Что включает в себя понятие track в авиации
ЩИТОК, малая, шарнирно закрепленная, подвижная часть на задней кромке поверхностей управления (элерон, руль высоты, руль направления).
Balance or control tab
БАЛАНСИРОВОЧНЫЙ или ЩИТОК УПРАВЛЕНИЯ: двигается в противоположном направлении к управляемой поверхности для помощи в перемещении поверхности управления.
ЩИТОК ТРИММИРОВАНИЯ: обеспечивает управляемое отклонение элеронов или руля направления, чтобы компенсировать расбаланс тяги или количества топлива. ТРИММЕР СТАБИЛИЗАТОРА: управляемое отклонение горизонтального стабилизатора, чтобы снизить нагрузку на управление.
ГЕНЕРАТОР ТАХОМЕТРА, небольшой электрический генератор для снабжения током с частотой, пропорциональной скорости вращения.
ГЕНЕРАТОР СИМВОЛОВ, генерирует видео сигналы, которые отображаются на EADI и EHSI.
ГЕНЕРАТОР СИМВОЛОВ, генерирует видео сигналы, которые отображаются на EADI и EHSI.
СИНХРОННЫЙ, относится к двум или более событиям, которые случились в системе в одно и тоже время.
ВЕТЕР ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОЛЕТА, составляющая ветра относительно направления полета самолета, приходящая с задней части самолета.
АНАЛИЗ ПРИ ВЗЛЕТЕ, анализ, который оценивает летнотехнические возможности самолета для различных внешних факторов при данном ВПП и данном аэропорту.
ПАРАМЕТР ЦЕЛИ, специфическая задача, такая, как воздушная скорость, тяга, скорость двигателя, высота, температура или скорость набора высоты, которые должны быть достигнуты.
БИЛЕТ ДЛЯ УРОЧНОЙ РАБОТЫ, компьютерная маркировка, используемая для проведения до полного завершения урочной работы.
РУЛЕНИЕ, движение самолета на земле, используя мощность двигателя самолета.
ТОПЛИВО ПРИ РУЛЕНИИ, сгораемое топливо за время после старта двигателя до начала маневра взлет.
ТАТ, см.-TOTAL AIR TEMPERATURE.
TCAS, см.-TRAFFIC ALERT AND COLLISION AVOIDANCE SYSTEM.
TCC, см.-TURBINE CASE COOLING.
ВЫХЛОПНАЯ ТРУБА, патрубок в задней части выхлопа двигателя.
ТЕФЛОН (ФТОРОПЛАСТ), синтетический материал для гидравлических и пневматических уплотнений.
TEMPERATURE INDICATION STRIP
ТЕРМОИНДИКАТОРНАЯ ПЛЕНКА, термочувствительная лента, которая изменяет цвет при повышении температуры для индикации компонентов, подверженных высокой температуре.
ТЕМПЕРАТУРНАЯ ИНВЕРСИЯ, условие в атмосфере, которое вызвано внешней температурой, которая увеличивается при увеличении высоты самолета.
ТЕНЗОМЕТР, прибор, используемый для измерения напряжения тросов управления самолета, которые установлены.
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНЫЙ ПОДОГРЕВ, метод для предотвращения образования льда на переднем капоте и на передних кромках крыла, использующий горячий воздух.
ТРОЙНИК, труба или фитинг, изготовленный в виде буквы Т.
ТЕРМО-КОМПЕНСАТОР, элемент подобный металлической щетке в трубе для предотвращения увеличения температуры, когда труба надувается кислородом.
THERMAL RELIEF VALVE
ТЕРМО-ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН, клапан, который открывается, чтобы понизить давление жидкости вследствие повышения температуры.
ТЕРМОПАРА, два разнородных металла, соединенных попарно своими концами в одной точке для измерения температуры. Когда точки их соединения находятся при различных температурах, то в цепи протекает ток, пропорциональный разнице температуры.
ТЕРМОСТАТ, компонент, предназначенный для работы с установленной температурой для управления электрической цепью и клапанами.
ТЕРМОСТАТИРУЕМЫЙ СИГНАЛИЗАТОР, управляемый по тепловой энергии, температурно-чувствительный элемент, который размыкается при заранее установленной в нем температуре.
ПОРОГ (No.1), нижняя часть дверного прохода в фюзеляж
РАЗДЕЛЕНИЕ ТЯГИ, условие управления двигателя, в котором имеется разница в угле между положениями рукояток тяги, но тяги двигателей остаются одинаковыми.
ТОРЕЦ, конец зоны захода на посадку ВПП.
УДЕРЖАНИЕ ТЯГИ, режим автомата тяги, где рукоятки управления тяги остаются в той позиции, где они были поставлены.
