церковь святого николая чудотворца что в кобыльской
Утраченная церковь Николая Чудотворца в Кобыльском (Москва)
Год постройки: Между 1727 и 1736.
Год утраты: Не установлен.
Первая церковь, построенная в 1672 г., была деревянной. Упоминание в названии местности связывается с именем стрелецкого полковника Ивана Кобыльского. Есть и другая версия происхождения названия местности. Эта территория находилась за городской чертой и была выделена для выпаса скота, принадлежавшего горожанам. Здесь же была слобода, на выгоне которой паслись лошади. И в этой Кобыльской слободе построили церковь святителя Николая.
Вторая церковь на этом месте, также деревянная, была построена в 1678 г. стрельцами приказа Ивана Елагина.
Согласно «Указателю московских церквей» М. И. Александровского, каменная церковь строилась на протяжении нескольких лет. Трапезную, колокольню и придел святителя Николая построили в 1727–1731 гг. (освящён в августе 1731 г.). Главный храм в честь Спаса Нерукотворного образа построен в 1734–1734 г. на средства Григория Трофимовича Мушникова (освящён в октябре 1736 г.).
В 1756 г. в трапезной устроен придел Казанской Божией Матери, нынешнее помещение которого построено в 1848 г. (освящено 18 июня 1848 г.).
Вблизи церкви в 1866 г. построили первое здание Курского вокзала, или, как его называли в документах, «временное пассажирское здание».
Церковь разобрали в 1930 г. и на её месте в 1936–1937 гг. построили жилой девятиэтажный дом.
(На последнем фото разбирают храм Николая Чудотворца в Кобыльском).
Церковь Святого Николая Чудотворца, что в Кобыльской
Из Википедии — свободной энциклопедии
Христианский храм | |
Церковь Святого Николая Чудотворца, что в Кобыльской | |
---|---|
Церковь в 1881 году | |
55°45′38″ с. ш. 37°39′29″ в. д. H G Я O | |
Страна | |
Местоположение | Москва |
Конфессия | Православие |
Епархия | Московская |
Дата основания | во второй половине XVII века |
Состояние | Разрушена в 1930 году |
Церковь Святого Николая Чудотворца, что в Кобыльской — храм Русской православной церкви, построенный во второй половине XVII века в Москве и снесённый в 1930 году.
Церковь Святого Николая Чудотворца, что в Кобыльской находилась за пределами города, за его городской чертой, неподалеку от места, специально отведённого для выпаса скота, принадлежавшего горожанам. В этом месте у восточных границ города находилась Кобыльская слобода, где и размещалась церковь. Точное время её постройки неизвестно. Первое письменное упоминание датируется 1678 годом.
Главный престол церкви был освящён во имя Спаса Нерукотворного Образа, а её приделы – во имя Николая Чудотворца и иконы Казанской Божией Матери. В 1727 году началась перестройка этой церкви. На средства московского купца Григория Мушникова она была отстроена заново – внушительная ротонда, покрытая мощным куполом. Также были выстроены трапезная и колокольня. В 1731 году все новые церковные постройки были освящены. В 1848 году был заново устроен придел Казанской иконы Божьей Матери.
В 1930 году по решению московских властей церковь сначала закрыли, а затем снесли.
Басманный. Церковь Николая Чудотворца в Кобыльском.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Николая, святителя, в Кобыльском церковь
Первая церковь, построенная в 1672 г., была деревянной. Упоминание в названии местности связывается с именем стрелецкого полковника Ивана Кобыльского. Есть и другая версия происхождения названия местности. Эта территория находилась за городской чертой и была выделена для выпаса скота, принадлежавшего горожанам. Здесь же была слобода, на выгоне которой паслись лошади. И в этой Кобыльской слободе построили церковь святителя Николая.
