цифровизация что это значит
Что такое цифровизация простыми словами
Цифровизация простым языком – это введение современных высоких технологий во все сферы жизни, бизнеса и государственного управления. Это понятие существует в настоящее время во всех развитых странах, стремящихся улучшить и упростить жизнь своего населения.
Плюсы и минусы цифровизации
Государства стараются внедрить цифровизацию во все направления своей деятельности. Так, например в системе исполнительной власти уже давно используется анализ данных. Яркими примерами, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, является розыск правонарушителей при использовании уличных камер, а также обращения через сайты в сети интернет в различные государственные инстанции.
Огромным плюсом цифровизации сфер жизни является то, что жизнь населения значительно упрощается, отпадает необходимость приезжать лично, чтобы сдать бумаги, уменьшается количество бюрократических сложностей. Практически всё теперь можно сделать через интернет с помощью компьютера и прочих гаджетов.
Но глобальная цифровизация несёт некоторую опасность. Снижается важность и необходимость человеческого участия во многих производственных и жизненных процессах. Это приводит к упразднению некоторых профессий, а как результат, лишает работы людей.
Цифровизация в различных сферах
Глобальная цифровизация – это важная задача, к решению которой идёт цивилизация. В настоящее время внедрение современных технологий уже успешно осуществлено в таких сферах, как:
Цифровизация населения
Бытовая цифровизация населения становится всё более привычной для людей. Это не только сложные и навороченные системы автоматизации дома, но и обычная бытовая техника, которой можно управлять через приложение на телефоне, а также такие приборы, как умные колонки. Домашняя сигнализация с системой наблюдения с помощью датчиков тоже является примером внедрения цифровых технологий.
Цифровизация в образовании
В современном мире образование также подвержено влиянию цифровизации. Например, большое количество уроков и семинаров проводятся онлайн через системы бесплатных видеозвонков. Для школьников уже давно внедрили электронные дневники, которые позволяют родителям контролировать успеваемость своих детей.
Цифровизация в производстве
Внедрение технологий на производстве направлено на сокращение монотонного или тяжёлого физического труда, а также помогает лучше контролировать процессы и обеспечивать безопасность работников организации. Так, например на фабриках и заводах установлены специальные системы видеонаблюдения, которые могут определить нарушение техники безопасности сотрудниками и подать звуковой сигнал, предупреждающий об опасности. Это неоднократно спасало людей от травм и даже смерти. Также цифровые технологии могут выявить бракованные детали на производстве, что снижает количество испорченных товаров и увеличивает прибыть предприятия.
Цифровизация в государственном управлении
Государство внедряет цифровые технологии во все направления своей деятельности. Сейчас можно подать заявления через множество государственных порталов, сайтов, а также по электронной почте. Через интернет можно произвести оплату коммунальных платежей и государственных пошлин. Это сильно упрощает жизнь населения страны.
Кто и когда придумал термин
Такой термин как, цифровизация, появился около пятидесяти лет назад. В 1964 году технологическая компания IBM внедрила на рынок первые модели компьютеров. Именно это стало первым шагом к внедрению высоких технологий в повседневную жизнь людей, а также в производство и прочие сферы человеческой деятельности.
Пять уровней цифровизации бизнеса: как в России стать компанией будущего
Об экспертах: команда консалтинговой фирмы UXSSR.
По итогам первого полугодия 2020 года только 11% российского бизнеса отличается высоким уровнем цифровизации. Общий индекс цифровизации составляет 50 пунктов из 100.
На диаграмме, созданной по результатам опроса KMDA в 2020 году, показаны уровни развития цифровой инфраструктуры компаний в России:
Как видно из этой диаграммы, 83% российских бизнесов находятся на первой-второй стадии цифровизации. Это значит, что у них нет CRM-системы, организованного сбора и анализа данных, возможности анализировать свою аудиторию и ее нужды. А значит, они не могут развиваться настолько быстро, чтобы успевать за меняющимся миром.
Первый уровень цифровизации
Запустить процесс цифровой трансформации сможет объяснение сотрудникам основных принципов цифровизации и мотивация руководителя. Согласно исследованию НАФИ, всего 14% руководителей заинтересованы в цифровизации бизнеса, но они часто ей пренебрегают, думая, что раз их предприятие и так зарабатывает деньги, то менять ничего не надо. Но тем самым они пренебрегают своим будущим успехом и расширением бизнеса. Осознать, что цифровая трансформация необходима — это уже первый шаг.
После этого нужно объяснить команде, зачем нужна цифровизация и как она поможет в работе, в том числе — упростит их деятельность. Чтобы обучить сотрудников и подготовить их к переменам, необходимо повысить «цифровой интеллект» (Digital IQ) компании:
Второй уровень цифровизации
После того, как вы начали уверенно себя чувствовать на первом уровне, пора переходить на второй. С этим вам поможет установка CRM, ERP и правильный сбор и анализ данных.
По данным Росстата, уровень проникновения CRM — системы управления взаимоотношениями с клиентом — в России в 2019 году составлял всего 15,7%. С учетом пандемии и перехода большинства компаний на удаленку этот показатель несомненно продолжит рост. Пока нет четких цифр использования CRM в 2020 и 2021 годах, однако уже известно, что за 2020 год в России было продано лицензий на ₽5 млрд, а объем рынка внедрения составил от ₽10 млрд до ₽20 млрд.
Пока многие финансисты и аналитики говорят о тренде на использование CRM, малый бизнес не спешит внедрять эти системы из-за ряда причин:
Получается замкнутый круг — на втором уровне цифровизации находится малый бизнес, в котором отсутствуют автоматизированные механизмы сбора и анализа данных вроде CRM-систем. Чтобы перейти на следующие уровни и расширяться, им необходимо внедрить эти инструменты. Но из-за указанных причин они отказываются это делать и остаются на низших уровнях цифровизации.
При этом польза от внедрения CRM и ERP-систем намного превышает риски. Эти механизмы помогают компаниям правильно собирать и анализировать данные, то есть изучить своих потребителей и их потребности, а также ключевые показатели своего бизнеса. На основе этих данных они могут расширяться и добавлять новые продукты или услуги в свое предложение.
Третий уровень цифровизации
Чтобы попасть на третий уровень цифровой трансформации, компаниям нужно корректное описание бизнес-процессов и четкая ИТ-стратегия.
Такая стратегия разрабатывается на трех организационных уровнях:
ИТ-стратегия нужна, чтобы не слить бюджет, оцифровывая все процессы без расстановки приоритетов. При ее разработке необходимо выполнить анализ и определить, какие конкурентные преимущества есть на всех уровнях, и какие инструменты подойдут для каждого из них.
Например, отделу маркетинга точно нужна CRM-система. Она поможет выстраивать отношения с клиентами, автоматизировать бизнес-процессы, управлять финансами, отправлять рассылки покупателям и сообщать им о новых предложениях и акциях.
Для финансового департамента CRM может быть не нужна, но им не обойтись без учетной системы и финансовых инструментов, чтобы вести бухгалтерию и планировать бюджет.
Для большинства компаний третий уровень цифровизации даст необходимые преимущества, чтобы успешно вести бизнес. Но чтобы стать цифровым гигантом и перейти на четвертый и пятый уровни, недостаточно лишь подготовить ИТ-стратегию, необходимо заложить в этой стратегии продвинутые инструменты автоматизации: предикативную самокоррекцию и открытые интерфейсы.
Четвертый уровень цифровизации
Именно инструменты предикативной самокоррекции помогут бизнесу перейти на четвертый уровень цифровой трансформации.
Предикативная (она же предсказательная) аналитика — это интеллектуальный анализ данных, который включает статистическое моделирование, изучение исторического опыта и планирование результатов на основе полученных моделей. Сегодня такой аналитикой пользуются передовые компании: крупные ретейлеры, банки.
С помощью предикативной аналитики можно прогнозировать спрос на товары в зависимости от погоды и других факторов, оценивать качество заемщика по тому, как он ведет себя в социальных сетях.
«Внедрение инструментов предикативности позволяет дополнительно увеличить устойчивость и эффективность цифровой инфраструктуры, строить гипотезы и играть на опережение по сравнению с конкурентами. Исходя из аналитического отчета KMDA, посвященного цифровой трансформации, только 3% компаний сейчас используют такие инструменты», — подчеркивают эксперты консалтинговой фирмы UXSSR.
Здесь также важно понимать, что предикативный анализ сейчас стал намного доступнее — не обязательно открывать отдел, который будет заниматься анализом. Уже есть компании, которые на аутсорсинге предлагают готовые шаблоны для настройки самых популярных прогнозов.
Пятый уровень цифровизации
За переход и закрепление на пятом уровне цифровизации отвечает целый комплекс инструментов, которые называются открытой цифровой инфраструктурой. Главное здесь — это использование открытых цифровых интерфейсов (API).
Внедрение API дает возможность бизнесам открывать свои системы сторонним разработчикам. Это увеличивает аудиторию и дает пользователям более бесшовный опыт. Простой пример использования API — это регистрация на сайте с использованием данных вашей страницы в соцсетях.
Технологии API позволяют эффективно решать три задачи любого бизнеса: его развитие, разработку продуктов и сервисов, управление ресурсами и поставками. Именно поэтому можно утверждать, что именно за открытым подходом стоит будущее, и многие крупные компании это понимают.
Подобрать примеры компани для первых четырех уровней несложно, но на пятом уровне цифровизации находится не так много российских бизнесов. Среди них можно выделить X5 Retail Group.
Почему мы считаем, что Х5 находится на пятом уровне цифровизации?
Открытые цифровые интерфейсы. В 2020 году поставщики Х5 получили возможность загружать данные о товарах онлайн по API. Теперь зарегистрированные пользователи площадки смогут установить себе софт одного из контент-провайдеров и передавать через него данные о своих товарах сразу в систему X5.
Прозрачное взаимодействие с поставщиками. Сеть «Перекресток» разработала и внедрила сквозную систему управления жизненным циклом товаров Product Lifecycle Management (PLMX). PLMX позволит сократить срок запуска новых СТМ-товаров (собственной торговой марки. — РБК Тренды) на 38%. С ее помощью можно управлять запуском новых СТМ-товаров в течение всего их жизненного цикла: от момента формирования идеи по товару и проработки его деталей до попадания на полку супермаркета и сбора аналитики по продажам.
Удобное взаимодействие с клиентом. X5 Retail Group запускают новый продукт — подписку на различные сервисы по типу «Сбер Прайм» и «Яндекс Плюс». В рамках сервиса подписки компания планирует сделать персональные скидки в сетях «Пятерочка», «Перекресток», онлайн-сервисе «Перекресток Впрок», доставках «Быстро» и «Около» до 10%. Кроме того, компания хочет привлечь партнеров, например, химчистки, и предоставить скидки на их услуги.
Выводы
Цифровая трансформация уже происходит, хотите вы этого или нет. И именно она определяет будущее вашей компании и ваши взаимоотношения с клиентами.
Но даже цифровым гигантам на пятом уровне нельзя расслабляться, потому что технологии развиваются очень быстро, а с ними растут и потребности клиентов.
Также стоит отметить, что уже довольно скоро появятся шестой и седьмой уровни цифровизации.
Есть и хорошие новости — чтобы внедрить инновации у себя, не обязательно быть цифровым гигантом. Многие функции можно отдать на аутсорсинг. Но для этого важно понимать:
Среди приоритетных направлений цифровизации мы выделяем следующие:
Быть готовым: какие сферы затронет цифровизация
Раньше передовые цифровые технологии прежде всего уходили в военную промышленность, но сейчас они помогают обрабатывать информацию и моделировать опыт в обычной жизни.
Чтобы понять, как развивается цифровизация, мы посмотрели, кто занимается этим в России и как наши примеры соответствуют мировым трендам.
Сначала мы расскажем о самом понятии цифровизации, а потом увидим, как она работает в экономике, бизнесе, медицине, культуре и других сферах.
Что такое цифровизация
Цифровизация – это внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни для повышения её качества и развития экономики. Она помогает выполнять рутинные задачи и принимать решения без участия человека.
Примеры цифровизации: умные дома, роботы на заводах, беспилотные автомобили.
Суть цифровизации в автоматизации процессов – переходе информации в более доступную цифровую среду, где её проще проанализировать, а потом получить точное решение автономно.
Задача цифровизации – сделать процесс «гибким». То есть с помощью анализа данных точно знать, что хочет получить рынок в конкретный момент, и подстроить под это производство или бизнес.
Виды цифровизации
Но не стоит путать «цифровизацию» с «информатизацией» – технологиями, которые помогают нам быстрее обмениваться информацией: мобильная связь, мессенджеры, электронная почта.
Цифровизация экономики
Задачи проекта:
Цели проекта к 2024 году:
Экономистам цифровые технологии откроют те же преимущества, что и специалистам других отраслей. Они снизят расходы, автоматизируют работу и помогут прогнозировать экономические события через ИИ.
Цифровизация производства
В России над цифровизацией промышленности работают эти проекты:
Цифровизация энергетики
Энергетика – одна из самых развитых отраслей России в вопросах цифровизации. В крупнейших компаниях моделируют добычу полезных ископаемых на основе Big Data и автоматизируют центры управления.
У «Татнефти», «Лукойла», «Газпром-Нефти» и «Роснефти» есть проекты «Умная скважина». Это система добычи нефти с датчиками, которые помогают скважине самой подстраиваться под изменяющиеся условия, вести оперативный контроль и снижать расходы на добычу.
Цифровизация сельского хозяйства
Сельскохозяйственная сфера нуждается в IT-системах, которые помогают:
Российские примеры: беспилотный трактор «Роскосмоса», беспилотный комбайн Cognitive Technologies, система уничтожения сорняков дронами, спутниковая геодезическая система для сельхозтехники от «Ростеха».
Цифровизация образования
Цифровизация здравоохранения
Зарубежные примеры цифровой медицины – это IBM Watson и Wolters Kluwer. Первая платформа помогает врачам принимать более точные решения благодаря искусственному интеллекту. Вторая – база лекарств с информацией об их сочетаемости, противопоказаниях.
В России примеров меньше. Медико-хирургический центр им. Пирогова использует комплексную медицинскую информационную систему, а также единую платформу для всех административно-хозяйственных подразделений. К 2024 году заработает система обеспечения льготными лекарствами. Уже работает ЕГИСЗ – единая информационная система с унифицированными электронными медкартами.
Цифровизация бизнеса
Высокая конкуренция в бизнесе делает его одной из наиболее продвинутых по «цифре» сфер. Здесь цифровизируется не столько производство или сбыт, сколько менеджмент. Технологии отслеживают спрос и удовлетворённость клиентов, анализируют и прогнозируют бизнес-показатели, подсказывают, какие изменения нужны корпоративной культуре.
В основном, цифровизация в бизнесе это чат-боты или CRM – системы взаимоотношениями с клиентами и планирования ресурсов. Их разрабатывают IT-компании вроде 1С и Битрикс24.
Цифровизация финансов
Финансовая цифровизация – это безналичные расчёты и блокчейн. Причём блокчейн нужен не только в виде криптовалют, но и в виде защиты денежных операций. Вместе с этим цифровизируется мобильный банкинг, онлайн-шоппинг, удалённая оплата.
Цифровизация труда
Рынок труда уязвим перед цифровыми технологиями, потому что автоматизация вытесняет человека из некоторых профессий.
Цифровизация персонала уберёт потребность в кассирах, машинистах, фасовщиках, почтальонах, вахтёрах. Часть специалистов останется на этих должностях, но работать придётся в новом формате – управлять и настраивать, а не выполнять действия напрямую.
Цифровизация городского хозяйства
В России есть государственная информационная система «Безопасный город». Это комплекс устройств по наблюдению и прогнозированию событий в городе, связанных с транспортом, экологией, преступностью. Здесь данные собираются видеокамерами, а потом обрабатываются искусственным интеллектом.
Система работает совместно с пожарной службой, скорой, полицией, антитеррором, службой газа и системой экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС».
«Безопасный город» уже тестируется в Москве, Санкт-Петербурге, Астраханской области, Таганроге, Татарстане, Новороссийске, Сочи.
Цифровизация в строительстве
В западных странах цифровизация для строительной сферы развивается по концепции BIM – Building Information Modelling (информационное моделирование зданий). Она автоматизирует все процедуры на стройке и позволяет проектировать не только в 3D, но и в 5-7D. Ещё система учитывает время, деньги и трудовые ресурсы. В России разработка такой технологии запланирована на 2024 год.
Цифровизация транспорта
Пока лучшие примеры здесь – это приложения с картами движения общественного транспорта, которые есть в смартфоне у каждого. Самые впечатляющие – беспилотные поезда метро, электрички и такси.
Но влияние цифровизации на отрасль шире. Технологии делают эффективнее парковки, помогают управлять пробками на основе больших данных, следят за соблюдением ПДД, упрощают контроль за крупногабаритными перевозками.
Предполагается, что регионы будут получать данные из городов, а страна из регионов. Это значит, что все варианты развития транспорта можно рассчитать в одном цифровом поле и понять, в каком городе нужна новая инфраструктура, а в каком её, наоборот, не нужно строить.
Цифровизация безопасности
На персональном уровне цифровая безопасность реализуется через «умные дома», которые защищают от пожаров, затоплений, проникновений грабителей.
На общественном уровне основное направление – системы мониторинга порядка (установки камер видеонаблюдения и распознавания лиц). В России над этим работает проект NTECH LAB – их система успешно протестирована на Чемпионате мира по футболу 2018.
Цифровизация культуры
Технологии важны для культуры, досуга и туризма, потому что делают их доступнее. Участники отрасли сами идут им навстречу, поэтому примеров много. Вот наиболее заметные из них:
Цифровизация науки
Вопрос цифровизации науки парадоксален, потому что наука сама источник цифровых технологий. Кроме того, эта отрасль тесно связана с образованием.
Научной систематизации и обмену информацией помогают сервисы ResearchGate и Academia. В России похожее делает «КиберЛенинка», но уступает по масштабам.
Совет по цифровому развитию и IT планирует запуск «Единой цифровой платформы науки». Это будет маркетплейс с большим набором сервисов. Он поможет проводить исследования удалённо и в условиях, когда технической базы в конкретной лаборатории не хватает.
Цифровизация в политике
Как исследовательский инструмент цифровые технологии помогают анализировать и моделировать общественное мнение. А как инструмент воздействия – создавать рекламу и эффективно продвигать её на целевую аудиторию. Возможность моментально получать обратную связь подскажет, что необходимо людям, какие проблемы их волнуют.
Технологии нужны и для выборов, где, кроме подсчёта голосов, можно гарантировать безопасность системы, достоверность результатов, точность идентификации избирателей.
Что такое цифровизация. Объясняем простыми словами
Цифровизация предполагает глобальное переосмысление подхода к бизнесу, повышение эффективности компании за счёт оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, а также организацию согласованной работы IT-систем.
В основе цифровизации лежит аналитика данных. Так называют процесс преобразования первичных данных в полезные знания, которые можно использовать. Например, если подключить все станки завода к системам мониторинга, владелец или директор сможет получить данные о загруженности и производительности оборудования. А на основе этих данных — разработать стратегию развития предприятия.
Пример употребления на «Секрете»
«Сегодня цифровая компонента возникает в любой сфере экономики. В любой отрасли, стремящейся к автоматизации, цифровизации, компьютеризации, всегда найдётся место и айтишнику, и профессиональному пользователю существующих цифровых решений. Это может быть, например, медик, который работает со сложными медицинскими аппаратами либо консультирует людей с помощью телемедицины».
(Генеральный директор Университета 20.35. Олег Подольский — о дефиците кадров в IT.)
Ошибки в употреблении
Эксперты выделяют два понятия, сходных с цифровизацией, но не идентичных ей. Это оцифровка и цифровая трансформация.
Оцифровка — перевод бизнес-процессов в цифровой формат.
Цифровизация — это следующий этап. Оцифрованные данные и процессы используют, чтобы упростить и оптимизировать бизнес-операции.
Цифровая трансформация — ещё более глубокий и масштабный процесс, когда происходит преобразование всей компании при помощи цифровых решений. Цель цифровой трансформации — выход на новые рынки, создание новых каналов продаж и решений, которые генерируют новую чистую выручку и приводят к увеличению стоимости компании.
Также не следует путать цифровизацию с автоматизацией. Процесс цифровизации, как правило, включает в себя автоматизацию производства. Однако цель цифровизации куда масштабнее: это изменение модели работы компании в целом, достижение полной цифровой трансформации.
Разберём на примере обучения в школе или университете. Использование цифровых учебников и видеоуроков — это автоматизация. А вот построение новой образовательной системы, которая даёт ученику возможность самому выбирать темп и программу обучения, — это цифровизация.
Мнение
Цифровизацию экономики тормозят человеческий и технологический факторы, убеждён гендиректор компании «Цифра» Игорь Богачев.
«Цифровизация — это сложный процесс. И главная трудность заключается в том, что айтишники не понимают производство, а производственники не понимают IT, — говорил он в интервью «Секрету фирмы». — Второй вызов: на рынке промышленных систем и машин нет стандартизации. В мире 8000 производителей станков, и у них всё разное: ПО, номенклатура и т. д. Типовых протоколов пока нет (есть на словах, но не в реальности)».