чего не было в театрах во времена шекспира
Театр Шекспира. Каков он был?
Уильям Шекспир — гениальный драматург, из-под пера которого вышло множество бессмертных пьес. О самом творце сказано уже десятки тысяч слов, а вот о театре, в котором ставились спектакли автора, регулярно умалчивают.
Публичный театр «Глобус» находился в Лондоне с 1599 по 1644 года. При этом последние 30 лет своего существования он функционировал без Шекспира — его место до 1642 года занимал главный актёр театра Ричард Б. Бёрбедж (друг великого драматурга).
«Глобус» — это овальная площадка, обнесённая высокой стеной. Внутренняя сторона стены — это ложи аристократов и галерея для зажиточных горожан; тем временем на сцене могли сидеть особо почётные горожане. Все прочие зрители стояли внизу. Всего театр вмещал 2 тыс. человек.
Постановки шли только при дневном свете — без декораций, антрактов, а на сцене не было занавеса. К сцене примыкала особая ложа: там располагался хор, музыканты и исполнители различных звуковых эффектов.
Главная загадка «Глобуса» — это женские роли, игравшиеся актёрами-мальчиками и подростками. Удивительно, как у двенадцати-шестнадцатилетних подростков получалось прекрасно отыгрывать столь сложные роли Беатриче, Корделии и других. Женщинам, к сожалению, в то время было не положено играть в театре — вплоть до 1660 года.
Постановки начинались в два часа дня, а кончались под вечер — около шести вечера. И здесь на руку актёрам было естественное освещение. По мере того как таял день, зрителей постепенно охватывало особое волнение…
Шекспир ушёл из жизни в 1616 году. За три года до этого сгорело деревянное здание «Глобуса» — его пришлось отстраивать из камня. Но в итоге в 1644 году, во время буржуазной революции, множество театров, включая «Глобус», было снесено по приказу парламента.
Всё бы так печально и закончилось, но в 1997 году в Лондоне открыли копию театра «Глобус». И мы вновь можем наблюдать Шекспира на его родной сцене!
Современный театр «Глобус»
IX. Театры эпохи Шекспира. Спектакль в «Глобусе»
В XVI веке по дорогам Англии, наряду со сказителями баллад, канатными плясунами, фокусниками и вожаками медведей, бродило множество мелких актерских трупп. Бродячие актеры исполняли народные фарсы, отрывки мистерий и моралите, а также те пьесы, которые доходили до них из замкнутого академического круга «школьной драмы». Эти труппы состояли в значительной части из челяди разорившейся провинциальной знати. С падением натурального хозяйства и ростом значения денег многим владетелям замков становилось все труднее содержать многочисленную челядь, и они с радостью отпускали часть ее на любой «отхожий промысел». К актерам часто примыкали и подмастерья гильдейских цехов, пристрастившиеся к театру под влиянием исполнения мистерий и моралите.
С другой стороны, театральные представления, как и празднование первого мая, посвященное памяти Робин Гуда, и другие народные увеселения и игрища, подвергались яростным проклятиям пуритан. В дни Шекспира театр также был предметом постоянных доносов и преследований со стороны пуритански настроенного лондонского купечества во главе с лорд-мэром.
В семидесятых годах XVI века крупная труппа актеров, называвшихся «Слугами графа Лестера», осела в Лондоне. Они стали играть здесь во дворах гостиниц, как это делали и во время долголетних своих странствований.
Представьте себе длинный внутренний двор, обнесенный высоким трех- или четырехэтажным зданием. В конце этого двора у стены поставлены бочки, на которые наложены доски. Это и есть сценическая площадка. Ее с трех сторон окружает простонародная толпа. С галлереи, которая тянется вдоль стены гостиницы на высоте второго этажа, и из окон гостиницы на спектакль смотрят постояльцы.
