Взгляды В.И. Ленина на социализм и пути его созидания многогранны и динамичны. Они развивались в соответствии с ходом самих общественных процессов в России и во всем мире, давали ответы на новые вопросы, выдвигавшиеся жизнью перед партией большевиков. Особенно интенсивно происходило это развитие после Октябрьской революции, на основе обобщения опыта первых лет строительства социалистического общества. В последних письмах и статьях В.И. Ленина сформулирован ряд принципиально новых идей, означающих «коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм».
Для В.И. Ленина, особенно после победы социалистической революции, главным стало рассматривать социализм как системную целостность, проходящую многие длительные периоды, ступени, этапы своего развития, характеризующиеся определенным своеобразием и особенностями. В.И. Ленин определил основные ступени и этапы движения к социализму. Сам же социализм как качественное состояние, по его мнению, будет выступать как полный, развитой и цельный социализм. Полным в смысле реализации всех сущностных социалистических черт и потенций, развитым как достигшим собственной зрелости и вполне освободившимся от негативных традиций и черт капитализма, целостным в смысле достижения всестороннего, комплексного развития в единстве всех сторон общественной жизни и высокого качественного состояния социалистического общества как целого.
Все эти ступени были для В.И. Ленина делом отдаленного будущего, ибо сам переходный период к социализму, когда происходит его становление, при благоприятных условиях он определял в 20–40 лет и больше, в результате чего общество развивается, как собственно социалистическое, двигаясь к полному, развитому и целостному состоянию. Это путь от становящегося социализма к победившему социализму, и к новым ступеням его саморазвития.
Урок в том, что из-за разрыва между реальным конкретным состоянием социализма и его искаженным опережающим образом, при большом забегании вперед, социализм в конкретных условиях выдавался партийным руководством не за то, чем он был на этот момент на самом деле. О нем, из-за желания рапортовать об успешном продвижении вперед, говорилось то, чего не было в реальности. Фраза заменяла дело, мифы и иллюзии подменяли строгий научный анализ.
Социализм может успешно развиваться, когда в отношении него проводится реальная политика, без неоправданных забеганий вперед и без отставаний от насущных и назревших задач.
Всемирно-глобальный, универсальный ленинский подход к социализму. В.И. Ленин, вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом, постоянно рассматривал социализм как явление всемирной истории, в контексте общих тенденций развития человечества. Более того – именно самых передовых, наиболее прогрессивных тенденций бытия и восхождения человечества. Это выражалось в трех главных взаимосвязанных понятиях: прогресс цивилизации, народа и народов, человека. В этом смысл и суть всемирного общечеловеческого прогресса.
Будучи культурнейшим и интеллигентнейшим человеком эпохи, хорошо знавшим самые передовые страны того времени (Германию, Англию, Францию и другие), в которых он жил, В.И. Ленин определял задачей социализма максимальное обеспечение роста цивилизации, в том числе путем овладения новейшими достижениями мировой техники, технологии, организации и управления, образования, науки, культуры. Живительные силы социализма – в народе, который является его создателем и творцом. Лишь реально ощущая это, он становится его защитником и гарантом. Не только обобщенный народный субъект, но и каждый личностный субъект является главным смыслом и целью социализма как всесторонне развитая, творческая и свободная личность. Основа многосторонности и неповторимости каждого человеческого индивида – в овладении всеми богатствами культуры, знания, науки, которые выработало человечество. Обеспечение этого – высшая цель и функция социализма.
Формирование и развитие социализма как комплексного, пропорционального, сбалансированного, системного общественного организма. Во всех своих работах, и особенно в такой выдающейся и программной по вопросам теории и практики социалистического строительства, как «Очередные задачи Советской власти» (апрель 1918 г.), В.И. Ленин выдвигал и отстаивал линию созидания социализма в коренном отличии от диспропорционального, неравномерного, негармоничного развития капитализма (экономика и социальная жизнь, бытовое потребительство и духовно-культурное, нравственное развитие) как внутренне системного, сбалансированного, гармоничного общества. Это единство главных сторон общественной жизни: экономической, социальной, политической, культурной, национально-интернациональной.
