Что включает в себя понятие course в авиации
Что включает в себя понятие course в авиации
Курс, пеленг, азимут.
Магнитным курсом (МК) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.
Истинным курсом (ИК) называется угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.
Компасным курсом (КК) называется угол, заключенный между северным направлением компасного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.
Заданным путевым углом (ЗПУ) называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, и линией заданного пути.
Азимутом (А) ориентира называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на наблюдаемый ориентир.
Курсовой угол радиостанции (КУР) называется угол, заключенный между продольной осью самолета и направлением на радиостанцию. КУР отсчитывается от продольной оси самолета до направления на радиостанцию по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.
Магнитный курс взлета и посадки аэродрома Чугуев равен 345(165) градусам. Чтобы узнать истинный курс нужно узнать сумму МК и магнитного склонения для данной местности(+8градусов). Т.е.ИК=345+8=353градуса.
Итак самолет находится в ИПМ и нам нужно знать куда следовать дальше. Направление движения определяется заданным путевым углом. Однако, при наличии боковой составляющей ветра, самолет будет сносить с линии заданного пути, и для сохранения ЛЗП нужно вносить поправку на ветер. Эта поправка называется угол сноса.
Итак как провести самолет от одного до другого пункта маршрута разобрались.
Выдерживаем заданную скорость, высоту и ЗПУ и будет нам счастье аж до следующего ППМ. Но вот как определить что мы подходим к этому самому следующему ППМ?
Существует несколько способов определить местоположение самолета:
1. Визуально, по наземным ориентирам. Но, если ориентир будет скрыт облачностью, либо самолет отклониться от ЛЗП на расстояние, с которого ориентиры будут неразличимы, мы рискуем потеряться. Поэтому визуальные ориентиры служат больше для подтверждения правильности выдерживания нашего маршрута, чем как основной способ навигации.
2. По географическим координатам (широта-долгота) можно точно указать местонахождение самолета, но для определения местоположения самолета по географическим координатам требуется специальное оборудование, которое имеется далеко не на всех самолетах.
3. По азимуту и дальности до маяка (радиостанции) можно с достаточной точностью определить свое местонахождение на маршруте. Для этого достаточно чтобы самолет был оснащен дальномерным оборудованием и радиокомпасом. Настроив радионавигационное оборудование на РСБН, мы сможем контролировать правильность выдерживание маршрута на протяжении всего полета по заранее известным значениям азимута и дальности в контрольных точках.
Например: в контрольной точке №Х расчетная Д=55 А=70. Фактически имеем Д=58 А=70. Значит мы идем на 3 км восточнее ЛЗП, и нужно взять соответствующую поправку. Либо, в той же ситуации, имеем Д=55 А=90. Следовательно мы отклонились южнее маршрута и нужно исправлять ситуацию.
Цель этого упражнения состоит в том, чтобы летчик научился определять и выдерживать свое местоположение по дальности и азимуту, четко представлял в какую сторону и насколько он отклонился от маршрута (границ пилотажной зоны).
Выдерживание местоположения в пилотажной зоне с использованием РТС.
Использование наземных визуальных ориентиров для определения своего местоположения удобно до определенного предела. Например, ориентируясь по Печенежскому водохранилищу, вы можете достаточно точно определить направление на аэродром, но определить границы пилотажной зоны с достаточной точностью визуально вам вряд-ли удастся. Удерживать свое местоположение в пределах пилотажной зоны используя дальность и азимут до РСБН достаточно просто.
На полетной карте у вас указаны дальности и азимуты границ пилотажной зоны. Выполняя задание летчик должен представлять свое местоположение относительно границ зоны, и соответствующим образом строить следующий маневр.
Курсы самолета и зависимость между ними
Курсом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана и продольной осью самолета. Курс измеряется от северного направления меридиана до продольной оси самолета от 0° до 360° по часовой стрелке.
|
|
Курс отсчитывается по компасу, курсовая черта которого расположена параллельно продольной оси самолета.
По использовании магнитного компаса в самолетовождении используются три меридиана: истинный, магнитный, компасный.
