чего не было на картинах иеронима босха
Картины Босха. 5 шедевров самого загадочного художника
Иероним Босх — самый загадочный художник всех времён и народов. Его картины пытаются расшифровать до сих пор. Но к их полной разгадке мы не приблизимся, потому что Босх говорил на нескольких языках. На языке религиозной символики. На языке алхимиков. А ещё на языке голландских пословиц. И даже астрологии.
Сложно не запутаться. Но благодаря этому интерес к Босху никогда за иссякнет. Вот лишь несколько его шедевров, которые пленяют своей загадочностью.
1. Сад земных наслаждений. 1505—1510 гг.
“Сад земных наслаждений” — самая известная работа Босха. Ее можно рассматривать часами. Но так ничего и не понять. К чему все эти обнаженные люди? Гигантские ягоды? Причудливые фонтаны? Диковинные монстры?
В двух словах. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Но босховский рай не такой уж райский. Здесь мы видим и Зло. Кошка тащит в зубах мышь. А рядом птица клюёт лягушку.
Почему? Животным можно совершать зло. Это их способ выживания. А вот для человека это грех.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид
На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия, символами которых являются гигантские ягоды и птицы.
Люди предаются греху сладострастия. Но условно. Мы это понимаем через символы. Вы не найдёте откровенной эротики. Только одна пара выглядит не очень пристойно. Попробуйте ее найти.
А знали ли вы, что в Эрмитаже хранится копия центральной части знаменитого триптиха? Создана на 50 лет позже последователем Босха. Позы и жесты те же. Только люди в стиле маньеризма. С прекрасными торсами и томными лицами.
У Босха персонажи более плоские и обескровленные. Как болванки, заготовки людей. А зачем писать настоящих людей, если жизнь их пустая, бесцельная?
На правой створке мы видим Ад. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.
Но и тут загадок не меньше. Почему мы здесь встречаем Еву? Она сидит под стулом монстра с птичьей головой. Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты попали в Ад?
2. Корабль дураков. 1495—1500 гг.
Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.
Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.
Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных. Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.
“Корабль дураков” — это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.
Двое из них подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.
Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.
3. Искушение святого Антония. 1505—1506 гг.
А о самых интересных гибридах читайте в продолжении “Самые яркие монстры “Искушения святого Антония”.
Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ — четыре сюжета из жизни отшельника.
Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Ему не давало покоя, что тот борется с земными искушениями.
Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его, обессиленного, ведут под руки.
На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются соблазнить его эликсиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.
А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку сбить святого с его праведного пути. Пришел к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.
Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.
И чудища с головой овцы и телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.
Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.
Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но метафоричности хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 гг. Музей Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити, США. Wikimedia.commons.org
4. Блудный сын. 1500 г.
На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей — один главный герой. Путник.
Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.
Он оглядывается на дом, который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.
Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.
Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды
Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.
Блудный сын похож на другого путника, который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.
Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516 г. Музей Прадо, Мадрид
5. Несение креста 1515—1516 гг.
Неожиданная для Босха работа. Вместо далёких горизонтов и множества персонажей — очень сильное приближение. Только передний план. Лица так близко к нам, что даже можно почувствовать приступ клаустрофобии.
Уже нет никаких монстров. Уродливы сами люди. Все их пороки читаются на лицах. Злорадство. Осуждение другого. Душевная глухота. Агрессия.
Обратите внимание, что только трое персонажей имеют нормальные черты. Раскаявшийся разбойник в правом верхнем углу. Сам Христос. И святая Вероника в левом нижнем.
Иероним Босх. Несение креста. Фрагмент. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wikipedia.org
Они закрыли глаза, отрешившись от этого мира, который заполнен кричащей и злобной толпой. Только разбойник и Христос идут направо, в сторону смерти. А Вероника — налево, в сторону жизни.
На платке Вероники проступил образ Христа. Он смотрит на нас. Печальными спокойными глазами. Что он хочет нам сказать? Увидели ли мы себя в этой толпе? Готовы ли мы стать людьми, освободившись от агрессии и осуждения.
Поэтому его главный герой — человек. Он рассмотрел его со всех точек обзора. И издалека. Как в “Саде земных наслаждений”. И очень близко. Как в “Несении креста”.
Его вердикт неутешителен. Люди погрязли в пороках. Но есть надежда. Надежда на то, что каждый из нас найдёт путь к спасению. Главное — вовремя посмотреть на себя со стороны.
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Чего не было на картинах иеронима босха
Босх считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Жизнь Босха и сейчас остается тайной за семью печатями.
Искусствоведы уверенно относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха всего лишь 25 картин и 8 рисунков. Существует много подделок и копий.
Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу, — большие алтарные триптихи. До нашего времени сохранились также части триптихов.
После Босха многие художники в живописи создавали полотна на сюжеты его картин(например,“Искушение святого Антония”).
Иероним Босх родился в Нидерландах в городе Хертогенбосе приблизительно в 1450 году.
Около 1480 года художник женится на Алейт Гойарт ван дер Меервене. Она происходила из знатной Хертогенсбосской семьи. Благодаря её денежным средствам Босх становится в один ряд с богатейшими людьми своего родного города. После смерти всё состояние Алейт Гойартс перешло мужу. Детей у них не было.
Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. В стране распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция; позже, при Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы. Повсюду воздвигались виселицы, пылали целые селения, кровавые пиршества довершала эпидемия чумы. Отчаявшиеся люди хватались за призраки — появлялись мистические учения, изуверские секты, занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше. На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем в революцию. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований. В Италии переворот в области культуры получил название Возрождения, так как опирался на античное наследие. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Когда смотришь на полотна Босха, то с трудом веришь, что он был современником Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Живописцы Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность.
Босх — художник нетипичный в панораме нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи XV века.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.
Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.
Его техника называется «а ля прима». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Наиболее полное собрание произведений художника хранится в музее Прадо.
Отзывы о Босхе в литературе XVI в. довольно немногочисленны, и авторы обращают своё внимание прежде всего на присутствие в его картинах разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных, названных одним венецианцем «нечистью».
Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.
Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.
Другие часто встречающиеся символы:
перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;
сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.
Манеру живописи Босха много копировали, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ,
В центральной части триптиха пространство буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо.
Центральная сцена — совершение чёрной мессы. Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь — символ ереси).
Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе — явная пародия на ангельский концерт. Бородатый человек в цилиндре, изображённый на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет из действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки.
Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения беса плывёт безголовая утка, другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.
Еще одна из наиболее известных картин Босха – это часть триптиха под названием «Корабль дураков». Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория обжорства и сладострастия».
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян. На развевающемся розовом флаге изображен не христианский крест, а мусульманский полумесяц, а из гущи листвы выглядывает сова. Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Лютня, изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.
Произведений Босха нет в Эрмитаже, но имеется небольшая картина «Ад» * начала XVI века — работа неизвестного последователя великого художника.
В середине XVI в., спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха — с обилием чудесных и чудовищных созданий. Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.
Питер Брейгель Старший.Семь смертных грехов.
Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.
Hаибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии — злобных или равнодушных, жестоких или завистливых — гораздо страшнее босховских фантазий. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Это было последнее произведение Босха.
Несение креста. 1490-1500. Музей изящных искусств. Гент
Иероним Босх: что зашифровал в своих картинах самый загадочный художник
Иероним Босх – наверное, самый загадочный художник в мире. До сих пор исследователи спорят о сути его творчества, о том, почему он выбирал такие странные и пугающие сюжеты… Его называют религиозным еретиком, магом, алхимиком, пришельцем, контактером…
Член Братства Богоматери
Возможно, Босхом двигал коммерческий интерес: ему стали поручать оформление различных церемоний, росписи в храме и т.п. Он быстро стал известен и за пределами общины.
Скончался Босх в 1516 году. После него сохранилось около 25 картин и 8 рисунков. Среди них – триптихи, фрагменты триптихов и, наконец, отдельные полотна.
Рисующий ад
Или монстр, тело которого представляет собой надколотое яйцо, а ноги – древесные стволы. Внутри чудища виден кабак, заполненный посетителями, которые пьют и едят…
Свет иных измерений
Изображения Апокалипсиса встречаются у многих живописцев, но трактовка Босха весьма далека от общепринятых христианских канонов. На одной из расписанных им фресок, сохранившейся в соборе Хертогенбоса, толпы людей во мраке с простертыми вверх руками наблюдают за снижающимся зеленым конусообразным объектом, внутри которого мерцает яркий белый шар. Внутри него виднеется фигура без одежды, лишь частично похожая на человека.
Голландский профессор истории и иконографии Эдмунд Ван Хооссе предположил, что Босх предвидел контакт землян с инопланетянами (который, правда, еще не состоялся). А американский парапсихолог и уфолог Джордан Хардс утверждает, что художник и сам был пришельцем, а все его картины изображают не что иное как космические путешествия…
Алхимик, еретик, провидец?
В наше время интерес к Босху даже выше, чем среди его современников. Одни исследователи полагают, что художник был сюрреалистом эпохи Возрождения, и все чудовищные образы извлекались им из глубин подсознания. Другие видят в произведениях Босха различные символы, связанные с магией, астрологией, алхимией. Третьи убеждены, что Босх был еретиком. Якобы он состоял в Братстве Свободного Духа, членов которого называли также адамитами – секте, возникшей еще в XIII столетии.
Какую же символику на самом деле можно увидеть в творениях Босха? Так, лестница в эзотерике обозначает путь к познанию. Перевернутая воронка – мошенничество или ложную мудрость. Ключ – познание. Отрезанная нога – ересь. Стрела – зло.
А на что указывают изображения животных? Например, сову принято считать символом мудрости, но у Босха она встречается в контексте, скажем, коварства и греха. Поэтому логично предположить, что сова, хищная и ночная птица, символизирует темную сторону человеческой природы. То же символизируют и черные птицы, которые тоже присутствуют на полотнах художника. Жаба в Средние века считалась безусловно «дьявольским» созданием и в алхимии символизировала серу, которая в религии ассоциируется с преисподней…
На картинах в достаточном количестве встречаются сухие деревья и скелеты животных. Это не что иное как символы смерти.
Американская исследовательница, автор книги «Тайная ересь Босха» Линда Харрис считает, что живописей обладал так называемым визионерским (пророческим) даром. Так, картины Страшного Суда она соотносит с войнами и катаклизмами современной эпохи.
Пустая могила
Еще одна тайна связана с могилой художника. Останки его были захоронены в приделе храма Святого Иоанна, который он некогда расписывал. В 1977 году захоронение вскрыли археологи, и выяснилось, что внутри пусто! По словам руководителя раскопок Ханса Гаальфе, странным выглядел и плоский камень, не похожий на гранит или мрамор, который в те времена обычно использовали для надгробий. Когда осколок камня поместили под микроскоп, тот безо всякого воздействия начал испускать слабое свечение и нагрелся на три с лишним градуса.
Продолжить исследования захоронения не дала церковь: она восприняла эти манипуляции как осквернение могилы знаменитого художника. Сегодня в храме Святого Иоанна можно увидеть надгробную плиту с написанным на нем именем живописца и годами его жизни. А наверху находится выполненная им когда-то фреска, изображающая распятие, окруженное странным зеленоватым светом…
Интервью: химтрейлы — это компоненты климатического оружия
Интервью с Олегом Лихачевым (Украина), активистом движения против искусственного изменения климата и распыления в атмосфере ядовитых химических веществ. Интервью опубликовано в 2012 году, но все ещё не потеряло своей актуальности. Более того, оно многое объясняет из прошедшего в России за последние несколько лет.
— Вы являетесь автором ряда статей, касающихся проблемы химтрейлов, а также одним из инициаторов коллективного обращения в Парламент Украины с целью принятия Закона, запрещающего искусственное воздействие на климат и распыление ядовитых аэрозолей. Что послужило поводом для этого?
— С проблемой химтрейлов я познакомился в 2010 году, когда прочитал статью Алексея Добычина «Первый Ангел вылил чашу свою на землю». В ней говорилось о негативном воздействии на здоровье людей распыляемых в атмосфере химических веществ, в частности, о так называемой болезни Моргеллонов. Когда я более углубленно изучил эту тему, то понял, что это очень важно и касается всех нас. Эти причины послужили поводом для написания ряда статей, а также для обращения к Президенту Украины, в Правительство и Парламент. Мы получили ответы из различных ведомств, которые, к сожалению, оказались, мягко говоря, некомпетентными. Об этом я расскажу позже.
— Расскажите пожалуйста, что такое химтрейлы и с какой целью их распыляют?
— Сам термин «химтрейлы» означает химические следы, оставляемые самолетами, которые не являются в обычном понимании инверсионными следами, образуемыми при сгорании авиационного топлива. Скажу прямо, что это не совсем удачное название, но тем не менее, оно уже прижилось и стало общеупотребительным понятием. По-другому это можно назвать атмосферным аэрозолем. Чем меньше размеры наночастиц аэрозоля, тем дольше они находятся в воздухе и могут работать, по свидетельству ученых, около месяца. Зачем распыляются химтрейлы? Этот вопрос очень сложный и запутанный.
Американцы придумали такую вещь как геоинженерия — это искусственное воздействие на климат с целью его изменения. У нас об этом, особенно в СМИ, усиленно умалчивают. Одно из направлений геоинженерии занимается изменением климата с помощью атмосферных аэрозолей. Единственным открытым документом, в котором говорится о применении атмосферных аэрозолей является патент США №5003186 «Стратосферный посев Вельсбаха». Цель, указанная в патенте, — это борьба с «глобальным потеплением». Авторы предлагают в стратосфере вокруг нашей планеты создать отражающий солнечные лучи слой с помощью распыленных наночастиц металлов. По мнению ученых, это снизит нагрев планеты солнцем.
Я считаю, что это просто прикрытие, введение общественности в заблуждение относительно реальных целей атмосферных распылений. Да и сами рассудите: самолетами-распылителями сжигаются тысячи тонн авиационного топлива, выбрасываются в атмосферу огромные объемы углекислого газа и прочих продуктов сгорания, что приводит к выделению огромного количества тепла. И всё это для того, чтобы бороться с «глобальным потеплением» и «парниковыми газами» с помощью планетарного аэрозольного отражающего экрана. Где же здесь логика и здравый смысл?!
В работы по изучению климата вкладываются миллиарды долларов, тысячи различных ученых занимаются исследованиями атмосферы, и это подтверждает тот факт, что модификация климата стала важнейшей государственной задачей США! Неужели в этой стране нет других, более насущных задач?
— Расскажите пожалуйста, как происходит распыление химтрейлов.
— За 20 лет, прошедших с начала глобального распыления атмосферных аэрозолей, существенно изменилась и технология этого процесса. Не так давно мне пришлось летать на самолетах импортного производства — Боинг-737, Аэробус А-320, А-321 украинских авиакомпаний, и я обратил внимание на внешний вид этих самолетов. Уже не увидишь на крыльях трубок через которые распыляются химтрейлы, о чем свидетельствовал американский авиатехник. В открытую, то есть с помощью специально оборудованных для этого воздушных судов, такие распыления проводятся редко. В США существуют специализированные по этому профилю компании, которые непосредственно занимаются погодной модификацией. У нас это происходит по-другому.
Я не могу сказать по поводу винтомоторных самолетов гражданской авиации — распыляют они аэрозоли или нет, я не занимался этим вопросом, так как такие самолеты сейчас большая редкость. По поводу реактивных самолетов гражданской авиации скажу, что они используют скрытый метод распыления, когда аэрозоли маскируются под инверсионный след. Это достигается за счет добавки в авиационное топливо присадок. Такой метод был предложен в американском патенте «Стратосферный посев Вельсбаха». Присадки (главным образом антистатические) являются компонентами двойного назначения: во-первых, они применяются для защиты авиатоплива от статического электричества, а во-вторых, являются атмосферными аэрозолями, которые распыляются при сгорании топлива с инверсионной струёй. В западной прессе писалось об одной подобной присадке «STADIS-450».
— Как Вы считаете, все ли пролетающие самолеты распыляют химтрейлы? Наблюдатели говорят, что от одних самолетов сразу появляется длинный белый след, а от других след очень короткий и быстро исчезает…
— Я считаю, что образование инверсионного следа, в частности содержащего аэрозоли, происходит не всегда. Это обусловлено общим фактором, объединяющим определенными значениями температуры, влажности и давления атмосферного воздуха, а также направления и скорости ветра. Из-за неоднородности атмосферы, вызванной изменением указанных параметров, может наблюдаться такое явление как пропадание шлейфа, потом он снова появляется. Часто бывает, что инверсионный след не появляется вообще, но если приглядеться повнимательнее, то видно, что атмосфера при этом заметно замутняется. Небо остается безоблачным, но видимость на несколько порядков снижается. Критики скажут, что воздух замутняется и от выхлопных газов автомобилей, и что это не доказательство наличия химтрейлов. Конечно, это так, и доказать то, что атмосфера становится менее прозрачной из-за наночастиц аэрозолей можно лишь проведя лабораторный анализ.
— Противники теории химтрейлов утверждают, что их не существует и сама проблема надумана, и что вы путаете химтрейлы с обычным инверсионным следом. Чем Вы можете доказать свою позицию?
— Факт того, что это действительно химтрейлы, виден явно, нужно только поднять голову и посмотреть на небо. Небо в «полосочку» и «клеточку», постепенно затягивающееся сплошной многоуровневой облачностью в тех районах, где преимущественно наблюдалась солнечная погода. И вся эта так называемая «облачность» висит, не рассеиваясь, очень долго. Именно это явление порождает изменение климата, как в отдельно взятой области, так и на планете в целом.
Фотографии неба в химтрейлах:
Вывод из этой концепции таков, что военные используют атмосферные аэрозоли как боевое ударное средство. Рассмотрим более подробно этот вопрос.
Климатические аномалии вызывают ураганы, тайфуны, наводнения, о других стихийных бедствиях пока говорить не будем. Именно они представляют для военных наибольший интерес, так как приносят наиболее ощутимый материальный урон и многочисленные человеческие жертвы. Чтобы подчинить себе такую аномалию, необходимо в её тело внедрить элемент, которым можно было бы управлять дистанционно (в частности, электро-магнитным излучением). Очень простой способ. Атмосферные аэрозоли и являются таким элементом. Прокомментирую пункты этого доклада.
1. Сегодня вся планета поделена на зоны — возможные театры военных действий. Боевые операции осуществляет ответственное за эту зону командование, а подготовку метеоданных для этих операций осуществляют оперативные погодные эскадрильи (OWS). Прогноз по Европе, России, Украине и странам Африки осуществляет 21-я OWS (Оперативная Погодная Эскадрилья).
Зоны действия оперативных погодных эскадрилий (OWS) США
2. Военная метеослужба США ведет круглосуточный сбор метеоданных со спутников и из всемирной погодной сети, в которую включен и Росгидромет. Объем метеоданных составляет около 1 терабайта информации в сутки. Прогноз делается каждые сутки.
3. По оперативной погодной обстановке выбирается время нанесения удара.
Один из ударов был нанесен по Москве 25 декабря 2010 года, когда пролился ледяной дождь. По своему назначению ионосферный нагреватель HAARP был рассчитан на работу с ионосферой. Но эффекты подобные ионизации ионосферы возникают и в нижних слоях атмосферы при распылении в ней аэрозолей. Так был разогрет облачный слой, образованный химтрейлами, и инициирован дождь. При соприкосновении его капель с поверхностью и предметами всё покрылось толстым слоем льда. Ущерб огромный.
— Рассмотрим несколько примеров.
1) Мощные грозовые разряды. Подобная гроза зимой наблюдалась 25 декабря 2010 года в Московской области.
2) Желто-зеленое свечение на небе. Такое наблюдалось например, перед разрушительным землетрясением в Китае.
3) Полярное сияние в тех областях, где оно раньше не наблюдалось. Например, полярное сияние над Индийским Океаном. Снимок со спутника 29 мая 2010 года.
— Вообще, 2010 год был наполнен всевозможными погодными аномалиями. Как по Вашему мнению они произошли сами по себе или были вызваны искусственно?
— Если проанализировать события, произошедшие в 2010 году, то мне думается, что в них есть логическая связь, которая указывает на то, что всё это произошло не само по себе. Два события — извержение вулкана в Исландии 20/21 марта 2010 года и катастрофа на нефтяной скважине в Мексиканском заливе 20 апреля 2010 года объединяет крупнейшее на планете течение Гольфстрим. В районе Исландии оно заканчивается, а в Мексиканском заливе — начинается.
Климатологи утверждают, что это течение отвечает за формирование климата на Европейском континенте, и в северной Атлантике находится своеобразный генератор циклонов. Когда взорвался вулкан в Исландии, вся Европа была окутана дымом, что естественно создало климатическую аномалию на континенте. И вслед за этим была взорвана нефтяная скважина в Мексиканском заливе, что повлекло за собой экологическую катастрофу не только в Мексиканском заливе. Течение Гольфстрим разнесло эту нефть по Атлантике и нефтяная пленка покрыла огромные пространства.
Это привело не только к гибели множества обитателей океана, но и нарушило водный обмен в атмосфере. Генератор циклонов остановился, течение Гольфстрим разрушилось. В результате произошло наводнение в Европе и жара в России. Нанесен колоссальный экономический ущерб и многочисленные жертвы среди населения. Специалисты утверждают, что столь длительный блокирующий антициклон в России 2010 года был удержан также с помощью системы HAARP.
Активное таяние полярных ледников я связываю непосредственно с работой этих станций, а совсем не с «глобальным потеплением». Ученые неоднократно говорили о возможности остановки течения Гольфстрим из-за опреснения вод Атлантики, вследствие чего может наступить «глобальное похолодание». И всё это может произойти очень скоро, если не остановить разрушительную деятельность HAARP и подобных ей станций. Наша планета очень ранимая и хрупкая, и на ней есть ключевые точки, подобные акупунктурным точкам на теле человека, воздействуя на которые, можно изменять состояние человеческого организма. Аналогично можно воздействовать и на состояние планеты в целом, то есть менять климат и тому подобное. Всё это очень опасно.
— Неужели американцы способны на такие вещи? Просто не верится как-то…
— Вспомните ураган «Катрина» 2005-го года, когда был практически уничтожен город Новый Орлеан. Свидетели утверждали, что спецслужбы в начале урагана взорвали дамбу, в результате чего город был затоплен. А после трагедии оставшихся в живых согнали в концлагерь, где подвергли очень жестокому обращению. Американские войска так обращались с американцами.
Вспомните 11 сентября 2001 года когда уши спецслужб торчали повсюду, где были теракты. Это невозможно было скрыть, и тем не менее, все кругом лгали, что это организовал Бен Ладен. Сейчас на смену надоевшему всем мифу «международного терроризма», пришел более модный миф «глобального потепления». Международным банкирам, представителям мирового правительства очень выгодно, чтобы было больше крупных катастроф, потому что, на этом можно хорошо нажиться. Ведь мировой финансовый кризис продолжается.
— А как отнеслись представители власти Украины к Вашему предложению по созданию закона о запрете искусственного изменения климата и распыления в атмосфере ядовитых химических веществ?
— Из министерства экологии и природных ресурсов Украины в 2012 году пришел ответ на коллективное обращение граждан (было собрано около 2 000 подписей). В ответе, подписанном заместителем министра Д.Д. Мормулем, говорится следующее:
Прокомментируем это высказывание министра.
По его словам изменение климата могут вызывать только перечисленные им вещества СО2 и т.п., поэтому он считает, основываясь на приведенном выше утверждении МГЭИК, что другие вещества не могут влиять на климат. Сама по себе подмена понятий — под «изменением климата» подразумевают «глобальное потепление», то есть на изменение климата влияют только «парниковые газы» является грубой подменой и попыткой ввести людей в заблуждение. Но МГЭИК, как комиссия, состоящая из множества ученых, не имеет однозначного суждения.
Мнения ученых по теории «глобального потепления» существенно расходятся. Лауреат Нобелевской премии от 2007-го года в области климатологии, вице-президент МГЭИК, академик Ю. Израэль имеет прямо противоположное мнение:
Такого единства мнений среди экспертов никогда не было. Например, я считался одним из самых ярых оппозиционеров и всегда возражал против Киотского протокола, так как он научно не обоснован. Ведь в Рамочной конвенции ООН об изменении климата записано, что надо снизить содержания парниковых газов до уровня, не превышающего опасности антропогенного воздействия на климатическую систему. Но где эта граница? Никто не знает. А значит, ее можно «назначить» любой.
[…]
Я уверен, что этот документ работает на бизнес. Кстати, аналогичная история была с озоновой дырой. Тогда во всем обвиняли фреоны, обрушили целую отрасль, потом выяснилось, что они ни при чем, а дыра сама восстановилась.
