Впп что это такое
Впп что это такое
выравнивание профиля приёмистости
Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
всероссийская политическая партия
взлётно-посадочная полоса;
взлётно-посадочная площадка
Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
выносной приёмный пункт
Всемирная продовольственная программа
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
взводный патронный пункт
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
Высшая патентная палата
внедренческое производственное предприятие
внедренческо-производственное предприятие
временная пульсирующая полость
воздушный пункт пропуска
Полезное
Смотреть что такое «ВПП» в других словарях:
ВПП(-) — воздушно пузырчатая пленка в маркировке Источник: http://termopolyairpack.ru/search.php?query=%C2%CF%CF Пример использования ВПП 2 10 75 … Словарь сокращений и аббревиатур
ВПП — ВПП аббревиатура: Взлётно посадочная полоса Всемирная продовольственная программа Всероссийская политическая партия Временно пульсирующая полость огнестрельной раны Внешнеполитический потенциал … Википедия
ВПП — rus величина (ж) порогового предела, ВПП eng Threshold Limit Value (ACGIH), TLV fra valeur (f) seuil, TLV, seuil (m) admissible d exposition deu TLV Wert (m) spa Valor (m) Límite Umbral, TLV … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки
ВПП — авиац. взлётно посадочная полоса … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
ВПП — см. Взлетно посадочная полоса … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов
ВПП — взводный патронный пункт взлётно посадочая полоса взлётно посадочная площадка Взлётно посадочная полоса военно продовольственный пункт Всемирная продовольственная программа (ООН) Всемирная продовольственная программа вулкано плутонический пояс… … Словарь сокращений русского языка
Порог ВПП — ВПП 31 аэропорта Рузыне, Прага Взлётно посадочная полоса (ВПП) часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной поверхности с искуственным… … Википедия
Видимость на ВПП — (дальность видимости на ВПП) максимальное расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировку ее покрытия или огни, ограничивающие ВПП или обозначающие ее осевую линию. Источник:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Видимость на ВПП (дальность видимости на ВПП) — максимальное расстояние, в пределах которого пилот ВС, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировку ее покрытия или огни, ограничивающие ВПП или обозначающие ее осевую линию. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
FrequentFlyers.ru
Ликбез
Вопрос на поверхности: что такое ВПП и почему она из бетона
08/02/2021
Когда люди планируют авиаперелет, последнее, о чем они задумываются – это взлетно-посадочная полоса (ВПП). Фокус всегда на самолете: кто производитель, какой тип, модель, компоновка салона, год выпуска. Между тем у ВПП характеристик не меньше, и все они играют ключевую роль для безопасности полетов, рассказывает рассказывает Игорь Провкин, генеральный директор «Опытный Завод N31 ГА:
Первая в мире и в истории
ВПП принадлежат той категории вещей, которые, кажется, окружали нас всегда. Допустить отсутствие аэровокзалов и, тем более, аэропортов в современном виде — нетрудно. Но разве могло быть время, когда самолеты летали, а ВПП еще не было?
Братья Райт свой первый взлет осуществили в 1903 году в дюнах Северной Каролины в Китти Хоук, а их первым аэропортом посадки стали коровьи пастбища в Дейтоне, Огайо. Первая взлетно-посадочная полоса располагалась не совсем на земле, поскольку братья Райт использовали для взлета катапульту.
Разгонная катапульта братьев Райт
Первая взлетно-посадочная полоса с твердым бетонным покрытием появилась во время Первой Мировой Войны в 1916 году во французском Клермон-Ферране.
Согласно сегодняшнему определению Международной организации гражданской авиации (ИКАО), ВПП – это прямоугольная область на аэродроме, подготовленная для посадки и взлета самолетов. В понятие ВПП включаются как поверхность самой полосы, так и рулежные дорожки, пандусы, перроны и т.д.
Современные ВПП играют важнейшую роль в надежности перелетов и чрезвычайно дороги в строительстве и обслуживании. Их создание обходится в десятки миллиардов рублей. В крупных аэропортах обычно есть несколько взлетно-посадочных полос в разных направлениях, чтобы экипажи самолетов и диспетчеры могли иметь оптимальный выбор с учетом направления превалирующего ветра.