Компасный меридиан – это меридиан, в направлении которого устанавливается магнитная стрелка компаса, установленного на самолете.
В зависимости от какого меридиана ведется отсчет, курс самолета может быть истинным (ИК), магнитным (МК), компасным (КК).
Истинный курс (ИК) – это угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана и продольной осью самолета.
Магнитный курс (МК) – это угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и продольной осью самолета.
Компасный курс (КК) – это угол, заключенный между северным направлением компасного меридиана и продольной осью самолета.
Все курсы отсчитываются по от 0° до 360° по часовой стрелке.
Девиация ∆к–это угол, заключенный между северным направлением магнитного и компасного меридианов и считается положительной, если компасный меридиан расположен правее магнитного (+∆к).
Если компасный меридиан расположен левее магнитного меридиана, девиация имеет знак минус (-∆к).
Вариация∆—это угол, заключенный между северным направлением истинного и компасного меридианов
Вариация считается положительной (+∆), если компасный меридиан расположен к востоку от истинного меридиана.
Вариация считается отрицательной (-∆),если компасный меридиан расположен левее истинного меридиана. (±∆) = ИК-КК. (±∆).=.( ±∆м) +( ±∆к).
На практике приходится переводить курсы из истинных в магнитные, компасные и наоборот. Перевод курсов выполняется по формулам и графически
1. ИК = МК + ( ±∆м) 2. ИК = КК + (±∆к) + (±∆м). 3. ИК = КК + ( ±∆).
Что включает в себя понятие course в авиации
Вы здесь
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ, маневр с максимальным углом по крену или тангажу.
HDG HOLD, см.- HEADING HOLD
HDG SEL, см.- HEADING SELECT
ГОЛОВКА ЦИЛИНДРА, справочный ориентир для части на поверхности поршня механизма управления.
КУРС, направление самолета, указанное относительно истинного севера или магнитного севера.
ВОЛОСНАЯ ТРЕЩИНА, серьезный дефект в конструктивных элементах; трещина которая видна, как тонкая линия.
ВЫДЕРЖИВАНИЕ КУРСА, режим системы автопилота, который выдерживает существующий курс самолета.
ВЫБРАННЫЙ КУРС, режим системы автопилота, где пилот задает желаемый курс самолета.
ВСТРЕЧНЫЙ ВЕТЕР, ветер или составляющая ветра, идущая в противоположном направлении движения самолета.
HEXADECIMAL NUMBERING SYSTEM
ГЕКСОДЕЦИМАЛЬНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ, система счисления с шестнадцатью знаками, как основа. Система включает цифры от нуля до девяти и буквы от А до F, представляющие номера от десяти до пятнадцати.
ЛЕБЕДКА, ПОДЪЕМНИК, устройство для опускания или поднимания двигателя или тяжелых компонентов во время демонтажа и установки на самолет.
Путь, курс, пеленг и другие
По многочисленным просьбам возвращаюсь к старой теме. Мы тут с 15 года копья ломаем. Раз так – заглянем в классику.
М.Черный и В.Кораблин «Самолетовождение»:
1) «Курсом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета»
То есть, КУРС – куда направлен нос самолета.
2) «Для выполнения полета из одного пункта в другой их соединяют на карте линией, которая в самолетовождении называется линией заданного пути (ЛЗП)…»
«…путевым углом называется угол, заключенный между северным направлением … и направлением линии заданного пути (ЛЗП)»
То есть, ПУТЬ – куда на самом деле движется самолет.
2А) «Заданным магнитным путевым углом (ЗМПУ) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией заданного пути»
На карте нарисовали отрезок от точки А к точке Б, померяли транспортиром от меридиана – магнитного или истинного – получили заданный путевой угол: магнитный или истинный.
2Б) «Фактическим магнитным путевым углом называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией фактического пути»
Нарисовать-то на карте мы нарисовали, но на самом деле в ходе полета получился другой отрезок – фактический путевой угол.
