Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Вид ошибки
Примеры
Ошибочное образование форм существительного
Благородность, чуда техники, подчерк,удовольство жить; бодровство; нет местов
Ошибочное образование форм прилагательного
более интереснее, красивше; самый красивейший, болеестроже
Ошибочное образование форм числительного
с пятистами рублями; жонглировал обоими руками,
Ошибочное образование форм местоимения
ихнего пафоса, вокруг его ничего нет, сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности;
Ошибочное образование форм глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий)
надсмехаться. Им двигает чувство сострадания. Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста. Вышевна сцену, певцы поклонились.
Нарушение норм согласования
Я знаком с группой ребят, серьезноувлекающимисяджазом. Из прочитанного мной части романа…
Нарушение норм управления. Ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов
Нужно сделать природу болеекрасивую. Все удивлялись егосилой
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого
Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы ивеселые. Человечествоборютсяза мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят.
Ошибки в построении предложения с однородными членами
Страналюбилаигордиласьпоэтом. В сочинении я хотел сказатьо значении спортаипочему я его люблю.
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Читая текст, возникает такое чувство сопереживания. Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее.
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Узкая дорожка была покрытапроваливающимсяснегомпод ногами.
Ошибки в построении сложного предложения
Этакниганаучила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалосьто, что это сон. Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку.
Смешение прямой и косвенной речи
Автор сказал,что яне согласен с мнением рецензента.Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области.
Г 10
Нарушение границ предложения. Неудачный порядок слов в предложении
Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
Г 11
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Замираетна мгновение сердце и вдругзастучитвновь.Она сидела за столом и не разговаривает со мной.
Г 12
Пропуск члена предложения (эллипсис)
На собрании былопринято (?)провести субботник.
Г 13
Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится
Хорошо было бы, если бы на картине стоялабыподпись художника. В текстевсегораскрываются две проблемы.
Грамматические ошибки(Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Ошибочное образование форм существительного
Благородность, чуда техники, подчерк,удовольство жить; бодровство; нет местов
Ошибочное образование форм прилагательного
более интереснее, красивше; самый красивейший, более строже
Ошибочное образование форм числительного
с пятистами рублями; жонглировал обоими руками,
Ошибочное образование форм местоимения
ихнего пафоса, вокруг его ничего нет,
сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности;
Ошибочное образование форм глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий)
Им двигает чувство сострадания. Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста.
Вышевна сцену, певцы поклонились.
Нарушение норм согласования
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимисяджазом.
Нарушение норм управления.
Ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов
Нужно сделать природу более красивую.
Все удивлялись его силой
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого
Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения.
Ошибки в построении предложения с однородными членами
Страна любилаигордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спортаипочему я его люблю.
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Читая текст, возникает такое чувство сопереживания. Катаясь на санках,у меня заболела голова. Читая книги,жизнь становилась разнообразнее.
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта проваливающимсяснегом под ногами.
Ошибки в построении сложного предложения
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
Человеку показалось то, что это сон.
Перед тем чтобыехать, мы отправились на реку.
Смешение прямой и косвенной речи
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вкладв экономику области.
Нарушение границ предложения.
Неудачный порядок слов в предложении
Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучитвновь. Она сиделаза столом и не разговариваетсо мной.
Пропуск члена предложения (эллипсис)
На собрании было принято (?) провести субботник.
Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится
Хорошо было бы, если бы на картине стояла быподпись художника.
В тексте всего раскрываются две проблемы.
ПРАКТИКУМ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ОШИБКИ
Ошибки в употреблении имен существительных
Задание: исправьте ошибки, связанные с употреблением имён существительных.
1. Мальчик рос круглой сиротой. 2. Наконец на подмосток вышел любимый всеми певец. 3. Красивое Тбилиси приветливо встречает гостей. 4. фирмой были заключены договора с иностранцами. 5. Шимпанзе сидела в клетке. 6. Они принадлежат к разным социальным средам. 7. В кафе нам могут предложить пирожки с повидлой.
1. Сирота – существительное общего рода. Они могут употребляться как в значении женского (круглая сирота), так и в значении мужского рода (круглый сирота).
2. В русском литературном языке слово подмостки не имеет формы единственного числа.
3. Тбилиси – название города – мужского рода.
5. Шимпанзе мужского рода, так как одушевленные несклоняемые существительные, называющие представителей фауны, кроме двух существительных (колибри, цеце – ж.р.), относятся к мужскому роду
6. Надо: к разной социальной среде
7. Пирожки с повидлом
Ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных
(нарушение норм формообразования)
Задание: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.
1. Она более умнее, чем он. 2. Это самая высочайшая в городе башня. 3. Более легче сделать домашнее задание, если выучишь правило. 4. Самый чистейший снег украшал город. 5. Наиболее красивейший вид открывался с высокой горы.6. Кабаниха отличается от Дикого тем, что она более культурнее Дикого, но в её речи иногда проскальзывают грубые выражения. 7. Самым прекраснейшим произведением Гоголя является поэма «Мёртвые души». 8. Позже он понял, что его путь более ошибочнее. 9. Эта книга более интересна и увлекательнее, чем та.