Кстати, составление розы ветров фактически является одним из предварительных шагов при планировке аэропорта. Многие из первых аэропортов или военных авиабаз строились в виде треугольника из трех взлетно-посадочных полос под углом 60° друг к другу именно по этой причине – чтобы иметь лучшие условия для взлета/посадки при любом ветре. Со временем научились определять ВПП с наиболее интенсивной загрузкой, тогда крупные аэропорты стали планировать с главной и вспомогательными полосами.
На спутниковых снимках некоторых аэродромов США прекрасно видно остатки расположения ВПП в виде треугольника
Ключевое покрытие
Для покрытия ВПП, рулёжных дорожек и стоянок используются различные материалы. Существуют грунтовые, гравийные, асфальтовые и железобетонные полосы. Взлётно-посадочная полоса с искусственным покрытием обозначается аббревиатурой ИВПП. Ряд натуральных поверхностей – лед, песок, коралловая крошка, снег, глина, дерн – это экзотика.
Грунтовые аэродромы в непогоду «раскисают», что делает невозможным их эксплуатацию. Сегодня в качестве покрытия стандартно используют бетон – он отличается надежностью и долговечностью. В России бетонные ВПП могут быть как цельнолитые, так и выложенные из готовых стандартных рифлёных плит аэродромного покрытия.
В исторической перспективе именно бетон сыграл ключевую роль в формировании отрасли гражданской авиации. Высококачественные бетонные и асфальтовые поверхности могут выдерживать большой вес и момент удара колес самолета о поверхность в разных точках полосы, а также позволяют производить в аэропорту десятки тысяч взлетов и посадок в год.
Именно широкое распространение бетона и постоянное совершенствование технологий, обеспечивающих износостойкость и надежное сцепление колес самолета с поверхностью, позволили гражданской авиации превратиться в гигантскую отрасль мировой экономики.
Стандартная аэродромная плита ПАГ-14 имеет размеры 6х2 м, толщина 14 см. ПАГ-18 и ПАГ-20 — соответственно, 18 и 20 см в толщину.
Самые-самые
Размеры взлётно-посадочных полос могут серьезно отличаться: от 300 до 12 000 метров в длину и от 10 до 300 метров в ширину. Самая большая грунтовая ВПП – на американской авиабазе Эдвардс, расположенной на поверхности высохшего озера Роджерс, ее размеры: 11917×297 м. Другими «исполинами» можно назвать ВПП в аэропорту города Чамдо, КНР — 5500 м и в российских Жуковском – 5402×120 м и Ульяновск-Восточный — 5000×105 м. В мире насчитывается еще три полосы длиной около 5000 м – в Китае, Бразилии и ЮАР.
Самой короткой ВПП в мире принято считать полосу аэропорта Хуанчо-Ираускин на острове Саба (Малые Антильские острова). Её длина – всего 396 метров. В России самая короткая взлётно-посадочная полоса на аэродроме Новонежино в Приморском крае, ее длина – 472 метра.
Аэропорт Хуанчо-Ираускин. Выкатываться здесь точно не стоит.
Стандартная длина полосы для международного аэропорта – 3000-3500 м. Региональные аэропорты в России часто имеют ВПП до 2000 м.
Особые меры
Чтобы поверхность дольше не изнашивалась и обеспечивала безопасные взлет и посадку, применяются особые дополнительные покрытия из высокопрочных материалов. Их характеризует быстрая полимеризация, что позволяет в минимальные сроки проводить на ВПП работы по заделке сколов и трещин, а также выполнять герметизацию швов. Кроме того, они дают возможность наносить на поверхность ВПП антискользящий слой, обеспечивающий безопасное торможение самолета в дождь или гололед.
У ВПП есть характеристика – классификационное число покрытия (PCN), оно демонстрирует несущую способность искусственного покрытия для эксплуатации без ограничений. Этот показатель соотносится с классификационным числом воздушного судна (ACN), которое отражает относительное воздействие самолета на искусственное покрытие для установленной категории стандартной прочности основания.
Система ACN/PCN введена ИКАО как метод классификации прочности покрытия взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов для воздушных судов с максимальной взлетной массой более 5 700 кг.
Соответственно, полосы делятся по категории прочности основания: «А» – высокий уровень прочности, «В» – средний, «С» – низкий, «D» – очень низкая прочность.
Рифленый бетон и формула будущего
Чтобы соответствовать самым высоким категориям, большинство крупных аэропортов сегодня стремятся к переходу на поверхности ВПП из рифленого бетона. При его использовании основным видом износа становится только смещение плит от тепловых нагрузок или из-за движения песчаной/гравийной подушки, на которых они лежат.
Плиты из рифленого бетона
Такие смещения могут происходить из-за сезонных перепадов температуры, критическими для базовых свойств ВПП они не является. Последствия такого смещения решаются либо обработкой межшовного пространства гудроном, либо заменой плит.
Довольно ненадежным покрытием ИВПП является асфальт. Под воздействием высокой температуры он практически всегда плавится и деформируется, крайне трудоемок в ремонте, после которого на нем остаются «заплатки».
Аналогичным считается покрытие ИВПП с миксом цементобетона и асфальта. Это так называемый асфальтобетон, когда бетонные плиты сверху закатывают в асфальт. Со временем с плоской и ровной поверхности бетона асфальт отваливается, образуя выбоины. Проблема в том, что это может произойти в любой момент, размер выбоины предсказать невозможно, а «подлатать» поверхность быстро не получится.
Это чревато повреждением и ускорением износа шасси при регулярных рейсах из такого аэропорта, не говоря уже о драматическом снижении коэффициента сцепления. Поэтому ремонт для поддержания нормального состояния таких ВПП должен производиться крайне внимательно и регулярно, но не во всех аэропортах за этим тщательно следят.
Для России рифленый бетон снимает еще и проблему резкой смены погоды. В ряде регионов в летний период жара достигает 40 градусов, а зимой температура опускается до минус 40. Такие резкие перепады пагубно сказываются на покрытии, и от серьезного и потенциально опасного для безопасности полетов износа спасает только «бронебойное» рифленое покрытие полосы, а также соблюдение технологии строительства: подготовка площадки, соблюдение последовательности и качества выполнения всех слоев, качественный дренаж и т.д.
Впрочем, вскоре представления о том, что такое по-настоящему прочная ВПП могут измениться. Ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) сообщили, что им удалось почти в два раза повысить максимальную прочность бетона для взлетно-посадочных полос. Новый композит прочнее применяемых сегодня составов на 46% за счет более высокого уровня статической прочности на сжатие и более высокой ударной выносливостью. В его составе использована смесь портландцемента с суперпластификатором, доменным гранулированным шлаком, карбонатной мукой и карбонатом калия. Формула способствует интенсификации процессов гидратации при твердении, а использование карбоната калия позволяет применять новый материал для бетонирования при отрицательных температурах.
Игорь Провкин, генеральный директор «Опытный Завод N31 ГА»
Взлётно-посадочная полоса
Взлётно-посадочная полоса (ВПП) — часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной поверхности с искусственным (ИВПП) или грунтовым (ГВПП) покрытием, предназначенную для обеспечения взлёта и посадки летательных аппаратов (ЛА). [1]
Содержание
Обозначение и размеры
Взлётно-посадочные полосы имеют маркированный номер обычно согласно магнитному курсу, на котором они расположены. В Северной Америке ВПП зачастую нумеруются согласно истинному курсу. Значение курса округляют до десятков и делят на 10. Нулевой курс заменяют курсом 360°. Например, в новосибирском аэропорту Толмачёво ВПП-1 имеет магнитный курс 72°, её обозначение — ВПП 07. Любая полоса «направлена» одновременно в две стороны, разница между которыми равна 180°. Следовательно, противоположный курс — 252°. Таким образом, первая полоса в Толмачёво будет иметь обозначение ВПП 07/25.
Часто в аэропортах с двумя и более полосами, они располагаются параллельно — то есть на одном и том же курсе. В таких случаях к числовому обозначению добавляют буквенное — L (левая), C (центральная) и R (правая). К примеру, в чикагском аэропорту Мидуэй сразу три полосы расположены на одном курсе — 136°/316°. Соответственно, они имеют такие обозначения: ВПП 13L/31R, ВПП 13C/31C и ВПП 13R/31L. Однако в парижском аэропорту имени Де Голля все 4 ВПП имеют одинаковый курс, и во избежание путаницы обозначены как 8L/8R/9L/9R.