Вырвавшись после революции 1917 г. вперед в создании нового типа политических (власть народа через Советы), социальных (общественная собственность на главные средства производства), национально-интернациональных (дружба и сотрудничество многонациональных и разнонациональных народов) отношений, социалистическая Россия в то же время была еще сильно отсталой в области экономики и культуры. «…Мы, пролетариат России, впереди любой Англии и любой Германии по нашему политическому строю, по силе политической власти рабочих и вместе с тем позади самого отсталого из западноевропейских государств по организации добропорядочного государственного капитализма, по высоте культуры, по степени подготовки к материально-производственному «введению» социализма» писал В.И. Ленин.
Поэтому нужно преодолеть эту общественную диспропорциональность и броситься догонять развитые капиталистические страны, и прежде всего Германию, по уровню их экономического, технико-организационного, культурного прогресса.
Ленинская концепция создания, строительства социализма носила всеобъемлющий, комплексный, широкий и глубинный характер, была подробнейшим и конкретно-детальным образом разработана. Она включала пять основных блоков: экономическое строительство; социальное развитие; политическое, демократическое развитие; идейно-духовное, научно-культурное, нравственное развитие; национальное, межнациональное, интернациональное развитие.
Двумя главнейшими факторами, пронизывающими все эти блоки и скрепляющими их в одно целое, были:
· самостоятельное и творческое созидание трудящимися, народом социализма,
· труд как основа прогресса общества и главный способ самореализации жизненных потенций человека. Как подчеркивал В.И. Ленин, «напрасно приписывают нам то, что мы хотим насильно ввести социализм… Мы готовы помочь рабочим в осуществлении социализма».
Труд, и только эффективный труд обеспечивает прогресс общества, цивилизации, народа и человека. Сломав решающую ориентацию на труд, горбачевское и особенно ельцинское «руководство» тем самым разрушило в СССР-России страну, общество, цивилизацию, повернуло на путь деградации народ и человека. При социализме, многократно подчеркивал В.И. Ленин, особенность труда, в отличие от капитализма, в том, что это труд, «работа на себя», это добровольный, сознательный, эффективный, контролируемый и самоуправляемый труд трудящихся как хозяев власти и собственности, а не отчужденных от них, как это случилось, начиная со сталинского периода.
Конечный смысл и оценка комплексного, гармоничного социалистического общества, строящегося на труде и на самовластии, самоуправлении народа, в том, что это – «лучшее общество», говоря словами В.И. Ленина, по сравнению с предшествующим, капиталистическим. «Мы хотим добиться нового, лучшего устройства общества: в этом новом, лучшем обществе не должно быть ни богатых, ни бедных, все должны принимать участие в работе. Не кучка богатеев, а все трудящиеся должны пользоваться плодами общей работы… Это новое, лучшее общество называется социалистическим обществом». При этом такую оценку обществу должны давать сами трудящиеся, которые, как подчеркнул В.И. Ленин в последнем публичном выступлении 20 ноября 1922 г., сами бы сказали: «Да, это лучше, чем старый строй».
Диалектика конкретного, приблизительного воплощения социалистического идеала в социалистическую действительность, примата социалистической практики над социалистической теорией. Это важнейшие положения и выводы марксистской и ленинской философии, марксистско-ленинского революционного учения. Они отражают диалектику абстрактного и конкретного, теоретического и практического, которые есть вещи разные, не совпадающие. Такой подход предохраняет от догматизации и абсолютизации социалистического идеала и социалистической теории и нацеливает на достижение максимальных успехов в практике и в совершенствовании реальной действительности. Но именно социалистической практики, социалистической действительности, не отходящих в главном и решающем от существа социализма, не подменяющих его несоциализмом, антисоциализмом. Главное же и решающее для социализма – социалистическая власть трудящихся, социалистическая общественная собственность на ключевые и определяющие средства производства. В этом вся суть.