3) «Азимутом, или истинным пеленгом ориентира называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на наблюдаемый ориентир…»
4) «Пеленгом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через радиостанцию, и … направлением на самолет. Отсчитывается от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Пеленг самолета называется истинным, если отчет ведется от истинного меридиана, и магнитным, если отсчет ведется от магнитного меридиана…»
Как справедливо указал коллега ak_bazhenov: это и есть радиал.
Спасибо Черному и Кораблину. Теперь к английскому языку. Возьмем «Pilot’s Handbook of Aeronautical Knowledge», это – издание от FAA.
1) HEADING. The direction in which the nose of the aircraft is pointing during flight.
Курс. Направление, куда указывает нос самолета во время полета.
2) COURSE. The intended direction of flight in the horizontal plane measured in degrees from north.
Путь. Предполагаемое направление полета в горизонтальной плоскости, измеренное в градусах с севера.
2А) TRACK. The actual path made over the ground in flight.
Путь. Фактический путь выполненного полета, спроецированный на поверхность земли.
3) BEARING. The direction from an airplane to a ground station. (Из “Boeing Technical Dictionary”)
Азимут, Пеленг. Направление от самолета к наземной станции наведения.(Перевод оригинальный)
4) RADIALS. The courses oriented from a station. (Из «Pilot’s Handbook of Aeronautical Knowledge»)
Радиалы. Курсы, направленные от станции.
Старую статью я перечеркиваю, т.к. просто удалить ее не могу.
Фотография Окань Дениса.
(Посовещавшись с Денисом, мы решили эту статью из последующих изданий книги выкинуть.)
Из-за того, что в западных авиационных приборах есть параметр Course (читается «курс», но курсом в нашем понимании не является) происходит некоторая путаница. Давайте расставим точки над ё.
Чтобы самолету из пункта «А» попасть в пункт «Б», нужно лететь КУРСОМ (Heading) 13 градусов. Но, к сожалению, в день полета есть такой фактор, как сильный боковой ветер, который будет сносить наш самолет вправо. Поэтому, в пункт «Б» наш самолетик сегодня не попадет, потому что фактически движется в направлении 20 градусов. Эти 20 градусов называются «ПУТЬ» (Track).
Итак. «Курс» – куда направлен нос самолета, а «путь» или иначе «путевой угол», это – в каком направлении он движется на самом деле.
Справа по курсу самолета – радиомаяк. ПЕЛЕНГ (Bearing) на него – 120 градусов. Пеленг – угол между направлением на север и направлением на объект.
Теперь мы разворачиваемся и летим на маяк таким образом, что пеленг на него оставался постоянным, например, 120 градусов. Вот этот направление на объект с неизменным пеленгом на него и называется COURSE.
Так что, курс это – курс, а Course это – Course.
Из-за этой путаницы, в частности, русские пилоты, летающие на импортной технике, в разговорах между собой вынуждены применять иностранные слова. И наш, русский «курс», они называют «heading».
(Я благодарен коллеге “ilya1502” за замечания)
КУРС САМОЛЕТА. КУРСОВЫЕ СИСТЕМЫ. И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
§ 17. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА САМОЛЕТА
Курсом самолета называется угол в горизонтальной плоскости между направлением, принятым за начало отсчета, и проекцией на эту плоскость продоль-
Обычно за начало отсчета курса принимают одну из осей навигационной системы координат, под которой понимают систему координат, связанную с земной поверхностью, в которой решаются основные задачи самолетовождения. Основными навигационными системами координат являются: географическая и орто — дромическая. В географической системе координат за начало отсчета курса берется направление географического (истинного) меридиана, в ортодромической системе— направление главной ортодромии (условного экватора).
Истинным курсом (ИК или — fn) называется курс, измеренный от касательной к географическому меридиану (рис. 4.2).
Ортодромнческим курсом (ОК или jo) называется курс, измеренный от касательной к параллели или меридиану ортодромиче — ской системы координат (рис. 4.3).
Условным курсом (УК или ху) называется курс, измеренный от некоторого условного направления, например от нанесенной на полетную карту прямоугольной системы координат (рис. 4.4).
Рис. 4.3. Ортодромический курс самолета
Помимо указанных направлений за начало отсчета курса может быть принято направление магнитного меридиана. В этом случае угол, измеренный в горизонтальной плоскости между касательной к магнитному меридиану и продольной осью самолета, называется магнитным курсом (МК или ум).
