Что включает в себя понятие course в навигации

Курс (навигация)

Что включает в себя понятие course в навигации. 220px The English Channel %282314076139%29. Что включает в себя понятие course в навигации фото. Что включает в себя понятие course в навигации-220px The English Channel %282314076139%29. картинка Что включает в себя понятие course в навигации. картинка 220px The English Channel %282314076139%29. Пониженная скорость означает всегда с тремя цифрами в градусах, указанными в горизонтальной плоскости под углом между исходным направлением и направлением движения или продвижения судна или самолета. Напротив, угол между опорным направлением и направлением, проецируемым в горизонтальной плоскости на объект, называется пеленгом согласно DIN 13312 ; Подшипники также можно считать по полу- или четверть круга в соответствии со стандартом.

Пониженная скорость означает всегда с тремя цифрами в градусах, указанными в горизонтальной плоскости под углом между исходным направлением и направлением движения или продвижения судна или самолета. Напротив, угол между опорным направлением и направлением, проецируемым в горизонтальной плоскости на объект, называется пеленгом согласно DIN 13312 ; Подшипники также можно считать по полу- или четверть круга в соответствии со стандартом.

Содержание

Обозначения

Угол относительно севера согласно DIN 13312

Что включает в себя понятие course в навигации. 220px Course and Heading German.svg. Что включает в себя понятие course в навигации фото. Что включает в себя понятие course в навигации-220px Course and Heading German.svg. картинка Что включает в себя понятие course в навигации. картинка 220px Course and Heading German.svg. Пониженная скорость означает всегда с тремя цифрами в градусах, указанными в горизонтальной плоскости под углом между исходным направлением и направлением движения или продвижения судна или самолета. Напротив, угол между опорным направлением и направлением, проецируемым в горизонтальной плоскости на объект, называется пеленгом согласно DIN 13312 ; Подшипники также можно считать по полу- или четверть круга в соответствии со стандартом.

Различают следующие курсы, соответствующие сокращения и их английские эквиваленты:

В заголовок (английский: заголовок ) показывает правый заранее направлении вдоль продольной оси летательного аппарата или линии киля судна. Из-за разрушительного воздействия ветра и океанских течений курс почти всегда отличается от направления движения и курсов, упомянутых выше:

Следующие две ставки определяются математической коррекцией налоговых ставок:

Корректировки курса

Что включает в себя понятие course в навигации. 220px Navanglsp.svg. Что включает в себя понятие course в навигации фото. Что включает в себя понятие course в навигации-220px Navanglsp.svg. картинка Что включает в себя понятие course в навигации. картинка 220px Navanglsp.svg. Пониженная скорость означает всегда с тремя цифрами в градусах, указанными в горизонтальной плоскости под углом между исходным направлением и направлением движения или продвижения судна или самолета. Напротив, угол между опорным направлением и направлением, проецируемым в горизонтальной плоскости на объект, называется пеленгом согласно DIN 13312 ; Подшипники также можно считать по полу- или четверть круга в соответствии со стандартом.

Мгновенное положение пункта назначения находится в пеленговой линии ( пеленге ). Чтобы попасть туда, угол между пеленгом и гусеницей, то есть отклонение от курса ( поворот ), необходимо уменьшить до нуля.

Раньше было чрезвычайно трудно определить путь по земле и, следовательно, ваше собственное местоположение. Сегодня приемники GPS записывают треки в реальном времени в любой точке земного шара.

Что включает в себя понятие course в навигации. 220px Navcourp.svg. Что включает в себя понятие course в навигации фото. Что включает в себя понятие course в навигации-220px Navcourp.svg. картинка Что включает в себя понятие course в навигации. картинка 220px Navcourp.svg. Пониженная скорость означает всегда с тремя цифрами в градусах, указанными в горизонтальной плоскости под углом между исходным направлением и направлением движения или продвижения судна или самолета. Напротив, угол между опорным направлением и направлением, проецируемым в горизонтальной плоскости на объект, называется пеленгом согласно DIN 13312 ; Подшипники также можно считать по полу- или четверть круга в соответствии со стандартом.