В.И. Ленин писал, что «новое общество опять-таки есть абстракция, которая воплотиться в жизнь не может иначе, как через ряд разнообразных, несовершенных конкретных попыток создать то или иное социалистическое государство».
Для успеха дела социализма, для обеспечения его беззаветной поддержки массами трудящихся, народом важнейшими являются именно практические достижения, практические дела, а не просто теоретические призывы. По словам В.И. Ленина, «массы поймут и оценят лишь деловую практическую работу, практический успех в хозяйственной и культурной работе».
Название: Социализм Ленина Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат Добавлен 21:45:39 13 февраля 2009 Похожие работы Просмотров: 1263 Комментариев: 19 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
1. Характеристика социалистической идеи в России: От «утопизма» к «ленинскому вкладу» в марксизм. 3
1.1. Доленинское развитие социалистических проектов. 3
1.2. В.И. Ленин, критика социалистических идей народничества. 5
2. Характеристика ленинских планов построения социализма в России 7
2.1. Характеристика социализма как социального строя. 7
2.2. Взгляды Ленина на перспективы социализма в дореволюционный
2.3. Октябрьская революция. От теории к практике. 10
2.4. Расчеты на мировую революцию в ленинской концепции социализма 13
2.5. Последние статьи и письма В.И. Ленина. Ленинский план построение социализма в СССР. 14
Оценивая политические взгляды исторических личностей, нельзя не учитывать опыт давних лет, хотя бы потому, что они оставили большой отпечаток в истории.
Нельзя и отрицать и того, что среди всех коммунистических вождей, Ленин занимает одно из ведущих мест, в связи с этим, изучение и анализ теоретических учений Ленина представляет особый интерес т.к. он являлся идеологом революции, а его политические взгляды вошли в историю советского государства.
Оценка эволюции взглядов Ленина необходима для разграничения теории марксизма и ленинизма, для обозначения различных пониманий социализма различными авторами.
Подробное изучение ленинского учения о социализме не может исключать и сопоставление идей Ленина с теориями его наследников. Необходимо учитывать и смену некоторых политических приоритетов самого Ленина под влиянием изменений в экономической, социальной, и политической обстановке страны.
Нужно отметить, что ленинское видение социализма родилось не в одночасье, а было результатом многолетнего творческого приложения основных принципов марксизма, учения о новом общественном строе применительно к своеобразным условиям тогдашней России.
Осуждение строя, основанного на частной собственности, проповедь социального равенства находят своё отражение в гуманистической просветительской литературе (XVI-XVII вв). Создателем первой литературной утопии, т.е. сказания о никогда и нигде не существовавшем, но желанном обществе, был Мор. Видя основную причину социальной несправедливости в частной собственности, он нарисовал подробную картину коммунистического социального строя, основанного на коллективной собственности на средства производства. Подобные утопии создавали и другие мыслители, писатели той эпохи.
Однако эти утопии не являются собственно социалистическими учениями. Несмотря не резко критическое отношение к частной собственности, авторы утопии, как правило, лишь наивно противопоставляли эксплуататорским порядком картины нового общества, созданные воображением и находящиеся за пределами рационального познания и реалистического понимания общественных отношений. Создатели утопий часто сами не уверены в скором осуществлении своих предначертаний.
В России в XIX веке утопический социализм развивался преимущественно в форме крестьянского, народнического социализма (Герцен, Чернышевский, Лавров), имело место и тенденция к утопическому социализму неонароднического характера.
Ленин писал об утопическом социализме что он «не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества».
В середине прошлого века в исторической судьбе социалистической идеи свершился свой революционный переворот: К. Маркс и Ф. Энгельс провозгласили превращение социализма «из утопии в науку», задача в которой наконец-то практически изменит мир. Несмотря на радикальность провозглашенного размежевания с идейными предшественниками, марксизм, пронизанный пафосом «реализации философии», выступавший единой и целостной «позитивной наукой», явился естественным историческим преемником социалистических утопий. Есть все основания утверждать, что марксизм возник не только как результат логической преемственности в развертывания и обоснования социалистической идеи, но и, как и результат полемики, размежевания и критики по отношению к современному Марксу социализму и коммунизму.
