цель что такое безопасность
Что такое безопасность
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Иногда толкование привычных слов вызывает затруднение.
Нелегко с ходу объяснить, что такое свобода, государство, наука и т.д.
Сегодня мы проанализируем одно из таких вроде обычных и привычных понятий, поговорим о том, что такое безопасность.
Безопасность – это …
Разберем слово по частям:
Следовательно, безопасность – это состояние защищенности от внешних угроз.
Древнегреческий философ Платон считал, что безопасность – это «предотвращение вреда». Пожалуй, это наиболее универсальная трактовка понятия.
Оценка безопасности всегда субъективна. Поясню: находясь в открытом море без плавсредств, я нахожусь в большой опасности, в то время как для рыб морская вода – это главное условие жизни.
Будем субъективны и поговорим о том, что такое безопасность для нас с вами, т.е. для людей и социума. Хотя и здесь уместна оговорка: трактовка этого понятия не одинакова для граждан цивилизованного общества и племени, обитающего, допустим, в дебрях Амазонки.
К примеру, мы считаем, что, порезавшись, в целях защиты своего здоровья нужно продезинфицировать ранку, а хлопец из дикого племени с теми же намерениями посыплет порез золой из костра.
Безопасность может быть …
Безопасность классифицируется в зависимости от объекта, в отношении которого обеспечивается:
Национальная безопасность подразумевает защищенность личности, общества и государства во всех сферах деятельности. Включает в себя следующие виды безопасности:
Как обеспечивается безопасность
Защитить какой-либо объект от воздействия негативных факторов или стечения неблагоприятных обстоятельств возможно применением разных методов. Основные из них:
Законодательное регулирование в России
В Российской Федерации безопасности жизнедеятельности человека и государства уделяется особое внимание, поэтому все аспекты данной сферы регламентируются на законодательном уровне Федеральным Законом (ФЗ) «О безопасности» за № 390-ФЗ от 28.10.2010 г. Рассмотрим его основные положения.
Закон также определяет полномочия всех структур государственной и исполнительной власти в области обеспечения безопасности, т.е. указывает: кто и за что отвечает при решении проблем.
Безопасность
Полезное
Смотреть что такое «Безопасность» в других словарях:
безопасность — Отсутствие недопустимого риска. [ГОСТ Р МЭК 61508 4 2007] безопасность Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (по Закону Российской Федерации [1]). [ГОСТ Р 52551 2006]… … Справочник технического переводчика
БЕЗОПАСНОСТЬ — БЕЗОПАСНОСТЬ, безопасности, мн. нет, жен. Отсутствие опасности. Находиться в полной безопасности. Общественная безопасность. || чего. Предупреждение опасности, условия, при которых не угрожает опасность. Безопасность труда. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
безопасность — надёжность; защищенность, устойчивость, сохранность, надежность, безобидность, невредность, безвредность. Ant. опасность, тревога, опасение Словарь русских синонимов. безопасность сущ. 1. • безвредность отсутствие вреда (о лечебном или химическом … Словарь синонимов
Безопасность — – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. Примечание. В области стандартизации… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Безопасность — (англ. safety, security; фр. securite) состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического,… … Энциклопедия права
безопасность — БЕЗОПАСНОСТЬ, и, жен. 1. см. безопасный. 2. Состояние, при к ром не угрожает опасность, есть защита от опасности. В безопасности кто н. Техника безопасности. Б. движения. Международная б. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова
БЕЗОПАСНОСТЬ — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз или опасностей ( ГОСТ Р 22.0.02 94. ) EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической… … Экологический словарь
БЕЗОПАСНОСТЬ — англ. security; нем. Sicherheit. Состояние, когда народ (государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне свободно избирать и осуществлять свою стратегию соц., экон. и полит, развития. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Безопасность — состояние международных отношений, обеспечивающих стабильность мирового сообщества. Основополагающие принципы безопасности международной баланс сил и интересов. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
«Что такое безопасность и что такое опасность»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель: В нашей стране ежедневно гибнут люди в разнообразных ситуациях, а также в обычных житейских условиях. Число жертв – более 250 тыс. человек в год, около 10% потерь приходится на детей.
Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности жизнедеятельности.
Учитель: Как понимаете слово опасность?
Дети: Опасность – это ситуация, в которой человеку кто-то или что-то угрожает. (Приложение 2)
Учитель: Приобретение знаний и умений по защите здоровья и жизни в опасных ситуациях или неблагоприятных, угрожающих здоровью условиях является залогом вашей личной безопасности.
Учитель: Скажите, где, в каких местах или месте, вы чувствуете себя в безопасности?
Дети: Я чувствую себя в безопасности дома, там родители, бабушка.
Я чувствую себя в безопасности в школе, там друзья, учителя.
Запись на доске: “Безопасные места”.
Учитель: А давайте попробуем вспомнить опасную ситуацию, попробуем ответить на вопросы (на доске – вопросы).
— Что с тобой случилось?
— Кто был вместе с тобой?
— Что ты почувствовал?
— Почему ты считаешь ситуацию опасной?
— Кто или что тебе помогло?
1. Дети заблудились в лесу.
2. Во время купания в реке лопнул круг, и кто-то чуть не утонул.
3. В дверь позвонил незнакомый человек, когда ребенок был дома один.
4. Летом на даче были змеи и т.д.
(Запись ответов на доске под заголовками: “Опасные места”, “Кто помог”)
“Опасные места” “Люди, которые помогли” дом, лес, река, дача,
костёр в лесу и т.д.родители, бабушка, соседи,
учитель пожарные,
милиция, врачи и т.д.
Учитель: Эти люди могут помочь в опасной ситуации, только к ним надо во время обратиться.
Учитель: Отгадайте загадку:
— Чей это был дом, из какой сказки?
— Кто виновник этого несчастья?
— Кто выручил хозяйку дома?
Коль возник пожар в квартире,
Набирайте “НОЛЬ ОДИН”!