THROTTLE LEVER ANGLE
УГОЛ ПОЛОЖЕНИЯ РУКОЯТКИ ТЯГИ (ДВИГАТЕЛЯ), угол, на который рукоятка тяги поставлена.
ДРОССЕЛЬНЫЙ КЛАПАН, клапан в блоке управления топливом для запрограммированной подачи топлива к двигателю.
ТЯГА, отталкивающая сила реактивного двигателя.
ПРЕДЕЛ ТЯГИ, максимальная допустимая тяга для специфически установленных условий.
THRUST MODE ANNUNCIATOR
ИНДИКАТОР РЕЖИМА ТЯГИ, блок дисплея или часть дисплея, которая показывает режим работы двигателя.
МЕХАНИЗМ РЕВЕРСА ТЯГИ, механический компонент в секции вентилятора или выхлопной секции двигателя для гашения передней тяги и уменьшения дистанции пробега с помощью отклонения воздуха вентилятора или выхлопных газов в направлении вперед.
THRUST REVERSER COWL
КАПОТ МЕХАНИЗМА РЕВЕРСА ТЯГИ, кожух вокруг механизма реверса тяги двигателя, который может быть откры т для доступа к компонентам для технического обслуживания.
ВРЕМЯ ЗАДЕРЖКИ, электрическая схема для подачи/остановки электрического тока к работающему компоненту на период времени/после периода времени.
TIRE SPEED LIMIT WEIGHT
ПРЕДЕЛЬНЫЙ ВЕС СКОРОСТИ ПНЕВМАТИКА, максимальный вес, допускаемый при взлете, который исходит из равенства скорости при отрыве к допускаемой скорости пневматика.
ЗАЗОР, ДОПУСК,часть в определенном измерении, которая допускает различие в размере. Обычно указывается как (+) или (-)
ВЫСОТА НАЧАЛА СНИЖЕНИЯ, точка, в которой самолет уходит с крейсерской высоты и начинает снижаться.
ТРУБКА ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА, трубчатый элемент для передачи вращательного движения к поверхностям управления.
КРУЧЕНИЕ, скручивание материала или части под действием внешней силы.
ДВУХЗВЕННИК, шарнирно-соединенное звено для соединения внутреннего и наружного цилиндров амортизационной стойки.
TOTAL AIR TEMPERATURE
ПОЛНАЯ ТЕМПЕРАТУРА ПОТОКА, наружная температура или статическая температура воздуха плюс повышение температуры, вследствие эффекта набегающего потока воздуха при больших скоростях полета.
ПОЛНОЕ ДАВЛЕНИЕ, давление, выше, чем наружное давление, вследствие воздушного потока, измеренное в фунтах на квадратный дюйм (psi).
ПОЛНАЯ ТЕМПЕРАТУРА, температура, выше, чем наружная температура, вследствие сжатия воздушного потока, измеренная в градусах Цельсия (С) или в Фаренгейтах (F).
КАСАНИЕ, точка, в которой самолет имеет первый контакт с ВПП.
ХОМУТ ДЛЯ БУКСИРОВКИ, часть на передней или основной опоре шасси для присоединения водила для буксировки самолета на земле.
НАПРАВЛЯЮЩЕЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ, элемент конструкции для присоединения к фиксированным компонентам или для передвижения компонентов вдоль него.
TRAFFIC ALERT AND COLLISION AVOIDANCE SYSTEM
СИСТЕМА ИЗБЕЖАНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О ДВИЖЕНИИ (ВОЗДУШНЫХ СУДОВ), система, созданная, чтобы предупредить экипаж об потенциальном столкновении с другим самолетом, оборудованным ответчиком, летящим в этой же зоне.
ЗАДНЯЯ КРОМКА, задняя кромка крыла, стабилизатора или поверхности управления.
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, ДАТЧИК, электрическое устройство, которое либо воспринимает электрическую энергию и превращает ее в механическое движение, либо механическое перемещение превращает в электрическую энергию.
ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ, компонент для передачи движения из одного места в другое.
ТРАНСФОРМАТОР, электрическое устройство, которое использует электромагнитную индукцию для передачи электрической энергии от одной электрической обмотки к другой.
TRANSFORMER RECTIFIER UNIT
БЛОК ТРАНСФОРМАТОРА-ВЫПРЯМИТЕЛЯ, электронное устройство для изменения переменного тока в постоянный, чтобы снабжать электрические системы самолета.
СЛУЧАЙНЫЙ, ВРЕМЕННЫЙ, мгновенный всплеск в сигнале или в силовой линии. Он может произвести ложные сигналы или возбудить пульсацию и вызвать поломку компонента или отказ.
TRANSFER GEARBOX, см.-ANGLE GEARBOX.
ТРАНЗИСТОР, полупроводниковый элемент для использования в электрических цепях. Он состоит из базы, коллектора и эмиттера. Существует два типа транзисторов с рпр и прп переходами.
