Вынос животворящего креста что означает

Вынос животворящего креста что означает

Кафедральный собор Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене

Русская Православная Церковь Заграницей

Церковные праздники с выносом Креста

Вынос животворящего креста что означает. krest 2 thumb. Вынос животворящего креста что означает фото. Вынос животворящего креста что означает-krest 2 thumb. картинка Вынос животворящего креста что означает. картинка krest 2 thumb. Русская Православная Церковь ЗаграницейКресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

В нашем соборе хранится частица истинного Креста Господня, но очень малая. Эта частица происходит из Святого града Иерусалима, именно из того ковчега, где хранится оставшаяся там часть Креста. Ковчег с частью Креста Господня был захвачен, когда Иерусалим был захвачен персами в 614 году. В 624 году византийский император Ираклий победил персов и возвратил эту святыню в Иерусалим, где она с тех пор непрерывно пребывает. В 2002 году архиепископ Марк получил в Иерусалимском Патриархате эту маленькую частицу Креста Господня, которая откололась при чистке ковчега. Частичка погружена в воскомастих под стеклом в центре резного креста (см. фото). Церковные праздники с выносом Креста

Вынос животворящего креста что означает. krest 9 thumb. Вынос животворящего креста что означает фото. Вынос животворящего креста что означает-krest 9 thumb. картинка Вынос животворящего креста что означает. картинка krest 9 thumb. Русская Православная Церковь ЗаграницейПод конец всенощного бдения 26 сентября (по н.ст) в этот день совершается чин Воздвижения Креста. наподобие того, как это происходило в те далекие времена в Иерусалиме, когда рачением св. царицы Елены был обретен Крест Христов. При огромном стечении народа не было возможности всем подойти и приложиться ко Кресту. Поэтому патриарх Макарий поднял Крест, чтобы всем было его видно (т.е. совершил его воздвижение – слав.) Народ же совершал поклонение Кресту и молился: «Господи помилуй!».

. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу. Сразу после самого исторического события, обретения Честного и Животворящего Креста Господня благочестивой императрицей Еленой, древней Церковью был определен Чин Воздвижения и является с тех пор неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения.

После обретения св. Креста император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Через десять лет был завершен храм Воскресения Христова на Голгофе. В освящении храма 13 сентября 335 года принимали участие иерархи Христианской Церкви из многих стран. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Выбор 13 и 14 сентября как даты праздника Обновления (т.е. освящения) мог быть обусловлен как самим фактом освящения именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей (суккот), одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33–36), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. День Обновления Мартириума, а также Ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте распятия и воскресения Спасителя стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а 14 сентября воспоминание обретения Честного Креста, который был обретен здесь же, с церемонией поднятия Креста для обозрения всеми молящимися, вошло в праздничное торжество в честь освящения храма Христова Воскресения. В древних месяцесловах этот праздник назывался «Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня». Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября (по ст. стилю), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Тогда же и возникло чудесное, соединяющее Крест и Воскресение, песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления, впоследствии же праздник Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, но сделался предпраздничным днем перед Воздвижением, а Воздвижение стало основным праздником. Особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 г праздник получил большое распространение на Востоке. С этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста.

Чин Воздвижения Креста

В современной практике Русской Православной Церкви в день Воздвижения соблюдается пост. Чин Воздвижения Креста совершается на Всенощном бдении (т.е. 26 сентября) только в кафедральных соборах, в приходских же храмах в день Крестовоздвижения выносится крест на средину храма, и там полагается на аналогии, затем следует поклонение Кресту, так как в Крестопоклонное воскресенье (3-е воскресенье Великого поста). В Иерусалимском уставе, начиная с наиболее ранних редакций и заканчивая современными изданиями, чин Воздвижения Креста сохраняет черты, известные по студийским памятникам: он совершается после великого славословия и пения тропаря Креста, состоит из 5-кратного осенения Крестом и возвышения его на четыре стороны света. Прежде чем возвысить Крест, архиерей должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь. Изменением в Русской Православной Церкви по сравнению со студийскими памятниками является добавление в чин 5 диаконских прошений. После каждого прошения поется многократное «Господи, помилуй». Епископ при пении «Господи помилуй» совершает воздвижение Креста на восток, на запад, на юг, на север, и в последний раз еще раз на восток. Крест снова полагается на аналой и все молящиеся целуют украшенный живыми цветами и благовонными травами Крест и священнослужитель совершает помазание святым елеем. Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание в конце литургии после заамвонной молитвы при пении тропаря и кондака Кресту Крест уносится священником в алтарь через Царские врата.

Неделя 3-я Великого Поста, Крестопоклонная 4.04.2021.

