Вследствие чего опасная ситуация может стать экстремальной
Что такое опасная ситуация? Виды и характеристики опасных ситуаций. Правила поведения в опасных ситуациях
Под опасными понимаются факторы, приводящие к нарушению здоровья, различным травмам и даже к инвалидности. Данного рода свойством обладают системы, которые имеют химически, биологически и технически активные компоненты и условия, которые не соответствуют жизнедеятельности людей.
Если говорить о взрослом человеке, то его опасности могут подстерегать и на работе, и во время отдыха или путешествия, и на улице, и в транспорте, и даже дома. Для детей опасными факторами могут быть обстоятельства, возникшие по пути в школу либо во время урока, при игре дома (особенно ребенок он один).
Все вредные и опасные факторы создают вокруг человека разного рода ситуации, которые могут стать «катализаторами» несчастных случаев.
Интерпретация рассматриваемого понятия
Опасная ситуация – это такая неблагоприятная обстановка, внутри которой возникают опасные и вредные факторы различного происхождения, выступающие угрозой для жизни, здоровья человека, а также среды его обитания и имущества.
По ходу своей жизнедеятельности представитель человеческой расы может оказаться в эпицентре любой вредоносной обстановки (получить травму, заблудиться, стать жертвой нападения и прочее), когда требуется мобилизовать все имеющиеся силы, навыки и умения. Именно данного рода ситуация называется экстремальной (исключена либо ограничена помощь извне).
Согласно М.П. Фролову, С.В. Петрову, А.Т. Смирнову, Е.Н. Литвинову, экстремальноопасная ситуация – это совокупность данного рода обстоятельств, требующих для защиты здоровья, жизни человека максимально возможного напряжения всех имеющихся духовных и физических сил. Она появляется, к примеру, когда человек оказывается в ледяной воде, либо в эпицентре снежной бури, либо при пожаре.
В настоящее время стал популярен экстремальный спорт, где требуется проявить все имеющиеся навыки, умения, возможности, для того чтобы выжить в автономных, сверхтяжелых условиях существования.
Также к возможным экстремально опасным ситуациям себя готовят летчики-испытатели, спасатели, космонавты, моряки и др., чья профессия признана опасной.
Опасные и чрезвычайные ситуации: отличительные черты
Довольно часто на отдельной территории по причине природных явлений, экологических бедствий, социально опасных ситуаций, техногенных катастроф и аварий нарушаются требуемые для нормальной жизнедеятельности людей условия, появляется реальная угроза их здоровью, жизни, имуществу. Все это чрезвычайно опасные ситуации (ЧС). Они требуют определенных усилий от госструктур и населения в отношении предотвращения и ликвидации их последствий.
Чрезвычайно опасная ситуация бывает техногенного, биологического, природного, социально-криминального, военного, экологического характера.
ЧС природного характера – стихийные бедствия атмо-, гидро-, литосферного происхождения. Под техногенной их природой понимаются катастрофы, аварии, которые происходят в рамках техносферы и которые связаны с бытовой, производственной деятельностью человека, а также транспортом. Чрезвычайно опасные ситуации социального характера – обстоятельства, противоречащие российскому законодательству.
Опасные ситуации природного характера: источники, причины
Очаг – опасный природный процесс либо явление. Возникновение опасных ситуаций данного рода происходит по следующим причинам:
Поражающие факторы вышеперечисленных явлений – угроза здоровью, жизни людей, а также сельскохозяйственных растений, животных, природной среды и экономически важных объектов. Однако не все опасные природные ситуации приводят к появлению ЧС (их учет не производится в местах, где человек не занят никакой деятельностью и не проживает). Они складываются исключительно при возникновении угрозы жизни, здоровью человека либо окружающей среды по причине появления рассматриваемых ситуаций.
Чрезвычайно опасные ситуации природного характера – стихийные бедствия (вредоносные обстоятельства геофизического, гидрологического, геологического, атмосферного и иного происхождения в масштабах, приводящих к катастрофе, которая характеризуется внезапным нарушением нормальной жизнедеятельности населения, уничтожением и разрушением материальных ценностей, гибелью и поражением людей, животных).
Классификация стихийных бедствий исходя из условий их возникновения
Их можно подразделить на следующие группы:
3. Гидрологические (гидрометеорологические):
5. Природные пожары (бесконтрольное горение растительности, которое распространяется по лесу).
