Во что девочки спрятались чтобы въехать на подводе во дворец
Викторина по с казке В. Губарева «Королевство кривых зеркал»
Главная > Викторина
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Викторина по с казке В.Губарева «Королевство кривых зеркал».
Цель: создание условий для обобщающего повторения, расширения и углубления читательского кругозора, познавательных. интересов, индивидуальных склонностей учащихся и формирования желания, умения читать книги и контроля знаний по книге «Королевство кривых зеркал».
развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; умение работать в группе,
сообща, приходить к общему мнению;
формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас,
побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга;
воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере положительных литературных героев.
1. «По страницам сказки»
Выходят капитаны команд. Выбирают карточки. На каждой карточке по 2 вопроса. Команды обсуждают 2 минуты вопросы. Затем капитаны команд дают право ответа какому – либо игроку. Он зачитывает вопрос и даёт ответ в устной форме. Если команды дают развёрнутый ответ присуждается 2 балла, краткий ответ – 1 балл.
1. Как Оля и Яло попали в сказочный город? ( Через страницу в книге сказок. )
3. Как девочки попали во дворец? ( В подводе с продуктами для королевского дворца. )
4. Зачем Оля и Яло хотели непременно попасть к королю? ( Для того чтобы попросить его отменить смертный приговор, вынесенный Гурду. )
6. В чем заключалось «одно важное государственное дело» короля? ( Сосчитать общее количество зеркал в королевстве и этим прославиться. )
7. Как Оле удалось сбежать от Нушрока? ( Она прыгнула в реку из окна замка Анидаг. )
2. «Чей это портрет?»
Ведущий читает описание героя книги, команды обсуждают минуту и дают ответ в письменной форме на карточке. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.
1. Девочка в черном переднике, с красным галстуком на шее, две русые косы с бантом и большие голубые глаза. Она считала себя очень красивой и поэтому, оказавшись перед зеркалом, долго не могла оторваться от него. ( Оля. )
2. Нос у этого человека загнут книзу, словно клюв, а черные и хищные глаза пронизывают всех насквозь. ( Нушрок. )
3. Это был толстый и словно бы состоящий из двух шаров человек, одетый в зеленый костюм, расшитый золотом. Большой шар был туловищем с четырьмя конечностями, а маленький шар – лысая голова с пухлым лицом. Выпуклые зеленоватые прищуренные глаза его прикрывали темные и сморщенные, как у жабы, веки. ( Министр Абаж. )
3. «Что это за место?»
Ведущий читает фрагмент из книги. Описывающий место, где происходит то или иное действие. Команды обсуждают минуту и дают ответ в письменной форме на карточке. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.
2. Перед ними расстилалась площадь, которую окружали красивые дома из желтого, красного, синего и белого стекла. Красивые дамы в длинных шелковых платьях и кавалеры в расшитых золотом тонких костюмах гуляли вокруг фонтана, из которого высоко в небо взлетали прозрачные струи. Падая на землю, эти струи превращались в стекло, разбивались на миллионы сверкающих осколков и наполняли воздух музыкальным звоном. ( Город в королевстве. )
3. Лестница круто уходила вверх. Вспугнутые шумом шагов и светом факела, во мраке заметались летучие мыши, наполняя воздух трепетом и шуршанием. В темноте блеснули и скрылись два зеленоватых глаза, кто-то дико захохотал и заплакал, и бесконечное эхо полетело по пролетам лестницы, повторяя эти страшные звуки. ( Лестница в Башне смерти. )
4. Замок был выстроен на вершине скалы, которая поднималась из горной реки. Волны со всех сторон омывали эту скалу. ( Замок Анидаг. )
5. Далеко-далеко внизу Оля увидела огромное зеркало. Оно начиналось у подножия горы, на которой она стояла, и уходило за линию горизонта, сливаясь с небом. Горы, солнце, облака отражались в зеркале. Это было очень красиво. ( Рисовые поля Абажа. )
Дети читают песенку на карточке и дают письменный ответ. За каждое правильно выполненное задание даётся 1 балл.
«Аппетит у короля,
Ох, велик, тра-ля-ля-ля!
Очень любит кушать он,
Целый день на кухне звон!»
