Все что написал лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов
А. О. Смирновой («В простосердечии невежды»)
Ангел («По небу полуночи ангел летел. »)
Баллада («Куда так проворно, жидовка младая. »)
Баллада («Над морем красавица-дева сидит. »)
Беглец («Гарун бежал быстрее лани. ») (Горская легенда)
Благодарность («За все, за все тебя благодарю я. »)
Бородино («— Скажи-ка, дядя, ведь не даром. »)
В альбом («Нет! — я не требую вниманья. »)
В день рождения N. N. («Чего тебе, мой милый, пожелать. »)
(«Я к вам пишу случайно; право. »)
Ветка Палестины («Скажи мне, ветка Палестины. »)
Война («Зажглась, друзья мои, война. »)
Встреча («Она одна меж дев своих стояла. »)
Г-ну П. («Аминт твой на глупца походит. ») (Эпиграммы, 4)
(«Я верю: под одной звездою. »)
Гроза («Ревет гроза, дымятся тучи. »)
Два великана («В шапке золота литого. »)
Два сокола («Степь, синея, расстилалась. »)
Дереву («Давно ли с зеленью радушной. »)
Дитя в люльке («Счастлив ребенок! и в люльке просторно ему. »)
Договор («Пускай толпа клеймит презреньем. »)
Дума («Печально я гляжу на наше поколенье. »)
Жалобы турка («Ты знал ли дикий край, под знойными лучами. »)
Желанье («Отворите мне темницу. »)
Жена Севера («Покрыта таинств легкой сеткой. »)
Завещание («Есть место: близ тропы глухой. »)
Завещание («Наедине с тобою, брат. »)
Звезда («Светись, светись, далекая звезда. »)
И. П. Мятлеву («На наших дам морозных..»)
И скучно и грустно («И скучно и грустно, и некому руку подать. »)
К * («Я не унижусь пред тобою. »)
К N. N. («Ты не хотел! но скоро волю рока. »)
К N. N.*** («Не играй моей тоской. »)
К Грузинову («Скажу, любезный мой приятель. »)
К Д. ву («Я пробегал страны России. »)
К. («Не привлекай меня красой. »)
К Нине («Ах! сокрылась в мрак ненастный. »)
К П. ну («Забудь, любезный П н. »)
К гению («Когда во тьме ночей мой, не смыкаясь, взор. »)
К другу («Взлелеянный на лоне вдохновенья. »)
К друзьям («Я рожден с душою пылкой. »)
К портрету («Как мальчик кудрявый, резва. »)
К* («Делись со мною тем, что знаешь. »)
К*** («Глядися чаще в зеркала. »)
К*** («Мы снова встретились с тобой. »)
К*** («Не говори: одним высоким. »)
Кавказ («Хотя я судьбой на заре моих дней. »)
Кинжал («Люблю тебя, булатный мой кинжал. »)
Все что написал лермонтов
ЛЕ́РМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814, Москва – 1841, подножие горы Машук, близ Пятигорска; похоронен в с. Тарханы Пензенской губ.), русский поэт.
Мать Лермонтова, богатая наследница М. М. Арсеньева, вышла замуж за бедного армейского капитана Ю. П. Лермонтова и вскоре умерла. Бабушка поэта Е. А. Арсеньева отстранила отца от воспитания сына, что тяжело сказалось на формировании личности будущего поэта. Лермонтов получил домашнее образование в имении бабушки Тарханы, но всегда помнил своего отца, культ которого и романтическая трактовка семейного конфликта отразились в его творчестве (драмы «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти»), 1830; «Странный человек», 1831). Поездки в детстве на Кавказ (1820, 1825) также повлияли на его ранние произведения. В 1828–30 гг. Лермонтов учился в Московском университетском благородном пансионе, в 1830–32 гг. – в Московском ун те на нравственно политическом, а затем на словесном отделении. С 1828 г. начинаются систематические занятия поэзией, отразившие увлечение романтической литературой России и Западной Европы (Дж. Г. Байрон, А.С. Пушкин и др.). Пережитые в 1830–32 гг. любовные романы становятся материалом для исповедальных циклов, где конкретные обстоятельства являются формой воплощения традиционных романтических конфликтов. Романтические поэмы: подражательные «Черкесы» (1828) и профессиональные «Измаил бей», «Литвинки» (обе – 1832) отразили усвоение жанрового канона байроново пушкинской поэмы.
