цифровой профиль учащегося что это
Власти хотят заводить электронное досье на россиян с детского сада. Пока это эксперимент
Минпросвещения хочет внедрить в России цифровые профили для школьников и студентов. Их будут создавать при подаче родителями заявления на зачисление ребенка в детский сад или первый класс. В них будет храниться вся информация об учениках, включая их достижения в процессе получения образования, вплоть до выпуска из университета.
Школьников «оцифруют»
В России пройдет эксперимент по присвоению каждому школьнику и студенту своего цифрового профиля. Как стало известно CNews, инициатива принадлежит Минпросвещения.
Профиль, который министерство называет «цифровым профилем обучающегося» (ЦФО), планируется сделать обязательным для всех учеников. Минпросвещения подготовило концепцию проекта ЦФО (есть в распоряжении CNews), в котором сказано, что профиль будет присваиваться детям при зачислении в детский сад или первый класс.
Согласно тексту документа, предложения по внедрению в России ЦФО были подготовлены по поручению вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Он дал его 17 марта 2021 г.
Концепцию проекта Минпросвещения подготовило в апреле 2021 г. и направило в Минцифры ее дальнейшей проработки. Представители Минцифры подтвердили CNews, что министерство ведет работу над концепцией ЦФО совместно с Минпросвещения.
Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на неназванный источник, знакомый с деталями проекта, ЦФО станет частью эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды. Он проводится до 31 декабря 2022 г. в рамках постановления Правительства России от 7 декабря 2020 г. По информации издания, о необходимости внедрения в России ЦФО еще в декабре 2020 г. высказывалась замминистра науки и высшего образования Елена Дружинина.
Что такое «цифровой профиль обучающегося»
Согласно тексту концепции проекта Минпросвещения, ЦФО представляет собой «единый элемент идентификации» ученика, на всех уровнях образования. В его составе должна быть в первую очередь «реестровая запись актуальных и проверенных сведений о гражданине, позволяющих идентифицировать его по минимально доступным и необходимым данным в рамках образовательного процесса».
Под «уровнями» авторы проекта подразумевают дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, среднее профессиональное, дополнительное, дополнительное профессиональное и высшее образование. Из этого можно сделать вывод, что ЦФО будет присваиваться как учащимся общеобразовательных школ, так и студентам вузов.
Помимо этого, в составе профиля должна быть «распределенная структура данных, включая ссылки на данные, которые хранятся в соответствующих реестрах органов исполнительной власти», а также «механизм и процедуры управления выданными гражданином цифровыми согласиями на обработку его персональных данных, полученных из цифрового профиля, с помощью сервиса по управлению согласиями».
Авторы проекта также планируют избежать накапливания больших массивов данных об учениках в различных государственных информационных системах. В качестве примера они привели Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), Национальную систему управления данными (НСУД), Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), а также федеральные и региональные информационные системы в сфере образования.
Для этого авторы предложили создать единый распределенный реестр. В нем будут использоваться обезличенные идентификаторы цифрового профиля.
У учеников будет «цифровое портфолио»
В дополнение к ЦФО на каждого российского школьника в рамках эксперимента будет заведено еще и «цифровое портфолио». Это своего рода база данных со всеми достижениями учеников «в процессе освоения различных образовательных программ для каждого уровня образования».
В портфолио также может вноситься дополнительная информация об учениках, с образовательным процессом никак не связанная. Как сказано в тексте концепции проекта, это нужно «для удобства просмотра гражданином, учителем или образовательной организацией, в том числе для создания цифрового паспорта компетенций обучающегося». Какими именно не относящимися к получению образования сведениями об ученике или студенте можно будет дополнять его портфолио, на момент публикации материала известно не было.
Особый интернет для школьников
Минпросвещения работает над несколькими инициативами по «цифровой» модернизации процесса обучения российских школьников. В частности, глава ведомства Сергей Кравцов еще в начале июня 2021 г. сообщал о ведущейся работе по созданию так называемого «белого» интернета для школьников.
«Сегодня создается так называемый белый интернет для школьников, где есть социальные сети, есть мессенджеры, есть все те инструменты, которые сегодня школьники используют, но там проверенное содержание и те ценности, о которых мы сегодня говорим», – сказал министр.
CNews писал, что «белый» интернет будет пускать школьников только разрешенные в России сайты. Со слов Кравцова, в этой Сети у детей будет возможность в режиме онлайн смотреть фильмы и театральные постановки, а также посещать различные музеи. Кто будет сортировать контент, доступный для детей (те же фильмы), министр уточнять не стал.
Дети в интернете
Ответ на последний вопрос дал директор департамента цифровой трансформации и больших данных минпросвещения Павел Кузьмин: однозначно, нет.
Что будет в профиле? Это тоже определит семья.
По словам Кузьмина, речь идет «о сервисе оцифровки» тех результатов, которые уже есть и будут у школьников. Это было бы удобно, особенно при переходе из школы в школу, при переезде, при поступлении в вуз, наконец. В вузе хорошее портфолио и вовсе может «подарить» дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении.
Так называемая копилка достижений школьников в цифровом виде может облегчить и автоматизировать многие процессы в сфере образования, уверены в минпросвещения. Подобные сервисы существуют давно, востребованы родительским сообществом, но они, увы, разрозненны: чтобы собрать все дипломы и сертификаты в один «портфель», придется потрудиться. Цифровой профиль предоставит возможность свести все в единую картину успехов ребенка.
Владимир Шулов, эксперт некоммерческой организации «Обрсоюз»:
— Споры вокруг цифрового портфолио идут давно. Многие родители высказывают опасения по поводу потенциальной возможности несанкционированного доступа к персональным данным. Но очевидно: новые технологии позволяют учесть все достижения ребенка и по достоинству оценить результаты учебы и внеучебной деятельности. А в будущем потенциальное цифровое портфолио может стать альтернативой выпускным экзаменам.
Екатерина Паромченко, мама шестиклассника:
Власти предложили создать цифровой профиль для школьников
Минпросвещения предложило создать «цифровой профиль обучающегося». Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на концепцию ведомства, которая в апреле была направлена в Минцифры.
В Минцифры подтвердили, что вместе с Минпросвещения работают над документом, в Минпросвещения на запрос издания не ответили.
Как следует из концепции, цифровой профиль будет обязательным, а регистрировать его планируют при первом обращении за образовательной услугой — при приеме в детский сад или первый класс школы, пишет издание. В нем будут содержаться все достижения учащихся и данные, «необходимые для идентификации в рамках образовательного процесса». Система будет использовать информацию из реестров органов исполнительной власти и государственных информационных систем, запросы в них будут совершаться с использованием обезличенных идентификаторов.
В документе говорится, что предложения Минпросвещения составлены по поручению профильного вице-премьера Дмитрия Чернышенко от 17 марта. Источник «Коммерсанта», знакомый с деталями проекта, сообщил, что профили испытают в рамках эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды, который проходит до конца 2022 года.
О необходимости создания цифрового профиля, но для студентов, в декабре говорила замглавы Минобрнауки Елена Дружинина.
Управляющий директор Accenture Technology в России Мария Григорьева считает, что создание цифровых профилей для учащихся «избавит от подтасовок». Преподаватель Moscow Digital School Олег Блинов указал, что система будет содержать «фантастическое количество данных» о детях, и предупредил о последствиях в случае утечки. По словам гендиректора Института исследований интернета Карена Казаряна, инициатива практически копирует текущую концепцию цифрового профиля гражданина, он допустил, что стоимость проекта может достигать миллиарда рублей.
8 июня глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил ТАСС, что ведомство намерено создать ресурс «Мои успехи», где будут собраны достижения школьника. По словам Мурзаева, предполагается, что ресурс сформирует цифровой портрет ученика, который при зачислении наравне с результатами ЕГЭ и олимпиад смогут учитывать вузы. Сейчас идея обсуждается с Минпросвещения, добавил он.
Законопроект, который вводит понятие единого цифрового профиля граждан, был внесен в Госдуму в июле 2019 года группой депутатов. Он определяет такие понятия, как дистанционная идентификация и аутентификация, а также вводит правовой институт цифрового профиля, где будут собраны личные сведения россиян. В комитете по государственному строительству и законодательству выражали опасение, что инициатива приведет к росту числа утечек.
Эксперт разъяснил задачу цифрового профиля школьника
Преподаватель Moscow Digital School Олег Блинов рассказал «Известиям», как будет работать цифровой профиль школьника в России.
Ранее в этот день «Коммерсантъ» сообщил, что до конца 2022 года в России пройдет эксперимент по внедрению цифрового профиля учащихся. Концепцию проекта подготовило Минпросвещения, а согласовать ее должно Минцифры. Предлагается сделать цифровой профиль обязательным и регистрировать его при зачислении в детский сад или первый класс. Достижения учащихся планируют фиксировать в цифровом портфолио.