Передняя часть сцены (просцениум) находилась под открытым небом; над задней частью был сделан навес, поддержанный двумя столбами, которые в некоторых театрах были раскрашены под мраморные колонны. Фоном сцены служила стена деревянного здания с башней, называвшегося «костюмерным домом». Внутри этого здания одевались и гримировались актеры, хранились костюмы, бутафория и пр. Из здания на сцену вели две двери, между которыми был сделан альков, прикрытый занавесом. Когда, например, в «Ромео и Джульетте» наступала сцена в склепе, Ромео подходил к занавесу и делал вид, что взламывает вход ломом; тогда занавес раздвигался: в алькове, изображавшем в данном случае склеп, лежала мнимо-мертвая Джульетта. В «Фаусте» Марло альков мог изображать кабинет доктора Фауста. В «Гамлете» в этот альков за занавес прятался, вероятно, Полоний, подслушивавший разговор Гамлета с Гертрудой. Над альковом находился балкон (так называемая «верхняя сцена»). Сюда, например, уводил Гамлета призрак его отца, и балкон в эту минуту изображал вершину нависшей над морем скалы.
Заметим здесь, между прочим, что, согласно общепринятому одно время представлению, место действия того или иного акта или картины обозначалось дощечкой с надписью. Это представление теперь признано ошибочным. Такие дощечки с надписями были, повидимому, редкими исключениями. Зато над сценой обычно вешали длинный плакат с названием пьесы.
Скудость или, точнее, отсутствие Декораций имело свою положительную сторону. Оно позволяло играть пьесу без рассеивающих внимание зрителей длинных антрактов: действие развивалось беспрерывным и обычно стремительным потоком, и эпизод следовал за эпизодом, как в современном кинематографе. В некоторых случаях, как, например, при исполнении «Гамлета», спектакль, повидимому, шел совершенно без антрактов (текст «Гамлета» был разделен на пять актов лишь в 1676 году, то есть через шестьдесят лет после смерти Шекспира). Так как текст автора обычно подвергается в ходе репетиций беспощадным купюрам, то даже спектакль большой трагедии продолжался не более двух-трех часов. «Хор» в начале «Ромео и Джульетты» говорит о том, что спектакль будет продолжаться два часа. Спектякли обычно происходили в послеобеденное время, с двух до четырех или пяти часов пополудни.
Скудость декоративного оформления резко выделяла фигуру актера, на которой и было сосредоточено все внимание зрителей. Понятно поэтому, что если декоративное оформление было бедно, то костюмы были богаты: на них шел настоящий бархат, шелк, атлас. Основное богатство театра заключалось в его гардеробе.
Игра некоторых актеров была, повидимому, весьма примитивной. Трагики громко декламировали и жестикулировали руками. Комики всячески смешили публику и, ободренные хохотом зрителей, постоянно несли отсебятину. «Трагик стоит на цыпочках, а комик скачет верхом», так описывает театр своего времени современник Шекспира Антони Сколокер. Женские роли исполнялись мальчиками и подростками, из которых некоторые, по свидетельству современников, играли с большой грацией и изяществом. Роли комических старух (например, кормилицы в «Ромео и Джульетте») исполнялись взрослыми актерами-комиками.
Основной доход со спектаклей получал хозяин театрального предприятия. Кроме того, часть дохода делилась между пайщиками, к которым принадлежали ведущие работники театра (Шекспир был одним из пайщиков «Глобуса»). Затем шли менее значительные работники театра, владевшие долей пая. Остальные работали в театре по найму.
Творчество Шекспира в основном было связано с демократическими «общедоступными» театрами, к которым принадлежал знаменитый «Глобус». Попытаемся вообразить спектакль комедии Шекспира в этом театре.
. Через Темзу на множестве лодок переправлялись горожане Лондона. Был второй час, и скоро должно было начаться представление.
* ( Мы заимствуем эту и многие другие детали описании публики в «общедоступном» театре у современника Шекспира Деккера.)
Кто-то даже швырнул в него комом грязи. «Животное», спокойно, сквозь зубы, произнес щеголь и продолжал сидеть неподвижно.
* ( Интересно, что только после вступления его в труппу (1599) в шекспировских пьесах появляется образ более утонченного, изощренного шута (Оселок, Фест, Шут в «Короле Лире»). Шекспир писал для театра, и театр во многом определял его творчество.)
Ударили в гонг. Уселись на свои места музыканты с флейтами и виолами. Публика затихла в ожидании. Многие видели спектакль раньше, так как пьеса уже шла на сцене. В первый раз она была поставлена в одной из юридических академий Лондона в крещенский вечер, 6 января 1601 года, в двенадцатый вечер, считая от рождества: отсюда и пошло ее заглавие. Над сценой висела надпись большими буквами: «Двенадцатая ночь».