Вынос животворящего креста что означает. krest 5 th. Вынос животворящего креста что означает фото. Вынос животворящего креста что означает-krest 5 th. картинка Вынос животворящего креста что означает. картинка krest 5 th. Русская Православная Церковь ЗаграницейB cepeдине Четыредесятницы в субботу вечером на всенощном бдении в середину храма торжественно выносится и возлагается Крест для того, чтобы напоминанием o cтрaданиях и смepти Господней воодушевить и yкpeпить пocтящихся к продолжению подвигa постa. Поклонение Кpecтy продолжается и на четвертой неделe Поста – до пятницы, потому вся четвертая неделя называется Крестопоклонной и богослужебные тексты определяются темой Креста. Эта седмица обозначает средину постного поприща.

Смысл праздника в том, что православные xpистиaне, coвершая дyxoвное путешествие в Heбесный Иepycaлим – к Пacxe Господней, нaxoдят в cepeдине пути «Древо Кpecтное», чтобы под eго ceнью нaбраться cил для дальнейшeго пути. И Крест Господень предваряет Xpистову победу над смертью – Cветлoe Bocкpeceниe. C целью большeго воодушeвления нас к терпению в подвигax, Cв. Церковь в настоящий день утешительно преднапоминaeт нам и о приближающейся Паcxe, воспевая страдания Cпасителя coвместно c paдостным Eго воскресением: «Kpeсту Tвоему покланяемся Владыко и святое Bocкресеніe Твое славимъ».

Богослужение Крестопоклонной Недели (3-я Неделя Великого поста) аналогично богослужению на праздник Крестовоздвижения и Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (14 августа). По традиции в этот день в храмах принято надевать облачения фиолетового цвета. Накануне вечером совершается всенощное бдение. По уставу в состав этого всенощного бдения должна входить малая вечерня. На малой вечерне совершается перенесение Креста с жертвенника на престол. Однако сейчас совершение малой вечерни можно встретить лишь в редких монастырях. По этой причине в приходских храмах Крест кладётся на престол до начала богослужения (Евангелие ставится за антиминсом). На утрене Евангелие читается в алтаре, после чтения Евангелия поётся «Воскресение Христово видевше» вне зависимости от дня недели. Целование Евангелия и помазание елеем после чтения Евангелия не совершаются. Перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение. Во время Великого славословия при пении Трисвятого священнослужитель трижды кадит вокруг престола с возложенным на него крестом, после чего держа Крест на голове в предшествии диакона со свечой, постоянно кадящего Крест, совершает вынос Креста через северную дверь. Остановившись на амвоне священнослужитель произносит «Премудрость, прости», затем при пении тропаря «Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство» переносит Крест на середину храма и кладёт на аналой. При общем поклонении Кресту поется другой тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», во время которого трижды совершаются земные поклоны и поются особые стихиры, во время которых священник совершает помазание елеем. Затем следует сугубая ектения и обычное окончание всенощного бдения с первым часом.

Происхождение честных древ Честнаго и Животворящаго Креста Гоcподня.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Крест стали обносить в Константинополе во время эпидемии болезни, а потом в память об исцелении из года в год 1-го августа совершался вынос животворящаго креста Господня из царских чертогов в церковь св. Софии. Там совершалось водосвятие, а затем, две недели (совпадает со временем Успенского поста) святой Крест носили по городу. 14 августа, а по новому стилю 27 августа, Животворящее Древо Креста возвращалось в царские палаты. По примеру константинопольской церкви это празднование введено на Руси. Оно здесь соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года.

Лимбургская ставротека

Вынос животворящего креста что означает. krest 1 thumb. Вынос животворящего креста что означает фото. Вынос животворящего креста что означает-krest 1 thumb. картинка Вынос животворящего креста что означает. картинка krest 1 thumb. Русская Православная Церковь ЗаграницейВ память обретения Креста Господня св. равноапостольной царицей Еленой, матерью императора Константина, в храмах выносится в конце всенощного бдения Крест на средину. Перед ним кладутся поклоны при пении: «Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое воскресение Твое славим!»

Каждую среду и пятницу в Церкви на Богослужениях воспевается Крест

Вынос животворящего креста что означает. krest 7 thumb. Вынос животворящего креста что означает фото. Вынос животворящего креста что означает-krest 7 thumb. картинка Вынос животворящего креста что означает. картинка krest 7 thumb. Русская Православная Церковь ЗаграницейТропарь Кресту: Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый,
имже нас спасл еси от работы вражия.

Причастен – Креста: Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го́споди

Источник

Чин Воздвижения: зачем каждый год 26 сентября выносят крест на середину храма?

По Церковному уставу празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста полагается особый чин — то есть служба. Это выглядит как небольшая историческая реконструкция событий IV века, которая происходит прямо на вечернем богослужении накануне праздника (26 сентября).

Что случилось в IV веке?