Помните, что в целом мире,
Вам поможет он один.
Чётко адрес назовите,
Дом, подъезд, этаж и лифт,
Также кратко доложите,
Есть ли дети, что горит.
Работа с плакатом “Система обеспечения безопасности города”.
Не вешайте трубку до конца разговора.
Учитель: Вывод: дети могут научиться узнавать опасные ситуации и избегать их.
Дети: (работа в группах) рассматривают сюжетные картинки (приложение 1).
(Заслушиваются ответы групп и обсуждаются всем классом).
Вывод: Каждая проблема может иметь несколько решений. Важно научиться находить решение, которое не приносит вреда здоровью.
Учитель приводит примеры несчастных случаев (из прессы), которые произошли за прошедшую неделю.
Вскрываются причины и обсуждаются с детьми пути предотвращения несчастного случая и способы защиты жизни и здоровья.
Учитель: Вспомните, а вы делали что-то опасное? Что вы при этом чувствовали?
Дети: Да, играли на дороге, Когда увидели машину, было очень страшно.
Учитель: Действительно, человек создающий опасную ситуацию, как правило, переживает неприятные минуты.
Работа над ситуациями.
Учитель: К вам в квартиру позвонили. Вы дома одни. Ваши действия?
Дети: Посмотрю в глазок. Если за дверью незнакомый человек, крикну: “Папа, к нам кто-то пришел”.
Учитель: Придя домой из школы, вы обнаружили, что замок сломан и дверь приоткрыта. Как поступить?
Дети: Входить нельзя. Надо обратиться к соседям и позвонить в милицию.
Учитель: Вам надо подняться в лифте на свой этаж, а в кабине – нетрезвый человек. Как быть?
Дети: В лифт не входить, переждать.
Учитель: Послушайте рассказ “Жажда”.
“Жажда”
Был жаркий, летний день. Женя играл с мальчиками во дворе в футбол. Когда игра закончилась, ему очень захотелось пить. Он побежал домой и открыл холодильник. Там стояло много разных бутылок с газировкой, соком и пивом. Он схватил ближайшую бутылку, на которой было написано “Пиво”…
Учитель: В чем опасность ситуации для мальчика?
— Помогите герою избежать опасную ситуацию.
— Закончите рассказ так, чтоб помочь Жене избежать опасности.
Дети: Пивом можно отравиться. Закончить рассказ можно так: “Женя взглянул на этикетку, прочитал “Пиво” и поставил бутылку обратно в холодильник.
Дети: Еще можно простудиться.
Учитель: Послушайте стихотворение Э.Успенского “Мама приходит с работы”.
Два брата в квартире поиграть решили,
Мяч подбросили и сразу
Уронили на пол вазу,
Сыплются книжки из шкафа на пол,
Их поднимать никому не резон,
Съехала скатерть, подушка упала,
Им всего этого кажется мало.
Стали в кубики играть,
Влезли дружно на кровать,
Как птицы стаей полетели,
Руками лампочку радели,
Оглянуться не успели –
И стекляшки на постели.
Так резвятся целый день –
Смотрят, мама входит в дверь.
Мы играли очень дружно
Маме радоваться нужно.
— В какие игры играли мальчики?
— Чем опасны подобные игры в помещении?
Не зря собака тех кусает,
Кто камень зря в неё бросает.
Но если кто с собакой дружит,
Тому собака верно служит.
Учитель: Подумайте, как надо себя вести, чтобы не вызвать у собаки желание укусить.
Если я буду осторожен,
То не пораню себе кожи,
Гвоздь, забивая молотком,
И не ошпарюсь кипятком.
Чтоб я ни делал – никогда
Не причиню себе вреда.
1. Если я буду соблюдать чистоту –
Мне не опасны мухи и тараканы.
2. Если я буду закрывать одеждой тело
Во время прогулок в поле и в лесу –
Мне не опасны пчёлы, осы и клещи.
3. Если я буду пользоваться защитными
Жидкостями и мазями –
Мне не опасны комары.
Учитель: Давайте подумаем, как избежать опасной ситуации и сделаем плакат “Шаги принятия решений” (на доске).
Шаги принятия решений.
1 шаг. Если ты хочешь что-то сделать, то сначала остановись.
2 шаг. Представь, как твой поступок отразится на тебе, твоих родителях, твоих друзьях.
3 шаг. Выбери занятие, последствия которого безопасны. И не делай того, что может иметь плохие последствия.
4 шаг. Похвали себя за то, что тебе удалось принять ответственное решение и избежать опасности.
Учитель: Что нового вы узнали?
Дети: В опасных для здоровья ситуациях люди поступают по-разному. Принимая решение в опасной для здоровья ситуации, следует придерживаться “Шагов принятия решений”.
Конспект занятия «Что такое безопасность»
1.1 Сценарный план занятия
Тема: «Что такое безопасность»
Цель: формирование знаний и умений детей по защите здоровья и жизни в неблагоприятных, угрожающих их безопасности условиях.
1. Ф ормировать умения видеть опасность в повседневной жизни и умение её предупредить.
2. Дать представление о негативных последствиях для жизни и здоровья при незнании или несоблюдении правил безопасности;
3. воспитывать ответственное поведение в быту, осторожность, умение отвечать за свои поступки, бережное отношение к здоровью и жизни людей.
Оборудование: Сюжетные картинки, на которых изображены несчастные случаи.
Знакомство с понятиями «опасность», «безопасность»
Задание «Выбери ответ»
Игра «Продолжите предложение»
Опасность на дорогах
3. Заключительная часть
Чтение стихотворения А. Беляева «Цените жизнь»
Материал к занятию
В нашей стране ежедневно гибнут люди в разнообразных ситуациях, а также в обычных житейских условиях. Число жертв – более 250 тыс. человек в год, около 10% потерь приходится на детей. Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности жизнедеятельности.
Вот сегодня мы с вами и поговорим об опасностях, с которыми мы можем столкнуться в жизни, и которые могут нанести вред нашему здоровью и даже унести жизнь как нашу, так и других людей.