Вообще это была очень экспансивная публика. Виола вызывала всеобщее сочувствие, и в публике то и дело раздавались стоны, когда бедная Виола страдала от любви к Орсино. Послышались даже угрожающие возгласы по адресу холодного сердцем герцога. В театре того времени происходили иногда действительно поразительные события. Когда однажды играли пьесу, в которой изображалось убийство, один из зрителей протиснулся вперед и громко покаялся в совершенных им преступлениях, за что и был тут же схвачен переодетыми сыщиками (которых было немало среди публики).
Гордую, холодную Оливию играл стройный мальчик, часто выступавший в спектакле вместе с исполнителем роли Виолы (это была знаменитая пара мальчиков-актеров). Но пусть в начале комедии Оливия была холодна в своей упрямой гордости, холодность ее и надменность таяли, как воск, при приближении огня всепобеждающей любви. О силе всепобеждающего чувства и говорила зрителям эта комедия. Среди этого веселого, яркого карнавала проходил насмешлизый, задумчивый и печальный шут Фест. Красивым своим тенором Роберт Армии пел меланхолические песни Феста:
* ( Мы приводим песни Феста в переводе С. Маршака.)
Шутам много позволялось. Но зато и смотрели на них не как на людей. Шут, профессиональный потешник, всегда должен был чувствовать себя одиноким. И Фест пел:
И зрителям казалось, что эта тихая грустная песня возвращает их из мира яркого праздничного карнавала к будням повседневной прозы, к этим сумрачным лондонским туманам, тускло освещенным комнатам, узким улицам и низкому, дождливому небу. Но вот уже раздалась веселая музыка, на сцену вышли танцоры и начали джигу.
Театр является тем инструментом, на котором исполняются произведения драматургов. В эпоху Шекспира это был во многом примитивный инструмент: драматургия того времени обогнала театр. И все же этот инструмент, как и драматургия Шекспира, обладал ценным качеством доходчивости до самого широкого зрителя.
Как выглядел театр эпохи Шекспира
Зал на три тысячи человек, дырка вместо крыши и стоячий партер в театрах XVI–XVII веков
Театр «Театр»
Первое общедоступное театральное здание в Лондоне появилось в 1576 году
за городской чертой, в Шордиче. Оно было построено Джеймсом Бербеджем
по образу гостиничного двора, где прежде давали представления бродячие труппы, — из дерева, с доступными галереями и уединенными местами для привилегированной публики, а также с гардеробными и артистическими. Бербедж был уверен, что люди придут смотреть спектакли в «Театре», даже если им придется добираться туда через поля. Через год Генри Лэнмэн построил в 200 ярдах от него театр «Куртина» (The Curtain Theatre), и вместо ожидаемой конкуренции между ними возникли партнерские взаимоотношения: в театре Лэнмэна ставились более легкие, а в «Театре» — серьезные пьесы. Со временем рядом выросло еще несколько театров: «Роза» (The Rose), «Лебедь» (The Swan) и другие.
В 1598 году владелец земли, на которой располагался «Театр», повысил арендную плату, и здание разобрали, а строительный материал использовали для сооружения нового театра на другом берегу Темзы, получившего название «Глобус».
Театр «Лебедь»
Единственное дошедшее со времен Шекспира изображение интерьера театра «Лебедь» (1595–1632) — даже не сам рисунок де Витта, а копия с него его приятеля Аренда ван Бюхеля. Остались воспоминания художника о том, что «Лебедь» наряду с «Розой» был театром замечательной красоты, вмещал три тысячи зрителей, был «построен из скрепленных известкой кремниевых камней, коих в Англии очень много, поддерживается деревянными колоннами, которые так искусно раскрашены под мрамор, что могут обмануть самый искушенный взор, и приближается по форме к римской постройке».
На рисунке заметно, что зрители размещаются не только в партере и галереях, но и в пространстве над сценой, из чего исследователи делают вывод,
что де Витт посетил театр во время репетиции и люди в галерее над сценой — актеры, наблюдающие за представлением.
Театр «Глобус»
Реконструкция базируется на воспоминаниях Венцеслава Холлара 1635 года
о «Глобусе», каким он был выстроен после пожара. Некоторые сведения: театр вмещал в себя до трех тысяч зрителей; все представления проводились с двух
до пяти вечера — освещение было естественным; самые дешевые билеты давали зрителю возможность только стоять в яме, билеты подороже — право на стул в амфитеатре; о начале представления объявлял звук трубы и поднятый флаг; портальной арки, отделяющей сцену от зрительного зала и работников сцены, не было.
