церковь суламита что это
Суламита, причастная Тайнам.
Сударушкин Борис Викторович
/Суламита, причастная Тайнам.
Представляете ли вы себе, друзья мои, степень могущества древних царей в восточных царствах? Уверен, что представляете, даже если специально не занимались изучением истории.
Заинтригует ли вас сюжет, в котором мужественный, мудрый, и уже не юный царь Израиля, выйдя весенним утром в поле на свидание с девушкой из простой семьи, вдруг содрогнётся в тревоге в момент её появления из-за холма, потрясённый то ли её красотой, то ли силой собственных чувств к ней, и невольно оглянется на всадников своей охраны, ждущих в ближайшей роще?
Мне было бы малоинтересно просто пересказывать библейский сюжет и гипотезу о том, кем была возлюбленная царя Соломона. Я напишу в жанре расследования драматических событий, связанных с ней, но напишу исходя из того, как могли бы быть прочитаны книги Ветхого Завета, если бы мы приняли гипотезу историков о личности Суламиты.
Итак, что вкратце говорят нам учёные об этой девушке:
википедия :» Суламита (ивр.шулам(м)и;т) — так по месту происхождения называется в книге Песнь песней возлюбленная царя Соломона. Это слово в тексте Библии встречается лишь дважды, причём только в одном стихе (Песн. 7:1). В дословном переводе с иврита из канонического (масоретского) текста этот стих начинается так: «Вернись, вернись, „хаш-шуламмит“, вернись, вернись, и мы посмотрим на тебя». Свойственное некоторым старинным переводам восприятие слова «хаш-шуламит» как имени собственного грамматически некорректно из-за артикля, указывающего на то, что это имя нарицательное, обозначающее «жительницу селения Шулем (Шунем)». Как имя нарицательное это слово переведено и в части греческих рукописей. В русскоязычных источниках имя героини встречается также в форме Суламифь.
Наиболее часто слово «Суламита» считают производным от топонима Сунем (Сунам), в частности, существуют гипотезы, отождествляющие Суламиту и Ависагу Сунамитянку.»
Далее привожу длинную (но необходимую для тех, кто плохо помнит Ветхий Завет) цитату с этого сайта, сокращая подробности, которыми можно пренебречь, и добавляя свои комментарии:
» 1. ДАВИД В ПРЕКЛОННЫХ ЛЕТАХ (1:1-4)
3-Цар. 1:1-2. Царь Давид умер примерно в 70 лет (2-Цар. 5:4). Из того, что сказано о нем в 3-Цар. 1:1-4, следует, что незадолго до смерти он крайне ослабел. Очевидно, по причине плохого кровообращения царь постоянно мерз, и вот, слуги его приняли решение найти для него молодую девицу, которая согревала бы Давида теплом собственного тела, лежа подле него на ложе его, и обеспечивала бы необходимый уход за больным.
3-Цар. 1:3. Для царя следовало найти девственницу, отличавшуюся здоровьем и красотой, и искали ее по всему Израилю, и нашли… и привели… к царю… Ависагу из города Сунама, находившегося километрах в десяти на северо-запад от Назарета, у подножия горы Фавор, на территории Иссахара.
Необычайная красота Ависаги привлекла к ней и сердце Адонии, сына Давида
Итак, продолжаем цитировать сайт otveti.org :
3-Цар. 1:9-10. И заколол Адония овец и волов и тельцов, но не с тем, чтобы принести их в жертву Богу; Адония устроил пиршество для всех, кто поддерживал его, однако, пригласил и всех тех из царского окружения, кого рассчитывал перетянуть на свою сторону, включая и всех братьев своих, за исключением Соломона.
3-Цар. 1:11-12.
Заговору Адонии решительно противостал пророк Нафан, вероятно, подвигнутый на это Богом.
Вирсавия (мать Соломона) пользовалась особым расположением Давида. И вот пророк побуждает ее обратиться к царю и известить его о планах Адонии.