Приобретение знаний и умений по защите здоровья и жизни в опасных ситуациях или неблагоприятных, угрожающих здоровью условиях является залогом вашей личной безопасности. Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности жизнедеятельности.
Воспитатель: Как понимаете слово опасность?
Дети: Опасность – это ситуация, в которой человеку кто-то или что-то угрожает.
Тема нашего занятия «Что такое безопасность?».
-Что такое безопасность? Ответьте своими словами.
Давайте прочитаем более точное определение этого слова из словаря.
-Где и что может угрожать нашему здоровью и жизни? (на дороге, на реке, во дворе, в лесу, дома)
Воспитатель: Скажите, где, в каких местах или месте, вы чувствуете себя в безопасности?
Дети: Я чувствую себя в безопасности дома, там родители, бабушка.
Я чувствую себя в безопасности в школе, там друзья, учителя.
Даже если вы находитесь в безопасном месте, и там могут произойти непредвиденные ситуации.
Ситуация. Звонок в дверь. Вы дома одни. Незнакомец говорит, что он плохо себя чувствует и просит дать ему попить воды.
— Как вы поступите? (Ответы детей. Посмотрю в глазок. Если за дверью незнакомый человек, крикну: «Папа, к нам кто-то пришел».)
Ситуация. Придя домой из школы, вы обнаружили, что замок сломан и дверь приоткрыта. Как поступить?
( Входить нельзя. Надо обратиться к соседям и позвонить в милицию.)
Ситуация. Вам надо подняться в лифте на свой этаж, а в кабине – нетрезвый человек. Как быть?
(В лифт не входить, переждать)
Ситуация. Незнакомый человек предлагает вам конфету. Как правильно вести себя в данной ситуации?
(Конфетка может быть отравлена, чужой человек может украсть ребенка и причинить вред здоровью.)
Мало знать правила безопасности нужно ещё и вести себя в соответствии с ними.
Задание «Выбери ответ».
А. Если ты один дома и в вашу дверь звонят люди, называя себя специалистами различных служб, просят открыть дверь, как ты поступишь?
2. Сделаешь вид, что в доме никого нет.
3. Позвонишь родителям или знакомым людям.
4. Начнешь кричать и шуметь.
Б. Если ты услышишь, что дверь вашей квартиры кто-то открывает, как ты поступишь?
1. Будешь ждать того, кто в нее войдет.
2. Спросишь, кто там.
3. Сообщишь родителям.
В. Если к тебе на улице подойдет незнакомый человек, как ты поступишь?
1. Вступишь с ним в разговор.
2. Молча отойдешь в сторону.
3. Подойдешь туда, где есть люди.
4. Начнешь шуметь, чтобы обратить на себя внимание посторонних людей.
Г. Если во дворе к тебе подойдут незнакомые ребята и пригласят пойти куда-нибудь с ними, как ты поступишь?
1. Примешь их предложение.
3. Свяжешься с родными и спросишь у них разрешения.
4. Пообещаешь, что встретишься с ними в другой раз.
Д. Если ты хочешь войти в подъезд, и за тобой идут один или несколько незнакомых тебе людей, как ты поступишь?
1. Не пойдешь в подъезд.
2. Дождешься знакомых или соседей и тогда пойдешь в подъезд.
3. Позвонишь родителям по мобильному телефону.
4. Пройдешь мимо своего дома и пойдешь туда, где больше людей.
Е. Если ты войдешь в подъезд и увидишь там одного или нескольких незнакомых тебе людей, как ты поступишь?
1. Немедленно выйдешь из подъезда.
2. Пойдешь спокойно по лестнице домой.
3. Позвонишь в любую квартиру.
4. Начнешь звать на помощь.
Назовите основные факторы возникновения пожара в зданиях. (Неисправность электрооборудования, неправильная эксплуатация газовых плит, включение в одну розетку нескольких электроприборов, игры детей с огнём, неисправность электропроводки, курение в постели…)
Оказывая помощь человеку, на котором загорелась одежда, необходимо:
· не позволять пострадавшему бежать, а повалить его на землю и покатать его;
· накинуть на него плотную ткань или мокрое одеяло;
· не срывать с обожжённого тела одежду, а аккуратно разрезать её;
· на ожёг наложить сухую чистую повязку.
А какие вы знаете средства пожаротушения?
· не играйте со спичками, зажигалками;
· не устраивайте игр с огнём вблизи зданий, в подвалах;
· не нагревайте на огне банки из-под красок, аэрозольные баллончики;
· не оставляйте без присмотра включенные электронагревательные приборы;
· пользуйтесь газовой плитой, только когда дома присутствуют взрослые.
Опасность при пользовании газом.
Какая опасность ещё может подстерегать вас дома? (Пользование газом)
Игра «Продолжите предложения».
1. Обнаружить утечку газа можно… (на глаз – на поверхности мыльной пены выделяются пузырьки; на слух – газ вырывается со свистом; по запаху).
2. Нельзя искать место утечки газа…(с помощью открытого огня).
3. На кухне опасно выполнять домашние задания, когда горит газ, потому что…(накапливается углекислый газ, наступает кислородное голодание и начинает болеть голова).
· Если конфорка погасла, не зажигать её.
· Выключите конфорки газовой плиты и перекройте газовый кран на трубе.
· Не включайте свет, электроприборы.
· Откройте окна, чтобы проветрить помещение.
· Выйдите из квартиры, сообщите взрослым и от соседей вызовите аварийную газовую службу по телефону 04.
Опасность на дороге.
Какие правила нарушают дети?
Кто из детей подвергается опасности?
Если вы согласны с высказыванием, отвечаете «Да», если не согласны – «Нет».
1. Можно ли переходить дорогу перед движущимся транспортом? (нет).
2. Можно ли переходить дорогу на красный свет светофора? (Нет).
3. Нельзя играть на дороге в игры. (Да).
4. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. (Да)
5. Можно ли ходить по тротуарам и пешеходным дорожкам? (Да)
6. Переходить дорогу нужно только в разрешённых местах. (Да)
7. Нельзя переходить дорогу на зелёный свет светофора. (Нет)
8. На пешеходных дорожках нужно держаться правой стороны.
Назовите причины несчастных случаев на дороге. (Переход улицы перед транспортным средством, в запрещённых местах, на красный свет светофора; невнимательность; неожиданный выход из-за транспорта на остановке.)
· Улицы, где есть светофоры, переходить только на зелёный свет.
· Ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны.
· Если нет светофора, то дорогу переходить в местах, где установлен знак «Пешеходный переход».
· Прежде, чем перейти дорогу, надо убедиться, что на ней нет автомобилей.
· Автобус или троллейбус надо ждать на посадочных площадках.
· Нельзя устраивать игры на дороге.
Ребята, мы с вами попытались вспомнить опасные ситуации, которые могут возникнуть и разобрали как себя при них вести. Но иногда, к сожалению, бывают моменты, что несчастье уже случилось с нами, или мы стали свидетелем чужой беды, поэтому вы должны знать, куда в таких случаях обращаться. Давайте вспомним: служба газа, скорая помощь, полиция, пожарная часть. Попробуйте вспомнить номера телефонов экстренных служб.
3. Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Сейчас вы выполните тест, и мы узнаем, как вы знаете правила безопасности.
1. Можете ли вы без разрешения допоздна гулять на улице?
2. Пробовали ли вы сигареты, алкоголь?
3. Можете ли вы уйти из комнаты, не проверив, выключены и электроприборы?
4. Считаете ли вы, что Правила дорожного движения всегда соблюдать не обязательно?
5. Можете ли вы кататься по тонкому льду?
6. Можете ли вы искупаться в незнакомом водоеме?
7. Можете ли вы выполнить просьбу незнакомого человека принести домой какой-нибудь неизвестный предмет?
8. Часто ли вы прогуливаете уроки?
Если вы набрали хотя бы 5 баллов, будьте уверены, что Вы не научились ценить свою жизнь и жизнь окружающих людей.
Каждую минуту каждый из нас может оказаться в неожиданной ситуации. Бывает, что даже известные вещи, предметы, ситуации могут стать опасными. Чтобы обезопасить себя, выжить, необходимо знать элементарные правила (правила поведения в обществе, дорожные правила, противопожарные, правила поведения на воде, правила общения с окружающей средой, животными).
Завершить занятие хочется словами А. Беляева.
Цените жизнь, чужую и свою –
Я здесь теорий новых не открою,
В момент успеха или на краю
Цените жизнь, и вам воздастся втрое.
Когда вокруг сплошная темнота,
Когда внутри так холодно и плохо,
Когда горит последняя мечта…
Цените жизнь до финишного вздоха!
Порой судьба бывает непростой,
И на душе становиться тревожно,
Но кто ответит: что там, за чертой?
Цените жизнь, пока ещё возможно!
Человеческая жизнь – это самый сокровенный Божий дар. Она дороже всех ценностей – земных и небесных. Поэтому любите, цените, берегите её!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Оглавление
«Безопасность жизнедеятельности» в качестве учебной дисциплины в вузах РФ была введена в 1990 г. с целью выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения. Новая дисциплина объединила существовавшие ранее курсы «Охрана труда» (ОТ), «Экология» и «Гражданская оборона» (ГО). БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, является научно-методическим фундаментом для всех специальных дисциплин безопасности (безопасность труда, радиационная безопасность, электробезопасность, пожарная безопасность и др.). Как учебная дисциплина Безопасность жизнедеятельности дает знания, навыки и умения обеспечения собственной безопасности и выживания в неблагоприятных или угрожающих условиях.
Дисциплина имеет комплексный, междисциплинарный характер, т.к. рассматривает социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. Теоретическую основу БЖД составляют достижения таких наук о человеке и его деятельности, как физиология труда, психология, социология труда, инженерная психология, охрана труда, экология, эргономика, экономика, юриспруденция и многих других.
Изучение безопасности жизнедеятельности позволяет:
· во-первых, систематизировать научное знание обо всех потенциальных опасностях;
· во-вторых, расширить представления о реакциях организма человека на воздействие негативных факторов окружающей среды с учетом его физиологических и психологических особенностей;
· в-третьих, овладеть знаниями и практическими навыками защиты человека и среды обитания от негативных воздействий.
Целью освоения дисциплины является формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритетаБЖД изучает среду обитания человека, то есть условия его существования.
Объект изучения – комплекс явлений и процессов в системе «человек – среда обитания», негативно воздействующих на человека и природную среду.
В жизненном цикле человека состояние системы “человек – среда обитания” многовариантно. Наиболее характерными являются системы:
· человек – природная среда (биосфера);
· человек – машина – среда рабочей зоны;
· человек – городская среда;
· человек – бытовая среда и др.
Во всех вариантах системы “человек – среда обитания” постоянным компонентом является человек, а среда обитания определяется его выбором.
Приоритет в формировании и развитии негативных ситуаций практически во всех случаях остается за человеком. Лишь при стихийных бедствиях ему отводится соподчиненная роль.
Для правильного понимания негативных явлений, происходящих в системе “человек – среда обитания”, и достижение условий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, необходимо изучение элементов, составляющих систему, и явлений, происходящих в ней.
Предметом изучения являются:
· объективные закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере;
· анатомо-физиологические способности человека переносить опасные и вредные факторы в биосфере и техносфере;
· анатомо-физиологические способности человека переносить воздействие опасных и вредных факторов среды обитания в обычных и чрезвычайных ситуациях (ЧС);
· средства формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранения природной среды;
· правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Цель БЖД — получение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей.