5. Красивейший ли наиболее красивый
7. Самым прекрасным или пр6екраснейшим
8. Более ошибочный, чем …
1. Недопустимо употребление в одном ряду полной и краткой форм прилагательных: Один брат шумный, другой — тих (правильно: тихий). Девушка была высокая, красива и весела (правильно: красивая и весёлая).
2. Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной или превосходной степени: Дальнейшие опыты были более сложнее, чем предыдущие (правильно: более сложными или сложнее). Самый храбрейшийиз нас – Александр (правильно: самый храбрый или храбрейший).
3. При форме сравнительной степени должен указываться предмет сравнения (более интересный, чем…)
4. В качестве однородных членов предложения нельзя употреблять простые и сложные формы степеней сравнения: Эта книга более интересна и увлекательнее, чем та (правильно: интереснее).
Ошибки в употреблении имён числительных
(нарушение норм формообразования)
Задание 1: исправьте грамматические ошибки в следующих предложениях.
1. Двухстам выпускникам были выданы аттестаты. 2. Директор доволен семидесятью учениками, которые приняли участие в соревнованиях по спортивному ориентированию. 3. В одной тысячи девятьсот пятом году фашистская Германия потерпела поражение. 4. На строительство нового медицинского центра ушло около восьмиста миллионов рублей. 5. Этот экипаж сошёл со ста первого километра гонки. 6. Крепче держись! Обоими руками! 7. Троим ученицам нашей школы вручены почётные дипломы. 8. По обоим сторонам дороги посажены красивые деревья. 9.
3. В тысяча девятьсот пятом
8. По обеим сторонам
1. Собирательные числительные используются ограниченно, а именно:
— с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот. Следует отметить, что в некоторых случаях собирательные числительные вносят сниженный стилистический оттенок (двое генералов; следует сказать: два генерала);
— с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, четверо суток (при дальнейшем счёте предпочитаются формы с количественными числительными: пять суток);
— с существительными дети, ребята, люди, а также с существительным лицо в значении «человек»: двое детей, трое незнакомых лиц;
— с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое;
— с субстантивированными (имеющими значение существительных) числительными и прилагательными, обозначающими лица: вошли двое, трое больных.
2. Собирательные числительные не употребляются с существительными, обозначающими лиц женского пола: трое работниц (правильно: три работницы), а также с существительными, обозначающими названия животных: двое медведей (правильно: два медведя).
3. Употребляя собирательные числительные оба, обе, следует учитывать, что
— с существительными женского пола сочетается числительное обе: обеим подругам приходилось рано вставать;
— с существительными женского и мужского пола – числительное оба: брат и сестра вошли в аудиторию. Оба опоздали.
4. Эти числительные не употребляются с существительными, не имеющими формы единственного числа, так как у них отсутствует категория рода. Нельзя сказать: у обоих ворот (нет формы именительного падежа: оба — обе ворота), нужно: у тех и у других ворот.
5. Иногда с помощью составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (двадцать три, тридцать четыре и т.п.) необходимо указать количество предметов, обозначаемых существительными, не имеющими форму единственного числа (ножницы, сутки, сани и др.). В таких случаях следует пользоваться синонимическими выражениями с заменой существительного или вставкой другого слова (сутки – день, двадцать четыре дня) или с заменой падежа (в течение двадцати двух суток).
6. В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова.
В сложных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части слова.
Склонение числительных 40, 90, 100.
Склонение составных количественных числительных (на примере 5764).
пять тысяч семьсот шестьдесят четыре
пяти тысяч семисот шестидесяти четырёх
пять тысяч семьсот шестьдесят четыре
7. Слово тысячасклоняется как существительное женского рода на –А-.
8. Слова миллион и миллиард склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.
9. При смешанном числе существительным управляет дробная часть, а не целое число. Существительное при этом употребляется в родительном падеже единственного числа: 7 и 2/3 кг. (семь и две третьих килограмма, НО: семь килограммов).
10. Во всех падежах, кроме именительного и винительного, существительное при числительном полтора (полторы) ставится во множественном числе (полтора ведра; НО: более полутора вёдер).
11. Числительные полтора и полтораста имеют только две формы: для именительного и винительного падежей (полтора, полтораста) и для всех остальных (полутора, полутораста).
Задание 2: определите, в каких случаях собирательные числительные уместны, в каких следует заменить их количественными, и наоборот. Объясните, почему.
1. Пятеро девушек из нашей группы летом работали в стройотряде. 2. Ракета уносила ввысь троих посланцев Земли. 3. Среди студентов нашей группы четыре были отличниками. 4. Метель не утихала в течение троих суток. 5. На скотном дворе застрелили двое волков, 6. Им для работы требовалось три пары ножниц. 7. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 8. Охотники поймали четверо зайцев и двух лис. 9. В спектакле задействованы двое новых героинь.
Задание 3: найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.
1) Трое спортсменок выступили очень удачно. 2) Олимпиада длилась трое дней. 3) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену. 4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. 5) Четверо учениц получили дополнительное задание. 6) С докладом выступили трое профессоров. 7) На учения прибыло семеро генералов.
Ошибки в употреблении местоимений
(нарушение связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают)
Задание 1: найдите предложения, которые содержат двусмысленность при употреблении местоимений. Исправьте эти ошибки.
1. Добрыня Никитич сидит на своём боевом коне, грива его развевается по ветру. 2. Мама моей подруги, когда она болеет, никогда не обращается в поликлинику, а использует средства нетрадиционной медицины. 3. Все ребята засмеялись, услышав такое нелепое объяснение моего опоздания. 4. Больной попросил медсестру налить себе воды. 5. Жилец позвал дворника и велел отнести чемодан к себе. 6. Зайцы сменили свои белые шубки для того, чтобы их не было видно. 7. Крестьянские выступления слабы и стихийны, они не знали, что надо делать дальше. 8. Вася и Валёк подошли к Марусе, хотели взять куклу, но она открыла глаза и тихонько заплакала.
Ответы: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8
1. Как правило, местоимение замещает ближайшее к нему предшествующее существительноетого же рода и числа. Замещение существительного местоимением 3-го лица (он, она, оно, mm) не должно приводить к двусмысленности или искажению смысла:
Управление находится при министерстве, оно недавно было реорганизовано (управление или министерство?). Следует сказать: Управление, находящееся при министерстве, недавно оно реорганизовано.
2. Не следует заменять в последующем предложении собирательные существительные (крестьянство, студенчество, большинство, группа и т.п.) местоимением они, так как при этом нарушается соотношение в числе. Неверной является фраза: «Крестьянство на протяжении столетий боролось против крепостного права; они неоднократно восставали против своих угнетателей». Вместо слова крестьянство в первой части предложения следует использовать слово крестьяне или местоимениеоно – во второй части.
3. При употреблении возвратного местоимения себя и притяжательного местоимения свойзачастую возникает неясность в вопросе о соотнесенности местоимения и существительного: Отец просил сына провести гостей в свою комнату (комнату отца или сына?). Следует учитывать, что местоимениясебя и свой относятся к лицу, производящему действие.
Предложение можно не править в зависимости от вложенного в него смысла так: Отец просил сына, чтобы он провел гостей всвою комнату. Или: Отец просил сына, чтобы он провел гостей в его комнату.
4. Определительное местоимение САМ,сочетаясь с одушевлёнными существительными и личными местоимениями, имеет значение «самостоятельно» (Малыш впервые оделся сам), а в сочетании с неодушевленными существительными может использоваться с целью уточнения или выделения (Само выступление артиста не вызвало у публики никаких эмоций). Данное местоимение изменяется по родам и числам, при этом форма женского рода в В.п. представлена двумя вариантами – САМОЁ и САМУ. Первый вариант является книжным и устаревающим, второй – общеупотребительным и более современным.
5. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) в одних случаях прибавляется в начале слова звук Н, в других не прибавляется.
— после всех простых предлогов (без, в, для, до, из, с и др.): без него, для нее;
— после некоторых наречных предлогов, управляющих родительным падежом (вокруг, впереди, возле, мимо, после и др.): вокруг них, мимо неё.
— после предлогов наречного происхождения, управляющих родительным падежом: вопреки ему, наперекор им;
— после предлога благодаряи предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного: благодаря ему, по поводу их;
— после наречий и сравнительной степени прилагательных: сестра старше его; работает лучше её.
Правильными являются формы у неё, от неё. Формы у ней, от ней носят разговорный или устаревший характер.
6. Нормативным является употребление местоимения их. Форма ихний считается просторечной и находится за пределами литературного языка.
Задание 2: укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые они должны замещать, неверный выбор грамматической формы местоимения); отредактируйте предложения.
1) После окончания похода моряки вернулись к своим семьям: они ждали встречи целый год. 2) В музее были выставлены динозавры, которые все механически двигались и издавали звуки. 3) Чичикову не без труда удалось убедить Манилова, что ему это выгодно. 4) В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 5) В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нем могло обитать живое существо.
Задание 3: в предложениях исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений себя и свой.
1) Я застал помощника в своем кабинете. 2) Мать велела сыну налить себе чаю. 3) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 4) Отец просил дочь пригласить ее подруг к себе. 5) Писатель показал образ матери в своем развитии. 6) Я велел носильщику отвезти свои вещи в багажное отделение, а затем занял свое место в купе. 7) Класс просил поэта прочитать еще раз свое лучшее стихотворение
Ошибки в употреблении глагольных форм
Задание: исправьте ошибки, допущенные при образовании и употреблении различных форм глагола.
Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические
Самые распространенные ошибки в ЕГЭ по русскому языку:
Классификация ошибок по ФИПИ
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.
В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.
Виды грамматических ошибок:
Речевые ошибки
Виды речевых ошибок:
Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
К типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки:
Типичные речевые ошибки (К10)
Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным речевым ошибкам относятся:
Логические ошибки
Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Графические ошибки – различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. К ним относятся: различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.