в. Вирсавия идет к царю (1:15-21)
3-Цар. 1:17-21. Не преувеличивая и не приукрашивая, Вирсавия поведала царю факты… Она призвала Давида публично объявить о том, кому предстоит наследовать престол после него.
г. Вмешательство Нафана (1:22-27)
3-Цар. 1:22-26. Как и обещал Вирсавии, Нафан… вошел в спальню к царю, когда мать Соломона была еще там. Он подтвердил все сказанное Вирсавией и подчеркнул, что пиршество, устроенное Адонией, происходит теперь, в этот самый момент. Пророк хотел побудить царя к немедленным ответным действиям.
д. Обещание Давида (1:28-31)
3-Цар. 1:28. Очевидно, как только пророк начал говорить, Вирсавия вышла, оставив мужчин наедине. Но, выслушав Нафана, царь вновь позвал ее, и она вернулась.
«3-Цар. 1:49-51. Тогда испугались () все приглашенные Адонией и поспешили разойтись, и пошли каждый своею дорогою, чтобы не подвергнуться той же участи, какая, несомненно, ожидала его. Сам же Адония, охваченный страхом, поспешил к скинии и встал там, ухватившись за роги жертвенника.»
Но, на этот раз всё обошлось. Читаем дальше :
На этом скажем спасибо сайту otveti.org, и дальше обратимся к тексту Ветхого Завета сами:
Вот что произошло вскоре, уже после воцарения Соломона, когда Суламита-Ависага (по востоковедной версии) вновь появляется в Библейском сюжете:
Третья книга Царств, Глава 2, стихи 13-25 :
«13. И пришел Адония () к Вирсавии, матери Соломона, (и поклонился ей). Она сказала: с миром ли приход твой? И сказал он: с миром. 14. И сказал он: у меня есть слово к тебе. Она сказала: говори. 15. И сказал он: ты знаешь, что царство принадлежало мне, и весь Израиль обращал на меня взоры свои, как на будущего царя; но царство отошло от меня и досталось брату моему, ибо от Господа это было ему; 16. теперь я прошу тебя об одном, не откажи мне. Она сказала ему: говори. 17. И сказал он: прошу тебя, поговори царю Соломону, ибо он не откажет тебе, чтоб он дал мне Ависагу Сунамитянку в жену. 18. И сказала Вирсавия: хорошо, я поговорю о тебе царю.»
Не слАбо? Не пропало желание прочитать, что было дальше?
23. И поклялся царь Соломон Господом, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое слово; 24. ныне же — жив Господь, укрепивший меня и посадивший меня на престоле Давида, отца моего, и устроивший мне дом. — ныне же Адония должен умереть.
И Израильское царство действительно распалось вскоре после смерти Соломона. И только лишь благодаря последующему его Покаянию [по церковному преданию] в святцы Православного календаря включено имя Соломона, царя израильского, и память его совершается в Неделю Святых Праотец.
В восьмой главе Песни [как и во всех других частях текста] есть строки, которые можно было-бы отнести и к реальной жизненной истории, и к образному описанию любви Бога и Церкви; вот посмотрите:
Но почему же тогда сам сюжет провоцирует нас на такое буквальное его понимание? Не потому ли, что будучи слабы Духом, мы эмоционально восприимчивы только к своим желаниям и мечтам, основанным на животных инстинктах? Мечтаем лишь о том, чего хочет наше бренное тело, даже если животный инстинкт замаскирован психологическими или эстетическими переживаниями.
Эта фраза о «тайне» в Послании Апостола Павла идёт в следующем порядке: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви».«Библия Ефес. 5:23-33»
Вот это отрицание необходимости смотреть на неё как на хоровод Манаимский очень важно для понимания того, что говорит нам текст.
Применив это к тексту, мы можем многое понять.
Вот что писал в 1891 году в своём труде «Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия» архимандрит Никифор (в миру Алексей Михайлович Бажанов 1832—1895) — духовный писатель и настоятель Высокопетровского монастыря:
«Манаим или Маханаим, город в Галааде, лежащий к с. от ручья Иовона, по ту сторону Иордана. Название города означает два лагеря или два воинские полка, так как Иаков, по возвращении из Месопотамии, встретил здесь ополчения ангелов. Выражению в кн. Песнь Песней Манаимский хоровод толкователи Библии дают различные объяснения. Одни находят здесь указание на хоры или лики ангелов, явившихся Иакову в Маханаиме. Другие думают, что в воспоминание означенного явления ангельских хоров Иакову, в Маханаиме происходили торжественные хороводы, которыми славился этот город.»
Святая Тереза Авильская в своих комментариях к Песне отмечала, что Суламита будто определяет [употребляя грамматические категории 2-ого и 3-его лица] самогО Всевышнего, как источник ласк, отделяя Его от персонажа [Соломона], который эти ласки оказывает : «Да лобзает он [3-е лицо] меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои [2-е лицо] лучше вина.» Конечно, ласки Св.Тереза трактовала аллегорически, но почему Бог внушил авторам Ветхого Завета так красиво о нас сказать в Песне Песней, используя аспекты брака мужчины и женщины в качестве метафор и аллегорий для горнего?
10. Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?»
. И в следующих двух строчках девушка отвечает нам из глубины тысячелетий и из грядущей Вечности:
«11. Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки?
Славянская церковь «Суламита» закрывает свои двери из-за коронавируса
Служители славянской евангельской церкви «Суламита» в Портленде (штат Орегон) объявили о переходе на «онлайн-богослужения» в связи с распространением коронавируса COVID-19. Об этом церковное правление известило своих прихожан на официальной странице «Суламиты» в Фейсбуке.
Фото: Sulamita Evangelical Church
«Мы будем проводить все наши воскресные служения в режиме онлайн. Решение о молитвенном служении по средам еще под вопросом. Хотя мы не будем собираться лично, мы рады продолжить обычные служения и участвовать в этих событиях в Интернете. Мы так благодарны за технологию, которая позволяет нам вместе поклоняться Иисусу! Что касается конкретных предстоящих событий и мероприятий, пожалуйста, следите за объявлениями для дальнейшего общения в ближайшие дни и недели».
По словам администрации, в религиозной общине был введен временный запрет на проведение публичных собраний с участием более 250 человек. Служители церкви подчеркнули, что нуждающиеся в помощи прихожане, особенно пожилые, не останутся без поддержки.
«Если вы или кто-то из ваших знакомых нуждается в помощи, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться в наш церковный офис или к вашим руководителям ячеек. Наша команда по ячейкам готова помочь любым возможным способом», – заверили они.
«Соберите свою семью, настройтесь и присоединяйтесь к нам в церкви онлайн в наше обычное время служения! Да благословит вас Господь!», – завершается сообщение для прихожан славянской церкви.
Коллектор библейской книги
Произведения Вочмана Ни и Уитнесса Ли онлайн
ИНФОРМАЦИЯ ПО КНИГЕ
Три аспекта церкви, книга 1. Значение церкви Уитнесс Ли
ISBN: 978-5-487-00699-8
Печатное издание: купить в магазине
Три аспекта церкви, книга 1. Значение церкви
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга составлена из сообщений о значении церкви, сделанных братом Уитнессом Ли во время обучения по служению в г. Тайбэй (Тайвань) в 1956 году. Общая тема обучения — «Три аспекта церкви». Первый аспект — значение церкви, второй — путь церкви, а третий — организация церкви. Сделанные на этом обучении сообщения выпущены в виде трёхтомного издания согласно трём указанным выше аспектам; эти три книги озаглавлены «Значение церкви», «Путь церкви» и «Организация церкви».
Примечание: Мы просим не копировать, не загружать и не переиздавать материалы этого сайта ни электронными, ни какими-либо другими средствами. Авторские права на все материалы принадлежат «Коллектору библейской книги» и Living Stream Ministry. Мы надеемся, что все наши посетители отнесутся к этой просьбе с уважением.
* Мы будем признательны вам, если вы сообщите нам об ошибке или опечатке в тексте. Для этого достаточно выделить нужный фрагмент и нажать сочетание клавиш Ctrl+Enter
Загрузка этого материала, даже для личного пользования, запрещается.
Ваш IP адрес: 188.124.37.220 [10:38:07, 30 ноября 2021]
Другие сайты
О Коллекторе библейской книги
«Коллектор библейской книги» — некоммерческая организация, основная задача которой — публикация служения Вочмана Ни и Уитнесса Ли на русском языке. Следуя по стопам этих двух служителей Господа Иисуса Христа, которые верно хранили наследие служения, полученного церковью от Господа, мы видим свою цель в том, чтобы распространять богатство Христово, снабжая всех верующих духовной пищей, которая даст им рост в божественной жизни ради созидания Тела Христова.
© 1998-2021 Религиозная организация евангельских христиан «Коллектор библейской книги».
Все права защищены. Воспроизведение в целом или частично без разрешения запрещено.
Церковь суламита что это
Photo: I.Dzhuha (MirVam.org)
Основатель «Радио 7» Барух Авраамович – личность, о которой мало кто знал в Портленде до того, как появилось радио. Авраамович, мать которого еврейка, родился и воспитывался в христианской семье. Отец Баруха – пастор баптистской церкви. В своё время, узнав о своих еврейских корнях, он заинтересовался Израилем и полюбил еврейский народ, частью которого он сам является. Желание объединить славянскую диаспору штатов Орегон и Вашингтон побудило его открыть радио. Кроме того, через радио он хотел донести представителям славянских церквей историю и культуру еврейского народа.
В первые же дни после открытия радио несколько пасторов с радостью заявили, что готовы покупать эфирное время и проводить передачи на Радио 7. Часть передач стали проводить волонтёры совершенно бесплатно.
После того, как на волне 1010 АМ появилась русская станция, событие стало главной новостью среди славян. Любая встреча или беседа не обходилась без вопроса: «А вы слышали, что в городе открылось русское радио?» На радио стали появляться новые программы разных форматов, их стали проводить представители разных церквей города.
С каждой неделей появлялось всё больше желающих проводить передачи на Радио 7. Ведущие радиопередач, несмотря на принадлежность к разным конфессиям, оплачивали эфирное время и говорили на тематику, которую считали нужной. Руководство Радио 7 попросило всех радиоведущих быть вежливыми в прямом эфире, уважать мнение других конфессий и никого не оскорблять. Как правило, в конце любой передачи ведущие открывали телефонную линию для звонков. Желающих позвонить в прямой эфир и задать вопросы было больше, чем ожидалось. Радиослушатели задавали вопросы, высказывали свои мнения и пожелания радиоведущим.
Проходили месяцы, в эфире «Радио 7» стали появляться новые программы, новые люди, зазвучали новые голоса. Правило, которое требовало быть снисходительными и терпимыми к представителям другой конфессии, стали забывать. Первыми его нарушили радиослушатели. Для некоторых, самых нетерпеливых, важным моментом было не то, о чём говорится в передаче, а то, к какой церкви или конфессии принадлежит сам радиоведущий. Эфир стал наполняться откровенной грубостью и даже хамством. Радиослушатели вступали в перепалку с ведущими, иногда последним даже приходилось их отключать. Большая часть программ стала выходить в прямом эфире, а не в записи. Как только в эфире появлялся пастор пятидесятнической или харизматической церкви, некоторые звонящие тут же спрашивали их, почему они не соблюдают субботу и употребляют в пищу мерзость, то есть свинину. Зачитывали места из Библии, говорящие об этом. Одновременно с этим, стоило кому-либо из «суботствующих» произнести в эфире слово «ЗАКОН», как тут же звонили некоторые радиослушатели и обвиняли в чём угодно, даже в том, что те не верят в Иисуса Христа, отпали от благодати. Более разумные слушатели пытались уладить ситуацию и призывали к миру.
В основном участники и радиоведущие передач – это пастора, диаконы и другие служители церквей. Они сами решают, на какую тему проповедовать и вести передачу. Каждый стал говорить о том, во что верит и чего достиг. Служители старались говорить так, чтобы не оскорбить чувства других, не осудить тех, кто не разделяет их мнение и принадлежит к другой конфессии.
Барух Авраамович. Фото: MirVam.org
Представители церквей, соблюдающих субботу, составляют меньшинство как в самом Портленде, так и на радио по количеству передач. В последнее время некоторые из них стали рассуждать в своих радиопередачах о 10 заповедях и их значении, что очень не понравилось многим. Прихожане пятидесятнических церквей стали задавать своим пасторам неудобные вопросы и больше исследовать Библию. Они увидели, что многое из того, чему они были научены, не соответствует Писанию. В свою очередь, некоторые пасторы даже рекомендовали членам своих церквей не слушать «Радио 7» или некоторые программы на нем. Стоит отметить, что служители и радиоведущие из «суботствующих» никогда не призывали слушателей оставлять свои церкви и приходить к ним. Они всего-навсего стали говорить о том, во что верят на основании своeго изучения Библии.
Ситуация в Портленде стала накаляться. Постоянные перепалки в прямом эфире повергли в шок сотни людей. Вместо того, чтобы спокойно слушать радио и поучаться в истине, приходилось выслушивать постоянные нападки, обвинения и даже явные оскорбления. И если несколько месяцев подряд нарушителями спокойствия были неугомонные радиослушатели, то в какой-то момент ими стали сами радиоведущие. Правило относительно уважения других конфессий было попрано в грубой форме.
В понедельник и вторник, 23 и 24 мая соответственно, вышла очередная передача церкви «Суламита». То, о чём говорилось в программе, и открытая критика конкретных людей удивила многих верующих христиан. Такой критики и обвинений в адрес представителей другой конфессии никто не ожидал. Темой передачи была история христианской церкви и её основания. Передача на Радио 7 велась не в прямом эфире, а в записи, сделанной накануне. Ведущий и гости программы приводили примеры первой церкви и разные сложные вопросы, которые то и дело возникали у христиан в первом веке. Было подмечено, что нечто подобное происходит и в наше время, в городе Портленд. Ведущий радиопрограммы Дмитрий Желноваков очень часто применял слово ересь к представителям некоторых конфессий. Согласно выводу ведущего, а также гостей студии Даниила Товкача и Сергея Михальчука, христиане, которые соблюдают 10 заповедей, в том числе субботу, на самом деле верят в ересь и, более того, проповедуют об этом. Несложно было заметить и явную критику в адрес руководителя «Радио 7» Баруха Авраамовича за его симпатии к евреям, иудаизму и желание переселиться в Израиль. Сами ведущие радиопрограммы – пятидесятники.
В адрес «суботствующих» было сказано, что они сеют ересь в городе и являются врагами Богу, отпали от благодати и подобны лжебратиям. По словам ведущего, всё это они делают хитро и лукаво, втограются подобно «заезжему гастролёру» в церкви со своей ересью.
Двухчасовая передача, вышедшая в эфир в понедельник и во вторник, расстроила многих радиослушателей в Портленде, даже тех, которые принадлежат к той же конфесии, что и ведущие программы.
Ещё недавно жители Портленда радовались единственному русскому радио в городе, надеясь услышать что-либо полезное и назидательное, но вместо этого они услышали критику и обзывание еретиками других христиан, которые также верят в Иисуса Христа и Божью благодать. Почему-то в церкви «Суламита» решили, что лучший метод что-либо разьяснить – это критиковать и обвинять других, приписать им то, во что они, скорее всего, сами не верят. И если раньше открытая критика исходила от слушателей, которые чаще всего оставались анонимными, то в данном случает это позволили себе сделать служители церкви и ведущие программы, которую слушают тысячи человек.
Согласно заверениям ведущих, это только начало, и радиослушателей ждут новые программы и продолжение темы. Скорее всего, это будут новые «разоблачения» и очередная критика. «Суламита» пригрозила уйти с радио, если руководство станции попытается их остановить. Похоже, война только начинается, и страдать в этом конфликте будет репутация христиан и простые радиослушатели, которые уже устали от конфликтов, возникающих на почве теологических споров и трактовки Библии на своё усмотрение.
А вопрос так и остался неотвеченным – с кем так сильно борется церковь «Суламита»: с грехом, с людьми, с «Радио 7», или же с Библией!? С кем именно?!
Иван Джуга, MirVam.org
Следите за обновлениями сайта в социальных сетях:
Суламита
Мы в соц. сетях
Свежие посты
Свежие комментарии
Воскресная проповедь
Песня Марии
Архивы
Рубрики
СУЛАМИТА
Но единственная – она, голубица моя, чистая моя. Песн. П. 6:9
Прежде, чем мы начнем подробно рассматривать Книгу «Песни Песней», нам будет также интересно и назидательно взглянуть на общую картину, как бы послушать мелодию этой книги, а потом уже останавливаться на отдельных, если так можно выразиться, аккордах. Как, иногда, случается нам выйти на прекрасную летнюю поляну и восхищаться нетронутой красотой и потом уже рассматривать каждый цветок, преклоняя свои колена, и наклоняясь лицом до земли. Только таким образом, смиряясь, открываются нам Божии истины. Да поможет и нам Господь увидеть все узоры и краски, обонять все ароматы, исходящие от книги «Песни Песней» (Соломона).
Как известно, Соломон изрек три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять (3Цар. 4:32). И в книге, о которой мы говорим, собраны наилучшие песни Соломона, т.е. песни из всех песней, которые он написал – наилучшие. Число «тысяча» может быть и действительным числом песен, составленных Соломоном, а также это число может быть просто числом, обозначающим множество. И то и другое мнение не затмевает того великого количества написанных Соломоном песен.
Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасёшь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих? П.П. 1:6
Далее, число «пять» указывает нам на малое количество лучших песен, наилучших из всех Соломоновых песен. Это не стихи только, но стихи с мелодиями, разные слова, но на одну мелодию, мелодию любви. В этих мелодиях звучат грустные и веселые ноты, а слова заставляют задумываться о любви нашего лучшего Друга – Иисуса Христа, Который «написал самую лучшую песню», написал Своей Кровью в наших сердцах о любви. Кому же царь Соломон адресует свои наилучшие песни? Кто является объектом внимания и любви? Скорее всего, это не вымышленный герой, а живущая по соседству, вблизи молодая девушка, на которую обратил свое внимание Соломон. Об имени этой девушки спорить не надо, оно известно – это Суламита (П. Песн. 7:1), но кто же эта девушка с таким прекрасным именем? А может быть это ее новое имя? Автор делает попытку узнать, кто же эта таинственная Суламита, которая, кстати, тоже составила, если хотите, «пять» песен для своего возлюбленного. Эти песни исходят из глубины ее любящего сердца, они полны ласки и нежности, в них звучат также ноты грусти и печали, ревности и любви.
Но обратимся к одному месту Священного Писания. «Когда царь Давид состарелся, вошел в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю, и ходила за ним, и лежала с ним, – и будет тепло господину нашему царю. И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели ее к царю. Девица была очень красива, и ходила она за царем, и прислуживала ему; но царь не познал ее» (3 Цар. 1: 1–4). Как известно, у царя Давида было несколько жен, от которых родились дети. Была Ависага Сунамитянка женой Давида? Это спорный вопрос. Автор склоняется к тому, чтобы считать ее женой, от которой у Давида не было детей. Здесь уместно вспомнить случай, произошедший с Адонией, братом Соломона. Как мы помним, Адония был очень красив, он родился после Авессалома; Адония, возгордившись, говорил: «Я буду царем», но это его желание не осуществилось, так как царь Давид поклялся, что Соломон, сын Вирсавии, будет царем после него. Однако, как видно, Адония не успокоился в своих намерениях стать царем и хотел лукавством взойти на престол. Лукавство же Адонии заключалось в том, что он просил у Соломона руки Ависаги Сунамитянки, чтобы посредством ее все-таки создать себе мнение, что он царь, так как Ависага была, видимо, царской женою. Это понял Соломон, и Адония был убит. Какова же дальнейшая судьба Ависаги Сунамитянки. Об этом можно только догадываться.
Вся книга проникнута нечеловеческой чистотой во взаимоотношениях между юношей и девицей, которую не познал… (царь Давид – от автора). Прекраснейшая из всех девиц названа Суламитой, что означает «мирная».
О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные. П.П. 1:14
Её возлюбленный известен всем, всему миру, он прекраснее всех юношей, он бел и румян, его ласки лучше вина, и зовут его Соломон, что значит «сын мира». Книга «Песни Песней» являет собой прекрасную картину Божией премудрости, так как здесь собраны поэтические обороты, заставляющие читателей восхищаться сочными мазками кисти Божией. Например, Соломон называет прекрасной свою возлюбленную тринадцать раз и прекраснейшей три раза. Говоря о ланитах и ногах Суламиты, Соломон утверждает, что они прекрасны. Как же Суламита оценивает своего жениха? Только один раз она говорит: «О, ты прекрасен, возлюбленный мой» (П.Песн. 1: 15). Но тем не менее она называет его «Возлюбленный». И это слово употребляет двадцать три раза, сравнивая его с мирровым пучком, с кистью кипера, с яблоней, с молодым оленем и т.д. А Соломон называет Суламиту возлюбленной тринадцать раз, сравнивая ее с лилией, луною, солнцем, зарею и т.д. Автор отмечает, что все отношения, пожелания и признания в любви этой молодой пары совершаются на фоне виноградника, в винограднике. Слово «виноградник» в книге «Песни Песней» встречается четырнадцать раз, а слово «вино» – восемь. В этой книге говорится также и о виноградной лозе, намекая читателю на «истинную виноградную лозу». В книге оба возлюбленных желают описать красоту друг друга и не скупятся на сравнения, которые ярко подчеркивают те или иные достоинства обоих. Перед читателем возникает прекрасный прообраз Христа и Церкви. Плотские умы читателей увидят здесь лишь плотские отношения, они будут противиться тому, чтобы считать книгу «Песни Песней» Богодухновенной, но наше непризнание не лишит эту книгу той ценности и того откровения, которое Бог запечатлел в ней. «Все Писание Богодухновенно», – заявляет Апостол Павел. Да поможет и нам Господь за внешней аллегорией плотских отношений увидеть суть близости Христа с человеческой душой. Христос и сегодня лобызает и обнимает Свою невесту, которой суждено войти на брачный пир Своего Возлюбленного.
Ибо я ревную о вас ревностью Божиею, потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. 2 Кор. 11:2
А теперь мы начинаем подробное исследование книги «Песни Песней». Надеюсь, что перед нами будут открываться глубокие Божественные истины, лежащие под покровом прекраснейших песен двух возлюбленных. Да повеют на нас, читающих, ароматы не земных цветов, а цветов из будущего века, ароматы Святого Духа. Да поможет нам Господь заглянуть за завесы Соломоновы, которые и сами по себе прекрасны, но еще прекраснее тот, кто находится за ними – это сам Соломон. В книге «Песни Песней», впрочем, как и в каждой книге Ветхого Завета, мы можем встречаться с героями, которые своим поведением, характером, делами, очень ярко открывают нам Того, которому суждено было воплотиться, и, уже в Новом Завете, прийти и показать всему миру не тень, не образ, а Самого Себя – Божиего Сына.
Итак, перед нами восемь, я бы сказал, коротких глав. Почему коротких, спросите вы? Есть напитки, которые хочется пить и пить. Хочется, чтобы они не заканчивались, настолько они приятны. Суламита говорит, что вино услаждает, подкрепляет (П.Песн. 2:5, 7:10), но несмотря на все достоинства этого вина, ласки Соломона лучше. Слово ласка обозначает отношение к любимому человеку с нежностью, с почтением. Как мать нежно обращается с младенцем, так и Соломон ласкает свою возлюбленную. Будем помнить, что Иисус Христос, наш небесный жених, проявляет Свою ласку к каждому из нас. Он нежно касается наших сердец, нашего духа. Его прикосновения приводят нас к забвению всех мирских утех и развлечений, Его ласки лучше вина (П.Песн. 1:1). Имя Его сравнивается с разлитым миром или миррой. Мирра – сильно благоухающая смола миррового дерева, растущего в Аравии и Эфиопии. Она употреблялась для священного елея (Исх. 30:23), для притирания и курения (Есф. 2:12, П.Песн. 4:6, 5:5,13). Слово мирра в книге «Песни Песней» употребляется девять раз, и один раз мы встречаем слово «мироварник» (П.Песн. 3:6). Это немалое количество мест, говорящих о мирре и других ароматах, таких как нард, аир и корица, фимиам и шафран, позволяют нам почувствовать благоухание, исходящее из сада, принадлежащего Соломону. О Суламите же сказано, что она – жительница садов (П.Песн. 8:13) и если она благоухает, то это только потому, что она находится в саду Соломона, и вся ее одежда пропитана его ароматами: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание – это девять плодов духа (Гал. 5:22–23).
Искусный составитель мастей назван мироварником, он прекрасно знает количество, пропорции, одним словом, рецепт благовоний, которые могут привлечь Суламиту. Суламита, в свою очередь, привлекает своего возлюбленного не только ароматами, но и взглядом очей, и кудрями, и ожерельем на шее, а также множеством достоинств, на которые Соломон не может не обратить внимания.
Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста; пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей. П.П. 4:9
Перед нами возникает чудесный прообраз Господа Иисуса Христа, чье имя, как разлитое мирро. Его аромат распространяется вот уже две тысячи лет, достигая отдаленных уголков Вселенной и привлекая души в небесный дом. «…Царь ввел меня в чертоги Свои…», говорит Суламита. «Я черна, я смугла», – продолжает она, – «солнце опалило меня, но я красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы». Соломон заметил редкую красоту Суламиты. В свое время царь Артаксеркс искал себе достойную жену, и среди всех девиц он увидел Есфирь, которая привлекла его своим воспитанием, скромностью и смирением. Ниже Соломон скажет: «Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа; но единственная – она, голубица моя, чистая моя…» (Песн. П. 6:8–9). Три раза Соломон называет свою возлюбленную голубицей, и два раза говорит, что глаза ее голубиные. Голубь или голубица символизируют собой мир, простоту, кротость. Ной выпустил из ковчега голубя, который принес весть об окончании бедствия; голубей приносили в жертву Господу (лк. 2:24), (Быт. 8:11) и, наконец, Дух Святой в телесном виде, как голубь, нисшел на Иисуса, выходящего из вод крещения. Христос призывает нас быть простыми, как голуби (Мф. 10:16).
Дщери Иерусалимские! черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. П. П. 1:4
Мы знаем и можем испытать, что некоторые запахи связаны с какими-то конкретными воспоминаниями, например, запах соснового леса всегда возвращает кого-то в детство, возможно, к какому-то определенному событию. Иногда проходят десятки лет, но как только мы чувствуем какой-то запах, то тотчас перед нами появляется забытый образ… Суламита не желает думать о другом, она не желает обонять чуждые запахи. У грудей Суламиты находится пучек благовонной мирры, он источает аромат и всегда напоминает ей о Соломоне. У грудей – это значит у сердца, а для нас – в сердце, как сказал Господь: “вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом” (2 Кор. 6:16). И еще, Суламита продолжает: «Как кисть кипера (благовоние), возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских».