целостность образа не детерминирована кибернетически что это значит
Целостность образа не детерминирована кибернетически что это значит
Тест 10. Структура познавательной деятельности
1. Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают процессы:
а) познавательные;
2. Общей чертой значительного числа современных структурных теорий познавательных процессов не является представление о существовании:
а) сенсорных регистров;
б) кратковременной памяти;
в) долговременной памяти;
г) информационных фильтров.
3. Проблема операционного состава и структуры стала центральной в контексте исследования познавательных процессов:
в) в 60-е гг. XX в.;
4. Центральной категорией психологии познавательных процессов является категория:
в) образа;
5. Целостность образа не детерминирована:
г) кибернетически.
6. Получение первичных образов обеспечивают:
а) сенсорно-перцептивные процессы;
б) процесс мышления;
в) процесс представления;
г) процесс воображения.
7. Когнитивный стиль по отношению к познавательной деятельности является:
а) способом;
б) уровнем выполнения;
в) условием выполнения;
г) фактором выполнения.
8. Полезависимый/поленезависимый параметр когнитивного стиля выделяется по типу:
а) восприятия;
9. Параметром когнитивного стиля познавательной деятельности по типу мышления является:
б) дивергентность/конвергентность;
10. По данным М.А. Холодной, поленезависимость не коррелирует:
а) с высоким показателем невербального интеллекта;
б) с гибкостью информационных процессов;
в) с легкостью смены обстановки;
г) с конформностью.
11. Для лиц, склонных к полезависимости, характерна:
а) ориентация на внешние признаки;
б) образность мышления;
в) склонность игнорировать менее заметные черты анализируемого объекта;
г) легкость генерализации и переноса знаний и навыков.
12. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, – это:
б) интеллект;
13. Сквозным психическим процессом считается:
б) внимание;
14. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:
г) внимание.
15. Серьезные разногласия в психологической науке вызывают природа и сущность:
г) внимания.
16. Отражение актуальной реальности и обеспечение адаптации к ней осуществляет:
б) восприятие;
17. Трансформацию информации во времени, воспроизведение прошлого в настоящем осуществляет:
б) память;
18. Одну из первых моделей интеллекта предложил:
а) Ч. Спирмен;
19. В западной психологии наиболее распространено понимание интеллекта как адаптации к наличным обстоятельствам жизни:
а) биопсихической;
20. Интеллект в ряде психологических концепций не отождествляется:
а) с системой умственных способностей;
б) со стилем и стратегией решения проблем;
в) с когнитивным стилем;
г) с перцепцией.
21. К. Спирмен разработал теорию интеллекта:
б) двухфакторную;
22. В качестве промежуточного фактора интеллекта К. Спирмен выделил фактор:
а) числовой;
23. Дж. Гилфорд разработал модель интеллекта:
в) трехфакторную;
24. Главным оппонентом К. Спирмена был:
в) Л. Тёрстон;
25. Дж. Гилфорд разработал модель интеллекта, которую называют:
б) кубической;
26. Дж. Гилфорд считал, что способности человека определяются не категорией:
г) установки.
27. Существует набор независимых способностей, которые определяют успешность интеллектуальной деятельности, по мнению:
в) Л. Тёрстона;
28. Р. Зайонц исследовал зависимость интеллекта детей:
а) от культурных условий их воспитания;
б) от порядка их рождения в семье;
в) от их национальных особенностей;
г) от уровня развития речи.
29. Заслуга введения структурного анализа в психологию интеллекта принадлежит:
в) Ж. Пиаже;
30. Для решения задач исследования интеллектуальных способностей был создан анализ:
б) факторный;
31. Понятие «интеллектуальный климат» в научный язык ввел:
г) Р. Зайонц.
32. В отечественной психологии так называемый материнский эффект изучает:
в) В.Н. Дружинин;
33. Шкалы интеллекта IQ соответствуют измерению на уровне:
в) интервальном;
34. Критерием оценки развития интеллекта не является(ются):
а) глубина, обобщенность и подвижность знаний;
б) владение способами кодирования и перекодирования информации;
в) владение способами интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий;
г) скорость протекания нервных процессов.
35. Идея количественного определения интеллектуального развития детей с помощью тестов принадлежит:
г) А. Бине.
