Что включает в себя модель педагога

Вопрос 7. Какие модели педагогической деятельности вы знаете? Охарактеризуйте их.

Что включает в себя модель педагога. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что включает в себя модель педагога фото. Что включает в себя модель педагога-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Что включает в себя модель педагога. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Основные модели педагогической деятельности. Что включает в себя модель педагога. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что включает в себя модель педагога фото. Что включает в себя модель педагога-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Что включает в себя модель педагога. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Основные модели педагогической деятельности. Что включает в себя модель педагога. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что включает в себя модель педагога фото. Что включает в себя модель педагога-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Что включает в себя модель педагога. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Основные модели педагогической деятельности. Что включает в себя модель педагога. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Что включает в себя модель педагога фото. Что включает в себя модель педагога-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Что включает в себя модель педагога. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Основные модели педагогической деятельности.

Что включает в себя модель педагога. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Что включает в себя модель педагога фото. Что включает в себя модель педагога-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Что включает в себя модель педагога. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Основные модели педагогической деятельности.

Что включает в себя модель педагога. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Что включает в себя модель педагога фото. Что включает в себя модель педагога-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Что включает в себя модель педагога. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Основные модели педагогической деятельности.

Основные модели педагогической деятельности.

Система — это совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность. Она обязательно предполагает взаимодействие элементов.

Центральная научная задача педагогики и педагогической психологии как науки заключается в том, чтобы описать, как именно составляющие системы зависят друг от друга.

В педагогике существуют многочисленные варианты применения общей теории систем к анализу педагогической деятельности. Так, Н. В. Кузьмина, вводя понятие педагогической системы, выделяет не только ее структурные составляющие, но и функциональные компоненты педагогической деятельности. В рамках этой модели выделяется пять структурных составляющих:

1) субъект педагогического воздействия;

2) объект педагогического воздействия;

3) предмет их совместной деятельности;

5) средства педагогической коммуникации.

На самом деле, указанные компоненты составляют систему. Попробуем убрать один из них — и сама педагогическая система тут же развалится, ликвидируется. С другой стороны, ни один компонент невозможно заменить на иной или на совокупность других составляющих. Выделить структурный компонент еще не значит полностью описать систему. В данном случае все структурные компоненты педагогической системы находятся как в прямой, так и в обратной зависимости. Центральная научная задача педагогики и педагогической психологии как науки заключается в том, чтобы описать, как именно составляющие системы зависят друг от друга.

Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В Кузьмина определила структуру деятельности учителя. В данной модели были обозначены пять функциональных компонентов:

1. Гностический компонент относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности).

2. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.

3. Конструктивный компонент — это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий).

4. Коммуникативный компонент — это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей.

5. Организаторский компонент — это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.

По мнению В. И. Гинецинского, который также предлагает модель системного характера, в педагогической деятельности можно выделить четыре функции:

1. Презентативная функция состоит в изложении учащимся содержания материала. Выделение этой функции основано на абстрагировании от конкретных форм обучения. Она ориентирована на сам факт изложения учебного материала.

2. Инсентивная функция заключается в том, чтобы вызвать у учащихся интерес к усвоению информации. Ее реализация связана с постановкой вопросов, оценкой ответов.

3. Корректирующая функция связана с исправлением и сопоставлением результатов деятельности самих учащихся.

4. Диагностирующая функция обеспечивает обратную связь.

В рамках концепции А. К. Маркова (1993) выявляет и описывает десять групп педагогических умений. Рассмотрим кратко содержание данной модели.

Первая группа включает в себя следующий ряд педагогических умений. Преподаватель должен уметь:

• увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач, при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного участника учебно-воспитательного процесса; изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;

• конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное решение в любой создавшейся ситуации, предвидеть близкие и отдаленные результаты решения подобных задач.

Что включает в себя модель педагога. 640 1. Что включает в себя модель педагога фото. Что включает в себя модель педагога-640 1. картинка Что включает в себя модель педагога. картинка 640 1. Основные модели педагогической деятельности.

Вторую группу педагогических умений составляют:

• работа с содержанием учебного материала;

• способность к педагогическому истолкованию информации;

• формирование у школьников учебных и социальных умений и навыков, осуществление межпредметных связей;

• изучение состояния психических функций учащихся, учет учебных возможностей школьников, предвидение типичных затруднений учащихся;

• умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;

• умение использовать сочетания форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя.

• соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе;

• уметь создавать планы развития своей педагогической деятельности.

Четвертая группа умений — это приемы, позволяющие поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные — создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению.