Правителем Римской империи становится Константин I. Он прекращает гонение на христиан и сам принимает их веру. Его мать, святая Елена, отправляется в Иерусалим на поиски орудия казни Иисуса Христа — Честнаго Животворящего Креста и находит его. О том, как Крест Спасителя определили среди других крестов, мы писали в отдельном материале.

Что значит слово «воздвижение»?

Буквально слово «воздвижение» означает «поднятие». Найденный Крест епископ Макарий поднял на обозрение всем верующим — именно этот момент обычно изображают на иконе праздника. Традиция вспоминать событие в Церкви установилась практически сразу — первые письменные упоминания о ежегодном поднятии креста есть уже в V веке.

Как это выглядит сейчас?

26 сентября, накануне праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, во время вечернего богослужения священник или епископ выносит крест на амвон (возвышение перед иконостасом) и пять раз осеняет крестом стороны света (восток, запад, юг, север и снова восток). Крест при этом обычно украшают лентами и цветами. После крест выносят на середину храма для поклонения верующим. Чин воздвижения Креста — обязательная часть праздничного богослужения.

Чин Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня

В соборах и в приходских храмах, с благословения епархиального архиерея, совершается чин воздвижения Креста. Открыть последование чина

Источник

«Радуйся, Живоносный Кресте»: комментарий к самоподобну службы Крестопоклонной недели

Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная: в воскресенье совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к самоподобну службы Крестопоклонной недели.

Подобный чин совершается в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и в день памяти Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня.

Богослужебные тексты третьей недели Великого поста красивы и возвышенны. Они изобилуют художественной персонификацией, аллегорией и противопоставлениями. Стоит проанализировать яркий пример употребления персонификации в богослужебном тексте – самоподобен «Радуйся, Живоносный Кресте».

Самоподобен (греч. αύτόμελον) – богослужебное песнопение, имеющее свою собственную метрику, мелодию и выступающее образцом для других.

Церковнославянский текст самоподобна службы таков:

Приведем также и его греческий оригинал:

Существуют переводы данного литургического песнопения и на русский язык. Вот некоторые из них.

Перевод Михаила Николаевича Скабаллановича:

Перевод игумена Силуана (Туманова):

Радуйся

Самоподобен начинается со слова «радуйся» – древнего приветствия, которое можно соотнести с современным «здравствуй». Так люди обращались друг к другу при встрече или в начале письма. Этим одушевленным обращением автор делает акцент на величии Креста Господня.

«Радуйся» – таким обращением ко Кресту как к живому существу подчеркивается величие Креста Господня

Стихира Крестопоклонной недели начинается с исключительно личного обращения ко Кресту как к живому существу, которое способно слышать молитвы и отвечать на них, что может смутить некоторых верующих.

Это в очередной раз показывает возможность такого гимнографического приема.

Крест, носящий жизнь

Мы становимся непосредственными сопричастниками той великой благодати, которой были удостоены Адам и Ева в раю, имея возможность вкушения плода от древа жизни, ведь Крест – это символ триумфальной победы жизни над смертью.

Крест – радость Церкви

Вся христианская жизнь в ее подлинном смысле – вечная борьба с диаволом, грехами, миром. И целью этой борьбы является победа над грехом и достижение Царствия Божия. В христианской мысли Крест и поклонение Кресту – это всегда победа. Причем победа в наивысшем смысле этого слова – «непобедимая победа».

Крест – это всегда победа, причем победа в наивысшем смысле этого слова – «непобедимая победа»

Ее можно понимать как победу над внешним, физическим врагом. Так, например, Константин Великий одерживает победу над Максенцием после явления на небе Креста и впоследствии нанесения его воинами на щиты – как знак покровительства над ними христианского Бога.

Это можно толковать и как победу над врагом духовным, то есть нечистой, бесовской силой. Достаточно вспомнить икону «Сошествие Христа во ад», где изображен Христос, стоящий на Кресте, под которым побежденный ад. Христос разбивает оковы ада Своим Распятием на Честном и Животворящем Кресте.

«Дверь райская». Церковь богословствует о Кресте как о райской двери. Крест отворяет заключенный рай и вводит в него благоразумного разбойника (см.: Лк. 23: 42–43), который уверовал в Спасителя. Такую же возможность после Крестной смерти и светлого Воскресения Иисуса Христа имеет каждый человек.

«Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения (2 Пет. 3: 17).

Крест Христов является не только дверью, но и вспомогательным, поддерживающим, дающим силу помощником в деле достижения Царствия Небесного.

«Церкве ограждение». Собрание верующих есть Церковь Христова, которой необходима защита, ограждение. Грехи человеческие ослабляют земную Церковь, а Крест является стеной – именно в этом значении употреблено слово «ограждение» – греческое περιτείχισμα. Крест – та стена, которая ограждает Церковь от козней диавольских.

