цель это то на что направлена деятельность
Цель это то на что направлена деятельность
ЦЕЛЬ — конечный результат деятельности человека (или коллектива людей), предварительное идеальное представление о котором (совместно с желанием ее достигнуть) предопределяет выбор соответствующих средств и системы специфических действий по его достижению. Так, Ц. избирательной кампании, проводимой определенной партией — избрание президентом своего представителя, — предопределяет выбор союзников, источников финансирования, стратегию общения с избирателями и представителями средств массовой информации, манеру поведения и даже одежду и улыбку кандидата, как и многое др. Наибольшие философские проблемы и трудности, связанные с использованием понятия Ц., возникали всегда вместе с попытками распространения этого понятия за пределы собственно человеческой деятельности, напр. на мир живых организмов, а тем более на природные объекты и процессы в целом. Это не только допускалось, но считалось само собою разумеющимся уже первым великим систематизатором философии и науки античности Аристотелем, который полагал, что для полного объяснения любого явления или события в мире необходимо знание 4-х типов причин: 1) материальной, 2) действующей, 3) формальной и 4) целевой (causa finalis), дающей ответ на вопрос «для чего?». Однако в последующие века развития европейской культуры обращение к «Ц.» для объяснения природных явлений прочно срослось с различного рода спиритуалистическими и религиозными концепциями, тогда как научное объяснение стало жестко связываться с поисками исключительно материальных и действующих причин любого явления в мире. Следует подчеркнуть, что последовательное проведение такой линии требовало исключения понятия «Ц.» и из арсенала научного объяснения деятельности самого человека, что нередко провозглашалось последовательно мыслящими представителями материализма, позитивизма и бихевиоризма. Перелом в этом отношении в европейской науке произвела созданная Ч. Дарвином теория естественного отбора, легализовавшая понятие «Ц.» в биологии, по крайней мере в смысле признания целесообразности организации живых систем. Дальнейшим шагом в этом направлении была легализация данного понятия в естественных науках. Благодаря кибернетике, понятия целенаправленности как характеристики поведения любых сложноорганизованных систем — будь то деятельность человека, живого организма (от бактерии до высшего позвоночного животного) или технического устройства, снабженного механизмом регулирования своего поведения по принципу обратных связей, — дальнейшая дискуссия по этим проблемам в современной философии науки привела к признанию научной релевантности как понятия «Ц.», так и всего блока телеологических понятий в применении ко всем сложноорганизованным системам любой природы. В таком более широком смысле Ц. понимается как конечное состояние, достигаемое поведением любой системы, которая снабжена механизмами распознавания и достижения Ц., закодированными в ее структуре (простейшим случаем такого механизма является управление по принципу отрицательных обратных связей). Это не отменяет необходимости детального эмпирического изучения подобных механизмов, которые весьма специфичны для систем различной природы. В частности, на фоне этой общей картины становится особенно явственной специфичность целеориентированной деятельности человека, в которой формирование идеальных Ц. и мотивов этой деятельности осуществляется на основе ценностных ориентации человека как личности и в существенной степени детерминировано его мировоззренческими установками и идеалами.
Мотивы и цели деятельности человека в психологии
Деятельность человека регулируется его мотивами и сознательно поставленными целями.
При их отсутствии мотивы были бы подчинены только лишь эмоциям, носящим непродолжительный характер времени, а действия носили бы беспорядочный характер.
Что же такое мотивы и цели? Какую функцию они выполняют в жизни человека?
Что такое локус контроля и как он связан с деятельностью человека? Узнайте об этом из нашей статьи.
Когда у человека возникает мотив, у него появляется энергия на достижение каких-то определенных результатов, выполнение действий.
Мотив также может быть направлен не только на осуществление какой-либо деятельности, но и на отказ от нее.
Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, определяют направленность личности, ее устремленность к жизненным целям.
Цели также побуждают человека к деятельности.
При этом, чем конкретнее они поставлены, тем большую побудительную силу имеют.
Общие же, неконретизированные цели слабо стимулируют к какому-либо действию.
Чем они определяются?
Мотивы и цели отражают потребности человека, которые и заставляют человека искать пути для ее удовлетворения.
Абрахам Маслоу, известный американский психолог, представил следующие базовые потребности, определяющие цели и мотивы личности:
Соответственно, прежде всего человек склонен к удовлетворению физиологических потребностей, и только после того, как они будут реализованы, возникают потребности духовные.
Также у человека может возникать несколько потребностей одновременно, что может вызвать конфликт мотивов.
Виды и функции
Различают следующие функции мотивов:
Также некоторые из них могут и не осознаваться человеком. В процессе деятельности и развития человека могут исчезать одни мотивы и рождаться другие.
Виды мотивов классифицируются по следующим признакам:
В основе какой-либо деятельности может лежать одновременно несколько мотивов, причем, чем их больше, тем более они способны спровоцировать личность на конкретные действия.
Мотивы профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность играет одну из ключевых ролей в нашей жизни.