Эта дисциплина решает следующие основные задачи:
— идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;
— защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
— ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
— создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности включает следующие основные этапы научной деятельности:
1) идентификацию и описание зон воздействия опасностей техносферы и отдельных ее компонентов (предприятия, машины, приборы и т. д.);
2) разработку и реализацию наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;
3) формирование систем контроля опасностей и управление состоянием безопасности техносферы;
4) разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опасностей;
5) организацию обучения населения основам безопасности и подготовку специалистов по безопасности жизнедеятельности.
Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.
Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни. Развитие цивилизации, под которой мы понимаем прогресс науки, техники, экономики, индустриализацию сельского хозяйства, использование различных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин, механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивает количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека. Важным элементом в обеспечении жизнедеятельности человека становится защита от этих факторов.
На протяжении всего существования человеческая популяция, развивая экономику, создавала и социально-экономическую систему безопасности. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных воздействий, уровень безопасности человека возрастал. В настоящее время средняя продолжительность жизни в наиболее развитых странах составляет около 77 лет.
Жизнедеятельность – это сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В свою очередь, деятельность означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития, процесс преобразования природной и социальной реальности в соответствии с индивидуальными потребностями, целями и задачами.
Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является – деятельность.
Особую роль в безопасности жизнедеятельности занимает человек:
· это объект защиты (наравне с окружающей средой);
· это источник опасности (ошибки, утомление, эмоциональная неуравновешенность);
· это специалист обеспечивающий безопасность.
Среда обитания — непосредственное окружение организма в данный момент (совокупность физических, химических, биологических, социальных факторов), оказывающее прямое или косвенное воздействие на сам организм или его потомство.
Среда обитания является частью окружающей среды, которая включает:
— компоненты природной среды (атмосфера, гидросфера, литосфера, недра и др.);
— природные объекты (экосистемы, ландшафты и т.п.);
— природно-антропогенные объекты (пруды, сады и т.п.);
— антропогенные объекты (постройки, дороги, технические средства, произведения искусства и др.).
С позиций безопасности жизнедеятельности интерес представляют такие компоненты окружающей среды, как гомосфера и ноксосфера.
Понятие безопасности и риска. Термин жизнедеятельность в широком смысле означает способность человека осуществлять деятельность (в том числе и собственное существование) способом или в рамках, обычных для человека. Синонимами жизнедеятельности можно считать повседневную деятельность, приспособительную активность, трудоспособность в широком смысле.
С развитием энергетики, промышленности, транспорта и других элементов техносферы проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности обострилась, в том числе за счет разрастания опасностей и угроз природного и техногенного происхождения, включая угрозы террористических воздействий.
Многообразие форм проявления риска, частота и тяжесть его последствий вызваны появлением и развитием ряда проблем современной человеческой цивилизации.
С одной стороны, опасные природные явления стали непредсказуемы в связи с антропогенным воздействием на природную среду;
— увеличение запасенной в объектах техносферы (искусственно созданной человеком среды) энергии увеличило разрушительную силу опасных техногенных явлений;
— в социальной среде разрастается и стало глобальным такое опасное явление, как терроризм;
— в связи с экономической глобализацией деловая среда стала еще более нестабильной, горизонт прогноза ее основных параметров сузился.
С другой стороны, рост требований к качеству жизни сопровождается повышением чувствительности населения к негативным воздействиям, вызванным опасными явлениями природного, техногенного, социального и экономического характера.
Понятие «риск» отражает ситуацию, имеющую неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий. В узком смысле риск представляет собой количественную оценку опасностей, определяется как частота реализации одного события при наступлении другого. В основном под словом «риск» чаще всего понимают вероятность потерь, также его можно описать и как вероятность получить результат, отличный от ожидаемого.
Риски связаны со свойством неоднозначности происходящих в мире процессов. Риск существует везде, где есть неопределенность будущего. Выделяют следующие свойства риска, которые определяют понятие и проявления риска:
— риск является многомерной характеристикой будущих состояний любых систем естественного и антропогенного происхождения;
— риск связан со случайными явлениями и процессами;
Риск проявляется посредством взаимодействия человека с природной средой и техносферой. В связи с этим можно выделить следующие области:
— область объективного содержания риска, измеримого и независимого от человеческого восприятия. Его можно идентифицировать, оценивать и предсказывать на базе фундаментальных закономерностей;
— область субъективного содержания риска, связанного с его индивидуальным восприятием, обусловленным ментальным состоянием индивидуума, который попадает в ситуацию неопределенности или сомнений относительно последствий некоторого события (соответственно различают действительный и мнимый риски).
Природные процессы и человеческая деятельность являются основными причинами существования риска. В связи с этим выделяют несколько концептуальных подходов. Рассмотрим некоторые из них.
Концепция абсолютной безопасности (нулевой риск). Эта концепция известна также как теория высшей надежности, в соответствии с которой полагалось, что необходимые материальные затраты на средства защиты, подготовку персонала, строгий контроль за соблюдением всех норм и правил обеспечат полную безопасность.
Комбинированный подход. Этот подход признает неизбежность опасных происшествий и аварий, но предполагает сведение их к минимуму на основе тщательного анализа опасностей при проектировании систем, приоритетного финансирования мероприятий по обеспечению безопасности, тщательного соблюдения законодательства в области безопасности, выполнения правил и инструкций.
Риск существует везде, где есть неопределенность будущего. Риск тем выше, чем более многовариантно будущее.
Понятие риска является универсальной количественной мерой потенциальной опасности, позволяющей провести корректировку исходных целей и стратегии решения задач анализа риска, сравнение опасностей различной природы и механизмов действия, классификацию и ранжирование потенциальных источников опасности по их вкладу в интегральные показатели риска; изучить механизм и исследовать причинно-следственную логику возникновения и развития нежелательных событий, а также влияние на показатели риска различных факторов техногенного, природного и социального характера; обеспечить направление снижения рисков за счет оптимального управления техническими и организационно-методическими факторами воздействия (снижение вероятности, уменьшение величины ущерба).