[…]
В академии действует научный семинар при президенте РАН по проблеме климата. На нем ведущие ученые страны заявили, что Киотский протокол научно не обоснован. То есть это не только мое личное мнение, а сообщества ведущих ученых России. К нему присоединился и президент РАН, академик Юрий Осипов. Он направил письмо еще в 2004 году руководителям страны, что российские ученые возражают против Киотского протокола. А почему он все же ратифицирован? Думаю, что это большая политика.
— В заключении расскажите пожалуйста о том, какую опасность для здоровья людей несут химтрейлы.
— Около трех лет уже говорится и пишется о том, что распыление атмосферных аэрозолей неблаготворно влияет на здоровье людей. С самого начала предупреждалось и о возможности возникновения болезни Моргеллонов, но Министерство Здравоохранения продолжает упорно замалчивать факт, что эта болезнь уже широко распространилась по Украине (да и не только на Украине). Признать этот факт означает согласиться с тем, что это заболевание связано с активным распылением химтрейлов, чего они панически боятся.
Американский ученый Клиффорд Карником уже давно изучает эту необъяснимую болезнь и считает, что наночастицы атмосферных аэрозолей благодаря своей высокой проникающей способности попадают через органы дыхания в кровь и приводят к повреждению эритроцитов. Если кто-либо решит эту задачу как восстановить эритроциты, тогда возможно мы получим лекарство от этого заболевания. Но лекарство, разумеется, не решит саму проблему распыления ядов в атмосфере. Её нужно вскрывать и бороться с этим негативным явлением.
Заражение воздуха атмосферными аэрозолями приводит к массовым заболеваниям дыхательной системы, провоцированию астматических приступов, различным видам аллергий, аномальному насморку и хроническому сухому кашлю. Массовые эпидемии всяческих мутирующих гриппов также провоцируются химтрейлами, потому что они как правило возникают поздней осенью и весной, когда наблюдается повышенная влажность воздуха. Водяные пары, насыщенные аэрозолями превращаются в ядовитые растворы.
К сожалению, общественность не воспринимает эту проблему всерьёз, и не хотелось бы чтобы она дошла до такой стадии, когда изменить что-либо будет уже поздно. Давайте закончим это интервью на оптимистичной ноте. Желаю всем доброго здоровья!
Дополнение
В интервью с Олегом Лихачевым упоминались патенты. Прилагаем список зарегистрированных в США патентов на устройства для распыления аэрозолей. Второй и последующий патенты в приведённом ниже списке ссылаются не первый патент, поскольку они используют тот же самый принцип распыления. Обратите внимание на два момента — как давно ведутся разработки в этом направлении и какие организации этими разработками занимаются. Также важно отметить и тот факт, что разработки распылителей продолжаются в наши дни…
Патент | Заявлен | Дата публикации | Заявитель | Название |
US1619183 A | 08.05.1925 | 01.03.1927 | Bradner Donald B, Oglesby Nicholas E | Process of producing smoke clouds from moving aircraft |
US2504580 | 27.06.1946 | 18.04.1950 | Roland Pierson | Aerial spraying apparatus |
US2862765 | 03.01.1956 | 02.12.1958 | Wing Archie L | Insecticide fog system |
US3278141 | 03.06.1964 | 11.10.1966 | Robert D Wolcott | Material diffusing apparatus for aircraft |
US3899144 | 22.07.1974 | 12.08.1975 | Us Navy | Powder contrail generation |
US4055303 | 05.02.1976 | 25.10.1977 | Golden State Helicopter, Inc. | Agrichemical spraying system |
US5156333 | 10.06.1991 | 20.10.1992 | The Boc Group Plc | Apparatus for producing fog |
US6626375 | 19.10.2000 | 30.09.2003 | Cybercore, Inc. | Method and apparatus for aerial spray marking of ground surfaces |
US7624666 | 08.07.2003 | 01.12.2009 | Raytheon Company | Obscuration method for reducing the infrared signature of an object |
US20040069866 | 26.09.2003 | 15.04.2004 | Ireland Sean P. | Method for aerial spray marking of ground surfaces |
US20140145035 | 29.11.2012 | 29.05.2014 | The Boeing Company | Aircraft Bird Strike Prevention |
US9227726 | 29.11.2012 | 05.01.2016 | The Boeing Company | Aircraft Bird Strike prevention |