Пятая группа умений включает в себя приемы, способствующие достижению высокого уровня общения. К ним относятся:

• умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;

• способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);

• умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферу доверия в общении с другим человеком (ученик должен ощущать себя уникальной полноценной личностью);

• владение приемами риторики;

• использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;

• преобладание демократического стиля в процессе преподавания, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

Шестая группа умений. Это умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, то есть реализация и развитие педагогических способностей; умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительный характер; осознание собственных положительных возможностей и возможностей учащихся, способствующее упрочению своей позитивной Я-концепции.

Седьмая группа умений понимается как осознание перспективы собственного профессионального развития, определение индивидуального стиля, максимальное использование природных интеллектуальных данных.

Восьмая группа умений представляет собой определение характеристик знаний, полученных учащимися в период учебного года; умение определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце года; умение выявить отдельные показатели обучаемости; умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

Девятая группа умений — это оценивание учителем воспитанности и воспи-туемости школьников; умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников; способность учителя увидеть личность ученика в целом, взаимосвязь его мыслей и поступков, умение создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности.

Десятая группа умений связана с интегральной, неотъемлемой способностью учителя оценить свой труд в целом. Речь идет об умении увидеть причинно-следственные связи между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами. Педагогу необходимо переходить от оценки отдельных педагогических умений к оценке своего профессионализма, результативности своей деятельности, от частного к целому.

В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения. Необходимо отметить, что как научный метод моделирование известно очень давно.

Определение модели по В. А. Штоффу содержит четыре признака:

1) модель — мысленно представленная или материально реализуемая система;

2) она отражает объект исследования;

3) она способна замещать объект;

4) ее изучение дает новую информацию об объекте.

Под моделированием же понимается процесс построения и исследования моделей. При определении понятия “учебная модель” ударение делается на то, что характеристики модели должны легче восприниматься дидактически, чем сходные или идентичные характеристики в самом объекте. Структура дидактической модели содержит меньше элементов, чем сам объект. Исследования подтверждают, что применение моделирования как метода обучения приводит к существенному повышению эффективности обучения.

В заключение следует отметить, что при анализе педагогической деятельности возможно использование различных моделей. Выбор и применение моделей обусловливаются базовой теоретической или практической концепцией, а также теми конкретными задачами, которые ставятся исследователем или практиком.

Вопрос 8. В чем заключается сущность понятия «психологическая компетентность педагога»?

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении профессионализма учителя неоспорима.

М.А.Холоднаяопределяет компетентность как «особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности».

Психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренней) на основе психологической грамотности, т.е. означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач, проблем.

Многие зарубежные ученые не разделяют понятия психологической компетентности и психологической грамотности. Психологическая грамотность рассматривается ими как «начальный» уровень психологической компетентности.

В основе различия грамотности и компетентности лежит адекватное использование собственного прошлого опыта, опыта других людей и общественно-исторического. Компетентность предполагает соединение обобщенных психологических знаний со знаниями о себе, конкретном человеке, конкретной ситуации. Грамотный человек знает о чем-то абстрактно, а компетентный – может на основе знания конкретно и эффективно решать какую-либо психологическую задачу, проблему. В то же время компетентность означает отказ от прямого копирования чужого опыта, норм, традиций, образцов, свободу от стереотипов, чьих-то указаний, предписаний, установок.

Таким образом, основное отличие психологической грамотности от психологической компетентности заключается в том, что грамотный человек знает, понимает (например, как вести себя, как общаться в той или иной ситуации), а компетентный – реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем, способен перейти от слов к делу, от общих рассуждений к обоснованным поступкам. Грамотный педагог знает психологию, а компетентный реально и эффективно эти знания использует, т.е. знает и реально учитывает психологию взрослых и детей. Задача развития психологической компетентности – не просто больше и лучше знать человека, а включать эти знания в психологическую практику школы.

Психологическая компетентность зависит от личности учителя, его личностных качеств. Личностно-деловые качества учителя сливаются в единую психолого-педагогическую компетентность.

Практика показывает, что наиболее «западающим» компонентом психологической компетентности оказываются профессионально значимые качества личности педагога.

М.И.Лукьянова определяет как важные, необходимые в педагогической деятельности следующие личностные качества: рефлективность, эмпатичность, коммуникативность, гибкость личности, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность.

А.К. Маркова дополняет их профессионально важными качествами личности: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, практическое педагогическое мышление, педагогическая наблюдательность, зоркость, педагогический слух, педагогическая ситуация, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение, прогнозирование, педагогическая рефлексия.

В чем заключается психологическая компетентность современного педагога?