Вознеслись от земного к небесному

Стихира говорит о подверженности тлению человека и о победе Христа над смертью, показывая великую силу Креста Господня: «Тля разорися и упразднися».

Сила Креста Господня дает не только поддержку, но и разрушает и уничтожает наши немощи

Смерть Спасителя на Кресте разрушила иную смерть:

Иисус Христос возносит нас Крестом «от земли к небесным», давая возможность каждому человеку из греховного состояния достичь Царствия Небесного.

Оружие непобедимое, пристанище спасения, даруяй миру велию милость

Уже в самом конце самоподобна, в его третьей, эпилогической части автор через прославление непобедимой силы Креста Господня подводит молящихся к торжественному прославлению сонма мучеников, преподобных и всех святых.

Крест – «слава мучеников», поскольку они, пострадав за Христа, уподобились его Крестным страданиям и страшному Распятию, чем и восприняли славу, подобную славе Воскресения Христа.

Завершающая, просительная часть стихиры вписывает прославление Креста в богослужебное время: это просьба в середине Великого поста о даровании великой и благой милости.

Животворящему Кресту Господню посвящено множество молитв, песнопений, которые непрестанно славят Крест Христов как центр духовной жизни, мироздания и спасения всех верующих, связывая его с новыми образами и символами.

[1] Кашкин А.С. Литургика. Ч. 2: Постная и Цветная Триоди. Саратов, 2018. С. 230.

[2] Лукашевич А.А. Крестопоклонная неделя // Православная энциклопедия. Т. 38. М., 2015. С. 609–611.

[3] Никон (Скарга), иеродиакон. Основные принципы построения поэтических текстов в церковной гимнографии. Дипломная работа. Калуга, 2012. С. 71.

[4] Скабалланович М.Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. К., 2003. С. 73.

[6] Скабалланович М.Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. С. 74.

[8] Иларион (Алфеев), епископ. Православие. Т. 1. М., 2008. С. 596.

[9] Триодь постная. М., 2012. С. 77.

[10] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5. М., 1978. С. 102.

[11] Кашкин А.С. Литургика. Ч. 2: Постная и Цветная Триоди. С. 230.

[12] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1644.

[13] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. М., 2003. С. 124.

[14] Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений: В 12 т. Т. 1. СПб., 1895. С. 729.

[15] Скабалланович М.Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. К., 2003. С. 74–75.

Источник

Крестопоклонная неделя

Вынос животворящего креста что означает. krestopoklonnaya. Вынос животворящего креста что означает фото. Вынос животворящего креста что означает-krestopoklonnaya. картинка Вынос животворящего креста что означает. картинка krestopoklonnaya. Русская Православная Церковь Заграницей

Третье воскресенье Великого поста называется Крестопоклонной неделей. Название ее происходит из того, что в субботу вечером по особому чину совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, ставшему для нас «древом жизни» и открывшему вход в потерянное первозданным человеком блаженное небесное Отечество. Вспоминая крестные страдания, которые претерпел Господь ради нашего спасения, мы должны сами укрепляться духом и со смирением и терпением продолжать свой постнический подвиг.

Содержание

История установления Крестопоклонной недели

«В той же день, в неделю третию поста, поклонение празднуем, Честнаго и Животворящего Креста, вины ради сицевы. Понеже, четыредесятодневнаго поста ради, образом некиим и мы распинаемся, умерщвляеми от страстей, горести же чувство имамы, унывающе и низпадающе. Предлагается Честный и Животворящий Крест, яко убо препокоя и утвержая нас, вспоминая страсти Господа нашего Исуса Христа и утешая. Аще Бог наш нас ради распятся, колико нам должно Его ради деяти.

… Якоже долг и остр путь проходяще, и трудом отягчавше, аще где древо благосенно и лиственно обрящут, мало седше почивают, тако и ныне в постное время и прискорбный путь и подвиг, насадися посреде от богоносных отец, Живоносный Крест, ослабу и покой нам подая, благопотребных же и легцех к преднему труду утрудившихся устраяя.
… Зане горькому источнику подобна есть Святая Четверодесятница, сокрушения ради и сущия нам от поста горести и печали. Якоже бо во оного среду, божественный Моисей древо вложи и услади его, тако и Бог, проведый нас умнаго Чермнаго моря и фараона, Животворящим Древом Крестным услаждает, иже от четверодесятодневнаго поста, горесть и печаль. И утешая нас, яко в пустыни пребывающих, дондеже ко умному Иеросалиму возведет Своим воскресением» (
Триодь постная, синоксарь в Неделю крестопоклонную).

