цур московской области что это
ЦУР: инструкция по применению
Как работает Центр управления регионом Подмосковья?
Центр управления регионом — это офис, где быстро и качественно решаются самые злободневные вопросы, начиная от порядка на дороге и уборки мусора до записи детей в школу или даже перегоревшей лампочки в подъезде. Сколько этапов проходит от поступления заявки до реализации просьбы жителя?
Центр управления регионом выглядит как опен-спейс, где 100 человек работают за компьютерами. Его легко принять за банк, коммерческий отдел торговой компании или даже редакцию новостей.
Однако есть одно но. Обратим внимание на детали. Люди работают по командам — или по блокам, как они называются в ЦУРе.
У каждого своя огромная плазма с разноцветной картой Московской области. И называется она тепловой. Чем ярче цвет, тем сложнее обстановка. Отсюда вывод — перед нами ситуационный центр.
Источник фото: телеканал «360»
По сути, ЦУР — это круглосуточная бесперебойная связь между жителями и правительством. Все сотрудники работают на то, чтобы эту связь обеспечить. Представим склад, куда приезжают сотни машин с разными товарами. Их сортируют, распределяют, и дальше курьеры развозят позиции по заказчикам.
ЦУР работает по той же системе. Вместо товаров — жалобы жителей. Вместо машин — каналы связи: от «Добродела» до соцсетей и горячей линии губернатора. Вместо курьеров — сотрудники блоков ЦУРа. Жалобы делят по направлениям. Будь то медицина или благоустройство, образование или ЖКХ. И доводят до исполнителя.
Источник фото: телеканал «360»
Цели и задачи центра определяют его концепцию. «Знаем»: обрабатываются обращения граждан из всех источников. «Быстро решаем»: сроки по большинству вопросов регламентированы. «Не допускаем»: возникновения новых жалоб.
Такой принцип касается не только оперативных жалоб, но и ресурсоемких, то есть требующих значительных затрат. Скажем, нужна дорога, школа или поликлиника. Результат голосования на портале «Добродел» станет началом решения проблемы — а дальше механизм тот же.
Источник фото: телеканал «360»
Посмотрим, как работает цепочка на примере замены перегоревшей лампочки в подъезде дома № 6 по улице Мира в Мытищах. Жалоба в ЦУР — блок ЖКХ — обращение в муниципалитет — связь с управляющей компанией — задание электрику. Через два часа в подъезде новая лампочка.
Так что в ЦУРе занимаются обращениями жителей, каждому уделяется внимание. Сотрудники контролируют процесс от А до Я. Причем результат решения проблемы, то есть та самая «Я», должен быть наглядным и подтвержденным. Будь то фото отремонтированной дороги или замененной лампочки во втором подъезде дома № 6 по улице Мира в Мытищах.
Жители Подмосковья первыми начали решать проблемы через ЦУРы. Теперь они помогут всем россиянам
Во всех регионах России к 1 декабря заработают центры управления регионами (ЦУР). Их задача — собирать и анализировать обращения населения и передавать в нужные государственные органы. Первый такой ЦУР появился в Московской области, а потом распространился и на другие территории.
Подмосковный Центр управления регионом в Красногорске. Источник фото: телеканал «360»
ЦУР для всей России
К 1 декабря в России заработают все центры управления регионами. По состоянию на 18 ноября в стране работают 27 центров. По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, есть два региона — Тверская область и Ставропольский край, — которые могут не успеть в срок открыть на своих территориях. Но есть некоторые субъекты, которые считаются лидерами в этом направлении — Калужская, Мурманская, Нижегородская и Ульяновская области, а также Башкортостан и Татарстан.
«Центр управления регионом — это важный инструмент мониторинга и коммуникации, который позволяет оперативно отрабатывать жалобы людей. Власть слышит и реагирует — основной принцип их работы», — сказал Чернышенко.
По словам Чернышенко, ЦУР — это фактически «новая федеральная сеть», перед которой стоит уникальная задача — анализировать и обрабатывать проблемные вопросы жителей по всем направлениям.
Исполнительный директор АНО «Диалог Регионы» Владимир Туровцев сказал, что изначально не все регионы были заинтересованы в новом проекте, но сейчас работа почти завершена. То есть уровень готовности по созданию ЦУР во всех регионах превышает 80%.
ЦУР в Подмосковье
В Подмосковье ЦУР — это межведомственная рабочая группа, состоящая из 30 профильных ведомств правительства Подмосковья. Она в режиме онлайн реагирует на запросы населения и мобилизует ответственные организации для быстрого решения проблем.
Источник фото: телеканал «360»
Так, 11 ноября стало известно, что за неделю до этой даты центр получил более 200 обращений от предпринимателей по интересующих их вопросам. При этом меньше заявок стало поступать из-за проблем с ЖКХ — со 2 по 8 ноября обращений было всего 5,7 тысячи (это на 15% меньше, чем за последнюю неделю октября). Например, в Черноголовке и Электрогорске люди вообще не жалуются на ЖКХ.
В то же время есть некоторые проблемы, которые все же интересуют жителей Подмосковья. Среди жалоб жителей — мусор. В ЦУР со 2 по 8 октября поступило почти пять тысяч обращений по поводу строительного мусора, уборки порубочных остатков и газонов от навала твердых коммунальных отходов.
Как применяют в регионах
В субъектах России в разное время открывались ЦУР. 17 ноября он появился в Оренбурге. Специалисты центра уже начали собирать поток информации о проблемах в регионе, чтобы знать, что больше всего беспокоит жителей. В Оренбурге система помогает людям быстрее находить отклик у властей и давать понимание, почему вообще те или иные проблемы появились, чтобы предотвратить их в будущем.
Во вторник, 16 ноября, ЦУР заработал в Тюменской области под руководством Романа Рзаева. Он рассказал о работе центра на одном гипотетическом примере.
«Человек написал в открытом источнике, что у него отключили воду и ее нет уже пару дней. Если система видит его, то это сообщение поступает в работу, и сотрудник ЦУР связывается с органом власти, который отвечает за данный вопрос. Когда выяснили причину и время решения, человеку отвечают в том же месте, откуда сообщение и получили», — объяснил Рзаев.
В Липецкой области ЦУР начал работать в августе. С начала ноября в систему поступило более 1,4 тысячи обращений, а топ-5 вопросов коснулись тем здравоохранения, ЖКХ, благоустройства сельских и дворовых территорий, состояния дорог и общественного транспорта.
Источник фото: телеканал «360»
В Нижегородской области ЦУР появился давно — 2 апреля 2020 года. За семь месяцев работы в центр поступило 12,9 миллиона сообщений. Среди них вопросы по налогам, образованию, лесному хозяйству, промышленности, развитию города и так далее. Всего 26 направлений. Все обращения напрямую передают губернатору региона Глебу Никитину. В приемной руководителя заявки сортируются по темам и потом направляются в соответствующий орган власти.
В регионе ЦУР собирает информацию в том числе о звонках на службу «112» (за семь месяцев поступило более 800 тысяч обращений), сообщения из портала обращений граждан «Вам решать» (1788), из соцсетей, а также заявки работодателей через сервис «Карта жителя Нижегородской области».
В Забайкалье ЦУР откроется с 19 ноября, а затраты на его содержание лягут на Минкомсвязи России.
Это не все регионы, которые открыли ЦУР. В Калужской, Мурманской, Ульяновской областях, в Башкортостане и Татарстане ЦУРы открыли еще 27 августа 2020 года.
Знаем, решаем, не допускаем. Как работает ЦУР
Система будет работать во всех муниципалитетах Московской области — к единой платформе всех подключат уже в апреле. Центр будет знать, что происходит в городских округах и районах. Если произойдет какой-то сбой в работе региональных или государственных служб, ЖКХ, транспорта, дорог, экологии, в любой из сфер, мы сразу будем оповещены. Своевременное получение информации — первый шаг к оперативному решению любой проблемы.
При работе с ЦУР мы следуем концепции, которая условно состоит из трех пунктов:
1. все знаем: выявляем точки напряжения, составляем тепловую карту проблем, следим за динамикой в разрезе территорий;
2. быстро решаем: сокращаем срок доставки жалобы к исполнителю, правильно расставляем приоритеты — каждой категории проблем свои сроки решения, следим за контролем качества исполнения;
3. не допускаем: выявляем истинные причины возникновения проблемы и искореняем их, трансформируем процессы.
Мы разделили все проблемы на две группы — 70% должны решаться сразу, без недельных проволочек и бюрократии. Получили запрос, собрали информацию, почистили, заделали, сбили. День, максимум два. Никаких бесконечных запросов и бумажной волокиты. Не нужно будет стоять у двери чиновника и просить предоставить ту или иную услугу. Как это работает, хорошо видно на примере уборки снега, когда заявка напрямую попадает к дворнику. Оставшиеся 30% — это ситуации, требующие голосования через «Добродел», более ресурсоемкие жалобы, когда что-то надо построить, газифицировать, модернизировать.
Сейчас ЦУР — это 80 сотрудников, еще несколько месяцев назад их было 12, 24 ведомства и 11 отраслевых боксов: медицина, образование, ЖКХ, соцзащита, транспорт, экология, строительство, госуслуги, СМИ, безопасность, нацпроекты.
Заявки ЦУР принимает через «Добродел», из социальных сетей, горячей линии, жалобы через отраслевые системы — охвачен буквально каждый сегмент.
Прозрачность, отсутствие коррупции, эффективность управления в реальности, а не на бумаге — основные задачи, которые можно решить через запуск ЦУРа на полную мощность. Уже сейчас мы можем наблюдать положительные изменения в повседневной жизни — все это происходит во многом благодаря цифровизации. Дальше таких изменений будет еще больше. Да, внедрение современных инструментов процесс трудоемкий и непростой. Много барьеров, иногда сталкиваемся с непониманием. Приходится менять регламенты и нормативные акты. Но те, кто понимает, что мы работаем на благо и будущее области, адаптируются. Вместе мы знаем, решаем и не допускаем.
ЦУР – единая платформа управления Подмосковьем в режиме 24/7
Московская область в числе первых взяла на вооружение самые современные разработки в сфере цифровых технологий и управленческого учета и в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика» создала платформу для управления регионом – Центр управления регионом (ЦУР). Этот инструмент позволяет оперативно реагировать на все проблемы, возникающие в области, получать и обрабатывать максимально подробную информацию от жителей региона. И все это в режиме 24/7.
Г лавные цели создания Центра управления регионом – отслеживание, контроль, анализ проблемных областей Московского региона. Сроки обработки обращений и сообщений сокращены, обеспечен контроль решений проблем, жители получают качественные и полноценные ответы на свои обращения, а для Правительства Московской области формируются сводные аналитические данные по проблемам и запросам населения Московской области.
Структура ЦУР
ЦУР представляет собой межведомственную рабочую группу, в которой работают действующие сотрудники из ведомств Правительства Московской области. На сегодняшний день это 122 сотрудника из 30 ведомств и 11 отраслевых боксов: медицина, образование, ЖКХ, социальная защита, транспорт, экология, строительство, госуслуги, СМИ, безопасность, национальные проекты. Для каждого ведомства определен топ проблем, которые им предстоит решать. По сути, сотрудники ЦУР – это контролеры качества работы своих ведомств. Они подсказывают решения, которые позволяют не допускать появление новых проблем.
Функционально Единый центр управления регионом (ЦУР) состоит из следующих подсистем:
Приоритетные задачи
Достижение главной цели ЦУР происходит через решение следующих основных задач:
Концепция работы
ЦУР – это принципиально новый подход к управлению и выстраиванию контроля за процессами. Концепцию его работы можно выразить так: «Все знаем – быстро решаем – не допускаем».
Типы данных
В ЦУР включаются следующие сведения:
Категории жалоб
С помощью уникальных информационных систем в круглосуточном режиме производятся сбор и анализ данных во всех сферах жизнедеятельности Подмосковья. За 2019 г. получено и обработано 1,5 млн заявок. Анализ показывает, что:
«Тепловая карта» проблем
Все проблемы, поступающие от жителей региона, автоматически собираются на «тепловой карте» без участия человеческого фактора. В ней указаны:
Объединение усилий
Когда были проанализированы 3,5 млн обращений граждан в 2018 г., стало понятно, что 70% проблем относится к полномочиям муниципальных образований. Чтобы научить исполнителей на местах грамотной работе с сообщениями жителей, было принято решение о создании муниципальных ЦУРов. На данный момент открыты и активно работают 64 муниципальных филиала. Для выстраивания этой деятельности городским округам предоставляются методология, программные комплексы и другие инструменты работы с жалобами жителей.
Таким образом, ЦУР и муниципальные филиалы совместно в круглосуточном режиме выполняют функции стратегического, текущего и оперативного планирования, мониторинга и контроля исполнения управленческих решений, помогают значительно сократить время решения проблем граждан и отслеживают общую социально-экономическую ситуацию в Подмосковье.
Все муниципальные ЦУР в Подмосковье начнут работу до конца года
Воробьев открыл ЦУР в Реутове
Все муниципальные центры управления регионом (ЦУР) должны начать работу на территории Подмосковья до конца текущего года, заявил губернатор Московской области Андрей Воробьев.
«Мы много говорим о ЦУР, как региональном, так и муниципальных. До конца года будут открыты все подразделения. Мы обязаны не только все знать и быстро решать, но и не допускать тех проблем, которые волнуют жителей региона», – сказал Воробьев.
Он отметил, что сегодня необходимо применять проактивный метод работы.
Центр управления регионом создали в Подмосковье в соответствии с указом президента России. Его открыли в конце 2018 года. ЦУР «знает» обо всем, что происходит в Московской области. Его главными задачами являются сбор и анализ данных обо всех сферах жизни региона. Информация в штаб поступает из «Добродела», соцсетей, интернет-приемных и так далее.
В ЦУРе собраны 120 специалистов из 30 ведомств, которые оперативно отвечают на обращения жителей Подмосковья по насущным вопросам. Вся поступающая в ЦУР информация распределяется на 11 профильных блоков – здравоохранение, образование, соцзащита, транспорт и дороги, экология, ЖКХ, строительство, нацпроекты и торги, безопасность, госуслуги, СМИ и соцсети.
Муниципальный ЦУР – это новый принцип работы администрации городских округов с обращениями граждан.