В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности педагога, которая включает в себя:

— осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;

— осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп, как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;

— осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

Психология личности учителя проявляется не только в его позиции по отношению к детям, но и в организации собственной педагогической деятельности. Часто незнание собственных психологических особенностей приводит к тому, что учитель начинает копировать опыт своих коллег, которые имеют свои индивидуальные психологические особенности.

В развитии психологической компетентности главная роль отведена самосовершенствованию, профессиональному и личностному самосознанию, выделению своих профессиональных позиций.

Психологическая компетентность формируется у педагога неравномерно, в течение профессиональной жизни. Видеть эту внутреннюю динамику – значит оценить ее, дать прогноз его профессионального и личностного роста.

Факторы, определяющие психологическую компетентность человека:

Вопрос 10. Студенты не подготовлены:

Вместе с тем общеизвестно, что инструментальность и практичность получаемых в педагогическом вузе теоретических знаний по психологии остаются невысокими. Во многих исследованиях установлено, что большинство педагогов не удовлетворены своей психологической подготовкой и ее практической направленностью. Выпускники педвуза «не осознают конструктивных возможностей психологической теории» (Ю.Н. Кулюткин), «не пользуются и не могут пользоваться психологическими знаниями, полученными ими в вузе» (Б.М. Мастеров).

Неэффективность работы психолога с педагогами в вузе, когда психолог выступает в роли преподавателя той или иной психологической дисциплины, или в образовательном учреждении, где психолог призван обеспечивать образовательную практику, заключается в том, что психолог ориентирован преимущественно на передачу педагогу готового знания, той или иной теоретической конструкции, которые сами по себе существенно не влияют на реальную практику педагогической деятельности.

Противоречия между требованиями, особенностями и условиями учебной деятельности студента и его будущей профессиональной деятельностью выглядят следующим образом:

1) между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности (тексты, знаковые системы, программы действий) и реальным предметом усваиваемой профессиональной деятельности;

2) между целостностью содержания профессиональной деятельности и овладением ею студентами через множество предметных областей;

3) между способом существования профессиональной деятельности как процесса и ее представленностью в обучении в виде статических систем готовых знаний и алгоритмов действий, подлежащих запоминанию и усвоению;

4) между общественной формой существования профессиональной деятельности, коллективным характером труда и индивидуальной формой ее присвоения студентами;

5) между вовлеченностью в процессы труда всей личности специалиста на уровне творческого мышления и социальной активности и опорой в обучении на процессы внимания, памяти, восприятия;

6) между «ответной» позицией студента и инициативной позицией специалиста;

7) между обращенностью содержания учебной деятельности к прошлому социальному опыту и ориентацией студента на будущее содержание профессиональной деятельности.

Предложенная на основе анализа этих противоречий технология знаково-контекстного обучения обеспечивает последовательную трансформацию учебной деятельности студента в профессиональную деятельность молодого специалиста.

Для частичного снятия перечисленных противоречий также используются методы активного обучения: деловые, инновационные и организационно-деятельностные игры, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, групповые дискуссии и т.д. Опыт их применения показывает, что они обеспечивают решение образовательных задач, трудно достижимых в традиционном обучении, таких, как:

— воспитание исследовательского отношения к реальности;

— формирование не только познавательных, но и профессиональных мотивов и интересов;

— воспитание системного мышления специалиста;

— обучение коллективной мыслительной работе, «должностному» взаимодействию и общению, индивидуальному и совместному принятию решений, ответственному отношению к делу и другим людям, творческой инициативе.

Пути совершенствования психологической подготовки педагога видят в усилении практической направленности курса психологии в вузе, в выявлении конструктивных возможностей психологического знания, в психологизации целей, содержания и методов педагогического образования.

Источник

Доклад на тему «Компетентностная модель педагога»

Дисциплина: «Компетентностей подход в системе общего и профессионального образования».

« Компетентностная модель педагога »

Выполнила: Рыканцева С.А.

Способность правовых знаний в различных сферах деятельности

Поиск Систематизация Проект

Компетентность – это интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных эффективных стратегий.

Компетентность состоит из компетенций, обеспечивается компетенциями и обнаруживается в компетенциях. Какие компетенции, такая и компетентность.