ПЕРЕХОД, изменение от одной фазы полета к другой.
ПЕРЕВОДНОЙ КАПОТ, подвижная наружная часть капота механизма реверса тяги, которая управляется во время работы реверсивной тяги.
ПЕРЕДАТЧИК, электрический сигнал для посылки информации
из одного месторасположения в другое.
ОТВЕТЧИК, радио приемник-передатчик, который передает автоматически опознавательные сигналы, когда получен надлежащий запрос.
ТРИМ, регулировка двигателя и органов управления самолета с целью балансировки условий управления.
БАЛАНСИРОВОЧНЫЙ ЩИТОК, малая шарнирно-подвижная часть на задней кромке поверхности управления (элерон, руль направления). (См. TAB).
ПОЛЕТНОЕ ТОПЛИВО, полное количество топлива, израсходованное от момента отпускания тормозов через фазы набора высоты, крейсерского полета и снижения, до приземления в аэропорт прибытия.
ИСТИННАЯ ВОЗДУШНАЯ СКОРОСТЬ, действительная скорость самолета относительно двигающегося воздуха. Истинная воздушная скорость равняется приборной воздушной скорости, скорректированной для позиционной ошибки, давления и температурных эффектов.
TRU, см.-TRANSFORMER RECTIFIER UNIT.
ИСТИННАЯ ТАБЛИЦА, в цифровой логической схеме, таблица, которая описывает логическую функцию, перечисляющую все возможные комбинации входящих величин и показывает выходные величины для каждой входящей комбинации.
ТУРБИНА, вращающаяся часть двигателя, которая получает кинетическую энергию из газовой камеры сгорания. Эта энергия преобразуется в движение турбины, которая вращает компрессоры и вентилятор на коаксиальном валу.
TURBINE CASE COOLING
ОХЛАЖДЕНИЕ КОЖУХА ТУРБИНЫ, метод охлаждения двигателя при помощи воздуха вентилятора. Этот процесс охлаждения используется, чтобы увеличить коэффициент полезного действия двигателя.
ТУРБОВЕНТИЛЯТОР, реактивного двигателя, в котором первая ступень с лопастями является большим вентилятором. Воздух приводимый вентилятором /компрессором используется в системе кондиционирования воздуха.
ВИНТОВОЙ ТАЛРЕП, механическое устройство с левой и правой резьбой для регулировки натяжения в тросах управления.
ТУРБУЛЕНТНОСТЬ, движение или тряска самолета, вызванная нестабильностью воздушной массы.
otto_pilot
otto_pilot
Утряс для себя некоторые понятия, решил поделиться с читателями.
Средства VOR, DME, GNSS и IRS это сенсоры(датчики) RNAV системы. «Гарминки», например GNS430 или G1000, которые стоят на маленьких самолётах это RNAV системы, основанные на GPS. На транспортных самолётах зональную навигацию обеспечивает FMS, помимо GPS использует и VOR/DME и IRS(если оборудованы ей). Несмотря на комплексное использование сенсоров, наиболее важную роль играет GNSS(GPS) из-за глобальной зоны покрытия и очень высокой точности. Зональная навигация без GNSS возможна, но нменно GNSS сделала зональную навигацию такой какова она есть сейчас.
Если полёт по трассе это полёт от одной точки, заданной координатами к другой, то полет по маршруту прибытия или схеме выхода или может содержать некоторые условные процедуры. Простой пример: набор по прямой 600 метров, далее левой разворот на точку.
Такую траекторию нет смысла определять геоточками, потому что в зависимости от характеристик ВС и погодных условий высота 600 метров может быть достигнута в разных местах.
Или: взлететь, захватить радиал, выполнить разворот и лететь на привод с определенными путевым углом.
Это тоже проблематично закодировать геоточками. Для этого база FMS, хранящаяся в формате ARINC 424 поддерживает 23 вида «траекторий и указателей их окончания» (path and terminators). Например: Направление до абсолютной высоты (VA), Направление до пересечения (VI). Поставщик электронной информации для FMS перерабатывает текстовую и графическую аэронавигационную информацию в электронную и присылает в виде обновления. В FMS такие траектории выглядят так:
Статус PBN в РФ
Ждать ошеломляющих успехов от государства, яростно противящегося новшествам и даже RVSM внедрившего позже всех в мире, не приходится. Де-юре, количество трасс зональной навигации очень мало, но фактически, по большинству трасс без GPS-ки не пролететь, потому что многие привода выведены их эксплуатации. Маршруты прибытия основанные на зональной навигации также используются в очень ограниченном количестве аэропортов. Кстати, буквально на днях к ним добавился Петербург. Так что, не сказать, что работа кипит, но вроде, и не стоит не месте.
Немного о заходах и VNAV
Навигационная система знает место относительно ВПП, высотомер показывает высоту, схема опубликована, можно выполнять RNAV заход. Это неточный заход. Его можно выполнять без дополнительного оборудования.
