Во что инвестирует джефф безос
AI, летающие авто, медицина. Во что инвестируют миллиардеры из ИТ
Состояние 2095 мировых миллиардеров составило за прошлый год 8 триллионов долларов. При этом состояние топ-10 самых богатых людей планеты — около 700 миллиардов долларов. Разбирались, во что инвестируют ИТ-миллиардеры Джеф Безос, Марк Цукерберг, Ларри Пейдж, Илон Маск, Джек Ма.
Состояние 2095 мировых миллиардеров составило за прошлый год 8 триллионов долларов. При этом состояние топ-10 самых богатых людей планеты — около 700 миллиардов долларов. Разбирались, во что инвестируют ИТ-миллиардеры Джеф Безос, Марк Цукерберг, Ларри Пейдж, Илон Маск, Джек Ма.
Основатель Amazon Джефф Безос
Во что инвестировал Джефф Безос
Американская программа стипендий для нелегальных иммигрантов, которых привезли в страну еще детьми. Воспользоваться услугами программы может каждый, кто оказался в США не позднее 2014 года. TheDream.US поддерживает 3 850 студентов. Джефф Безос поддержал программу, пожертвовав 33 миллиона долларов, и объяснил это тем, что его отец тоже приехал в США нелегально.
Компания выявляет ранние признаки ухудшения психического здоровья с помощью медицинских браслетов и мобильного приложения. Джефф Безос инвестировал в проект 15 миллионов долларов. По его мнению, проблема психологического здоровья — одна из важнейших в наше время, поэтому инвестиции в Mindstrong Health’S Безос считает хорошим вложением.
Основатель Facebook Марк Цукерберг
Во что инвестировал Марк Цукерберг
Разработчик искусственного интеллекта, который изучает структуру коры головного мозга и пытается воссоздать человеческий неокортекс в качестве компьютерного кода. Неокортекс — это важная часть человеческого мозга, которая «видит, контролирует тело и понимает язык».
Марк Цукерберг инвестировал в проект 52 миллиона доллларов. Он заявил, что Facebook хочет превратить огромные объемы информации, которыми делятся его пользователи, в базу данных мудрости. Facebook также использует искусственный интеллект для распознавания лиц, чтобы идентифицировать пользователей на фотографиях.
Таск-менеджер, способный упорядочить бизнес-процессы внутри компании и взаимодействовать с клиентами. Марк Цукерберг инвестировал в проект 50 миллионов долларов. Он не исключает интеграцию Asana в экосистему Facebook, с целью оптимизации бизнес-процессов компании. Но это будет зависеть от результатов работы проекта до 2022 года.
Сооснователь Google Ларри Пейдж
Во что инвестировал Ларри Пейдж
Ларри Пейдж инвестировал 40 миллионов долларов в автомобильную компанию Илона Маска в середине 2000-х годов, за несколько лет до того, как Маск стал всемирно известным человеком.
Kitty Hawk и Opener
Помимо Tesla, Ларри оказывает поддержку канадскому стартапу Opener, который еще в 2018 году представил прототип летающего транспортного средства BlackFly. Также он инвестирует в проект летающих автомобилей Kitty Hawk. К 2021 году Kitty Hawk собирается запустить сеть летающих такси в Новой Зеландии. Правда, в 2019 год Kitty Hawk потерпела ряд неудач, которые связаны с сертификацией по безопасности летающих автомобилей. Сумма инвестиций в проект не разглашается.
Основатель Tesla и PayPal Илон Маск
Во что инвестировал Илон Маск
Vicarious и Google DeepMind
Обе компании занимаются разработками в сфере искусственного интеллекта. По словам Илона Маска, он с опаской смотрит на развитие искусственного интеллекта. Тем не менее, в действиях Маска есть своя логика: проектов, связанных с развитием искусственного интеллекта, становится больше. Инвестируя в некоторые из них, Илон Маск планирует таким образом «держать руку на пульсе» в этой области.
Основатель Alibaba Group (Aliexpress) Джек Ма
Во что инвестировал Джек Ма
Государственная корпорация, основанная в 1955 году, центр по разработке и внедрению современных медицинских технологий и производству медицинского оборудования. Джек Ма делает ставки на развитие китайского рынка медицинских устройств. Инвестиции в компанию составили 200 миллионов долларов.
Во что вложиться простым инвесторам?
Обычные люди, не из списка Forbes, не могут сегодня напрямую инвестировать в компании, в которые вкладываются миллиардеры, поскольку их акции не торгуются на фондовых биржах. Однако на рынке всё равно большой выбор компаний и активов с многообещающим потенциалом.
Например, через криптовалютную биржу токенизированных активов Currency.com можно купить более чем 1300 традиционных активов в токенизированном виде: акции, фондовые индексы, ETF, валюты, облигации и сырьевые товары. В том числе токенизированные акции компаний Amazon, Google, Tesla, PayPal, Facebook, Alibaba, а также других корпораций.
Токенизированные активы дают возможность не только делать ставку на рост или падение стоимости актива, но и вывести их с платформы на криптовалютный кошелек, который поддерживает стандарт криптовалюты Ethereum — ERC20. Как и в случае с традиционными акциями, которыми владеют инвесторы, на токенизированные акции Currency.com также начисляются дивиденды. Кроме того, можно обменивать криптовалюты на фиатные деньги, спекулятивные операции, зарабатывая на разнице курсов с левереджем до 100х.
Но надо понимать, что инвестиции на финансовых рынках не дают 100%-ую гарантию получения прибыли. Это высокорисковый вид деятельности, который не рекомендуется начинать на единственные сбережения и тем более заемные средства. Даже самые богатые люди в мире, инвесторы и основатели крупнейших корпораций неоднократно сталкивались с потерями в своей карьере.
Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.
А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.
Письма Безоса. Что помогло создателю Amazon построить бизнес стоимостью триллион долларов?
Шел ли Безос против течения? Да. Все ли его смелые ставки оказались успешными? Нет. На это можно возразить: «Конечно, когда ты — самый богатый человек в мире, то можешь позволить себе рисковать». Но готовность к риску — это образ мышления, который не зависит от количества денег. Подумайте сами: Безос открыл интернет-магазин в те времена, когда интернет еще не получил широкого распространения и очень мало людей совершали покупки онлайн. Он ездил на дешевенькой Honda Accord и занял у родителей и друзей деньги, чтобы вложить их в рискованный бизнес… даже не в бизнес, а в идею онлайн-бизнеса. Безос не пытается избегать рисков любой ценой. Он рассматривает риски как неотъемлемую составляющую бизнеса и инвестирует в них. Риски для него — способ учиться и расти. Когда компания вышла на пуб личный рынок, Безос пошел наперекор Уолл-стрит и отказался ориентироваться на традиционный показатель квартальной прибыли, избрав вместо этого главной мерой успеха рост компании в долгосрочной перспективе. Это был огромный риск. Сегодня Безос делегирует управленческой команде значительную часть руководства повседневной деятельностью компании, чтобы сосредоточиться на долгосрочных стратегиях и проектах. Он знает, что будущее его компании через два-три года и дальше создается сегодня. Как он недавно сказал в интервью: После объявления квартальной прибыли друзья часто меня поздравляют:
«Отличная работа, Джефф, хороший квартал!» На что я им отвечаю: «Спасибо, но этот квартальный пирог мы испекли три года назад». Прямо сейчас я готовлю квартальный пирог на 2021 г. (Безос, из интервью с Рэндаллом Лейном, журнал Forbes, 2018 г. )
Естественно, мы не будем подходить к экспериментам легкомысленно. Мы будем упорно трудиться, чтобы наши ставки на смелые идеи себя оправдали, но не все хорошие ставки оказываются успешными. Брать на себя такого рода масштабные риски под силу только крупной компании, и это часть нашего служения нашим клиентам и обществу в целом. Хорошая новость для акционеров в том, что всего одна крупная успешная ставка может с лихвой покрыть стоимость всех неудач. (Безос, письмо акционерам, 2018 г. )
Быть готовым к неудачным экспериментам, которые «время от времени будут приводить к многомиллиардным убыткам», — это за пределами моего понимания. Но именно поэтому Безос — непревзойденный мастер риска.
Как Безос сформировал менталитет мастера риска и роста?
Отец спросил у меня: «Что такое интернет?» Он инвестировал не в бизнес-идею или компанию. Он инвестировал в своего сына. (Безос, из выступления в Колледже Лейк-Форест, 1998 г. )
Какие ключевые качества позволили Безосу преуспеть? Что касается бизнеса, он был экономным, страстным и готов идти на риск. А когда надо было сосредоточиться на клиентах, оказалось, что он находчив, цепок и фанатичен. Двадцать лет спустя, в 2018 г., журнал Forbes официально признал Джеффа Безоса самым богатым человеком в мире. Безос признает, что «выиграл в лотерею» — но не потому, что стал самым богатым человеком на планете, а потому, что у него есть любящая семья, которая всегда готова его поддержать. Джефф Безос родился в 1964 г. в Нью-Мексико. Его матери Джеки Гиз на тот момент было всего 17 лет, и она еще не окончила школу. Через несколько лет она вышла замуж во второй раз, за бывшего кубинца Мигеля Безоса, инженера-нефтяника. С 4 до 16 лет Джефф каждое лето проводил у бабушки и дедушки на ранчо на юге Техаса. Его дед Лоуренс Престон Гиз был одним из первых сотрудников легендарного Управления перспективных научных исследований и разработок (DARPA), созданного Министерством обороны США после запуска советского спутника. Пентагон собрал в агентстве самые блестящие ученые и инженерные умы того времени*. Но для Джеффа Безоса он был просто «Дед». Безос проводил много времени с дедом, который, по его словам:
…всегда относился ко мне очень уважительно, даже когда я был совсем ребенком. Он много рассказывалмне о технологиях, космосе и обо всем остальном, что меня интересовало. Когда мне было четыре года, дед делал вид, будто я для него — важный помощник на ранчо. Конечно, это было не так. Но я искренне в это верил.
Когда Безос стал постарше, он научился водить пикап, ездить верхом и стал настоящим помощником: помогал деду чинить ветряные мельницы, строить забор, ремонтировать сельхозтехнику и даже проводить некоторые ветеринарные процедуры, например вправлять выпавшую матку коровам (как он шутит: «Некоторые даже выжили!»).
Я уверен, что Лоуренс Престон Гиз рассказывал внуку массу интересного о проектах DARPA, и эти беседы подогревали деятельное воображение юного Джеффа и его увлечение космосом. Таким образом, поддержка любящих родителей, уникальный дед с его увлекательными беседами, работа на ранчо, где постоянно приходилось что-то чинить и изобретать, — все это сложилось в выигрышную комбинацию, повлиявшую на формирование характера Безоса. Когда Джеффу было пять лет, Нил Армстронг впервые в истории человечества вступил на Луну, а через два года миссия «Аполлон-13» потерпела «успешный провал». Я уверен, что дед и внук много говорили об освоении космоса, о полетах на Луну и за ее пределы. Когда Безос учился в начальной школе, он впервые увидел компьютер:
Одна хьюстонская компания одолжила нашей маленькой начальной школе не нужный ей компьютер. Никто не знал, как с ним обращаться, даже учителя. Но там была стопка инструкций, и мы с парой друзей оставались после уроков и учились пользоваться этой штукой. Безос, из интервью в Американской академии достижений, 2001 г.
Вскоре они обнаружили на компьютере примитивную игру «Звездный путь», и с тех пор это стало их любимым развлечением. Влияние сериала «Звездный путь» на Джеффа Безоса трудно переоценить. Скажите Alexa: «Чай. «Эрл Грей». Горячий» (так заказывал чай капитан Жан-Люк Пикард в сериале «Звездный путь: Следующее поколение»), и она вам ответит: «Репликаторы этого звездолета пока находятся в нерабочем состоянии». Безос окончил школу в Майами, куда переехала его семья. На церемонии вручения дипломов он выступил с прощальной речью от своего класса, которая, что неудивительно, была посвящена космосу. Ее главная идея (сформированная под влиянием ученого-физика Джерарда О’Нила из Принстонского университета) состояла в том, что ресурсы на Земле ограниченны, поэтому все производство следует перенести в космос, на земную орбиту, и туда же переселить человечество. Это позволит превратить всю планету в природный заповедник, куда люди смогут летать на отдых. Эта интригующая речь привлекла внимание журналиста из Miami Herald, который даже написал об этом статью.
Безос поступил в Принстонский университет на физический факультет, но, как он признался газете Guardian, квантовая механика положила конец его карь ере физика. В итоге он окончил университет с двумя специальностями: в области компьютерных наук и электротехники.
Как говорит Безос: Принстон оказал мне огромную услугу: наглядно показал, что я недостаточно умен, чтобы стать физиком.
Безос переехал в Нью-Йорк, где женился и сменил несколько мест работы в финансовой индустрии и на Уоллстрит. Но все это время он лелеял мечту создать собственную компанию. В 1998 г., когда Amazon было всего три года, он так описал этот период своей жизни:
Идея создать интернет-компанию возникла у меня весной 1994 г., когда я наткнулся на ошеломляющую статистику, что количество пользователей интернета растет на 2300% в год. Я знал, что люди вообще плохо понимают, что такое экспоненциальный рост. Дело в том, что в повседневной жизни мы не сталкиваемся ни с чем подобным. Так быстро могут размножаться разве что бактерии в чашке Петри. Но с остальным такого не бывает.
Когда я увидел эту статистику, я сказал: «Окей, какая бизнес-модель может сработать в условиях такого роста?» Я составил список из 20 разных продуктов, которые можно продавать через интернет. И стал думать, какой из них лучший.
В результате я остановился на книгах. Я выбрал их по многим причинам, но одна из главных — то, что в этой категории намного, несоизмеримо больше наименований, чем в любой другой категории товаров. Во всем мире существует более 3 млн разных наименований книг на всех языках. Категория номер два с этой точки зрения — музыка, которая насчитывает более 300 000 наименований музыкальных компактдисков.
Когда у вас такой огромный каталог товаров, онлайн можно сделать то, что невозможно сделать в реальном мире. Самые большие книжные магазины, крупнейшие супермагазины в мире (которые часто размещаются в переоборудованных боулинг-клубах и кинотеатрах) вмещают всего 175 000 наименований. А большинство обычных книжных магазинов — и того меньше.
В отличие от этого, в интернет-магазине можно разместить больше 2,5 млн наименований и предоставить людям простой и удобный доступ к ним. И, что очень важно, это можно сделать только онлайн и никаким другим способом. Это дает возможность создать уникальное ценностное предложение для клиентов, что, как вы знаете, лежит в основе любого бизнеса.
Тут следует заметить, что ваше ценностное предложение онлайн должно быть очень, невероятно привлекательным. Так было три года назад, и в ближайшие годы ситуация вряд ли изменится. Потому что сегодня пользование интернетом — это мучение. Подключение постоянно прерывается, браузеры сбоят, сайты грузятся медленно, скорость черепашья плюс масса других неудобств.
Чтобы в таких условиях люди захотели заходить на ваш сайт и, более того, покупать на нем, вы должны предложить им что-то, перед чем они не смогут устоять. Что с лихвой компенсирует все издержки примитивной интернет-технологии. Пожалуй, чтобы действительно работать, предложение должно звучать так: вы можете сделать это только в нашем интернет-магазине и нигде больше.
Вот почему я пришел к выводу, что огромное количество наименований делает книги самым выигрышным предложением онлайн. Потому что не существует другого способа предоставить людям доступ к 2,5 млн книг. Построить такой книжный магазин в реальном мире невозможно. Даже с помощью печатных каталогов их невозможно продавать. Если напечатать каталог всех книг, которые продаются сегодня на Amazon.com, он окажется размером с 40 телефонных справочников Нью-Йорка. Безос, из выступления в Колледже Лейк-Форест, 1998 г.
Безос сумел разглядеть надвигающееся технологическое цунами, которое приведет к устранению посреднических слоев, создаст новые каналы сбыта, трансформирует экономику и изменит устоявшиеся веками способы торговли. Перед ним стоял вопрос, в какой именно области оседлать эту волну?
Безос принял решение перебраться из Нью-Йорка в Сиэтл, вероятно, руководствуясь двумя соображениями. Здесь находилась штаб-квартира Microsoft, поэтому сюда стекались толпы талантливых программистов. Кроме того, поблизости располагались два крупных книжных распределительных центра оптовых дистрибьюторов Ingram и Baker & Taylor. Безос арендовал гараж, подключился к интернету и в июле 1994 г. основал собственную компанию, воплотив в жизнь свою мечту стать предпринимателем.
Более резвые лошади
Генри Форду приписывают знаменитую фразу: «Если бы я тогда спросил у людей, чего они хотят, они бы ответили: «Более резвых лошадей«».
Мы все знаем, что было дальше. Форд не стал выводить породу более резвых лошадей, а предложил людям нечто получше — лошадиные силы в своих автомобилях. Вскоре люди перестали ездить на лошадях. Подобно автомобилю, заменившему лошадей, в мире постоянно появляются новые изобретения, которые меняют нашу повседневную жизнь, наши способы работы. Проблема в том, что, пока эти новые технологии и продукты не появились, многим не приходит в голову, что это возможно. В то время, когда большинство людей мечтали о «более резвых лошадях», Форд разработал недорогую конструкцию автомобиля с механическими лошадиными силами под капотом («Модель T»), протестировал ее, построил завод, ускорил процесс производства (изобретя сборочный конвейер) и масштабировал бизнес (создал сис тему местных дилеров). К 1927 г. было продано более 15 млн автомобилей «Модель T». Форд знал толк в риске и росте. Это возвращает нас к самому важному элементу риска, роста и успеха — к людям. Все мы знаем людей, которые благодаря своей изобретательности и креативности изменили наш мир. Генри Форд, Томас Эдисон, Стив Джобс, Джефф Безос, Джоан Роулинг… этот список можно долго продолжать. Вот в чем состоит главная мысль, которую я хочу донести до вас: если все мы задействуем наш творческий, изобретательский потенциал, перестанем бояться экспериментировать со смелыми идеями и рисковать, я верю, что мы сумеем оставить свой значимый след и изменить наш мир к лучшему. В этом и состоит смысл риска и роста.
От книготорговца до богатейшего человека планеты: карьера Джеффа Безоса
Во многих интервью Джефф Безос рассказывал, что с детства был «гаражным изобретателем»: из наполненных цементом покрышек мастерил автоматические ворота, из фольги и зонта — солнечную печь, из гремящего противня — сигнализацию. Говорит, смекалка передалась от деда по материнской линии, разрабатывавшего космические и ракетные технологии в военной программе DARPA. После выхода на пенсию дедушка переехал на ранчо в Техас, где Безос и проводил лето каждый год с 4 до 16 лет. Ферма располагалась в такой глуши, что проще было научиться делать все необходимые предметы своими руками, чем вызывать специалистов или ехать в город. Так, дед собственноручно штопал раны скоту иглами, которые сам же и мастерил, или, например, собрал на пару с внуком подъемный кран из подручных средств, чтобы передвинуть запчасти Caterpillar. Джефф с детства впитал тезис о том, что главное — верить в свои силы, проявлять находчивость и гибкость, о чем рассказал изданию TechCrunch.
Первую попытку сколотить собственный бизнес будущий мультимиллиардер предпринял в старших классах. Недолго пожарив картошку в McDonald’s, он открыл образовательный лагерь для подростков Dream Institute с упором на изучение литературы. Удалось набрать шесть платных учеников, двумя из которых были брат и сестра Джеффа.
Из хедж-фонда в книготорговцы
После школы Безос поступил в Принстон, но не на кафедру теоретической физики, как хотел, а на кафедру информатики и электроизмерительных приборов. Иными словами, судьба сама усадила будущего отца e-commerce за компьютер.
Джефф отмахнулся от вакансий в Intel, Bell Labs и Andersen Consulting, чуть было не организовал собственный стартап с рассылкой новостей по факсу за подписку, но спасовал и попросил знакомого хедхантера подыскать вакансию в технологической компании. Так создатель Amazon попал на собеседование на Уолл-стрит в D. E. Shaw — молодой хедж-фонд, активно использовавший компьютерные технологии. С основателем фонда Дэвидом Шоу они сразу нашли общий язык, и Безос проработал в D. E. Shaw четыре года.
К 1994 году 30-летний Безос получал шестизначный оклад на должности старшего вице-президента компании, но душу это не грело. Джефф возродил мечты о стартапе. «Я представил себя через 50 лет и задумался: буду ли 80-летний я жалеть, что ушел с работы? Решил, что даже об этом не вспомню. Я очень боялся пожалеть о том, что не рискнул. Страшнее всего не рискнуть. Если бы я рискнул и прогорел, сто процентов не жалел бы», — изливал душу Джефф в интервью CNBC. Проведя короткий ресерч, Джефф выяснил, что онлайн-торговля в середине девяностых увеличивалась на 2300% в год. Даже самый амбициозный финансист с Уолл-стрит не мог не преклониться перед потенциалом интернета.
Джефф Безос составил список из 20 продуктов, которые могли бы продаваться в сети лучше остальных. В шорт-лист вышли софт, компакт-диски и книги. Книжный червь и бывший декан литературного лагеря Безос не мешкая выбрал последнее, уволился из хедж-фонда и, взяв жену Маккензи и собаку Камалу, рванул в Сиэтл.
5 июля 1994 года Безос зарегистрировал компанию Cadabra, Inc., но знакомый юрист подсказал, что словечко слышится как «cadaver», то есть «труп». Джефф прошерстил словарь на предмет более благозвучных слов и остановился на Amazon (поскольку амбициозный стартапер мечтал сколотить самый масштабный онлайн-ресейл книг, имя самой полноводной реки как раз подошло). Впоследствии Джефф не раз отмечал: «Бренд-нейм очень важен. Особенно если ваш бизнес находится в онлайне, а не в физическом мире».
Снова в гараж, а потом — в миллионеры
Первый год Безос с женой и парой сотрудников трудились в гараже арендованного дома. Там, помимо стартапа, зародились корпоративные традиции Amazon: вечеринки по пятницам и сосновые двери вместо столешниц (столы для гаражного офиса Джефф выпиливал из досок).
Нарастающий аппетит
Резкий скачок новичка на рынке ввел в ступор конкурентов. В том же году крупнейшая американская книготорговая компания Barnes & Noble запустила собственную онлайн-платформу, а вместе с ней — агрессивную пиар-кампанию с заявлением, что у них больше книг, чем на Amazon.com. Параллельно Barnes & Noble подала против Amazon иск, утверждая, что рекламный слоган «Крупнейший книжный магазин на Земле» вводит в заблуждение, поскольку «это вовсе не книжный магазин, это книжный брокер».
Также разработчики активно совершенствовали процесс покупки на сайте компании. Amazon первой ввела систему заказа в один клик (запатентовав разработку, она впоследствии судилась с конкурентами, которые ее использовали) и программу бесплатной доставки заказов стоимостью свыше 99$. Новые возможности площадки поддерживали ее популярность и гарантировали лояльность покупателей.
Авторский метод
Несмотря на то что Amazon стала одной из главных площадок e-commerce, ее прибыль была близка к нулю. Но отец-основатель не паниковал: по его расчетам, компания и не должна была получать прибыль в течение первых четырех-пяти лет. Выручку сжигало непрерывное наращивание оборотов. «Это забег на длинную дистанцию», — утверждал Безос в 1997-м (и так же озаглавил первое открытое письмо к сотрудникам).
Все, что пожелаете, — по подписке
В сентябре 2006 года Amazon запустила Unbox — сервис, позволявший скачивать фильмы и телепередачи в DVD-качестве. С развитием инфраструктуры компании в США и по всему миру он превратился в стриминговый сервис и стал называться Prime Video. В 2010 году компания организовала собственное телепроизводственное подразделение — Amazon Studios, снимающее сериалы и фильмы.
В сентябре 2007 года Amazon пополнился сервисом Amazon Music, который в 2020-м, по подсчетам Counterpoint Research, нарастил обороты. Число подписчиков увеличилось на 104% по сравнению с 2019-м, а доля выручки составила 12%: сервис Amazon обошел даже YouTube Music, получивший 9%.