Евангелия не сообщают особых подробностей о кресте, на котором был распят Христос. Обретение Креста Господня состоялось в 326 году, когда он был найден святой царицей Еленой во время ее паломничества в Иерусалим:

…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх Макарий встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях. («Хронография» Феофана, год 5817 (324/325))

История обретения Креста Господня описана многими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340-397 гг.), Руфином (345-410 гг.), Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Феодоритом Кирским (386-457 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.), Созоменом (ок. 400-450 гг.).

Вынос животворящего креста что означает. 1489671620.182obretenie kresta gospodnya. Вынос животворящего креста что означает фото. Вынос животворящего креста что означает-1489671620.182obretenie kresta gospodnya. картинка Вынос животворящего креста что означает. картинка 1489671620.182obretenie kresta gospodnya. Русская Православная Церковь ЗаграницейОбретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме. Аньоло Гадди, 1380 год

Впервые в сохранившихся текстах подробная история обретения Креста появляется у Амвросия Медиоланского в 395 году. В «Слове на кончину Феодосия» он повествует о том, как царица Елена велела копать на Голгофе и обнаружила там три креста. По надписи «Исус Назорей, Царь Иудейский» она нашла истинный Крест и совершила поклонение ему. Также она нашла гвозди, которыми был распят Господь. Все немногие указания историков, ближайших по времени к поискам, сводятся к тому, что кресты были найдены недалеко от Гроба Господня, однако не в самом Гробе. Существовала вероятность, что все три креста, использованные при казни в тот день, могли быть зарыты вблизи от места распятия. Созомен в своем труде выдвигает следующее предположение о возможной судьбе Креста после снятия с него тела Исуса Христа:

Евсевий Кесарийский так описывает место раскопок:

Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею все то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили ее камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, поистине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мертвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы. (Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина». III, 36)

Место обретения Креста находится в приделе Обретения Креста Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, в бывшей каменоломне. Место обретения отмечено красной мраморной плитой с изображением креста, плита с трех сторон обнесена металлической оградой, здесь же первое время хранился Крест. В придел Обретения Креста из подземной армянской церкви святой Елены вниз ведут 22 металлических ступени, это самая низкая и самая восточная точка Храма Гроба Господня — два этажа вниз от основного уровня. В приделе Обретения Креста под потолком около спуска есть окно, отмечающее место, с которого Елена наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Это окно соединяет придел с алтарем церкви святой Елены. Сократ Схоластик пишет, что императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил ее в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сократ сообщает, что эти сведения известны ему из разговоров жителей Константинополя, то есть могут быть недостоверными. Оставшаяся в Иерусалиме часть Креста находилась там длительное время, и верующие поклонялись честному древу. В 614 году Иерусалим был осажден персидским правителем Хосрой II. После продолжительной осады персам удалось захватить город. Захватчики вывезли Древо Животворящего Креста, которое хранилось в городе с того времени, как было обретено равноапостольной Еленой. Война продолжалась еще долгие годы. Объединившись с аварами и славянами, персидский царь едва не захватил Константинополь. Спасло византийскую столицу только заступничество Пресвятой Богородицы. Персы были разгромлены. Крест Господень был возвращен в Иерусалим. С тех пор ежегодно праздновался день этого радостного события.

В тот период порядок великопостных церковных служб еще не был окончательно установлен и в него постоянно вносились некоторые изменения. В частности, практиковался перенос праздников, которые прилучались на будние дни Великого поста, на субботу и воскресенье. Это позволяло не нарушать строгость поста будних дней. То же произошло с праздником Животворящего Креста. Его постановили отмечать в третье воскресенье Великого поста. В эти же дни было принято начинать подготовку оглашенных, таинство крещение которых было намечено на Пасху. Считалось верным начинать наставление в вере с поклонения Кресту Господню. Эта традиция существовала до XIII века, когда Иерусалим завоевали крестоносцы. С этих пор дальнейшая судьба святыни неизвестна. Лишь отдельные частицы Креста встречаются в некоторых ковчежцах.

Богослужение в Крестопоклонную неделю. Тропарь, кондак и канон

На Утрени в Неделю крестопоклонную, после Великого славословия, священник выносит из алтаря Крест. При пении тропаря «Спаси22 гDи лю1ди своS…» Крест полагается на аналое в центре храма. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…», — возглашает иерей и совершает земной поклон. После священнослужителей к аналою подходят попарно и все молящиеся, сперва мужского пола, затем женского, кланяются и лобызают Крест, а хор в это время поет особые стихеры, посвященные искупительным страданиям Христа Спасителя.

Подобным образом поклонение Кресту Господню совершается еще два раза в году — в первый день Успенского поста (14 августа н. ст.), когда празднуется «Происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня», и на двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго Креста (27 сентября н. ст.). На Крестопоклонной седьмице, четвертой неделе Великого поста, при совершении ежедневной службы поклонение Кресту бывает также в понедельник, среду и пяток, особым чином во время чтения часов.