Если улучшить точность GNSS, развернув Систему Дифференциальной Коррекции(GNSS augmentation), то основываясь на спутниковой навигации, можно выполнять точные заходы c наведением не хуже ILS. У нас это называется «заход СНС» и достигается посредством самолётного оборудования в сочетании с наземными Локальными контрольно-корректирующими станциями ЛККС(Ground-Based Augmentation System GBAS). В РФ есть небольшое количество таких заходов. В США таких заходов уже более тысячи.
Приведу цитату представителя американских авиационных властей FAA: «Спутниковая навигация это второе по важности изобретение для авиации после реактивного двигателя»
Путь, курс, пеленг и другие
По многочисленным просьбам возвращаюсь к старой теме. Мы тут с 15 года копья ломаем. Раз так – заглянем в классику.
М.Черный и В.Кораблин «Самолетовождение»:
1) «Курсом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета»
То есть, КУРС – куда направлен нос самолета.
2) «Для выполнения полета из одного пункта в другой их соединяют на карте линией, которая в самолетовождении называется линией заданного пути (ЛЗП)…»
«…путевым углом называется угол, заключенный между северным направлением … и направлением линии заданного пути (ЛЗП)»
То есть, ПУТЬ – куда на самом деле движется самолет.
2А) «Заданным магнитным путевым углом (ЗМПУ) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией заданного пути»
На карте нарисовали отрезок от точки А к точке Б, померяли транспортиром от меридиана – магнитного или истинного – получили заданный путевой угол: магнитный или истинный.
2Б) «Фактическим магнитным путевым углом называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией фактического пути»
Нарисовать-то на карте мы нарисовали, но на самом деле в ходе полета получился другой отрезок – фактический путевой угол.
3) «Азимутом, или истинным пеленгом ориентира называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на наблюдаемый ориентир…»
4) «Пеленгом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через радиостанцию, и … направлением на самолет. Отсчитывается от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Пеленг самолета называется истинным, если отчет ведется от истинного меридиана, и магнитным, если отсчет ведется от магнитного меридиана…»
Как справедливо указал коллега ak_bazhenov: это и есть радиал.
Спасибо Черному и Кораблину. Теперь к английскому языку. Возьмем «Pilot’s Handbook of Aeronautical Knowledge», это – издание от FAA.
1) HEADING. The direction in which the nose of the aircraft is pointing during flight.
Курс. Направление, куда указывает нос самолета во время полета.
2) COURSE. The intended direction of flight in the horizontal plane measured in degrees from north.
Путь. Предполагаемое направление полета в горизонтальной плоскости, измеренное в градусах с севера.
2А) TRACK. The actual path made over the ground in flight.
Путь. Фактический путь выполненного полета, спроецированный на поверхность земли.
3) BEARING. The direction from an airplane to a ground station. (Из “Boeing Technical Dictionary”)
Азимут, Пеленг. Направление от самолета к наземной станции наведения.(Перевод оригинальный)
4) RADIALS. The courses oriented from a station. (Из «Pilot’s Handbook of Aeronautical Knowledge»)
Радиалы. Курсы, направленные от станции.
Старую статью я перечеркиваю, т.к. просто удалить ее не могу.
Фотография Окань Дениса.
(Посовещавшись с Денисом, мы решили эту статью из последующих изданий книги выкинуть.)
Из-за того, что в западных авиационных приборах есть параметр Course (читается «курс», но курсом в нашем понимании не является) происходит некоторая путаница. Давайте расставим точки над ё.
Чтобы самолету из пункта «А» попасть в пункт «Б», нужно лететь КУРСОМ (Heading) 13 градусов. Но, к сожалению, в день полета есть такой фактор, как сильный боковой ветер, который будет сносить наш самолет вправо. Поэтому, в пункт «Б» наш самолетик сегодня не попадет, потому что фактически движется в направлении 20 градусов. Эти 20 градусов называются «ПУТЬ» (Track).
Итак. «Курс» – куда направлен нос самолета, а «путь» или иначе «путевой угол», это – в каком направлении он движется на самом деле.
Справа по курсу самолета – радиомаяк. ПЕЛЕНГ (Bearing) на него – 120 градусов. Пеленг – угол между направлением на север и направлением на объект.
Теперь мы разворачиваемся и летим на маяк таким образом, что пеленг на него оставался постоянным, например, 120 градусов. Вот этот направление на объект с неизменным пеленгом на него и называется COURSE.
Так что, курс это – курс, а Course это – Course.
Из-за этой путаницы, в частности, русские пилоты, летающие на импортной технике, в разговорах между собой вынуждены применять иностранные слова. И наш, русский «курс», они называют «heading».
(Я благодарен коллеге “ilya1502” за замечания)