«Профиль школьника может использоваться для оценки успеваемости на любом этапе. Если родители переводят ученика в другую школу, директор сможет оценить успеваемость и поведение по цифровому профилю. ВУЗ сможет учитывать оценки и посещаемость для выбора лучших студентов. Работодатель при отборе молодых профессионалов сможет ориентироваться не только на резюме и собеседование», — рассказал Олег Блинов.
В то же время начинать собирать данные с детского сада или первого класса — это чрезмерная мера, считает эксперт. По его словам, дети не отдают себе отчета, что все их действия будут записываться и повлияют на дальнейшую жизнь.
Также беспокойство специалисту внушает тот факт, что от ведения профиля нельзя отказаться.
В октябре 2020 года мониторинг Общероссийского народного фронта (ОНФ) показал, что лишь 26% школ в стране имеют высокоскоростной доступ в интернет — 100 Мбит/с. В основном проблемы с доступом появляются из-за устаревших или некачественных роутеров, а также слаботочных сетей.
С 10 декабря 2020 года по 31 декабря 2022 года в школах России проходит эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды. В Минпросвещения поясняли, что главная цель проекта — создать равные условия для получения качественного образования на всей территории страны.
Эксперимент предполагает оснащение школ нужной инфраструктурой, предоставление им доступа к высокоскоростному интернету, разработку образовательного контента.
Цифровой профиль школьника: досье на всю жизнь
В России интеграция компьютерных технологий в обучение широко реализуется на самом высоком государственном уровне. В декабре 2020 года в ходе осуществления федерального проекта по внедрению в стране электронной образовательной среды правительством было принято постановление о начале эксперимента по созданию цифровых профилей обучающихся. Нововведение вызвало неоднозначную реакцию в российском обществе. Одни смотрят на него с оптимизмом, другие критически воспринимают подобные инновации.
Художник: Юрий Аратовский
Что такое цифровой профиль обучающегося?
В рамках государственной информационной системы «Моя школа» начнет функционировать сервис, позволяющий создавать и пополнять базу данных о каждом гражданине России на всех ступенях получения им образования, начиная от детского сада и заканчивая вузом.
В федеральную базу данных будет заноситься вся информация об успеваемости, участии в конкурсах, олимпиадах, конференциях, кружковой активности, а также замечаниях преподавателей. Сведения могут дополняться на основании данных из актуальных реестров федеральных и местных органов исполнительной власти и других государственных информационных систем.
Эффективность сервиса будет определена в ходе общероссийского эксперимента, который планируется запустить в государственных учебных заведениях с начала 2021–2022 учебного года.
«С одной стороны, бумажные носители недолговечны. С появлением цифровых профилей все достижения школьников — грамоты, дипломы об участии в конкурсах и олимпиадах, благодарственные письма за волонтерскую деятельность — будут упорядочены, не затеряются на полках, не испортятся со временем. К ним всегда можно будет получить доступ. Это удобно, например, при переводе ученика из одной школы в другую — наличие необходимых сведений в общей базе данных позволит избежать длительного сбора документов. А при поступлении в университет абитуриенту не придется приносить с собой внушительную папку, делать копии аттестатов — информация о нем будет передана сразу в высшее учебное заведение, и это облегчит процесс для обеих сторон», — рассказывает Наталья Валентиновна Локалова, директор городской основной и старшей Ломоносовской школы.
Как будет проходить эксперимент?
Концепция цифровых профилей обучающихся была разработана в Министерстве просвещения Российской Федерации по поручению вице-премьера Дмитрия Чернышенко. В апреле 2021 года проект поступил на согласование в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Эксперимент будет проводиться в учебных заведениях страны всех уровней. Его завершение запланировано на конец 2022 года.
Создание персонального цифрового профиля будет в обязательном порядке осуществляться уже на начальных этапах обучения — при поступлении в первый класс школы или в детский сад, то есть при первом обращении гражданина за оказанием образовательной услуги.
В соответствии с проектом Министерства просвещения Российской Федерации, он должен представлять собой единый элемент идентификации ученика, благодаря которому из соответствующей реестровой записи можно будет получить информацию по всем актуальным и проверенным данным, касающимся образовательного процесса.
Благодаря тому, что цифровой профиль предоставит возможность сохранения детальной информацию об учащемся: текущих оценках, способности к обучению, индивидуальных особенностях, интересах и предметных предпочтениях, посещении кружков на протяжении всей его жизни, — станет невозможным «начать образование с нуля», поменяв место учебы.
Неоспоримым достоинством создания единого реестра цифровых профилей обучающихся является возможность избежать накопления и дублирования гигантских массивов данных в различных государственных системах.
Эксперимент предусматривает создание особой инфраструктуры. Важным ее элементом будет, по словам министра просвещения Сергея Кравцова, «белый» интернет для школьников. В нем можно будет использовать альтернативные контролируемые государством варианты всех необходимых инструментов, начиная от мессенджеров и социальных сетей и заканчивая поисковыми системами.
«Цифровые портфолио — новый тренд тотальной оцифровки нашей жизни. Они включают лишь малую долю тех данных, которые собирают о нас государственные сервисы и корпорации. Конечно, возможна утечка. Но если кража информации о штрафах ГИБДД, поездках или полетах может подпортить жизнь гражданину из-за мошенников, то утечки данных из цифровых портфолио стоит бояться в последнюю очередь: история в браузере, лайки в соцсетях или данные об онлайн-покупках скажут о вас куда больше, чем отметки по географии. Полностью отказаться от формирования цифровой биографии, пока вы пользуетесь услугами школы, технически тяжело», — убежден Антон Сажин, основатель образовательной онлайн-платформы CoreApp, выпускник «Рыбаков Фонда».
Цифровое портфолио
Эксперимент предполагает создание дополнительных баз данных в федеральных реестрах. В одной из них будут храниться электронные портфолио обучающихся, в которых будут помещаться сведения об успехах учащегося при освоении учебных программ различных уровней образования.
В настоящее время и в российских, и в зарубежных учебных заведениях широко используются виртуальные средства связи с родителями, прежде всего виртуальные дневники. Они позволяют оперативно в режиме онлайн получать информацию об успеваемости ребенка и при необходимости вносить коррективы в процесс его воспитания и обучения.
Сюда сможет вноситься дополнительная информация, никак не связанная с учебным процессом. Предполагается, что цифровые портфолио будут содержать в первую очередь сведения об успехах человека, полученных в сферах образования, спорта и культуры.
«Цифровая биография позволит более объективно оценивать учеников. Плюсы ощутят сильные и мотивированные школьники. Данные об их успехах заинтересуют работодателей и высшие учебные заведения. Это повысит шансы на поступление в ведущие вузы страны. Цифровые истории детей, которые не могут похвастаться выдающимися результатами, могут стать аналогом “плохих кредитных историй”. У школьников не будет шансов на ошибку, а это опасно: мы все (тем более дети) учимся на ошибках. Нельзя запрещать выходить за рамки, испытывать этот мир на прочность. Инновации рождаются не там, где все действуют строго по правилам, а там, где есть пространство для маневра в обход устоявшихся норм. Поэтому я считаю, что у граждан должно быть право на “цифровое забвение”», — утверждает Антон Сажин (CoreApp).
Согласно концепции Минпросвещения, формирование единой цифровой образовательной базы в России носит обязательный характер. Планируется создание сервиса по получению цифровых согласий граждан на обработку персональных данных, полученных из цифрового профиля. Несмотря на уверения Минпросвещения, что в ходе эксперимента цифровые профили будут заводиться на школьников только с согласия родителей, неизвестно, насколько долго продлится добровольное внесение данных об успеваемости в федеральный реестр. Не исключена возможность, что после окончания экспериментальной фазы создание электронных профилей будет производиться независимо от согласия родителей.
«Если цифровые профили станут применять повсеместно, получится, что они будут формировать некий социальный рейтинг школьников. В конечном счете это приведет к очередной гонке за призрачным результатом, за идеальностью, что только повысит тревожность ребенка, лишит его права ошибаться и учиться на собственных ошибках. Главным смыслом станет безупречная репутация вместо творческого подхода, новых идей и всего остального, что сейчас ценит большинство крупных работодателей и ведущих компаний. Пока проект Минпросвещения носит экспериментальный характер, соответственно, участие в нем добровольное. По последней информации, обязательного перевода данных в цифровой формат для всех школьников не планируется. Заводить на ребенка цифровой профиль или нет — будет зависеть от родителей, которые вправе отказаться. Тем более, по закону о защите персональных данных, у нас нельзя использовать личные сведения о ребенке без согласия родителей», — резюмирует Наталья Валентиновна Локалова, директор городской основной и старшей Ломоносовской школы.
Автор: Кристина Фирсова
Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»