Техногенные ЧС: определение, критерии оценки их последствий
Чрезвычайно опасные ситуации техногенного характера – промышленные аварии, сопровождающиеся выбросом ОХВ; взрывы и пожары; транспортные аварии (автомобильные, морские, речные, железнодорожные).
Чрезвычайные происшествия делятся на следующие виды аварий:
Критерии оценки последствий любого рода катастроф:
Что может привести к возникновению данного рода ситуаций?
Причины опасных ситуаций (аварий) следующие:
Отдельные аварии, катастрофы на транспорте и промышленных объектах могут сопровождаться выбросом ОХВ, радиоактивных веществ, взрывами, пожарами и пр.
Какие опасности подстерегают водителей на дорогах?
Каждый раз, когда водитель садится за руль своей машины, он должен помнить о том, что любое транспортное средство – источник повышенной опасности, в его руках жизнь и близких ему людей, находящихся с ним в машине, и других участников данного дорожного движения.
Можно выделить следующие опасные ситуации на дорогах (угрозы):
Это лишь некоторые опасные ситуации на дорогах.
Социальные ЧС
Процессы и явления данной направленности наполнены острыми, неразрешимыми противоречиями, катаклизмами, приобретающими в современное время глобальный характер. Социально опасная ситуация – вредоносная обстановка на конкретной территории, которая сложилась по причине опасного социального процесса либо явления, повлекшего за собой человеческие жертвы либо ущерб их здоровью или окружающей среде, существенные материальные потери, нарушение условий нормальной жизнедеятельности людей.
Защита от них – профмероприятия, которые направлены на ликвидацию данного рода опасностей. Помимо этого, необходима соответствующая подготовка, позволяющая человеку адекватно реагировать в опасных ситуациях.
Можно выделить следующие социально опасные ситуации:
Разновидность рассматриваемых опасных ситуаций
Что делать при угрозе жизни?
Правила поведения в опасных ситуациях следующие:
Вследствие чего опасная ситуация может стать экстремальной?
Вследствие чего опасная ситуация может стать экстремальной?
Если её запустить отсутствием адекватной реакции.
Например, упала на пол спичка.
В принципе потушить можно, ещё не разгорелось.
Но глупый человек просто сел рядышком, наблюдая, как огонь перекидывается на шторы, висящие клочьями обои.
Вследствие воздействия внешних факторов.
Вследствие незнания техники безопасности.
Вследствие усугубления ситуации.
Проблема поведения человека в экстремальных ситуациях) аргументы)?
Проблема поведения человека в экстремальных ситуациях) аргументы).
Вследствие всего выше сказанного мне не для чего толковать читателю.
Попытайтесь восстановить реальную жизненную Ситуацию которая могла бы стать поводом для создания этого стихотворения кот поет глаза прищуря?
Попытайтесь восстановить реальную жизненную Ситуацию которая могла бы стать поводом для создания этого стихотворения кот поет глаза прищуря.
Как проверить слово вследствие или в следствие?
Как проверить слово вследствие или в следствие.
Морфологический разбор слов : «вследствие » и «чтобы»?
Морфологический разбор слов : «вследствие » и «чтобы»!
Вследствие какая часть речи?
Вследствие какая часть речи.
Сосьавить предложение со словой вследствие того что?
Сосьавить предложение со словой вследствие того что.
Написать статью об экологической ситуации в Королёве На уровне 7 класса?
Написать статью об экологической ситуации в Королёве На уровне 7 класса.
У этого слова нет проверки именно у этого.
Клеить, приклеить, приклеенный.
Говори понятно, учись отлично, думай хорошо, сиди смирно, прыгай высоко, читай громче, слушай вниметельно, пиши красиво, бегай быстро, смотри в оба.
1. говори умно, учись хорошо, думай много, прыгай высоко. Читай много, слушай внимательно, пиши красиво, бегай быстро, смотри внимательно.
Обед обеды Глаза глаза Волк волки Снег в снегу, снега Солдат солдаты Глобус глобусы Стриж стрижИ Штраф штрафы Жираф жирафы.
1) Катя любит отдыхать на природе2)Каждый человек обязан знать свой язык3)Я умею играть на скрипке 4. Я не мог не признаться себе. 5. Я непременно хотел с ним помириться. Удачи.
На улице дует сильный ветер и кружит листья Осенью сухие и сморщиные листья падают с деревьев В конце осени птицы улетают на юг и в тёплые края После холодной зимы шуршит ёжик и порхают бабочки.
Классификация экстремальных ситуаций. Опасная, чрезвычайная и экстремальная ситуация.
