Восток ойл что за проект
Восток ойл что за проект
Конкурентным преимуществом проекта является близость к Северному морскому пути. Его использование открывает возможность поставок сырья с месторождений «Восток Ойла» сразу в двух направлениях: на европейские и азиатские рынки. Реализация проекта обеспечит выполнение поставленной Президентом России задачи по увеличению грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн к 2024 году.
Проект «Восток Ойл» включает в себя месторождения Ванкорского кластера, Пайяхской группы, Западно-Иркинский участок и Восточно-Таймырской группы.
В настоящее время проводятся геолого-разведочные работы по подготовке ресурсной базы «Восток Ойл». Определены места для размещения первоочередных кустовых площадок для эксплуатационного бурения.
Ведутся подготовительные работы по строительству установок сбора и подготовки нефти, магистрального трубопровода (протяженность 770 км), нефтеналивного терминала порт «Бухта Север». Первый этап строительства порта предусматривает возможность отгрузки нефти до 30-ти миллионов тонн в год. К 2030 году, после реализации второй и третьей очередей строительства, объем нефтеперевалки увеличится до 100 миллионов тонн.
Для организации транспортировки продукции на судостроительной верфи «Звезда» размещен заказ на серию из 10 танкеров высокого ледового класса Arc7. В целом для реализации проекта «Восток Ойл» планируется построить 50 судов различных классов, в том числе танкеры, газовозы, суда обеспечения. Также подписан долгосрочный контракт на поставку до 100 буровых установок отечественного производства.
В рамках реализации проекта планируется строительство объектов электрогенерации мощностью 3,5 ГВт, трех аэродромов, 2 морских терминалов, 15 промысловых городков, масштабное обновление речной инфраструктуры Енисея. Реализация проекта «Восток Ойл» даст импульс для развития смежных отраслей экономики, таких как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, дорожное строительство, судостроение, и будет иметь значительный мультипликативный эффект.
В июне 20021 год в ходе ХХIV Петербургского международного экономического форума «Роснефть» заключила свыше 50 контрактов для реализации проекта на общую сумму 558,8 млрд руб.
В том числе заключены контракты на строительство объектов первой очереди энергообеспечения проекта, а также по расширению нефтяного терминала «Порт Бухта Север» и строительству гидротехнических сооружений.
Подписанное с группой ТМК соглашение позволит обеспечить бесперебойную интегральную поставку металлопродукции, в том числе трубной продукции, металлоконструкций, резервуарного парка, вспомогательных металлоемких элементов для своевременного проведения строительно-монтажных работ.
Высокая логистическая эффективность проекта будет обеспечена благодаря заключенному с Норникелем соглашению по совместному использованию авиапортовой инфраструктуры горно-металлургической компании и созданию сервисного центра для обслуживания авиатехники. Подписаны соглашения по обеспечению проекта специальной и дорожно-строительной техникой.
Заключены соглашения по локализации производства буровых долот и высокотехнологичного оборудования для наклонно-направленного бурения.
Проводимая Компанией работа по проекту «Восток-Ойл» создаст значительный мультипликативный эффект, обеспечит высокую доходность и удовлетворит растущие потребности мировой экономики в экологичных энергоресурсах.
Перспективность «Восток Ойла» подтверждена интересом со стороны международных инвесторов: 10% долю в проекте приобрел крупный международный трейдер Trafigura. Так же «Роснефть» договорилась об условиях продажи 5% доли в проекте консорциуму компаний Vitol и Mercantile & Maritime.
«Роснефть» построит большой завод СПГ: чего ждать
На XIII Евразийском экономическом форуме в Вероне глава «Роснефти» Игорь Сечин сообщил о строительстве завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) в рамках проекта «Восток-ойл». Ориентировочная мощность завода — 30—50 млн тонн СПГ в год.
Оценим проект и вероятные риски.
«Восток-ойл» — мегапроект «Роснефти»
«Восток-ойл» — нефтегазовый проект «Роснефти» на севере Красноярского края. Потенциал роста добычи проекта:
Компания искала стратегического инвестора до кризиса, но из-за локдауна и падения нефтяных котировок «крупный партнер» еще не найден.
Сырьевая база для СПГ-проекта собирается, но есть сложности
Предполагается, что источником для СПГ-завода станут газовые месторождения в Красноярском крае. «Роснефть» планирует участвовать в аукционах, где выставят Дерябинское и Турковское (Ушаковский участок) газовые месторождения в регионе с совокупным объемом 128 млрд кубических метров.
Но есть сложности с приобретением сырьевой базы для реализации СПГ-проекта : у компании есть конкуренты на газовые месторождения в регионе. К примеру, «Лукойл» рассчитывает на эти месторождения. Также «Норникель» просил зарезервировать за собой газоносные участки для нужд завода.
С «Норникелем» у «Роснефти» есть договоренность, что Турковское месторождение будет поставлять газ при нуждах компании. Поэтому спор с металлургом решен. С «Лукойлом» все не так просто: ситуация может разрешиться при проведении аукциона месторождений на особых условиях. Сейчас этот вопрос прорабатывается отдельно, но ранее ФАС и Минэкономразвития выразили свое несогласие.
Считается, что специальные условия будут вредить конкурентной среде на рынке, а также выльются в недополучение средств бюджетом. В связи с этим специальные условия аукциона еще не приняты. Решение о месторождениях станет известно до конца 2020 года.
К тому же для реализации большого СПГ-завода с годовым выпуском 30—50 млн тонн СПГ ( 41—69 млрд кубометров газа) компании необходимо разведать и приобрести еще ряд месторождений с общим объемом запасов в несколько триллионов кубических метров. К примеру, «Арктик СПГ — 2 » «Новатэка» содержит примерно 2 трлн кубометров запасов газа при планируемой мощности самого завода около 20 млн тонн ежегодно. Соответственно, «Роснефти» необходимо довести свою ресурсную базу минимум до 3 трлн кубометров газа для стабильной реализации завода.
Инвестиции — это не сложно
Какую прибыль принесет реализация проекта
Транспортный узел проекта под названием «Бухта Север» рассчитан на перевалку 30—50 млн тонн СПГ в год. Посчитаем, сколько выручки и EBITDA «Роснефть» сможет заработать при владении долей в 100% и при использовании среднего значения производственного диапазона — 40 млн тонн ежегодно.
График цен на СПГ я привел по отчетности «Новатэка». По текущим макропоказателям примем 13 тысяч рублей за 1 тонну СПГ как консервативный бенчмарк на долгосрочное будущее — более 5 лет. Такая сумма обоснована условиями долгосрочных контрактов на поставки и ограничениями в динамике восстановления цен на газ.
Общий планируемый средний объем производства: 40 млн тонн.
Перевод в кубические метры: 1 тонна СПГ = 1,38 тысячи кубических метров.
Тогда объем = 55,2 млрд кубических метров.
Выручка = 55,2 × 13 = 717,6 млрд рублей.
Если ориентироваться на «Ямал СПГ», маржинальность заводов СПГ по EBITDA — около 80%. Это очень высокий показатель. Предположим, что «Роснефть» сумеет реализовать свой СПГ-завод на таком же уровне.
EBITDA проекта «Роснефти» в год — около 574 млрд рублей.
Средняя EBITDA компании за 2018—2019 — около 2100 млрд рублей.
За последние 12 месяцев акции компании торговались по мультипликатору EV / EBITDA около 4. С учетом чистого долга в 4,05 трлн рублей новый проект добавит примерно 157 Р к стоимости акций, или 33,4% к докризисным 470 Р за акцию.
Значимая сумма, но рынок пока этого не закладывает, так как реализация проекта отложена на несколько лет.
Есть риск, что долгосрочные контракты не заключат
Как у любой большой инициативы, у СПГ-проектов есть свои сложности. Одна из самых значимых — отсутствие гарантии на будущий спрос при реализации завода. Компании не могут быть уверены, что их СПГ купят. Поэтому они заключают долгосрочные контракты на поставку с условием take or pay («бери или плати» — страховка части объемов будущей выручки).
На текущий момент на рынке доминируют австралийские, американские, катарские и российские проекты. Уже построенные объекты в этих странах не законтрактовали свои поставки и вынуждены были отложить запуск. СПГ-завод «Роснефти» рискует долго не находить конечного потребителя на рынке. Пристроить дополнительные 30—50 млн тонн СПГ на рынке — это сложная задача.
Большой проект даст прирост в стоимости всей «Роснефти»
«Роснефть» хочет построить СПГ-проект с высокой операционной маржой, под который сейчас пытается собрать ресурсную базу. С месторождениями есть свои сложности, но компания настроена договариваться.
Экономика нового СПГ-проекта показывает его выгодность при определенных условиях, а также даст +27% среднегодовой EBITDA к показателю докризисных 2018—2019 годов.
При непосредственной реализации у проекта есть риски не заполучить конечного покупателя. СПГ-заводам нужны долгосрочные контракты на поставку. При их отсутствии риски не завершить проект велики.
Текущая динамика акций «Роснефти» объясняется обратным выкупом акций на 2 млрд долларов, который идет сейчас. В результате планируют выкупить примерно 340 млн акций — около 3,2% от общего количества. Сейчас выкуплено около 70 млн акций и глобальных депозитарных расписок компании. Вероятно, «Роснефть» продлит обратный выкуп на часть 2021 года.
А как рынок спг сегодня? Будет ли он расти по прогнозам? Какие ещё участники вышли на стадию проекта по спг заводам?
Большое спасибо за вопрос. Аналитики по разному прогнозируют рост рынка СПГ. Цифры варьируются от 5%-10%+.
Основными драйверами рынка СПГ видятся:
1. Развитие азиатских экономик;
2. Диверсификация трубопроводных поставок;
3. Вытеснение нефти и угля в пользу экологичных энергоносителей.
На текущий момент рынок СПГ восстанавливается наравне с рынком трубопроводного газа. Помогают восстановлению:
1. Рост пром. активности в Азии (Китай);
2. Холодный период года в Северном полушарии;
Тут можно почитать про австралийские СПГ-проекты https://www.offshore-mag.com/regional-reports/australia-new-zealand/article/14188829/two-offshore-australia-lng-projects-heading-for-sanction-wood-mackenzie-claims
Рынок не может «заложить» 157 руб к стоимости акций только на основании прогноза по увеличению EBITDA. Надо ведь ещё и капекс на проект потратить
Большое спасибо за комментарий. Рынок будет закладывать рост бизнеса через увеличение EBITDA. Вы правы, чисто технически компания должна зарыть деньги в трубы и газопроводы, чтобы получить прирост бизнеса. От нее в моменте уходят деньги, идет давление на капитал.
Но она может это делать:
1. не одна, а с партнером;
2. на заемные деньги.
Поэтому риски мультипликатора EV/EBITDA будут разделяться несколькими сторонами, давления на мультипликатор не будет (от этого проекта). А рост EBITDA будет.
Рынок верит, что компания не делает что-то к себе в ущерб. Поэтому, как правило, прайсинг больших проектов лидеров отрасли по масштабам и эффективности происходит вверх. Но и компания подтверждает это на деле, застраховывая себя и своих акционеров от разных рисков.
В конечном итоге, акционер получит актив с бОльшей EBITDA, с ограниченными рисками, но придется подождать.
+ Роснефть платит дивиденды из чистой прибыли, а не из FCF, поэтому проект даст доп. прибыль.
Также, прайсинг рынком будет постепенным. Рост на 157 руб. будет долями с выходом новостей о начале проекта, о продажи доли, о закладке первой очереди, о пуске первой партии и др. Капекс также размазывается по времени.
СПГ нужен? Более чем! Роснефть будет продавать США и Китайцам, а они всему миру!
Рынок уже потихоньку выходит из кризиса. Цены на нефть и газ восстановились. А в хранилищах газа в Европе пусто. Как это повлияло на рынок СПГ?
«Роснефть» заинтересовалась добычей газа в Арктике
«Роснефть» в рамках проекта «Восток Ойл» может начать добывать в Арктике не только нефть, но и разрабатывать газовые запасы. Это следует из письма главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина премьер-министру Михаилу Мишустину, в котором он предложил выставить на аукцион три газовых месторождения в арктической зоне.
Письмо было направлено в апреле, первым его опубликовал Telegram-канал «Газ Батюшка». Представитель вице-премьера Виктории Абрамченко, которой был перенаправлен документ, подтвердил РБК его подлинность.
«Компания не комментирует переписку с федеральными органами исполнительной власти, рыночные слухи и спекуляции. Компания в надлежащем порядке раскрывает всю материальную информацию в соответствии с требованиями Лондонской и Московской биржи в своей публичной отчетности», — говорится в ответе пресс-службы «Роснефти» на запрос РБК.
Зачем «Роснефти» новые газовые месторождения
Ресурсы «Восток Ойл», которые «Роснефть» будет реализовывать вместе с «Нефтегазхолдингом», принадлежащим экс-президенту «Роснефти» Эдуарду Худайнатову, — более 2 трлн куб. м газа, из них 0,5 трлн куб. м — уже запасы на балансе месторождений, которые находятся в разработке.
Глава «Роснефти» предложил Мишустину выставить на аукционы еще три газовых месторождения на севере Красноярского края — Ушаковское, Дерябинское, Казанцевское с суммарными запасами 128 млрд куб. м газа, которые находятся недалеко от участков, уже принадлежащих проекту «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга». Он предлагает обязать участников этих аукционов иметь проекты с промышленной добычей в арктической зоне Красноярского края, а в условиях лицензий прописать обязательство перевозить добытый газ по Северному морскому пути на российских газовозах ледового класса. Такие газовозы недавно начала производить судоверфь «Звезда», которую «Роснефть» строит с Газпромбанком. Это позволит выполнить майский указ президента Владимира Путина — увеличить грузопоток по Севморпути до 80 млн т к 2024 году (в 2019 году грузопоток составил 31,5 млн т), следует из письма.
Транспортировать газ в танкерах по морю наиболее эффективно в виде сжиженного природного газа (СПГ), говорит директор практики «Газ и химия» Vygon Consulting Дмитрий Акишин. Иногда на танкерах перевозят и компримированный (сжатый) природный газ (КПГ). Но это менее рентабельный проект, поскольку из-за меньшей плотности транспортировать КПГ на большие расстояния слишком дорого, поясняет он.
Участки содержат ресурсы и запасы газа, которые находятся далеко от газовой инфраструктуры, сказал РБК источник в Роснедрах. Действительно, эти месторождения значительно удалены от Единой системы газоснабжения (система магистральных газопроводов) и не включены в систему газоснабжения Норильского округа, что делает их невостребованными уже более 30 лет, говорится в письме главы «Роснефти». «Чтобы монетизировать этот газ и возить его по Северному морскому пути, его можно сжижать, то есть производить СПГ», — заключает собеседник в Роснедрах. Ведомство поддерживает предложение «Роснефти» и уже подготовило соответствующий проект распоряжения правительства, сказал он.
Представитель Минприроды отметил, что запрос нефтяной компании прорабатывается. РБК также направил запрос в пресс-службу Минэнерго.
Что такое «Восток Ойл»
Несмотря на падение цен на нефть и последовавшее за ним обнуление льгот, проект не заморожен: 12 мая Сечин докладывал о его реализации на встрече с президентом Владимиром Путиным. Ресурсы «Восток Ойл» — 5 млрд т легкой малосернистой нефти, в 2024 году добыча кластера может составить 25 млн т, а к 2030 году — до 115 млн т (20% всей российской добычи), сообщила по итогам этой встречи пресс-служба «Роснефти».
Какие планы были у «Роснефти» на газовом рынке
В апреле 2020 года государство предоставило СПГ-проектам в Арктике льготы по НДПИ, аналогичные тем, что уже получает первый частный СПГ-завод в России — «Ямал СПГ», принадлежащий НОВАТЭКу. Помимо «Ямал СПГ» мощностью 16,5 млн т в год в России пока работает только один крупный СПГ-проект — «Сахалин-2» (11,4 млн т), подконтрольный «Газпрому».
«Роснефть» сможет монетизировать газ «Восток Ойл» и другими способами, считает федеральный чиновник. Цены на газ внутри страны очень высокие, поставки на внутренний рынок стали выгоднее экспорта, и, возможно, компания сделает проект для российского рынка, рассуждает он. Но по большому счету, как монетизировать этот газ, это вопрос не текущего момента, заключает собеседник РБК.
Запасов трех газовых месторождений в Красноярском крае хватило бы для строительства линий сжижения на 4,6 млн т, подсчитал глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. Но месторождения удалены друг от друга: Дерябинское находится на расстоянии 150 км от Ушаковского и Казанцевского, расстояние от Дерябинского месторождения до бухты Север, где предполагается строительство отгрузочного терминала проекта «Восток Ойл», по прямой — 290 км, и с переходом на правобережье Енисея оно возрастает в полтора раза, говорит Григорьев. А строительство подводного перехода привело бы к серьезному удорожанию проекта, предупреждает он.
До недавнего времени закон давал право экспортировать СПГ только тем компаниям, которые успели получить лицензии с обязательством направлять газ на сжижение до 2013 года, то есть фактически только «Ямал СПГ» НОВАТЭКа. В марте 2020 года «Роснефть» предлагала Владимиру Путину сделать выдачу разрешений на экспорт СПГ более универсальной, а не от проекта к проекту: выдавать лицензии заводам, которые отвечают определенным условиям, писал «Интерфакс» со ссылкой на источники. Но пока государство изменило закон лишь так, что право экспорта получили другие дочерние компании НОВАТЭКа.
Какие перспективы у СПГ в Арктике
Сейчас цены на газ находятся на исторических минимумах, и в таких условиях новые СПГ-проекты вряд ли окупятся, говорит Акишин. Но цены должны восстановиться, и в среднесрочной перспективе развитие СПГ-проекта выглядит целесообразным, считает эксперт. По его словам, среднесрочные перспективы газового бизнеса выглядят более оптимистично, чем нефтяного: неясно, что будет с топливным рынком после завершения пандемии коронавируса и карантинов, при этом спрос на газ должен восстановиться после возвращения к полной загрузке электростанций и промышленности.
Рынок газа находится в кризисе, но к 2023–2025 году ситуация должна улучшиться, может даже возникнуть дефицит, согласен старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко. Роль газа в общем энергобалансе должна вырасти из экологических соображений, а новые проекты в основном поставлены на паузу из-за неопределенности, объясняет он.
Строительство СПГ-завода в текущих условиях имеет смысл, если удастся сделать это относительно дешево и обеспечить заводу место в начале кривой издержек, — тогда в долгосрочном плане он будет конкурентоспособен при любых ценовых сценариях, заключает Маринченко.
Несмотря на резкое падение цен на газ, НОВАТЭК не отказался от строительства второго СПГ-завода «Арктик СПГ-2» мощностью 19,8 млн т в год, говорил в марте предправления и совладелец газовой компании Леонид Михельсон.
Почему мировая нефтяная отрасль возлагает надежды на «Восток Ойл»
В официальных мероприятиях ПМЭФ, по последним данным, приняли участие около 1300 российских и иностранных компаний, которые подписали около 800 соглашений. Таким образом, 73 подписанных «Роснефтью» контракта – это по сути около 10% от всего количества подписанных на ПМЭФ соглашений.
Объем сделок «Роснефти» составляет почти 1/6 от общей суммы всех подписанных соглашений. То есть 616,5 млрд рублей из примерно 3,8 трлн рублей.
На ПМЭФ компания подписала документы на проведение работ по строительству первоочередных объектов «Восток Ойл», а также на энергообеспечение, авиаобеспечение, оказание сервисных услуг, поставки спецтехники, трубной продукции, оборудования и материалов в интересах стратегического проекта.
Заключение этих контрактов и, как следствие, реализация «Восток Ойл», как уже неоднократно отмечали СМИ, даст импульс для развития смежных отраслей экономики, таких как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, дорожное строительство, судостроение и будет иметь значительный мультипликативный эффект.
«Магнит для инвесторов»
«Восток Ойл» признается мировыми аналитиками одним из самых перспективных в мире. Он уже сыграл значительную роль в переоценке стоимости «Роснефти». Goldman Sachs окрестил его «магнитом для инвесторов».
Создана уникальная устойчивая экономическая модель проекта, что сделало его привлекательным для вхождения крупных иностранных компаний. Получены заключения ведущих международных экспертов, подтверждающие ресурсную базу, технологии разработки и экономику проекта.
Речь не только о запасах, хотя ресурсная база у «Восток Ойл» просто колоссальная – 6,2 млрд т.н.э.
И по качественным характеристикам нефть с месторождений проекта превосходит сорт Brent, она легкая (40% API) и малосернистая (содержание серы
В своем докладе на энергопанели «Трансформация мировой энергетики» глава «Роснефти» Игорь Сечин напомнил, что нефть месторождений «Восток Ойл» отличается уникально низким содержанием серы в 0,01-0,04%, что сопоставимо с требованием стандарта Евро-3 к дизельному топливу. А такая нефть может существенно разгрузить отдельные установки на НПЗ или вообще исключить потребность в них, тем самым значительно снизив парниковые выбросы.
«Сравним с освоением Самотлора»
По масштабам этот проект можно сравнить разве что с советским освоением Самотлора, самого крупного нефтяного месторождения России, говорит Сергей Суверов, инвестиционный стратег УК «Арикапитал».
Он подчеркнул, что «Восток Ойл» уже производит высококачественную нефть с низкой себестоимостью, с низким углеродным следом, которая будет пользоваться спросом еще долгие годы. Роснефть планирует сократить углеродный след и это безусловно будет гарантировать спрос на продукцию «Восток Ойл».
«Зеленые» баррели
Эксперты обращают особое внимание на планы Роснефти по развитию ветрогенерации. Север Красноярского края уникален с точки зрения перспектив использования ветряков, отмечают они. Наряду с использованием оборудования традиционной газовой энергетики это позволяет эффективно решить проблему надежности и экологичности энергоснабжения и обеспечить проекту беспрецедентно низкую интенсивность выбросов диоксида углерода на уровне 12 кг на баррель добываемой нефти при среднемировом показателе для новых проектов в мире, по данным Wood Mackenzie, на уровне 50 кг.
Бывшая глава МИД Австрии Карин Кнайсль, вошедшая недавно в состав совета директоров «Роснефти» и уже 25 лет являющаяся экспертом нефтяной отрасли, считает, что проект «Восток Ойл» «может стать историческим».
Импульс для экономики РФ
Флагманский проект «Роснефти» предусматривает и создание тысяч дополнительных рабочих мест и, разумеется, строительство масштабной инфраструктуры, в том числе объекты электрогенерации мощностью около 3,5 ГВт, три аэродрома, два морских терминала, 15 промысловых городков, а также нефтеналивной терминал мощностью 100 млн тонн.
Уже начались работы по подготовке пунктов разгрузки с реки Енисей, базы хранения МТР, вахтовых жилых городков.
Разворачивается строительство трубопроводной системы, на Таймыр прибыли первые группы подрядных организаций для строительства порта. В целом на проект завезено уже порядка 200 тыс. тонн грузов.
Как результат всей это бурной деятельности, оживут удаленные северные населенные пункты, появится транспортная доступность у людей, к ним придет высокоскоростной интернет. В целом же, ожидается, что реализация «Восток Ойл» даст колоссальный импульс развитию экономики страны — до 2% повышения годового ВВП.
Здесь, по его мнению, как раз и можно выделить «Роснефть» с ее проектом «Восток Ойл».
«Если же говорить о развитии российских регионов и вкладе в благосостояние населения, то «Роснефти» здесь не будет равных. «Роснефть» ведёт свою деятельность почти во всех регионах страны и обеспечивает работой более 350 тысяч человек, а реализация проекта «Восток Ойл» создаст колоссальное количество рабочих мест, — подтвердил Журавлев. — Поэтому расчеты Института народно-хозяйственного прогнозирования Российской академии наук, которые говорили о том, что синергия по закупкам услуг и товаров при реализации инвестиций будут иметь коэффициент 9,3 на каждый вложенный рубль, являются более чем реальными».