Вопрос чем занимается в театре капельдинер
Чем занимается капельдинер
Кто такой капельдинер
Капельдинер – это немецкое слово (так и пишется, kapeldiner), в переводе оно означает «служащий капеллы». Капельдинеры работали в театрах и кинозалах. Они занимались проверкой билетов, помогали зрителям найти свои места, чистили сиденья, натягивали на них чехлы, а также нередко проводили уборку зала.
Капельдинер не просто выполнял свою работу, он был, если можно так сказать, душой зала. Он всегда был в курсе программы, мог ответить на вопросы об актерах и артистах, рассказать что-то про постановки и кинофильмы или помочь зрителям решить их вопросы.
Капельдинер в театре
В прошлом именно капельдинеры отвечали за уход за музыкальными инструментами театра. Поэтому целый ряд усовершенствований конструкций музыкальных инструментов был создан именно капельдинерами.
В дореволюционной России капельдинеры в театрах занимались тем, что проверяли билеты посетителей, провожали их до нужных мест, а также смотрели за соблюдением порядка в зале.
Само присутствие капельдинера создавало особую атмосферу. Постоянные посетители знали капельдинеров в лицо и здоровались с ними, как с добрыми знакомыми.
В современном мире функция капельдинера пока еще сохранилась в некоторых театрах, но на этой должности появились новые заботы: как например, следить за тем, чтобы зрители не использовали во время представления мобильные телефоны.
Капельдинер в кино
Позднее капельдинерами стали так же называть и работников кинозалов, которые выполняли примерно те же функции, что и в театре. Киноиндустрия на заре своего появления позиционировалась как роскошное развлечение, поэтому наличие капельдинера в зале было очень важным.
В старых крупных кинотеатрах США на каждый кинозал имелся один или несколько своих капельдинеров.
В кинотеатрах США капельдинеры когда-то также отвечали за разделение зрителей на «белую» и «цветную» секции, не допуская их смешивания. А в 50-е годы во времена популярности фильмов ужасов капельдинеры порой должны были наряжаться в костюмы чудовищ и развлекать детей.
Расцвет эпохи капельдинеров в кинотеатрах пришелся на 1920-е годы, особенно сильна была эта традиция в США. Но экономический кризис 1930-х годов привел к тому, что капельдинеров стали массово сокращать, их оставалось все меньше, и сегодня в кинотеатрах фактически нет капельдинеров. Вместо них есть билетеры-контролеры, которые лишь проверяют наличие билетов у зрителей.
Необычные театральные профессии. Капельдинер
Как говорил Константин Станиславский: «Театр начинается с вешалки!», но для многих он начинается с капельдинера. Многие называют их по-простому билетёрами, однако в обязанности этих людей входит не только проверка билетов на входе. Они выступают в роли доброй хозяйки всего дома.
Из истории. Слово капельдинер — немецкое и изначально обозначало помощника руководителя оркестра. Он занимался хозяйственными и техническими делами: свечами, нотами, настройкой инструментов. Также человек на этой должности следил за общим порядком в капелле. Так, капельдинером в оркестре венской семинарии был Франц Шуберт.
Позднее капельдинеры стали работать не только в капеллах и при оркестрах. Например, в США в 1920-е годы в кинотеатрах трудились от двадцати до сорока людей этой профессии. Они они вели учёт заполняемости залов, направляли зрителей к их местам, помогали детям и пожилым. А еще наличие капельдинеров показывало статус кинотеатра. Чем больше — тем роскошнее.
В современных театрах капельдинеры встречают зрителя, проверяют билеты, помогают сориентироваться в зале. Но не только это входит в обязанности. Перед каждым спектаклем они готовят зал, а когда представление начинается, то почти всё действие проводят на ногах, ведь зрители часто выходят в фойе, опаздывают, вновь не могут найти своё место. Капельдинеры же ориентируются в своём театре, как в родном доме. Кроме того, они знают весь репертуар, труппу, историю и всегда готовы ответить на любой вопрос, касающийся театра.
Отрывок из произведения Льва Толстого «Война и мир»:
Капельдинер учтиво и поспешно проскользнул перед дамами и отворил дверь ложи. Музыка ярче стала слышна в дверь, блеснули освещенные ряды лож с обнаженными плечами и руками дам, и шумящий и блестящий мундирами партер.
Интересно, что в царские времена в России были введены основные правила касательно работы капельдинеров. Так, в партере и бельэтаже работали мужчины, а выше первого яруса — девушки. В некоторых театрах такое распределение сохраняется до сих пор.
Отдельное внимание уделяется форме. Капельдинеры должны выглядеть строго и в меру изысканно. Например, в Александринском театре люди этой профессии носят чёрные смокинги, а в Михайловском костюмы серого цвета с вензелями театра.
Рабочий день у капельдинера заканчивается поздно. Когда зал опустеет, опустеют все вешалки, пройдёт осмотр помещений, они неторопливо начинают собираться домой. А завтра — завтра новый спектакль и новый день со зрителями.
Кто такие капельдинеры и чем они занимаются
Евгения Попова
Капельдинер в театре — это человек, который без труда поможет найти место в зрительном зале, назубок знает содержание любого спектакля. Свои силы в этой профессии попробовала корреспондент «ВМ».
Одежда и обувь исключительно черного цвета, на шее — яркая оранжевая бабочка. На лице — приветливая улыбка. Так выглядит капельдинер в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Именно он не только встречает гостей на входе, но и раздает программки представления, рассаживает зрителей «согласно купленным билетам». Но, как оказалось, за сухим определением должности «рабочий в театре, кинотеатре или концертном зале» кроется множество нюансов.
— Смена капельдинера начинается за сорок пять минут до спектакля и заканчивается, пока театр не покинут последние посетители, — вводит меня в курс дела Динара Авзалетдинова, одновременно крепя бейджик и «бабочку».
В этот раз на месте четырнадцать капельдинеров. Среди них почти всегда только девушки. Если выходит молодой человек, как правило, его ставят «на гардероб» принимать одежду (ведь зимой она достаточно тяжелая), выдавать номерки и бинокли. Кстати, вы заметили, что после спектакля гардероб работает гораздо быстрее, чем до? Это потому, что к делу привлекаются все капельдинеры.
— Наша работа достаточно сложная, как и любая, связанная с людьми, — рассуждает Полина Гладкая. — На возмущения и каверзные вопросы гостей мы отвечаем спокойно и благожелательно. К тому же почти весь спектакль проводим на ногах: зрители могут опоздать или выйти во время представления и потом не найти свое место.
Хотя я и новичок, мне доверили продавать программки и специализированный журнал. При себе обязательно надо иметь купюры разного номинала для сдачи.
Приступаю к работе: протягиваю журнал заинтересованному гостю. И тут же звучит неожиданный вопрос.
— Как давно в вашем театре лакировали паркет? Выглядит как новый, — протирая очки, разглядывает пол дама средних лет.
— Не знаю, — бормочу я в ответ, не теряя при этом дежурной улыбки.
— Хм… А почему поменяли порядок фото актеров на стене? Вроде они не так висели? — продолжает посетительница.
— Насколько я знаю, давно не меняли, — парирую я. — Хотите, расскажу про сегодняшний спектакль «Обещание на рассвете»? В нем играют.
— Не нужно, я смотрю его не в первый раз, — отвечает дама и, пролистав журнал, возвращает его мне.
— Зрители часто спрашивают, какое здание театра было изначально — каменное или деревянное, что было здесь 50 или 100 лет назад, и даже просят перечислить фамилии художественных руководителей за весь период его работы. Ну и главное, что их интересует: какое отношение театр имеет к Пушкину, — продолжает свой рассказ Полина.
Дальше я отправляюсь на пост у дверей возле бенуара — ложи на уровне сцены. С другой стороны партера дежурит Ирина Кукушкина.
— Наша главная задача — сориентировать зрителей, — говорит она. — Многие путаются в терминах, не знают, что такое партер, бенуар, балкон и бельэтаж. Бывает и так, что некоторые просятся с балкона в партер, если видят, что он полупустой. В этом мы им отказываем. Да и в нашем зале такого почти не бывает: в театре более 800 зрительных мест, и редко когда занято меньше 650.
— А какая проблема у капельдинеров считается самой большой? — интересуюсь я.
— Пожалуй, если на одно место продано два билета. Такая накладка иногда случается, если один из билетов — пригласительный.
В этой ситуации разбирается уже администратор.
После третьего звонка сталкиваемся с первой проблемой. Зрители расселись, а тут подбегают юноша и девушка, протягивают билеты с местами в центре зала.
— Пока я посажу вас с краю. Иначе вы потревожите остальных гостей, — объясняет им Ирина.
— Но там будет плохо видно, — возражает девушка.
— В антракте пересядете на свои места, ничего страшного, — отвечает моя коллега.
Молодые люди исчезают в темноте, а мы остаемся «на карауле». Капельдинерам, которые во время спектакля находятся в зале, удается посмотреть происходящее на сцене. Но и работы у них больше: так, приходится останавливать любителей снимать постановки на мобильный телефон. Для этого мои коллеги пользуются рацией, передавая друг другу информацию. А блокируют гаджеты при помощи лазерной указки: светят ею на экран или руку «нарушителя».
— А если человек просто переписывается, он тоже мешает соседям? — спрашиваю я.
— Это не запрещено, ведь ситуации бывают разные. В этом случае мы просто просим приглушить яркость монитора, — комментирует Ирина. — Как правило, никто не возражает и соглашается.
В этот вечер спектакль шел всего час пятьдесят минут и без антракта. В начале десятого, разгрузив гардеробы и переодевшись, мы отправились домой. И это мы еще рано управились. Пожалуй, единственный минус работы капельдинера — смена заканчивается довольно поздно.
ТЕРМИНЫ
Партер — нижний этаж зрительного зала с местами для публики в пространстве от сцены или оркестра до противоположной стены или амфитеатра.
Амфитеатр — места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом.
Ложа — обособленное, в виде небольшого внутреннего балкона, помещение, предназначенное для нескольких посетителей. Ложи, как правило, находятся по сторонам и сзади партера или примыкают к оркестровой яме (такие называются «бенуар»).
Бельэтаж — места, расположенные преимущественно полукругом сзади и выше партера и амфитеатра.
Балконы устроены выше партера, в различных ярусах зрительного зала.
«Зрители Оперного театра — это такая каста»
Капельдинеры — о любимых спектаклях и тонкостях своей профессии
В Екатеринбургском театре оперы и балета уже четвертый год существует школа театральных капельдинеров — людей, которые работают со зрителями. Они проверяют билеты, продают программки, рассаживают на места, но кроме этого — создают в театре домашнюю атмосферу. Капельдинеры знают в лицо постоянных зрителей и называют их «родными людьми». В антракте они готовы поддержать разговор на любую тему, касающуюся театра. Всему этому обучают в школе капельдинеров. По словам автора проекта Ольги Абрамович, это единственная в мире школа театральных капельдинеров при оперных театрах. IMC поговорил с людьми, которые связали свою жизнь с этой профессией и с теми, кто только пришел учиться, об их любимых спектаклях и тонкостях работы.
Байрам Сапаров, 51 год
Работает капельдинером с 2013 года
В оперный театр я пришел в 2000 году. Работал в пожарно-сторожевой охране. Думал, будет у меня такая подработка года на три-четыре. В 2013 году мне предложили пойти работать капельдинером. Я сам по образованию педагог, а в этой профессии уже заложено общение с людьми. Здесь меня обучали тонкостям работы. Например, после премьерного спектакля у нас проходит большая цветочная церемония. Мы репетируем, кто как должен выходить, кому будем вручать цветы.
Каждую премьеру мы смотрим спектакль на генеральном прогоне — нам нужно вникнуть в содержание, чтобы быть подготовленными к общению со зрителями. Во время премьерных спектаклей в театре ажиотаж — и у зрителей, и у сотрудников. Прошлой осенью у нас поставили оперу «Турандот», после премьеры был такой восторг! Смотришь на восторженные лица и чувствуешь, что спектакль удался, «попал» в зрителей. «Вы — молодцы!», — вот так говорят зрители, выходя из зала.
В большинстве случаев зрители подходят к нам сами, у них много вопросов, начиная от истории театра и заканчивая тем, какую партию исполняет артист. Зрители, особенно молодые, часто спрашивают: «На каком этаже «Снежную королеву» показывают?». Они путают нас с кинотеатром в торгово-развлекательном центре. Отвечаем, что на всех этажах дают только «Снежную королеву».
Рабочий день капельдинера начинается за полтора часа до спектакля. В течение получаса готовимся, переодеваемся. Потом администратор проводит оперативку, затем мы проверяем ложи, как зал подготовлен к приему зрителей. В ложах у нас передвигаются стулья, их надо по порядку расставлять, чтобы не было путаницы.
Мне иногда говорят: «За столько лет тебе, наверно, надоели уже эти спектакли?». Но я вам честно скажу, нет, из репертуара нашего театра мне ни один не надоел.
Мой любимый спектакль? Топовые балеты — «Лебединое озеро», «Щелкунчик» — это понятно. Я в восторге от последней постановки оперы «Турандот». В последний раз в нашем театре ее ставили в 1984 году. Я знал, что она идет в других театрах мира, в Европе, но когда я здесь услышал музыку Пуччини, я просто не ожидал, что эта музыка, этот спектакль заденет меня так сильно.
Наталья Пузырева, 55 лет
Работает капельдинером с 2016 года
Вообще я по образованию инженер-конструктор. Окончила УПИ, механико-машиностроительный довольно-таки серьезный, «мужской» факультет. Работала в НИИ «Тяжмаш», потом родилась дочь и пришли наши «прекрасные» во всех смыслах 90-е годы. НИИ «Тяжмаш» развалился, все инженеры ушли в свободное плавание. У меня и ИП было, и я даже работала Снегурочкой в новогодней кампании. Вот как-то так выплывали.
Когда выросла дочь и подросла внучка, у меня освободилось вечернее время. Я прочитала объявление о вакансии капельдинера в оперном театре — и у меня что-то щелкнуло внутри и потянуло сюда. Моя дочь хореограф-постановщик, сейчас внучка танцует. Оперный — это что-то родное, свое. Сразу начала работать в партере — это у нас самая передовая часть, где проходит больше всего зрителей. Я пришла 2 января и начала работать с новогодней эпопеи.
Многие зрители очень хотят пообщаться с нами. Постоянные зрители — это как близкие родные люди, ведь привыкаешь же к определенному кругу общения. А зрители [Оперного театра] — это, условно говоря, такая каста. Обсуждаем с ними спектакли, кому-то что-то не нравится: «Сегодня скрипка не так звучала!» или «Не докрутила фуэте». Вот прямо такие нюансы подмечают.
Или наоборот: «[Александр] Меркушев (ведущий солист балета — прим.редактора) наконец-то распрыгался», «Сегодня [Игорь] Булыцын (солист балета, постановщик— прим.редактора) такую постановку сделал!», «Томоха (Терада, солист балета— прим.редактора) — это бог». Так что есть, о чем поговорить. Скучать точно некогда.
Дарья Воложанина, 21 год
Первая выпускница школы капельдинеров
Мне было 18 лет, когда я пришла на кастинг. Я тогда училась в 11 классе. Меня расспросили, где я учусь, почему пришла в театр оперы и балета. Если честно, я до этого я никогда не посещала это заведение, но подумала, что опыт волонтерства (школа капельдинеров является волонтерским проектом, ученики работают в театре бесплатно — прим.редактора) пригодится в будущем. Так и получилось: это помогло мне определиться с выбором будущей профессии и всем сердцем полюбить оперу и балет. Обучение длилось несколько лет, сейчас я официально работаю в службе проведения спектаклей контролером-билетером. В дальнейшем планирую попытать счастье в других отделах театра — репертуарном, литературной части или отделе продаж.
Сейчас для меня важно набраться опыта общения с артистами, зрителями, научиться решать конфликтные ситуации. Редко, но бывает, что зрители приходят на спектакли нервными — они едут после работы, застревают в пробках. Если раньше я была слишком вспыльчивая и могла ответить грубостью на грубость, то сейчас я могу сдерживать эмоции и спокойно разрешить ситуацию.
Главное правило — не опаздывать, иначе весь день не задастся. Еще одно требование к капельдинерам — аккуратный внешний вид. У всех капельдинеров единая форма — юбка, жилет или пиджак бордового цвета и белая блузка.
Я работаю на входе, встречаю зрителей и отвечаю за билетный контроль, цвет нашей одежды отличается, он черный. Первый человек, которого видят зрители, — это я.
Анна Мрыхина, 23 года
Участница последнего кастинга в школу капельдинеров
Когда я окончила Архитектурную академию, у меня было два направления. Выбрать что-то, связанное с производством, или заняться изучением художественного костюма. Я понимала, что больше тяготею к чему-то, что несет эмоцию, цепляет глаз. Мне хочется в этом разбираться, больше смотреть. У меня было желание поработать в театре, впитать в себя специфику создания художественного костюма. Я пыталась пробиться в Оперный, но поняла, что нужно сейчас набраться опыта и потом с каким-то осознанным пониманием прийти и сказать: «Да, я могу». Этот театр стал для меня вдохновением, поэтому, когда я увидела, что требуются волонтеры, поняла, что должна быть здесь.
Так как по профессии я дизайнер одежды, то обращаю большое внимание на костюмы. С этой точки зрения спектакль «Приказ короля», я считаю, должен увидеть каждый. Даже если вы ничего не поймете, то, что вы будете видеть на сцене — это потрясающе.
Значение слова «капельдинер»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КАПЕЛЬДИ’НЕР, а, м. [нем. Kapelldiener] (устар.). Служитель при театре, проверяющий входные билеты.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
капельди́нер
1. театр. работник театра, проверяющий билеты, провожающий зрителей к их местам и следящий за порядком в зале ◆ Дверь открылась, и капельдинер втащил толстую пачку только что напечатанных дополнительных афиш. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита, часть 1», 1929—1940 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: андрон — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?