Вторая церковь на этом месте, также деревянная, была построена в 1678 г. стрельцами приказа Ивана Елагина. Согласно «Указателю московских церквей» М.И. Александровского, каменная церковь строилась на протяжении нескольких лет. Трапезную, колокольню и придел святителя Николая построили между 1727 по 1731 годами. Главный храм в честь Спаса Нерукотворного образа был освящен в 1736 г. В 1848 г. пристроили придел Казанской иконы Божией Матери. Вблизи церкви в 1866 г. построили первое здание Курского вокзала, или, как его называли в документах, «временное пассажирское здание».
Церковь разобрали в 1930 г., и на ее месте в 1936–1937 гг. построили жилой девятиэтажный дом.
Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни.
Существовавшая ранее церковь Спаса Нерукотворенного Образа, что за Земляным городом в Стрелецкой слободе, занесена в окладные книги в 1672 г., причем, был обозначен и придел Николая Чудотворца. Церковь была деревянная. С XVIII в. известно название церкви «Николы в Кобыльском» или «Николы Кобыльского».
С 1727 г. выстроена была трапезная с Никольским приделом, освящение было в августе 1731 г.
С 1734 г. строился нынешний главный храм на средства Григория Трофимовича Мушникова, освящен в октябре 1736 г.
В 1756 г. в трапезной устроен придел Казанской Божией Матери, нынешнее помещение которого построено в 1848 г., освящено 18 июня.
Александровский М. И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока» Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.
Новое в блогах
Мифы и реальная история церкви Святителя Николая в Демре
. Интернет, как всегда, предоставил витиеватую смесь фактов и домыслов об истории храма на тему «как оно могло быть».
Справедливости ради следует отметить, что небылицы о храме, да и о Святителе Николае, появились не по злому умыслу, а от великой любви и уважения к святому. Но это не делает вымысел или домысел истиной.
Мало того, как говаривал Мюллер Штирлицу: «Маленькая ложь рождает большое недоверие» со всеми вытекающими последствиями.
Существование такой проблемы понимают и в Церкви, поэтому стараются отделять зерна от плевел. Даже наука такая есть, агиография называется.
Агиография (описание святых) – церковная дисциплина, изучающая жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости. Наряду с традиционным изучением письменных источников, сейчас агиография широко использует данные, полученные в результате современных методов исследования.
А теперь вернёмся к церкви Святого Николая Угодника в Демре и проведем своё маленькое агиографическое исследование, а то уж больно сильно прочитанное отличается от увиденного.
Демре – современный небольшой городок на юге Турции, недалеко от места, где когда-то был древний портовый город Мира (или Миры). Предположительно Мира возникла в Vвеке до н.э. на территории Ликии, за свою историю познала взлеты и падения, но геополитический статус всегда имела высокий. А в V веке н.э. стала столицей Ликийской провинции в составе Византийской империи.
С 300 по … где-то так до 345 год н.э., до своей кончины, епископом Мир Ликийских и был Святитель Николай (так вот что означает Мирликийский!).
Очень долго существовало мнение, что именно в этой церкви служил Святитель Николай, где и был захоронен.
Однако источники говорят, что Святитель Николай был захоронен вне городских стен в старинном ликийском саркофаге на месте разрушенного языческого святилища, храма Артемитды.
Достоверно известно, что Византийский император Юстиниан после сильнейшего землетрясения 529 года организовал восстановление некоего сооружения на месте погребения Святителя Николая (гробницы или часовни) и воздвиг базилику. Впоследствии базилика неоднократно достраивалась и ремонтировалась из-за разрушений после землетрясений и военных действий.
Окончательно архитектурный облик церкви практически в том виде, как его можно увидеть сейчас, сложился стараниями императора Константина Мономаха и жены его Зои, о чем свидетельствует выбитая на стене церкви надпись (1042 год). И все же последнее слово осталось за Российской Империей: в 1858 году начались масштабные работы по восстановлению Православной святыни, но разразившаяся русско-турецкая война 1877-1878 г.г. не позволила завершить грандиозные планы.