36. Термин «коэффициент интеллектуальности» ввел:
в) В. Штерн;
37. Попытка изучения продуктивных творческих составляющих интеллекта была предпринята представителями психологии:
в) гештальтпсихологии;
38. Валидность измерения интеллекта не зависит:
а) от определения понятия интеллекта, представляющего ту или иную концепцию этого феномена;
б) от состава тестовых заданий, разрабатываемых в соответствии с концепцией;
в) от эмпирических критериев;
г) от темперамента испытуемых.
Образ
ОБРАЗ (англ. image) — чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику. Будучи всегда чувственным по своей форме, Образ по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный О.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшей компонентой действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели и разворачивая действие в пространстве и времени. Полнота и качество Образа определяют степень совершенства действия. В процессе реализации действия исходный О. видоизменяется (преобразуется), накапливая в себе опыт практического взаимодействия субъекта со средой. Объем содержания О. безграничен (от О. микрочастицы до О. Вселенной), причем все содержание дано в нем одновременно (симультанно). В чувственном О. м. б. воплощено любое абстрактное содержание; в этом случае материалом для О. служат не только пространственно-временные представления (зрительные, слуховые, тактильные, мышечные, вестибулярные, вкусовые и обонятельные), но и внутренняя речь (в виде названия абстрактного понятия или описания его с помощью ключевых слов). (См. Концептуальная модель, Оперативный образ, Отражение чувственное, Радикальная теория образов, Функциональная эквивалентность образов).
Различают следующие виды образных явлений. 1. О. восприятия (син. перцептивный О., перцепт) — отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), воздействующего на органы чувств. 2. О. представления (см. Представление, Представления памяти). 3. О. воображения (син. фантазия) — вымышленный О., данный в представлении, но не имеющий аналогов в реальной действительности и поэтому никогда ранее не воспринимавшийся (см. Воображение). 4. Послеобраз (син. последовательный О.) — следовое непроизвольное «восприятие» кажущегося объекта, который незадолго до этого рассматривался при строго неподвижном взгляде (в случае зрительного послеобраза, но аналогичные явления существуют и в др. модальностях). Хорошо заметен лишь на однородном (лучше всего сером) фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной (или медленно и плавно движущейся) метки. 5. Эйдетический образ — отчетливое, полное и детальное зрительное представление объекта (сцены) в течение некоторого времени после прекращения его рассматривания; отличается от послеобраза независимостью от движений глаз и большей стабильностью сенсорных характеристик. Эйдетизм характерен для части детей. У взрослых встречается редко. 6. Фосфены (син. фотизмы) — хаотические световые «ощущения» («искры в глазах»), обычно наблюдаемые в темноте или при закрытых глазах; имеют разнообразную текстуру — от нескольких светящихся точек до сложных узоров, меняющихся во времени. Могут вызываться электрической стимуляцией участков кожи ок. глазницы или различных отделов зрительного анализатора, а также механическим воздействием на глаз (надавливанием на закрытое веко). 7. Фантом (см. Фантом ампутационный) — ощущение утраченной части тела (после ампутации руки, ноги и т. п.). 8. Галлюцинация — ложное восприятие реально отсутствующего объекта (сцены), субъективно не отличаемое от О. восприятия; возникает спонтанно, как правило, при различных психических расстройствах (см. Онейроидное состояние сознания, Персеверация, Синдромы психопатологические, Сознания патология), в стрессовых ситуациях и во время длительной сенсорной изоляции. 9. Почти всем знакомы нормальные сновидные О., которые нередко имеют «кинематографический» и квазиреальный характер. См. также Психосенсорные расстройства, Энтоптические явления. (А. И. Назаров.)
При сравнении качественных характеристик образов восприятия и образов представления бросается в глаза неполнота, фрагментарность, неустойчивость и бледность последних в сравнении с образом восприятия.
Интенсивное изучение образов ведется в психологии когнитивной, где обсуждается и проблема соотношения образа, возникающего в результате актуального восприятия, с представлениями тех же самых предметов и событий.
Биопсихизм в психологии
Биопсихизм в психологии
Данная точка зрения основана на качественном отличии живой и неживой материи. При этом критерием живого считается обмен веществ. Для сохранения себя живому организму, в отличие от неживого, необходимо взаимодействовать со средой и получать из нее необходимые для себя компоненты. Таким образом, любое живое существо обладает потребностью в получении дополнительных веществ из среды и активностью (способностью инициировать для этого взаимодействие со средой), что проявляется по отношению к среде в форме раздражимости.
Признавая раздражимость (способность к избирательному реагированию на воздействия среды в соответствии со своими потребностями) общим для всего живого свойством, сторонники биопсихизма рассматривают его как изначальную форму психического, свойственную всей живой материи. Этой точки зрения придерживались многие эволюционисты, в частности Т. Гоббс, Э. Геккель, из психологов – В. Вундт, отчасти П.К. Анохин (представление об опережающем отражении как общем свойстве живого), Я.А. Пономарев (считающий, что в филогенезе не было «допсихического» этапа как существования физиологического без психического) и другие.
В первой половине XX в. на основе изучения физиологии высших растений появилось направление, которое получило название «фитопсихология» (психология растений). Сторонники фитопсихологии аргументировали свою точку зрения, во-первых, тем, что основная характеристика поведения – движение (которое признавалось проявлением психики у животных) относится и к растениям, так как у них тоже есть неростовые движения (настии). А во-вторых, пытались доказать, что растения способны «испытывать эмоции», они отличают положительное и отрицательное отношение к себе человека, реагируя на это изменением процессов жизнедеятельности.
Однако настии – это изменение осмотического давления в тканях растения, в результате чего происходит различное изменение тургора клеток в разных частях растения и возникает изменение положения этих частей относительно друг друга (поднятие или опускание лепестков, поворот соцветия подсолнуха и т.п.), что принципиально отлично от движения животных организмов, направленного на цель и осуществляемого всем организмом, а не отдельными его частями. Эксперименты же с «эмоциями» растений не подтвердили гипотезы об их чувствительности.
Развитие нервной системы и психики в филогенезе
Филогенезом (от греч. phyle — род, племя и genesis — рождение, происхождение) называется процесс развития всего живого (от растений к животным, а от них — к человеку).
Психика – свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности.
Сознание – высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической Деятельности людей.
Существуют различные подходы к пониманию того, кому присуща психика:
антропсихизм (Р. Декарт) полагает, что психика присуща только человеку;
панпскшзм (французские материалисты) утверждает всеобщую одухотворенность природы. В соответствии с данной теорией психика присуща всей природе, всему миру (в том числе и камню);
согласно биопсихизму психика — свойство живой природы (т е. присуща и растениям);
нейропсихизм (Ч. Дарвин) считает, что психика свойственна только организмам, имеющим нервную систему;
мозгопсихизм (К. К. Платонов) находит психику только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, поскольку у них узелковая нервная система без выраженного головного мозга).
Согласно А.Н.Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности.
Под чувствительностью понимается способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т,п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи.
Критерием чувствительности выступает способность образовывать условные рефлексы — закономерную связь внешнего или внутреннего раздражителя через посредство нервной системы с той или иной деятельностью.
Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и, следовательно, существовать.
Выделяют три основные стадии развития психики у животных в филогенезе:
1. Стадия элементарной чувствительности. На данной стадии животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных) реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.).
Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически.
Инстинкт — это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида; врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители.
2. Перцептивная стадии психики. На данной стадии у животных (птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов (предметное восприятие); животное способно обучаться, у него появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.
3. Стадия интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, ситуацию в целом, прогнозировать развитие ситуации в ближайшем будущем.
В результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения.
Интеллектуальный характер носят действия многих животных-хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов.
Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности и действует только в пределах наглядной ситуации.
В психологии под филогенезом понимается процесс изменения психики человечества в процессе эволюции. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности, социальной и культурной эволюции человечества.
Материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человека.
Филогенезное развитие психики в отечественной психологии рассматривается на двух уровнях: физиологическом и элементарном психическом.
На уровне физиологического развития в эволюции психики выделяются несколько этапов.
В самом начале зарождающейся на земле жизни наметились две основные формы изменчивости во взаимодействии элементарных организмов (прообразов нервных клеток) с окружающей средой. Они и определили уже у одноклеточных разделение на две самостоятельные ветви: реализуемых у растений и в животном мире.
В основе этого разделения лежит присущая простейшему организму форма физиологического отражения окружающей среды — раздражимость, которая представляет собой изменение физиологического состояния организма под влиянием внешних воздействий (тепловых, световых, химических и др.), называемых раздражителями.
В последующем раздражимость стала вызывать приспособительские процессы, уравновешивающие состояние организма со средой. Если растения остановились на физиологической форме отражения, заключающейся в изменении химического состава и физического состояния, то в животном мире процессы усовершенствования продолжались. У них формируется новый тип раздражимости — чувствительность, как общая способность организма к ощущению и защитному реагированию на действие раздражителя.
Именно с ее появлением начинается эволюция, собственно, психического отражения окружающего мира.
В его пределах появляются ощущения — отражение нервной клеткой конкретных температурных, световых, химических и т.р. характеристик, воздействующих на нее предметов и явлений объективного мира.
Последующее объединение нервных ощущений в систему привело к образованию качественно нового вида физиологического отражения объективной действительности – восприятия, представляющего собой объединение различных видов ощущений в едином субъективном образе воздействующих на организм внешних предметов и явлений.
Дальнейшее объединение нервных клеток привело к образованию в организме мозговой трубки, а в последующем — спинного и головного мозга.
Это был уже совершенный орган, позволивший наряду с физиологическим, появиться и психическому (субъективному) отражению мира.
Формирование элементарного психического уровня филогенезного развития психики может рассматриваться в рамках нескольких самостоятельных этапов.
В его пределах возникают простейшие психические реакции организма животного мира, получившие название рефлексов – закономерной ответной реакцией организма на действие определенного раздражителя. Как было экспериментально выявлено и доказано И.М.Сеченовым, все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения являются рефлексами.
При этом они начинаются чувственным возбуждением, продолжаются определенным психическим актом и заканчиваются мышечным движением.
Происходит формирование однообразных рефлексивных действий на конкретные воздействия внешних или внутренних раздражителей. И.П.Павлов установил, что в основе нервной деятельности живого организма лежит рефлекс, представляющий не только физиологическое, но и психическое явление одновременно.
При этом он назвал постоянную связь внешнего раздражителя с соответствующей реакцией на него живого организма — безусловным рефлексом, а временную — условным рефлексом.
Безусловные рефлексы закрепляются в организме и передаются по наследству, что привело к образованию инстинктов — совокупности врожденных компонентов психической деятельности человека и животных (безусловных рефлексов), проявляющихся в их поведении и обеспечивающих их существование. Формирование инстинктов на первых порах обусловливалось биологическими потребностями (питания, продолжения рода и так далее), а в последующем совершенствовалось и приобретало новое содержание — ориентировочное, защитное, поисковое.
Но следует учитывать, что безусловные рефлексы и инстинкты обеспечивают взаимодействие организма только со стабильной средой. В изменчивой же среде одних только безусловных связей недостаточно. Этот пробел восполняется механизмами условных рефлексов.
Образование условных рефлексов является более сложным процессом в работе нервной системы. Они стали основой приспособления живого организма к изменчивой, подвижной, многообразной среде и могут вырабатываться на сигналы, связанные с безусловным раздражителем, но уже через второй, третий и так далее раздражители.
Последующее развитие нервной системы дало возможность в рефлексивном поведении опереться на сочетание различных реакций на одновременно действующие раздражители.
Чем более совершенствуется организм, тем легче изменяющиеся условия среды снимают устаревшие инстинктивные формы поведения и формируют новые более совершенные. Появление способности легко менять формы поведения создало новый вид психической деятельности, называемый навыком.
9. Как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами, душа понималась:
а) представителями анимизма;
10. Что особого духовного начала нет, оно всегда одно из проявлений протяженной субстанции (материи), считал:
11. Утверждение о том, что психика присуща только человеку, принадлежит представителям:
12. Основателем антропопсихизма является:
13. Психологические идеи первоначально зародились:
а) в экзистенциализме;
б) в прагматическом утилитаризме;
в) в работах В.Вундта;
г) в русле античной философии.
14. По Р. Декарту, концепция человека:
а) опирается на разум, освященный верой;
в) отвергает идею души как сущности человека;
г) отвергает идею разума как сущности человека.
Отечественная психологическая школа:
а) выросла из культурно-исторической концепции развития психики;
б) основана на изучении приемлемых форм поведения;
в) отвергает детерминистский характер психики;
г) выросла на идеях единства бессознательного и сознательного.
Функционалистический подход начала XX в.:
а) отрицает существование сознания;
б) отвергает использование интроспекции;
в) стремится понять функции и роль сознания в выживании человека;
г) стремится понять функции и роль ощущений в выживании человека.
17. Впервые концепция бессознательного психического была сформулирована:
18. Ближайшим предшественником бихевиоризма был:
19. Основателем бихевиоризма считается:
20. Дата рождения бихевиоризма:
21. Психология представляет собой объективную экспериментальную отрасль естественных наук с точки зрения парадигмы:
г) когнитивной психологии.
Основные положения когнитивного бихевиоризма сформулировал:
Бихевиористы опирались в своих положениях на учение:
24. Программу изучения психики с точки зрения целостных структур выдвинул:
25. Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, ее активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как:
а) когнитивная психология;
г) гуманистическая психология.
Душу как пассивную, но способную к восприятию среды сравнивал с чистой доской, на которой ничего не написано:
27. Автором знаменитой фразы «Я мыслю – значит, я существую» является:
28. Теорию, объясняющую поведение человека на основе механической модели, создал:
29. Основы детерминистской (причинностной) концепции поведения человека заложил:
30. Основоположником отечественной научной психологии считается:
Направление в советской психологии 20-х – начала 30-х гг. XX в., трактующее психологию как науку о поведении живых существ, в том числе и человека, оформилось как:
Основателем первого в России психологического института является:
33. Психологический институт в России был создан:
34. Реактология была основана:
II. Психические процессы
1. Познавательные процессы
1.1. Структура познавательной деятельности
1. Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают процессы:
2. Общей чертой значительного числа современных структурных теорий познавательных процессов не является представление о существовании:
а) сенсорных регистров;
б) кратковременной памяти;
в) долговременной памяти;
г) информационных фильтров.
Проблема операционного состава и структуры стала центральной в контексте исследования познавательных процессов:
4. Центральной категорией психологии познавательных процессов является категория:
Целостность образа не детерминирована:
6. Получение первичных образов обеспечивают:
а) сенсорно-перцептивные процессы;
б) процесс мышления;
в) процесс представления;
г) процесс воображения.
7. Когнитивный стиль по отношению к познавательной деятельности является:
б) уровнем выполнения;
в) условием выполнения;
г) фактором выполнения.
Полезависимый/поленезависимый параметр когнитивного стиля выделяется по типу:
Параметром когнитивного стиля познавательной деятельности по типу мышления является:
10. По данным М.А. Холодной, поленезависимость не коррелирует:
а) с высоким показателем невербального интеллекта;
б) с гибкостью информационных процессов;
в) с легкостью смены обстановки;
Для лиц, склонных к полезависимости, характерна:
а) ориентация на внешние признаки;
б) образность мышления;
в) склонность игнорировать менее заметные черты анализируемого объекта;
г) легкость генерализации и переноса знаний и навыков.
Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях, – это:
Панпсихизм, Биопсихизм, Анималопсихизм, Нейропсихизм, Антропопсихизм
Сквозным психическим процессом считается:
14. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:
15. Серьезные разногласия в психологической науке вызывают природа и сущность:
Отражение актуальной реальности и обеспечение адаптации к ней осуществляет:
17. Трансформацию информации во времени, воспроизведение прошлого в настоящем осуществляет:
18. Одну из первых моделей интеллекта предложил:
19. В западной психологии наиболее распространено понимание интеллекта как адаптации к наличным обстоятельствам жизни:
20. Интеллект в ряде психологических концепций не отождествляется:
а) с системой умственных способностей;
б) со стилем и стратегией решения проблем;
в) с когнитивным стилем;
К. Спирмен разработал теорию интеллекта:
В этом случае предполагается, что психика, являясь функцией нервной системы, появляется только у тех животных, у которых нервная система есть. Такая точка зрения, несмотря на ее популярность, особенно в психофизиологии, противоречит основному принципу ведущей роли функции по отношению к органу (сначала в эволюции появляется функция и только вслед за ней – орган, ее обеспечивающий) и не позволяет объяснить закономерность появления психики в эволюции и специфику ее содержания.