В рамках концепции риска как опасности в зависимости от возможности формализации задачи и имеющейся исходной информации используются следующие показатели: количественные; качественные, которые применяют тогда, когда отсутствует возможность количественных оценок (необходимых статистических данных, модели). Для их определения используется экспертное оценивание.
В теории рисков и безопасности выделяют следующие объекты исследования:
— источники опасности и неопределенности в природной сфере, техносфере, обществе, экономике (бизнесе) и политике;
— объекты воздействия (человек; образованные им социальные системы; государство как высшая форма социальной организации общества; мировое сообщество; природная среда как условие для дальнейшего устойчивого развития человечества);
— системы защиты объектов риска, создаваемые субъектами обеспечения безопасности (системы личной, коллективной и глобальной безопасности).
При этом все источники опасности действуют на все объекты риска (кроме воздействия «природы» на «природу», так как «природа сама себе не вредит»). Все субъекты обеспечения безопасности также могут в той или иной степени оказывать влияние на объекты риска.
Основными субъектами обеспечения безопасности являются:
— человек; организации (например, правозащитные, комитет солдатских матерей и др.); субъекты федерации; государство (в лице органов государственной власти), решающее основную часть задач по обеспечению всех видов безопасности;
Современные представления и подходы к решению проблем обеспечения защищенности человека, общества и окружающей среды применительно к условиям России с характерными для нее в последние годы быстрыми изменениями социально-политической обстановки требуют разработки новых концептуальных положений, системы целей, критериев, методологии и методов, направленных на минимизацию природных и антропогенных воздействий на население и окружающую среду с одновременным получением максимальной экономической выгоды.
Идентификация опасностей. Опасности носят потенциальный, т. е. скрытый характер.
Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.
В процессе идентификации выявляются: номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.
Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда.
Можно говорить о разной степени идентификации: более или менее полной, приближенной, ориентировочной и т. п.
Одним из центральных понятий во всех дисциплинах безопасности является понятие опасности.
Источниками опасностей могут быть естественные природные процессы и явления, техногенная среда и действия людей. Многообразие опасностей, источников их возникновения, последствий воздействия привели к необходимости систематизировать их по ряду признаков с целью более глубокого познания природы опасностей, организации научного знания о них.
В частности, в учебной литературе можно встретить следующие классификации опасностей:
Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа. В некоторых учебных изданиях встречается деление опасностей на активные и пассивные, простые и производные, вероятные и маловероятные, стихийные и преднамеренные и т.д. В целом следует отметить, что в настоящее время систематизация опасностей продолжается, поскольку сама теория безопасности, в рамках которой рассматриваются все потенциальные опасности, находится в стадии активного развития.
Аксиома о потенциальной опасности деятельности
Человеческая практика дает основание для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна.
Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна. Данная аксиома имеет исключительное методологическое и эвристическое значение. Из этой аксиомы следует вывод о том, что, несмотря на предпринимаемые защитные меры, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.
Другими словами, не существует абсолютно безопасного вида деятельности, невозможно создать абсолютно безопасную технику или технологический процесс, спрогнозировать всякое опасное природное явление. Опасности могут быть реализованы в виде заболеваний, физических увечий, психических травм, летального исхода. Подобный подход стал возможен после пересмотра научным сообществом в конце ХХ в. так называемой концепции абсолютной безопасности (или концепции нулевого риска) и переходом к концепции относительной безопасности (приемлемого риска).
Поэтому безопасность имеет прямое отношение ко всем людям и существует теснейшая связь различных видов деятельности и сфер обитания человека. С другой стороны, результаты трудовой деятельности, выполняемые на конкретном рабочем месте, способны оказать неблагоприятные воздействия через производственную продукцию на большое количество людей, никак не связанных с этим рабочим местом.
Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла. Наличие потенциальной опасности в системе не всегда сопровождается её негативным воздействием на человека. Для реализации такого воздействия необходимо выполнение трех условий:
· опасность реально существует;
· человек находится в зоне действия опасности;
· человек не имеет достаточных средств защиты.
Любая профессиональная деятельность содержит в себе опасные и вредные факторы.
Опасными называются факторы, вызывающие травмы или резкое ухудшение здоровья.
Вредные факторы вызывают заболевание человека или снижение его работоспособности.
Под опасностью будем понимать явления, процессы, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. создавать последствия не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.
Признаками, определяющими опасность, являются:
· возможность нанесения ущерба здоровью;
· нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека
Условия, при которых реализуются опасности, называются причинами.
Профилактика как раз и базируется на поиске причин опасностей. Опасность в своей основе материальна: предметы труда, средства труда, энергия, продукты труда, окружающая природная среда (ОПС).
Источники опасности могут быть :
· внешние (состояние производственной среды и ошибки персонала);
· внутренние (ложные особенности работающего).
По международной шкале опасности выделяется 8 уровней (0-7):
Таксономия опасностей. Таксономия — наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области безопасности деятельности, позволяет глубже познать природу опасности.
Термин «таксономия» предложил швейцарский ботаник О. Декандоль в 1813 г.
Совершенная, достаточно полная таксономия опасностей пока не разработана.
По происхождению различают 6 групп опасностей:
природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные, биологические.
По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп: механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.
По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на импульсивные и кумулятивные.
По локализации опасности бывают: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.
По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы ит. д.
По приносимому ущербу: социальный, технический, экологический, экономический.
Сферы проявления опасностей: бытовая, спортивная, дорожно-транспортная, производственная, военная и др.
По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.
По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.
К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это:
· острые (колющие и режущие) неподвижные элементы;
· неровности поверхности, по которой перемещается человек;
· незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.
Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные признаки (следы) опасностей.
Причины и следствия. Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Другими словами, причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб.
Формы ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.
Опасность, причины, следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар и т. д.
В основе профилактики несчастных случаев по существу лежит поиск причин.
Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной оценкой опасности является риск – это частота реализации опасностей.
Различают индивидуальный и социальный риск.
Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.
Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.