Поэтому сейчас не вызывает сомнения то факт, что Святитель Николай никогда не служил в этой церкви.
Немало слухов ходит о преемственности церкви Николая Угодника в Демре и предшествующего ей храма Артемиды
Например, некоторые утверждают, что именно Святитель Николай и разрушил стоявший здесь языческий храм. Житие Николая Чудотворца действительно упоминает факт осквернения им храма Артемиды: «Николай пришел в храм Артемиды, который был очень велик и богато украшен, представляя собою приятное для бесов жилище. Святой Николай разорил этот храм скверны, сравнял высокое его здание с землею и самое основание храма, бывшее в земле, разметал по воздуху, ополчившись более на бесов, нежели на самый храм». Однако археологические исследования утверждают, что храм Артемиды в Мире был разрушен во время землетрясения во 2 веке н.э.
Еще один спорный момент – использование в оформлении православной церкви некоторых элементов декора и культовых атрибутов языческого храма. И если применение обломков в качестве строительного материала не вызывает сомнения (в кладке стен церкви и ограды церковного двора есть каменные блоки с древнеэллинскими письменами), то предположение, что мозаичные полы церкви Николая Угодника тоже когда-то украшали храм Артемиды – явный вымысел. В противном случае, как минимум, следовало бы признать, что языческий храм имел ту же планировку, что и церковь.
Кроме того, специалисты характеризуют эту мозаику как прекрасный образец средневизантийского мозаичного искусства, а некоторые узоры (гид сказал) представляют собой христианскую символику.
Возможно, этот мозаичный узор рядом с алтарем в церкви Николая Угодника в Демре символизирует «Апо́столов от семи́десяти » — ученики Христа и его учеников.
А вот то, что алтарь и колонны около алтаря перекочевали в церковь Николая Чудотворца из храма Артемиды, вполне можно поверить: они заметно отличаются по стилистике исполнения от церкви и кажутся здесь несколько чужеродными.
Нельзя обойти вниманием тему места погребения Святителя Николая и перенесения его мощей
Принято считать, что мощи святого покоились в одном из саркофагов, находящихся сейчас в церкви. И не просто «в одном из», а в конкретном, заключенном в стеклянной витрине. Именно к нему стоят паломники и просто туристы, чтобы приложить иконки (к стеклянной витрине), приобретенные в многочисленных лавках вокруг церкви. Даже царь наш Николай 1, который финансировал реставрацию церкви в Мире в 1862 году, заказал высечь на мраморной крышке этого саркофага тропарь Святителю Николаю «Правило Веры». И латиняте, купцы из города Бари, так же думали, когда прибыли изымать мощи. Однако, про них лучше рассказать всё по порядку.
Легенда гласит, что в те далекие времена у жителей древней Миры был обычай прятаться в горах, если городу что-то угрожало: стихийное ли бедствие или вражеское нападение. Так было и в тот раз, когда над городом нависла угроза нападения сельджуков: народ побежал в горы. А про мощи Святителя и забыли. «Как же так?! Почему меня оставили?», возмутились мощи Святителя, являясь то одному горожанину, то другому. Но те только отмахивались: мол, извините, уважаемый, не до вас.
И так мощам обидно стало, что дух Николая явился епископу далекого города Бари (территория современной Италии) с просьбой перевезти его останки в сей славный портовый город, ибо сам святитель происходил из купеческого рода, а посему очень благоволил к морякам.
История умалчивает о подробностях, но, видимо, чтобы подстраховаться, Святитель явился и кому-то в Венеции. И вот, весной 1087 года, корабли двух городов, Бари и Венеции, устроили чуть ли не гонки морские, призом в которых должны были стать мощи Святителя Николая.
Победили барийцы. В церковных писаниях говорят, что жители Миры с плачем прощались с мощами Святителя Николая, но с пониманием отнеслись к воле Святого.