Компетенции педагога – это:

● способность действовать с учетом ограничений и предписаний,

● знания, умения, навыки, способы и приемы,

● эффективное применение знаний и умений,

● ценностные ориентации, мотивы, отношения,

● знания и опыт в той или иной области,

● осведомленность в круге вопросов

Профессиональная компетентность – это качество действий работника, обеспечивающих:

● эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей;

● владение современными образовательными технологиями,

технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;

● использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Основные составляющие компетентности педагогических работников:

Коммуникативная компетентность–это качество действий работника, обеспечивающих:

● эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком;

● установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе;

● умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

● умение убеждать, аргументировать свою позицию;

● владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Правовая компетентность–это качество действий работника, обеспечивающих:

● эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач;

Компетенции – конкретные стратегии успешной деятельности, обеспечивающие решение задач, преодоление препятствий и достижение цели.

Компетентность состоит из компетенций, обеспечивается компетенциями и обнаруживается в компетенциях.

Какие компетенции, такая и компетентность.

Компетентность–это способность педагога решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено).

Компетенция – это способность педагога следовать определенным стандартам поведения (критерий того, как должна быть выполнена работа, деятельность).

Компетенции отражают комплексный результат деятельности и включают в себя не только знания и навыки (компетентности), но и личностные характеристики человека.

Какие бывают компетенции?

Ключевые, предметные и специальные компетенции обеспечивают профессионализм учителя.

Ключевые компетенции учителя универсальны, они обеспечивают

успешную педагогическую деятельность в целом.

Предметные компетенции учителя специфичны, они обеспечивают

успешное преподавание конкретной учебной дисциплины.

Специальные компетенции учителя узко направлены, они

обеспечивают решение сопутствующих педагогических задач.

Ключевые компетенции – шире рамок одного предмета, они обеспечивают успех обучающей деятельности в целом.

Ключевые компетенции включают:

● успешное применение общих дидактических методов (демонстрация, объяснение, тренировка, исследование, оценивание).

● успешное владение информационными технологиями (компьютер, мультимедийные средства, интернет),

● успешную коммуникативную деятельность (контакт, информация, отношения).

Ключевые компетенции учителя.

● Применение дидактических методов требует следующих компетенций: формирующей, исследовательской, тестовой.

● Информационные технологии требуют следующих компетенций: поисковой, систематизирующей, проектной.

● Профессиональная коммуникация требует следующих компетенций: интерактивной, эмпатийной и лидирующей.

Владение современными информационными технологиями

● Поиск информации (текстов, изображений, источников).

● Систематизация информации (база данных, редактирование, электронные таблицы).

● Организация мультимедийной среды.

● Стратегии взаимодействия с учащимися.

● Стратегии возможностей автономного учения.

● Стратегии в «зоне ближайшего развития учащихся»

● Предметные компетенции необходимы для преподавания конкретного предмета.

Предметные компетенции обеспечивают реализацию метода обучения с помощью эффективных технологий.

Предметные компетенции позволяют учителю создавать собственные методические материалы.

Предметные компетенции включают выполнение роли с профессионально-педагогическими функциями (обучение, воспитание, управление).

Содержание предметных компетенций.

● Преподавание предмета требует следующих компетенций: коммуникативной, технологической, контролирующей.

● Применение учебно-методический материалов требует следующих компетенций: пользователя, разработчика, рецензента.

● Педагогическое общение требует следующих компетенций: ассистирующей, межличностной, гуманистической.

● Программная – овладение программой об/учения.

● Профильная – овладение содержанием об/учения.

● Межпредметная – интеграция знаний предметов.

● Социальная – осознание социальных особенностей.

● Диагностическая – осознание индивидуальности.

● Развивающая – поиск личностных резервов.

● Креативная – выявление склонностей и талантов.

● Организационная – групповая динамика.

● Стимулирующая – вовлечение в деятельность.

Работа в профильных классах требует следующих компетенций: программной, профильной, межпредметной.

Работа с «трудными учащимися» требует следующих компетенций: социальной, диагностической, развивающей.

Создание собственных дидактических материалов требует следующих

компетенций: авторской, редакторской, пилотирующей.

Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса

«А зачем мы это делаем?»

Результатами работы учителя являются :

● здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние учащихся;

Компетентность учителя проявляется только в единстве с

О работе учителя судят по конечному результату, поэтому

Первый критерий – это уровень обученности наших учеников, уровень сформированности компетенций учеников.

Второй критерий – уровень сформированности общеучебных умений и навыков (ОУУН). Это:

Третий критерий – это инновационная деятельность, которая позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне.

Психологическая грамотность рассматривается ими как «начальный» уровень психологической компетентности.