Восприятие общественностью риска и опасностей субъективно. Люди резко реагируют на события редкие, сопровождающиеся большим числом единовременных жертв. В то же время частые события, в результате которых погибают единицы или небольшие группы людей, не вызывают столь напряженного отношения. Ежедневно на производстве погибает 40-50 человек, в целом по стране от различных опасностей лишаются жизни более 1000 человек в день. Но эти сведения менее впечатляют, чем гибель 5-10 человек в одной аварии или каком-либо конфликте. Это необходимо иметь в виду при рассмотрении проблемы приемлемого риска.
Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.
Прежде всего, нужно иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны.
Затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности, можно нанести ущерб социальной сфере, например, ухудшить медицинскую помощь.
При увеличении затрат технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство и нужно учитывать при выборе риска, с которым общество пока вынуждено мириться.
Риск — это ожидаемая частота или вероятность реализации опасности, функция вероятности наступления события и возможного ущерба от него.
В настоящее время не существует единой формулы для определения риска, общий подход к оценке риска может быть выражен следующим образом:
Чаще всего риск определяется как частота или вероятность возникновения события. Он может быть рассчитан на основании статистической информации:
Многоуровневый характер современных рисков представлен на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях:
— мегауровень предполагает наличие глобальных рисков;
— на макроуровне выделяют страновой риск, возникновение которого обусловлено воздействием социально-политических, экономических и прочих факторов;
— на мезоуровне проявляются отраслевые риски;
— на микроуровне рассматриваются риски, связанные с деятельностью конкретного физического или юридического лица.
Единая классификация рисков к настоящему времени не разработана, но предпринимаются попытки систематизировать риски по различным типологическим признакам:
— по степени влияния на жизнедеятельность человека различают следующие виды риска: пренебрежимый;
— приемлемый; чрезмерный; по объекту рассматривают риски: индивидуальный, коллективный (социальный), экономический; стратегический, экологический и др.;
— по местоположению источника опасности относительно объекта различают риски: внешние и внутренние;
— по субъекту (источнику) различают риски: природные, техногенные, социальные.
Возможна классификация рисков и по другим признакам:
— цели (мотивированный и немотивированный);
— результату (оправданный и неоправданный);
— соответствию реальности (действительный и мнимый).
Рассматривают также риски наступления отдельных негативных событий (например, риск болезни, риск аварии, риск банкротства), которые являются мерой возможности наступления этих событий.
Восприятие обществом опасностей субъективно, гораздо болезненней люди реагируют на редкие события, сопровождающиеся большим числом единовременных жертв.
Суть концепции приемлемого риска состоит в стремлении к такому уровню безопасности, с которым общество готово мириться в данный период времени. Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. При увеличении затрат на безопасность риск, например, технический Rт снижается, но растет социально-экономический Rсэ. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы.
В некоторых странах, например в Голландии, приемлемые риски установлены в законодательном порядке. Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели обычно считается 10-6 /год. Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10-8 /год.
Оценка риска состоит в его количественном измерении, т.е. определении возможных последствий его реализации для различных групп населения и организаций. Оценка риска является важным инструментом для принятия обоснованных решений по созданию системы безопасности общества. Целью оценки является взвешивание риска в интересах выработки решений, направленных на его снижение. Оценка риска включает: оценку вероятностей неблагоприятных событий, определение структуры возможного ущерба, построение законов распределения ущербов.
В качестве одной из методологических основ БЖД используется системный подход, в соответствии с которым любой сложноорганизованный объект изучается как целое, состоящее из отдельных элементов, объединенных некоторой формой регулярных взаимодействий. При этом у системы как целого возникают новые свойства и характеристики, отличные от свойств составляющих ее элементов. Системам присущи некоторые общие свойства:
— разнообразие – система не может состоять из идентичных элементов;
— способность к самосохранению (устойчивость);
— способность к эволюции (развитию), наличие периодов развития и кризисов (катастроф).
Вопросы функциональных возможностей человека в процессе деятельности с целью повышения ее эффективности и обеспечения комфорта рассматриваются в рамках таких научных направлений как эргономика и инженерная психология.
Эргономика – научная дисциплина, комплексно изучающая закономерности взаимодействия человека с техническими средствами, предметом деятельности и средой, практическими задачами которой является повышение эффективности деятельности безопасности и экологичности производства.
Инженерная психология как отрасль психологии изучает объективные закономерности взаимодействия человека и техники с целью использования их для проектирования и эксплуатации сложных систем «человек-машина».
Если исходить из той роли, которую выполняет человек, либо машина в системе, можно выделить четыре уровня организации человеко-машинной системы:
1. Человек обеспечивает как энергетическую, так и управляющую функции системы. Примерами служат любые формы ручного труда.
2. Человек осуществляет управляющую функцию, а энергетическая функция поручается машине. Это формы механизированного труда. Например, человек, управляющий экскаватором, прессом и др.
При проектировании систем «человек-машина» высокого уровня существуют два противоположных подхода. Первый состоит в том, чтобы полностью исключить человека из системы, что позволит уменьшить возможность человеческой ошибки, повысить надежность системы, понизить эксплуатационные расходы.
Другой подход состоит в максимально возможном включении человека-оператора в систему для поддержания её в рабочем состоянии в случае отказа машины. Во всех случаях человек в ЭС несет конечную ответственность за распознавание, интерпретацию, устранение или компенсацию недостатков, ошибок и неисправностей в работе оборудования.
Критериями безопасности, комфортности и экологичности среды обитания являются показатели, регламентирующие воздействие на человека ее факторов.
Обобщающим (интегральным) критерием безопасности жизнедеятельности является здоровье человека продолжительность его жизни.
В ФЗ «О безопасности…» определяется безопасность, как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
К основным объектам безопасности относятся:
Таким образом, БЖД следует рассматривать на следующих уровнях:
БЖД на общемировом уровне достигается:
На континентальном уровне БЖД обеспечивается:
На государственном уровне БЖД достигается:
На региональном уровне БЖД обеспечивается:
На местном (бытовом) уровне БЖД достигается:
Системный анализ безопасности. Системный анализ — это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в данном случае, безопасности.
Принцип системности рассматривает явления в их взаимной связи, как целостный набор или комплекс. Цель или результат, который дает система, называют системообразующим элементом. Например, такое – системное явление, как горение (пожар), возможно при наличии следующих компонентов: горючее вещество, окислитель, источник воспламенения. Исключая хотя бы один из названных компонентов, мы разрушаем систему.
Системы имеют качества, которых может не быть у элементов, их образующих. Это важнейшее свойство систем, именуемое эмерджентностью, лежит, по существу, в основе системного анализа вообще и проблем безопасности, в частности.
Методологический статус системного анализа необычен: в нем переплетаются элементы теории и практики, строгие формализованные методы сочетаются с интуицией и личным опытом, с эвристическими приемами.
Цель системного анализа безопасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т. п.), и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления.
Безопасность человека обеспечивается естественной и искусственной системой защиты. Основу естественной системы защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды составляет нервная система и её подсистемы (анализаторы): зрительная, слуховая, тактильная (осязательная). Искусственная система защиты строится на определённых принципах и методах. Осуществление их возможно на основе использования средств защиты.
Безопасность человека обеспечивается естественной и искусственной системой защиты.
В теории БЖД рассматривают по наиболее опасным источникам ЧС следующие виды безопасности: радиационная, химическая, пожарная, экологическая:
Радиационная безопасность – состояние, при котором путём соблюдения правовых норм, основных санитарных и технических требований, а также проведения соответствующих мероприятий максимально ослабляется или исключается вредное воздействие ионизирующего излучения на организм человека, ограничивается радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также окружающей природной среды (ОПС).
Химическая безопасность – состояние, при котором путём соблюдения правовых норм и санитарно-гигиенических правил, выполнения комплекса требований исключаются условия для химического заражения или поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений, загрязнения ОПС опасными химическими веществами в случае возникновения химической аварии.
Пожарная безопасность – состояние объекта экономики, при котором путём выполнения правовых норм, противопожарных и других мероприятий исключается или снижается вероятность возникновения и развития пожара, воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей.
Принципы и методы обеспечения безопасности. Обеспечение безопасности деятельности состоит из принципов, методов и средств.
Принципы обеспечения безопасности – это руководящие правила, обеспечивающие выживание человека в окружающем мире.
Они многообразны. Их многообразие обусловлено спецификой производства, разнообразием применяемого оборудования, особенностями технологических процессов.
Принципы можно разделить по нескольким признакам:
· ориентирующие (замена человека роботом, ликвидация или снижение опасности);
· технические (блокировки, герметизация, экранирование, защита расстоянием);
· организационные (защита временем, резервирование);
· управленческие (контроль, ответственность, стимулирование).
Ориентирующие принципы: системности, деструкции, замены оператора, классификации, ликвидации опасности, снижение опасности.
Технические принципы: блокировки, вакуумирования, экранирования, герметизации, дублирования, защиты временем, защиты расстоянием, резервирования, слабого звена.
Например, принцип слабого звена – это введение предохранителей, предохранительных клапанов.
Организационные принципы направлены на реализацию положений научной организации труда: информации, компенсации, нормирования, подбора кадров, эргономичности, последовательности, несовместимости (космос), рациональной организации труда.
Например, принцип информации заключается в передаче и усвоении личным составом, персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности. Принцип нормирования – установление ПДК.
Управленческие принципы определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К ним относятся: адекватность, иерархичность, контроль, обратная связь, ответственность, плановость, эффективность.
В совокупности все эти принципы образуют систему обеспечения безопасности труда. В то же время каждый принцип обладает относительной самостоятельностью.
1. Пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы (дистанционное управление, автоматизация, роботизация). Это достигается путём механизации и автоматизации процессов, применением средств дистанционного управления, например на АЭС, использования манипуляторов и роботов.
2. Нормализация ноксосферы путем исключения опасностей (средства защиты от шума, газа, пыли и др.). Метод реализуется применением средств коллективной защиты (убежищ, противорадиационных укрытий (ПРУ), созданием безопасной техники (а значит рабочей зоны).
3. Адаптация человека к среде (профотбор, обучение).
В реальных условиях реализуется комбинация рассмотренных методов.
Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной (СИЗ) защиты. СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д.
Каждый день средства информации сообщают о различных авариях, катастрофах, стихийных бедствий в нашей стране и за рубежом.
Люди гибнут в экстремальных условиях как по причине личной неподготовленности в условиях различных чрезвычайных ситуациях, так и по вине руководящего состава объектов экономики, который в силу некомпетентности, беспечности или пренебрежения своими должностными обязанностями не в состоянии поддерживать и совершенствовать безопасные условия деятельности для себя и своих подчинённых.
Овладение знаниями по курсу «Безопасность жизнедеятельности» позволит вам будущим менеджерам не только грамотно действовать самим по сохранению своей безопасности, но и организовать действия своих подчинённых в очагах чрезвычайных ситуаций с обеспечением всех мер защиты. Кроме того, эти знания позволят вам при необходимости оказать помощь пострадавшим в чрезвычайной ситуации.
1. Дайте определение понятиям «Безопасность», «Безопасность жизнедеятельности».
2. Охарактеризуйте среду обитания.
3. Перечислите и охарактеризуйте уровни безопасности жизнедеятельности.
4. Охарактеризуйте виды безопасности.
5. Сформулируйте основные положения «Концепции абсолютной безопасности», « Аксиомы о потенциальной опасности деятельности».
6. Перечислите причины и следствия опасностей.
7. Дайте определение понятиям «риск» и «опасность».
8. Приведите формулировки концепций нулевого и приемлемого рисков.
9. Перечислите принципы и методы обеспечения безопасности.
10. Назовите средства обеспечения безопасности.