Панорама Лондона
Это Лондон, каким его изобразил чешский гравер Венцеслав Холлар, долгие годы живший в Англии и фиксировавший, как менялся город в промежутках между частыми пожарами. На панораме 1647 года снесенный в 1644-м «Глобус» изображен в виде круглого трехэтажного здания (в левой части панорамы) в злачном и далеком от Сити районе Бэнксайд.
Английский театр в эпоху Шекспира
Мы продолжаем изучать театральные особенности разных стран и времен. Сегодня, даже сейчас, вы узнаете об эпохе одного из самых загадочных драматургов, личность которого до сих пор вызывает вопросы.
Прежде, чем в мир драматургии пришёл Уильям Шекспир, в Англии произошли значимые для театра события. Ещё до середины XVI века в Лондоне не существовало специальных зданий для спектаклей, а актёры были бродягами. Они выступали то в гостиничных дворах, то в дворцовых залах — в общем, где придётся.
В 1558 году Елизавета I приходит к власти и издаёт указ о том, что бродячие актёры теперь должны обязательно стать участниками труппы под покровительством знатных людей. По этой причине актёрский коллектив, в который входил Шекспир, стал называться «слуги лорда-камергера».
Постепенно появляются постоянные здания для спектаклей. Первым из них становится «The Theatre», который построил Джеймс Бербедж в 1576 году. Это действительно важное событие для театра Англии — теперь у актёров появилось место, где они могут ежедневно давать спектакли. Однако время от времени монархи приглашали их выступать в дворцовых залах.
Строительство театров продолжается, в 1599 году слуги лорда-камергера объединяют свои паи и строят «Глобус». Такая складчина была распространена в Англии эпохи Возрождения. Однако был ещё один вариант построить зрелищное предприятие — богатый антрепренёр возводил развлекательное учреждение и единолично владел им.
Английские театры в эпоху Шекспира были двух видов: общедоступные и закрытые. К первой категории относится Глобус, но его устройство мы рассмотрим позже. Из закрытых театров известен «Блэкфрайерс», в котором выступали популярные тогда труппы актёров-мальчиков. Такие здания были меньше, но входная плата была выше, поэтому зрители принадлежали к более знатным сословиям.
В 1603 году правителем Англии стал Яков I. Как яростный поклонник драматургии, он издал указ о королевском покровительстве театрам. По этой причине во время его правления все труппы были переименованы. Так, актеры театра «Глобус» стали «слугами его Величества».
Устройство театра «Глобус»
«Глобус» и остальные публичные театры выглядели как круглые или восьмигранные башни. Внутри была овальная площадка, на которой располагалась сцена на высоких подмостках. Вокруг неё было пространство для бедных зрителей, которые смотрели спектакли стоя. Представители более богатых сословий располагались в ложах или галереях, которые находились на втором и третьем ярусе с внутренней стороны театра. Некоторые зрители могли сидеть на самой сцене за дополнительную плату.
Сцена находилась на подмостках, из которых в зависимости от сюжета появлялись привидения (вспоминаем Гамлета и дух его отца). Этот помост также подразумевал ад, куда попадали грешники. Сама сцена интерпретировалась как земная жизнь, а балкончик над ней — небеса. Позади помоста располагались двери и лоджия. Они также использовались для мизансцен, например, когда Ромео приходит к балкону Джульетты. Ещё одной особенностью общественных театров является отсутствие крыши. Актёры всегда выступали днём (примерно в 12-13 часов), потому что им требовалось естественное освещение.
Шекспировский театр был очень условным. Успех постановки зависел, в том числе, и от воображения зрителей. Поэтому драматурги и труппа старались помочь публике погрузиться в мир пьесы. Для того, чтобы зрители поняли, что действие в спектакле происходит ночью, актёры ходили по сцене с зажженными факелами или говорили о времени суток. Например, герои могли желать друг другу доброй ночи или объявить о том, что часы бьют двенадцать.
Благодаря репликам актеров публика также узнавала о месте, в котором сейчас находятся персонажи или куда они направляются. Декорации отсутствовали, поэтому без пояснительных слов зрителям было тяжело догадаться, где происходит действие. Для этих же целей служили «титлы» — таблички с обозначением места.