К началу 1830 х гг. у Лермонтова сформировались две темы, два образа, которые впоследствии прошли через всё его творчество и отразили как его собственные представления о своей личности, так и две модели жизненного поведения. С одной стороны, это Демон, отверженный миром и Богом и сам проклявший мир и Бога и потому избравший зло как орудие мести всему миру (1 я ред. поэмы «Демон», «Мой демон», оба – 1829; «Смерть» («Оборвана цепь жизни молодой…»), «Романс» («Хоть бегут по струнам моим звуки веселья…») (оба – 1830); «Мой демон», «Я не для ангелов и рая…», оба – 1831). С другой стороны, это Мцыри, человек, безвинно обречённый на страдание, но рвущийся к свободе и естественной гармонии (поэма «Исповедь», 1831; «Отрывок» («На жизнь надеяться страшась…»), «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы…»), все – 1830; «Блистая, пробегают облака…», 1831; «Эпитафия» («Прости! Увидимся ль мы снова. »), 1832).
В 1832 г. поэт переезжает в Санкт Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, откуда в 1834 г. был выпущен корнетом лейб гвардии Гусарского полка. В это время работает над ультраромантическим романом «Вадим» (не закончен), историческим фоном которого служит восстание Е. Пугачёва. «Демоническая» линия продолжается и в неоконченном романе из современной жизни «Княгиня Лиговская» (1836), и в драме «Маскарад» (1835–36). К началу 1837 г. Лермонтов ещё совершенно не известен публике: многочисленные стихотворения («Ангел», 1831; «Русалка», 1832; «Умирающий гладиатор», 1836; поэма «Боярин Орша», 1835–36) в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, единственная опубликованная поэма «Хаджи Абрек» (1834) не была замечена читателями и критиками. Главным в лирике становится изображение истории жизни лирического героя: судьбы одного человека («Нередко люди и бранили…», «1831 го июня 11 дня», оба – 1830) или жизни героя и судьбы поколения («Монолог», 1829; «Он был рождён для счастья, для надежд…», 1832). Идеалы лирического героя не ясны для него самого («Я жить хочу! Хочу печали…», «Парус», оба – 1832).
Взято из «Энциклопедия «Литература и язык» Издательство «Росмэн»
Все самые известные произведения Михаила Лермонтова: список
Каждый из нас знаком с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. За свою короткую жизнь он успел создать массу поэтических и прозаических произведений, которые вошли в золотой фонд русской классической литературы. Самые известные творения Лермонтова изучаются в школе, в том числе отдельные стихотворения входят в программу 3 класса.
Биография
Достаточно тяжелое детство было у поэта. Он рано потерял мать, отец не занимался воспитанием сына. Бразды семейного правления в руки взяла бабушка. Она не могла позволить растить мальчика, на ее взгляд, легкомысленному Юрию Петровичу, поэтому все тяготы воспитания она водрузила на свои плечи.
Внук не отличался отменным здоровьем, практически все детство пребывал в болезненном состоянии. В бабушкином доме удалось получить серьезное образование. Продолжил образовательный процесс юнец в Московском благородном пансионе. Те годы можно считать началом поэтической деятельности Михаила.
Отсутствие полноценной семьи, постоянные болезни – все это оставило отпечаток на его характере. Такие печальные моменты не могли не отразиться на становлении Лермонтова как творческого человека, личности в целом.
Роковую роль в судьбе сыграло опубликованное произведение «Хаджи Абрек». В печати поэма появилась без ведома автора. Однако даже этот факт не помешал наказать юного гусара. Еще большее недовольство вызвали книги, в которых автор высказывал гневные обращения против правящих кругов России николаевских времен. Пушкин, прочтя опубликованную поэму, пророчил юному творцу большое будущее.
Важно! Ссылка на Кавказ также наложила свой отпечаток на характер Лермонтова. Особенно ярко было выражены эмоции в произведениях, которые были написаны в этот период.
Все мы знаем, какие произведения написал Лермонтов. Каждое поколение читателей откроет что-то для себя. Его книги вызывали отрицательное отношения со стороны правящей верхушки. Практически все произведения Лермонтова были пропитаны влиянием декабристских идей.
Сам Михаил был очень требовательным человеком, прежде всего к себе. Он отличался дерзким характером. Молодой человек позволял себе шутки над другими, которые порой переходили границы. Своим творчеством поэт внес новые веяния в лирику 19 века.
Творчество
Перейдя в третий класс, школьники познакомятся с биографией и первыми стихами поэта. Каждый из нас помнит начальные строчки стихотворения «Белеет парус одинокий…». Знаменитые строки описывают трудности жизни.
Все стихотворения можно разбить на блоки: о природе, патриотизме, о любви и дружбе, о поисках смысла жизни. Несмотря на короткую жизнь, поэту удалось объять необъятное, охватить широкий спектр тематики произведений.
Список знакомых нам произведений русского поэта не ограничивается несколькими стихотворениями и парой поэм, всего было написано более 400, каждое из них интересно по-своему.
Поэт писал как взрослые рассказы философского характера, так и для детей. Его произведения отличаются легкостью не только в заучивании, но и в понимании. Лермонтов описывал природу и красоты Кавказа. Все стихотворения интересные, а некоторые западают в душу навсегда.
Это интересно! Повесть Портрет Николая Гоголя: краткое содержание
Самые известные произведения Лермонтова:
Среди других произведений Михаила Юрьевича хочется отметить лирику в прозе – это романы «Герой нашего времени», «Княгиня Лиговская», «Вадим». Не менее увлекательно листать страницы других поэм великого писателя. Среди них:
Поэтический мир Лермонтова богат красивой природой, полон героизма, исканий и размышлений, жизненных испытаний. Ключевыми словами миропонимания поэта стали «личность», «судьба». В своих рассуждениях лирик находит ответы на многие вопросы жизненной тропы. Все произведения Лермонтова оставляют незыблемый отпечаток на каждом читателе.
Прозу Лермонтов начал писать в ранние годы. Известна также драма в стихах «Маскарад». Пьеса повествует о петербургском обществе 1830-х годов, где главный герой, дворянин Евгений Арбенин, отличается мятежным духом и острым умом. Рассказы полны реалистическими картинами.
В некоторых писатель смог показать злоупотребление деспотизма правящих кругов по отношению к крепостным. «Княгиня Лиговская» — незавершенный роман, в котором найдут отражения личные переживания, чувства поэта. После написания великого романа «Герой нашего времени», состоящего из пяти повестей, русский лирик навсегда вошел в сокровищницу мировой литературы.
Слава молодого поэта
Лермонтов – один из самых известных русских поэтов. Его произведения стали известны еще при жизни. Также о творчестве молодого писателя говорили и после его смерти. Михаилу Юрьевичу удалось охватить практически все вечные вопросы. Перо автора отразило на листах лирические ноты, что особенно видно на начальном этапе творчества. Он писал о жизни и смерти, о героизме, свободе человеческой личности, судьбе поэта в обществе.
Пребывание в ссылке дважды на Кавказе сроднило Лермонтова с этими неописуемыми местами. На кавказских просторах поэт проявлял небывалую отвагу. В боевых действиях слыл храбрым бойцом. Ни одна военная операция не проходила мимо него, удивлял своей удалью даже кавказских жителей. Однако награды проходили мимо него, поскольку правящая верхушка недолюбливала правдивое отношение гусара к их поступкам, образу жизни.
Важно! Поэмы Лермонтова, его стихотворения затронули струны человеческой души очень глубоко. Именно поэтому многим захотелось донести мысли поэта до окружающих в песенной форме. Песни и романсы на стихи поэта звучат великолепно и незабываемо.
Полезное видео
Подведем итоги
Роковая дуэль, случившаяся в 1841 году, отняла жизнь у Лермонтова. К слову, всего Михаил Юрьевич принимал участие в трех дуэлях. В случае с Мартыновым не удалось остаться победителем. Сначала он был похоронен в Пятигорске, но год спустя его гроб перевезли в Тарханы на фамильное кладбище.
Автор Михаил Юрьевич Лермонтов
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
День рождения: 03.10.1814
Знак зодиака: Собака, Весы ♎
Дата смерти: 27.07.1841 (26 лет)
Михаил Юрьевич Лермонтов Автор, всего 74
Романы
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Вадим
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
«Княгиня Лиговская» — незавершённый социально-психологический роман с элементами светской повести, начатый Михаилом Лермонтовым в 1836 году. Работа над произведением, в котором отразились личные переживания автора, прервалась в 1837 году. Интрига романа развивается в нескольких направлениях: одно из них строится вокруг встречи главного героя — офицера Григория Печорина — с былой возлюбленной Верой Дмитриевной Лиговской; другое посвящено его конфликту с небогатым чиновником одного из петербургских департаментов Красинским. Отдельная сюжетная линия связана со взаимоотношениями Печорина и Лизаветы Николаевны Негуровой.
В рукописи зафиксированы автографы не только Лермонтова, но и литератора Святослава Раевского, принимавшего участие в создании отдельных глав, а также троюродного брата поэта — Акима Шан-Гирея. Произведение знаменует собой постепенный переход автора от романтического максимализма к реалистическим художественным принципам. Некоторые идеи и замыслы, начатые в «Княгине Лиговской», впоследствии воплотились в «Герое нашего времени».
При жизни Лермонтова роман ни разу не публиковался. Впервые напечатан историком литературы Павлом Висковатовым в журнале «Русский вестник» (1882, том 157, № 1).
Княгиня Лиговская
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Герой нашего времени
Повести, рассказы
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Действие поэмы отнесено ко времени русско-литовских войн, происходивших в XV—начале XVI в. Лермонтов стремился отразить в «Литвинке» социально-бытовые особенности той эпохи.
Литвинка
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Впервые опубликовано В. А. Соллогубом в литературном сборнике «Вчера и сегодня» (кн. I, 1845, с. 87 — 91) вместе с другим отрывком «У графа В. был музыкальный вечер» («Штосс») под общим заголовком: «Из бумаг покойника. Два отрывка из начатых повестей». Автограф неизвестен.
Традиционно датируется 1836 г. («замысел промежуточный между «Вадимом» и «Княгиней Лиговской», «Лит. насл.», т. 43 — 44, с. 444 — 445), хотя не исключено, что отрывок, так же как ряд других произведений, напечатанных В. А. Соллогубом в сборнике «Вчера и сегодня», относится к последним годам жизни Лермонтова.
Замысел Лермонтова рассказать историю светской женщины, которая «сошла со сцены большого света» и в тридцать лет «схоронила себя в деревне», по-видимому, возник не без влияния Бальзака. Необычайно популярные в эти годы «Физиология брака» и «Тридцатилетняя женщина» (об этом романе Лермонтов упоминает и в «Герое нашего времени») были посвящены положению женщины в светском обществе. Эта тема привлекала Лермонтова ранее в «Маскараде» (образ баронессы Штраль) и должна была стать центральной в данной повести.
В рассказе о детстве Арбенина содержится автобиографический элемент (описание барского дома, болезнь ребенка и др.). Имя Арбенина — Александр — совпадает с именем героя поэмы «Сашка»; описание детства Сашки в Симбирской деревне на берегу Волги близко тем страницам наброска, которые посвящены биографии Арбенина.
Я хочу рассказать вам
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Штосс
Пьесы
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Цыганы
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Испанцы
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Menschen und Leidenschaften
Люди и страсти
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Странный человек
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Пьеса «Маскарад» имела огромное значение для Михаила Лермонтова. Он предпринял все возможные действия для преодоления цензурных запретов, предложив несколько редакций своего произведения. Но при жизни поэта пьеса так и не была допущена на сцену, уж слишком явным был ее протестный, социальный подтекст.
Маскарад
Поэзия
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Корсар
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Кавказский пленник
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Поэма написана летом 1828 г., о чем свидетельствует надпись, сделанная Лермонтовым на обложке рукописи: «В Чембаре за дубом». В Чембаре (уездный город Пензенской губернии, теперь г.Белинский) поэт мог бывать лишь в летние месяцы 1828г., когда жил с бабушкой (Е. А. Арсеньевой) в ее имении Тарханы (ныне село Лермонтово), от которого до города считалось 12 верст. Позже, поступив в Московский университетский благородный пансион, Лермонтов уже не ездил в Тарханы, проводя лето под Москвой. По собственному признанию, он начал писать стихи в 1828г., и «Черкесы» принадлежат к числу самых ранних его произведений, открывая ряд написанных друг за другом кавказских романтических поэм. В «Черкесах» отразились впечатления Лермонтова от поездок на Кавказ и рассказы о быте и нравах кавказских горцев, услышанные от родственников — Хастатовых и Шан-Гиреев.
Поэма свидетельствует о большой начитанности и исключительной литературной памяти юного автора. В тексте ее встречаются заимствования и переделки отдельных стихов из многих произведений. Не только из «Кавказского пленника» Пушкина, но и «Княгини Натальи Борисовны Долгорукой» И. И. Козлова, «Освобождения Москвы» и «Причудницы» И. И. Дмитриева, поэмы Парни «Иснель и Аслега» («Сон воинов») в переводе К. Н. Батюшкова, «Абидосской невесты» Байрона в переводе И. И. Козлова и др. На рисунке рукописной обложки к поэме «Черкесы» Лермонтов в виде эпиграфа приводит стихи Пушкина из «Кавказского пленника».
Черкесы
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Осень
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Преступник
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Исповедь
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Молитва («Не обвиняй меня, Всесильный…»)
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Монолог
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Каллы
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Джюлио
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Две невольницы
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Нищий
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Весна
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Юный М.Ю. Лермонтов активно увлекался творчеством французских романтиков, поэтому его ранние стихотворения похожи на лирические исповеди или записи из личного дневника. Молодой поэт искусно играет абсолютно разными мотивами: от общественно-политических до философских и интимных.
Стихотворение «1830. Майя. 16 число» является образцом ранней лирики М.Ю. Лермонтова. Основу сюжета составляет тема смерти, в контексте которой поэт развивает и усиливает мотивы поэтического творчества, судьбы Родины и предназначения человека. Главный герой лирично размышляет о смерти, о судьбе певца, о разрушениях на земле родной, и все эти раздумья в произведении плавно гармонично переплетаются, перетекая из одного в другое. Также обращает на себя внимание интонация произведения – в нем много восклицательных и вопросительных предложений, что, безусловно, привносит оживляющие нотки в монолог героя, передавая его эмоции ярко и выразительно.
В своем произведении поэт использует преимущественно перекрестную и кольцевую рифму. Также в стихотворении имеются мужские и женские рифмы. Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб.
1830. Маия. 16 число
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Одиночество
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Необычайно одаренный, обуреваемый страстями, неудержимый и необузданный Михаил Лермонтов всегда интересовался не только божественными, но и демоническими силами, в конце концов, создав неповторимый образ зла в поэме «Демон».
Азраил
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Ангел смерти
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
«Бывало, для забавы я писал,
Тревожимый младенческой мечтой;
Бывало, я любовию страдал,
И, с бурною пылающей душой,
Я в ветренных стихах изображал
Таинственных видений милый рой.
Но дни надежд ко мне не придут вновь,
Но изменила первая любовь. »
Последний сын вольности
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Чаша жизни
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Земля и небо
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Желание
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Исповедь («Я верю, обещаю верить. «)
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Измаил-Бей
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Моряк (отрывок)
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Парус
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Хаджи Абрек
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Действие поэмы М.Ю. Лермонтова «Боярин Орша» происходит в царствование Ивана Грозного. Поединок боярина Орши и Арсения относится ко времени литовских войн, происходивших в XVI веке.
Сюжет основан на борьбе бедняка Арсения и знатного и богатого отца его возлюбленной. Это история отношений Арсения и боярской дочери, которая обрисована в духе русских народных песен и сказаний о любви холопа к неровне.
Боярин Орша
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Монго
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Сашка
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
«Пускай слыву я старовером,
Мне всё равно – я даже рад:
Пишу Онегина размером;
Пою, друзья, на старый лад.
Прошу послушать эту сказку. »
Тамбовская казначейша
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Когда волнуется желтеющая нива…
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Бородино
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Черкес Гарун бежал с поля боя, на котором полегли его отец и два брата. Кто примет его и порадуется его спасению в родных местах?
Беглец
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Гляжу на будущность с боязнью.
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Сказка для детей
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Мцыри
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Молитва
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
И скучно и грустно
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Как часто, пестрою толпою окружен.
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Стихотворения
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Демон
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Выхожу один я на дорогу.
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Родина
Сказки и притчи
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Ашик-Кериб
Очерки, эссе, публицистика
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этою величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке. нет! у нее есть своя душа, своя жизнь.
Панорама Москвы
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Кавказец
Сборники
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Том 2. Поэмы
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Том 3. Поэмы 1828-1834
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Том 3. Драмы
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Том 6. Проза, письма
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Том 4. Поэмы 1835-1841
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Полное собрание стихотворений
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Том 1. Стихотворения
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Том 5. Драмы
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Том 4. Проза. Письма.
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Том 2. Стихотворения 1832-1841
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Том 1. Стихотворения 1828-1831
Антологии
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Артельные мужички: сказки русских писателей
Михаил Юрьевич Лермонтов Автор, Иллюстрации, всего 1
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Впервые опубликована в отрывках в 1860 г. в собрании сочинений под редакцией Дудышкина (т. 2, с. 290—292), полностью — в 1883 г. в «Русской мысли» (кн. 2, с. 3—23) с неточностями и отступлениями от текста (исправления — в «Саратовском листке», 1884, № 56—57).
Датируется предположительно 1833—1834 годами, так как на обороте последнего листа автографа находится черновик стихотворения «На серебряные шпоры», относящегося к годам пребывания Лермонтова в юнкерской школе.
Действие поэмы происходит в районе Пятигорья, где в конце XVIII и самом начале XIX в. реально существовал неподалеку от Бештау аул Бастунджи. Он был разрушен, как и многие другие соседние аулы, после 1804 г., когда жившие здесь кабардинцы, отрезанные от остальной Кабарды линией русских укреплений, покинули свои жилища и ушли в горы. В 1825 г. Лермонтов мог видеть лишь развалины аула Бастунджи.
«Бастунджи» (вернее «бустанджи» или «бостанджи») означает «огородник» или «садовник», от тюркского слова «бустан» или «баштан» — «огород».
Как и в «Каллы́», в «Ауле Бастунджи» отразились не только воспоминания Лермонтова о поездках на Кавказ в детстве, но и чтение литературы о нем, рассказы родственников — Хастатовых и Шан-Гиреев, московских студентов и юнкеров-кавказцев.
Лермонтову, вероятно, было известно народное черкесское предание о двух братьях Канбулате и Атвонуке (или Антиноко). Вражда между ними произошла из-за жены Канбулата.
Отмечалось влияние на «Аул Бастунджи» поэм Байрона и «Бахчисарайского фонтана» Пушкина.
Некоторые образы и стихи из «Аула Бастунджи» Лермонтов позднее использовал в других произведениях: «Хаджи Абреке», «Демоне», «Мцыри».
Посвящение к «Аулу Бастунджи» по содержанию и форме близко к стихотворению «Тебе, Кавказ, суровый царь земли» (см. наст. изд., т. 1, с. 510; т. 2, с. 564).
Поэма написана восьмистишной строфой — октавой. Интерес поэта к этой стихотворной форме, новой для русской поэзии, связан, очевидно, прежде всего с переводами С. Е. Раича и А. Ф. Мерзлякова (учителей Лермонтова) из итальянских поэтов — Тассо и Ариосто. К 1830 г. относится поэма Пушкина «Домик в Коломне», написанная октавой, опубликованная, однако, лишь в 1833 г. Между тем еще в 1831 г. в «Телескопе» (№ 11 и 12) была напечатана статья С. П. Шевырева «О возможности ввести итальянскую октаву в русское стихосложение». Лермонтов, который внимательно следил за самыми последними событиями в русской и европейской