Однако плохо мотивированный сотрудник не сможет полностью реализовать свой человеческий ресурс, а также принести предприятию, на котором он работает, максимальную пользу.
Какие же бывают мотивы профессиональной деятельности?
Хорошие результаты при таком подходе показывает и организация труда, при котором размер зарплаты прямо пропорционально зависит от объема выполненной работы.
Выполняя свои профессиональные задачи, человек может не только получать материальное вознаграждение за труд, но и удовлетворять свою потребность быть полезным для общества.
Возможность столкнуться с чем-то новым, освоить новые знания также являются важным стимулом к трудовой деятельности работников.
Потребности рождают мотивы, которые побуждают и направляют человека к деятельности определенного рода. Осознавая их, человек ставит перед собой цели, реализация которых в конечном итоге ведет к удовлетворению жизнью и возможности максимально использовать свой потенциал.
Цель это то на что направлена деятельность
Ключевые слова конспекта: деятельность человека, структура деятельности, формы деятельности человека, мотивы, цель, виды действий, результат.
Деятельность человека — это его активность, направленная на достижение поставленных целей, которые связаны с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.
(альтернативное определение): Деятельность — человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Развитие общества — результат деятельности людей. Деятельность человека:
Основными компонентами деятельности являются субъект и объект. Субъект — тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, организация, государственный орган. Объект — то, на что направлена деятельность: природные материалы, различные предметы, сферы общественной жизни, различные группы людей, другой человек, сам субъект.
Деятельность имеет определённую структуру.
Мотивы деятельности — это внутренние побудительные силы субъекта деятельности. Мотивами деятельности являются: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.
Цель — это то, чего субъект деятельности хочет достичь. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Человек, начиная любую деятельность, всегда ставит (полагает) цель.
Достижение цели зависит от выбора средств. Средства достижения цели — это сумма знаний, которой обладает субъект деятельности: орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация.
(альтернативное определение): Средства — это приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности. Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.
Деятельность состоит из ряда действий. Действием называется процесс, который направлен на достижение поставленной цели. Действие — это проявление волеизъявления людей.
Различают следующие виды действий:
Структура протекания деятельности
Результат деятельности
Результат является завершающим звеном в структуре деятельности, которое подтверждает достижение поставленной цели. Иначе: Результат — конечный итог, завершающий деятельность.
Это конспект по математике на тему «Деятельность человека». Выберите дальнейшие действия:
Цель это то на что направлена деятельность
Полезное
Смотреть что такое «цель» в других словарях:
цель — цель, и … Русский орфографический словарь
цель — цель/ … Морфемно-орфографический словарь
ЦЕЛЬ — один из элементов поведения и сознат. деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ. средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий… … Философская энциклопедия
цель — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? цели, чему? цели, (вижу) что? цель, чем? целью, о чём? о цели; мн. что? цели, (нет) чего? целей, чему? целям, (вижу) что? цели, чем? целями, о чём? о целях 1. В военном деле, спорте целью… … Толковый словарь Дмитриева
ЦЕЛЬ — Легче идти вперед, чем в нужном направлении. Михаил Генин Лишены прозорливости не те люди, которые не достигают цели, а те, которые проходят мимо нее. Франсуа Ларошфуко Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер … Сводная энциклопедия афоризмов
Цель-ам-Зе — Город Цель ам Зе Zell am See Герб … Википедия
Цель — Цель ♦ But То, к чему мы стремимся, то, чего добиваемся, что хотим получить, в чем желаем преуспеть. Стоики различали конечную цель (telos) и просто цель (skopos). Цель является чем то внешним по отношению к действию – такова мишень, в… … Философский словарь Спонвиля
ЦЕЛЬ — жен. мета, предмет, в который кто метит, наводит, старается попасть; цель для стрельбы, мишень, с раскрашенными кругами, коих средина сердце или яблоко. Метил в цель, а попал в пень. | Цель, на стрельном оружии, мушка, шипок на дуле для наводки… … Толковый словарь Даля
ЕГЭ. Человек. Тема 6. Деятельность
Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности. Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.
Что такое деятельность?
Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.
Структура деятельности
Таким образом, структура деятельности такова:
Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат
Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.
Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.
По мотивам действия бывают ( по Веберу М):
Виды деятельности
1.Материальная (практическая):
2.Духовная
Формы деятельности
Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.
Характерные черты труда как вида деятельности
Виды труда
Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.
Характерные черты игры как вида деятельности
Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.
Виды учения
Характерные черты учения как вида деятельности
Человеческая деятельность имеет особенности:
Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.
Что такое творчество?
Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.
Механизм творческой деятельности:
Отличие деятельности человека от активности животного
Черты деятельности человека | Черты активности животного |
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. | В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа. |
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. | Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности. |
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. | Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих. |
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. | Активность животных — это результат их биологической эволюции. |
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. | Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы. |
Общение
В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.
Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.
Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).
Функции общения
Виды общения
Следует отличать общение от коммуникации.
Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).
Однако в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ). Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.
Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.
Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!