Что касается самого Маркса, то способом соединения различных оснований его самоопределения выступил научный социализм. Социалистическая идея в марксизме обладает двойственным бытием. На её уровне, когда мы рассматриваем идейно-теоретическое содержание марксизма как развернутое воплощение социалистической идеи, политические закономерности социального бытия марксизма трансформируются в регулятивы развития всей целости марксизма, инициируют исторически конкретную трансформацию «социалистического проекта» и, соответственно, философского, экономического, исторического обоснования.
Традиционно считается, что усвоение марксизма вождями российского революционного движения ознаменовало переход от социализма утопического к научному. Главным идейным препятствием на пути утверждения марксизма в России оставалось народничество.
Большую роль в идейном разгроме народничества сыграла работа В.И. Ленина «Что такое” Друзья народа” как они воют против социал-демократов? «. Идеалистическим взглядам народников на историю Ленин противопоставил марксистское, материалистическое понимание общественной жизни. Ход истории обуславливается не субъективными желаниями отдельных личностей, а объективными законами общества. Марксистская наука раскрывает все формы противоречия при капитализме и указывает пролетариату путь избавления от капиталистической эксплуатации. Задачами русских социалистов является разработка марксисткой теории, распространения её в рабочих массах, организация рабочего класса.
Ленин показал, что народничество претерпело глубокие изменения, превратилось из революционного в либеральное, и до конца разоблачил народников 90-ых годов. Народники стали утверждать, что капитализм может войти народную жизнь без разорения крестьян и без эксплуатации трудящихся. Народники предполагали решение аграрного вопроса с помощью реформ, которые, не затрагивая основ эксплуатации в деревне, отвлекали крестьян от революционной борьбы. Они отказались от борьбы против царизма, возлагали надежды на царское правительство, которое якобы стоит над классами и поэтому способно оказать помощь трудящимся.
Вскрывая реакционную силу народников, Ленин в то же время выделял демократические черты их программы, выражавшие протест против пережитков крепостничества. Ленин заявлял, что марксисты, как представители народа, проводят общедемократические требования точнее, глубже и дальше.
В книге «Что такое «Друзья народа» и как они воют против социал-демократов? » В.И. Ленин наметил исторический путь рабочего класса России как политического вождя народа, выдвинул идею гегемонии пролетариата, поставил вопрос о союзниках пролетариата в революционной борьбе, о необходимости создания марксистской партии.
Обеспечивая достаточный материальный экономический стимул развития общественного производства, социалистическая организация общества порождает духовные стимулы к труду. Массами овладевают идеи перестройки общественных отношений, построение бесклассового общества. Моральное и материальное стимулирование труда находит свое выражение в развертывании социалистического соревнования.
В политической области социализм характеризуется укреплением государства, развитием социалистической демократии.
Политическая система социализма в той или иной стране, отличалась своеобразием в силу исторических особенностей строительства социалистического общества.
На место капиталистической культуры приходит социалистическая культура, являющаяся закономерным этапом на пути развития общечеловеческой культуры.
Ленин стремился превратить партию в узкую организацию профессиональных революционеров, ведение в программу идеи диктатуры пролетариата обособила их от других общественно-демократических движений.
В годы первой мировой войны В.И. Ленин на основе анализа империализма развил теорию социалистической революции, обогатил её новыми положениями, которые в основном сводятся к следующему.
1. Война была вызвана условиями эпохи, когда капитализм достиг своей высшей стадии, сложилось господство монополии и финансового капитала, начался экономический раздел мира между крупнейшими капиталистическими странами. Вместе с тем война так напрягла все силы трудящихся, что они оказались перед выбором: умирать под властью империализма, или поручить руководство пролетариату для перехода к социализму.