Досталось кое-что из мощей и венецианцам: барийцы изымали мощи наощупь, так как «гробница была наполнена благоухающим миром», вот и пропустили что-то. Но и венецианцы были не очень внимательны, потому что небольшая часть мощей сейчас хранится в Анталийском археологическом музее. Кстати, уже в конце 20 века было доказано, что останки в Бари, Венеции (частично, так как прихватили часть чужих останков) и Анталии действительно принадлежат одному человеку.
Однако, агиографические исследования последних лет показывают, что перенесение мощей Святителя Николая было не столь благочестивым, как описывают древние хроники, но не менее захватывающим.
Дело было так.
Прибыв вторично в город, сельджуков там не обнаружили, но и горожан было мало: они, как это у них водится, прятались в горах. Беспрепятственно добравшись до церкви, барийцы численностью 11 человек нейтрализовали четырех монахов, заперев их в одной из келий. С саркофагом, в котором вроде бы должны были храниться мощи, не церемонились: просто его разбили. Но он оказался пуст. Тогда привели одного из монахов и, применив к нему меры физического воздействия, а попросту избив, выяснили местоположение мощей: в гробнице под мозаичным полом одного из приделов храма. Так как операция была тайной, свет не зажигали: быстренько взломали пол, сгребли, что под руку попалось (как оказалось, не всё), и поспешили на корабль.
Избитый монах освободил остальных, и они организовали преследование. К ним присоединились немногочисленные горожане, узнавшие о происшествии. Но у диверсантов была фора, поэтому они почти без потерь добрались до корабля, хотя пришлось бросить кое-что из похищенного в храме. Но мощи таки увезли.
Уходили в море барийцы под несущиеся с берега проклятья, перемежающиеся матюгами.
А венецианцы свою часть мощей Святителя Николая Угодника получили только 10 лет спустя, в ходе Первого Крестового Похода. Причем история повторилась в точности, как и с барийцами: нападение на церковь, разрушение, избиение, похищение.
И еще о послевизантийской истории церкви Святителя Николая здесь
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Трансляции
—Статистика
Старая православная Москва-8
Церковь Святого мученика Ипатьевской Церкви в Ипатьевской переулке в Москве
Церковь Святого мученика Трифона
Церковь Святого мученика Феодора Стратилата в Москве
Церковь Святого Николая вблизи Никитской улице в Москве
Церковь Святого Николая Чудотворца
Церковь Святого Николая Чудотворца
Церковь Святого Николая Чудотворца Голутвино
Церковь Святого Николая Чудотворца
Церковь Святого Николая Чудотворца
Церковь Святого Николая Чудотворца Арбат в Москве
Церковь Святого Николая Чудотворца в Москве
Церковь Святого Николая Чудотворца Болванка Москва
Церковь Святого Николая Чудотворца в Армянском переулке в Москве
Церковь Святого Николая Чудотворца в Котельниках в Москве
Церковь Святого Николая Чудотворца в Москве
Церковь Святого Николая Чудотворца в Новой Слободе в Москве
Церковь Святого Николая Чудотворца вблизи Смоленского рынка в Москве
Церковь Святого Николая Чудотворца вблизи Сретенского бульвара в Москве
Церковь Святого Николая Чудотворца Кобыльское Москва
Церковь Святого Николая Чудотворца Кошели Москва
Церковь Святого Николая Чудотворца на Арбате в Москве
Церковь Святого Николая Чудотворца на Воробьевых горах
Церковь Святого Николая Чудотворца на Маросейке в Москве
Церковь Святого Николая Чудотворца на Маросейке
Церковь Святого Николая Чудотворца на Песках в Москве
Церковь Святого Николая Чудотворца на Студенческой в Москве
Церковь Святого Николая Чудотворца на улице Мясницкая в Москве
Церковь Святого Николая Чудотворца на улице Рождественка в Москве.
Церковь Святого Николая Чудотворца на Яме в Москве
Церковь Святого Николая Чудотворца Николая Москворецкого в Москве