Вольтер полагал что религия возникла тогда когда встретились
История философии. Тест 15
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. В представлении Спинозы, свобода человека состоит в единстве разума и воли. Противоположностью свободы человека он считал
аффект
необходимость
произвол
предопределение
2. «Монада» в учении Г. В. Лейбница — это
единая субстанция
простая субстанция
духовный модус
объективная акциденция
3. Монады у Лейбница между собой
тождественны
различны
в чем-то схожи
несопоставимы
4. По теории Лейбница, в телах неживой природы содержатся монады, обладающие
перцепцией
апперцепцией
перцепцией и апперцепцией
ощущениями и ясными представлениями
5. В интерпретации Лейбница главный тезис сенсуализма звучит так: «Ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства, кроме…»
самих чувств
самого разума
случайного
эмпирического
6. В философии Джорджа Беркли «быть» означает
существовать независимо от нашего сознания
определяться совокупностью свойств в пределах субстанции
быть воспринимаемым ощущениями
существовать в человеческом представлении
7. С точки зрения Беркли, в мире действуют причины
механические
физические
духовные
материальные
8. Юм усматривал в деятельности человеческого разума два вида отношений: «отношения идей» и отношения
реальных вещей
представлений
впечатлений
сущностей
9. «Позитивные» законы Монтескье разделял на три основных типа, к которым не относятся
естественные
международные
политические
гражданские
10. Представление о «духе законов» Ш. Монтескье положило начало направлению:
духовного монизма
географического детерминизма
европейского гуманизма
социального фатализма
11. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились
человек и бог
бог и дьявол
ученый и невежда
мошенник и глупец
12. Для Ж. Ж. Руссо равенство людей — это равенство
природное
имущественное
политическое
сословное
13. Руссо впервые выявил социальную обусловленность науки и культуры, обнаружив, что развитие культуры формирует у человека потребности
естественные
искусственные
необходимые
материальные
14. Руссо писал: «…силами государства, согласно цели его образования, которой является общественное благо, может руководить лишь…»
общая воля
воля представителей
мудрый правитель
здравый смысл
15. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был
Вольтер
Руссо
Д’Аламбер
Дидро
История философии #6
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был …
Д’Аламбер
Руссо
Вольтер
Дидро
Исторический период развития схоластики …
I-IV вв.
IX-XV вв.
VIII-XVI вв.
IV-Х вв.
Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились …
бог и дьявол
человек и бог
ученый и невежда
мошенник и глупец
К произведениям Сигера Брабантского не относится …
О разумности души
О единстве разума против аверроистов
О необходимости и взаимной зависимости причин
О вечности мира
Идеолог голландской буржуазной революции Гуго Гроций философски обосновал теорию …
государственного права, когда оно создается управляющей верхушкой для решения своих проблем
абсолютного (божественного) права, при котором реализуется проявление божьего суда
естественного права, когда его сущность отражает общечеловеческую природу
эгалитарного права, когда признаются права и свободы всех граждан государства
Главным логиком в направлении неоплатонизма был …
Порфирий
Прокл
Платон
Плотин
«Каббала» в переводе означает — …
вера, доверие
традиция, предание
знание, метод
книга, письмо
Согласно Локку, основой всякого познания является …
интуиция
ощущение
опыт
мысль
По Эпикуру, наслаждение от еды есть удовольствие — …
разумное
динамическое
статическое
совершенное
В учении М. Фичино проявилась новая гуманистическая идея итальянского Ренессанса в учении о человеке:
человек — высшее природное существо, которое призвано бороться с богом
человек должен творчески совершенствоваться, возносясь к наивысшему сущему (богу)
человек — наиболее гармоничное существо, и он не нуждается в идее бога
человек — венец всего сущего, и ему необходимо доказать свое богоподобие
Согласно Шопенгауэру, человеческая история — это …
неизбежное приближение Страшного Суда
бессмысленное сплетение событий
прогрессивное движение к обществу всеобщего благоденствия
непредсказуемая игра случайности, отражающая внутреннюю закономерность
Согласно М. Хайдеггеру и Ж. П. Сартру, бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность — это …
мышление
экзистенция
научный факт
переживание
Социальная утопия Фрэнсиса Бэкона совершенно определенно возрождала идеи …
Аристотеля
Мора
Сократа
Платона
Спиноза писал: «Не существует ни одной вещи, из природы которой не вытекало бы некое действие». Таким образом, в природе существует …
относительность движения
полная анархия
жесткий детерминизм
абсолютное предопределение
В интерпретации Лейбница главный тезис сенсуализма звучит так: «Ничего нет в разуме, что не прошло бы раньше через чувства, кроме … »
случайного
эмпирического
самого разума
самих чувств
Ответы на тесты по философии: Философия Возрождения и Нового времени
Философия Возрождения и Нового времени
1. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название:
а) «О причине, начале и едином»;
б) «О достоинстве и приращении наук»;
*в) «Об ученом незнании»;
г) «О бесконечности Вселенной и мирах»;
2. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:
а) абсолютной истины;
б) относительной истины;
в) недостижимой истины;
г) конвенциональной истины;
*д) двойственной истины.
3. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:
а) идеализма и стоицизма;
б) объективизма и скептицизма;
*в) эмпиризма и материализма;
4. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:
5. Общепринятые системы мышления (силлогистику и схоластику) Бэкон относил к призракам (идолам):
6. Исходный принцип философствования Декарта:
7. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:
а) «верую, потому что нелепо»;
*б) «во всем должно сомневаться»;
в) «любовь движет солнца и светила»;
д) «познай самого себя».
8. По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная:
а) находятся в тесной взаимосвязи;
*б) существуют независимо друг от друга;
в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;
г) существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное существование другой;
д) являются иллюзией психики.
9. Декарт признавал существование:
а) одной субстанции — материи;
б) одной субстанции с двумя атрибутами: временем и пространством;
в) одной субстанции с двумя атрибутами: мышлением и протяжением;
*г) двух независимых субстанций — мышление и протяжение;
д) только фактов чувственного восприятия.
10. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:
*б) протяженность (распространенность);
11. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:
а) созерцательный анализ;
б) эмпирическую индукцию;
*в) рациональную дедукцию;
г) спекулятивный синтез;
д) диалектический метод.
12. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:
13. Спиноза применил в своей «Этике» необычный метод изложения:
14. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:
б) множество конечных вещей;
*в) мышление и протяжение;
г) воздействие и связь;
д) энергия и информация.
15. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:
а) космос – это бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);
б) бесконечность космоса — божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;
*в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);
г) космос – пустое пространство, окружает бога как свою сердцевину;
д) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.
16. Философия природы Дж. Бруно— это:
17. В виде Левиафана рассматривал государство:
д) Николай Кузанский.
18. Согласно Локку, основой всякого познания является:
19. Этот философ впервые разделил власть на три вида (судебную, законодательную и исполнительную):
д) Николай Кузанский.
20. Философии Просвещения в целом присуще:
*а) вера в человеческий разум, знание и общественный прогресс;
б) исключительная религиозность;
г) исключительный интерес к проблемам познания.
21. Этот философ напрямую отождествил человека с машиной:
д) Николай Кузанский.
22. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:
*г) мошенник и глупец.
23. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был:
д) Николай Кузанский.
24. Руссо считал, что развитие культуры формирует у человека потребности:
25. Установите соответствие философа философскому направлению:
а в г1. эмпиризм; а) Бэкон;
б д2. рационализм; б) Декарт;
26. Установите последовательность возникновения философских трудов:
1а) «Об ученом незнании» Николай Кузанский;
5б) «Об общественном договоре» Руссо;
2в) «О бесконечности Вселенной и мирах» Бруно;
3д) «Новая Атлантида» Бэкон.
27. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
в1. «Об ученом незнании»; а) Бэкон;
д2. «Об общественном договоре»; б) Декарт;
б3. «Рассуждение о методе»; в) Николай Кузанский;
Вольтер полагал что религия возникла тогда когда встретились
Вольтер находился под сильным влиянием идей Локка, Ньютона, Бейля. Органическую часть его философских воззрений образует, однако, и критическая переоценка философии Декарта и Лейбница. Философия представляется ему не только собранием поучений, догм, взглядов или логически строгой системой, она является прежде всего великим орудием разума в борьбе против неразумного, отживающего устройства общества. Этот момент во многом определяет и характер философской мысли Вольтера. Никто до него — а из его современников лишь Руссо — не выступает в философии так открыто и партийно.
Вольтер весьма высоко оценивает заслуги английских философов, в частности Бэкона и Гоббса. «Новый Органон» Бэкона он определяет как труд, который можно использовать в качестве лесов при строительстве новой философии. Эмпиризм английской философии настолько повлиял на Вольтера, что на переломе 20-30-х годов (в то время, когда он пишет первую серию философских работ: «Философские письма», «Трактат о метафизике» и «Основы философии Ньютона») считает его единственным методом познания, при помощи которого можно достичь истины. С этих позиций он некоторое время недооценивает декартов-ский рационализм, отвергает, в частности, Декар-тову теорию врожденных идей, противопоставляя ей тезис Локка о том, что человеческая душа — это неисписанный лист.
Однако критическое отрицание спекулятивного характера философии Лейбница и Декарта не было исходным пунктом собственного философского мышления Вольтера. Он отвергал также и субъективно-идеалистическую интерпретацию английского сенсуализма. Вольтер стремится к разрешению проблемы познавательного значения опыта и его отношения к теоретическому мышлению на более или менее материалистических основах.
В философии Вольтера большую роль играет вопрос активности субъекта. Подчеркивание Вольтером динамичности и активности поведения субъекта значительно обогатило философию Нового времени. «Пусть уж как будет, здесь моя цель — изучить человека, живущего в обществе; не могу в нем жить, если не существует общество вне нас. Скептики-пиррони-сты должны мне позволить начать с того, что существуют тела, во что я твердо верю, ибо в противном случае я должен был бы отрицать существование этих господ». Из этого тезиса Вольтера ясно вытекает не только очевидное отвержение субъективно-идеалистического подхода к проблематике познания и бытия, но и его однозначное подчеркивание «общественности человека» как предмета собственно философских интересов. Этим он во многом предвосхищает проблематику, которая становится такой важной для немецкой классической философии.
Его интерес к «общественному человеку» определяется трудами английских мыслителей, в частности концепцией естественного права Локка. В философских заметках об обществе, человеке и свободе он исходит из практических потребностей тогдашней буржуазии. Вольтер понимал человека как существо общественное, общественность которого состоит в том, что он живет среди других общественных людей.
В философских трудах Вольтер выражает и одно из основных требований восходящей буржуазии — равенство людей. Однако в отличие, например, от Руссо он понимает равенство людей лишь как равенство политическое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества. Если Руссо в работе «О причинах неравенства» выступил против частной собственности и требовал ее уничтожения, то Вольтер это требование с присущей ему иронией высмеял.
Свободу человека Вольтер также понимал лишь в чисто абстрактном правовом и политическом смысле. Свобода является, по его представлениям, прежде всего свободой воли, и эту свободу воли он понимает чисто индетерминистски. В позднейших философских трудах («Философском словаре») Вольтер, однако, видимо под влиянием ньютоновского понятия детерминизма, отходит от индетерминистских взглядов.
Вопрос о понимании Вольтером детерминизма заслуживает специального анализа. Его детерминизм решительно нельзя отождествлять с детерминизмом механистических материалистов. Человек, отвергающий всеобщую закономерность, индетерминистски понимающий свободу воли, слишком бы отклонился от порядка целесообразно устроенного мира, и поэтому Вольтер ограничивает свободу человеческой воли определяющим принципом этого мирового порядка. Тем самым, однако, он весьма близко подходит к теологии, против которой в стихотворении «О гибели Лиссабона» он так решительно выступает.
Человек, его свобода, свобода человеческой воли, устройство общества это те вопросы, которые в то время обсуждались не только в философских дискуссиях, но и в практической каждодневной политике. И Вольтер в своих заметках о реформе общества склоняется к иллюзии об «образованном правителе». Однако в более позднее время он от этого идеала отходит.
Все творчество Вольтера — философское, публицистическое, художественное (следует оценить также его заслуги в области, историографии, в частности в истории культуры) — является предвестием острых социальных конфликтов, которые через несколько лет после его смерти выливаются в Великую французскую буржуазную революцию. Прогрессивность философии Вольтера обусловлена и ограничена прогрессивностью общественного класса — буржуазии, представителем которой он был.
Если Вольтер был представителем высших слоев «третьего сословия», то Жан Жак Руссо (1712–1778) — представителем самых низших слоев.
Творчество Руссо весьма богато, и, если его оценивать по названиям отдельных работ, оно может показаться весьма пестрым. Помимо театрального творчества Руссо занимался в специальных работах целым рядом проблем: критикой науки и цивилизации («О влиянии наук на нравы»), экономической проблематикой («Рассуждения о политической экономии»), социально-политическими
Вольтер полагал что религия возникла тогда когда встретились
История философии в кратком изложении
Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.
Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание, оказывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности человека. Свое отношение к миру он не осознавал и, естественно, не мог выразить в теоретических формах. Выделение человека из окружающего мира сопровождалось различными магическими обрядами, символизировавшими его стремление к соединению с природой. Результаты археологических исследований и сравнительной этнографии позволяют хотя бы частично осветить этот этап развития человеческого мышления. Конкретные формы начальных теоретических построений, которые существовали до создания письменности, остаются для нас более или менее гипотетическими.
Развитие практической деятельности человека предполагает совершенствование его способности предвидения, основанную на наблюдении определенной последовательности событий и, таким образом, постижении некоторых закономерностей природных явлений. Этот процесс зависел от многих внешних обстоятельств и внутренних условий, характерных для определенных областей и общностей. К важнейшим моментам, влияющим на ход этого процесса, относится необходимость объяснять и воспроизводить результаты познания. Развитие языка, и прежде всего появление абстрактных понятий, является важным свидетельством формирования теоретического мышления и складывания предпосылок для возникновения общих умозаключений, а тем самым и для философии.
Погребения умерших, остатки жертвоприношений, различные предметы культового характера свидетельствуют о том, что люди с незапамятных времен стремились найти ответы на вопросы, что такое жизнь, когда она возникает и почему кончается. Подобные вопросы, даже если ответы на них были самыми фантастическими, предполагали существование причинной зависимости и наличие весьма сложных представлений о пространстве и времени. В частности, представление о времени возникало из понимания как конечности человеческого существования, так и постоянства движения небесных тел, время же измерялось длительностью растительного цикла. Такое представление претерпело значительное развитие уже в древнейшие времена. Об этом говорят некоторые мифы, где время выступает как мера ценности. Только то, что вечно, может быть совершенно. Вечность является атрибутом божественного существования и действия. Неосознанным выражением этого убеждения и одновременно практическим подтверждением стремления к преодолению временной ограниченности индивидуального человеческого существования были различные погребальные ритуалы, магические обряды и культ усопших, сохраняемый родом.
Наивно-натуралистическое понимание природных закономерностей, проецируемое на отношения в обществе, весьма долго существовало во взглядах на мир, его начало и суть; не избавилась от него и философия.
Все эти обстоятельства воздействовали на представления людей о природе и постепенно модифицировали их. Развитие мысли в области этой проблематики весьма долго протекало в рамках существовавших взглядов и формально не выходило за их пределы. Однако обыденные представления под влиянием расширяющегося опыта получали новое содержание, а углубляющееся познание окружающего мира и человеческого общества ускоряло этот процесс. Важнейшей вехой в развитии человеческого мышления было изобретение письменности. Она не только принесла новые возможности передачи знания, но и обогатила предпосылки для развития собственно знания.
Условия прогресса теоретического мышления, а в его рамках и первые проявления философского мышления складывались неравномерно. Различались между собой отдельные регионы с разными социально-экономическими условиями. Был целый ряд специфических, обстоятельств, которые ускоряли или замедляли это развитие и которые сейчас нельзя с точностью определить. Мы стремились на некоторых примерах, которые, конечно, не исчерпывают всю проблематику, показать, как возникали предпосылки теоретического осмысления мира и какими путями развивалась философия в колыбели цивилизации — на Востоке. Развитие философского мышления в странах Востока не составляло прямой линии. И хотя не исключается на некоторых этапах и в некоторых областях взаимное влияние, все три исследуемых региона — Ближний Восток, Индия и Китай — представляют самостоятельные культурные целостности.
Ближний Восток не создал в древности философской традиции в подлинном смысле слова. Однако он был областью, где в отличие от других регионов мира преобладали оседлые земледельцы и развитие социально-экономических отношений происходило весьма интенсивно. Этому динамичному развитию соответствовала и накопленная сумма знаний и опыта. Новые практические сведения использовались для развития теоретического мышления. Они воздействовали также на религиозные представления, на идеологию и культуру в целом. Все эти различные сферы человеческой мыслительной активности выступали в древних ближневосточных цивилизациях как единое целое. Однако в их единстве существовали предпосылки для возникновения различных научных дисциплин, включая философию. Основу этого богатого наследия восприняли греки прежде всего малоазийского побережья, а через их посредство и весь эллинистический мир. Огромный вклад Греции во все области познания, включая философское мышление, невозможно представить без этой основы.
Древнейшие культуры Ближнего Востока имели контакты с Индией. Однако здесь развитие мысли с самого начала протекало более или менее самостоятельно. Предпосылки и начальные формы философского мышления в Индии постепенно кристаллизовались в цельные философские системы, развитие которых можно проследить на длительных временных отрезках. Здесь философская традиция никогда полностью не прерывалась, несмотря на различные политические, социально-экономические и этнические изменения. Она существовала в индийском обществе как устойчивый элемент вечно живого культурного наследия. Внешние влияния и контакты, о которых упоминается в главе, посвященной Индии, обогащали индийскую философию, но не были определяющими для ее развития.
Древнюю и средневековую китайскую философию также нельзя отделять от развития духовной жизни китайского общества в целом. Она развивалась самостоятельно, и только буддизм существенно повлиял на нее, однако в течение нескольких веков он был приспособлен к местной традиции и духовной жизни. Китайскую философию можно характеризовать как единое целое, развитие которого определялось способностью интегрировать в себе различные новые внешние влияния.
Кроме того, в древности и в средние века наравне с крупными государственными образованиями возникали и существовали менее значительные государства, где развивались различные направления мысли, которые, к сожалению, в настоящем исследовании невозможно оценить и представить в достаточной мере.