2. Революционную ситуацию характеризуют три основных признака: во-первых, невозможность для правящих классов продолжать своё господство; во-вторых, резкое обострение нужды и бедствий масс в результате кризиса; в-третьих, революционные выступления народных масс. Для превращения революционной ситуации в революцию необходимы несколько причин, а именно: способность и готовность передового класса подняться на свержение господствующих классов.
3. Для социалистической революции не требуется превращения пролетариата в большинство населения.
4. Национально-освободительное движение, направленное против империализма, расшатывает его, тем самым облегчает рабочим штурм империализма. С другой стороны, революционная борьба рабочих обеспечивает успех национально-освободительной борьбы.
6. Ленин пересмотрел положение Маркса и Энгельса о победе социализма одновременно во всех или в большинстве капиталистических стран.
В.И. Ленин подчеркивал, что победивший в революции пролетариат, отнюдь не выжидая победы революции во всех странах, организует у себя в стране социалистическое производство. Строительство социализма, ликвидация частной собственности на средства показывали бы всему мировому пролетариату путь избавления от гнета империалистов и вдохновляли бы его на борьбу с ними.
7. Победивший в социалистической революции пролетариат установит свою диктатуру, без которой немыслимо уничтожение классов и построение социализма. В разных странах в зависимости от уровня развития, от соотношения классов, от исторических традиций возможно то или иное своеобразие в форме перехода к социализму.
8. Составной частью ленинской теории социалистической революции, вытекающей из учения о возможности победы социализма в одной стране, является марксистское положение о вооруженной защите социалистического гос-ва, о справедливых войнах в защиту социализма.
Эта была новая теоретическая установка, новая, ленинская теория социалистической революции. Таким образом, можно утверждать, что дореволюционный период Ленин представлял основные элементы и контуры будущего строя на основе положения марксизма, которое и сегодня являются для нас исходными при определении сущности социалистического строя.
Октябрьская революция перевела вопрос о социализме из сферы теоретико-политической в плоскость практически-политическую. Поэтому в трудах Ленина советского периода значительный упор делается на анализ путей и методов достижения социализма в конкретных условиях России.
Главная трудность состояла в реорганизации всей хозяйственной жизни страны на началах социализма. В апреле 1918г. Ленин по поручению ЦК партии составил тезисы, глубокое содержание которых было раскрыто в работе «Очередные задачи Советской власти». В этом и в ряде других произведений В.И. Ленин наметил план строительства основ социалистической экономики.
В.И. Ленин, развивая учения Маркса, обосновал важнейшие положения об экономике переходного периода от капитализма к социализму. Мелкобуржуазная стихия представляла главную опасность для Советской власти и социализма. Задача партии, указывал Ленин, состояла в том, чтобы укрепить социалистический уклад хозяйства, превратить его в господствующий, а затем в единственный и всеобъемлющий.
Советская власть приступила к созданию основ социалистической экономики в условиях невероятной разрухи. Партия контролировала налаживание социалистического порядка, борьбу с тунеядством В.И. Ленин призывал вести хозяйствование аккуратно и добросовестно. Это были очередные и главные лозунги момента. Проведение их в жизнь явилось важнейшим условиям перехода к социализму.
На первый план в области экономического строительства социализма выдвигалась организация учета и контроля над производством и распределением продуктов. Без этого, указывал Ленин, нельзя перейти к управлению производством и обеспечить слаженную работу всех отраслей народного хозяйства. Осуществление учета и контроля возлагалось на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, совнархозы, фабрично-заводские комитеты. Предлагалось упорядочить государственные монополии, в особенности хлебную, укрепить государственный контроль над денежным обращением, использовать кооперацию.
При переходе к социализму В.И. Ленин придавал важное значения государственному капитализму. В систему государственного капитализма, по мнению Ленина должны входить различные советские акционерные общества, к участию в которых привлекались частные лица со своими капиталами, подконтрольные государству предприниматели.