Обозначения, см. Рисунок выше:

Производные количества

Курс и скорость определяют следующие параметры:

Сроки и датчики скорости

Что включает в себя понятие course в навигации. 220px. Что включает в себя понятие course в навигации фото. Что включает в себя понятие course в навигации-220px. картинка Что включает в себя понятие course в навигации. картинка 220px. Пониженная скорость означает всегда с тремя цифрами в градусах, указанными в горизонтальной плоскости под углом между исходным направлением и направлением движения или продвижения судна или самолета. Напротив, угол между опорным направлением и направлением, проецируемым в горизонтальной плоскости на объект, называется пеленгом согласно DIN 13312 ; Подшипники также можно считать по полу- или четверть круга в соответствии со стандартом.

Дополнительные условия курса

Источник

Путь, курс, пеленг и другие

По многочисленным просьбам возвращаюсь к старой теме. Мы тут с 15 года копья ломаем. Раз так – заглянем в классику.

М.Черный и В.Кораблин «Самолетовождение»:

1) «Курсом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета»

То есть, КУРС – куда направлен нос самолета.

2) «Для выполнения полета из одного пункта в другой их соединяют на карте линией, которая в самолетовождении называется линией заданного пути (ЛЗП)…»

«…путевым углом называется угол, заключенный между северным направлением … и направлением линии заданного пути (ЛЗП)»

То есть, ПУТЬ – куда на самом деле движется самолет.

2А) «Заданным магнитным путевым углом (ЗМПУ) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией заданного пути»

На карте нарисовали отрезок от точки А к точке Б, померяли транспортиром от меридиана – магнитного или истинного – получили заданный путевой угол: магнитный или истинный.

2Б) «Фактическим магнитным путевым углом называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией фактического пути»

Нарисовать-то на карте мы нарисовали, но на самом деле в ходе полета получился другой отрезок – фактический путевой угол.

3) «Азимутом, или истинным пеленгом ориентира называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на наблюдаемый ориентир…»

Что включает в себя понятие course в навигации. 0001. Что включает в себя понятие course в навигации фото. Что включает в себя понятие course в навигации-0001. картинка Что включает в себя понятие course в навигации. картинка 0001. Пониженная скорость означает всегда с тремя цифрами в градусах, указанными в горизонтальной плоскости под углом между исходным направлением и направлением движения или продвижения судна или самолета. Напротив, угол между опорным направлением и направлением, проецируемым в горизонтальной плоскости на объект, называется пеленгом согласно DIN 13312 ; Подшипники также можно считать по полу- или четверть круга в соответствии со стандартом.

4) «Пеленгом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через радиостанцию, и … направлением на самолет. Отсчитывается от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Пеленг самолета называется истинным, если отчет ведется от истинного меридиана, и магнитным, если отсчет ведется от магнитного меридиана…»

Что включает в себя понятие course в навигации. 00000. Что включает в себя понятие course в навигации фото. Что включает в себя понятие course в навигации-00000. картинка Что включает в себя понятие course в навигации. картинка 00000. Пониженная скорость означает всегда с тремя цифрами в градусах, указанными в горизонтальной плоскости под углом между исходным направлением и направлением движения или продвижения судна или самолета. Напротив, угол между опорным направлением и направлением, проецируемым в горизонтальной плоскости на объект, называется пеленгом согласно DIN 13312 ; Подшипники также можно считать по полу- или четверть круга в соответствии со стандартом.

Как справедливо указал коллега ak_bazhenov: это и есть радиал.

Спасибо Черному и Кораблину. Теперь к английскому языку. Возьмем «Pilot’s Handbook of Aeronautical Knowledge», это – издание от FAA.

1) HEADING. The direction in which the nose of the aircraft is pointing during flight.

Курс. Направление, куда указывает нос самолета во время полета.

2) COURSE. The intended direction of flight in the horizontal plane measured in degrees from north.

Путь. Предполагаемое направление полета в горизонтальной плоскости, измеренное в градусах с севера.

2А) TRACK. The actual path made over the ground in flight.

Путь. Фактический путь выполненного полета, спроецированный на поверхность земли.

3) BEARING. The direction from an airplane to a ground station. (Из “Boeing Technical Dictionary”)

Азимут, Пеленг. Направление от самолета к наземной станции наведения.(Перевод оригинальный)

4) RADIALS. The courses oriented from a station. (Из «Pilot’s Handbook of Aeronautical Knowledge»)

Радиалы. Курсы, направленные от станции.