В основе различия грамотности и компетентности лежит адекватное использование собственного прошлого опыта, опыта других людей и общественно-исторического. Компетентность предполагает соединение обобщенных психологических знаний со знаниями о себе, конкретном человеке, конкретной ситуации. Грамотный человек знает о чем-то абстрактно, а компетентный – может на основе знания конкретно и эффективно решать какую-либо психологическую задачу, проблему. В то же время компетентность означает отказ от прямого копирования чужого опыта, норм, традиций, образцов, свободу от стереотипов, чьих-то указаний, предписаний, установок.

Таким образом, основное отличие психологической грамотности от психологической компетентности заключается в том, что грамотный человек знает, понимает (например, как вести себя, как общаться в той или иной ситуации), а компетентный – реально и эффективно может использовать знания а решении тех или иных проблем, способен перейти от слов к делу, от общих рассуждений к обоснованным поступкам. Грамотный педагог знает психологию, а компетентный реально и эффективно эти знания использует, т.е. знает и реально учитывает психологию взрослых и детей. Задача развития психологической компетентности – не просто больше и лучше знать человека, а включать эти знания в психологическую практику школы.

В работах психологов (Ю.И. Емельянова, Л.С. Колмогоровой, Л.А. Петровской, Л.Д. Столяренко, М.А. Холодной и др.) рассматривается структура психолого-педагогической компетентности:

компетентность в общении как способность общаться, обмениваться информацией и на этой основе устанавливать и поддерживать педагогически целесообразные отношения с участниками педагогического процесса;

интеллектуальная компетентность как особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности, знания о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и умение это реализовать в педагогической практике;

социально-психологическая компетентность, проявляющаяся в умении строить перспективные и организаторские планы самостоятельной и совместной деятельности (учебной, образовательной, воспитательной, исследовательской, экспериментальной и т.д.); разрабатывать технологию; выбирать оптимальные методы и средства их реализации. Организовывать эффективную систему контроля, самоконтроля, обратной связи субъектами образования.

Как считают некоторые авторы (А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина), психологическая компетентность зависит от личности учителя, его личностных качеств. Личностно-деловые качества учителя сливаются в единую психолого-педагогическую компетентность.

Практика показывает, что наиболее «западающим» компонентом психологической компетентности оказываются профессионально значимые качества личности педагога. В чем заключается психологическая компетентность современного педагога?

В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности педагога, которая включает в себя:

осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;

осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;

осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

Психология личности учителя проявляется не только в его позиции по отношению к детям, но и в организации собственной педагогической деятельности. Часто незнание собственных психологических особенностей приводит к тому, что учитель начинает копировать опыт своих коллег, которые имеют свои индивидуальные психологические особенности.

Существует педагогическая диагностика – процесс распознавания различных педагогических явлений и определения их состояния в определенный момент на основе использования необходимых для этого параметров. Показатели и параметры психолого-педагогической компетентности также можно измерить с помощью методик диагностики деятельности учителя. Основными объектами педагогической диагностики следует назвать:

педагогическую деятельность учителя;

активность как показатель профессионализма учителя;

мотивационные побуждения учителя;

деформации личности учителя в процессе педагогической деятельности;

социально-психологическую компетентность учителя;

коммуникативную компетентность педагога;

— природные предпосылки педагогической профессии и др.

Педагог в процессе контроля и оценки своей работы должен регулярно получать адекватную обратную информацию об уровне своего профессионализма.

Педагог должен быть уверен в получении внутреннего (удовлетворенность, достижение желаемых целей и др.) и внешнего (статус, признание коллег, получение значимой работы, высокого разряда, повышения заработной платы и др.) вознаграждения. Это вознаграждение должно являться для него ценным, удовлетворять его потребности.

Педагог должен быть уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.

Статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.

Наиболее важными личностными компетенциями являются:

Содержание личностной компетенции учителя связано с эффективным осуществлением деятельности, с потенциалом к росту, с личностной установкой и мотивацией, нацеленностью на сохранение психического и физического здоровья, с обеспечением интеграции в окружающую действительность и предполагает поведенческие умения в конкретных случаях.

— Ценностно-смысловая ориентация личности:

— осознание своей роли и предназначения;

— потребность и способность самореализации;

— увлеченное построение жизни и профессиональной деятельности;

— владение технологиями устного и письменного общения на разных языках в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет.

— умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;

— нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности;

— владение информационными технологиями.

— знания в области национальной, общечеловеческой культуры;

— умение рефлектировать личностную аксиологическую систему;

— толерантность к разным этнокультурам.

— Компетенция личностного самосовершенствовании:

— потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;

— способность к саморазвитию;

— умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности;

— развитость творческих способностей;

— способность самостоятельно приобретать новые знания;

— способность взять на себя ответственность;

— проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;

— подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий;

— Профессиональная компетентность педагога:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *