циолковский что изобрел кратко
Константин Эдуардович Циолковский, чем знаменит
Выдающийся русский изобретатель и учёный Константин Эдуардович Циолковский известен как отец космонавтики. Но на пути к проектированию первых ракет и выдвижению идей орбитальных станций, он прошёл много этапов. Его работы в областях аэродинамики, воздухоплавания, физики, внесли неоценимый вклад в развитие современной реактивной авиации.
На его трудах выросло несколько поколений талантливых учёных, инженеров и конструкторов. Оставил он и достаточно изобретений, прочно вошедших в жизнь человечества. Мы кратко и с картинками расскажем о самых выдающихся из них.
Моноплан
Настоящим прорывом могла бы стать предложенная Циолковским конструкция моноплана — летательного аппарата с одной плоскостью крыла.
Он сделал все необходимые расчёты и теоретически обосновал более высокие технические характеристики такого корпуса. Особый упор он делал на аэродинамические свойства обтекаемых форм. Он опубликовал свои разработки в 1894 году, но интереса они не вызвали. Это было действительно прорывом по сравнению с распространёнными в то время бипланами и трипланами.
Первый подобный самолёт был продемонстрирован французом Эдуаром Ньюпором только в 1910 году. При этом конструкция моноплана внедрялась очень медленно.
Кстати! В годы Первой мировой войны в небе продолжали сражаться преимущественно морально устаревшие аппараты.
Дирижабль
Первые опыты с полётами на аэростатах начались в XIX веке во Франции. Результаты изысканий первых воздухоплавателей были обнадёживающими, но сама конструкция летательных аппаратов отличалась недолговечностью и опасностью эксплуатации. Циолковский первым, в 1885 году, предложил идею аэростата с металлической оболочкой — прообраза дирижаблей, которые появились лишь через полтора десятилетия.
Проект русского учёного выгодно отличался: оболочка из металла позволяла сохранять подъёмную силу аппарата в разных условиях, а вместо взрывоопасного водорода планировалось использовать нагретый воздух.
Дирижабль Циолковского, будь он построен, в два раза превышал бы по размерам знаменитые немецкие «Цеппелины». В Российской империи денег на реализацию проекта не нашлось. Лишь в 1931 году уже советские инженеры попытались воплотить его в жизнь, но из-за недостатка опыта и низкого качества оборудования затея провалилась.
Шасси
Исследования движения обтекаемых тел и сопротивления воздуха подали ему идею улучшения аэродинамических показателей аэропланов. Суть её заключалась в создании убирающихся в корпус шасси в противовес стационарным. В серию подобные самолёты пошли только в 1930-х годах. Пионерами в этом отношении стали американский Боинг-247 и советский ХАИ-1 конструкции Иосифа Немана.
Аэродинамическая труба
Циолковский известен как создатель первой в России аэродинамической лаборатории. В ней он соорудил трубу для исследования воздействия набегающего потока воздуха на движущиеся объекты.
Это была первая подобная экспериментальная установка в России. Его разработки легли в основу конструкции аэродинамической трубы Московского университета, построенной Николаем Жуковским в 1902 году. Выдающийся авиатор не раз говорил, что многими своими идеями он обязан трудам Константина Эдуардовича.
Поезд на подушке
В 1927 году изобретатель опубликовал статью, в которой описал схему и принцип действия поезда на воздушной подушке. Подобная конструкция позволяла почти полностью исключить силу трения. По мнению учёного, затраты энергии на создание необходимого давления воздуха под вагоном были бы намного меньше.
Пока такой поезда не сконструировали, но труды Циолковского легли в основу создания кораблей, работающих на этом же принципе.
Лифт в небеса
Одной из самых оригинальных его идей стал космический лифт. Проект орбитальной космической станции, которая соединялась бы с поверхностью Земли тросом для подъёма людей и грузов, был создан Циолковским в 1895 году. А ведь в это время ещё в зачаточном состоянии находилась авиация! Эта задумка была более детально проработана в 1960-х годах инженером Юрием Арцутановым. В 2005 году американское космическое агентство объявило конкурс на создание проекта подобного лифта.
Ракета
Летательный аппарат для преодоления земного притяжения волновал умы писателей-фантастов с XIX века. Работы Циолковского сделали его реальностью. В 1929 году свет увидела его книга «Космические ракетные поезда», так учёный называл многоступенчатые ракеты.
Он доказал, что только таким способом можно развить скорость, необходимую для преодоления земного притяжения. Он же и рассчитал величину этой скорости, которая сейчас называется второй космической — 11,2 км/с. На практике труды изобретателя удалось проверить во время Великой Отечественной войны, когда немецкая ракета Фау-2 впервые совершила суборбитальный полёт.
Константин Циолковский
советский ученый и изобретатель в области аэродинамики, основоположник космонавтики
Константин Эдуардович Циолковский
Выдающийся ученый и изобретатель в области аэродинамики, основоположник теоретической космонавтики — Константин Циолковский обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» (прототипов многоступенчатых ракет), продвигал идеи освоения космического пространства. Его вклад в космическую науку неоценим.
Константин Эдуардович Циолковский родился (5) 17 сентября 1857 года в селе Ижевское Рязанской губернии. В детстве он заболел скарлатиной и потерял слух. Тугоухость лишила мальчика многих детских забав и впечатлений. Потому с малых лет он начинает мастерить игрушки, кукол, часы…
В 1873 году отец, веривший в способности сына, посылает Константина в Москву поступать в Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана). В училище Циолковский не поступил, но решил продолжить образование самостоятельно. Он снимал комнату, экономил на еде и проезде, сэкономленные деньги тратил на книги и приборы, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 году он экстерном сдал экзамены на звание учителя и был назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии.
В этот же период появляются и первые научные исследования Циолковского и публикации. После издания его работы «Механика животного организма», которая получила благоприятные отзывы И.М. Сеченова, Константин Эдуардович был принят в Русское физико-химическое общество.
Начиная с 1884 года основными направлениями работы Циолковского становятся: научное обоснование цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. А с 1896 года он систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий.
После Октябрьской революции 1917 года Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов, изобрел свою схему газотурбинного двигателя, опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке (1927), разработал теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолетов для полета с гиперзвуковыми скоростями (1932), получил важнейшие научные результаты в теории движения ракет (ракетодинамике), заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя (ЖРД).
Именно Циолковский считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.
Он является автором многочисленных научных работ и статей по аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике. Награжден многими государственными наградами.
Умер Константин Эдуардович Циолковский 19 сентября 1935 года в Калуге.
Гений, который ничего не построил: чем велик Константин Циолковский
Детство гения
Сын мелких дворян Костя Циолковский был способным ребенком, но в учебе не блистал. Виной тому была глухота, наступившая в результате перенесенной скарлатины. Из-за этого уже во втором классе гимназии мальчик остался на второй год, а на третьем был отчислен. «Учителей совершенно не слышал или слышал одни неясные звуки», — писал Циолковский в своих воспоминаниях; к этому добавлялось отчуждение от сверстников. Таким образом, один из столпов ракетной науки так и остался формальным недоучкой, хотя ему это, скорее, помогло, чем помешало.
Недостаток общения и школьного образования Константин «добирал» запойным чтением и ремесленничеством. Начинал он с игрушечных домиков и часиков, а к 14 годам уже сделал для себя токарный станок и перешел с игрушек на научные приборы — например, изготовил астролябию. Глядя на эти успехи, Циолковский-старший отправляет сына из родной Вятки на учебу в Москву, поступать в Высшее техническое училище (нынешняя Бауманка), при этом пообещав поддерживать Костю «домашней стипендией» в 10-15 рублей ежемесячно.
Однако Константин, пообещав отцу все что тот хотел услышать, сделал все по-своему. С радостью отправившись в большой город, Циолковский никуда не стал поступать («что я мог сделать там со своей глухотой?»). Присылаемые из дома деньги тратил на книги и реагенты для опытов, питался скудно, ходил в обносках.
Из самоучки в учителя и ученого
В 1876 году Константин Эдуардович возвращается домой, где благодаря помощи отца становится репетитором. Однако уже очень скоро репутация молодого педагога начала работать на него: слава об оригинальных и доходчивых методах преподавания распространилась по округе, учеников стало много и в помощи родителя Константин больше не нуждался.
Рассказывая о мире и науках детям, Циолковский продолжал учиться и сам: вместе со школьниками проводил опыты и строил модели, а все свободное время читал, читал и снова читал. В 1878 году он переезжает в Рязань, где сдает экзамены для подтверждения квалификации учителя, а еще через два года едет в Боровск Калужской губернии. В этом диком и захолустном месте, где, по воспоминаниям дочери ученого, «на улицах царил кулачный бой и право сильного», начался путь Циолковского-ученого.
Сначала «отец космонавтики» о космонавтике даже не задумывался: его первая работа «Графическое изображение ощущений» была посвящена философии, а вторая — кинетической теории газов. И если первая статья попросту осталась незамеченной, то вторая обернулась, как сказали бы сейчас, фейлом: ученый-одиночка по сути открыл то, что. уже открыли за 25 лет до него.
Так, известный зоолог и антрополог Анатолий Богданов назвал работы Циолковского «сумасшествием», а физиолог Иван Сеченов признал талант Константина Эдуардовича. Впрочем, сам Циолковский из интереса к своей собственной персоне никакой пользы извлечь не пытался — даже не ответил на письмо из Русского физико-химического сообщества, члены которого проголосовали за принятие ученого в свои ряды. Сам он позже объяснял это собственной «наивной дикостью».
Аэродинамика и ракеты
Полетами Циолковский начал интересоваться с 1891 года. В это время он вплотную занимается проектированием аэростатов и самолетов.
К сожалению, эти работы на пару десятилетий опередили свое время — финансирования на реализацию своих проектов Циолковский выбить не смог. Все, что удалось, — получить от российской Академии Наук субсидию на создание аэродинамической трубы, первой в России.
Но к этому времени мысли Константина Эдуардовича уже были устремлены выше, в космос. Конечно, сегодня смешно читать его рассуждения о полетах из Москвы на Луну, а из Калуги — к Марсу, но именно Циолковский пытался проложить дорогу к практической реализации идей, высказанных еще в романах Жюля Верна. При этом летательные аппараты как таковые для Циолковского были вторичны — его занимала возможность оказаться в бескрайнем космосе, вне пределов «земной колыбели».
В 1903 году вышла работа под названием «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой ученый утверждал: «Небесный корабль должен быть подобен ракете». Отталкиваясь от работ Николая Кибальчича и Александра Федорова, Циолковский точно предсказывает облик ракеты будущего: продолговатый металлический корпус, жидкостный реактивный двигатель, газовые рули для маневрирования. Во второй части работы, которая вышла восемью годами позже, ученый вычислил скорость и время, необходимые для преодоления ракетой земного тяготения.
Идея полета в космос на ракете — одна из самых известных наработок Циолковского, опередивших свое время. Другие придумки ученого сегодня вызывают скорее улыбку, нежели восхищение умом, который их родил. Например, работая над вопросом количества топлива, необходимого для полета, Циолковский выдвинул прекрасную в своей наивности идею. Предположим, с Земли стартует некое четное число ракет: после того, как топливо в них выработалось наполовину, эти ракеты попарно стыкуются, и топливо из одной перекачивается в другую. Опустошенный аппарат вместе с пилотом падает на планету, а остальные ракеты повторяют такой же трюк, пока не останется один единственный аппарат, вышедший на орбиту.
Другая безумная идея — космический лифт. Суть этого изобретения в теории очень проста: между определенной точкой на Земле и каким-то противовесом в космосе (допустим, астероидом) натягивается трос, по которому в космос поднимается груз. Стоит сказать, что эта концепция, больше похожая на римейк сказки про Джека и бобовый стебель, увлекала не только Циолковского: ее пропагандировал Артур Кларк.
Преемники и наследие
Увы, в царской России, да и в первые годы существования СССР проекты Циолковского никакого шанса на развитие не имели. В религиозно настроенном государстве даже первый проект московского метрополитена «зарубили» — негоже человеку спускаться под землю, ближе к царству дьявола. Что уж говорить о полетах в космос — ничего, кроме удара о небесную твердь, ракетам ожидать не приходилось.
В первые годы существования советского государства тоже было не до космоса. Сперва гражданская война, затем подготовка к установлению коммунизма на всей Земле, а уж потом космос. Но преемственность идей Циолковского все же была: его первым и главным учеником можно назвать Фридриха Цандера, рижского немца, который еще школьником, прочел ту самую работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Это заложило в мозг Цандера программу на всю оставшуюся жизнь, а фраза «Вперед, на Марс» стала его личным мотто.
Уже в 1908 году Цандер опубликовал свою первую статью на тему дальнего космического полета. В ней он кроме прочего он впервые подробно рассмотрел проблему продовольственного обеспечения космонавтов и предложил концепцию космических оранжерей. Позже Фридрих сконцентрировался на менее масштабных, но более полезных вещах, став в итоге одним из создателей первой советской ракеты на жидком топливе ГИРД-Х.
Циолковский как писатель-фантаст малоизвестен, однако его работы были одним из источников вдохновения Александра Беляева, одного из столпов русскоязычной фантастики. Это можно понять по роману «Звезда КЭЦ», где в названии были зашифрованы инициалы ученого, а в сюжете были использованы многие наработки К. Э. Не стоит забывать и о вкладе Циолковского в кинематограф — ученый был консультантом на съемках фильмов «Аэлита» и «Космический рейс».
При всей своей бурной активности, «отец русской космонавтики» ничего конкретного или впоследствии развитого учениками не породил. Все его идеи так и остались на бумаге, а многие другие пионеры космонавтики (например, немец Оберт и американец Годдард) свои проекты разрабатывали независимо от работ К. Э. Даже история о том, что Циолковский встречался с Королевым и был его учителем не более чем апокрифическая легенда: в реальности они никогда не встречались.
Влияние Циолковского было скорее идеологическим: гений-самоучка, не признанный при царизме, нелюдимый подвижник, тративший родительские деньги на серу и цинк для опытов, он был весьма полезен новой власти молодой Страны Советов. Наверное, без Циолковского полеты в космос не были бы овеяны таким романтическим ореолом.
Немаловажную роль сыграла и романтическая направленность философии ученого. Государству, в котором не всем хватало нормальной еды и жилья, необходимы были заоблачные цели, в которые можно было верить и к которым можно было стремится. Идеи Циолковского с его верой во множество обитаемых миров и нескончаемым космическим оптимизмом подходили для этого как нельзя лучше.
Константин Эдуардович Циолковский – ученый-самоучка, основоположник космонавтики
Ровно 80 лет назад ушел из жизни великий ученый Константин Эдуардович Циолковский – первопроходец в области изучения космоса. Он родился 5 сентября 1857 года в селе Ижевское, расположенном на территории Рязанской губернии, умер 19 сентября 1935 года в Калуге. Уникальная историческая личность – русский и советский ученый-самоучка, изобретатель и школьный учитель. Он являлся основоположником теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для осуществления полетов в космос, пришел к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» – прототипов многоступенчатых ракет. Циолковский верил в возможность основания человеческих поселений в космосе.
Отец Константина Циолковского, служил в лесном хозяйстве (был лесничим), а мать, Мария Юмашева, родом была из мелкопоместных дворян, и в соответствии с обычаями тех лет, вела домашнее хозяйство. В детстве в возрасте 10 лет будущий знаменитый ученый заболел скарлатиной и в результате осложнений болезни практически потерял слух. Он простудился и заболел, катаясь зимой на санках. Наступило то, что Циолковский в будущем называл «самым грустным и темным временем моей жизни». Тугоухость мальчика лишила ребенка большого числа детских забав и впечатлений, которые были доступны его сверстникам. Однако компенсацией стала тяга к творчеству, изобретательству, мастерству. Уже тогда Константин начинает самостоятельно мастерить часы, игрушки, куклы. Позднее уже в 14 лет будущий ученый самостоятельно изготовил токарный станок, а в 15 лет собственноручно изготовил воздушный шар.
В начале 1868 года семья Циолковских переехала из села Ижевское возле Рязани в город Вятку (Киров). Здесь Константин Циолковский начинает свое обучение в мужской Вятской гимназии. При этом учиться ему было достаточно трудно из-за проблем со слухом. Удивительно, но проблемы со слухом в будущем не помешали ему хорошо понимать музыку. Он даже написал работу «Происхождение музыки и ее сущность», а в семье Циолковского были фортепиано и фисгармония. В 1873 году Циолковский вынужден был прекратить обучение в гимназии из-за отчисления. При этом отсутствие законченного школьного образования не помешало ему всю жизнь посвятить занятиям точными науками. После Вятской гимназии Константин Циолковский больше нигде и никогда не учился, предпочитая заниматься самообразованием, в чем серьезно преуспел.
В возрасте 16 лет юноша отправился покорять Москву, где провел несколько лет, положив их на алтарь механики и естественных наук. На самом деле отец послал сына поступать в Высшее техническое училище (сегодня МГТУ имени Баумана), снабдив его сопроводительным письмом к своему знакомому с просьбой о помощи устроиться в столице. Однако Константин Циолковский потерял письмо, помня только адрес: Немецкая улица (сегодня улица Баумана). Добравшись до этой улицы, он снял комнату в квартире прачки.
По неизвестным сегодня причинам, Циолковский так и не поступил в училище, однако остался в Москве, где продолжил свое самообразование. При этом жил будущий великий ученый очень скромно, буквально на черном хлебе и воде. Отец присылал ему в Москву по 10-15 рублей каждый месяц. Из этих денег на еду Константин тратил самую малость. Позднее он вспоминал, что раз в три дня отправлялся в булочную, где приобретал хлеба на 9 копеек. Таким образом, в месяц он проживал на 90 копеек. Чтобы экономить деньги, по столице Циолковский передвигался лишь пешком. Все свободные денежные средства он предпочитал тратить на покупку книг, химических препаратов для опытов и приборов. Каждый день с 10 часов утра до 15 часов дня его можно было встретить в Чертковской публичной библиотеке – единственной бесплатной библиотеки российской столицы тех лет.
За три года в библиотеке Циолковский самостоятельно освоил всю гимназическую программу и большую часть университетской. Так в первый год своей жизни в Москве он изучил физику и начала математики. А затем постиг высшую алгебру, дифференциальное и интегральное исчисление, сферическую и аналитическую геометрию, астрономию, химию и механику и все это самостоятельно. Не забывал он и о более простом материале, читая также публицистику и беллетристику. Активно занимался изучением журналов, в которых публиковались публицистические и научные статьи. Увлеченно читал произведения Шекспира, Тургенева, Льва Толстого.
Однако учеба, питание и съем жилья в столице в определенный момент стали для молодого человека неподъемными в денежном отношении. Его отец плохо себя чувствовал, собирался выйти на пенсию и не мог больше высылать ему денег. Поэтому Константин Циолковский возвращается к отцу в Вятку. Вернулся домой он ослабшим, похудевшим и с испорченным от чрезмерного увлечения чтением зрением. После этого Циолковский начал носить очки. Полученный им багаж знаний позволил ему заняться частной преподавательской деятельностью, он давал уроки физики и математики. Недостатка в учениках у него никогда не было. В своей преподавательской работе он делал упор на наглядную демонстрацию: проводил многочисленные опыты на физике и делал из бумаги модели многогранников на геометрии, что нравилось и хорошо воспринималось его учениками.
В 1878 году семья Циолковских вернулась в Рязань, где осенью 1879 года Константин успешно сдает экзамен на уездного учителя математики в Первой Губернской гимназии. Как «самоучке» ему пришлось сдать «полный» экзамен – не только сам предмет, но также грамматику, богослужение, катехизис и прочие обязательные дисциплины. Данные предметы Циолковского до этого не интересовали, но он успел за короткое время подготовиться и сдать их. В 1880 году он покинул Рязань, получив направление учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии. Город Боровск находился на удалении 100 километров от Москвы.
Именно, работая в Боровске, он начинает свою научную деятельность. В этом городе он жил и преподавал 12 лет, завел семью, приобрел друзей, написал и опубликовал свои первые научные работы. Тогда же начались его контакты с российским научным сообществом. Началось все с казуса. Циолковский самостоятельно разработал основы кинетической теории газов и отправил результаты в Русское физико-химическое общество. Ответ от Менделеева его сильно расстроил, известный русский ученый в своем письме отметил, что кинетическая теория газов была открыта 25 лет назад. Однако расчеты проделанные Циолковским были оценены по достоинству. Причиной неосведомленности Константина Циолковского было то, что он был самоучкой, изолированным от научного общества и современной научной литературы. При этом первая неудача не остановила его, и он продолжил занятия исследованиями. В период жизни в Боровске он был принят в Русское физико-химическое общество, а его работа «Механика живого организма» получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова.
Здесь же в Боровске, начиная с 1884 года, он начинает заниматься научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), поезда на воздушной подушке, обтекаемого аэроплана, ракеты для межпланетных путешествий. Занимался он и литературой. Именно в Боровске в 1887 году Циолковский написал свое первое научно-фантастическое произведение – небольшую повесть «На Луне». Живя в Боровске, он полюбил кататься на коньках и лыжах. При этом пытливый ум изобретателя и тут нашел себе применение. Он придумал ездить по замерзшей реке при помощи зонта-«паруса», вскоре по тому же принципу он создал сани с парусом. Позднее в своей автобиографии он писал: «По реке ездили крестьяне, лошади пугались мчащегося паруса, проезжие ругались матерным гласом, однако по своей глухоте я долго об этом не догадывался».
В 1892 году Константин Циолковский перебрался в Калугу, где снова начинает работу учителем физики и математики, занимаясь при этом астронавтикой и аэронавтикой. Именно в Калуге он обращается к мало изученной на тот момент теме – создания летательных аппаратов тяжелее воздуха. Здесь же в Калуге он создал тоннель, в котором проверял аэродинамику летательных аппаратов. По сути, речь идет о первой в нашей стране аэродинамической трубе. На проведенные данных работ Константин Эдуардович просил денег у Физико-химического общества, однако общество не прислало на эксперименты ни копейки. В итоге ученому-самоучке пришлось тратить на исследования собственные накопления. На собственные средства он создал, а затем тщательно протестировал примерно 100 разных моделей летательных аппаратов. Вскоре известия о проведении данных опытов все-таки заставили Физико-химическое общество выделить исследователю 470 рублей, которые тот направил на создание усовершенствованной аэродинамической трубы. А с 1896 года Циолковский начинает систематически заниматься теорией движения реактивных аппаратов, предложив несколько схем ракет дальнего действия и ракет, предназначенных для совершения межпланетных путешествий.
Циолковский продолжал много и плодотворно работать над созданием теории полета реактивных самолетов, изобретает собственный газотурбинный двигатель, первым предлагает идею «выдвигающегося внизу корпуса» шасси. Непреодолимо манил его и космос, он много писал на этот счет научных, публицистических и художественных материалов. Одной из его фундаментальных работ является «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя».
XX век принес ученому множество бед. В 1902 году совершил самоубийство его младший сын Игнат (всего у него было четверо детей: дочь и три сына). А через 5 лет река Ока вышла из берегов и затопила его дом, уничтожив и находившиеся в единственном экземпляре расчеты и уникальные машины ученого. Любопытно, но стихия мешала его работе уже второй раз. В 1897 году пожар уничтожил дом ученого, в пожаре также погибли многие его модели, чертежи, рукописи, библиотека, все имущество семьи, за исключением единственной швейной машинки, которую успели выкинуть в окно. Свои мысли и переживания на этот счет Константин Эдуардович выразил в рукописи «Молитва».
Вообще первые годы XX века оказались для него самыми тяжелыми. Уже после прихода к власти большевиков, 5 июня 1919 года Совет Русского общества любителей мироведения принял его в свои ряды, назначив, как члену научного общества пенсию. По сути, это спасло ученого от голодной смерти в годы разрухи и гражданской войны, так как 30 июня 1919 года Социалистическая академия наук не избрала его в свои ряды, практически оставив без средств к существованию. А в 1923 году свел счеты с жизнью второй его сын – Александр.
При этом 17 ноября 1919 года Циолковский был арестован, после обыска в его доме его отвезли на Лубянку, где допрашивали несколько недель. По счастливой случайности за него заступился кто-то из политического руководства страны и ученого освободили. Лишь в 1921 году все исследования Циолковского в области космоса получили признание, а от новых властей он получил пожизненное денежное содержание.
Константин Эдуардович Циолковский ушел из жизни 19 сентября 1935 года. За свою жизнь он создал более 400 работ по теории ракетостроения. На следующий же день после его смерти было опубликовано постановление Советского правительства о мероприятиях, направленных на увековечение памяти великого русского ученого и о передаче его научных трудов Главному управлению гражданского Воздушного Флота. В будущем решением правительства его работы были переданы Академии Наук СССР, где была создана специальная комиссия по разработке трудов Константина Циолковского. Комиссия распределила научные труды, написанные ученым по различным разделам. Первый том включал в себя все работы Циолковского по вопросам аэродинамики; второй том – его научные труды по реактивным летательным аппаратам; третий том – работы по цельнометаллическим дирижаблям, а также по увеличению энергии тепловых двигателей и различным вопросам прикладной механики, по вопросам использования приливов и волн, обводнения пустынь и охлаждения в них жилищ человека и различные изобретения; в четвертый том вошли сочинения Константина Циолковского по астрономии, биологии, геофизике, строению вещества и иным проблемам; наконец, пятый том составили биографические материалы и переписка ученого.
Главные достижения Константина Эдуардовича Циолковского:
— Трудился над обоснованием возможности совершения космических путешествий;
— Создал первую в России аэродинамическую лабораторию и аэродинамическую трубу. Создал методику исследования аэродинамических свойств летательных аппаратов;
— Создал модель цельнометаллического дирижабля, спроектировал управляемый аэростат;
— Изложил строгую теорию реактивного движения, доказал необходимость применения ракет для совершения космических путешествий;
— Предложил старт ракеты с наклонной направляющей, данный принцип был реализован в системах залпового огня;
— Создал собственную схему газотурбинного двигателя.
По материалам из открытых источников