Тропарь, глас 1.

С паси22 гDи лю1ди своS, и3 бlгослови2 достоsніе своE, побёды держaве росси1йстей на сопроти1вныz дaруй, и3 своS сохранsz кrт0мъ лю1ди.

Кондак, глас 7.

Н е ќже ктомY плaменное nрyжіє храни1тъ врaтъ є3дeмскихъ. сіE бо нaйде преслaвное наи1тіе, дрeво кrтное, смeртное жaло, и3 ѓдову побёду разори2. пришeлъ бо є3си2 сп7се м0й, вопіS сyщымъ во ѓде, вни1дите пaки въ рaй.

Библиотека Русской веры
Канон в неделю Крестопоклонную →

Народные традиции Крестопоклонной недели

На Руси в среду Крестопоклонной недели было принято во всех крестьянских домах печь из пресного пшеничного теста кресты по числу членов семьи. В крестах запекали или куриное перышко, «чтобы куры велись», или ржаное зерно, «чтобы хлеб уродился», или, наконец, человеческий волос, «чтобы голове легче было». Кому попадался крест с одним из этих предметов, тот считался счастливым.

В среду же Крестопоклонной недели «ломается» пост, и маленькие дети ходили под окна поздравлять хозяев с окончанием первой половины поста. В некоторых местностях этот обычай поздравленья выражался в очень оригинальной форме: ребятишек-поздравителей сажали, как цыплят, под большую корзину, откуда они тоненькими голосами пели: «Здравствуйте, хозяин-красное солнышко, здравствуйте, хозяюшка-светлый месяц, здравствуйте, дети-яркие звездочки!… Половина говенья переломилась, а другая наклонилась». Простодушных ребят-поздравителей принято было обливать при этом водой, а затем, как бы в награду за перенесенный испуг, им давали кресты из теста.

Иконография Крестопоклонной недели

По обыкновению на кресте изображается распятый Христос. Внизу под ногами Спасителя изображается подножие, на верхней части креста — доска с начертанием начальных букв надписи Пилата «Исус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I) или надпись «Исус Христос». На больших храмовых изображениях распятия с двух сторон от креста изображаются Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов, стоявшие, согласно Евангелию, во время казни у самого креста. На иконе «Поклонение Кресту» изображается крест в окружении небесных сил.

Вынос животворящего креста что означает. 1459602047.1487ned krest 01.04.16 10. Вынос животворящего креста что означает фото. Вынос животворящего креста что означает-1459602047.1487ned krest 01.04.16 10. картинка Вынос животворящего креста что означает. картинка 1459602047.1487ned krest 01.04.16 10. Русская Православная Церковь ЗаграницейПоклонение Кресту. Двусторонняя выносная икона. Оборот иконы — «Спас Нерукотворный». Новгород, вторая половина XII в. Москва, ГТГ

Вынос животворящего креста что означает. 1459601709.8598ned krest 01.04.16 01. Вынос животворящего креста что означает фото. Вынос животворящего креста что означает-1459601709.8598ned krest 01.04.16 01. картинка Вынос животворящего креста что означает. картинка 1459601709.8598ned krest 01.04.16 01. Русская Православная Церковь ЗаграницейДеревянная резная икона Крест Голгофский. Выг, конец XVIII в. Вынос животворящего креста что означает. 1489672020.5111krest 1. Вынос животворящего креста что означает фото. Вынос животворящего креста что означает-1489672020.5111krest 1. картинка Вынос животворящего креста что означает. картинка 1489672020.5111krest 1. Русская Православная Церковь ЗаграницейУтверждение креста (перед Распятием Христовым). Около 1497 (?), ростовская школа (?) Из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря

Вынос животворящего креста что означает. . Вынос животворящего креста что означает фото. Вынос животворящего креста что означает-. картинка Вынос животворящего креста что означает. картинка . Русская Православная Церковь ЗаграницейСтарообрядческое киотное распятие с избранными праздниками Вынос животворящего креста что означает. 1459602027.3571ned krest 01.04.16 09. Вынос животворящего креста что означает фото. Вынос животворящего креста что означает-1459602027.3571ned krest 01.04.16 09. картинка Вынос животворящего креста что означает. картинка 1459602027.3571ned krest 01.04.16 09. Русская Православная Церковь ЗаграницейИкона Распятие с предстоящими. Новгород, XVI в. Вынос животворящего креста что означает. 1459602124.3765ned krest 01.04.16 16. Вынос животворящего креста что означает фото. Вынос животворящего креста что означает-1459602124.3765ned krest 01.04.16 16. картинка Вынос животворящего креста что означает. картинка 1459602124.3765ned krest 01.04.16 16. Русская Православная Церковь ЗаграницейСовременная икона Поклонение Кресту

Вынос животворящего креста что означает. 1459601915.4007ned krest 01.04.16 03. Вынос животворящего креста что означает фото. Вынос животворящего креста что означает-1459601915.4007ned krest 01.04.16 03. картинка Вынос животворящего креста что означает. картинка 1459601915.4007ned krest 01.04.16 03. Русская Православная Церковь ЗаграницейЛитой Крест. Бронза, эмаль Вынос животворящего креста что означает. 1459601928.5633ned krest 01.04.16 12. Вынос животворящего креста что означает фото. Вынос животворящего креста что означает-1459601928.5633ned krest 01.04.16 12. картинка Вынос животворящего креста что означает. картинка 1459601928.5633ned krest 01.04.16 12. Русская Православная Церковь ЗаграницейЛитой Крест. Бронза, XIX в.

Церкви, посвященные Кресту Господню

В Иерусалиме на месте, где, по преданию, росло древо Креста, был основан монастырь. Монастырь Святого Креста и его местонахождение упоминаются во многих преданиях и легендах. Согласно одному из преданий временем создания обители является период правления византийского императора Константина Великого и его матери Елены, то есть IV век н. э. По другой легенде, датой основания монастыря является V век. И связывается это событие с Татианом, царем Иберии (Грузии). Считается, что Татиан, царь Иберии (Грузии), совершил паломничество в Святую Землю и решил построить иберийский монастырь к западу от Иерусалима, на земле, которую Константин Великий пожаловал Мириану, другому иберийскому царю. Согласно третьему преданию, монастырь построен во время правления императора Ираклия (610-641 гг.). Возвращаясь с победой из персидского похода, Ираклий стал лагерем на том месте, где теперь находится монастырь. Место это почиталось в связи с тем, что там выросло Крестное древо — то дерево, из которого был изготовлен Крест Христов. Сам Честной Крест, который Ираклий вернул из Персии в Святую Землю, был водружен на Голгофе. Ираклий же и велел на выбранном месте построить монастырь.

Вынос животворящего креста что означает. 1489672395.9363MinzarHamatzleva ST. Вынос животворящего креста что означает фото. Вынос животворящего креста что означает-1489672395.9363MinzarHamatzleva ST. картинка Вынос животворящего креста что означает. картинка 1489672395.9363MinzarHamatzleva ST. Русская Православная Церковь ЗаграницейМонастырь Святого Креста в Иерусалиме

В городе Апаран Арагацотнского района Армении есть храм святого Креста. Он был построен в конце IV века. В 1877 году храм был отреставрирован. Принадлежит Армянской Апостольской церкви

Вынос животворящего креста что означает. 1489672418.2115Basilica of the Holy Cross (Aparan, Armenia). Вынос животворящего креста что означает фото. Вынос животворящего креста что означает-1489672418.2115Basilica of the Holy Cross (Aparan, Armenia). картинка Вынос животворящего креста что означает. картинка 1489672418.2115Basilica of the Holy Cross (Aparan, Armenia). Русская Православная Церковь ЗаграницейЦерковь Святого Креста в г. Апаран, Армения

Также на острове Ахтамар (Турция) располагается раннесредневековый армянский монастырь святого Креста. Построен в 915-921 годах.

Вынос животворящего креста что означает. 1489672439.6909Armenian Church gz. Вынос животворящего креста что означает фото. Вынос животворящего креста что означает-1489672439.6909Armenian Church gz. картинка Вынос животворящего креста что означает. картинка 1489672439.6909Armenian Church gz. Русская Православная Церковь ЗаграницейМонастырь святого Креста на острове Ахтамар (Турция)

Душеполезное поучение в неделю Крестопоклонную

Если и Сам Безгрешный Господь столько претерпел и пострадал Пречистою Своею Плотию ради нашего спасения, то тем более мы, люди грешные, оскверненные страстями и пороками, должны страдать и терпеть, смиряя плотские прихоти и вожделения ради очищения и просветления бессмертной души.

Христианская религия — религия «крестоносная», как и апостол Павел говорит: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил. 1, 29). И «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Нести свой посильный крест, т.е. распинать телесные похоти и пожелания, — узкий и тесный путь спасения для каждого христианина. Поклоняясь Святому Кресту Господню и «взирая на начальника и совершителя веры Исуса, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел крест» (Евр. 12, 2), ободряемся духом и обретаем мужество к подвигу, чтобы отвергать самомнение и самолюбие и терпеливо следовать по стопам святых отцов, оставивших нам достойный образ и пример для подражания. О том, что скорби и терпение действительно необходимы для внутреннего самовоспитания и духовного роста, говорят и многие назидательные поучения, наставляя нас к стези добродетели и совершенствования.

«… Без страданий и неудобств никому невозможно спастись, о душа моя. Что же скажу тебе о Самом Творце небу и земли, всей твари видимой и невидимой?! Желая избавить род человеческий от порабощения диаволу и адских темниц, спасти от проклятия и преступления праотца нашего Адама, Бог стал человеком, воплотившись от Святого Духа. Послал Отец Сына Своего — Слово в Пресвятую Деву и родился без мужеского семени. И стал Невидимый видимым. И пребывал с людьми. И принял поношение, бесчестие, оплевание и побои в пречистое лицо Свое от бренного человека. И был распят на Кресте, и ударен по главе тростью и, вкусив уксуса и желчи, пронзен копьем в ребра, и предан смерти, и положен во гроб. И воскрес на третий день Своей властью. О великое чудо, удивительное и ангелом, и людям: Бессмертный захотел умереть, не желая видеть, как мучится творение рук Его от насилия диавольского в адском заточении!
О, предельная кротость и неизреченное человеколюбие Твое к нашему обнищанию и сиротству! О, ужасное и удивительное зрелище долготерпения Твоего, Господи! Ужасается мой ум и великий страх нападает на меня, и содрогаются кости мои, когда говорю об этом. Творец всей невидимой и видимой твари — а от твари Своей захотел пострадать, от тленного человека! И ангелы перед Ним ужасаются, и все силы небесные непрестанно прославляют Создателя своего, и вся тварь воспевает и служит со страхом, а демоны — трепещут. И вот терпит все это, и страдает: не от бессилия, не от подвластности, но Своей волей, нашего ради спасения, являя нам пример смирения и страдания во всем, чтобы также страдали, как и Он страдал, о чем слышала, душа моя» (
«Цветник» священноинока Дорофея).

На воскресной Литургии в неделю Крестопоклонную читается Евангелие от Марка (зач. 37), в котором Господь говорит о пути самоотвержения ради вечного спасения души. Блаженный Феофилакт Болгарский глубоко и назидательно раскрывает нам смысл этого церковного евангельского Слова.

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8:34–37)

Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. (Мк. 8:38)

Не довольно одной внутренней веры: требуется и исповедание уст. Ибо как человек двойствен, то двоякое должно быть и освящение, то есть освящение души посредством веры и освящение тела посредством исповедания. Итак, кто постыдится исповедать Распятого своим Богом, того и Он постыдится, признает недостойным рабом Своим, когда приидет уже не в смиренном виде, не в уничижении, в котором являлся здесь прежде и за которое некоторые стыдятся Его, но в славе и с воинством ангельским» (Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Марка, гл. 8, 34-38).

Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых — сила Божия (1 Кор. 1, 18).

Тяжело и странно может показаться современному человеку слушать назидания о воздержании и «покорении плоти духу», о различных самоограничениях и даже некотором (впрочем, умеренном и разумном) изнурении плоти. Святые отцы указывают, что корень подобного мнения и рассуждений кроется в нашем сластолюбии и жалости к себе, своим любимым привычкам, когда Устав церковный задает четкие рамки и нормы поведения в жизни христианина, а внутреннее ветхое «я», по плотскому мудрованию, начинает возражать и спрашивать «зачем?!»

То есть, зачем посты, поклоны, долгое молитвенное правило? Нет ли здесь своего рода показного ритуального действия, так называемого «обрядоверия», имеющего четко определенную внешнюю форму и лишенного при этом всякого внутреннего духовного содержания? Но так могут говорить и думать только несведущие люди, которые сами еще не вкусили именно той духовной, тихой радости, которая дается нам после испытания, после скорбей и подвигов, просвещающих сердечные очи для чистой и сосредоточенной молитвы. Когда мы кланяемся в землю — исповедуем свое грехопадение и смирение перед Богом, сознание своего недостоинства, вспоминаем, что и сами мы прах, и в прах возвратимся. А когда восстаем от поклона, то как бы одновременно восстаем и душою к лучшей и новой жизни, которую обретаем в соблюдении христианских заповедей. То, что трудно объяснить словами, человек сам без труда понимает, когда познает соответствующий жизненный опыт.

Крест и Воскресение Спасителя открывают нам высшие небесные тайны, непостижимые ни для какой ученой философии, потому что учат не земным наукам, а истинному пути добродетели, который один приводит к Вечному Небесному Отчеству. Ибо, как говорят святые отцы: «Много на земле так называемых премудростей, но все на земле и останутся. Всех глубже премудрость — спасти свою душу, поскольку она возносит душу на небо в Царство Небесное и ставит пред Богом» («Цветник» священноинока Дорофея). Сила и премудрость христианства — Крест Господень, поклоняясь которому, надеемся достигнуть мы и дня Светлой Пасхи, где найдем достойное воздаяние ради перенесенных подвижнических трудов и лишений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *