цифровая аудиоплатформа что это
Цифровые аудиоплатформы Biamp
AUDIA FLEX
В системе могут использоваться следующие компоненты:
Каждая Audia Flex может поставляться с любой конфигурацией установленных плат, чем обеспечивается уникальная гибкость в подборе оборудования под конкретную задачу. В общем случае, AudiaFlex позволяет реализовать системы на 22 входа х 2 выхода или на 2 входа х 22 выхода либо любую комбинацию между ними.
Если количества входов на Audia Flex недостаточно, система может быть дополнена модулями расширения, подключаемыми по протоколу Cobranet. Это особенно удобно для разнесенных систем, где необходимо обмениваться большим количеством аудиосигналов на значительных расстояниях. В этом случае вместо дорогих мультикоров для передачи аудио будет использоваться обычная витая пара.
Модули расширения, работающие с Audia Flex могут иметь:
Программная часть Audia FLEX
Программирование системы осуществляется путем её «рисования»: на экране расставляются и соединяются между собой виртуальные блоки входов и выходов, обработки, управления и пр. Затем система компилируется, выявляя возможные ошибки и показывая потребляемую в процентах мощность процессора. Таким образом, еще до приобретения прибора, можно определить все возможности системы в рамках конкретного проекта. Модули расширения не содержат процессоров обработки аудиосигнала. Для этого используются мощности центрального процессора Audia Flex. В связи с этим количество модулей расширения, поддерживаемых одной платформой Flex, определяется в момент программирования системы, т.е. на этапе проектирования.
Программа имеет следующие виртуальные блоки обработки, управления и диагностики:
Каждый блок имеет собственные настройки, которые можно изменять в реальном масштабе времени, оценивая на слух результаты изменений. Записав несколько файлов управления звуком, можно в течение секунд перестроить звуковую систему зала, например, с концертного на конгресс-приложение.
Управление Audia FLEX
Для конференц-залов возможности управления Audia Flex также актуальны. Включение любого микрофона, управление громкостью, приоритетом, а также видеокамерами, дисплеями и другими внешними приборами может осуществляться с помощью сенсорных панелей или обычных регуляторов предустановок.
Аудиоплатформа Nexia
Возможности цифровой аудиоплатформы Nexia несколько скромнее, однако для небольших инсталляций именно Nexia может стать уникальным решением задач, связанных со звуком.
Nexia SP найдет применение в области обработки и маршрутизации звука. Speaker Processor, имеющий 4 линейных входа и 8 независимых выходов, является самым простым и недорогим решением для небольших инсталляций. Он заменит целый рэк обработки, и поможет реализовать достаточно сложные задачи при минимальных вложениях.
При необходимости расширения системы, до 4 платформ Nexia могут объединяться в централизованно управляемую систему. Настроенная с ПК Nexia может работать как в автоматическом режиме, так и под управлением оператора с сенсорной панели (Crestron, AMX, и др) или с удаленных панелей управления.
Эффективность использования цифровых аудиоплатформ Nexia удобно продемонстрировать на следующем примере. Возьмем небольшой конференц-зал на 8 микрофонов и 1 стереоисточник аудиопрограмм (в простейшем случае это может быть компьютер или проигрыватель DVD). Стандартный подход предполагает использование минимального набора: конференц-системы или автоматического микшера, подавителя обратной связи и эквалайзера. При использовании «народного» автоматического микшера Shure SCM810E с «народным» подавителем Sabine FBX2020+ и с «народным» же эквалайзером dbx 2231 цена превысит 3500$. Biamp Nexia СS, имея аппаратный запас по входам и выходам и значительный запас по приборам обработки, занимая лишь 1 высоту рэка, обходится клиенту минимум на 10% дешевле.
Комплект | Biamp Nexia CS | Shure SCM810 (автоматический микшер) + Sabine FBX 2020+ (подавитель обратной связи) + dbx 2231 (эквалайзер) |
Цена | 3300$ | >3500$ |
Входы | 10 | 8+1 |
Выходы | 6 | 2 |
Графический эквалайзер | да | да |
Подавитель обратной связи | да | да |
Параметр. эквалайзер | да | нет |
Линии задержки | да | нет |
Динамическая обработка | компрессор, лимитер, левелер, шумоподавитель | лимитер |
Маршрутизация звука | да | нет |
Удаленное управление | да | нет |
Генераторы сигнала | да | нет |
На сегодняшний день на российском рынке представлено достаточно большое количество приборов, в той или иной степени подходящих под термин аудиоплатформа (матричная коммутация аудио сигнала с серьезной поканальной обработкой и возможностями удаленного управления). Ниже приведена таблица наиболее распространенных моделей.
Сравнительная таблица цифровых аудиоплатформ | |||
Модель | Цена | Входы | Выходы |
Biamp Nexia CS | 3300$ | 10 | 6 |
Biamp Nexia PM | 3300$ | 16 | 6 |
Biamp Nexia SP | 2500$ | 4 | 8 |
BSS Soundweb Lite | 4088$ | 8 | 8 |
dbx 480EU | 2690$ | 4 | 8 |
Shure P4800 | 2250$ | 4 | 8 |
Symetrix Symnet | 4399$ | 8 | 8 |
Allen&Heath Idr8 | 4954$ | 10 | 10 |
Заключение
Применение цифровых аудиоплатформ Biamp удобно не только для пользователя. Их удобно проектировать, потому что никогда не забудешь включить в проект приборы обработки и коммутации. Их удобно монтировать, потому что не надо ничего паять (используются Phoenix-разъемы под винт). Их удобно настраивать, т.к. все интуитивно понятно, а некоторые операции, связанные с настройкой, система делает автоматически. Их удобно эксплуатировать, т.к. настройки все равно не собьешь, а ручек будет ровно столько, сколько нужно. Как следствие стоимость монтажа, наладки и эксплуатации системы снижаются. Поэтому, как и с любой другой хорошей вещью, с цифровыми аудиоплатформами Biamp приятно иметь дело.
Цифровые аудиоплатформы
Цифровые аудиоплатформы (звуковые процессоры, Sound system processor) – электронные устройства, обеспечивающие управление многоканальными звуковыми системами. В многоканальных звуковых системах требуется реализация функций маршрутизации и обработки звуковых сигналов. Все эти функции реализуются в одном цифровом приборе.
Аудиоплатформа, прежде всего, характеризуется количеством входов и выходов. Все функции обработки сигналов организованы в виде блоков обработки (программ обработки цифрового прибора). Один современный цифровой прибор заменяет целый набор аналоговых устройств обработки звука.
Цифровые аудиоплатформы c фиксированной архитектурой.
В случае фиксированной архитектуры отсутствует необходимость в создании внутренней схемы соединений звукового процессора, а это довольно не простая задача для неподготовленного технического специалиста.
На рисунке 1 приведена упрощенная блок-схема цифровой аудиоплатформы с фиксированной архитектурой, имеющего 4 входа и 4 выхода (4х4).
Рис. 1. Упрощенная блок схема цифровой аудиоплатформы.
Все входные каналы идентичны друг другу. На входе каждого канала установлен аналогово-цифровой преобразователь сигнала (АЦП). Далее установлены несколько цифровых блоков обработки звука.
На рисунках 2 и 3 приведены блок-схемы входного и выходного канала цифровых аудиоплатформ Tendzone.
Рис. 2. Блок-схема входного канала аудиоплатформы Tendzone
Все выходные каналы идентичны друг другу. На выходе каждого канала установлен цифро-аналоговый преобразователь сигнала (ЦАП). Перед преобразователем установлены несколько цифровых блоков обработки звука.
Рис. 3. Блок-схема выходного канала аудиоплатформы Tendzone
Матрица коммутации позволяет подать на каждый выход сумму различных входных сигналов. Комбинация сигналов задается переключателями на входе сумматора (микшера) каждого выходного канала.
Как работают цифровые аудиоплатформы
Знаете, когда у вас достаточно разветвленный аудиотракт, завязывать каждый вход и выход на отдельный контроллер и долго, и затратно. Для обработки, эквализации и микширования сигналов проще использовать один мощный прибор. Как многие из вас догадались, речь сегодня пойдет об цифровых аудиопроцессорах, или, как их еще называют, аудиоплатформах.
Семь бед – один ответ
Сразу оговоримся, статья предназначена для специалистов по звуку, инсталляторов широкого профиля и инженеров систем оповещения. Хотя, при изрядной доли въедливости, любой интересующийся закулисной стороной озвучивания больших помещений (вроде торговых центров, фитнес-клубов и конференц-залов) почерпнет для себя кое-что интересное. Начнем с понятийного аппарата. Есть такое определение «цифровая аудиоплатформа», в других источниках она упоминается как «микширующая матрица с DSP-процессором» или «аудиоконтроллер», существует ряд других вариантов.
По сути, речь идет об одних и тех же приборах, прочно вошедших в обиход интеграторов, ознаменовав окончательный переход отрасли с «аналога» на «цифру». Итак, аудиоплатформы – это устройства коммутации, эквализации и микширования сигналов с DSP-процессором для обработки каждого входа и выхода. С их помощью удобно конфигурировать аудиотракт, осуществлять настройки и взаимодействовать с пользовательским интерфейсом для получения качественного естественного звука.
Они находят применение в большинстве коммерческих инсталляций: в корпоративном секторе, системах «умный дом» и «мультирум». Условно их можно разделить на 4 подтипа:
• с поддержкой VoIP (для сетевых переговоров типа ВКС)
• с поддержкой Telco (для телефонных переговоров через АТС или аналоговую телефонную линию связи)
• с поддержкой Dante (для масштабных систем или объединения нескольких офисов в разных регионах)
• без AEC (для систем, не использующих микрофоны – ни для оповещения, ни для конференц-режим
Предустановки или открытая архитектура?
Поправьте нас, если думаете по-другому, но на сегодняшний момент, это, пожалуй, самый эффективный инструмент для коммутации и обработки звука. Безусловно, системы различных производителей имеют свои особенности и ограничения, но в целом картина такова: помимо собственно эквализации, с их помощью удобно конфигурировать аудиотракт, осуществлять настройки и взаимодействовать с пользовательским интерфейсом на базе ПО, причем как на старте работ, так и в процессе управления действующим проектом.
Часть платформ базируется на предустановленной архитектуре, другая – на так называемой открытой, и в этом основополагающее различие между ними. В данной статье мы попытаемся разобраться, какой вариант более удобный с практической точки зрения и почему? Проведя опрос среди инсталляторов, мы пришли к выводу, что непосредственно на объекте специалистов интересуют, прежде всего, скорость разворачивания системы, поддержка популярных Ethernet-протоколов, возможность подавления эха и обратной акустической связи, а также надежность работы с телефонной линией, особенно если большую часть времени платформа будет обслуживать проведение переговоров и конференций.
В правом углу ринга.
Досконально разобраться в теме нам помогут следующие аудиоплатформы, распространенные в том числе в нашей стране:
— ClearOne Converge Pro
— Symetrix Solus/Radius
— AtlasIED BlueBridge
— Biamp Nexia/Audia FLEX
Обратите внимание, в начале списка оказались системы ClearOne. На российском рынке они появились относительно недавно, но уже проявили себя в целом ряде серьезных проектов, поэтому будут участвовать в обзоре наравне со своими более именитыми «собратьями». К тому же именно платформы Converge – единственные из всей «четверки» располагают преднастройками, а не голой открытой архитектурой. Это означает, что при возникновении нештатной ситуации разобраться с ней сможет любой сисадмин или инженер-эксплуатационник, внеся необходимые изменения для возобновления мероприятия. И не придется каждый раз тратить время на установку необходимых значений фильтров, задержек и подавления акустического эха на всех входах и выходах, привлекать высококвалифицированных программистов или приглашать звуковика для отладки аудиотракта.
Точные настройки, сделанные вручную
Свои плюсы есть и в использовании открытой архитектуры. С ее помощью можно самостоятельно назначать новые связи между входами и выходами, микрофонами и громкоговорителями, виртуальными блоками управления и обработки сигнала, настраивая систему под особенности помещения. Однако для того, чтобы грамотно настроить аудиотракт потребуется пройти обучение или пригласить звукорежиссера, который точно знает, в какой последовательности должны располагаться блоки и какие настройки в них следует применить.
У систем Symetrix, AtlasIED и Biamp необходимые параметры для каждой зоны задаются вручную. Уровень усиления, шумо- и эхоподавления, динамическая обработка звука, алгоритмы приоритета подачи сигналов, ограничения по громкости и потребляемой процессором мощности – все эти области нуждаются в настройке перед запуском системы. Таким образом, аудиоплатформы попеременно выполняют роль усилителя, компрессора, подавителя обратной акустической связи и лимитера. Финальными штрихами выстраиваются линии задержки, в зависимости от удаленности колонок от источника, назначаются уровни доступа для панелей управления (пользователь/продвинутый пользователь/администратор).
Пресеты и алгоритмы
Возвращаясь к платформе Converge Pro, отметим еще одну деталь. Она оснащается встроенным независимым матричным коммутатором, позволяющим обрабатывать сигналы, применяя различные фильтры, задержки, Mute, устанавливая уровни сигнала на входе и выходе, задавая компрессию, микшируя каналы и многое другое. Предустановки облегчают создание пресетов, макросов и активацию нужных элементов. Пользователю остается включить необходимый модуль, после чего можно настроить его под текущую задачу. Если модуль в данный момент не используется, сигнал идет в обход, без обработки. Все максимально просто.
Плюс к этому алгоритмы эхоподавления DEC и эмуляции ClearEffect с эффектом «присутствия» – когда кажется, что собеседник находятся в одной комнате с вами. А функция Sound Masking (маскировка звука) искусственно ухудшает слышимость одних звуков в присутствии других, обеспечивая, таким образом, режим конфиденциальности приватных разговоров в залах судебных заседаний и переговорных.
Один прибор вместо парка устройств
Как правило, весь описанный функционал аудиоплатформ умещается в корпусе 1-2U, заменяя собой целый парк устройств. Тем более удивительны гибкость и легкость переконфигурирования систем. Так, без дополнительной перекоммутации звеньев с помощью заранее записанных пресетов можно с легкостью перенастроить всю аудиосистему помещения. Скажем, из учебной аудитории, конференц-зоны или зала-трансформера буквально в несколько кликов создать пространство для «живых» выступлений.
Особенности web-интерфейса
В последнее время пальму первенства уверенно захватили мобильные устройства. Возможность управления через Интернет делает аудиоплатформы еще более привлекательными для обладателей гаджетов. Теперь не нужно тратить драгоценное время на поиски пульта управления или идти в соседнее помещение. Правда, каждая система имеет свои индивидуальные особенности. Интерфейс AtlasIED настолько гибкий, что вам, возможно, захочется видоизменять его каждый день. Тут можно устанавливать новый фон, задавать форму кнопок, их новое расположение и конфигурацию.
Web-интерфейсы ClearOne и Symetrix для планшетов идут сразу с предустановками, и, хотя те не предназначены для свободной конфигурации, производители предусмотрели возможность работы с иконками и фоном. В соответствующих приложениях вы можете активировать или скрыть кнопки и привязать к ним необходимые функции.
Dante или CobraNet?
Немаловажным преимуществом цифровых платформ является поддержка популярных протоколов (Dante у Symetrix и AtlasIED, Dante и CobraNet у ClearOne, CobraNet у Biamp), обеспечивающая стабильную передачу потоков на большие расстояния без потери качества. Протоколы позволяют увеличить количество входов и выходов аудиоплатформ, объединить несколько зданий в одну сеть (актуально для корпоративного и госсектора). Той же Dante на базе правильно настроенной выделенной линии по силам «связать» даже несколько городов.
Для крупных торговых центров и складских комплексов больший интерес представляет так называемый автономный режим, который также обеспечивает большинство устройств. «Коридор» громкости в таких пространствах регулируется, в зависимости от уровня фонового шума, избавляя от необходимости задействовать дополнительное оборудование. Показания с датчиков, установленных в торговых залах, поступают напрямую на прибор и корректируют звук в той или иной зоне. Помимо функции компенсации громкости здесь применяются встроенные средства диагностики линии – причем не только аудио, но и телефонной. Например, компании ClearOne, Biamp и Symetrix практикуют прямое включение телефонных интерфейсов для обеспечения режима аудиомостов и совместного использования с конференц-системами.
Выбор – под конкретные задачи
Итак, подведем итоги. Универсальной «палочки-выручалочки» пока не придумали. Каждая из описанных систем имеет свои особенности и сильные стороны, которые ярче всего проявляются в конкретной ситуации. У ClearOne имеется возможность управления сторонним оборудованием (усилителем, проигрывателем и др.) без помощи сторонних систем управления. Converge Pro вне конкуренции по скорости запуска системы и дополнительным «фишкам», которыми не оснащается ни одна аудиоплатформа на рынке, к примеру, наличию функций «имитация отбоя» и «автоответчик», так необходимых для вывода звонков в прямом эфире телевизионных ток-шоу и радиостанций. Имеется телефонный интерфейс (VoIP и Telco), неограниченная память номеров, Sound Masking и фирменное прозрачное звучание, благодаря DEC и ClearEffect.
Symetrix будет оптимальным вариантом, если ваш проект предусматривает конфигурацию с основным управлением через ПК и частичным – через мобильное приложение, с телефонным интерфейсом, но без физического кнопочного номеранабирателя, и при этом вам не требуется обработка звука от микрофонов. Если нужна система с управлением с ПК или мобильных гаджетов, причем с интерфейсом, выполненном в корпоративном стиле компании, ваш выбор – AtlasIED BlueBridge. Только здесь можно создать интерфейс, на 100% подстраиваемый под пользователя. Также эта модель наиболее подходяща для создания многоуровневых приоритетов по входным сигналам.
В тех случаях, когда достаточно будет развернуть систему с телефонным интерфейсом (VoIP или Telco) и открытой архитектурой с расширенным управлением через ПК, но без поддержки мобильных приложений, советуем присмотреться к Biamp. С уверенностью можно утверждать лишь одно: если не учитывать незначительные различия в методах управления и ряд нюансов, связанных с работой телефонных интерфейсов, все описанные приборы взаимозаменяемые – в умелых руках любой из них будет великолепен.
Цифровые аудиоплатформы (звуковые процессоры) для конференц-залов
Артикул: SOLON M1608E
Артикул: SOLON M1616A
Артикул: SOLON M1608A
Артикул: SOLON M0816A
Артикул: SOLON M1212A
Артикул: SOLON M1208A
Артикул: SOLON M0808A
Артикул: SOLON M1616E
Артикул: SOLON M1208E
Артикул: SOLON M0808E
Артикул: M880/EX Plus