В апреле 1918г.В.И. Ленин дал «Набросок плана научно-технических работ», в котором выдвинул задачу составления плана реорганизации промышленности и экономического подъема страны. В этот план должно входить: рациональное размещение промышленности с приближением её к источникам сырья; электрификация промышленности, транспорта и использование электричества в земледелии; обеспечение экономической самостоятельности страны.
В.И. Ленин разработал принципы руководства пролетарского гос-ва экономикой страны. Он обосновал принцип демократического централизма в организации советского хозяйствования. Интересы социализма требуют беспрекословного повиновения масс единой воле руководителя трудового процесса. Поэтому управление хозяйством должно быть централизованно.
Особенно большое внимание Ленин обращал на выработку новой, сознательной товарищеской дисциплины рабочих, на повышения их самодеятельности и сознания их ответственности.
Работа Ленина «Очередные задачи Советской власти» имела огромное историческое значение, она ориентировала партию на решение организационных задач социалистической революции, на организацию управления государством. В ней Ленин дал научно обоснованный, конкретный план реорганизации экономического строя страны на началах социализма, изложил основные принципы экономической политики пролетарского гос-ва в период перехода от капитализма к социализму.
Среди основных ошибок Ленина называются его неоправдавшиеся расчеты на мировую революцию. Несмотря на бурное антивоенное и революционное движения в капиталистических странах, прежде всего в Германии и Австро-Венгрии, кризис, который испытывала в тот период капиталистическая система, не оказался смертельным недугом. Представления о том что, в ближайшее время после Октября 1917г разразится мировая революция, которая покончит с капитализмом и откроет эру социализма, жизнь не подтвердила.
В то же время Советская республика устояла против объеденных сил интервенции и внутренней контрреволюции. Но при этом Ленин исходит по-прежнему из представлений потом, что победа социализма невозможна в одиночку. В феврале 1922г. Он писал «Мы всегда исповедовали, повторяли ту азбучную истину марксизма что, для победы социализма нужны совместные усилия рабочих нескольких передовых стран”.
Выдвинутая Лениным программа преобразований была направлена на решение именно этой задачи. Таким образом, концепция социализма, содержавшаяся в трудах Ленина вплоть до последних работ, как важнейшую, органическую часть этой проблемы включало тезис о мировой революции.
«Теперь мы нашли ты степень соединения частного интереса, частного трудового интереса, вопреки контролю над ним государством, степень подчинения его общим интересам, которая раньше составляла камень преткновения для многих и многих социалистов» (Соч., т.33, стр.428)
Объединение крестьян в кооперативы должно проводиться на добровольных началах и ни в коем случае ни административными методами.
В.И. Ленин предавал огромное значение культурной революции в деле построения социализма. Он указывал, что Советская власть должна добиться грамотности всего населения.
В последних статьях и письмах Ленин снова подчеркнул, что орудием построения социализма является Советское государство.
Больше всего он заботился о сохранении единства, монолитности партии он хотел, чтобы в партии оставался запрет всяких фракций и групп. Если возникнет раскол в партии, то он неизбежно поведет за собой раскол союза рабочих и крестьян.
Основные положения ленинского плана построения социализма в СССР после Октябрьской революции сводятся к следующему.
1. В Советской стране есть все необходимое и достаточное для построения полного социалистического общества. Для повышения обороноспособности государства надо индустриализировать страну, ликвидировать её технико-экономическую отсталость.
2. Преобщение крестьян к социалистическому строительству через кооперацию.
3. Всеобщая грамотность, расширение сети начальных и средних школ, вузов, издательской базы, развитие всех областей науки (культурная революция)
4. Основным условиям построения социализма является диктатура пролетариата. Государство в руках рабочего класса является орудием построения социализма. Для повышения роли государственного аппарата и экономии средств надлежит сократить до минимума путем изгнания обюрократившихся и чуждых элементов, обновить его свежими силами из представителей трудящихся.
5. Дружба народов всех национальностей Советского союза. Воспитание народов в духе интернационализма и братского единства, чуткое и бережное отношение к национальным чувствам народов.
6. Ведение мудрой внешней политики предотвращение военных столкновений с буржуазными государствами. Настойчивая борьба за мир, мирное сосуществование и экономическое соревнование социализма с капитализмом. В то же время укрепление обороны страны, повышение боеспособности Красной Армии и Флота, чтобы в случае нападения агрессора дать ему сокрушительный отпор
7. Решающей силой построения социализма является Коммунистическая партия. Без ее руководства партии «Диктатура пролетариата неосуществима».
Таковы основные положения ленинского плана построения социализма в Советской России.В.И. Ленин олицетворял собой новый, высший тип политического руководителя, вождя и учителя трудящихся масс. Ленин высоко ценил практический опыт масс, видел в нем сосредоточения коллективного разума народа, «ум десятков миллионов творцов создаёт нечто неизмеримо более высокое, чем самое великое и гениальное предвидение». Ленин постоянно заботился об укрепление связей с массами о вовлечение их в историческое творчество.
Существует мнение, что В.И. Ленин в 1921г. пересмотрел свои взгляды и обосновал новую модель социализма. Справедливо ли это мнение?
Ответ на этот вопрос не так прост. Сегодня существует, по крайней мере, три позиции по этому вопросу. Ряд исследователей считают, что можно говорить о полной перемене ленинских взглядов. Нэп отождествляется ими с «новой» моделью социализма, возникшей у Владимировича Ильича в конце его жизни, с утратой им надежд на построения социализма в России и переходом на позиции познания роли товарно-денежных отношений и рыночной экономике. Другие возражают, доказывая что нэп лишь временная мера, за которой вновь должно последовать возвращение к прежним правилам и идеалам. Существуют мнения, отрицающие наличие у Ленина каких-либо четко оформленных представлений о дальнейших шагах, что и определило противоречия в ходе осуществления этой политики. Аргументация, относящаяся к этим точкам зрения, во многом недостаточна и основывается лишь на небольшом месте числе ленинских высказываний.
Говоря о перемене точки зрения на социализм, Ленин имел в виду пути построения фундамента социалистического общества. Он отмечал, что в этом процессе главное внимание должно быть уделено новым рычагам в организации народного хозяйства. Так идет ли здесь речь об изменении концепции социализма? Мы должны четко для себя отделить общее от частного. Общее-представление о социализме, его признаках; частное-определение путей созидания нового общества. По Ленину, вопрос о социализме переходит из плоскости классовой борьбы и судьбы революционной власти в сферу построения фундамента социалистического общества. Этот подход имел свои предпосылки в предыдущем творчестве Ленина.
Экономический механизм нэпа является структурой, характерной не для социализма, а для его переходного этапа построения, его материальной базы. Нэп явился результатом сложившийся обстановки в стране на рубеже 1920-1921гг, именно ход экономического развития страны, а не пересмотр теоретических положений повлиял на решения партии в 1921г. Об этом говорит и сохранение программы партии, принятой на VIII съезде в 1919г. в самый разгар «военного коммунизма». В то же время в условиях России Лениным предусматривается новый подход с учетом состояния экономики страны. Нэп не являлся новой моделью социализма, а представлял путь строения его фундамента в сфере экономики и управления государством. В своей последней публичной речи 20 ноября 1922г Ленин сказал: “Ни одного лозунга, в котором мы вчера выучились, не забудем. Это можем спокойно, без всякой тени колебания, сказать кому угодно. из России нэповской будет Россия социалистическая»
Точка зрения о пересмотре своих и Марксовых представления о социализме возникла в процессе осмысления его жизни и деятельности, нашего постепенного освобождения от былых догм и мифов. Сторонники этой точки зрения подчеркивают, что поворот к нэпу был признанием концептуальной ошибочности ведения социализма, а не только прежних путей к нему. По существу, в период нэпа зарождалась модель социализма, отличная от классической.