Старую статью я перечеркиваю, т.к. просто удалить ее не могу.

Фотография Окань Дениса.

(Посовещавшись с Денисом, мы решили эту статью из последующих изданий книги выкинуть.)

Из-за того, что в западных авиационных приборах есть параметр Course (читается «курс», но курсом в нашем понимании не является) происходит некоторая путаница. Давайте расставим точки над ё.

Что включает в себя понятие course в навигации. 000. Что включает в себя понятие course в навигации фото. Что включает в себя понятие course в навигации-000. картинка Что включает в себя понятие course в навигации. картинка 000. Пониженная скорость означает всегда с тремя цифрами в градусах, указанными в горизонтальной плоскости под углом между исходным направлением и направлением движения или продвижения судна или самолета. Напротив, угол между опорным направлением и направлением, проецируемым в горизонтальной плоскости на объект, называется пеленгом согласно DIN 13312 ; Подшипники также можно считать по полу- или четверть круга в соответствии со стандартом.Чтобы самолету из пункта «А» попасть в пункт «Б», нужно лететь КУРСОМ (Heading) 13 градусов. Но, к сожалению, в день полета есть такой фактор, как сильный боковой ветер, который будет сносить наш самолет вправо. Поэтому, в пункт «Б» наш самолетик сегодня не попадет, потому что фактически движется в направлении 20 градусов. Эти 20 градусов называются «ПУТЬ» (Track).

Итак. «Курс» – куда направлен нос самолета, а «путь» или иначе «путевой угол», это – в каком направлении он движется на самом деле.

Что включает в себя понятие course в навигации. 0001. Что включает в себя понятие course в навигации фото. Что включает в себя понятие course в навигации-0001. картинка Что включает в себя понятие course в навигации. картинка 0001. Пониженная скорость означает всегда с тремя цифрами в градусах, указанными в горизонтальной плоскости под углом между исходным направлением и направлением движения или продвижения судна или самолета. Напротив, угол между опорным направлением и направлением, проецируемым в горизонтальной плоскости на объект, называется пеленгом согласно DIN 13312 ; Подшипники также можно считать по полу- или четверть круга в соответствии со стандартом.Справа по курсу самолета – радиомаяк. ПЕЛЕНГ (Bearing) на него – 120 градусов. Пеленг – угол между направлением на север и направлением на объект.

Теперь мы разворачиваемся и летим на маяк таким образом, что пеленг на него оставался постоянным, например, 120 градусов. Вот этот направление на объект с неизменным пеленгом на него и называется COURSE.

Так что, курс это – курс, а Course это – Course.

Из-за этой путаницы, в частности, русские пилоты, летающие на импортной технике, в разговорах между собой вынуждены применять иностранные слова. И наш, русский «курс», они называют «heading».

(Я благодарен коллеге “ilya1502” за замечания)

Источник

Курсы ВС и их взаимозависимость

Курсом называется угол, заключенный между северным направлением выбранного меридиана, проходящего через ВС, и продольной осью самолета. Курс отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360º.

В зависимости от какого меридиана производится отсчет, курсы могут быть: истинными, магнитными, компасными, условными (рис.3.5).

Полезно знать трактовку понятия «курс», согласно документам ИКАО.

Курс — направление, в котором находится продольная ось воздушного судна, выраженная обычно в градусах угла, отсчитываемого от северного направления (истинного, магнитного, компасного или условного меридианов).

Истинным курсом ИК называется угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана, проходящего через ВС, и продольной осью самолета. Отсчитывается от0до360º по часовой стрелке.

Магнитным курсом МКназывается угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана, проходяще­го через ВС, и продольной осью самолета. Отсчитывается от 0 до 360º по часовой стрелке.

Компасным курсом КК называется угол, заключенный ме­жду северным направлением ком­пасного меридиана, проходящего через ВС, и продольной осью самолета. Отсчитывается от0 до 360º по часовой стрелке.

Рис. 3.5 Взаимозависимость курсов

Магнитный компас позволяет определять направления от компасного и магнитного меридианов. На карте направления определяются от истинного меридиана. Поэтому при выполнении различных навигационных расчетов приходится переходить от одного курса к другому.