Получается, что развитие психического отражения следует за развитием нервной системы, однако все данные эволюционной биологии, зоопсихологии, антропогенеза и онтогенеза свидетельствуют об обратном процессе: сначала появляется изменение взаимодействия субъекта с миром, затем новое содержание субъективного опыта, которое образует основу для развития нервной системы. Однако в реальном развитии логика этих процессов необычайно сложна, на определенных генетических этапах состояние органа (нервной системы) определяет собой функцию (особенности психики), и если анализ проводится внутри одного уровня развития, то общие закономерности могут не обнаруживаться или выступать в другом виде (как внутрисистемные, а не межсистемные изменения).
Панпсихизм
Рефлекторная теория психики, обоснованная Г. Спенсером и И.М. Сеченовым, относится как раз к анализу механизмов психики в рамках тех взаимоотношений органа и функции, когда орган (нервная система) уже есть и его прогрессивное развитие обусловливает дальнейшее развитие функции (психики), хотя, как было отмечено выше, эти ученые появление психики в эволюции не рассматривают как производное нервной системы. Объяснение развития психики не «изнутри» (от строения тела и нервной системы в том числе), а из усложнения взаимоотношений субъекта со средой является ведущим принципом психологии, сформулированным Спинозой, Г.
Спенсером, И.М. Сеченовым, оно содержится у французских эволюционистов и Ч. Дарвина и является основополагающим в современной психологии развития. Живучесть нейропсихизма связана, в частности, с тем, что донервный уровень развития психики (у одноклеточных и низших одноклеточных – губок) необычайно сложен для изучения и в настоящее время очень мало исследуется.
Еще в 1995 году австралийский философ Дэвид Чалмерс сформулировал «трудную проблему сознания». В частности, Чалмерс рассуждал, почему такие ощущения, как вкус и цвет, дают начало субъективному опыту, почему у нас в голове постоянно прокручивается уникальный «кинофильм» со спецэффектами.
«Физика объясняет химию, химия объясняет биологию, а биология частично объясняет психологию.
Но не похоже, чтобы сознание вписывалось в эту картину», — говорит Чалмерс в лекции TED.
«Сознание — это аномалия», утверждает ученый. Но у современной нейронауки есть две «безумные идеи», как встроить этот феномен в наше видение мира.
Первая безумная идея: сознание фундаментально, то есть это базовый «кирпичик природы».
«Если нельзя объяснить сознание на основе существующих принципов — пространства, времени, массы, заряда — тогда, по логике, необходимо дополнить список», — объясняет ученый.
По выражению Чалмерса, нейронауке нужно сформулировать основные законы сознания так просто, чтобы их можно было напечатать на футболке.
Вторая безумная идея: сознание универсально.
Сознанием обладают «не только люди, собаки, мыши, мухи, но даже микробы Роба Найта, элементарные частицы.
Биопсихизм
Даже у фотона в какой-то степени есть сознание», — рассказывает Чалмерс.
«Как правило, сторонники панпсихизма не описывают столы и другие предметы как обладающие сознанием в целом», — подчеркивает Хедда Хэссел Мурк, сотрудница Центра исследования мозга, разума и сознания при Нью-Йоркском университете. Однако «стол можно понимать как совокупность частиц, каждая из которых обладает своей, очень примитивной формой сознания».
В 2004 году итальянский нейробиолог Джулио Тонони сформулировал теорию интегрированной информации, согласно которой любой мозг или любая сложная система с интегрированной информацией имеет сознание.
Панпсихизм допускает, что любая система может обладать сознанием — будь то горная цепь, ложка или планета Земля, добавляет Чалмерс.
Конечно, для кого-то эти идеи — сущее безумие. «Но почему мы считаем, что здравый смысл — хороший проводник по устройству Вселенной?» — задается вопросом Филип Гофф, преподаватель философии в Центрально-Европейском университете в Будапеште и автор трактата о сознании.
«Эйнштейн говорит нам странные вещи о природе времени, которые противоречат здравому смыслу; квантовая механика не имеет ничего общего со здравым смыслом», — аргументирует ученый.
Пересказывая идеи английского астрофизика Эддингтона, Гофф заключает: «Глупо отказывать в сознании природе вещей и спрашивать потом о природе самого сознания».