Опыт подсказывает, что люди способны переносить самые суровые природные условия и находится в экстремальных ситуациях в течение длительного времени, и даже более одного месяца без пищи. Но, однако, человек, непривычный к таким условиям, попавший в них впервые и случайно, оказывается слабо приспособленным к жизни в незнакомой и часто агрессивной среде.
Окружающая природная среда, ее физико-географические особенности, время года имеют первостепенное значение для жизнедеятельности человека в условиях автономного существования и экстремальных ситуациях. Активно воздействуя на человека, природная среда увеличивает или сокращает сроки существования человека в создавшейся ситуации.
Для каждой природной зоны: тундры и ее арктического побережья, тайги, гор или пустыни — характерны свои особенности климата, растительного и животного мира, рельефа.
Все это, вместе взятое и обуславливает специфику жизнедеятельности человека в той или иной зоне:
— Режим его поведения.
— Способы добывания пищи и воды, огня, строительства убежищ.
— Характер возможных заболеваний.
— Передвижение по местности и возможные опасности.
Чем жестче условия внешней среды, тем короче сроки автономного существования, тем необходимее минимальные знания по обеспечению жизнедеятельности, тем дороже цена ошибки. Но самое главное — необходимо уметь различать просто опасную и действительно чрезвычайную, экстремальную ситуацию.
Приводимая ниже классификация экстремальных ситуаций рассматривает возникающие нестандартные ситуации в зависимости от степени их воздействия на человека.
Классификация экстремальных ситуаций.
1. Опасная ситуация.
Это, в первую очередь, возможность заблудиться, при:
— Сборе грибов и ягод в незнакомом месте.
— Самостоятельном обследовании лабиринта пещеры без ее детального плана.
— Отставании от туристской группы в походе.
— Внезапной встрече с хищными дикими животными.
— Попадании в зону сильных грозовых разрядов на незащищенном месте.
— Движении по топкому болоту.
— Вынужденных переправах без страховки через бурные или глубокие реки.
2. Чрезвычайная ситуация.
Часто опасная ситуация переходит в чрезвычайную, а иногда и в экстремальную, если:
— Находясь в большом незнакомом лесу и не сумев сориентироваться, человек начинает уходить от населенного пункта в глубь леса и этим затрудняет свои поиски.
— Не поставив в известность своих родных, знакомых и друзей, человек уходит один или с товарищами в неизвестную пещеру или каменоломню и заблудившись в сложном лабиринте ходов, оказывается в чрезвычайной, а затем и экстремальной ситуации без света, теплой одежды, воды и пищи.
— При отставании от группы в туристском походе экстремальных ситуаций как правило не возникает, так как на привалах обязательно проверяется персональный состав группы и если кто-то отсутствует, немедленно организуются его поиски. Это сразу определяет возможное место отставания и прошедшее с этого момента время.
— Во время переправы через реку или каньон потерян рюкзак с продуктами, медикаментами, средствами ориентирования (карты, компас) или каким-либо другим крайне необходимым снаряжением.
3. Экстремальные ситуации.
Аварии транспортного средства в ненаселенной или труднодоступной местности:
— Автомобиля, мотоцикла, вездехода, снегохода. При этом человек или группа людей могут оказаться в заполярной тундре, горах, тайге, джунглях, пустыне.
— Самолета, вертолета. В результате вынужденной посадки человек или группа людей могут оказаться: в лесу (тайга, джунгли), на крутом горном склоне или горном плато, на воде (на море), в безлюдных участках тундры, на необитаемых островах, в пустыне.
— Воздушного шара.
Кораблекрушение, в результате которого человек или группа людей могут оказаться в следующих условиях:
— В открытом море (океане) на спасательном плоту, в шлюпке или на обломке судна.
— Морские течения выбросили неуправляемое судно или спасательное средство (плот, шлюпку, обломок судна), на котором находились люди, на незнакомое и ненаселенное побережье или необитаемый остров.
Попадание в зону стихийного бедствия, вызванного:
— Землетрясением.
— Извержением вулкана.
— Песчаной бурей в пустыне.
— Лесным пожаром.
— Снежной лавиной или селевым потоком.
— катастрофическим наводнением.
Во время нахождения в зоне стихийного бедствия могут возникнуть различные непрогнозируемые ситуации и обстоятельства:
— Человек или группа оказались в зоне извержения вулкана, землетрясения, селевого потока, схода гигантского оползня или снежной лавины, лесного или степного пожара.
— Судно попало в жестокий шторм, тайфун, цунами, приведшие к кораблекрушению.