В эфире радиообмена между пилотами и диспетчерами полосы называют, например, «ВПП ноль два» или «ВПП один три центр».
Размеры взлётно-посадочных полос могут быть весьма различны, от совсем маленьких — 300 м в длину и 10 м в ширину, до огромных — 5,5 км в длину (Банда) и 80 метров в ширину. Самые маленькие используют для лёгкой и сверхлёгкой(СЛА) авиации. Так например для дельталёта(мотодельтаплана) достаточно 100 м разбега при взлёте и столько же для посадки. Самые крупные полосы строят в больших международных аэропортах и на авиазаводах.
Покрытие для полос используется также различное. Существуют грунтовые, гравийные, асфальтовые и бетонные полосы.
Освещение ВПП
Основная задача светового оборудования взлётно-посадочной полосы — обеспечивать безопасную посадку и взлёт воздушных судов в тёмное время суток и в сумерках, а также в условиях ограниченной видимости.
Освещение ВПП (ОВИ — огни высокой интенсивности) представляет собой световую полосу чаще всего белого цвета — стробы — длиной 500—700 метров. При заходе на посадку пилот пользуется стробами для визуального контроля положения самолёта относительно курса ВПП. Порог (торец) полосы обозначен практически сплошной линией зелёных огней, расположенной перпендикулярно полосе стробов. Осевая линия самой полосы также обозначена белыми огнями. Кромки ВПП — жёлтыми. Светосигнальное оборудование аэродрома можно разделить на группы огней, располагающиеся в определённой последовательности и легко различимые при установлении визуального контакта пилота с землей.
Группы сигнальных огней:
Разметка ВПП
Разметка необходима прежде всего для наиболее точной и, следовательно, безопасной посадки самолёта на полосу. Разметка ВПП весьма отлична от той, что мы привыкли видеть на автодорогах.
Необходимым атрибутом разметки являются также осевая и иногда боковые линии.
Активная (рабочая) полоса
Активная полоса (рабочая полоса) — это взлётно-посадочная полоса, используемая для взлётов и (или) посадок воздушных судов в данный момент времени.
Основной фактор выбора ВПП для посадки или взлёта — это направление ветра. Из законов аэродинамики следует, что самолёт не в состоянии производить посадку или взлёт с ощутимым попутным ветром. Идеальные условия (лучше абсолютного штиля!) — это взлёт/посадка против ветра. Но ветер не всегда дует точно в противоположном направлении относительно движения самолёта. Поэтому при совершении процедур взлёта и посадки выбирается курс, наиболее отличный от направления ветра. Грубо говоря, чем ближе к положению «против ветра», тем лучше.
В аэропортах с одной или несколькими параллельными ВПП пилотам зачастую приходится сажать самолёты с боковым ветром вплоть до 90°. Но в крупных аэропортах полосы часто располагают под углом друг к другу. К примеру, в аэропорту Сан-Франциско 4 взлётно-посадочные полосы — одна пара параллельных между собой ВПП практически перпендикулярно пересекается другой парой параллельных ВПП. В аэропорту Лас-Вегаса, который также имеет 4 ВПП, угол между 2-мя парами параллельных полос составляет 60°. А в крупнейшем аэропорту Чикаго — О’Хара — 6 ВПП в трёх разных направлениях. Такая конфигурация полос зачастую облегчает жизнь пилотам и диспетчерам. Но и тут есть свои недостатки — сам факт пересечения полос уже несет в себе определённую опасность.
В аэропортах с двумя или более полосами часто применяют практику использования одной полосы для взлёта, другой — для посадки. Так, в московском Шереметьево ВПП 07R/25L используют в основном только для взлёта, а 07L/25R — для посадки. Однако в связи с близостью полос выполнять эти операции одновременно не допускается (одним из условий разрешения на совместную эксплуатацию параллельных ВПП является выполнение требования: расстояние между полосами должно быть более 1,5—2 км).
Аэропорты Домодедово и Пулково — единственные в России аэропорты, позволяющие использовать обе ВПП независимо и одновременно для взлета и посадки (режим ВП — взлёт-посадка). При этом аэропорт Домодедово в 2010 году сертифицирован на выполнение параллельных операций ВВ (взлёт-взлёт).
Сообщать экипажам самолётов номер активной (рабочей) полосы (а также погоду — скорость и направление ветра у поверхности земли, видимость, облачность, температуру воздуха, давление и т. п.) в небольших аэропортах — обязанность авиадиспетчера, а в крупных аэропортах это осуществляется с помощью системы автоматического радиовещания метеорологической информации АТИС.
Впп что это такое
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «ВПП» в других словарях:
ВПП — выравнивание профиля приёмистости нефт. энерг. ВПП ВпродП военно продовольственный пункт воен. ВПП Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003.… … Словарь сокращений и аббревиатур
ВПП(-) — воздушно пузырчатая пленка в маркировке Источник: http://termopolyairpack.ru/search.php?query=%C2%CF%CF Пример использования ВПП 2 10 75 … Словарь сокращений и аббревиатур
ВПП — rus величина (ж) порогового предела, ВПП eng Threshold Limit Value (ACGIH), TLV fra valeur (f) seuil, TLV, seuil (m) admissible d exposition deu TLV Wert (m) spa Valor (m) Límite Umbral, TLV … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки
ВПП — авиац. взлётно посадочная полоса … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
ВПП — см. Взлетно посадочная полоса … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов
ВПП — взводный патронный пункт взлётно посадочая полоса взлётно посадочная площадка Взлётно посадочная полоса военно продовольственный пункт Всемирная продовольственная программа (ООН) Всемирная продовольственная программа вулкано плутонический пояс… … Словарь сокращений русского языка
Порог ВПП — ВПП 31 аэропорта Рузыне, Прага Взлётно посадочная полоса (ВПП) часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной поверхности с искуственным… … Википедия
Видимость на ВПП — (дальность видимости на ВПП) максимальное расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировку ее покрытия или огни, ограничивающие ВПП или обозначающие ее осевую линию. Источник:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Видимость на ВПП (дальность видимости на ВПП) — максимальное расстояние, в пределах которого пилот ВС, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировку ее покрытия или огни, ограничивающие ВПП или обозначающие ее осевую линию. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
взлётно-посадочная полоса
Полезное
Смотреть что такое «взлётно-посадочная полоса» в других словарях:
Взлётно-посадочная полоса — ВПП 31 аэропорта Рузине, Прага Взлётно посадочная полоса (ВПП) часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и об … Википедия
взлётно-посадочная полоса — Лётная полоса. взлётно посадочная полоса (ВВП) часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы (см. рис.), взлётно посадочная полоса представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной… … Энциклопедия «Авиация»
взлётно-посадочная полоса — Лётная полоса. взлётно посадочная полоса (ВВП) часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы (см. рис.), взлётно посадочная полоса представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной… … Энциклопедия «Авиация»
Взлётно-посадочная полоса (ВПП) — участок аэродрома, специально оборудованный для взлёта и посадки самолётов. Может иметь искусственное покрытие (бетон, асфальт и др.) или быть грунтовой … Словарь военных терминов
полоса взлётно-посадочная — Центральная часть лётной полосы с искусственным покрытием и радио и светосигнальным оборудованием, служащая для посадки и взлёта самолётов [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики дороги, мосты,… … Справочник технического переводчика
ПОЛОСА ВЗЛЁТНО-ПОСАДОЧНАЯ — центральная часть лётной полосы с искусственным покрытием и радио и светосигнальным оборудованием, служащая для посадки и взлёта самолётов (Болгарский язык; Български) писта за излитане и кацане (Чешский язык; Čeština) vzletová a přistávací dráha … Строительный словарь
ВЗЛЁТНО-ПОСАДОЧНЫЙ — ВЗЛЁТНО ПОСАДОЧНЫЙ, ая, ое. Предназначенный для взлёта и посадки летательных аппаратов. Взлётно посадочная полоса. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Взлетно-посадочная полоса — ВПП 31 аэропорта Рузыне, Прага Взлётно посадочная полоса (ВПП) часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной поверхности с искуственным… … Википедия
Полоса — Полоса: Содержание 1 В технике 2 В военном деле 3 В географии … Википедия
Взлётная полоса (фильм) — Эта статья про фильм; о взлётно посадочной полосе см.: Взлётно посадочная полоса. Взлётная полоса La Jetée … Википедия