Можно ли говорить о том, что Ленин оставил после себя полный план построения социалистического общества, как это утверждалось в нашей литературе раньше?
Надо сказать, что задача, раз и навсегда создать полный план построения социалистического общества, объективно неразрешима. Более того, это противоречило духу самого ленинизма.
Ленин воспринял марксистскую традицию осторожного и ответственного отношения к всякого рода фантазиям о будущем, неприятие утопических проектов пытающихся рисовать его в конкретных и определенных формах. Логика ленинских рассуждений была такова: начиная социалистические преобразования мы, конечно, должны ясно поставить перед собой цель, необходимо сохранить общую перспективу, видеть красную нить, связывающую все развитие капитализма и все дорогу к социализму. Но эта дорога представляется не прямой, но мы должны видеть ее начало, продолжение и конец. В жизни она никогда прямой не будет, а будет невероятно сложной. Сколько будет этапов к перехода к социализму, мы не знаем, и знать не можем. Не знаем мы сейчас, как будут выглядеть законченный социализм.
Ленин много думал о переходе к социализму, проделал огромную новаторскую работу, сформулировал исходные принципы строительства нового общества в России.
Историческая оценка состоятельности ленинской теории и пророчеств. Развитие и интерпретация ленинизма последователями вождя.
Длительное время огромное влияние на духовную жизнь ряда стран оказывала сталинская версия философии «марксизма-ленинизма», получившая формализовано завершённое изложение в произведение И. Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Это произведение, как и вся книга, было канонизировано и с подачи А. Жданова названо” энциклопедией философских знаний в области марксизма-ленинизма».
Сталинизм является прямым извращением не только ленинской теории социализма, но и своеобразным антиподом гуманистической сути социализма и её прямой противоположности. Образно говоря, деформации социализма можно сравнить с деятельностью псевдостроителей нового дома, которые взяли хороший чертеж, но построили плохой дом. Следует ли на этом основании делать вывод, что чертеж был плохой? Можно ли считать Ленина ответственным за деформации, восходящие к временам сталинщины? Считаю, что нет. Хотя уже при Ленине зарождались элементы технократических методов управления страной, но он уже от них отказался в начале 1921г. Ленин отстаивал научный подход к созданию социализма, выдвигал на первый план социально обоснованные и продуманные решения. Деформации появились по тому, что произошел отход от научных решений: их заменили в политике волюнтаризм, культ личности
Владимир Ильич Ленин был из тех, кто на рубеже двух столетий усилиями творческой воли участвовал в подготовке отечественного духовного ренессанса, азартно пересматривал идеалы, совершал головокружительные попытки переоценить прошлое и заглянуть в будущее. В результате их усилий на духовном горизонте появился феномен, позже получивший название ленинизма. Ленинизм-продукт оценки ленинских прочтений марксизма. Феномен этот стянул в себе колоссальный клубок социальных противоречий, эмоциональных всплесков революционно настроенной интеллектуальной элиты, буйство и нетерпение русского простонародья. По истечению нескольких лет ленинизм превратился в страшную оппозиционную доктрину, а затем в господствующую в стране идеологию, тотально подчинившую себе политику, экономику, культуру, образование, воспитание, мысли и чувства людей.
Сегодня, на исходе XX столетия, ленинизм, казалось бы, проделал обратную эволюцию, однако говорить об окончательной оценки ленинизма в истории нельзя. Марксистская философия, как и ленинизм, остаётся еще не до конца оценённой и хранит много тайн. В сегодняшних спорах, дискуссиях о Ленине высказываются разноречивые, порой противоположные оценочные суждения. Я вижу необходимым отвлечься от крайностей, чтобы объективно и обобщенно оценивать деятельность Ленина.
2. Ленин, о котором спорят сегодня.А.С. Абрамов, В.Н. Шевченко. Институт теории и истории социализма ЦК КПСС. Москва. 2001г.
3. Политическая история России и СССР (Вторая пол. 19-20вв). Курс лекций ред. Б.В. Леванов. Москва, 2003г.