Перевод курсов можно осуществлять аналитически (по приве­денным ниже формулам) и графически.

Что включает в себя понятие course в навигации. image033. Что включает в себя понятие course в навигации фото. Что включает в себя понятие course в навигации-image033. картинка Что включает в себя понятие course в навигации. картинка image033. Пониженная скорость означает всегда с тремя цифрами в градусах, указанными в горизонтальной плоскости под углом между исходным направлением и направлением движения или продвижения судна или самолета. Напротив, угол между опорным направлением и направлением, проецируемым в горизонтальной плоскости на объект, называется пеленгом согласно DIN 13312 ; Подшипники также можно считать по полу- или четверть круга в соответствии со стандартом.

Что включает в себя понятие course в навигации. image035. Что включает в себя понятие course в навигации фото. Что включает в себя понятие course в навигации-image035. картинка Что включает в себя понятие course в навигации. картинка image035. Пониженная скорость означает всегда с тремя цифрами в градусах, указанными в горизонтальной плоскости под углом между исходным направлением и направлением движения или продвижения судна или самолета. Напротив, угол между опорным направлением и направлением, проецируемым в горизонтальной плоскости на объект, называется пеленгом согласно DIN 13312 ; Подшипники также можно считать по полу- или четверть круга в соответствии со стандартом.

Для графического перевода курсов необходимо на листе бума­ги провести северное направление меридиана того курса, который дан по условию задачи, затем от него отложить направление про­дольной оси самолета (значение данного курса). После этого про­водятся остальные меридианы с учетом знака девиации и магнит­ного склонения. Значение искомых курсов определяется по схеме.

Дата добавления: 2015-06-22 ; просмотров: 3429 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Что включает в себя понятие course в навигации. community. Что включает в себя понятие course в навигации фото. Что включает в себя понятие course в навигации-community. картинка Что включает в себя понятие course в навигации. картинка community. Пониженная скорость означает всегда с тремя цифрами в градусах, указанными в горизонтальной плоскости под углом между исходным направлением и направлением движения или продвижения судна или самолета. Напротив, угол между опорным направлением и направлением, проецируемым в горизонтальной плоскости на объект, называется пеленгом согласно DIN 13312 ; Подшипники также можно считать по полу- или четверть круга в соответствии со стандартом.pod_parusom

Мечты о кругосветке

Навигация для «чайников». (Урок 1)

Навигация – одна из главнейших составляющих науки мореплавания, и без ответа на вопросы: «Где мы сейчас находимся?» и «Куда нам плыть?» невозможно представить даже короткий дневной переход вдоль средиземноморского побережья на зафрахтованной яхте в компании верных друзей и веселых подруг, не говоря уже о более длительных плаваниях или участии в морской или даже океанской регате.
Изучение навигации мы начнем со знакомства с морской картой.

Прежде чем приступить к данной теме, я должен сделать некоторые оговорки: целью этого цикла статей отнюдь не является полное и глубокое изучение морской навигации на уровне капитана коммерческого или военного судна. Конечно, нет. Задача более проста и конкретна: помочь разобраться с основными понятиями и принципами навигации на уровне начинающего яхтсмена-любителя, другими словами, как это сейчас принято говорить, на уровне «чайников».

Сначала немного теории, необходимой для сугубо практического занятия.

Что такое координаты

Ответить на вопрос «где находится наша яхта?» мореплаватель может, только определив координаты своего судна и поставив соответствующую им точку на карте. Вообще-то положение точки в пространстве определяется тремя координатами, но поскольку, решая навигационные задачи, мы полагаем, что находимся на уровне моря, третью координату мы считаем постоянной.

Как ясно видно из рисунков, широта точки А – это угол, который отсчитывается от плоскости экватора по вертикали и может иметь значения от нуля (точка на экваторе) до 90ºN (точка на Северном полюсе) и до 90ºS (точка на Южном полюсе).

Долгота же отсчитывается от плоскости Гринвичского меридиана по горизонтальной плоскости и может принимать значения от 0º (Гринвич) до 180ºW и 180ºE. Кстати, дальняя от нас половина дуги нулевого меридиана называется «линия смены даты» (date line).

Картографическая проекция

После того как мы поняли, что такое долгота и широта, рассмотрим типичную навигационную карту меркаторской проекции. Проекция карты определяет всего лишь способ, которым пользовались для того, чтобы развернуть условно сферическую поверхность земли на плоскость, сохранив при этом относительные расстояния и очертания суши. Подавляющее большинство карт, которыми вам придется пользоваться – меркаторские карты. Они хорошо и верно отображают нашу Землю для не слишком высоких широт – примерно от 65º северной широты (65ºN) до 65º южной широты (65ºS). Важно знать про меркаторскую проекцию следующее:

1) меридианы долготы и параллели широты на этих картах изображаются прямыми линиями и взаимно перпендикулярны;
2) курс судна из точки А в точку В по поверхности Земли на карте меркаторской проекции изображается прямой линией;
3) расстояние, равное 1′ (минуте широты) = 1 морской миле.

Основные элементы морской карты

Для примера мы взяли фрагмент карты, всемирно известного и пользующегося заслуженным доверием яхтсменов британского издательства «Imray». В качестве полезной информации приведем названия еще нескольких уважаемых издательских домов, печатающих навигационные карты: «Адмиралти» (Admiralty) и «Стэнфорд» (Stanford).

Фрагмент 1: район, обозначенный на карте, плюс общие данные.

Район, обозначенный на карте, в комментариях не нуждается, кроме значка Е2 в левом верхнем углу.

Это – обозначение номера карты по каталогу. Зайдя в любой магазин или на интернет-сайт, предлагающий морские карты, вы в том или ином виде найдете большой каталог, на первых страницах которого изображена схематическая контурная карта мира, на которую нанесены прямоугольники с буквенно-цифровым индексом. Каждый такой прямоугольник – это морская карта. По этому каталогу вы можете выбрать и заказать все необходимые вам карты для района, где вы собираетесь ходить.

Второй аспект: единицы измерения глубин и высот. Глубины и высоты измерены в метрах, причем глубины на карте указаны минимально возможные, в момент самого низкого уровня отлива (этот уровень называется chart datum), а высоты указаны в метрах от уровня моря в момент самого высокого прилива.

На некоторых картах, особенно изданных в тех странах, где традиционно применяются другие единицы измерения (не метрические, например фатомы), это указано на карте, так что надо быть внимательными.

Фрагмент 2: дата последней коррекции (левый нижний угол карты).

Не всякая карта переиздается каждый год. Вы легко можете встретить морскую карту, изданную 3–4 года или даже 12 лет назад. За это время навигационная обстановка в этом районе могла измениться.

Конечно, очертания береговой линии за такое время не меняются. Также маловероятно появление новых островов и исчезновение тех, которые были. Зато могут появляться новые элементы навигационной обстановки, могут измениться световые характеристики маяков, появляться новые навигационные опасности в виде затонувших на небольшой глубине кораблей. Могут быть проложены новые подводные кабели и трубопроводы, которые обусловят запрет якорной стоянки в этой зоне. Все эти изменения на момент продажи карты обязаны быть отмечены на ней продавцом. Дальше забота поддерживать вашу карту в актуальном состоянии (up-to-date) целиком ложится на плечи шкипера.

Для этого регулярно выпускается «Альманах моряка» («Notice to Mariners»), в котором перечислено, в какие карты и какие изменения нужно вносить. Его можно приобрести в любом порту или посмотреть во всемирной сети, благо интернет-кафе есть в каждой рыбацкой деревушке.

Фрагмент 3: определение долготы и широты и измерение расстояний.

Вертикальная шкала – шкала широты. Горизонтальная шкала – шкала долготы. Долгота и широта на морской карте изображается в следующем формате: градусы, минуты, десятые минут. (NB! Никаких секунд!).

Если на карте поставить точку А и провести от нее горизонтальную линию до пересечения с вертикальной шкалой карты, мы прочитаем широту этой точки.Проведя из нашей точки вертикальную линию до пересечения с горизонтальной шкалой карты, мы получим долготу этой точки.

В нашем случае (фрагмент 3) правильно определенные и записанные координаты точки А выглядят следующим образом: 30º06’N (северной широты); 15º29’W (западной долготы).

Далее, измерив циркулем расстояние между точками А и В и приложив раствор циркуля к вертикальной шкале (широты) напротив места, где измерялось это расстояние, вы получите количество минут широты, равное расстоянию между точками А и В в морских милях, т.к. 1 минута широты (1′) = 1 морской миле (1,83 км). В данном случае расстояние между точками А и В равно 20 морским милям.

Фрагмент 4: модель Земли.

WGS 84 (World Geodesic System) – геодезическая модель, на основании которой построена карта. Какая модель земного шара использовалась для построения данной карты, нам важно, если мы используем GPS для определения положения нашей яхты.

Поскольку приемник GPS рассчитывает координаты в соответствии с той «зашитой» в него математической моделью Земли, которая активирована в данный момент, важно, чтобы в установках GPS была выбрана именно та модель Земли, которая указана на карте. В нашем случае это и будет WGS 84.

Фрагмент 5: магнитное склонение.

Эта тема требует более подробного пояснения, потому что компасная роза несет наиважнейшую информацию о величине магнитного склонения в этом регионе.

Может быть, для кого-то это будет откровением, но магнитный компас отнюдь не указывает на Северный полюс. Если поставить умозрительный эксперимент и представить себе, что кто-то, держа в руках хороший компас, двигается строго в направлении магнитной стрелки, то на Северный полюс этот человек не попадет никогда. Географические и магнитные полюса Земли сильно не совпадают друг с другом. Мало того. Магнитные полюса постоянно изменяют свое положение с течением времени относительно географических полюсов Земли.

Разница между направлениями на магнитный и географический полюс в данном месте и в данное время называется магнитным склонением (variation). Величина магнитного склонения зависит от места и в разных точках земной поверхности будет разная. Так как все карты ориентированы на географический Северный полюс, а компас показывает направление на магнитный полюс, то для навигатора встает вопрос учета магнитного склонения для прокладки курса.

Задача сильно облегчается тем, что магнитный полюс достаточно медленно прецессирует (поворачивается) относительно наклонной земной оси и, соответственно, вокруг географического полюса. Для решения практических навигационных задач вполне допустимо с хорошей точностью считать магнитное склонение постоянным в течение года для данного места.

Такое упрощение позволяет очень легко, используя компасную розу, вычислить магнитное склонение в любом году в данном месте. Возьмем, к примеру: 08º05’W (2000). Эти цифры указывают, что в 2000 г. направление на магнитный полюс отличалось от направления на Северный полюс (0) на 08º05′ к западу, что, в общем, видно из того, как направлена стрелка на компасной розе. “Decreasing 7′ annually”, т.е ежегодно увеличивалось на 7′.
Взять, например 2006 г. У нас получится 2006–2000 = 6 лет. 7′ х 6 = 42’W.
Получим, что, в 2006 г. магнитное склонение в этом районе 08º05’W – 42′ = 7º23’W. Таким способом можно подсчитать магнитное склонение для любого года, но, как правило, нас интересует тот год, в котором мы готовимся к плаванию.

Так что аккуратно вычислите в начале навигации магнитное склонение для данного района, запишите его значение карандашом в зоне компасной розы и пользуйтесь им весь год или всю навигацию.

Навигация для «чайников». (Урок 2)

Прокладка курса

Курс, то есть направление движения судна, – важнейшее понятие навигации. Без прокладки курса вы не знаете, куда идет (или пойдет) ваша яхта.
Курс бывает компасным, магнитным и истинным.

1. Истинный курс (True Course)

Морская карта всегда ориентирована по частям света следующим образом:
Верх – на географический Северный полюс (True North)
Низ – на географический Южный полюс (True South)
Правая сторона – на восток (East)
Левая сторона – на запад (West)
Направление любой прямой линии, проведенной на карте, можно задать углом, который эта линия составляет с истинным меридианом, отсчитанным по часовой стрелке. Иными словами, любое направление на карте меркаторской проекции можно задать его углом с направлением на истинный север.

Если яхту надо провести по морю из точки А в точку В, то мы соединяем эти две точки прямой линией со стрелкой, которая указывает направление движения (это стандартное обозначение), и говорим, что истинный курс (True Course) яхты 79ºТ. Буква Т (True) говорит о том, что курс 79º истинный, то есть, отсчитан по часовой стрелке от направления на географический север (или от истинного меридиана).