— Во время любого из перечисленных выше стихийных бедствий выжить удалось лишь одному.
Попадание в зону локальных военных конфликтов:
— Религиозных.
— Межнациональных.
— Пограничных.
В этом случае экстремальная ситуация возникает, когда :
— Человеку или группе людей удалось бежать из плена и длительное время скрываться в ненаселенной местности (горах, пустыне, тайге, джунглях и т. д.).
— Возникла необходимость попытаться скрытно выйти из опасной зоны через ненаселенные или труднопроходимые участки местности.
«Энциклопедия выживания» Черныш И. В.
Бороться, бежать, замереть: от чего зависит наше поведение в чрезвычайной ситуации
Произошла трагедия. Сгорел самолет, погибли люди. В социальных сетях и медиа моментально зародились дискуссии — часто осуждающие — о том, как вели себя пассажиры самолета в минуту опасности. Участники этих дискуссий пытались примерить ситуацию на себя: кто бы в панике доставал ручную кладь, а кто — спасал других пострадавших? Кто сохранил бы хладнокровие, а кто — замер в ужасе?
«Дело в том, что никто из нас не знает, как бы он повел себя в подобной ситуации, — объясняет Руфина Кашапова, психолог-консультант, сертифицированный специалист по работе с психологической травмой. — Тех, кто рассуждает о трагедии в сетях, к счастью, в самолете не было. Не нам, сидящим в уютных квартирах, офисах и кафе, судить, что там было и кто как себя повел. Потому что реакция на опасность — не то, что можно контролировать. В эти моменты у нас включается так называемый «рептилиевый мозг», когда мы действуем телом. А неокортекс (самый новый внешний отдел головного мозга, или «рациональный мозг») отключается. Но поведение в опасных ситуациях можно и нужно тренировать».
Как мы реагируем на критические ситуации?
Изначально, люди рождаются с тремя реакциями на опасность: бороться, бежать или замереть. Если опасность такая, с которой мы можем бороться, — мы боремся. Если бороться мы не можем и нам необходимо спастись — мы убегаем. Если у нас нет ни той, ни другой возможности — мы замираем или прячемся.
«В течение жизни мы обычно выбираем одну реакцию на опасность, которая затем проявляется в большинстве случаев, — говорит Кашапова. — К сожалению, чаще всего эта реакция — замирание. Дело в том, что большая часть опасностей, с которыми встречается человек, — это социальные и психологические опасности, где невозможно бороться кулаками или физически убегать. Поэтому замирание и становится для многих «выученной» реакцией». Многочисленные эксперименты показывают: подвергаясь угрозе, люди часто не предпринимают действий, которые могут повысить их шансы на выживание. Так, например, во время смоделированной пожарной аварии в туннеле люди оставались рядом со своими автомобилями, даже когда они были скрыты дымом (Boer и Veldhuijzen van Zanten, 2002 год). Эта неспособность реагировать также наблюдается в реальных ситуациях, например, когда участники вечеринки не могут эвакуироваться из задымленного помещения (Cassuto и Tarnow, 2003). Интересно, что люди, живущие в особо опасных местностях, демонстрируют удивительное отсутствие знаний о рисках, связанных с их окружающей средой. Так люди, жившие у вулкана Сент-Хеленс в 1981 году, не понимали опасности, связанной с извержением вулкана (Greene, 1981).
Можно ли предугадать свое поведение?
«Наше поведение зависит еще и от того, насколько вам важно сохранить лицо, — объясняет психолог. — Если сохранить лицо важнее, чем сохранить жизнь, — человек будет замирать. Некоторым сохранение лица в критических ситуациях становится безразличным, им гораздо важнее сохранить жизнь. Все-таки это биологический механизм». Еще в 1974 году исследование канадского эндокринолога Ганса Селье показало: когда люди осознают, что сталкиваются с чрезвычайной ситуацией, у них активируются две основные физиологические системы, предназначенные для повышения чувства самосохранения. Первая — симпатическое деление вегетативной нервной системы. Вторая (медленнее реагирующая) — ось гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников. Роль этих двух систем заключается в том, чтобы подготовить организм к борьбе с угрозой (Miller & O’Callaghan, 2002). Две системы реагирования работают путем увеличения определенных гормонов, таких как адреналин и кортизол. Они, в свою очередь, воздействуют на биологическое функционирование человека: повышенное сердцебиение, угнетение пищеварительной системы или увеличение поступления глюкозы в мышцы. Хотя эти физиологические изменения могут быть полезны для усиления физической реакции на угрозу, связанные с ней нейрохимические изменения могут фактически снизить выживаемость, отрицательно влияя на когнитивные процессы, такие как память или внимание. Все это позволяет предположить, что когнитивные нарушения в ситуациях опасности связаны не только с внешними и социальными факторами, но и с возникающими нейрохимическими изменениями.
«В нашей бытовой жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, которые требуют нашей реакции. Например, такая банальная история из жизни: две пары отдыхали на природе у костра, у одной пары был ребенок трех лет. Ребенок играл в мячик, и в какой-то момент мяч полетел в костер. Первым в сторону прыгнул мужчина без детей, следом за ним — его жена. Это реакция бегства. Отец ребенка остановился и смотрел, будто в замедленной съемке, как мяч летит в костер. И только мать поймала мяч у самого огня. Все смеялись, мужчинам было стыдно за свои реакции, они решили, что больше никогда не станут так себя вести, но прошло несколько минут — и ситуация повторилась с точностью до деталей. И это возвращает нас к идее о том, что реакция на опасность — не то, что можно контролировать».
Можно ли повысить эффективность своих действий?
«В современном мире люди избегают любых ситуаций, в которых можно натренировать поведение в опасности. Мало того, они избегают даже разговора о них, — продолжает Кашапова. — Хотя «прокачивание» этих способностей способно сыграть ключевую роль в спасении. Потому что «инструкции не всегда работают». Чтобы развить эти способности, утверждает эксперт, не обязательно заниматься экстремальными видами спорта. Наоборот, если специально искать критические ситуации, чувство опасности может атрофироваться. Необходимо поддерживать себя в тонусе, не вести пассивный образ жизни, не избегать всеми силами любых угроз, свободно реагировать на любые опасности в жизни. «Если человек много раз преодолевал опасности (например, бывал в туристических походах), скорее всего, в критической ситуации он поведет себя «адекватно», — утверждает психолог.
Что такое «адекватно»?
«Как правило, не существует очевидных действий, которые способны наверняка привести к спасению. Биологическая реакция может оказаться неподходящей: при эвакуации самолета она может заставить пассажира рвануть к выходу, расталкивая всех локтями, будто он находится в открытом пространстве. Если люди реагируют так, они погибают в давке», — подчеркивает Кашапова. Согласно ее словам, в такой ситуации важно действовать по инструкции: «Это хороший soft skill». Однако и здесь необходима тренировка: если люди не способны четко выполнить инструкцию, они рискуют погибнуть, несмотря на правильный выбор действий.
Дело в том, что иные реакции, так называемые «баги», появляются в ходе накопления травматических реакций, говорит эксперт. Именно травмы вызывают ошибочные реакции организма на ситуации. Если представить идеальный, нетравмированный организм, то его реакции здоровы, в них нет этих «ошибок». Но жизненное развитие неизбежно проходит с травмами. Если травмы преодолены, здоровая реакция возвращается. Но никто этого гарантировать не может, поэтому кроме травмотерапии важны и тренировки soft skills.
Еще один soft skill, про который очень многие забывают и не используют, — расфокусированное внимание. Имея перед глазами визуальный ряд, мы концентрируемся, это привычное состояние современного человека. В ситуации опасности, однако, способно включаться то самое расфокусированное внимание, когда человек одним взглядом видит сразу все, что происходит вокруг. Эта способность позволяет активировать телесные реакции и дополнить ими «действия по инструкции». «Но в современном мире, к сожалению, этот навык ослабевает, — говорит психолог. — Причиной тому недостаток подвижности. Жители мегаполисов хуже воспринимают и ощущают пространство. Чуть больше года назад произошла трагедия в Кемерово. Во время пожара в «Зимней вишне» снимали видео, где видно, как валит дым, бегут люди — и вдруг посреди прохода женщина надевает туфли дочери. Через несколько секунд все заволокло дымом. Выжила ли эта женщина, нам неизвестно, почему она надевала девочке туфли в этот страшный момент — тоже неизвестно. Мы не знаем, как мы расставим приоритеты в момент опасности, и мы не знаем, насколько адекватно будем себя вести».
Как понять, искажено ли ваше восприятие опасности?
Можно ли пытаться спасать других без специальных навыков?
В этом вопросе мнение эксперта однозначно: «Спасать других можно только тогда, когда вы умеете это делать. Если у вас есть опыт — да, конечно. Но если его нет — вы только помешаете профессионалам».