Для перехода от одной системы измерения курса к другой необходимо знать взаимное расположение меридианов, от которых измеряется курс в этих системах. Взаимное расположение меридианов определяется с помощью углов, которые получили определенные названия и обозначения. Так, угол между истинным и магнитным меридианом данной точки называется магнитным склонением и обозначается Дм; угол между условным и истинным меридианом принято называть азимутальной поправкой и обозначать Да; угол между условным и магнитным меридианом называют условным магнитным склонением и обозначают ДМу. Все эти углы измеряются в диапазоне ±180°: по ходу часовой стрелки со знаком плюс, против хода часовой стрелки со знаком минус. Магнитное склонение измеряется от истинного меридиана, а азимутальная поправка и условное магнитное склонение — от условного меридиана.
Зависимость между магнитным, истинным и условным курсом показана на рис. 4.5. Из рисунка видно, что
где Дм— магнитное склонение;
ДМу— условное магнитное склонение.
При пересчете курса по этим формулам может случиться так, что будет получено значение курса как более 360°, так и отрицательное. Так как курс принимает только положительные значения
Рис. 4.5. Зависимость ме-
жду магнитным, истин-
ным и условным кур-
сами
в пределах от 0 до 360°, то в первом случае надо от полученного значения курса вычесть период 360°, а во втором взять дополнение полученного значения курса до 360°.
Пример 1. МК = 350°, Дм = +15°. Определить ИК.
Решение. ИК = МК + (+ДМ) = 350° + ( + 15°) = 5°. Ответ: ИК = 5° Пример 2. ИК = 10°, ДА = —20°. Определить УК.
Решение. УК = ИК + (±ДА) = 10° + (—20°) = 350°. Ответ: УК = 350°. Пример 3, МК = 300°, ДМу = —15°. Определить УК.
Решен и е. УК = МК + (±ДМу) = 300° + (-15°) = 285°.
Здесь £S0 и рм — направлений главной ортодромии, измеренные соответственно относительно географического или магнитного меридиана данной точки.
Пример 1. ИК = 40°, ри = 340°. Определить ОК.
Пример 2. МК = 350°, рм = 300°. Определить ОК.
Решение. ОК = МК — Рм = 350° — 300° = 50°. Ответ: ОК = 50°.
Меридиан, относительно которого производится измерение курса на отдельном этапе или• на протяжении всего маршрута полета, принято называть опорным меридианом.
В качестве опорных меридианов применяются:
— главная ортодромия — условный экватор ортодромической системы координат, построенный на карте для выбранного маршрута или для района полетов;’ 1
— истинный или магнитный меридиан аэродрома вылета (посадки);
— истинный или магнитный меридиан основных точек маршрута;
— истинные меридианы с долготой 0 или 90°. Прямые линии, параллельные этим меридианам, нанесены на картах стереографической проекции, изданных для полярных районов;
— направление взлетно-посадочной полосы аэродрома взлета или посадки.
Приборы, с помощью которых измеряется курс самолета, называются курсовыми приборами или компасами.
Основу курсового прибора составляет чувствительный элемент. Он позволяет определять или фиксировать направление, принятое за начало отсчета курса. Чувствительные элементы могут быть магнитными, гироскопическими, астрономическими или радиотехническими. В соответствии с чувствительным элементом авиационные курсовые приборы принято называть магнитными, гироскопическими, астрономическими и радиокомпасами.
В основе применения магнитных компасов лежат свойства магнитного поля Земли. В гироскопических курсовых приборах используются свойства гироскопа. Астрономические компасы позволяют измерять курс путем определения направления на небесные светила. В радиокомпасах используются свойства электромагнитных полей, излучаемых специальными устройствами, находящимися на борту самолета или на земле.
Для увеличения точности и надежности измерения курса на самолете устанавливаются курсовые приборы с различными чувствительными элементами.
Рассмотрим принцип действия, особенности устройства и применения курсовых приборов, основанных на использовании магнитного поля Земли и свойств гироскопа.