Представим, что надо провести яхту с острова Тенерифе (от маяка Лос-Кристианос (Los Cristianos) – точка A) на южную оконечность острова Хиерро (de Hierro) на маяк Пунта де ля Рестинга (Punta de la Restinga) – точка В.
Тогда координаты маяка Лос-Кристианос будут 28º02,5’N, 16º43,5’W
Координаты маяка Пунта де ля Рестинга – 27º39’N, 17º59’W
Расстояние 70,5 n.m.

Бретонский прокладчик (Breton Plotter)

Для того чтобы легко и быстро измерять углы от истинного меридиана на карте и строить прямые заданного направления, существует прекрасный навигационный инструмент – Бретонский прокладчик (Breton Plotter). Он состоит из неподвижной линейки и вращающегося диска. По оси неподвижной линейки всегда указано направление (это изображение корпуса яхты или стрелка). Окружность вращающегося диска разделена на 360º, указано направление на север N. Также на диск нанесена ортогональная сетка, для того чтобы легко устанавливать указатель N диска по направлению истинного севера.

Пользоваться прокладчиком очень просто.
1. Приложите прокладчик к начальной и конечной точке пути яхты так, чтобы стрелка-указатель на прокладчике совпадала с направлением движения яхты.
2. Вращая подвижный диск, совместите линию N-S диска с любым меридианом на карте таким образом, чтобы указатель N был наверху.
3. Напротив указателя «ноль» на оси прокладчика с диска считайте значение курса в градусах.

С помощью Бретонского прокладчика легко решается другая важная задача: из точки А проложить курс нужного значения. Порядок действий в данном случае обратный.
1. Напротив нуля на неподвижной части прокладчика, вращая диск, устанавливаем нужное значение курса в градусах. Больше диск ни в коем случае не трогаем и следим за тем, чтобы он оставался неподвижным.
2. Располагаем прокладчик на карте так, чтобы кромка линейки проходила через точку А, а линия N-S диска совпала с любым меридианом на карте, таким образом, чтобы указатель N был наверху.
3. Чертим курс.

Вернемся к нашей карте.
1. Приложим прокладчик так, чтобы он соединял маяк Лос-Кристианос с маяком Пунта де ля Рестинга и указатель направления на нем смотрел в сторону движения яхты (то есть от Тенерифе к острову Хиерро).
2. Вращая подвижный диск, совместим линию N-S с любым меридианом на карте таким образом, чтобы указатель N был наверху.
3. Напротив указателя «ноль» на оси прокладчика виден курс: 250,5ºТ.
Задача выполнена. Мы проложили истинный курс, по которому предстоит вести яхту.

Отметим самое главное:
1. Истинный курс (True Course) изображается на карте меркарторской проекции прямой линией.
2. Угол, образованный этой линией с любым истинным меридианом, отсчитанным по часовой стрелке, есть величина курса.
3. Значение курса может лежать в пределах от 0º до 360º. Это хорошо видно, если посмотреть на компасную розу карты.

Магнитный курс (Magnetic Course)

В реальной жизни нам приходится вести яхту в море, используя путевой магнитный компас (Stearing Compass), который уже много столетий является для моряков основным указателем направления. Стрелка компаса всегда указывает на Северный полюс, что дает возможность рулевому выдержать нужное направление в отсутствии каких-либо ориентиров, что, впрочем, обычное дело в открытом море.

Но существует одна проблема. Северный географический полюс и магнитный не совпадают. Поэтому, если мы, готовясь к морскому переходу, проложили на карте нужный нам истинный курс, нельзя указать рулевому, чтобы он вел судно по этому курсу, ориентируясь на магнитный компас. Сначала необходимо учесть разницу в направлениях истинного и магнитного меридианов и правильно перевести проложенный истинный курс в магнитный, учтя вариацию магнитного поля Земли. Данные для вычисления вариации берутся, как всегда, с ближайшей компасной розы.
Вычисленное значение вариации возьмем из предыдущего урока – 7º23’W.

Существует простое правило: при переводе истинного курса в магнитный западную вариацию надо прибавить, а восточную вычесть, а при переводе магнитного курса в истинный, наоборот, западную вариацию вычесть, а восточную прибавить.

Истинный курс был определен как 250,5ºТ, – таким образом, магнитный курс, который должен держать рулевой, чтобы привести яхту от Лос-Кристианос к Пунта де ля Рестинга, будет 250,5ºТ + 7º23′ = 257º28’М (буквой М обозначается магнитный курс).

Пример 1. Допустим, мы проложили на карте истинный курс 125ºТ, вариация магнитного поля для данного места и года составляет 12º30’W. Магнитный курс, который надо задать рулевому, окажется 125ºТ + 12º30′ = 137º30’М.

Пример 2. Магнитный курс 225ºМ, вариация 12º30’W, истинный курс, который мы проложили на карте, – 212º30’Т.

Девиация и компасный курс

Компасный курс – это направление, которое указывает путевой компас движущегося судна. Строго говоря, компасный курс и магнитный курс – это разные вещи. Совпадать они могут только в том случае, если на яхте нет металлических деталей с магнитными свойствами, источников электричества и электронных приборов, т. е. предметов, которые могут влиять на показания магнитного компаса. Можно сказать, что девиация – это искажения в показаниях магнитного компаса, которые обусловлены самим судном и предметами, принесенными людьми на борт.

Классическим примером явления девиации может служить эпизод из романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан», когда кок Негоро (впоследствии Себастьян Перейра) подложил топор под нактоуз корабельного компаса, тем самым сбив шхуну «Пилигрим» с курса до такой степени, что вместо западного побережья Южной Америки она оказалась у восточного берега Африки.

На современных яхтах девиация обусловлена, в первую очередь, судовой двигательной установкой (много металла и магнитных полей от генератора), электропроводкой и радиостанцией. Путевой компас имеет настроечный (юстировочный) механизм, и специально обученные люди, как правило, еще на верфи, юстировкой компаса сводят девиацию на нет или приводят ее к минимальному значению.

Для практики необходимо знать следующие вещи.
1. Если максимальное значение девиации превышает 6º, нужно обратиться к специалисту для юстировки компаса.
2. Старайтесь не подносить близко к компасу включенные КПК и мобильные телефоны, а также любые железные предметы.
3. Если значения девиации на яхте больше 2–3º, то, пользуясь таблицей, учитывайте ее при переходах свыше 20–30 морских миль.

Наглядно можно понять природу девиации и то, как с ней обращаться, применяя простой и доступный метод, с помощью которого легко самостоятельно составить таблицу девиации для своей яхты.

Условия эксперимента: яхта находится в штилевую погоду в защищенной бухте (без ветра и волнения). Возьмите на длинном конце (20–30 м) на буксир за кормой свою надувную лодку и посадите в нее приятеля с ручным компасом. Отберите у него все металлические предметы и модные электронные гаджеты. Некоторое время по прямой на малом ходу (1–2 узла) пройдите курсом 0ºМ. Приятель запишет показания своего компаса. Возьмите курс 45ºМ – приятель в лодке сделает измерения для этого курса, и так далее через 45º полный круг до 360º.

Сравнивая показания ручного компаса, свободного от девиации (т. к. в резиновой лодке нет металла, и у приятеля тоже нет металлических предметов и мобильника), с курсами, которые были замечены на путевом компасе яхты, вы получите поправки на девиацию для каждого курса от 0º до 360º (с шагом в 45º) и сможете построить график. Это и будет таблица девиации вашей яхты.

Правила учета девиации:

При переводе магнитного курса (М) в компасный (С) западная поправка (W) прибавляется, а восточная (Е) вычитается.

При переводе компасного курса в магнитный: нужно действовать наоборот – западная поправка (W) вычитается, а восточная поправка (Е) прибавляется.

Таким образом, мы выяснили, как учитывать девиацию и вариацию, т.е. мы теперь способны: зная компасный курс, вычислить истинный и проложить его на карте.
Проложив на карте истинный курс, мы можем пересчитать его в компасный, т.е. сказать рулевому, какой курс держать.

Пример 1. На компасе яхты – курс 90º. По таблице девиации находим поправку: 4ºЕ.
90ºС+4ºЕ=94ºМ – магнитный курс.
Вариация магнитного поля для взятого нами района и года = 7º23’W.
94ºМ-7º23′ W = 86º37’Т – истинный курс.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *