цукс мчс россии что это
Интервью ИА «Интерфакс» о возможностях и функциях ЦУКСов МЧС России
— Сергей Владимирович, на совещании в Ростове-на-Дону 1 ноября глава МЧС России Владимир Пучков сообщил, что в ближайшие годы должна быть проведена модернизация всех межрегиональных и региональных центров управления в кризисных ситуациях. В чем суть предстоящих изменений?
— Да. Министром поставлена задача провести модернизацию до 2020 года. Любая система не может функционировать успешно без постоянного совершенствования. Тем более, в нынешнее время стремительного развития технологий, систем связи и управления.
Напомню, с чего начиналось создание системы антикризисного управления в нашем ведомстве.
В 1993 году был создан 151-й информационный центр Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). В 1994 году он был преобразован сначала в 151-й центр управления, затем в 151-й центр управления в кризисных ситуациях.
В 2007 году на его базе в составе войск гражданской обороны был создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях, а в июле 2009 года было создано ФГБУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях».
В соответствии с изменениями внесенные в Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в 2016 году, обеспечение координации деятельности органов управления гражданской обороной, управления силами и средствами гражданской обороны, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области гражданской обороны на федеральном уровне осуществляет Национальный центр управления в кризисных ситуациях, который является органом повседневного управления, а на межрегиональном и региональном уровнях органы повседневного управления центры управления в кризисных ситуациях региональных центров и главных управлений МЧС России.
Сейчас кроме НЦУКС, во всех регионах работают 85 ЦУКС Главных управлений по субъектам РФ и восемь ЦУКС региональных центров МЧС России.
Созданная за последние годы система центров антикризисного управления позволила сократить время доведения информации от места происшествия в любой точке России до высших органов власти, соответствующих служб реагирования на чрезвычайные ситуации до 15 минут.
Вершиной иерархии ЦУКСов является Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России, здание которого расположено на улице Ватутина в Москве. Отсюда осуществляется оперативное управление и координация действий спасателей и ведомств, входящих в комиссию по чрезвычайным ситуациям в случае катастроф и крупных происшествий на территории России. Благодаря современным телекоммуникационным технологиям мы в режиме видеоконференции имеем возможность связаться с региональными подразделениями МЧС России.
Сейчас Национальный центр управления в кризисных ситуациях – это интеллектуальный многоуровневый управляющий комплекс нового поколения, позволяющий в круглосуточном режиме решать задачи межведомственной координации, оперативного управления и экстренного реагирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
НЦУКС в оперативном режиме обрабатывает огромный массив информации, стекающейся со всех субъектов Российской Федерации. Аналогов центру и его аппаратно-программному комплексу не существует ни в одной стране мира.
Использование новейших технологий в работе центра позволяет обрабатывать все виды информации в режиме реального времени с использованием глобальных навигационных спутниковых систем и технологий глобального мониторинга на основе космического дистанционного зондирования Земли.
Опыт создания ЦУКСов в МЧС показал свою эффективность и наш опыт используют другие министерства и ведомства, в том числе и международные организации, создавая собственные ситуационные центры. Все федеральные органы исполнительной власти в режиме реального времени находятся на связи с НЦУКСом, что позволяет в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) задействовать силы других министерств для оперативного реагирования на ЧС.
— Все же, что и как предлагается модернизировать?
— В настоящее время в единую систему управления входят: Национальный центр управления в кризисных ситуациях, 8 межрегиональных и 85 региональных ЦУКСов. В этом году еще один ЦУКС был открыт на Чукотке.
— Почему при создании Центров нельзя было решить эту проблему?
— Раньше я специально напомнил об истории и этапах создания антикризисной системы управления МЧС России. Такая мощная и высокотехнологичная система не могла быть создана в одночасье. Это был долгий процесс, в ходе которого использовался передовой мировой опыт антикризисного управления, тестировались новейшие телекоммуникационные технологии, разрабатывались технологии моделирования и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время они позволяют правильно оценить обстановку и принять своевременные управленческие решения, задействовать нужные силы и скоординировать их работу.
Очевидно, что одномоментно на всей территории России создать столь развитую и интеллектуальную систему было невозможно, ее становление проходило поэтапно. Нужно было создать инфраструктуру, телекоммуникационную сеть, подготовить специалистов в области антикризисного управления, разработать специализированное программное обеспечение и так далее.
Сделать все и сразу не было ни средств, ни технических возможностей. Потом было рискованно. Межрегиональный уровень ЦУКСов был необходим на этапе становления. Сейчас, когда по всей стране создана и функционирует высокотехнологичная региональная сеть центров управления в кризисных ситуациях, которые напрямую связаны с Национальным центром управления в кризисных ситуациях межрегиональные НЦУКСы в том виде, в каком он существует сейчас, исчерпали себя и требуют модернизации.
— Получается, что в настоящее время межрегиональные центры не нужны?
— Ликвидировать межрегиональные ЦУКСы никто не собирается. Модернизация их деятельности предполагает внесение изменений в задачи и функции, которые стоят перед ними на новом этапе развития. В частности, мониторинг, прогнозирование и моделирование ЧС, актуализация сведений информационных ресурсов и систем, используемых в деятельности органов управления РСЧС останутся за межрегиональными ЦУКСами.
За региональными ЦУКСами предлагается закрепить функции по управлению силами и средствами РСЧС, организации информирования населения и информационного взаимодействия с муниципальными образованиями. Они же будут обеспечивать организацию связи в зонах чрезвычайных ситуаций при помощи мобильных комплексов космической связи и средств космического мониторинга. В конечном итоге это должно повысить эффективность реагирования на ЧС, а также закрепить персональную ответственность.
— Как будут учитываться при модернизации особенности регионов?
— Всем ЦУКСам России поставлена задача с учетом географических особенностей каждого региона применять современные информационные и аналитические технологии, технологии в области информационного и антикризисного управления и внедрять их в работу. Например, руководство главка Мурманской области договорилось с Роскосмосом за счет резерва губернатора поставить у себя систему космического мониторинга.
Кроме того, у нас унифицирована система телекоммуникаций и баз данных, что позволяет обеспечить устойчивость и совместимость между различными подразделениями.
Перспективы развития ЦУКСов на местах учитываются и при подготовке специалистов в ведомственных вузах.
Под эгидой Национального центра управления в кризисных ситуациях, региональных и межрегиональных ЦУКС развиваются Единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований, но они должны работать по единому замыслу. В этом плане осуществляется плановая подготовка и переподготовка специалистов ЕДДС, с учётом развития этих служб вырабатываются единые рамочные требования и в рамках МЧС и в рамках государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Это необходимо для того, чтобы все технологии, телекоммуникации в сфере управления были совместимы, работали в одном информационном поле, были устойчивы и защищены от несанкционированного доступа.
— Участвуют ли ЦУКСы в международной деятельности?
— В связи с постоянным ростом количества трансграничных ЧС международное взаимодействие является приоритетным направлением деятельности НЦУКС, что включает в себя осуществление информационного обмена с международным организациями и дежурными службами чрезвычайных ведомств иностранных государств, а также проведение международных операций и оказание международной гуманитарной помощи.
Многие страны равняются на нас в создании собственных систем управления в кризисных ситуациях, и Россия им охотно в этом помогает: мы занимаемся обучением специалистов, оказываем помощь с оборудованием и программным обеспечением.
Именно МЧС России инициировало создание глобальной сети управления в кризисных ситуациях. В настоящее время начало созданию такой сети положено: в Женеву был направлен специалист НЦУКС МЧС России, и в 2015 году при штаб-квартире Международной организации гражданской обороны в Женеве был открыт головной центр управления в кризисных ситуациях.
Помимо этого, со многими странами у нас есть договоренности об обмене информацией, что значительно упрощает прогнозирование и моделирование чрезвычайных ситуаций. Когда будет создана международная сеть, страны, входящие в нее, смогут не только пользоваться информационной поддержкой друг друга, но и с большей эффективностью осуществлять совместное реагирование на чрезвычайные ситуации в различных регионах мира. В перспективе планируется создание единой карты рисков по всему миру. Это будет огромный прогресс, который поможет сохранить тысячи человеческих жизней.
Термины МЧС России
головной орган управления РСЧС, осуществляющий повседневное управление силами и средствами РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории России. Осуществляет согласованную деятельность со структурными подразделениями центрального аппарата министерства, с региональными центрами ГОЧС, органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления, с органами управления систем мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, аварийно-спасательными формированиями федеральных органов исполнительной власти, а также с соответствующими органами управления зарубежных стран. На Центр возложены функции обеспечения оперативной готовности дежурных смен подведомственных МЧС России пунктов управления к выполнению поставленных задач. После выдачи сигналов о переводе РСЧС в режим военного времени функции головного пункта управления РСЧС осуществляет центральный командный пункт МЧС России.
Основными задачами Центра являются: оперативное реагирование на угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций; поддержание устойчивого оперативного управления дежурными силами и средствами в системе МЧС России; участие в управлении мероприятиями гражданской обороны при угрозе или возникновении военных действий; координация деятельности органов повседневного управления РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор и обработка оперативной информации в ходе проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций; участие в мероприятиях по созданию, развитию и обеспечению устойчивого функционирования АИУС РСЧС.
Создан в 1988 как информационный центр, в
1994 преобразован в центр управления, в 1988 — в 151 ЦУКС. Состоит из управлений: оперативного реагирования, оперативно-аналитического, информационно-технического, а также подразделений обеспечения.
Начальники Центра: полковник Михайлов А.А. (1989—94), генерал-майор Рудюк А.П. (1995—99), генерал-майор Ляшенко В.И. (1999—2003), полковник Разанов М.Р. (с 2003).
109012, г. Москва,
Театральный пр., 3
Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС)
Расшифровка и определение
Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) – это орган повседневного управления Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Органами повседневного управления РСЧС являются:
на федеральном уровне – Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
на региональном уровне – центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Национальный центр создан в целях обеспечения функционирования органов управления РСЧС и гражданской обороны (ГО), управления их силами и средствами, а также организации своевременного информирования и оповещения населения об угрозе и возникновении ЧС в том числе в местах массового пребывания людей.
НЦУКС – интеллектуальный многоуровневый управляющий комплекс нового поколения, позволяющий в круглосуточном режиме решать задачи межведомственной координации, оперативного управления и экстренного реагирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Главное управление «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» (НЦУКС)
В соответствии с федеральным законом Российской Федерации № 68-ФЗ от 11 ноября 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Национальный центр управления в кризисных ситуациях является органом повседневного управления, находящийся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На сегодняшний день НЦУКС и Центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России выполняют весь комплекс управленческих задач системы антикризисного управления.
В Национальном центре работают специалисты в области оповещения и информирования населения, оперативного реагирования, моделирования, мониторинга и анализа чрезвычайных ситуаций, IT-технологий, космического мониторинга, обеспечения связи и психологи.
Руководство
С 1 января 2020 года начальник Главного управления «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» (далее – Главное управление) – генерал-майор Лекомцев Александр Николаевич.
ВрИД первого заместителя начальника Главного управления, генерал-майор внутренней службы Колдомов Андрей Валентинович.
Заместители начальника Главного управления:
Официальный сайт
Официальный сайт ГУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»:
Целями деятельности ЦУКС являются:
Функции
В соответствии с целями деятельности ЦУКС осуществляет следующие основные функции (виды деятельности):
Задачи
Основными задачами деятельности ЦУКС МЧС России являются:
Для организации и обеспечения оперативного управления силами и средствами ЦУКС МЧС России совместно со структурными подразделениями Центрального аппарата (ЦА), территориальных органов МЧС России, а так же координации действий сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС в ходе предупреждения и ликвидации ЧС решаются задачи по:
Подразделения
В ЦУКС в установленном порядке могут создаваться следующие структурные подразделения:
История создания
В соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.07.1993 №259 «О первоочередных мерах по созданию Центра управления ГКЧС» был создан 151 информационный центр (войсковая часть 11501).
Директивой МЧС России от 1 марта 1994 года № 22-300-16, 1 мая 1994 года 151 Информационный центр (войсковая часть 11501) был переформирован в 151 Центр управления (войсковая часть 11501).
1 декабря 1994 года Директивой МЧС России от 29 ноября 1994 года № 25-90-5 151 Центр Управления был переименован в 151 Центр управления в кризисных ситуациях.
1 января 2007 года приказом МЧС России от 27 сентября 2006 г. № 545, во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 21 марта 2005 г. № Пр-422 и Правительства Российской Федерации от 14 июля 2005 г. № МФ-П4-3469 в целях модернизации ситуационного центра МЧС России и совершенствования системы государственного управления в кризисных ситуациях на базе 151 Центра управления в кризисных ситуациях был ликвидирован. В составе войск гражданской обороны был создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях.
1 июля 2009 года, в целях развития РСЧС и ГО, управления их силами и средствами, а также организации своевременного информирования и оповещения населения об угрозе и возникновении ЧС, в том числе в местах массового пребывания людей, в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2008 года № 1515 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 43-р Национальный центр управления в кризисных ситуациях был ликвидирован, и было создано ФГБУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях».
Возможности и развитие
В настоящее время в Национальном центре:
Основными целями развития Национального центра является:
Концепция развития НЦУКС (источник: http://arx-group.ru/projects/143)
Рабочий модуль в НЦУКС (концепция) (источник: http://arx-group.ru/projects/143)
Телефоны и адреса
Раздел в разработке
№ п/п | ЦУКС | Адрес | Телефон |
1. | ФКУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» | 121357, г. Москва, ул. Ватутина, 1/1 | |
Центральный федеральный округ | |||
2. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Москве» | 119034, г. Москва, ул. Пречистенка, 22/2 | 8 (495) 637-22-22 |
3. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Московской области» | 141410, г. Химки, ул. Новокуркинское шоссе, 34 | |
4. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Белгородской области» | 308017, г. Белгород, ул. Волчанская, 163 | |
5. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Брянской области» | 241007, г. Брянск, ул. Дуки, 59 | |
6. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Владимирской области» | 600005, г. Владимир, ул. Краснознаменная, 1б | 8 (4922) 32-40-11 |
7. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Воронежской области» | 394006, г. Воронеж, ул. Куцыгина, 28 | |
8. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ивановской области» | 153009, г. Иваново, ул. Диановых, 8а | |
9. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Калужской области» | 248001, г. Калуга, ул. Кирова, 9а | |
10. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Костромской области» | 156012, г. Кострома, Новый поселок, 3 | |
11. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Курской области» | 305000, г. Курск, ул. Можаевская, 6 | |
12. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Липецкой области» | 398024, г. Липецк, ул. П.А. Папина, 2а | |
13. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Орловской области» | 302028, г. Орёл, ул. Пионерская, 5 | |
14. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Рязанской области» | 390000, г. Рязань, ул. Семинарская, 11 | |
15. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Смоленской области» | 214004, г. Смоленск, ул. Багратиона, 3 | |
16. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Тамбовской области» | 392022, г. Тамбов, ул. Железнодорожная, 14 | |
17. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Тверской области» | 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, 12 | |
18. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Тульской области» | 300034, г. Тула ул. Демонстрации, 21а | |
19. | ГУ МЧС России по Ярославской области | ||
Приволжский федеральный округ | |||
20. | ФКУ “Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Башкортостан” | 450005, г. Уфа, ул. 8-го Марта, 12/1 | |
21. | ГУ МЧС России по Республике Марий Эл | ||
22. | ГУ МЧС России по Республике Мордовия | ||
23. | ГУ МЧС России по Республике Татарстан | ||
24. | ГУ МЧС России по Удмуртской Республике | ||
25. | ГУ МЧС России по Чувашской Республике | ||
26. | ГУ МЧС России по Кировской области | ||
27. | ГУ МЧС России по Нижегородской области | ||
28. | ГУ МЧС России по Оренбургской области | ||
29. | ГУ МЧС России по Пензенской области | ||
30. | ГУ МЧС России по Пермскому краю | ||
31. | ГУ МЧС России по Самарской области | ||
32. | ГУ МЧС России по Саратовской области | ||
33. | ГУ МЧС России по Ульяновской области | ||
Северо-Западный федеральный округ | |||
34. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу» | 192019, г. Санкт-Петербург, ул. Киевская, 28 | |
35. | ГУ МЧС России по Ленинградской области | ||
36. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Карелия» | 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Правды, 25а | |
56. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике» | 369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Кавказская, 33 | |
57. | ГУ МЧС России по Республике Северная Осетия – Алания | ||
58. | ГУ МЧС России по Ставропольскому краю | ||
59. | ГУ МЧС России по Чеченской Республике | ||
Уральский федеральный округ | |||
60. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Свердловской области» | 620014, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, 84 | |
61. | ГУ МЧС России по Курганской области | ||
62. | ГУ МЧС России по Тюменской области | ||
63. | ГУ МЧС России по Челябинской области | ||
64. | ГУ МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу | ||
65. | ГУ МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу | ||
Сибирский федеральный округ | |||
66. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Алтай» | 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 115/1 | 8 (38822) 2-31-24 |
67. | ГУ МЧС России по Республике Тыва | ||
68. | ГУ МЧС России по Республике Хакасия | ||
69. | ГУ МЧС России по Алтайскому краю | ||
70. | ГУ МЧС России по Красноярскому краю | ||
71. | ГУ МЧС России по Иркутской области | ||
72. | ГУ МЧС России по Кемеровской области | ||
73. | ГУ МЧС России по Новосибирской области | ||
74. | ГУ МЧС России по Омской области | ||
75. | ГУ МЧС России по Томской области | ||
Дальневосточный федеральный округ | |||
76. | ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Бурятия» | 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Димитрова, 5 | 8 (3012) 21-65-69 |
77. | ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) | ||
78. | ГУ МЧС России по Приморскому краю | ||
79. | ГУ МЧС России по Хабаровскому краю | ||
80. | ГУ МЧС России по Амурской области | ||
81. | ГУ МЧС России по Камчатскому краю | ||
82. | ГУ МЧС России по Магаданской области | ||
83. | ГУ МЧС России по Сахалинской области | ||
84. | ГУ МЧС России по Забайкальскому краю | ||
85. | ГУ МЧС России по Еврейской автономной области | ||
86. | ГУ МЧС России по Чукотскому автономному округу |
Источник: Наставление по организации деятельности центров управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России; приказ МЧС России № 545 от 27.09.2011 «Об утверждении уставов центров управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России».