выбрать сведения о средствах порта: о снабжении топливом, водой, провизией, а также о ремонтных средствах и доках.
Кроме этого, собрать и изучить сведения о штормовых и других сигналах, поднимаемых в порту.
После подробного изучения всего перехода выполняется предварительная прокладка на морских навигационных картах.
Прокладываются все курсы (со всеми поворотами) по которым планируется переход судна.
На весь переход составляется таблица (таблица 6), в которой указывается № курса, ИК, расстояние (плавание) по курсу, скорость, время лежания на курсе, координаты точек поворота, поворотные пеленги и дистанции на ориентиры.
Таблица 6. Расчет курсов.
№ курса | ИК | Расстояние по курсу | Скорость, узлы | Время лежания на курсе | Координаты точек поворота | Ориентиры, П и D в момент поворота |
1 2 3 и т.д. |
Сведения о маяках и естественных ориентирах и расчеты дальности видимости сводятся в следующую таблицу.
Таблица 7. Сведения о маяках и других ориентирах.
Название маяка или ориентира | Дальность видимости с учетом высоты глаза | Характер и период огня | Пеленг открытия | Момент открытия | Траверзная дистанция | Момент траверза | Примечание |
При выборке различных сведений для перехода материал должен располагаться таким образом, чтобы любая информация была быстро найдена и чтобы судоводитель не отвлекался на перелистывание пособий для отискания нужных сведений.
Во время перехода некоторые расчеты могут не оправдаться. Курсы придется подправлять по обсервациям, но это нисколько не умаляет значения предварительной прокладки, так как генеральное направление перехода и основные его параметры не изменяются.
Различные отклонения от предварительной прокладки и изменения в расчетах должны быть тщательно проанализированы, чтобы выяснить причины, вызвавшие эти отклонения, и устранить их в дальнейшем.
Расчёт наивыгоднейшего маршрута.
При планировании перехода через океан необходимо прежде всего определить целесообразность плавания по ортодромии. Критерием целесообразности является относительная разность локсодромического и ортодромического расстояний:
где: Sлок – локсодромическое расстояние;
Если S > 0,5%, то переход по ортодромии может быть предпочтительнее.
Подробно о расчете Sлок и Sорт смотри в «Методических указаниях по выполнению практической работы на тему Расчет локсодромического и ортодромического расстояний».
Ортодромия только теоретически считается оптимальным путем не только по расстоянию, но и по времени. Если в районе ее прохождения наблюдается штормовое волнение или встречное течение, то иной, более длинный путь, может оказаться более выгодным и безопасным.
Рекомендованные пути с учетом климатических условий разработаны на основе многолетнего опыта мореплавания и среднестатистических данных о распределении гидрометеорологических явлений по сезонам (лето и зима). Они приведены в руководстве «Океанские пути мира» и на «Гидрометеорологических картах». Однако рекомендации, предлагаемые в них, являются эффективными лишь для районов с относительно постоянным режимом погоды по сезонам.
Более надежен выбор наивыгоднейшего маршрута перехода по рекомендациям берегового гидрометеоцентра или научно-исследовательского судна погоды.
В настоящее время специалистами активно разрабатываются методы, алгоритмы и программы расчета оптимального пути непосредственно на судне с использованием персонального компьютера.
- Что включает в себя промышленный дизайн
- Что включает в себя простая статистическая сводка