(поварят)
«Нас ждут великие дела,
Но нашей правде, братья, верьте!
Долой кривые зеркала!
Сожжём, разрушим Башню смерти!»
(зеркальщиков)
5. Чьи это слова? И к кому они обращены?
Кроссворд
Команды получают листы с кроссвордом и заданиями к нему. На выполнение кроссворда даётся 3 минуты. После этого листы отдаются ведущему и он подсчитывает количество баллов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Команды получают листы с кроссвордом и заданиями к нему. На выполнение кроссворда даётся 3 минуты. После этого листы отдаются ведущему и он подсчитывает количество баллов. Игроки должны вписать в вертикальные ряды слова, являющиеся ответами на поставленные вопросы. Буквы горизонтального ряда облегчат решение кроссворда. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Книга, которую Оля читала в постели допоздна. 2. Мальчик-зеркальщик, которого девочки спасли из Башни смерти. 3. Что у Оли было на правой щеке, а у Яло на левой? 4. Нога, которую натерла Оля, идя во дворец. 5. Класс, в котором училась Оля. 6. То, чего Оля боялась больше всего на свете. 7. Во что девочки спрятались, чтобы въехать на подводе во дворец? 8. Арифметическое действие, с помощью которого была решена задача о зеркалах. 9. Министр с носом, похожим на клюв коршуна. 10. Что потеряли девочки, когда ехали спасать Гурда? 11. Кто не пускал девочек во дворец, стоя перед воротами? 12. Имя девочки, которую Оля встретила за зеркалом. 13. Министр, похожий на жабу.
Ответы: 1. Сказки. 2. Гурд. 3. Родинка. 4. Левая. 5. Пятый. 6. Темнота. 7. Корзина. 8. Умножение. 9. Нушрок. 10. Ключ. 11. Стражники. 12. Яло. 13. Абаж.
Прочитай по закону Королевства кривых зеркал:
Командам даются карточки с заданием. Команда первая ответившая на этот вопрос, получает дополнительное очко. Если команда дала неверный ответ, право ответа переходит к другой команде.
( Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро и в жизни побеждает зло ).
Викторина по сказке В. Губарева «Королевство кривых зеркал»
Викторина по сказке В. Губарева «Королевство кривых зеркал».
Цель: создание условий для обобщающего повторения, расширения и углубления читательского кругозора, познавательных. интересов, индивидуальных склонностей учащихся и формирования желания, умения читать книги и контроля знаний по книге «Королевство кривых зеркал».
- развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; умение работать в группе, сообща, приходить к общему мнению; формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга; воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере положительных литературных героев.
1. «По страницам сказки»
Выходят капитаны команд. Выбирают карточки. На каждой карточке по 2 вопроса. Команды обсуждают 2 минуты вопросы. Затем капитаны команд дают право ответа какому – либо игроку. Он зачитывает вопрос и даёт ответ в устной форме. Если команды дают развёрнутый ответ присуждается 2 балла, краткий ответ – 1 балл.
1. Как Оля и Яло попали в сказочный город? (Через страницу в книге сказок.)
2. Назовите особенность стеклянного города. (Везде на улицах и площадях расставлены кривые зеркала.)
3. Как девочки попали во дворец? (В подводе с продуктами для королевского дворца.)
4. Зачем Оля и Яло хотели непременно попасть к королю? (Для того чтобы попросить его отменить смертный приговор, вынесенный Гурду.)
5. Как тетушке Аксал удалось устроить встречу девочек с королем? (Она добыла костюмы пажей, одевшись в которые, Оля и Яло смогли попасть во дворец.)
6. В чем заключалось «одно важное государственное дело» короля? (Сосчитать общее количество зеркал в королевстве и этим прославиться.)
7. Как Оле удалось сбежать от Нушрока? (Она прыгнула в реку из окна замка Анидаг.)
8. Как погиб Нушрок? (Нушрок не смог выдержать взгляда Оли и свалился с Башни смерти, разбившись на тысячу стеклянных осколков.)
2. «Чей это портрет?»
Ведущий читает описание героя книги, команды обсуждают минуту и дают ответ в письменной форме на карточке. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.
1. Девочка в черном переднике, с красным галстуком на шее, две русые косы с бантом и большие голубые глаза. Она считала себя очень красивой и поэтому, оказавшись перед зеркалом, долго не могла оторваться от него. (Оля.)
2. Нос у этого человека загнут книзу, словно клюв, а черные и хищные глаза пронизывают всех насквозь. (Нушрок.)
3. Это был толстый и словно бы состоящий из двух шаров человек, одетый в зеленый костюм, расшитый золотом. Большой шар был туловищем с четырьмя конечностями, а маленький шар – лысая голова с пухлым лицом. Выпуклые зеленоватые прищуренные глаза его прикрывали темные и сморщенные, как у жабы, веки. (Министр Абаж.)
4. Его короткие ножки медленно шаркали по полу. Он шел, опустив приплюснутую голову на темно-зеленый, усыпанный драгоценностями камзол. Толстые, растянутые почти до самых ушей губы его шевелились, как будто он разговаривал сам с собой. Низенький уродец шел, неуклюже покачиваясь: слабым ножкам трудно было нести тяжелое тело. (Король Топсед Седьмой.)
5. На тонконогой белой лошади скакала женщина. Она была одета в длинное черное платье, а за ее плечами вился легкий шарф. Ее мелодичный голос походил на колокольчик, а черные сверкающие глаза смотрели из-под больших, загнутых кверху ресниц удивленно и вопросительно. (Анидаг.)
3. «Что это за место?»
Ведущий читает фрагмент из книги. Описывающий место, где происходит то или иное действие. Команды обсуждают минуту и дают ответ в письменной форме на карточке. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.
1. Вот перед ним стена длинного строения из черного стекла, освещенная изнутри какими-то мерцающими огнями. Из широкой двери клубами вырывался дым. Это было темное, наполненное дымом помещение. В полумраке вспыхивали огни каких-то печей. Едва различимые в дыму, как призраки, двигались полуобнаженные мужчины и юноши, занятые непонятной работой. (Мастерская по изготовлению зеркал.)
2. Перед ними расстилалась площадь, которую окружали красивые дома из желтого, красного, синего и белого стекла. Красивые дамы в длинных шелковых платьях и кавалеры в расшитых золотом тонких костюмах гуляли вокруг фонтана, из которого высоко в небо взлетали прозрачные струи. Падая на землю, эти струи превращались в стекло, разбивались на миллионы сверкающих осколков и наполняли воздух музыкальным звоном. (Город в королевстве.)
3. Лестница круто уходила вверх. Вспугнутые шумом шагов и светом факела, во мраке заметались летучие мыши, наполняя воздух трепетом и шуршанием. В темноте блеснули и скрылись два зеленоватых глаза, кто-то дико захохотал и заплакал, и бесконечное эхо полетело по пролетам лестницы, повторяя эти страшные звуки. (Лестница в Башне смерти.)
4. Замок был выстроен на вершине скалы, которая поднималась из горной реки. Волны со всех сторон омывали эту скалу. (Замок Анидаг.)
5. Далеко-далеко внизу Оля увидела огромное зеркало. Оно начиналось у подножия горы, на которой она стояла, и уходило за линию горизонта, сливаясь с небом. Горы, солнце, облака отражались в зеркале. Это было очень красиво. (Рисовые поля Абажа.)
Дети читают песенку на карточке и дают письменный ответ. За каждое правильно выполненное задание даётся 1 балл.
1. «Аппетит у короля,
Ох, велик, тра-ля-ля-ля!
Очень любит кушать он,
Целый день на кухне звон!»
(поварят)
3. «Нас ждут великие дела,
Но нашей правде, братья, верьте!
Долой кривые зеркала!
Сожжём, разрушим Башню смерти!»
(зеркальщиков)
5. Чьи это слова? И к кому они обращены?
5. Кроссворд
Команды получают листы с кроссвордом и заданиями к нему. На выполнение кроссворда даётся 3 минуты. После этого листы отдаются ведущему и он подсчитывает количество баллов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Команды получают листы с кроссвордом и заданиями к нему. На выполнение кроссворда даётся 3 минуты. После этого листы отдаются ведущему и он подсчитывает количество баллов. Игроки должны вписать в вертикальные ряды слова, являющиеся ответами на поставленные вопросы. Буквы горизонтального ряда облегчат решение кроссворда. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Книга, которую Оля читала в постели допоздна. 2. Мальчик-зеркальщик, которого девочки спасли из Башни смерти. 3. Что у Оли было на правой щеке, а у Яло на левой? 4. Нога, которую натерла Оля, идя во дворец. 5. Класс, в котором училась Оля. 6. То, чего Оля боялась больше всего на свете. 7. Во что девочки спрятались, чтобы въехать на подводе во дворец? 8. Арифметическое действие, с помощью которого была решена задача о зеркалах. 9. Министр с носом, похожим на клюв коршуна. 10. Что потеряли девочки, когда ехали спасать Гурда? 11. Кто не пускал девочек во дворец, стоя перед воротами? 12. Имя девочки, которую Оля встретила за зеркалом. 13. Министр, похожий на жабу.
Ответы: 1. Сказки. 2. Гурд. 3. Родинка. 4. Левая. 5. Пятый. 6. Темнота. 7. Корзина. 8. Умножение. 9. Нушрок. 10. Ключ. 11. Стражники. 12. Яло. 13. Абаж.
6. Прочитай по закону Королевства кривых зеркал:
Командам даются карточки с заданием. Команда первая ответившая на этот вопрос, получает дополнительное очко. Если команда дала неверный ответ, право ответа переходит к другой команде.
Олз теаджебоп инзиж в и орбод ьтсуп, олпет ман тярад козакс иорег ьтсуп.
(Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро и в жизни побеждает зло).
Во что девочки спрятались чтобы въехать на подводе во дворец
1. Любимое слово Оли, которым она отвечала на все сделанные ей замечания.
2. Месяц, в котором происходит действие книги.
3. На что нужно было нажать, чтобы открылась дверь в подземный ход?
4. То, чего боялась Оля больше всего на свете.
5. Ключ к достижению цели.
6. Добрая женщина, которая помогла Оле и Яло попасть к королю.
7. Материал, из которого построен город в королевстве.
8. Книга, которую допоздна читала Оля в кровати.
9. Продукт как жалованье пажам на королевской службе.
10. Кто помог девочкам бежать из замка Абажа?
В выделенных клеточках открывается название науки, премудростям которой паж обучал короля.
Ответы: 1. Подумаешь. 2. Декабрь. 3. Щит. 4. Темнота. 5. Смелость. 6. Аксал. 7. Стекло. 8. Сказки. 9. Шоколад. 10. Бар. В выделенных клетках – слово «математика».
Прочитав книгу Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал», вы сможете правильно вписать в вертикальные ряды фигуры слова, являющиеся ответами на поставленные вопросы. Буквы горизонтального ряда облегчат решение вашей задачи.
1. Книга, которую Оля читала в постели допоздна. 2. Мальчик-зеркальщик, которого девочки спасли из Башни смерти. 3. Что у Оли было на правой щеке, а у Яло на левой? 4. Нога, которую натерла Оля, идя во дворец. 5. Класс, в котором училась Оля. 6. То, чего Оля боялась больше всего на свете. 7. Во что девочки спрятались, чтобы въехать на подводе во дворец? 8. Арифметическое действие, с помощью которого была решена задача о зеркалах. 9. Министр с носом, похожим на клюв коршуна. 10. Что потеряли девочки, когда ехали спасать Гурда? 11. Кто не пускал девочек во дворец, стоя перед воротами? 12. Имя девочки, которую Оля встретила за зеркалом. 13. Министр, похожий на жабу.
Ответы: 1. Сказки. 2. Гурд. 3. Родинка. 4. Левая. 5. Пятый. 6. Темнота. 7. Корзина. 8. Умножение. 9. Нушрок. 10. Ключ. 11. Стражники. 12. Яло. 13. Абаж.
Викторина по сказке В. Губарева «Королевство кривых зеркал»
Викторина по сказке В.Губарева
«Королевство кривых зеркал».
Задачи: прочное усвоение прочитанного;
расширение и активизация словаря;
развитие коммуникативных способностей: умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и анализировать, высказывать суждение и доказывать правильность собственного мнения;
создание ситуации успеха;
воспитывать умение ценить доброту, верность, дружбу;
развивать творческие способности.
1. «По страницам сказки»
Ведущий читает вопрос, команды обсуждают минуту и дают ответ в устной форме. Если команды дают развёрнутый ответ присуждается 2 балла, краткий ответ – 1 балл.
1. Как Оля и Яло попали в сказочный город? (Через страницу в книге сказок.)
2. Назовите особенность стеклянного города. (Везде на улицах и площадях расставлены кривые зеркала.)
3. Как девочки попали во дворец? (В подводе с продуктами для королевского дворца.)
4. Зачем Оля и Яло хотели непременно попасть к королю? (Для того чтобы попросить его отменить смертный приговор, вынесенный Гурду.)
5. Как тетушке Аксал удалось устроить встречу девочек с королем? (Она добыла костюмы пажей, одевшись в которые, Оля и Яло смогли попасть во дворец.)
6. В чем заключалось «одно важное государственное дело» короля? (Сосчитать общее количество зеркал в королевстве и этим прославиться.)
7. Как Оле удалось сбежать от Нушрока? (Она прыгнула в реку из окна замка Анидаг.)
8. Как погиб Нушрок? (Нушрок не смог выдержать взгляда Оли и свалился с Башни смерти, разбившись на тысячу стеклянных осколков.)
Ведущий читает описание героя книги, команды обсуждают минуту и дают ответ в письменной форме на карточке. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.
1. Девочка в черном переднике, с красным галстуком на шее, две русые косы с бантом и большие голубые глаза. Она считала себя очень красивой и поэтому, оказавшись перед зеркалом, долго не могла оторваться от него. (Оля.)
2. Нос у этого человека загнут книзу, словно клюв, а черные и хищные глаза пронизывают всех насквозь. (Нушрок.)
3. Это был толстый и словно бы состоящий из двух шаров человек, одетый в зеленый костюм, расшитый золотом. Большой шар был туловищем с четырьмя конечностями, а маленький шар – лысая голова с пухлым лицом. Выпуклые зеленоватые прищуренные глаза его прикрывали темные и сморщенные, как у жабы, веки. (Министр Абаж.)
4. Его короткие ножки медленно шаркали по полу. Он шел, опустив приплюснутую голову на темно-зеленый, усыпанный драгоценностями камзол. Толстые, растянутые почти до самых ушей губы его шевелились, как будто он разговаривал сам с собой. Низенький уродец шел, неуклюже покачиваясь: слабым ножкам трудно было нести тяжелое тело. (Король Топсед Седьмой.)
5. На тонконогой белой лошади скакала женщина. Она была одета в длинное черное платье, а за ее плечами вился легкий шарф. Ее мелодичный голос походил на колокольчик, а черные сверкающие глаза смотрели из-под больших, загнутых кверху ресниц удивленно и вопросительно. (Анидаг.)
3. «Что это за место?»
Ведущий читает фрагмент из книги. Описывающий место, где происходит то или иное действие. Команды обсуждают минуту и дают ответ в письменной форме на карточке. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.
1. Вот перед ним стена длинного строения из черного стекла, освещенная изнутри какими-то мерцающими огнями. Из широкой двери клубами вырывался дым. Это было темное, наполненное дымом помещение. В полумраке вспыхивали огни каких-то печей. Едва различимые в дыму, как призраки, двигались полуобнаженные мужчины и юноши, занятые непонятной работой. (Мастерская по изготовлению зеркал.)
2. Перед ними расстилалась площадь, которую окружали красивые дома из желтого, красного, синего и белого стекла. Красивые дамы в длинных шелковых платьях и кавалеры в расшитых золотом тонких костюмах гуляли вокруг фонтана, из которого высоко в небо взлетали прозрачные струи. Падая на землю, эти струи превращались в стекло, разбивались на миллионы сверкающих осколков и наполняли воздух музыкальным звоном. (Город в королевстве.)
3. Лестница круто уходила вверх. Вспугнутые шумом шагов и светом факела, во мраке заметались летучие мыши, наполняя воздух трепетом и шуршанием. В темноте блеснули и скрылись два зеленоватых глаза, кто-то дико захохотал и заплакал, и бесконечное эхо полетело по пролетам лестницы, повторяя эти страшные звуки. (Лестница в Башне смерти.)
4. Замок был выстроен на вершине скалы, которая поднималась из горной реки. Волны со всех сторон омывали эту скалу. (Замок Анидаг.)
5. Далеко-далеко внизу Оля увидела огромное зеркало. Оно начиналось у подножия горы, на которой она стояла, и уходило за линию горизонта, сливаясь с небом. Горы, солнце, облака отражались в зеркале. Это было очень красиво. (Рисовые поля Абажа.)
Дети читают песенку на карточке и дают письменный ответ. За каждое правильно выполненное задание даётся 1 балл.
«Аппетит у короля,
Ох, велик, тра-ля-ля-ля!
Очень любит кушать он,
Целый день на кухне звон!»
(поварят)
«Нас ждут великие дела,
Но нашей правде, братья, верьте!
Долой кривые зеркала!
Сожжём, разрушим Башню смерти!»
(зеркальщиков)
5. Чьи это слова? И к кому они обращены?
«Я рад, что разбил это кривое зеркало. Хоть одним лживым зеркалом будет меньше на свете! Вы для того и расставляете по всему городу эти проклятые зеркала, чтобы обманывать народ! Только вашим зеркалам никто не верит!»
«Ты напрасно беспокоишься. Дома никто и не заметит, что тебя нет. Даже, если ты пробудешь здесь целую тысячу лет».
«Не думаете ли вы, что мы чего-нибудь достигнем, если снимем корону с уродливой куклы и наденем её на красивую куклу».
«Хорошо, только не подсказывай мне решение. Я до всего люблю доходить сам, своим умом. Итак, один глупец два дня считал 18 зеркал…»
Впишите в вертикальные ряды слова, являющиеся ответами на поставленные вопросы. Буквы горизонтального ряда облегчат решение кроссворда. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Книга, которую Оля читала в постели допоздна.
2. Мальчик-зеркальщик, которого девочки спасли из Башни смерти.
3. Что у Оли было на правой щеке, а у Яло на левой?
4. Нога, которую натерла Оля, идя во дворец.
5. Класс, в котором училась Оля.
6. То, чего Оля боялась больше всего на свете.
7. Во что девочки спрятались, чтобы въехать на подводе во дворец?
8. Арифметическое действие, с помощью которого была решена задача о зеркалах.
9. Министр с носом, похожим на клюв коршуна.
10. Что потеряли девочки, когда ехали спасать Гурда?
11. Кто не пускал девочек во дворец, стоя перед воротами?
12. Имя девочки, которую Оля встретила за зеркалом.
13. Министр, похожий на жабу.
Ответы: 1. Сказки. 2. Гурд. 3. Родинка. 4. Левая. 5. Пятый. 6. Темнота. 7. Корзина. 8. Умножение. 9. Нушрок. 10. Ключ. 11. Стражники. 12. Яло. 13. Абаж.
Прочитай по закону Королевства кривых зеркал
(Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро и в жизни побеждает зло).
Презентация к уроку
Задачи урока:
I. Введение в тему урока. Слайд 2.
II. Постановка темы урока.
Друзья, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочной стране Королевство Кривых зеркал. Все вы, наверное, помните о приключениях девочки, попавшей в сказочную страну, где ей пришлось пережить много опасных приключений, похожих на те, о которых она читала в старых сказках. Перед вами удивительная страна и мы с вами отправимся в сказочное путешествие, проходя через испытания, подобные тем, о которых мы прочитали в повести. В пути мы повстречаемся с героями повести – сказки “Королевство кривых зеркал”.
III. Беседа об авторе. Слайд 3.
Губарев Виталий Георгиевич (1912 – 1981)
Виталий Георгиевич Губарев родился в Ростове–на–Дону в семье учителя. Детство писателя прошло на хуторе Большая Козинка. Его журналистская жизнь началось с выпуска школьных стенных газет и рукописных журналов. Печататься начал с 14 лет. В ростовском журнале “Горн” был опубликован его первый рассказ “Гнилое дерево”. В 16 лет он был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. После окончания Высших курсов журналистики и Литературного института им. А.М. Горького он становится главным редактором газеты “Пионерская правда”. Губарев много ездит по стране, встречается с детьми и это помогает ему при написании книг.
В 1932 году Губарев участвовал в расследовании дела об убийстве деревенского мальчика П.Морозова. Накопленный в результате расследования материал, лег в основу повести “Павлик Морозов” (1933год).
Документальные повести – одно из главных направлений его творчества.
В более поздний период писатель увлекся жанром повести – сказки. Самой известной его сказочной повестью стала книга “Королевство кривых зеркал”. (1951 год). В 1963 году по этой повести был создан кинофильм, ставший очень популярным. Истинной находкой писателя стали “зеркальные слова”, имена героев: Яло, Гурд, Абаж. Все поколения детей пользуются этим “шифром”, секретничая и играя знакомыми словами.
В другой сказочной стране – “В Тридевятом царстве” – спортсменка – лыжница Оксана, став по воле случая принцессой, изменяет несправедливые законы царства.
“Пиратская” сказка “Трое на острове” (1959 год) проводит детей через опасные приключения в борьбе с отрицательными персонажами. Истории Древней Руси посвящены сказочные повести-сказки “Преданье старины глубокой” и “Часы веков”. Стиль Губарева интересен соединением элементов сказки, исторических романов и фантастики.
В своей сказочной повести “Преданье старины глубокой” Губарев с уверенностью сказал своим читателям: “Есть такие скучные люди, которые не верят в Волшебство. Не верь этим людям, дружок! Я даже знаю некоторых волшебников: Любовь, Дружба, Честность. Красивые имена, правда?” Произведения Губарева любимы многими поколениями детей.
“Аппетит у короля, Слайд 5.
Ох, велик, тра-ля-ля-ля!
Очень любит кушать он,
Целый день на кухне звон!” (поварят)
“Нас ждут великие дела, Слайд 7.
Но нашей правде, братья, верьте!
Долой кривые зеркала!
Сожжём, разрушим Башню смерти!” (зеркальщиков)
VI. Кроссворд. Слайд 8.
В выделенных клеточках должно получиться название волшебной вещи, с помощью которой Оля попала в Королевство кривых зеркал и вернулась оттуда домой.
— Что же это за вещь?
VII. Угадайте персонаж.
Девочка в черном переднике, с красным галстуком на шее, две русые косы с бантом и большие голубые глаза. Она считала себя очень красивой и поэтому, оказавшись перед зеркалом, долго не могла оторваться от него. (Оля.)
“ Низенький уродец. Приплюснутая голова всегда опущена; толстые растянутые почти до самых ушей губы всегда шевелились, как будто он разговаривал сам с собой. Бесцветные, ничего не выражающие, рыбьи глаза. Слабеньким ножкам трудно было носить тяжелое тело”. ( Топсед Седьмой.)
“Толстый, словно состоящий из двух шаров человек, одетый в зеленый костюм, расшитый золотом. Большой шар был туловищем с четырьмя конечностями, а маленький шар – лысая голова с пухлым лицом. Выпуклые зеленоватые прищуренные глаза его прикрывали темные и сморщенные, как у жабы, веки”. (Министр Абаж.)
Кто-то вздохнул длинно и печально. А когда этот “кто-то” заговорил, то голос у него оказался красивый и звенящий, словно ударились друг о дружку хрустальные стеклышки. (Волшебное зеркало.)
Нос у этого человека загнут книзу, словно клюв, а черные и хищные глаза пронизывают всех насквозь. (Нушрок.)
Два маленьких пажа в бархатных костюмах, с пышно завитыми светлыми волосами вошли в пустынный зал дворца. Позвякивая сверкающими туфельками по хрустальному паркету, пажи подошли к огромному обеденному столу и стали по бокам королевского кресла. (Оля и Яло.)
На тонконогой белой лошади скакала женщина. Она была одета в длинное черное платье, а за ее плечами вился легкий шарф. Ее мелодичный голос походил на колокольчик, а черные сверкающие глаза смотрели из-под больших, загнутых кверху ресниц удивленно и вопросительно. (Анидаг.)
В самом углу, притаившись за бочкой, стоял человек. На нем были металлические шлем и доспехи, а лицо закрывало опущенное забрало. В одной руке человек держал щит, на котором Яло разглядела герб с коршуном, а в другой – копье. (Рыцарские доспехи в погребе Анидаг.)
VIII. Что это за место?
По фрагменту, зачитанному учителем, дети должны определить место, где происходит действие.
Вот перед ним стена длинного строения из черного стекла, освещенная изнутри какими-то мерцающими огнями. Из широкой двери клубами вырывался дым. Это было темное, наполненное дымом помещение. В полумраке вспыхивали огни каких-то печей. Едва различимые в дыму, как призраки, двигались полуобнаженные мужчины и юноши, занятые непонятной работой. (Мастерская по изготовлению зеркал.)
Перед ними расстилалась площадь, которую окружали красивые дома из желтого, красного, синего и белого стекла. Красивые дамы в длинных шелковых платьях и кавалеры в расшитых золотом тонких костюмах гуляли вокруг фонтана, из которого высоко в небо взлетали прозрачные струи. Падая на землю, эти струи превращались в стекло, разбивались на миллионы сверкающих осколков и наполняли воздух музыкальным звоном. (Город в королевстве.)
Лестница круто уходила вверх. Вспугнутые шумом шагов и светом факела, во мраке заметались летучие мыши, наполняя воздух трепетом и шуршанием. В темноте блеснули и скрылись два зеленоватых глаза, кто-то дико захохотал и заплакал, и бесконечное эхо полетело по пролетам лестницы, повторяя эти страшные звуки. (Лестница в Башне смерти.)
Замок был выстроен на вершине скалы, которая поднималась из горной реки. Волны со всех сторон омывали эту скалу. (Замок Анидаг.)
Далеко-далеко внизу Оля увидела огромное зеркало. Оно начиналось у подножия горы, на которой она стояла, и уходило за линию горизонта, сливаясь с небом. Горы, солнце, облака отражались в зеркале. Это было очень красиво. (Рисовые поля Абажа.)
IX. Чьи это слова? И к кому они обращены?
X. Подведение итогов урока.
— Что поняла Оля, побывав в Королевстве кривых зеркал? (Иногда маленькие недостатки могут помешать в трудную минуту.)
— Что помогло Оле избавиться от многих своих недостатков? (Она посмотрела на себя со стороны.)
— Как изменился характер Оли, после посещения сказочной страны? (Она стала послушной, перестала грубить бабушке)
(На зеркало нечего пенять, если рожа крива)
— Как вы понимаете эту пословицу?
— «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок«, – говорил Александр Сергеевич Пушкин.
— Чему вас учит сказка «Королевство кривых зеркал»? (надо быть аккуратными, все вещи класть на место, говорить всегда правду, быть вежливыми со взрослыми).
В заключение урока хочу вам посоветовать: «Поступайте всегда так, чтобы вам не было стыдно посмотреть на себя со стороны».
XI. Домашнее задание.
Вписать в вертикальные ряды фигуры слова, являющиеся ответами на поставленные вопросы. Буквы горизонтального ряда облегчат решение задачи.
1. Книга, которую Оля читала в постели допоздна.
2. Мальчик-зеркальщик, которого девочки спасли из Башни смерти.
3. Что у Оли было на правой щеке, а у Яло на левой?
4. Нога, которую натерла Оля, идя во дворец.
5. Класс, в котором училась Оля.
6. То, чего Оля боялась больше всего на свете.
7. Во что девочки спрятались, чтобы въехать на подводе во дворец?
8. Арифметическое действие, с помощью которого была решена задача о зеркалах.
9. Министр с носом, похожим на клюв коршуна.
10. Что потеряли девочки, когда ехали спасать Гурда?
11. Кто не пускал девочек во дворец, стоя перед воротами?
12. Имя девочки, которую Оля встретила за зеркалом.
13. Министр, похожий на жабу.
Ответы: 1. Сказки. 2. Гурд. 3. Родинка. 4. Левая. 5. Пятый. 6. Темнота. 7. Корзина. 8. Умножение. 9. Нушрок. 10. Ключ. 11. Стражники. 12. Яло. 13. Абаж