В публичных театрах не было занавеса или кулис. В трагедиях Шекспира нередко кто-то умирал. Как убрать со сцены труп? Для этого драматург добавлял специальные реплики героев или действия, чтобы под таким предлогом унести «мёртвого» персонажа со сцены. Например, в конце знаменитой пьесы «Гамлет» Шекспир вводит появление Фортинбраса для незаметного очищения сцены от тел.
Также стоит отметить немалоизвестный, но важный факт: актрис в английском театре не было из-за религии. Все женские роли играли мужчины, как и мужские, что логично.
Спектакли Шекспира шли примерно два часа, однако антрактов не было. Зрители общались в полный голос, обсуждали происходящее на сцене, ели и даже справляли нужду прямо во время представления в специальную емкость, которую носил работник театра.
Для того, чтобы известить горожан о предстоящем спектакле, актеры кричали и били в барабан, над театром вывешивался флаг. Позже появились театральные афиши, в которых имя драматурга не было указано, да и публику это не интересовало.
В эпоху Шекспира к пьесам не относились как к целостному литературному произведению. Драматурги создавали текст только для выступления актёров конкретной труппы и театра, учитывая особенности и строение сцены. Шекспир тоже писал пьесы именно для «Глобуса», он даже не думал печатать свои труды как отдельную литературу, не привязанную к театру. Его произведения были изданы уже после смерти.
Всему, даже прекрасному, приходит конец, и в 1613 году во время спектакля «Генрих VIII» деревянный театр «Глобус» сгорает, Шекспир возвращается в родной город. Через год театр будет отстроен вновь, теперь уже из камня. Однако на смену знаменитому драматургу придут другие.
Безусловно, эпоха Шекспира была знаменательной и важной для театра Англии. Однако не стоит думать, что этот вид искусства получил такое развитие лишь благодаря Шекспиру. Кроме него в эпоху Возрождения способствовали процветанию театра такие драматурги, как Томас Кид, Кристофер Марло, Роберт Грин, Бэн-Джонсон, Джон Форд, Бьюмонт и Флетчер.
Анастасия Денгаза
Театр Шекспира Глобус
Реконструкция театра «Глобус»Театр «Глобус» (англ. «Globe»), один из старейших лондонских театров, расположен на южном берегу Темзы.
Впрочем, подобная простота нравов вполне отвечала тогдашним правилам этикета, и театр «Глобус» очень скоро стал одним из главных культурных центров Англии: на его сцене ставились все пьесы Уильяма Шекспира и других выдающихся драматургов эпохи возрождения.
Однако в 1613, во время премьеры шекспировского Генриха VIII, в театре случился пожар: искра от сценического пушечного выстрела попала в соломенную крышу над глубинной частью сцены. Исторические свидетельства утверждают, что жертв при пожаре не было, но здание сгорело дотла. Конец «первого Глобуса» символически ознаменовал собой смену литературно-театральных эпох: примерно к этому времени Уильям Шекспир перестал писать пьесы.
Письмо о пожаре в «Глобусе»
Вскоре здание было отстроено заново, уже из камня; соломенное перекрытие над глубинной частью сцены было заменено черепичным. Труппа Бербеджа продолжала играть во «втором Глобусе» до 1642, пока пуританским парламентом и лордом-протектором Кромвелем не был издан указ о закрытии всех театров и запрещении каких бы то ни было театральных увеселений. В 1644 пустовавший «второй Глобус» был перестроен в помещение под сдачу в аренду. История театра прервалась более чем на три века.
Новый «Глобус» был открыт в 1997 под названием «Шекспировский театр «Глобус»». Поскольку, согласно историческим реалиям, новое здание выстроено без крыши, спектакли в нем проходят только весной и летом. Однако экскурсии в старейшем лондонском театре «Глобус» проводят ежедневно. Уже в нынешнем веке рядом с восстановленным «Глобусом» открыт тематический парк-музей, посвященный Шекспиру. Там размещена самая большая в мире выставочная экспозиция, посвященная великому драматургу; для посетителей организованы разнообразные тематические увеселительные мероприятия: здесь можно попробовать самому написать сонет; посмотреть бой на мечах, и даже принять участие в постановке шекспировской пьесы.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+